ЗАКОН 11 

НИКОГДА НЕ ОСКОРБЛЯЙ ПЕРСОНАЛ – ПОТЕРЯЕШЬ КОРОЛЕВСКОЕ ДОСТОИНСТВО

Оскорбление любого человека – это всегда оскорбление себя, а оскорбление ниже тебя стоящего по служебной лестнице неэтично вдвойне. Если авторитет сотрудников имеет для руководителя важное значение, то не нужно доходить до оскорблений и унижений.

Толкование закона

Если человек управляет каким-то количеством людей (это может быть 10 100 или более человек), то он должен обладать огромным терпением. Ведь все люди такие разные. Кто-то чрезмерно вспыльчив, кто-то ужасный зануда, а бывают и такие, которые сидят «тише воды, ниже травы», и ничего им не надо, пока их не начнешь шевелить. Многих это очень сильно раздражает, до такой степени, что хочется высказать все, что о них обо всех думаешь.

Вот и предположим, что такой начальник взял однажды – и не сдержался, а ему под горячую руку попал такой же, равный ему в служебном положении, человек, который, естественно, не станет терпеть никаких оскорблений в свой адрес. Он, в свою очередь, начинает отвечать тем же, тоже начинает оскорблять. В таких случаях многие, как правило, начинают повышать голос. И в итоге получается самый настоящий скандал.

В лучшем случае, если он произошел без свидетелей, этот человек просто теряет свой авторитет перед своим «собеседником». Но ведь часто при таких инцидентах присутствуют многочисленные свидетели. Среди них могут быть другие начальники, а они, конечно же, сделают соответствующие выводы о поведении своего коллеги и его умении держать себя при общении с другими людьми, а также подчиненные вспылившего начальника, которые отныне могут изменить представление о нем – и степень уважения к нему станет намного ниже.

Надо всегда помнить истину: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Конечно, многие люди не могут ответить тем же на хамство своего начальства, но зато к нему появляется негативное отношение, которое постепенно накапливается. И даже сдержанные люди однажды могут не выдержать... Тогда начнут распространяться всякие, не очень лестные, слухи, сплетни и так далее. И, таким образом, постепенно репутация, а потом уже и карьера могут окончательно сойти на нет. Это произойдет, даже если эти неприятные разговоры происходят среди подчиненных, которые, казалось бы, не могут ничего сделать с человеком, стоящим на служебной лестнице выше них.

Но ведь над этим человеком тоже есть свои начальники, а они редко бывают глухими, если это действительно хорошие начальники, и они практически всегда улавливают информацию о своих подчиненных. И, как правило, они отмечают про себя, кто имеет навыки правильного управления людьми, а кто абсолютно лишен элементарного правила обращения с подчиненными. А, как всем известно, для процветания любой компании в первую очередь необходимо хотя бы обыкновенное уважение ко всем сотрудникам. И пример всем должен подавать именно человек, стоящий во главе этой компании. Если он не будет уважать своих подчиненных, то и у них не появится ничего похожего на уважение. А разве может нормально развиваться (или еще лучше – процветать) компания, в которой руководитель ни во что не ставит своих подчиненных, и они, в свою очередь, «недолюбливают» своего начальника?

Если человека оскорбили, да еще бывает, что не один раз, разве захочет он добросовестно работать на своего обидчика? Конечно же нет! Скорее всего, он постарается как-нибудь отомстить, и в результате от этого будет страдать вся компания. Да, его можно будет уволить, но человек, оскорбивший одного, может с таким же успехом оскорбить и другого. И что же, всех увольнять? Такая компания быстро перестанет существовать. Вывод один: чтобы добиться успеха, надо добиться уважения окружающих людей, то есть ни в коем случае не позволять себе оскорблять или унижать кого-либо.

Образ

Родник. Это чистый источник. Родниковая вода такая чистая, что ею просто невозможно испачкаться, даже если будет такое желание. Источник можно загрязнить, но со временем он очистится от всего плохого, ненужного и снова будет радовать собой всех людей. С ним можно сравнить человека, который никогда никого не оскорбляет, не «пачкает» людей своими высказываниями. А если его самого оскорбят, «загрязнят»– он не поддастся эмоциям и не ответит тем же, он переждет время и не станет никому делать плохо.

Доказательства закона

Существует множество доказательств данного закона. Так, в прошлом веке во Франции существовала фабрика. Она очень долгое время процветала, а по всему городу ходили слухи о том, какой там замечательный директор. И в большинстве эти слухи распространялись самими рабочими этой фабрики. Они души не чаяли в своем руководителе.

Никто не знал ни одного случая, чтобы этот человек кого-нибудь оскорбил, тем более своих подчиненных. Он всегда умел и поругать, и сделать замечание, но делал это так, чтобы ни в коем случае не задеть достоинство человека.

Например, однажды он шел по фабрике и увидел, как несколько рабочих стоят и курят, причем как раз под табличкой «Не курить». Наверняка, большинство отреагировали бы на это совершенно не так, как сделал этот человек. Они бы наорали, обругали не самыми лучшими словами, а то и пригрозили бы увольнением. Но что из этого могло выйти – только взаимная обида и злость друг на друга. А что же сделал директор этой фабрики?

Он дал каждому по сигаре и сказал: «Ребята, я был бы очень вам признателен, если бы вы выкурили эти сигары, но только не в здании фабрики, а где-нибудь за ее пределами».

Рабочим стало очень стыдно, но с другой стороны они восхищались своим начальником, потому что прекрасно понимали, что нарушили одно из самых основных правил техники безопасности и по этой причине почувствовали себя неловко перед добрым и умным директором. И ведь он действительно умен. Он сумел так отреагировать на это серьезное нарушение, что не вызвал обиды и ненависти к себе и, в то же время, добился того, что подобные случаи вряд ли когда-нибудь еще повторились на его фабрике.

Прекрасным руководителем был президент Авраам Линкольн. В 1863 году был самый тяжелый период Гражданской войны. Генералы армии Линкольна терпели поражения практически во всех боях. Президент узнал, что генерал-майор Гукер совершает непростительные, очень грубые ошибки, и написал ему письмо. Можно представить, каким оно должно было быть, учитывая всю серьезность сложившейся ситуации. Но на самом деле письмо было настолько продумано, что, прочитав его, Гукер не почувствовал никакой обиды. Ни в одном слове генерал не увидел ничего оскорбительного для себя, наоборот, прочитал о себе довольно-таки хорошие вещи, но в то же время Линкольн смог указать ему на то, какие ужасные ошибки совершает генерал-майор. Вот это письмо.

«Я поставил Вас во главе Потомакской армии. Разумеется, я сделал это, имея к тому, как мне представляется, достаточные основания; но все же, я думаю, Вам лучше узнать, что есть вещи, в отношении которых я не вполне Вами доволен.

Я считаю Вас храбрым и умелым воином, что мне, разумеется, нравится. Я также считаю, что Вы не привносите в свою профессиональную деятельность политические соображения, и в этом Вы правы. Вы обладаете уверенностью в себе, что является ценным, если не необходимым качеством.

Вы честолюбивы, что в разумных пределах скорее полезно, чем вредно. Тем не менее мне кажется, что в тот период, когда армией командовал генерал Бернсайд, Вы пошли на поводу у своего честолюбия и мешали Бернсайду, как только могли, чем причинили большое зло стране и одному из самых заслуженных и достойных Ваших собратьев-офицеров.

Из достаточно достоверных источников мне стали известны Ваши недавние высказывания о том, что и армии, и правительству нужен диктатор. Разумеется, не поэтому, а несмотря на это, я поручил Вам командование.

Только те генералы, которые добиваются успеха, могут стать диктаторами. Мне от Вас сейчас требуется военный успех, и я пойду на риск диктатуры.

Правительство будет поддерживать Вас всеми силами, то есть делать не больше и не меньше того, что оно делало и будет делать для всех командующих. Я очень боюсь, как бы то обстоятельство, что Вы способствовали насаждению в армии критического отношения к ее командующему и недоверия к нему, не обернулось теперь против Вас. Я помогу Вам по мере моих возможностей искоренить этот дух.

Ни Вы, ни Наполеон, будь он жив, не в состоянии добиться чего-либо от армии, пока она проникнута таким духом; теперь же вам следует остерегаться опрометчивых действий. Остерегайтесь их, но энергично и с неусыпной бдительностью продвигайтесь вперед и добудьте нам победу».

Думаем, что дальнейшие комментарии по этому письму излишни.

Можно привести еще один пример, тоже связанный с американским президентом, только на этот раз с Кэлвином Кулиджем. Известен такой факт, что Кулидж был не очень доволен одной из своих секретарш. Она была молодой и на любое неосторожное слово могла очень сильно обидеться, а президент этого совершенно не хотел. Но не высказать ей причину его недовольства он тоже не мог, потому что у нее были явные трудности с пунктуацией, а для секретарши это непростительно.

Но президент нашел выход из этого положения. В одно прекрасное утро он подошел к девушке и отметил, какое очаровательное платье на ней надето и как замечательно она выглядит. В ответ на его комплимент секретарша покраснела от смущения. Кулидж же сказал ей, что просто хотел сделать приятное, и попросил, чтобы она больше уделяла внимания своей пунктуации.

Девушка не заметила в его словах ничего обидного и оскорбительного для себя, потому что вся была поглощена мыслями о том, какой ей сделали комплимент, но и на свой недостаток, конечно же, обратила внимание, так как понимала, что за проступки ее хвалить никто не будет.

Авторитетное мнение

Как воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая чувства обиды:

1) Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.

2) Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

3) Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.

4) Давайте людям возможность спасти свой престиж.

5) Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут пытаться оправдать.

6) Добивайтесь того, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

(Дейл Карнеги)

Обратная сторона закона

О том, что оскорбление своих подчиненных – это далеко не лучший способ руководства, сказано достаточно. Но что же делать, когда на человека не действуют никакие меры, даже самые хорошие и доброжелательные?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. В данном случае поведение начальника должно зависеть от многих факторов, таких, как общая атмосфера в коллективе, от того, какой тип отношений между сотрудниками в данной компании преобладает (чисто деловые, холодные или может быть теплые, дружеские).

Вполне возможно, что такого руководителя, который будет стараться урегулировать все мирным путем, стараясь никого не обидеть, будут считать за простофилю, за «тряпку», о которую можно запросто вытереть ноги. Постепенно ему все начнут «садиться на шею (а то и на голову) и свешивать ножки». Понятно, что такой поворот дел никому не понравится, вернее сказать, никому из руководящих лиц, потому что для подчиненных это очень даже удобно. На начальника могут просто перестать обращать внимание, начнутся опоздания на работу, затем прогулы и, наконец, у сотрудников пропадет всякое желание работать.

Если это происходит с одним или двумя работниками, то можно их уволить, чтобы, как говорится, другим неповадно было. Этот поступок воспримут таким образом, что начальник все-таки есть начальник, и об этом никогда нельзя забывать, в его власти сделать подчиненным условия работы такими, какие более выгодны для него, нежели для них. Вполне вероятно, что это будет хорошим уроком для остальных сотрудников, и они правильно оценят тактичность и доброжелательность своего шефа, они поймут то, что им повезло иметь такого руководителя.

Но часто бывает так, что из-за слишком мягкого отношения начальника халатное отношение к работе появляется не у одного-двух работников, а практически у всех. Не расслабляются только самые совестливые и преданные своей работе люди. И что же тогда, увольнять всех сразу? Но как же может существовать компания без людей, работающих в ней? Один человек, даже если это руководитель, вряд ли сможет работать за всех. Да и тогда какой же он руководитель, когда нет кем руководить!

В руководстве людьми очень важно найти «золотую середину»– никогда никого не унижать, но и ни в коем случае никому не давать расслабляться.

Байка

Давным-давно в одном королевстве жил-был один человек. Он был не очень богатым и не очень бедным, но все люди его уважали и любили. Ходили слухи, что у него неограниченное терпение. Он никогда в жизни ни на кого не кричал, никого не обидел неосторожным словом. Даже если кто-то уж слишком донимал его или просто терял совесть и начинал над ним издеваться, то все равно от него не слышали ничего, что могло бы оскорбить собственное достоинство. Он прекрасно умел разрешать все споры, и им всегда были довольны.

И вот однажды в этом королевстве умер король, не оставив после себя ни наследника, ни преемника, предоставив народу право выбрать себе достойного правителя. И, конечно же, они выбрали этого, всеми любимого, человека. Он оправдал надежды своего народа и правил почти до конца своих дней. Но почему же почти?

Как-то раз его терпение «лопнуло». Один из подданных что-то сделал не так, и короля это вывело из себя. Он стал кричать на бедного слугу, оскорблял его так, что тот готов был провалиться сквозь землю, хотя его ошибка была не так уж страшна, и за нее не стоило так унижать человека.

Спустя месяц слухи об этом инциденте распространились по всему королевству. Люди пришли в ярость от поведения короля. Начались массовые волнения, против правителя были настроены абсолютно все и, естественно, его свергли. Но, благодаря тому, что властитель все-таки сделал для людей много хорошего, народ на этом успокоился и остановился.

Вот так, неуважение к человеческому достоинству привело к непредсказуемому результату.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх