• 14. Развивающаяся технология
  • От серфинга к поиску и синдицированию
  • RSS: алмазы из угольных шахт
  • Распространение за пределы блогосферы
  • RSS-реклама по требованию
  • В «подосферу»
  • Просто отдай это
  • Медленный подъем видео
  • Новости и просмотр блогов
  • Найди это побыстрее
  • А вот и тег!
  • Вся ваша жизнь перед глазами
  • Широкая перспектива
  • 15. Эра разговоров
  • Часть 3

    Широкая перспектива

    Все, кто могут нарисовать отличную большую картину, могут нарисовать и маленькую.

    Эрнест Хемингуэй

    14. Развивающаяся технология

    Будущее – это не то, что было.

    (Йоги Берра)

    Через двадцать лет люди будут оглядываться на средства блоггинга, которыми мы сейчас пользуемся, и улыбаться их старомодности. Что придет им на смену? Понятия не имеем. Технология всегда будет преподносить нам сюрпризы, и когда мы оглядываемся на вчерашние надежды, некоторые оказываются пустыми.

    Двадцать лет тому назад мы видели прототипы мобильных телефонов, которые выглядели как пластыри, которые мы когда-то будем наклеивать за ухом, что позволит нам говорить и слышать за счет вибрации. Мы также помним технологию VRML, созданную разработчиками, которые считали, что могут расширить ее до того, что голографические изображения тех, с кем мы разговариваем, будут выбираться с экранов наших компьютеров и болтать с нами в наших гостиных. Эти идеи, конечно, не были реализованы. Вместо них появились технологии, о которых двадцать лет назад большинство людей не могли даже мечтать, включая домашний доступ в Интернет, Wi-Fi, сотовые телефоны с фотокамерой и iPod.

    Всего за полгода в 2005 году, когда мы писали «Разговор дороже денег», началось массовое освоение таких связанных с блоггингом технологий, как RSS и подкастинг. Инновации продолжали менять нашу историю, пока мы писали книгу, и изменят ее еще больше, прежде чем у вас появится возможность прочитать эти строки. Многие кажутся очень многообещающими, но по-прежнему ожидают принятия мейнстримом. Мы еще вернемся к этому обстоятельству, но давайте сначала посмотрим, что произошло за время существования Интернета.

    От серфинга к поиску и синдицированию

    Чуть более чем за десять лет Интернет прошел два этапа массового использования и сейчас находится на третьем. В конце 1994 года началась эпоха серфинга. Графические веб-браузеры позволили обычным людям посещать множество сайтов в Интернете, и те, перебираясь с одного сайта на другой, были очарованы. Чем больше становилось серферов, тем активнее компании создавали для них сайты. Как фиолетовые коровы Година, первый сайт почти в любой категории поначалу казался необыкновенным, но через несколько лет большинство из них выглядели примерно одинаково. Интернет обещал интерактивность, но оказалось, что постоянно обновлять содержимое сайта сложно и дорого. Большинство сайтов обновлялись нерегулярно или не обновлялись вовсе. Некоторые выглядели лишь как статичные онлайнбуклеты и были увлекательны для чтения так же, как устаревшее расписание движения поездов.

    В век серфинга поисковые системы были в целом бесполезны. Вы могли попросить иголку и получить обратно информации на стог сена, внутри которого, возможно, находилась ваша иголка.

    Затем в 1998 году появилась пара ребят из Стэнфорда с Google, который резко улучшил результаты поиска, используя программируемые алгоритмы, а не простые ключевые слова, и наступила эпоха поиска. Современные поисковики действительно необыкновенны и обычно дают необходимую информацию в начале страницы результатов. Однако определенные недостатки функциональности остаются, особенно если вы пытаетесь найти наиболее свежую информацию. Кроме того, поисковики нынешнего поколения хорошо справляются с тем, чтобы найти то, что компании хотят сказать про себя, но не то, что люди хотят сказать про них. Поиск свежей информации становится утомительным, требующим постраничного просмотра и проверки, обновлялась ли информация с последнего посещения. Средний человек может так посетить и проверить около дюжины сайтов в час, и это не самая веселая работка.

    RSS: алмазы из угольных шахт

    Блоги и социальные медиа сейчас выступают двигателями новой эпохи – подписной. Вместо того чтобы ходить за информацией, вы обеспечиваете ее поступление к вам. Вместо доступа только к тому, что компания хочет сказать о себе, вы можете увидеть то, что говорят о ней люди. Стоит обновлениям появиться, как они поступают к вам так же, как и заголовки новостей. Возможно это стало благодаря технологии Really Simple Syndication (RSS), все последствия которой еще только предстоит осознать.

    RSS – это протокол распределения данных, который позволяет вам подписаться практически на любой блог. Если ваш веббраузер поддерживает RSS, вы можете просто нажать на кнопку «Подписаться» при посещении интересующей вас веб-страницы с RSS, и эта страница добавляется в ваш подписной лист. Затем вы начинаете получать все обновления этой страницы по мере их появления.

    Вы можете читать ленты, на которые вы подписаны, несколькими способами. Они могут поступать в папку «Входящие» вашего электронного ящика, можно использовать отдельный RSS-ридер или веб-интерфейс, который агрегирует и отражает все ваши ленты. Однако самый эффективный способ – получать обновления с помощью вашего почтового клиента. Когда на блогах, за которыми вы следите, появляется новый пост, папка с подпиской выделяется жирным шрифтом, сигнализируя о том, что получено обновление. В папке находятся заголовки каждого поста, причем новые также выделяются жирным шрифтом. Вы можете пропустить или удалить те, которые вас не интересуют, даже не читая их. При этом вы ни разу не выходите из своего почтового клиента, что опять-таки экономит время.

    Все это в итоге значительно экономит время. Посещая каждый сайт вручную для проверки обновлений, вы, вероятно, просматриваете не меньше дюжины веб-сайтов за день. RSS позволяет вам охватить около 100-200 в час. Скобл, которого называли «помешанным на блоггинге», регулярно отслеживает более 1300 RSS-фидов, накапливая огромный объем информации.

    Для подписки на сайты, поддерживающие технологию RSS, необходим интегрируемый «агрегатор», например NewsGator или FeedBurner. Однако три самых популярных браузера – Firefox, Apple Safari и Internet Explorer – либо уже обладают встроенными агрегаторами, либо те появятся в следующем релизе программы, тем самым увеличив ее эффективность. За день до того, как мы написали этот раздел, в драку вступила Google со своим Google Sidebar[232] , который также содержит агрегатор, именуемый Web Clips (веб-вырезки) – понятие, гораздо менее устрашающее для конечных пользователей, чем «агрегатор RSS-лент».

    Весь потенциал RSS становится ясен, когда вы видите, что могут делать новые RSS-поисковики, например Google Blog Search[233] , IceRocket[234] , Bloglines Citations[235] , Technorati, PubSub и Feedster. Если современные веб-поисковики извлекают иголки из стогов сена, то новые RSS-поисковики добывают алмазы из угольных шахт, причем россыпями.

    Предположим, вы собираетесь приобрести новый автомобиль. Двадцать лет назад вы начали бы читать рекламные объявления и спрашивать друзей, что им доводилось водить и где они встречали хорошие цены и сервис. Вы прочитали бы несколько журнальных обзоров и, возможно, отчет для потребителей.

    В эпоху интернет-поиска ваши возможности возросли благодаря поисковым системам. Вы могли найти больше исследований, нежели раньше. Можно было купить машины в онлайн-магазинах и даже узнать стоимость вашего сдаваемого в обмен авто в Kelley Blue Book. Однако единственными комментариями потребителей, которые вы легко могли найти, были те, что отобрал для показа производитель. Остальные приходилось искать на веб-сайтах по одному за раз.

    Теперь все иначе. Предположим, что с учетом экологических соображений и цен на бензин вы хотите приобрести новый гибридный автомобиль, но не знакомы ни с кем, у кого такой уже есть. RSS-поисковики, часто именуемые «блог-поисковиками», позволяют вам увидеть, что люди со всего мира говорят об интересующих вас машинах. Вы также можете найти несколько комментариев по поводу расположенных по соседству дилеров. И вам больше не нужно относиться к информации, собранной в Интернете, как к застывшей во времени конструкции. Вы получаете обновления каждый раз, когда кто-то говорит что-то новое по любой теме, за которой вы попросили следить поисковик.

    Среди RSS-поисковиков существует острая конкуренция. В дополнение к шести упомянутым выше возникает много новых. Yahoo! также вступила в драку, и вскоре ожидается присоединение Microsoft.

    При такой конкуренции нет недостатка в инновациях. Почти ежедневно то один, то другой провайдер добавляет все новые функции, и каждый пытается соблазнить потребителей новыми возможностями и удобствами. Пока эти компании продолжают обмениваться ударами, в выигрыше остаются конечные пользователи.

    Распространение за пределы блогосферы

    Возможности RSS, впрочем, не ограничиваются блогосферой. Почти любая страница с контентом в Сети может быть приспособлена к RSS, и таких становится все больше. BBC и New York Times ввели RSS на своих страницах, позволяя вам подписываться на них с помощью RSS-лент. Следующее поколение веб-браузеров, в числе которых Firefox, Internet Explorer и Apple Safari, будет определять наличие RSS-фидов на страницах и позволит вам подписываться на них с помощью одного щелчка, обеспечивая вам с данного момента все обновления с этой страницы. Все больше свидетельств того, что большая часть Всемирной паутины будет охвачена RSS. Это означает, что конечные пользователи скоро смогут получать на дом информацию из более широкой среды, чем одна блогосфера.

    Кроме того, постоянно появляется множество удобных маленьких приложений, включающих RSS, каждое из которых ускоряет и упрощает поиск в Интернете. RSS Auction[236] , в частности, уведомляет вас о выставлении на аукцион eBay заданных товаров по определенной цене. На Yaywastaken.com[237] Шон Нолан предлагает RSS-ленты, которые сообщают вам об интересующих вас книгах, когда их новые или старые копии появляются на Amazon.com. Этот сайт выполняет сходные услуги для тех, кого интересуют выгодные сделки на Overstock.com[238] . На Dangerous Precedent[239] Бена Хаммерсли вы можете использовать бесплатный RSS-код[240] , чтобы следить за доставкой посылки FedEx. Такие новые возможности появляются быстро, и мы ожидаем, что вскоре их будет еще больше.

    RSS-реклама по требованию

    Там, где есть инновация, вы можете обычно встретить вьющихся специалистов по директ-маркетингу, ищущих уязвимое место, где можно впиться в эти 2% населения, которые все время оказываются восприимчивы к их «поразительным предложениям». RSS может стать для них первым способом достигать желающих, не раздражая всех остальных.

    Предположим, ломается ваш холодильник, и вам срочно нужен новый. Технология RSS начинает предлагать реальные услуги рекламы по требованию, так что вы, например, можете подписаться на все объявления по новым или подержанным холодильникам единственный раз за двадцать лет, когда они для вас актуальны. И вы найдете подходящую сделку в вашем районе заодно с другой информацией о моделях, брендах и репутации. Стоит вам сделать выбор, как вы можете отписаться от рекламной ленты.

    Когда вы подписываетесь на получение электронной почты от онлайн-продавцов, вы нередко оказываетесь обречены вечно получать от них корреспонденцию. Они не только продолжают высылать ненужные вам сообщения все то время, пока вы пользуетесь этим адресом, но и продают ваше имя другим продавцам баз данных. Однако при работе с RSS, если вы отписываетесь, то они уходят. У них нет выбора. RSS дает получателю, а не отправителю, право решать, когда закончится срок подписки. У отправителя нет способов узнать, кто подписался. Поскольку вы не регистрируете адрес вашей электронной почты, у отправителя нет шансов забрасывать вас новыми и нежелательными материалами.

    RSS заново перекраивает игровое поле в пользу конечного потребителя, а не компании. Потребитель выбирает, начинать ли ему эти отношения и когда это делать. С помощью RSS он получает возможность следить за компанией и решать, заслуживает ли она доверия. Потребитель может заставить компанию уйти в любое время и по любой причине. В нашем случае поиска холодильника потребитель знает о том, как действует дилер, еще до того, как впервые зайдет в его магазин.

    Это новое положение вещей не означает, что компания проигрывает. Если она решает доверить потенциальным клиентам право принимать верные решения, то у нее может появиться больше потребителей. Если компания работает в открытую и показывает, что доверяет своим сотрудникам, позволяя тем вести блоги или вступать в иные формы прямого общения с потребителями, больше людей подпишутся на получение их сообщений, и компания будет строиться и расти засчет нынешних чужаков, которые станут будущими потребителями.

    В «подосферу»

    После того как Дэйв Вайнер и Netscape пришли к компромиссу, дав миру стандарт RSS 2.01, Вайнер создал дополнительную возможность, которая позволяет людям подписываться на аудиоблоги или подкасты. Это отчасти стало результатом его сотрудничества с бывшим звездным ведущим MTV Эдамом Карри, который одновременно разработал приложение для скачивания ПО под названием iPodder и создал Daily Source Code (ежедневный исходный код) [241] – первый подкаст – 13 августа 2004 года. Никто не знает, сколько народа слушало его тогда, но менее чем через год у Карри было почти 100 тыс. слушателей в день, по данным CitizenSpin[242] . В то же самое время, как сообщила Pew Research, 6 млн американцев слушали подкасты [243] . Это гораздо более быстрые темпы роста, чем у текстовых блогов.

    Подкастинг получил громадную дополнительную подпитку, когда 28 июня 2005 года сервис iTunes, принадлежащий Apple Computer, представил iTunes 4.9, позволив владельцам iPod напрямую подписываться на RSS-ленты. В результате трафик многих подкастеров за ночь вырос в четыре раза. К середине лета 2005 года iTunes предлагала свыше 3 тыс. программ и стала «центральным подкаст-терминалом». Рост данного канала также стимулировался интеграцией с текстовыми блогами, которые сообщают вам о появлении новых подкастов и местах, где можно найти определенный аудиоконтент.

    Карри входит в число нескольких продюсеров, которые доказывают, что на подкастинге тоже можно делать бизнес. Его Adam Curry Podcast Show Network производит 35 программ, охватывая в целом несколько сотен тысяч слушателей ежедневно. Он сказал, что компания была прибыльной с самого начала за счет использования рекламной модели традиционной медиасети, но привлекла венчурный капитал на сумму $8,5 млн, чтобы финансировать свой быстрый рост.

    Карри работает над тем, чтобы использовать рекламу менее назойливо. Почему? «Потому что реклама – отстой. Это скучно, и люди отключаются», – сказал он нам. Он говорит, что телевизионные ролики и радиореклама работают в силу двух факторов: человеческих эмоций и дублирования. В частности, когда вы смотрите телевизор и программа достигает кульминации, можно быть уверенным в том, что рекламная пауза последует прежде, чем вы увидите захватывающее окончание. Дублирование рекламы еще хуже. «Меня тошнит от этого, но президентом избирают того, в кампании которого транслируется больше рекламы и где она чаще всего повторяется», – сказал он нам.

    Когда мы говорили с Карри, он готовился сделать подкаст о съемках нового фильма Спайка Ли, на что режиссер соглашался ради раскрутки, а Apple Computer платила Карри за то, чтобы подкаст можно было скачивать только через iTunes. В самом подкасте не будет прямой рекламы, и Карри уверен, что слушатели оценят ее отсутствие.

    Карри обладает всеми преимуществами пионера подкастинга, но он – не единственный. Есть и другие, кто пытается агрегировать программы и расти за счет этого. Наряду с десятком обитателей блогосферы среди первых игроков оказались ABC, CBS, NEC и NPR. Почему они подключаются на столь ранней стадии? Потому что прогнозисты все время корректируют собственные же прогнозы о перспективах развития подкастинга. BBC[244] , которая экспериментирует примерно с двадцатью собственными подкастами, цитирует оценки Jupiter Research, согласно которым к концу 2010 года 56 млн американцев будут владеть цифровой аппаратурой для воспроизведения музыки. По оценкам Forrester Research[245] , в 2010 году 12,3 млн американских семей будут слушать подкасты. Неважно, как получены эти данные, но все согласны, что через несколько лет подкасты будет слушать куча народу.

    Просто отдай это

    Должна ли реклама быть несущей конструкцией? Необязательно.

    Дуг Кей, успешный серийный предприниматель, утверждает, что компаниям разумнее и в итоге более выгодно бесплатно распространять контент своих подкастов. Когда Кей писал книгу «Слабосвязанный: недостающие элементы веб-сервисов» (Loosely Coupled: The Missing Pieces of Web Services) в 2002-2003 годах, он осознал, что люди, у которых он берет интервью, знают о веб-сервисах гораздо больше него, и он напишет книгу лучше, если не будет мешать им напрямую говорить с аудиторией. Писателю это сделать непросто, и он понял, что будет проще и эффективнее записать и как-то передать голоса этих экспертов. После того как Карри сделал свой первый подкаст, Кей последовал за ним, устроив подкаст-интервью для своей книги. Этот эксперимент привел к рождению IT Conversations («Разговоров об ИТ») [246] , выросших в сеть подкастов о технологии. К Дню труда[247] 2005 года он производил примерно 56 программ, и все они были адресованы различным аудиториям ИТ-сообщества.

    Когда мы брали интервью у Кея в начале августа 2005 года, IT Conversations полагался на спонсоров (равно как и на кошелек самого Кея), чтобы выжить. Однако мы чувствовали, что он уже активно продумывает концепцию IT Conversations 2.0, где подкастеры из обычных пользователей будут записывать выступления на самых разных публичных мероприятиях, вне зависимости от тематики. Затем IT Conversations будут предлагать «живую» аудиозапись сказанного в определенный день в определенном месте. Модераторов программы будет всего несколько, а интервью не будет вообще. Это некий вариант подкастинга с открытым исходным ходом – не потому, что любой может добавить или изменить его, а потому что любой может принять участие. Подкаст будет доступен всем, кто запустит поиск по этой теме, месту, выступавшему, конференции и т.д. Он будет доступен завтра с утра или через сто (и даже тысячу) лет.

    Какое дело компаниям до подкастинга с открытым исходным кодом? Ну, многие уже обращают на него внимание, но Кей считает, что они при этом упускают широкую перспективу. Он рассказал нам, что многие компании воспринимают подкастинг как новую организацию потокового мультимедиа – интернетвещания, которое уже используется долгие годы.

    Рентабельность инвестиций в традиционное интернет-вещание обеспечивается за счет все того же маркетинга, основанного на базах данных. Для выступления на мероприятии, организованном компанией, привлекается известный оратор. Его выступление записывается и распространяется через Интернет бесплатно, но с подвохом. Вы должны зарегистрироваться, сообщив свое имя, e-mail и, возможно, пару личных деталей, – до того, как вам позволят скачать поток данных. Обычно в регистрационной форме есть и заранее отмеченный маленький квадратик, разрешающий компании пересылать вам «дополнительную информацию». Это разрешение всегда используется для прямого маркетинга. Компания определяет успех трансляции строго с точки зрения рентабельности: вычтите затраты на приглашение выступающего и производство из последующих продаж и определите доходность инвестиций.

    Исходя из своего обширного опыта, Кей оценивает, что в лучшем случае компания может убедить 10 тыс. человек зарегистрироваться, чтобы послушать. Используя стандартные средние показатели директ-маркетинга, можно сказать, что произойдет 200 реальных транзакций. Компания также может заработать еще несколько долларов, продав имена компании-поставщику адресных списков. Зарегистрировавшись бесплатно, все 10 тыс. заплатят получением e-mail, которых они никогда не просили, и продвижением товаров, которые им не нужны, в течение всего того времени, пока они пользуются этим адресом электронной почты.

    Кей считает, что такая стратегия недальновидна и в долгосрочной перспективе негативно скажется и на добром имени, и на продажах компании. Кроме того, все больше людей знают о подвохах так называемых бесплатных регистраций и не станут регистрироваться. Однако, заменив требования регистрации бесплатной RSS-подпиской, компания может увеличить количество слушателей даже десятикратно. Если гораздо меньшая доля слушателей решит купить что-то у компании, продажи все равно, скорее всего, превысят цифру 200, которую обеспечивала предыдущая модель. Если всего 1% добровольно что-нибудь купит, результат будет на 500% больше по сравнению с моделью принудительной регистрации.

    По словам Кея, некоторые компании начали постепенно понимать это. У него пока нет обработанных примеров, но он сообщил нам, что недавно помогал BMC Software запустить BMCTalk[248] , подкаст с RSS, посвященный самым разным темам – от лучших ударов в гольфе до проблем интеграции кадров после корпоративных поглощений. Затем он консультировал Salesforce.com о том, как создать схожую программу, находившуюся в процессе разработки во время нашей беседы.

    Насколько подкастинг может быть полезен для компании, показывает сделанная IT Conversations запись выступления автора «Мига» Малкольма Глэдуэлла[249] на PopTech, популярной конференции, соединяющей технологию и социологическое мышление. Выступая в октябре 2004 года, Глэдуэлл встретил хороший прием у 500 участников конференции, большая часть которых оплатили свое присутствие на ней. За последующие 10 месяцев, подкаст-версию выступления прослушали 67 тыс. человек. Глэдуэлл выступал на PopTech бесплатно, хотя за другие его выступления в это время платили до $40 тыс. До августа 2005 года его цена поднялась до $60 тыс., и он был в числе наиболее популярных ораторов своего круга. Продажи его новой книги значительно превосходят продажи предыдущей. В то же время, хотя PopTech подняла величину регистрационного взноса на конференции 2005 года, все места оказались распроданы впервые за девять лет проведения, и был лист ожидания. Можно ли как-то количественно оценить эффект? Это недоказуемо. Однако можно предположить, что и Глэдуэлл, и организаторы конференции не прогадали, «просто отдав это».

    Крупные компании часто организуют выступления известных людей, куда приглашают звезд уровня Глэдуэлла. Помогут ли бесплатные незарегистрированные подкасты улучшить отношение людей к компании? Могут ли они повлиять на потенциальных сотрудников, не знающих, что эта качественная добавка – часть условий найма? Полагаем, что да. Подкаст продолжается практически бесконечно, и чем раньше он появился, тем более видные позиции будут отводить ему поисковые системы.

    Другой способ использования подкаста на благо компании – трансляция голосов и слов своих лучших и наиболее талантливых сотрудников. Это становится не только прекрасным моральным стимулом для сотрудников, но и демонстрирует миру качество персонала и показывает, что топ-менеджмент гордится своей командой. Таким образом, все поймут, что на компанию работают реальные люди, причем они испытывают страсть к тому, чем занимаются, и обладают авторитетом в этой области. Это может быть ценнее, чем 200 продаж с помощью директ-маркетинга.

    Медленный подъем видео

    Текстовые и аудиоблоги могут иметь огромное влияние, но ничто не сравнится с личной встречей с выступающим. И если вы не можете присутствовать на самом мероприятии лично, то эффективность видео в этом случае бесспорна. Видео развивалось медленнее, чем две другие формы социальных медиа, отчасти потому, что оно стоит дороже и труднее в производстве из-за 18 конфликтующих стандартов. Более того, большой размер файлов, по сути, исключает из аудитории всех, у кого нет широкополосного соединения. Видео также менее удобно, чем аудио, для человека, находящегося в движении: люди могут слушать подкасты, управляя машиной или занимаясь бегом, но просматривать видеоблоги во время этих занятий было бы неразумно.

    Бесспорно, дневная работа Скобла в качестве интервьюера Channel 9 компании Microsoft позволяет ему находиться в центре самого популярного на данный момент в мире делового видеоблога, который ежемесячно посещают почти 3 млн человек. Хотя Channel 9 включает Вики, форумы и значительный текстовый контент, главной приманкой являются интервью с самыми известными разработчиками компании. Некоторые из видео Роберта скачивались более 100 тыс. раз.

    Другие компании начали медленно подбираться к видеоблогам. Глобальная медиакомпания сообщила Скоблу, что планирует запустить видеоблог, который повторяет модель Channel 9. Аманда Конгдон делает RocketBoom[250] , очень креативный и непредсказуемый видеоблог, существующий за счет рекламы, который привлекает 60 тыс. посетителей в день без каких-либо маркетинговых усилий (не считая отзывов многочисленных поклонников).

    Однако, чтобы это явление действительно получило развитие, высокая стоимость производства видеоблогов должна быть снижена, а также должны быть решены (или, по крайней мере, снижены) сложности с шириной полосы и хранением информации. Впрочем, одна компания обещает недорогое решение первой из этих проблем, а другая претендует на бесплатное разрешение второй.

    Serious Magic, Inc. [251] , начинающая ПО-компания из Фолсома, штат Калифорния, предлагает целый комплекс дешевых инструментов для видеокоммуникаций. Как утверждает директор по маркетингу Мишель Галлина, примерно половина компаний из списка Fortune 500 использует продукты этой компании в той или иной степени. Например, USA Today – для обучения, а Hyatt Regency – для производства видео, приглашающее компании воспользоваться бизнес-центром отеля. Еще больше нас вдохновляют перспективные обещания. Исполнительный директор Serious Magic Марк Рэндалл сообщил нам в феврале 2005 года, что его компания обладает технологией, которая «позволит обычным людям производить видео профессионального качества». Мы встречались с Рэндаллом на Demo[252] – престижной конференции, где начинающим компаниям отводится шесть минут на демонстрацию своих продуктов со сцены. Рэндалл сделал превосходную быструю презентацию Vlog It!, программы для видеоблоггинга, разработанной его компанией. Ее выпуск был запланирован на осень 2005 года при заявленной цене примерно в $100. OurMedia[253] , новая некоммерческая организация, предлагает «бесплатное и вечное» дисковое пространство для хранения видео в Сети, что, очевидно, ликвидирует барьеры для пользователей, связанные с хранением информации и шириной полосы. Мы считаем, что новый дешевый деловой канал коммуникации выходит на позиции, позволяющие рассчитывать на быстрый рост.

    Новости и просмотр блогов

    В текстовом блоггинге слишком много интересных инноваций, и у нас нет возможности рассмотреть их все. Однако есть одна новинка, которая, на наш взгляд, может иметь эпохальные последствия. Это Memeorandum[254] , первая технология, которая соединяет старые и новые медиа, предлагая просмотр на одном экране заголовков традиционных медиа с комментариями популярных блоггеров. Это должно покончить с текущей и зачастую мелочной враждой между каналами информации во благо конечного пользователя.

    На момент написания этой книги Memeorandum представлял собой небольшое предприятие, работающее на базе сервера, стоящего в спальне бывшего программиста Intel Габе Риверы.

    Пока он продемонстрировал только версии для общих новостей и новостей политики и технологии[255] , но его возможности кажутся неограниченными.

    Memeorandum может положить конец «ссылочным блогам» или практически не создающим нового контента блогам, указывающим на другие блоги, чтобы набрать себе авторитет за счет ссылок. Поскольку Memeorandum, как и Google, использует в своей работе алгоритмы, процесс организации ссылок автоматизируется, давая результаты по теме значительно быстрее, чем это мог бы сделать человек, и удобнее – в виде дайджеста объемом в одну страницу. Хотя это может сулить конец рейтингам ныне знаменитых блоггеров, выгода для конечного пользователя огромна. Когда-нибудь в будущем мы предвидим появление личного Memeorandum, когда вы сможете отобрать несколько тысяч ваших любимых блогов, поместить их в Memeorandum и получить настоящую пользовательскую службу новостей.

    Найди это побыстрее

    Мобильные блоги – это блоги, которые постятся с переносной аппаратуры. Большинство из них представляют собой снимки, сделанные с помощью камеры телефона, плюс подпись из нескольких слов, а также обычно содержат условное название для мгновенной пересылки. Объединение данных о местонахождении пользователя с мобильными блогами представляется весьма перспективным, так что картография стала той сферой, где наперегонки соревнуются крупные игроки вроде Amazon.com, MSN и Google.

    Компания A9 (поисковик Amazon) [256] , в частности, установила камеры на автомобили и проехала по городским улицам – прием, давно использующийся компьютерными картографами. Однако Amazon сделала шаг вперед, связав результаты в функцию Yellow Pages A9, благодаря которой можно было посмотреть, как, скажем, выглядит снаружи и внутри суши-ресторан. Возможно, вы подумываете о том, чтобы поужинать там сегодня вечером, или просто проходите мимо, чувствуя желание перекусить. Несколько компаний также работают над тем, чтобы дать возможность людям, уже побывавшим в каких-либо заведениях, постить свои блоггерские отчеты, чтобы привлечь или предостеречь будущих потребителей.

    В августе 2005 года Google запустила Google Earth с картами, [257] которые очень просто прокручивать в веб-браузере и которые указывают расположение ресторанов, кинотеатров или магазинов в нужном вам районе. В качестве «десерта» Google Earth также предлагает кадры спутниковой съемки и открыла свою технологию, позволяющую сторонним разработчикам добавлять собственные приложения, например потоки данных о движении транспорта. Дорожная карта от Google будет показывать вам альтернативные маршруты, чтобы избежать пробок, пожаров, мест преступлений или нападений террористов.

    Карты также можно наполнить рекламой и данными по этому месту, что может быть полезно для путешественников, ищущих местный Starbucks или госпиталь. Ларри Ларсен, айтишник из флоридского Poynter Institute (научно-исследовательского центра американской журналистики), показал нам прообраз того, как блоги и новости могут накладываться на карты [258] , обеспечивая новый уровень информации в режиме реального времени.

    Чанду Тхота из команды MSN Virtual Earth[259] разработал BlogMap[260] – программу, которая позволяет блоггерам видеть, откуда вы пишете в свой блог и расположение других блоггеров по соседству. За первую неделю после появления сервиса BlogMap скачали 100 тыс. человек, рассказал нам Тхота, добавив, что следующим шагом станет возможность для блоггеров постить непосредственно на карте.

    А вот и тег!

    Тегирование (расстановка тегов и поиск по ним) – одна из тех простых маленьких инноваций, которые начали существенно улучшать процесс поиска по блогам. Это то же самое, что поместить метку на папку с файлами или пришить имя вашего ребенка на его одежду перед поездкой в детский лагерь. Внизу своего поста вы просто пишете слова Technorati Tag (тег Technorati), а затем ключевые слова вашего сообщения, например Apple Computer, «президент Буш» или «выставка бытовой электроники». На странице тегов Technorati (Technorati Tag Page) [261] , где по состоянию на август 2005 года отслеживалось 3 млн тегов, вы можете найти код или слово, которое вы ищете, и сделать ссылку. Но даже простой набор слова позволит Technorati найти вас и сделать более доступным.

    Чтобы понять, как это работает, представим, что вы посещаете Выставку бытовой электроники (Consumer Electronics Show) 2006 в Лас-Вегасе и хотите посмотреть другие блог-отчеты с этого мероприятия. Если вы зайдете в обычную поисковую систему и наберете CES, вы получите стог в основном ненужного вам сена. Однако, если все, кто пишут в блог с выставки, снабжают свои посты тегами с тем же значением, например CES 2006, результаты вашего поиска будут куда более удовлетворительными.

    Тегирование особенно актуально для фотографий и других мультимедийных постов, где мало текста, что затрудняет работу поисковиков. Поисковые системы не могут посмотреть на фотографию маяка и распознать на ней маяк, если только она не имеет соответствующий тег. Technorati сотрудничает с онлайновыми фотосервисами Flickr[262] и Buzznet[263] , а также такими сервисами закладок, как Delicious[264] и Furl[265] . Riya[266] , начинающая компания из Силиконовой долины, которую консультирует Израэл, запустила в конце октября 2005 года прорывную технологию, позволяющую автоматически расставить теги на все фотографии. После того как вы указали программе, что это – тетя Ида, Riya снабдит тегами все ее фотографии, которые находятся на вашем компьютере или на сервере Riya.

    Однако на этом все не заканчивается. Теги могут быть интегрированы с картами и мобильными блогами для давно обещанного «геотегирования», которое позволит компаниям и частным лицам тегировать объекты на карте и постить информацию в мобильном блоге. Это в итоге упростит поиск людей, мест, продуктов, госпиталей или автозаправок повсеместно, а также позволит читать отзывы тех, кто бывал в этом месте раньше. Множество компаний работают над окончательной сборкой мириадов кусков этой головоломки.

    Вся ваша жизнь перед глазами

    Возможно, самый амбициозный проект, о которым мы узнали за время сбора информации для этой главы, разрабатывается в лаборатории Microsoft в Сан-Франциско, где Джим Геммелл[267] и Гордон Белл[268] (отец компьютера DEC VAX) работали над MyLifeBits[269] – системой, которая позволит хранить в ПК события всей вашей жизни, чтобы всегда можно было вновь просмотреть то, что вы когда-то видели, или показать это друзьям и членам семьи. Видео, фотографии, блоги и другой цифровой хлам размещается и хранится в программе MyLifeBits. Другая исследовательская группа Microsoft, базирующаяся в английском Кембридже, работает над SenseCam, небольшой, реагирующей на движение цифровой камерой, которую вы вешаете на шею, и она передает изображение в MyLifeBits. Когда происходит что-то примечательное, вы проводите перед ней рукой, и встроенный детектор движения запускает ее, что позволяет заснять, тегировать или геотегировать, а затем запостить или сохранить на ПК все события. Вы сохраняете важные моменты, а затем делитесь ими с теми, кто вам дорог.

    У MyLifeBits есть и более прагматические возможности. Исследования с пострадавшими от инсультов, похоже, свидетельствуют о том, что фотографии помогают им вернуть утраченную память. Две группы сотрудников MyLifeBits также проводят исследования, чтобы определить, насколько такие инструменты «жизненного блоггинга» помогают нам лучше понять, что же мы, собственно, видели, позволяя вновь и вновь вернуться к просмотру. Однако, как нам кажется, еще более важно то, что простой ПК теперь может хранить все события жизни человека в видеозаписи.

    Широкая перспектива

    После взрыва легендарной доткомовой бомбы многим наблюдателям казалось, что в мире технологии происходит не так уж и много, однако за кулисами появилось немало инноваций, и многие из этих новых технологий имеют отношение к блоггингу и социальным СМИ. Технологии, о которых шла речь в этой главе, представляют лишь верхушку вырастающего айсберга. Эти технологии влияют на коммуникации бизнеса и на то, как люди ищут информацию и обмениваются ею. Последние технические новинки могут удивлять нас, но общее движение в сторону социальных СМИ очевидно.

    Широкая перспектива сейчас видна яснее, чем в прошлые годы. Мы вступили в новую эру коммуникации.

    15. Эра разговоров

    Довольно естественно считать рост блогосферы чисто техническим явлением.

    Однако это одновременно и человеческий феномен, возможность расширить и в некотором смысле овеществить эфемерные повседневные разговоры, в которые вступают люди. Ежедневно блогосфера захватывает чуточку больше этой странной моментальности жизни, которая проходит мимо нас. Думайте о блогосфере как о глобальном мыслительном пузыре одного разговорчивого биологического вида.

    (Редакционная статья в New York Times, 5.08.2005)

    Иногда инструмент – это просто инструмент. В течение нашей жизни молотки почти не претерпели изменений. Если бы мы писали о них книгу и потратили бы на это годы, изменилось бы немногое. Большинство инструментов похожи на молотки, но только не блоги.

    За девять месяцев, которые мы писали «Разговор дороже денег», инновациям в блогах и блогосфере не было конца. Количество блоггеров почти утроилось с менее чем 7,5 млн пользователей до почти 20 млн. Сегодня каждую секунду кто-то начинает вести блог, и каждые две секунды еще кто-то бросает его. Мы постоянно чувствовали, что пишем о движущейся мишени. Нам пришлось отложить завершение главы о блоггинге в условиях кризиса, потому что кризис реально случился у Скобла в Microsoft. Спустя несколько недель нам пришлось отложить завершение главы о развивающейся технологии, потому что, завершая черновой вариант, мы узнали о ряде новаций в сфере новых социальных СМИ.

    По ходу книги мы старались сохранять фокус на том, как блоггинг и социальные медиа меняют отношения между компаниями и их аудиториями. Мы предложили немало советов и примеров, которые, как мы надеемся, останутся актуальными, несмотря на постоянные изменения технологии.

    С того момента, как мы начали этот проект, и по сию пору мы ощущали происходящие изменения в отношении делового сообщества к блоггингу. Когда мы начали писать главу 1, большинство бизнесменов по-прежнему открещивались от блоггинга как от преходящего увлечения. Это была фаза отрицания. Затем мы отметили определенное раздражение по поводу блогов как отвлекающего фактора, потому что те вносили разлад в действующие системы, считавшиеся лучшими практиками. Один разъяренный исполнительный директор даже заявил нам, что блоги – это мошенничество с целью подтасовки результатов в поисковых системах. Когда книга была передана в издательство, журнал Forbes опубликовал редакционный материал, сравнив блогосферу с толпой линчевателей[270] . Однако Forbes, похоже, опоздал с демонстрацией фазы раздражения.

    Сейчас все больше бизнесменов понимают, что блоги – это надолго и что компаниям нужно искать пути включения их в свои коммуникации. Мы надеемся, что «Разговор дороже денег» поможет людям принимать правильные для их компаний решения.

    Во введении мы утверждали, что блоги – это часть революции чего-то большего, чем блогосфера, и очень многие не согласились с нами, отведя этому явлению роль нового дополнения к маркетинговому комплексу компании. Блоггинг носит эволюционный, а не революционный характер, все время повторяли нам. После девяти месяцев сбора материала и общения с более 100 участниками этого процесса мы укрепились в убеждении, что блоггинг – это инструмент серьезнейшей революции, которую уже практически невозможно остановить, чего-то, что меняет баланс отношений между компаниями и сообществами, в которых те работают.

    Как было с доткомами, несколько компаний из блогосферы превратятся в гигантов, а многие другие исчезнут. Из-за этой революции компании поменяют направление своих инвестиций – как финансовых, так и людских – для обеспечения эффективности затрат. Маркетинговые бюджеты будут урезаны, и, возможно, больше средств будет выделяться на разработку продуктов и поддержку потребителей. Мы уже наблюдали резкие изменения в том, кто и почему влияет на рынки. Мы продолжали искать название для этого явления, которое «больше чем блоггинг».

    «Разговор дороже денег» – это не объективный отчет. Мы начинали этот проект как поборники блогов – евангелисты, убежденные, что все компании должны вести блоги, и предупреждавшие, что многие из тех, кто не будут делать это, исчезнут. Это, как мы выяснили в процессе, некоторое преувеличение. Мы недооценили влияние культуры как на компании, так и на страны. Просто одни культуры открыты, а другие – нет. Некоторые лидеры доверяют своим подопечным, а другие – нет. И эта разница становится все более значимой по мере того, как все больше людей осознают, что корпоративные правила блоггинга – писаные или неписаные – многое говорят посторонним о том, как компания относится к своему персоналу и потребителям.

    Говоря о социальных СМИ, невозможно переоценить культуру. И пока технологии продолжают возникать, некоторые компании будут слышны в одной сфере и сохранят молчание в другой. Эдам Карри, который работает с Apple Computer, сообщил нам, что Стив Джобс вскоре станет подкастером, хотя по-прежнему не разрешает своим сотрудникам вести блоги об их работе. «Блоггинг просто не в ДНК этой компании, – пожал он плечами, – но Джобсу нравятся подкасты». Некоторые организации, мы уверены, просто не примут участие в этой революции. В некоторых случаях люди, обладающие полномочиями изменять культуру организации, будут цепляться за статус-кво. Не все крупные компании, не поддерживающие блоггинг, ожидает упадок или падение. Однако большинство из них публика будет воспринимать как менее интересные или актуальные, чем те, у кого есть блоги.

    Компании, которые не приветствуют блоггинг, например Google, могут начать терять талантливых людей, и уже сейчас демонстрируют другие недостатки. Когда мы приступали к проекту, ведущая поисковая компания была, бесспорно, одной из вызывающих наибольшее восхищение в сфере технологий для личного пользования. Возможно, она и сейчас такова, но, как нам кажется, в меньшей степени. Мы думаем, что этому способствовал и вечно посредственный корпоративный блог. Если вы не поощряете сотрудников вести блоги, это не повышает моральный дух в компании и не привлекает таланты. Рассел Битти[271] , звезда блоггинга, отказался от интервью с Google, потому что, по его словам, считал культуру компании слишком закрытой, а ее политику – двуличной. Впоследствии он пришел в Yahoo!, компанию, которая поощряет то, что он и другие сотрудники ведут блоги.

    Недавно Google заявила, что объявит CNET[272] бойкот на год и не будет отвечать на звонки и допускать представителей компаний на публичные мероприятия. Грех CNET заключался в использовании самой Google для публикации личных данных об исполнительном директоре Google Эрике Шмидте, чтобы доказать обоснованность обвинений в том, что Google делает личную информацию многих людей слишком доступной. Нам это показалось мелочью.

    Эти факты, взятые отдельно, не представляют особого интереса. Однако свяжите эту историю с тем, что корпоративный блог Google относится к числу самых скучных, и возникает ощущение, что у Google куда менее открытая культура, чем казалось. Неприятности у этого любимца инвесторов и интернет-серферов начнутся еще нескоро, и прежде чем это произойдет у компании достаточно времени, чтобы разумно скорректировать свой курс. До нас доходили слухи, что она действительно собирается изменить свои правила блоггинга. Интересно посмотреть, что из этого получится.

    Однако если блоггинг – на самом деле часть революции, будет ли она бескровной? Мы видим явную угрозу для сторонников традиционной, однонаправленной рекламы и маркетинга. Мы считаем, что они находятся перед выбором «изменись или умри». Блоггинг и социальные медиа неуклонно забивают осиновый кол в сердце старой системы. На смену такому маркетингу приходит новый, где потребители и компании играют на одном поле и могут использовать более повседневный язык простого, неприукрашенного разговора. Большинство людей доверяют таким голосам больше, чем профессиональному голосу из минутного ролика. Это фундаментальное изменение переносит потребителей с периферии корпораций на их законное место в центре. Такое новое, ориентированное на потребителя позиционирование – отрадная противоположность ситуации, когда компании считают потребителей всего лишь парой «липких глаз».

    Да, чтобы согласиться с нашими тезисами, нужна недюжинная вера. Потребитель на самом деле не всегда прав. Иногда его требования неразумны. Порой его тон груб, и большинство компаний, с которыми мы говорили, выражали озабоченность тем, что могут подвергнуться публичной словесной атаке. Мы оба сталкивались с таким поведением в комментариях к блогу, и никому из нас это не нравилось. Однако мы поняли, что даже когда потребители в корне неправы, способность выслушать делает компанию умнее. Кроме того, демонстрация того, что вы вежливо слушаете, привлечет на вашу сторону большинство наблюдателей.

    Мы не проповедуем здесь наивный альтруизм. Эта книга о бизнесе, эффективности и прибыли. Блоггинг – это умный бизнес. Блоггинг дешевле и эффективнее, чем большинство современных маркетинговых программ. Президент Sun Microsystems Джонатан Шварц сказал нам, что может охватить больше людей с помощью своего блога, чем с рекламой на разворот в отраслевом журнале, а кроме того, они могут ответить ему. Пользователи настолько любили Firefox, что скинулись на заказ двухстраничного рекламного объявления в New York Times, и в результате узнали, что блоггинг – более эффективный и куда более дешевый способ привлечения внимания и клиентов. Британский портной Томас Мэхон использовал блог, чтобы увеличить свой бизнес на 300% за несколько месяцев и стать самым известным представителем своей профессии. У Эндрю Кэртона на его блоге Treonauts больше посетителей, чем на веб-сайтах двух компаний, производящих аппарат Treo и программы к нему, и блог оказывает больше влияния на продукты Treo, чем топ-менеджеры обеих компаний.

    Блоггинг, бесспорно, дешевле традиционных рекламных и PR-кампаний, и продолжает оказываться – как в случае Firefox – более эффективным. Закончат ли сегодняшние маркетологи свою карьеру, работая официантами? Возможно, с некоторыми из них это случится, если они слишком долго и слишком сильно будут привязаны к явно отмирающим методам. Другие адаптируются и восторжествуют в эту новую эру. Многие сообразят, как сделать свою работу более доступной, заслуживающей доверия и интерактивной, подобно Шелу Холцу, Невиллу Хобсону и Стиву Рубелу.

    Хотя мы наблюдаем возникновение культурной границы, мы также видим признаки конвергенции и улучшения в нередко остром культурном столкновении СМИ и блогосферы. Менее года назад Джон Маркофф, ведущий журналист New York Times, пишущий о технологии, выразил скептическое отношение к блоггерам[273] как передатчикам новостей. Хотя блоггеры и журналисты по-прежнему сталкиваются по важным вопросам, их все чаще используют в качестве источников информации на равных, а такие технологии, как Memeorandum, физически объединяют их во благо потребителя. Кроме того, журналистика реально определяется не механизмом доставки контента, а поведением и методами тех, кто обеспечивает контент – на бумаге, в передаче или через широкополосную связь.

    Не все наши предположения сбылись. Мы так и не обнаружили нашего водопроводчика, ведущего блог. Возможно, это вопрос культуры. Водопроводчики чаще всего бывают неразговорчивы. Мы считали, что найдем достаточно свидетельств того, что блоггинг поддерживает микрорынки, – то, что редактор журнала Wired Крис Андерсон называет «длинным хвостом», состоящим из миллионов рынков с количеством потребителей от одного до нескольких сотен. Их мы не нашли, но поняли, что хвост всегда находится сзади, а блоггинг пока показывает только свой нос. Длинный хвост появится в свое время.

    Небольшие, независимые продавцы – часть того, что делает каждое сообщество уникальным, а блоггинг доказывает, что является очень полезным инструментом для независимых предприятий и предпринимателей. Некоторые из малых предприятий, о которых мы писали, вдохновили нас больше всего. Патрис Кассар, французский производитель футболок, создал основанный на блоге бизнес, который приносит прибыль и растет, позволяя потребителям принимать решения почти по всем вопросам. Команда дружелюбных медработников из йокогамской Isshin Dental Clinic показывает, что блог может сделать для бизнеса, ориентированного на небольшой регион. Бен Уильямс, владелец ресторана Horsefeathers, использует блог, чтобы обставить вторгшиеся на его территорию сети. Грейс Бонни могла бы остаться невостребованным консультантом, если бы не ее блог. Вместо этого она наращивает свое влияние в индустрии дизайна. Мы убеждены, что блоггинг дает фантастические возможности для малых предприятий, вне зависимости от того, хотят ли они охватить потребителей по соседству или по всему миру.

    Блог – это мощный инструмент, но большинство людей, с которыми мы разговаривали, настаивали, что он больше чем просто инструмент. Люди называли блоги «новым каналом коммуникации», «заслуживающим доверия маркетинговым каналом», «нарушителем статус-кво», «убийцей мейнстримных СМИ», «чудом» и т.д.

    Мы думали, что самый подходящий термин для этой широкой перспективы – «разговорный маркетинг», но поняли, что и этого мало. Блоггинг влияет на маркетинг, но при этом и превосходит его. Блоггинг жизненно важен не только для исходящих, но и для входящих коммуникаций. Это огнетушитель на случай кризиса, отличный агрегатор данных, инструмент рекрутинга, создатель идей продуктов, метод усовершенствования обслуживания и поддержки клиентов. Он обеспечивает руководителям двустороннее общение и способствует установлению доверительных отношений с персоналом, потребительскому евангелизму и взаимодействию между компаниями и их аудиториями. Мы пока даже не можем представить многое из того, чем он может помочь компаниям в будущем.

    Мы вспомнили наш разговор с Йосси Варди, взрослым куратором четырех студентов-создателей ICQ. Он показал нам исследования, демонстрирующие, что рассказ историй и разговоры составляют суть человеческой природы. В этом свете блоггинг – это точка в культурном континууме, который восходит к временам, когда наши предки сидели в пещерах, ежась у огня, и рисовали закорючки на стенах. Если перефразировать Варди, блоггинг – это рассказы и разговоры на допинге.

    В результате блоггинг положил конец одной эре и начал другую. В эту новую эру компании не выигрывают, просто обращаясь к людям. Они выигрывают, прислушиваясь к ним. Мы называем это эпохой разговоров. Это не меняет все, потому что, как сказал Джон Нейсбитт, все никогда не меняется. Однако что-то изменилось, и блоггинг влияет на компании всех размеров в большинстве частей развитого мира. Он сделал мир мобильнее.

    И это лучше для бизнеса.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх