• ТЕСТ 1. Понятие о БСП
  • ТЕСТ 2. БСП со значением перечисления
  • ТЕСТ 3. БСП со значением причины, пояснения, дополнения
  • ТЕСТ 4. БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия
  • ТЕСТ 5. Знаки препинания в БСП
  • ТЕСТ 6. Знаки препинания в БСП
  • ТЕСТ 7. Знаки препинания в БСП
  • ТЕСТ 8. Синтаксический разбор БСП
  • ТЕСТ 9. Пунктуационный разбор БСП
  • ТЕСТ 10. БСП: обобщение
  • Бессоюзное сложное предложение (БСП)

    ТЕСТ 1. Понятие о БСП

    Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

    ЗАДАНИЕ 1

    Выделите части БСП, подчеркните грамматические основы:

    1) Ночь была чёрная, звездная; дорога чернелась между белевшим снегом, выпавшим накануне, в день сражения. (Л.Т.)

    2) Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окружённый водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зелёных вершин и голубеющими ущельями. (Л.Т.)

    3) Невдалеке от берега стояли четыре осмолённых корабля, их высокие кормовые части, украшенные резным деревом, с квадратными окошечками, отражались в зеленоватой воде. (А.Т.)

    4) Я внимательно поглядел: кругом все лица выражали напряжённое ожидание. (И.Т.)

    ЗАДАНИЕ 2

    Расставьте запятые в БСП. Укажите количество частей:

    1) На двух сдвинутых лавках на двадцати семи ржаных снопах на семи перинах постлана шёлковая постель со множеством подушек в жемчужных наволоках сверху на них лежала меховая шапка. (А.Т.)______________________________

    2) Между тем машинально я шёл всё дальше, лес редел понемногу, почва опускалась и становилась кочковатой. (А.К.) ______________________________

    ТЕСТ 2. БСП со значением перечисления

    Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

    ЗАДАНИЕ 1

    Расставьте недостающие знаки препинания. Выделите части сложных предложений, подчеркните грамматические основы.

    1) Там сверкали нестерпимым блеском мостовые из золотых плиток, возвышались причудливые купола и башни с пурпурными крышами сверкали брильянты в окнах, трепетали в воздухе яркие разноцветные флаги. (А.К.)

    2) В сенях захлопали двери морозные голоса разрушили томную тишину, царица, сдержав зевок, перекрестила рот. (А.Т.)

    ЗАДАНИЕ 2

    Укажите правильное объяснение пунктограмм:

    В версте от Медведкова мужик-махальщик (1) завидев карету (2) замахал шапкой (3) на опушке берёзовой рощи отозвался второй (4) на бугре за оврагом (5) третий. (А.Т.)

    А – 1, 2 – обособление определения, выраженного прич. об.

    Б – 1, 2 – обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом

    В – 3 – запятая между частями БСП со значением перечисления

    Г – 3 – точка с запятой между частями БСП со значением перечисления, т. к. внутри первой части есть свои знаки

    Д – 4 – запятая между частями БСП со значением перечисления

    Е – 4 – запятая между однородными членами предложения

    Ж – 5 – тире между подлежащим и сказуемым

    3 – 5 – тире в неполном предложении

    И – 5 – тире в БСП со значением противопоставления

    ТЕСТ 3. БСП со значением причины, пояснения, дополнения

    Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

    ЗАДАНИЕ 1

    Выделите части БСП, укажите отношения между ними:

    1) Обломов обернулся: на дворе двое детей, мальчик и девочка, смотрят на него с любопытством. (И.Г.) ______________________________

    2) Вскоре и вечера надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться. (И.Г.) ______________________________

    3) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение... (М.Л.) ______________________________

    4) Я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака. (М.Л.) ______________________________

    5) Помощник столоначальника жил на большую ногу: на лестнице светил фонарь, квартира была во втором этаже. (Н.Г.) ______________________________

    6) Молодой бурсак вскипел: с безумною смелостию схватил он мощною рукою своею за заднее колесо и остановил колымагу. (Н.Г.) ______________________________

    ЗАДАНИЕ 2

    Укажите правильное объяснение пунктограммы:

    Варвара прислушалась _ донёсся шум вечернего поезда, подходившего к станции. (А.Ч.)

    А – БСП со значением перечисления, ставится точка с запятой, т. к. во второй части есть обособленное определение

    Б – БСП со значением перечисления, ставится запятая В – в БСП ставится двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой

    Г – в БСП ставится тире, так первая часть указывает на время

    ТЕСТ 4. БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия

    Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

    ЗАДАНИЕ 1

    Выделите части БСП, укажите отношения между ними:

    1) Знать, забило сердечко _ всё лицо твоё вспыхнуло вдруг. (Н.Н.) ______________________________

    2) Я стал читать, учиться – науки тоже надоели... (М.Л.) ______________________________

    3) Я велел возле его положить деньги за баранов – он их не тронул, лежал себе ничком, как мёртвый. (М.Л.) ______________________________

    4) Ему не по душе была такая праздная жизнь – настоящего дела хотел он. (Н.Г.) ______________________________

    ЗАДАНИЕ 2

    Укажите правильные варианты объяснения пунктограмм:

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить (1)
    У ней особенная стать (2)
    В Россию можно только верить.
    (Ф.Тютчев)

    1:

    а) запятая между частями БСП со значением перечисления

    б) двоеточ. между частями БСП, 2 ч. указ. на причину

    в) тире между частями БСП, 2 ч. указ. на следствие

    2:

    а) запятая между частями БСП со значением перечисления

    б) двоеточие между частями БСП, 2 ч. указ. на причину

    в) тире между частями БСП, вторая часть указывает на следствие

    ТЕСТ 5. Знаки препинания в БСП

    Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

    ЗАДАНИЕ 1

    Вставьте пропущенные в БСП знаки препинания:

    1) Зато Обломов был прав на деле ни одного пятна, упрёка в холодном, в бездушном цинизме, без увлечения и без борьбы, не лежало на его совести. (И.Г.)

    2) Чудный день! Пройдут века так же будут, в вечном строе, течь и искриться река и поля дышать на зное. (Ф.Т.)

    3) Понравится пословица пословицу пиши! (Н.Н.)

    4) Не ветры веют буйные, не мать-земля колышется шумит, поёт, ругается, качается, валяется, дерётся и целуется у праздника народ! (Н.Н.)

    5) За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность он любил до смерти рассказывать одно и то же. (Н.Г)

    6) Мшистые стволы упавших деревьев, ямы, высокий папоротник, шиповник, жасмин и орешник мешали ей на каждом шагу одолевая их, она постепенно теряла силы... (А.Г)

    ЗАДАНИЕ 2

    Укажите правильное объяснение пунктограммы:

    Три дня и три ночи бушевала Москва _ вороньи стаи над ней взлетали высоко от набатного звона. (А.Т.)

    А – БСП со значением перечисления, ставится точка с запятой, т. к. части отдалены друг от друга по смыслу

    Б – БСП со значением перечисления, ставится запятая В – в БСП ставится двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой

    Г – в БСП ставится тире, т. к. первая часть указывает на время

    ТЕСТ 6. Знаки препинания в БСП

    Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________дата

    ЗАДАНИЕ 1

    В каких предложениях на месте пропуска в БСП надо поставить двоеточие?

    1) Её никогда не увидишь за работой _ нагибаться, шить, заниматься мелочью нейдёт к её лицу, важной фигуре. (И.Г.)

    2) Прохожий сделал движение, чтобы приподнять голову, но не мог _ он, по-видимому, был нездоров или очень утомлён. (И.Г)

    3) Об одном вас прошу _ стреляйте скорее. (М.Л.)

    4) Но только проснулся _ мечта исчезает... (М.Л.)

    5) Я привстал и взглянул в окно _ кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. (М.Л.)

    6) Давно пора бы каждому свернуть своей дорогою _ они рядком идут! (Н.Н.)

    7) Века протекали _ всё к счастью стремилось... (Н.Н.)

    ЗАДАНИЕ 2

    В каких предложениях между частями БСП ставится точка с запятой?

    1) Солнце уже спряталось в чёрной туче, отдыхавшей на гребне западных гор _ в ущелье стало темно и сыро. (М.Л.)

    2) Наконец мы расстались _ я долго следил за нею взором, пока её шляпка не скрылась за кустарниками и скалами. (М.Л.)

    3) Деревня по ту сторону пруда уже спала _ не было видно ни одного огонька. (А.Ч.)

    ТЕСТ 7. Знаки препинания в БСП

    Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

    ЗАДАНИЕ 1

    В каких предложениях между частями БСП надо поставить тире?

    1) Отношения Ольги к тётке были до сих пор очень просты и покойны _ в нежности они не переходили никогда границ умеренности, никогда не ложилось между ними и тени неудовольствия. (И.Г.)

    2) Пробовал идти пешком _ ноги мои подкосились... (М.Л.)

    3) Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу _ никого уже нет. (М.Л.)

    4) Хочу оттолкнуть её от себя _ она как кошка вцепилась в мою одежду... (М.Л.)

    5) Только не один Печорин любовался хорошенькой княжной _ из утла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. (М.Л.)

    6) Эти бурсаки составляли совершенно отдельный мир _ в круг высший, состоявший из польских и русских дворян, они не допускались. (Н.Г.)

    ЗАДАНИЕ 2

    Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания:

    Он беспрестанно в движении (1) понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента (2) посылают его (3) нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу (4) выбирают его. (И.Г)

    А 1: 2: 3; 4:

    Б 1; 2: 3, 4:

    В 1: 2–3, 4—

    Г 1: 2–3; 4—

    ТЕСТ 8. Синтаксический разбор БСП

    Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

    ЗАДАНИЕ 1

    Выполните синтаксический разбор предложения:

    Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. (Н.Г.)

    ЗАДАНИЕ 2

    Выполните синтаксический разбор предложения: Всё спало на девушке: спали тёмные волосы, спало платье и складки платья; даже трава поблизости её тела, казалось, задремала в силу сочувствия. (А.Г.)

    ЗАДАНИЕ 3

    Расставьте знаки препинания и составьте схему предложения:

    В моей стране спокойная река
    В полях и рощах много сладкой снеди
    Там аист ловит змей у тростника
    И в полдень пьяны запахом камеди
    Кувыркаются рыжие медведи.
    (Н. Гумилев)

    ТЕСТ 9. Пунктуационный разбор БСП

    Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

    ЗАДАНИЕ 1

    Выберите правильное объяснение пунктограмм:

    А если это так будет продолжаться (1) то я сама уйду (2) я не раба его (3) я княжеская дочь. (М.Л.)

    1:

    а) запятая между частями БСП со значением перечисления

    б) запятая между частями СПП

    в) запятая между однородными членами

    2:

    а) запятая между частями БСП со значением перечисления

    б) двоеточие между частями БСП, вторая часть указывает на причину

    в) тире между частями БСП, вторая часть указывает на следствие

    3:

    а) запятая между частями БСП со значением перечисления

    б) двоеточие между частями БСП, вторая часть указывает на причину

    в) тире между частями БСП, части противопоставляются

    ЗАДАНИЕ 2

    Выполните пунктуационный разбор предложения (знаки не расставлены):

    Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее леса исчезают холмы сглаживаются трава густеет. (А.П.)


    ТЕСТ 10. БСП: обобщение

    Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

    ЗАДАНИЕ 1

    Поставьте, где нужно, запятую, двоеточие, тире или точку с запятой между частями БСП:

    1) Бурмин пошёл а старушка перекрестилась и подумала авось дело сегодня же кончится! (А.П.)

    2) Золото и серебро блистало на их робах из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия алмазы блистали в ушах, в длинных локонах и около шеи. (А.П.)

    3) Строго блестели его очки энергично падали во все стороны рога сальных волос энергично и резко лилась речь. (И.Б.)

    4) И мнится мне весь в музыке и пене, железный мир так нищенски дрожит... (О.М.)

    5) Чёрное море надвинулось до самой Невы густые, как дёготь волны его лизали плиты Исаакия, с траурной пеной разбивались о ступени сената. (О.М.)

    ЗАДАНИЕ 2

    Расставьте пропущенные знаки препинания в пословицах. Отметьте примеры, соответствующие схеме:


    1) Худая слава пойдёт никто замуж не возьмёт.

    2) Тонул топор сулил а вытащили топорища жаль.

    3) Тихо пойдёшь от беды не уйдёшь шибко пойдёшь на беду набредёшь.

    4) Снега надует хлеба прибудет вода разольётся сена наберётся.

    5) Собака лает ветер носит.

    6) Рыба худа не наварена уха рыба жирна янтарна уха.

    7) Полюбится сова не надо райской птички.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх