• I.
  • II.
  • III.
  • IV.
  • Предисловие к первому изданию
  • Предисловие ко второму изданию
  • Предисловие редактора

    I.

    Живя более 20-ти лет на юге России и изучая крестьянские способы земледелия, я тогда уже намерен был предпринять издание для крестьян брошюры по земледелию, так как местные неурожаи у крестьян и даже помещиков происходили не от недостатка влаги, а от варварского способа возделывания земли, идущего совершенно в разрезе с учением профессора Костычева о насыщении почвы влагою. Но так как ведение правильного земледелия по Костычеву и другим авторитетам — глубокой запашки — связано с большими затратами на удобрение и особенно на покупку и содержание упряжного скота (6—8 волов для немецкого плуга самохода), то мне стало очевидным, что господствующая в то время система земледелия могла быть доступною только богатым помещикам, но не крестьянам и захудалым землепашцам. Почему я и остановил свою дерзкую мысль — перенести аристократическую систему земледелия от помещика в убогую хижину крестьянина.

    Конечно, вчуже делалось обидным за крестьянина при сравнении его ничтожного урожая с обильным у тогдашнего помещика. Но с течением времени несходство урожайности крестьянской и помещичьей земель стало уменьшаться, и помещики так же, как и крестьяне начали хиреть от частых недородов. Провозглашенная Либихом истощенность наших земель стала прежде всего угнетать просвещенных помещиков, от которых неуверенность в кормилицу мать-землю перешла и на крестьян, и результатом такого недоверия к земле последовало повальное бегство из деревень в города за поисками легкой наживы и веселой жизни.

    Летом прошлого 1908 года в Одессе я зашел в книжный магазин Распопова и попросил дать мне все последние новости по земледелию. Приказчик, подавая мне книги, в числе прочих предложил и завалявшуюся книгу Ив. Овсинского, хотя и не новую, но по названию «Новая система земледелия» (перевод с польского). Содержание этой книги оказалось настолько интересным и захватывающим, что я в один присест прочел ее и буквально был поражен такой находкой.

    Уже там, в Одессе, я приступил к краткому изложению выводов «Новой системы земледелия» для издания небольшой брошюры крестьянам с целью познакомить их с благодетельным, проверенным тридцатилетней практикой, способом возделывания земли для получения верного урожая в 300 и более пудов с десятины. Я постарался найти и автора книги, Ивана Евгениевича Овсинского, от которого узнал, что новая его система уже введена на пространстве сотен тысяч десятин и из года в год приносит верные и обильные урожаи тем счастливцам, кто применяет ее на своей земле.

    «Новая система земледелия» Овсинского построена главным образом на естественном, природном способе обработки земли и на самосознании растений.

    Естественный, природный способ обработки земли состоит не в буйном противодействии законам природы, что представляет собою наша старая система земледелия, а в разумном подражании таким законам, в использовании всех природных факторов, способствующих хорошему, верному ежегодному урожаю. По старой разорительной системе сносный урожай бывал как случайность, независимо от свободной воли землепашца,— новая же, дешевая, система земледелия поставила земледельца в положение свободного господина, от воли которого зависит обильный и постоянный урожай , и если урожай у него плох,— то в этом всецело он, и только он один, повинен.

    В борьбе с нашими ужасными недородами Ив. Овсинский оказался победителем — без крови, без причинения горя другим людям, и дал миру такое великое научное завоевание, последствия которого трудно сразу охватить. Его система земледелия принесет человечеству неисчислимые благодеяния и, быть может, послужит причиною возвращения человека опять на мирный, бескровный путь жизни под защитою нашей вечной матери-земли, заставить человечество вести борьбу не друг с другом, а лишь с неблагоприятными только условиями для осуществления естественных законов природы. Овсинский подарил нам такую систему земледелия, которая в 3—5 лет может обогатить нас, славян, и навсегда избавить нас от рабского, слепого подражания европейским законам борьбы за существование, от того человеконенавистничества, каким проникнуты теперь всякие цивилизованные культуртрегеры. Там прославляют Круппа, фабриканта ужаснейших смертоносных орудий, способных в минуту уничтожить тысячи человеческих жизней и труды тысячелетий; еще более приходят в неистовый восторг от изобретений Цеппелина, стремящегося с птичьего полета уничтожать целые села и города,— но совершенно незаметным приходит великое творение Овсинского, творение, несущее миру не смерть, нужду, горе и слезы,— а довольство, счастье и независимость человека от случая.

    Система Ив. Овсинского несет признаки погибели вражды современных народов, так как при введении ее повсеместно — падет сама собой причина борьбы, происходящая теперь больше всего от страха остаться голодными. Настанет время,— и оно уже недалеко,— когда имя Овсинского будет произноситься с благоговением каждым земледельцем, ставшим господином своего положения, а не рабом случая, а в агрономических науках учение Овсинского займет подобающее ему почетное место и отстранит устарелые формулы обработки земли и рецепты ее удобрения. Такие безжизненные формулы и рецепты разорительного удобрения, как признаки заблуждений, будут покоиться в музее древностей рядом с обугленным колом дикаря и галльской сохой , возле которых ученый агроном Дегерен отводит место и современным орудиям обработки земли.

    Здесь нет ни слова преувеличения, так как научные выводы Ив. Овсинского блестяще подтверждены тридцатилетней беспрерывностью получения неслыханных урожаев для поклонников старой системы земледелия. Вот почему даже самые закоренелые противники новой системы земледелия должны были преклониться пред неопровержимостью научных выводов Овсинского, закрепленных жизненными фактами. Уже теперь новая система земледелия получила официальное признание, и Ив. Овсинский приглашен Летичевским земством Подольской губ. в качестве руководителя по введению его системы в губернии; но скоро мы услышим, что система земледелия Овсинского вытеснила из сельскохозяйственных учебных заведений и ненужный хлам обветшалых формул дорогой и разорительной обработки земли. Дай Бог, чтобы скорее случилось это счастливое событие, способное залечить измученной нашей родине язвы неурожаев, причиненные ей не истощением земли и засухами, а неестественной и разорительной системой земледелия.

    II.

    По исследованиям многих ученых натуралистов (Дарвин и другие), с несомненною положительностью доказано, что растения ведут такую же борьбу за существование, как и животные. Для достижения более или менее свободной жизни растения употребляют все свои силы на борьбу как со своими братьями-притеснителями, так равно и со всеми тяжелыми условиями и препятствиями, которые создаются на пути их благополучия суровою природою, животными или человеком. Кроме того, растения, как и животные, обладают способностью самосознания, чувствуют боль, лишения, страдают; они всеми мерами стараются побороть препятствия своему развитию, а когда такие препятствия неустранимы на родине, они стремятся перейти на другое место, туда, где могут жить лучше, без притеснений. Для перехода на другое место растения имеют в своем распоряжении два средства — корни и семена. Если растению тяжело живется на родине, когда ствол его умирает, или когда его срубят и не дают ему возможности пустить побегов из пня, тогда растение стремится продлить свою жизнь посредством корней в другом месте. Нередко приходится наблюдать, что из земли появляются побеги срубленного или умершего дерева на расстоянии нескольких сажен от прежнего местожительства его и что такие побеги растут и достигают иногда лучшего развития, чем их погибший родитель. Когда же растения терпят нужду, медленно истощаются от недостатка всего им необходимого и, следовательно, должны преждевременно умереть, но не лишены главных основных своих частей, корней и ствола, тогда они напрягают последние свои силы, чтобы произвести семена, бросить их на землю в такое место, где они могут свободно жить. Но если же растение живет хорошо, не испытывает ни в чем недостатка, то оно жиреет, имеет крупный мясистый ствол, большие ветки и листья, а семян не дает. Например: виноград на свободе, пользуясь лучшими условиями света и питания (Индия), пышно развивается, расползается во все стороны, дает сочные побеги длинною по несколько сажен, а плодов на таком виноградном кусте не ищите; их нет. Но лишь стоит стеснить его свободу, отрезать ему ветки, причинить боль, показать ему, что его ждет смерть, как он начинает давать плоды. Растение настурция, после того как его вынут из земли с корнями, сохраняет свою жизнь еще несколько дней. Оно теряет листья и живет в последние предсмертные дни только для того, чтобы дать семена и продлить свою жизнь в потомстве; для этого оно покрывается массою цветов, а затем и зрелых семян. Таких примеров среди растений бесконечное множество. То же наблюдается и среди животных. Ожирение или тучность препятствует плодовитости: жирная птица не несет яиц. Садоводы-практики по опыту давным-давно знают такую способность растений, почему и не дают фруктовым деревьям пышно и свободно развиваться, так как при свободном росте дерева не получается на нем плодов. Поэтому садовники обрезывают ветки дерев, ущемляют или разрезывают кору, раскалывают корни и кладут под кору их камешки, чтобы постоянно причинять страдания растению, напоминать ему о его скорой смерти. И растение, испытывая мучения, предвидя свою гибель, дает, на зло своему притеснителю, обильные плоды, семена, чтобы посеять их в другом месте и продлить свою жизнь в потомстве.

    Такое свойство растений очень важно для земледельцев. Зная, что растение дает обильные плоды лишь тогда, когда его притесняют, земледелец вынужден поставить хлебные растения в такие условия жизни, при которых они должны испытывать нужду, препятствие к пышному развитию листьев и ствола. Но притеснения не должны доходить до крайности, иначе растения могут или преждевременно погибнут или принесут мелкие, легковесные семена. Вот почему земледелец обязан засевать хлебные зерна густо, чтобы растения сами себя притесняли, не роскошествовали, отчего они принесут зерна и рано созреют. Но для того, чтобы зерна были крупные, тяжеловесные, необходимо, чтобы густо засеянная полоса земли шириною в 6—7 вершков чередовалась такой же ширины незасеянной полосой земли, откуда растения будут получать достаточно света и воздуха и будут стремиться дать крупные семена. Другими словами, надо поощрить растения, подать им надежду, что их тяжелые зерна падут на близ находящуюся свободную землю. Если же все поле засеять сплошным севом, тогда растения дадут мелкие легковесные семена, в надежде, что ветер поможет перенести их на свободную землю, находящуюся далеко от их родины. Повторяю, что растения так же, как и животные, чувствуют и даже рассуждают. Такое свойство растений давно известно китайцам, а в последнее время и американцам. Деятельные американцы позаимствовали способы земледелия у китайцев, усовершенствовали их, после чего стали получать обильные урожаи, и избыток своего хлеба продают в Западную Европу, а иногда и нам. На самосознание и самостоятельность растений обратил внимание Ив. Овсинский, и это неопровержимо доказал в настоящей книге. Способность самосознания растений он решил использовать в земледелии и заставил хлебные злаки давать всегда обильные и верные урожаи. Он прежде всего стал применять новую систему у себя в небольших размерах, а затем ввел ее во многих имениях, и теперь получает всегда верный и обеспеченный урожай в 270—330 и больше пудов с десятины в дождливое или засушливое лето.

    Новое земледелие с каждым годом все больше и больше распространяется у нас и дает неслыханные в России урожаи. Такое земледелие применяется уже более 30 лет на многих сотнях и тысячах десятин как помещиками, так и крестьянами, и всегда, даже в голодные годы, приносило обильные и верные урожаи. Надо только удивляться тому обстоятельству, что такая благодетельная система земледелия не успела еще привиться у нас повсеместно. Объяснить это можно, во-первых, тем, что мы, русские, вообще не любим изменять старое, хотя и плохое, на очевидно полезное, но новое; мы говорим, что так работали наши отцы и деды, так и мы будем продолжать; во-вторых, оттого, что сочинение Ив. Овсинского «Новая система земледелия» издано на польском языке и в небольшом количестве, отчего о новом земледелии узнали лишь немногие, а, главное, оттого, что нередко русские интеллигентные люди не имеют достаточной национальной любви и гордости, здорового патриотизма, и признают достойным внимания и хорошим только то, что привезено к нам из-за границы, что получило штемпель Парижа или иного современного Вавилона. Такие лица до того ослеплены чужестранным, что часто приглашают для воспитания своих детей отставных безграмотных французских барабанщиков или ресторанных кельнеров, современных законодателей изысканных способов, как, что и когда хорошо поесть. Вот почему и проморгали наши просвещенные землепашцы теорию Ив. Овсинского и, слепо следуя заграничным способам земледелия и рецептам удобрения земли — разорились.

    Между тем, тут, дома, по соседству их земли,— еле-еле прозябала чудная система земледелия Овсинского, которая многих уже обогатила, вывела из вечной кабалы и зависимости от случая и поставила на твердую почву уверенного получения постоянного, не случайного урожая.

    Появись такое сочинение за границей и получи диплом какого-нибудь современного модного салона,— о нем заговорил бы весь мир. Но мало читать о новой системе,— надо видеть ее на деле. Те же счастливцы, кто видел прекрасные урожаи на землях, обработанных по новому для нас способу, немедленно стали вводить его и у себя, чем избавились от постоянного страха остаться без хлеба. На первый год они засеяли по новому способу по одной — две десятины, на пробу, и получили вдвое — втрое больше хлеба, чем по старому способу. На второй год засевали по сотне десятин, а на третий всю землю, по несколько тысяч десятин перевели на новое хозяйство, и теперь каждое лето, урожайное или голодное, получали и получают обильные урожаи. Новое земледелие показало свое разительное превосходство в сравнении со старым, особенно в 1895, 1896, 1897 гг. Весна и лето последнего года на юге России, в Херсонской и соседних с нею губерниях, на редкость были засушливы: не выпало почти ни одного дождя. Поля, обработанные по старому способу, почернели; все выгорело. На соседних же землях, где была введена новая система земледелия, кругом виднелась пышная зеленая растительность и получился такой сбор хлеба, какого с полей старой обработки не видели в самые лучшие урожайные годы. Особенно дала себя почувствовать засуха в имениях на границе Херсонской и Подольской губерний. Несмотря на это, с лучших полей имения Гетмановки (Подольск. губ.), г. Д. И. Матусевича, где была введена система Ив. Овсинского, получилось по 30 копен пшеницы с десятины, по 11 пудов крупного зерна с каждой копны, или с десятины по 330 пудов зерна; со средних полей по 26 копен = 286 пуд зерна с десятины; с худших по 18 копен = 198 пуд. зерна. Цифры эти не требуют пояснений.

    «Благодаря этому, в том году Гетмановку посетило много гостей. Между прочим, удостоили ее своим посещением гр. Стенбок-Фермор, председатель вольно-экономического общества, управляющий казенными поместьями г. Чийкевич, делегат министерства земледелия г. Бертенсон и много других выдающихся знатоков земледелия. Новая система в 1897 г. дала такие блестящие результаты, что самый закоренелый скептик, кажется, должен поколебаться в своем недоверии. Поэтому-то началось на юге России усиленное применение „Новой системы“. Люди бросают свои специальности и принимаются за земледелие. Медики, юристы арендуют землю и, применяя новую систему, получают хорошие результаты. Да и всегда получатся блестящие результаты, лишь бы только работа произведена была надлежащим образом, без небрежности. А небрежность, к сожалению, я уже видел в нескольких хозяйствах» (Ив. Овсинский).

    Как видите, факты превосходят самые радужные мечтания землепашца. И такие прекрасные урожаи получают без особых затрат на дорогие машины и орудия, на дорогую обработку или удобрение земли. Напротив, обработка земли и посев семян но новому способу стоят гораздо дешевле, чем по старому. Следует только все делать своевременно, аккуратно, без небрежности и навсегда отбросить наше русское авось, да «как-нибудь», возлагая все заботы за свое счастливое существование только на Бога; помнить русскую поговорку — «Бог-то Бог, да не будь и сам плох», а также не должно забывать и того, что небрежного и ленивого раба и Бог не любит.

    «Новая система земледелия» Ив. Овсинского введена на пространстве всей земли в имениях: Гинкоуцкое хозяйство Е. С. князя П. М. Кантакузена (Бессарабия), более 1000 дес. Гетмановские имения г-на Д. И. Матусевича (Подольск. губ.), 3500 . Нигалашенское имение Г. К. Демьяновича (Бессарабия), более 1000 д. Имение Цареград г-на А. Демьянова (Бессарабия), более 2000 д. Имение Дрокия — хозяйство г-на Аксентовича (Бессарабия) 4500 дес. Имение Чепелеуцы д-ра Балинского (Бессарабия), 2000 дес. Имение Никурешты г-на Шимоновича (Бессарабия), более 1500 д. Имение Дондюшаны г-на Стамати (Бессар.), более 1500 дес. Имение Тырнова г-на Антоновича (Бессарабия), более 1000 дес. и т. д. Имение Золотая Балка князя Святополк-Мирского (Херс.), 8000 д., и масса других имений.

    Во всех имениях, где введена система Ив. Овсинского, ежегодно получается 270—330 и больше пуд. с десятины, о чем всякий может справиться у владельцев имений.

    Даже сильно поваленные бурей и полегшие посевы по Овсинскому давали около 200 пуд. с десятины (напр. в 1903 году в Дрокии, г-на Аксентовича, Бессараб.).

    В 1904 году г-н Аксентович получил в Дрокии в арендуемом имении (Бессар.) 340 пудов пшеницы с фальчи. Урожай этот дал возможность г-ну Аксентовичу купить в собственное имение Телешевку.

    III.

    «Россия (с Сибирью) высевает разных хлебов около 580 миллионов пудов и собирает, при среднем урожае, сам-4, около 2300 миллионов пудов. Если каким-либо новым приемом культуры удалось бы повысить урожай только на одно зерно, т. е. вместо сам-4, сам-пять, то вы подарите России 580 миллинов пудов хлеба ежегодно».— (Н. А. Демчинский). Между тем у нас существуют десятки сельских хозяйств, в которых земли обрабатываются по «новой системе земледелия» Ив. Овсинского и получается урожай сам 30—35, т. е. по 270—330 пуд. и больше с десятины в продолжение 30 лет беспрерывно.

    Россия продает другим государствам около 600 миллионов пудов разного хлеба; при обработке же земли по новой системе Овсинского Россия могла бы отпускать за границу в несколько раз больше, да еще при условии, что ее население никогда и нигде не будет страдать от недоедания вследствие периодических неурожаев. По «новой системе земледелия» Ив. Овсинского каждый крестьянин может получать по 270—330 и больше пуд. с десятины ежегодно. Теперь, когда назрел жгучий, больной вопрос об улучшении положения крестьян, преступно было бы молчать об этом способе. Говорят, что крестьянский вопрос возможно разрешит только увеличением площади под крестьянские посевы. Это — заблуждение. Увеличение посевов у крестьян не увеличит общего урожая в России и самим крестьянам даст очень мало. Крестьянский вопрос разрешается гораздо проще и легче, без отчуждений и разорений образцовых сельских хозяйств. Укажите крестьянам способ земледелия, которым они смогут получать ежегодно обеспеченный, не случайный урожай, хотя бы в 80—100 пудов хлеба с десятины, и крестьянский вопрос исчезнет без следа на много столетий.

    В виду этого во всякой земледельческой деревне, на крестьянской земле должны быть немедленно засеяны небольшие поля (хотя бы в 50—100 кв. саж.) по новому способу, чтобы крестьяне наглядно смогли убедиться в громадной пользе нововведения и не только не страшились бы завтрашнего дня, но видели бы и верили; что этот завтрашний день у них будет много лучше сегодняшнего серого. Для этого всякий грамотный русский гражданин, любящий свою родину, не эгоист, обязан немедленно в ближайшей к нему деревне устроить опытное поле по системе Ив. Овсинского. Надо только, чтобы опыты были произведены непременно на крестьянской земле, самими крестьянами. Следует наглядно показать и доказать всей деревне то благо, которое ее ожидает при переходе к новому способу земледелия, убедить крестьян в полезности его. А раз крестьяне будут убеждены, они охотно перейдут на новый способ выращивания хлебов. Остановка лишь за тем, чтобы в каждой деревне показать крестьянам на опыте новое земледелие. К счастью, хорошее начало сделано передовым офицерством, которое, как никто в России, откликнулось на призыв удовлетворить первейшие нужды захудалого землепашца-крестьянина.

    Офицеры всех положений с особенным рвением принялись за работы, могущие научить полезному и прибыльному земледелию уходящих в запас солдат, которые по возвращении домой станут сами применять новую систему земледелия и тому же научат своих односельчан.

    Вот что об этом пишут мне:

    Командир 73-го пехотного крымского полка, г. В. К. Аристов: «В полку устроено опытное поле около 2 десятин для китайской культуры хлебов, и с весны приступят к яровому, а далее к озимому посевам. Почему брошюры желательно получить скорее, дабы в течение зимы подготовить нижние чины к практическим работам, посредством раздачи лекций (брошюр) в роты».

    Подполк. 122 тамбовского полка Д. Ф. Сукачев пишет: «Прослужив на Дальнем Востоке 8 лет, я убедился в громадной пользе китайской культуры хлебных злаков, делая лично опыты для нижних чинов 24 В. С. С. п., где служил. Перевелся ныне в Евр. Р. с большим желанием послужить делу. В прошедшую осень, по независящим от меня обстоятельствам, не мог устроить в лагерях опытного поля; теперь обстоятельства изменились, и хотя на яровых, но летом покажу ниж. чин. наглядно пользу „Китайс. культ.“. Но до лета далеко, а хочется сейчас хоть что-нибудь сделать, почему организовал, пока в своем полку, чтение лекций для нижних чинов, уходящих в декабре в запас. Для того, чтобы больше закрепить в памяти у них культуру, прошу не отказать выслать в числе 1000 шт. вашу прекрасную брошюру „Верный урожай“; если больше,— еще лучше».

    «Сколько я ни пробовал проповедовать крестьянам словесно, мало толку: слушают, соглашаются и думают, „что, мабуть, паньски бредни“ (выдумки), так что в деревнях обыкновенно беру сажень по 5 земли и показываю на деле. Весною постараюсь сам объехать вышеназванные деревни. О результатах опытов сообщу вам обязательно. Г. Харьков».

    Без всякого сомнения, что все нижние чины полка полковн. В. К. Аристова и подполк. Д. Ф. Сукачева, по возвращении к себе на родину, будут применять новый способ земледелия и других научат тому же.

    И если во всех военных частях серьезно возьмутся за дело по примеру полковника В. К. Аристова и подполк. Д. Ф. Сукачева, то в деревни будут ежегодно возвращаться 300—400 тысяч запасных нижних чинов, научившихся новому земледелию по руководством своего начальства. А это вполне возможно, так как почти все военные части летом находятся в лагерях, где доступно подыскать свободное местечко в 50—100 кв. саж. для разбивки на нем опытного показного поля для своих солдат — будущих образцовых земледельцев.

    «Лучшим примером, как научить крестьян прибыльному земледелию, может служить гимназист VI-го класса Витебской гимназии Виктор Губин. Живя постоянно в Витебске и не имея ни клочка своей земли, но желая поработать на пользу родины, он отправляется в деревню Слобода, Витебской губернии и уезда, Старосельской волости, и арендует у крестьянина Семенова полоску земли в его озимом, мерою 50 кв. саж. Очевидно, что все дальнейшие работы производил за поденную плату тот же крестьянин Семенов». «На днях опять был в Слободе», пишет Губин Демчинскому: «крестьяне говорят, что если получится урожай хотя бы в 80 пудов с десятины, то они все перейдут с будущего года на такой способ сева». «Как видите, крестьянин и малым доволен; дайте ему обеспеченных 80 пудов с десятины, и он не пожалеет своего труда». (Демчинский).

    То, что сделали подполковник Сукачев и гимн. Губин, могут сделать: священники, народные учителя, земские и железнодорожные служащие, учащиеся и вся интеллигенция, в собственных же интересах и для собственного спокойствия, так как лучше иметь по соседству мирных и сытых крестьян, вместо завистливых, иногда даже голодных и поэтому способных причинить и зло тому же интеллигенту. Кроме того, с улучшением благосостояния крестьянина, облегчатся тяжелые условия жизни и современного интеллигента, так как излишек произведения земли и скота — хлеб, овощи, мясо, птицу, молоко, масло и пр.— крестьянин повезет на рынок и тем удешевит в несколько раз нынешние бешеные цены на продукты первой необходимости. Теперь же крестьянин посылает на рынок продукты не от избытка, и вынужден назначать, как за последнее добро, высокую цену; и дают, потому что без пищи жить нельзя. Но что же будет через 10—20 лет, если не изменятся нынешние приемы земледелия? Ответ один — тогда жизнь будет еще тяжелее, невыносимее, чем теперь. Вот почему, научая крестьянина получать обильный урожай, интеллигент облегчает тяжелые условия существования и свои и его. Поступать иначе, значит не понимать собственных выгод. Самые опыты будут стоить сущие гроши (3—5 рублей). Дайте эту книгу каждому любознательному гимназисту или офицеру, живущему лето в деревне, и он непременно поступит так, как гимназист Губин или подполк. Д. Сукачев, и принесет своей деревне благодеяние на вечные времена. Имя такого учителя новой системы земледелия деревня будет передавать от потомства к потомству, всегда оставаясь ему благодарной, как своему величайшему благодетелю. Прежде всего должны начать священники и народные учителя, на обязанности которых лежит питать крестьянское население духовной и нравственной пищей; пусть же они (для собственного же блага и облегчения нелегкого и своего положения в теперешней обнищалой деревне) одновременно укажут крестьянам и способ, как удовлетворить их телесный голод, как не быть в постоянном страхе голодовки; пусть заставят крестьян меньше думать о насущном хлебе, и тогда у того же крестьянина явится интерес и к пище духовной, интерес заботиться и о своем развитии. И наш по природе сердечный крестьянин безусловно будет благодарен и нравственно и материально тем пастырям и учителям, которые направили его на путь обеспеченного, безбедного существования, избавили его от постоянного гнетущего страха остаться без хлеба при наших периодических недородах. При теперешних условиях земледелия крестьянин настолько озабочен думою о завтрашнем дне, что у него нет времени совершенствовать себя духовно. Напротив, недоедание, нужда и полная необеспеченность сделали крестьянина завистливым, озлобленным, способным на многие преступления, нередко против тех же пастырей и учителей, ради добычи себе средств существования. Новое земледелие даст крестьянину полное обеспечение и улучшит его нравственность. Не только отдельные личности, но даже целые государства, где земледелие дает обеспеченную пищу всему населению становятся чужды зависти и захватов чужой собственности. Примером тому служит Китай, который в течение нескольких тысяч лет ни с кем не воевал с целью захвата побольше земли, потому что он был всегда удовлетворен находящеюся в его владении землей, обрабатываемой по разумной неразрушительной системе.

    О скорейшем распространении у нас нового земледелия Овсинского особенно должны заботиться помещики в интересах облегчения тягостного и своего положения среди современного крестьянского населения. Помещичьи хозяйства, где введена система земледелия Овсинского, служат местом, куда крестьяне охотно ходят учиться прибыльному земледелию, что видно из отношения крестьян к Овсинскому, о чем сказано в моем приложении («Практ. руков.»). Крестьяне считают такие помещичьи хозяйства возможными образцами своего благополучия , а владельцев их — своими наставниками и руководителями, с мнением которых считаются. Прежнее враждебное отношение крестьян к помещикам заменилось уважением и благодарностью к ним за то, что они обнаружили способ и возможность быть сытым и на родной земле, без переселения в неведомые края. В местностях, где введена система земледелия Овсинского, у крестьян крепнет любовь к родному гнезду, к кормилице матери-земле, от которой его теперь уж нелегко оторвать соблазнительными, несбыточными обещаниями эфемерного городского счастья. И если все помещики устроят по системе Овсинского опытные показные поля для крестьян, то этим самым уже уничтожат враждебное завистливое отношение последних к себе, а свои хозяйства сделают практическими образцовыми школами для окрестного крестьянства, которое не станет разорять их, а будет дорожить такими образцами, как идеалом и своего благополучия. Ведение же помещичьего хозяйства по старой разорительной системе не может служить примерной школой для крестьян как по своей дороговизне (6—8 волов надо для одного немецкого плуга-самохода), так и оттого, что и сами помещики теперь едва сводят концы с концами, благодаря непомерной дороговизне разорительного земледелия. Старое земледелие истощило и помещичьи земли и очень часто не может окупить даже расходов на их обработку.

    Некоторые говорят, что помочь крестьянину тяжело, потому что он обленился, не любит труда. Это — преувеличение. Крестьянин перестал верить земле, почему и не хочет работать над ней, так как она плохо вознаграждала его труд. Кроме того, он привык получать хороший урожай не вследствие своего труда, а случайно, оттого лишь, что вовремя выпали дожди или были другие благоприятные правильному росту хлеба условия. Своему же труду в этом деле он мало придавал значения. Но если он убедится, что при помощи разумного труда можно получать всегда обеспеченный урожай, что ему не страшны ни засуха, ни морозы или другие неблагоприятные атмосферные условия, то, поверьте, хлебопашец не пожалеет своего труда.

    Это видно из следующего примера:

    Г-жа Еремеева прожила лето (в Саксонии) у крестьянина, владельца 25 десятин земли; хозяин ее держал пять крупных лошадей, стоющих не менее 300 руб. каждая, 16 коров, 5 телок, множество свиней, кур и т. п. Получил этот крестьянин в 1889 году с этой земли 1352 п. пшеницы, 860 п. ржи, 1670 п. овса, 1980 п. картофеля, 53 фуры (по 60 п.) кормовых бураков, кроме того, 12 фур сена, которым обильно прокормил этот скот летом.

    Итог: при 25 дес. он получил 3182 руб. чистого дохода (не считая 419 руб. налогов, т. е. по 17 руб. с десятины), что составит 127 руб. 58 коп. чистого дохода с десятины.

    И это в той самой стране, где сто лет назад народ так же, как и у нас, хронически голодал, умирал тысячами от недоедания и только потому, что не знал травосеяния и боялся уничтожить «имаши», толоки и выгоны.

    У г. Еремеевой 120 десятин в с. Борщеве, Радомыслского уезда, Киевской губернии. Приехала она туда весною 1900 г. из Германии и застала там обыкновенное наше трехпольное хозяйство, которое и начала постепенно переделывать. В 1900 г. она получила от продажи хлеба 1548 р. 29 к., а истратила на рабочих 1544 руб. 79 коп., чистый доход дал лишь 3 руб. 50 коп.; через два года, в 1902 г., хлеба продано уже на 3452 р., уплачено за работу 1980 руб. 18 коп., осталось 1471 руб. 82 коп.; в 1904 г. хлеба оказалось на 5143 руб. 46 к., работа обошлась в 2255 руб. 67 к., осталось уже 2887 руб. 79 коп. Таким образом при обыкновенном трехполье весь доход идет на уплату рабочим, а владельцу не остается ничего даже для уплаты повинностей и процентов. «Вот почему,— говорит г-жа Еремеева,— крестьяне и живут так бедно, и иначе жить, сколько им ни прибавляй земли, они не могут, пока не изменят своего хозяйства».

    У г-жи Еремеевой вначале было 40 десятин парового поля, не приносившего дохода; но уже в 1903 г. она продала урожая с этого поля на 1094 руб., т. е. выручила по 27 р. с десятины, а в 1905 г. уже на 2000 руб., т. е. получила по 50 руб. с десятины того поля, которое у крестьян лежит втуне,— и при этом скот ее обильно кормился тем, что росло на этой ниве.

    Соседние крестьяне понемногу начали подражать г-же Еремеевой, и теперь у них все растет даже лучше, нежели у помещицы, потому что они усерднее обрабатывают свои поля.

    У нас в России свыше 40 миллионов десят. крестьянской земли остается ежегодно под паром и столько же, если не больше, лежит под выгонами и лугами, так что из состава 121 млн всей крестьянской земли засевается не более 47 млн десятин, т. е. около трети всей удобной площади!

    «И в результате то же, что было сто лет назад в Европе: полуразвалившиеся жилища, выродившийся скот, тощие жалкие нивы, голодающее население»… (Издание кишинев. благотв. общ. «Бессарабец»).

    Устраним же это зло возможно: 1) уничтожением паров, выпасов, толок, общинного землепользования, 2) скорейшим переходом к хуторскому хозяйству, как в Прибалтийских губерниях, 3) введением травосеяния кормовых трав у земледельцев, 4) правильной обработкой земли по способу Ив. Овсинского.

    Саксонский крестьянин, у которого г-жа Еремеева прожила лето, в 1889 г. получил с 25 десятин чистого дохода 3182 руб. Значит, 12 1/2 дес. дали 1591 руб., а 6 дес.— 795 руб. Последний такой доход, какой получают немногие труженики в городах на службе, в зависимости от хозяина. Сверх того, в деревне имеются даровые: квартира, отопление, птица, молоко, овощи, хлеб, что тоже надо ценить в городе не менее 795 руб. в год на семью. А для начала такой независимой жизни потребуется всего не более 1000 руб.: 500 руб. на покупку 6 дес. земли при помощи банка, а 500 руб. на первоначальное хозяйство. По этому поводу Демчинский говорит: «Есть над чем призадуматься скитальцу-интеллигенту, зачастую предлагающему свой труд (в городе) за стол и квартиру . А как быстро выросла бы наша деревня, если бы ее оплодотворить интеллигентным трудом». Да, пора прекратить бегство из деревень в города за поиском легкого хлеба, вместо которого находят: беспросветную нужду, изнурительный труд, болезни и преждевременную смерть. Наоборот, тем, кому тяжело живется в городе, надо обратиться к матери-земле, которая всех, кто к ней с любовью и заботой отнесется, накормит досыта и даст счастливую и здоровую жизнь.

    Итак, дорогой читатель, разъясните неграмотному крестьянину, как избавиться от нужды и голода, стать материально и духовно богаче, чем он теперь.

    IV.

    Система Овсинского окрыляет крестьян надеждой на хорошее будущее, что видно из следующего письма: «М. Г. Дмитрий Константинович! Как нельзя более своевременно выслана на имя причта с. Ивановка-Синельниково книжка ваша „Верный урожай“. Спасибо вам за эту книжку. Крестьяне этого села бедняки, получившие так называемый даровой надел по 1 десятине на ревизскую душу; они обрадовались возможности быть сытыми от своего нищенского надела и немедленно хотят, совместно со мной, приступить к новому способу обработки земли, как указано в книжке. Заинтересовано все село, более 1000 душ бедняков. Прошу выслать для них еще 40 экз. этой брошюры на имя причта, Таврич. губ., села Ивановки-Синельниково. Священник Иоанн Запольский. 22. X. 1908».

    Для скорейшего ознакомления населения с новой системой земледелия необходимо устраивать народные чтения, а при входе раздавать слушателям чтения брошюры. При чем, если надобность укажет, то по первому требованию будет выслано сколько угодно сокращенных брошюр книги «Новая система земледелия Ив. Овсинского», для раздачи посетителям лекций.

    Уверен, что бескорыстная деятельность в таком первостепенной важности вопросе, как указание населению способа увеличить урожайность наших земель, устранить голодовки, принесет громадную пользу жителям, а устроителю таких чтений послужит лучшим нравственным удовлетворением сознания исполненного долга перед родиной. Если встретятся какие-либо препятствия, не падайте духом, работайте, помогите тем, кто теперь сидит на золоте, но не знает лишь способа добыть его из земли: этот способ — «Новая система земледелия Ив. Овсинского».

    Брошюра в любом количестве бесплатно высылается всем административным, земским и городским учреждениям для раздачи грамотному населению, духовенству для притча и прихожан, церковно-приходских школ, учебным заведениям, военным частям для солдат, железнодорожным и акцизным правлениям, фабрикам для служащих и всем частным учреждениям.

    Расходы по пересылке и упаковке брошюр относятся за счет заказчика. На каждые 500 брошюр упаковочных 1 рубль и пересылочных за пуд веса по тарифу почты или железн. дор., смотря по указанию заказчика в требовательной бумаге. При заказах в количестве менее 500 брошюр расходы на упаковку и пересылку по почте 20 бр.— 40 к., 60 бр.— 65 коп., в Запад. Сибирь и Средн. Азию вдвое, Вост. Сиб.— втрое. Перес. и упаков. расходы могут быть присланы почт. марками или будут наложены на посылку.

    В настоящее время брошюра затребована в количестве нескольких сотен тысяч разными лицами и учреждениями, между которыми находятся:

    Совет св. Троицкого Православного Миссионерского Братства, состоящий под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством — 6000, Туркестанский саперный батальон — 1000, 2-й Лабинский полк — 500, 7-й грен. Самогитский полк — 1000, 14-й Саперный батальон — 1000, 208-й пех. рез. Очаковский полк — 1000, 5-я батар. 32 артиллерийский бригады — 1000, 40-й пех. Колыванский полк — 1000, 96-й Омский полк — 1000, Новоградоволынский землеустр. комиссия — 200, Благочинный 2 окр. Наров. у. Пенз. епар.— 3000, Благочинный 3 окр. Верхот. у.— 1000, Пристав 5-го стана Александров. у.— 1000, Крестьянск. начальн. Верх-Уссурийск. уч.— 1000, Больше-Знаменское ссудо-сберегат. Т-во — 1000, Заведыв. Крымским Георгиевск. 2-кл. учил.— 1000, Околинское кредитное Т-во — 1000, Дмитровск. отд. Орловск. Епарх. Учил. Совета — 1000, Совет Демиевско-Вознесенск. прих. Братства — 1000, Ново-Воробьевское вол. правл.— 1000, Могилевск. уездн. ком. поп. о нар. трезвости — 2500, г-н Григорьев, ст. Клинцовка — 1000, Г-н В. А. Статс, Харьков — 3000, Союз Русского Народа, г. Кирсанов — 1000, Новгор. Губернск. Присутствие добывает то, что дано — 6000, Кубанское Областное Правление — 3000 и Канцелярия Волынского Губернского Комитета о народной трезвости — 3000, Земские Управы: Симбирская — 3000, Мокшанская — 1000, Тираспольская — 1000, Яранская — 300, Богородская — 1000, Изюмская — 1000, Устюжская — 1500, Таврическая — 500, Поворжевская — 1000, Спасская Земская Управа — 1000, 248-й Осташковский рез. бат.— 1000, 117-й пех. Ярославский полк — 1000, 6-я рота 1-го Стрелк. полка — 2000, Острогожская Земская Управа — 1000, Костромская Управа — 1000, Вельская Управа — 3000, Павловская Управа — 1000, Дубосарская город. Упрощ. Управа — 1000, Тираспольская Городская Управа — 1000, Командир 29-го пех. Черниговского полка — 3000, 244-й резервн. Борисовский батальон — 1000, 2-й Туркестанский стрелк. батальон — 1000, 3-я сотня 6-го Донск. казачьего полка — 500, 243-й Златоустовский резервн. батальон — 1000, 28-й пехотн. Полоцкий полк — 4000, 1-й Финляндский стрелковый полк — 3000, 29-й пехотный Черниговский полк — 3000, 73-й пех. Крымский полк — 3000, 115-й пех. Вяземский полк — 600, 9-й Стрелковый полк — 1000, 149-й пехотный Черноморский полк — 1000, 255-й Аварский пехот. резерв. батал.— 1000, 212-й пехот. резерв. Бахчисарайский полк — 1000, Шадринское уездн. отд. Екатер. Епарх. учил. сов.— 2000, Д. Ф. Сукачев, Харьков — 1000, 183-й пехот. резерв. Пултуский полк — 1000, 241-й Орский резервный батальон — 1000, 242-й Белебеевский резервный батал.— 1000, Искоростаское вол. правл.—1000, Александрийский Предв. Двор.— 1000, Каменский нотариус г. Касторский — 1000. Требования на брошюры получаются ежедневно и выполняются немедленно в порядке их поступления.

    Д. Калениченко.

    Предисловие к первому изданию

    Замечательные результаты, постоянно получаемые мною от применения «Новой системы земледелия», побудили меня написать эту книгу. Рукопись пять лет блуждала по редакциям и разными агрономическими «авторитетами» приговорена была к смерти, от которой спас ее уважаемый редактор журнала «Rolnik i Hodowca», за что приношу ему сердечную благодарность. Должен также искренне поблагодарить д-ра Юлиана Охоровича за то, что он благоволил прочесть первую главу этой книги и посоветовал напечатать ее. По его же совету заглавие ее «Самосознание растений» заменено более подходящим заглавием «Самостоятельность растений».

    Автор

    Предисловие ко второму изданию

    Первое издание «Новой системы земледелия» разошлось в продолжение нескольких недель — книга обратила на себя внимание агрономов всей Европы. В русской, французской, английской периодической печати появились критические заметки по поводу ее, перепечатывались некоторые места. Польская пресса дружелюбно встретила книгу; исключение составил только один журнал, преследующий не общественные цели, не поднятие отечественного земледелия, а личные интересы. Журнал этот не поколебался даже оклеветать редактора журнала «Rolnik i Hodowca», ставя ему в вину то, что он, издав мой труд, причинил вред отечественному земледелию. Теперь мы вторично совершаем это преступление, будучи уверены, что принесет оно не вред, а пользу.

    Лишь только разошлось первое издание, ко мне обратились некоторые издатели с предложениями относительно новых изданий. Относясь к делу с коммерческой точки зрения, они хотели воспользоваться проявившимся к моей книге интересом, опасаясь, что он со временем может ослабеть. Но я предпочел подождать с вторичным изданием, будучи уверен, что уборка 1899 года на деле подтвердит мое мнение относительно значения «Новой системы земледелия». Я вполне уверен, что оно не кратковременно, но продлится до тех пор, пока будет существовать само земледелие.

    1899 год в южных губерниях ознаменовался неурожаем. Весенние засухи погубили посевы в Херсонской губ., дали также почувствовать себя и в юго-западном крае. Поздние дожди дали возможность зерну несколько поправиться, но солома осталась коротка, коп получилось мало. Свекловицу сеяли по несколько раз — посевы гибли или от засухи или от насекомых. Я с большим вниманием следил за ростом растений в тех имениях, где моя система применялась уже несколько лет, и в тех, где попытки применения ее начались только с нынешнего года, после ознакомления с моей книгой.

    Раньше всего начали применяются мою систему г. Бронислав Гродзинский в Чагарниках, вблизи г. Ярмолицы, Подольск. губ., и г. Иосиф Левицкий, помещик в Подольск. губ., и управляющий поместьями г. Родоканаки. Г. Левицкий начал с незначительного опыта с пшеницей, который в 1897 г. дал следующие результаты:

    I. С участка земли, возделанного и обсеянного по старой системе, было собрано…36 3/4 копы.

    II. С участка земли, возделанного и обсеянного по новой системе, собрано было. …46 3/4 ,,


    Зерна получилось:

    с I участка (старая система)…116 пудов.

    ,,II,, (новая ,,)…203,,

    Вследствие такого результата в следующем году по новой системе засеяно было 500 моргов пшеницей. Результат получился такой же. Вслед затем новая система введена во всем имении.

    У г. Гродзинского в Чагарниках применение новой системы тоже дает прекрасные результаты. Весною нынешнего года я был восхищен урожаем в этом имении. Засуха, уничтожавшая у соседей посевы, г. Гродзинскому только благоприятствовала, тогда как, случись дожди, его рослая пшеница могла бы лечь. Удивительно прекрасна была свекловица на мелкой вспашке, и как раз в то время, когда у других она пропала, так что надо было вторично сеять.

    Особенного внимания заслуживают результаты, полученные в Гетмановке. Имение это лежит на границе Херсонской губ., в которой сильнее всего свирепствовала засуха. Несмотря на это, с лучших полей Гетмановки собрано было до 30 коп пшеницы с десятины по 11 пудов зерна каждая, так что в общем с десятины получено было 330 пудов зерна; со средних полей получено с десятины 26 коп = 286 пуд. зерна; с худших — 18 коп = 198 пуд. зерна. Цифры эти не требуют пояснений. Благодаря этому Гетмановка имела в нынешнем году много посетителей. Между прочим, удостоили ее своим посещением гр. Стенбок-Фермор, председатель Вольно-экономического общества, управляющий казенными поместьями г. Чийкевич, делегат министерства земледелия г. Бертенсон и много других выдающихся знатоков земледелия. Новая система в нынешнем году дала такие блестящие результаты, что даже самый закоренелый скептик должен, кажется, поколебаться в своем скептицизме.

    Поэтому-то началось у нас усиленное применение новой системы. Люди бросают свои специальности и принимаются за земледелие. Врачи, юристы арендуют землю и, применяя новую систему, получают в нынешнем году хорошие результаты. Да и всегда получатся блестящие результаты, лишь бы только работа выполнена была надлежащим образом, не кое-как. А между тем небрежность я, к сожалению, уже заметил в нескольких имениях. Результаты, конечно, получатся плохие, но виною этому будет не новая система, а нерадение хозяина или злая воля врагов новой системы, желающих дискредитировать ее во что бы то ни стало. Но благие эти намерения ни к чему не поведут: я сам занимаюсь земледелием, и всем, кто задумает дискредитировать новую систему, могу показать блестящие результаты, полученные от ее применения или мною или такими земледельцами, как гг. Левицкий и Гродзинский, которые знакомы с «Новой системой» не понаслышке и обложке книги, а применяют ее со всем знанием дела.

    С удовольствием должен я также отметить новое движение среди наших фабрикантов и владельцев складов земледельческих орудий и машин. Мы пытаемся уже производить орудия у себя дома или выписываем доброкачественные из Америки и Англии. Стараемся отделаться от того хлама, каким снабжают нас немцы. Так, напр., в объявлениях варшавской фирмы «Ясинский и К0 " нет уже немецких фабрикатов. Дай Бог, чтобы этому примеру последовали и другие фирмы. Тогда и немцы, как теперь презирающие нас, может быть почувствовали бы к нам более уважения. Фабрика в Жмеринке, Подольской губ., пытается производить земледельческие орудия — попыткам этим помогай Бог! Только трудом у себя, на родной земле, мы можем добиться права на существование и уважение у тех, которые теперь ни во что нас не ставят и считают своей обязанностью — ausrotten. Пусть знают немецкие агенты, что торговля их хламом у нас — это "сдирание с матери заплатанной рубахи", как говорит украинский поэт. Если мы сами не дадим почувствовать немцам, как гнетет нас их подлая политика, то они никогда не поймут этого — non potest esse in intellectu, quod non fuerit in sensu.

    В заключение остается мне еще пожелать всем нашим земледельцам, чтобы применение "Новой системы" принесло каждому из них пользу, по крайней мере не меньше той, какую в нынешнем неурожайном году получила Гетмановка.

    Автор.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх