Глава 15

Тэрри протягивает руку помощи

Джон начинает учиться читать годовые доклады и отчеты

"Катпрайсгудис-ком" культивировала свой имидж в средствах массовой информации с целью привлечь большее число подписчиков на свой веб-сайт. Председатель компании Роджер Грандэйдж очаровал публику в интервью национальной прессе и по телевидению. В прошлом он говорил об Интернете в почти евангелистских выражениях. Это самое важное нововведение в последние 100 лет – больше, чем телевидение, и вот-вот проглотит его, говорил он.

После того, как «Катпрайсгудис-ком» стала торговаться ниже цены эмиссии, Роджер Грандэйдж заговорил иначе. В одной телепередаче он объявил, что интернетовские акции больше не имеют ценности новизны.

– Все решит дарвиновский естественный отбор. Несколько интернетовских компаний выживет, остальные обанкротятся. – Он ухитрялся, как всегда, продвигать интересы своей собственной компании. – Мы не можем управлять временными колебаниями курса акций, но с «Катпрайсгудис-ком» все будет хорошо. Это лидер рынка в своей области.

Управляющий директор Линда Хорсфилд справлялась с прессой хуже, чем это у нее получалось в лучшие времена. У нее были длинные светлые волосы, стройное, идеально пропорциональное тело. Она умела одеваться и получила образование в одном из самых престижных университетов Европы.

Именно ее богатство создавало ее имидж в мире бизнеса. После выпуска акций она стоила десятки миллионов фунтов. Как и Грандэйдж, она была намного богаче Тэрри. "Если она может сделать это, смог бы и я", – думал почти каждый дилер "Нью маркет секьюритиз"…

Перед выпуском акций деловая печать носилась с Грандэйджом и Хорсфилд. Когда цена акций упала, журналисты сменили курс. Они стали высказывать, что несправедливо, чтобы эта пара так разбогатела на выпуске акций "Катпрайсгудис-ком", в то время как инвесторы потеряли на этом деньги.

Роджер Грандэйдж и Линда Хорсфилд должны были сделать презентацию результатов своей компании для продавцов инвестиционных организаций в главном офисе "Старберг Ламли", неподалеку от Ливерпул-стрит. Пригласили и дилеров "Нью маркет секьюритиз", и некоторые, включая Джона, пришли.

В дверях его встретила сестра Сандра. «Катпрайсгудис-ком» была клиентом их агентства "Клифтон Холл", объяснила она. Накануне она до часа ночи считывала документы для презентации.

– "Катпрайсгудис-ком" переживает сейчас суровые времена. Мы реализуем программу ограничения ущерба.

Продавцы собрались. Роджер Грандэйдж начал встречу. Он знал, как справляться с аудиторией Сити – не стал пропагандировать свой проект, не пытался заискивать, а сконцентрировался на фактах. Хотя курс акций «Катпрайсгудис-ком» может быть и низким, бизнес там в прекрасной форме, сказал он. Товарооборот в предыдущем году удвоился, убытки уменьшились. Компания вложила значительную часть доходов от выпуска новых акций в расширение бизнеса за границей. Линда Хорсфилд заговорила о перспективах компании, как весь ее персонал привержен фирме. Все менеджеры имели опционы на акции как часть их пакета заработной платы.

В последующие несколько дней Джон испытывал какое-то беспокойство. Нина ушла из дилингового зала и теперь работала у Тэрри, обслуживая своих клиентов из его дома. В целом клиенты, старые и новые, продавали свои акции "Катпрайсгудис-ком". Дилеры убеждали их вкладывать доходы и дополнительные деньги в спекулятивные акции.

"Нью маркет секьюритиз" проводила кампании продаж, подстегивающие цены акций этих мелких компаний. Спрэды были широки, но покупатели часто могли реализовать прибыль, если продавали в маленьких количествах. Воодушевляемые бумажной прибылью, клиенты соглашались с советами дилеров удваивать свои портфели и покупать еще больше спекулятивных акций. Такая стратегия не могла привести к обогащению.

Дилеры соблюдали букву, но не дух, "Закона о финансовых услугах". Джон знал, многие из его прежних коллег по школе отказались бы делать такую работу, при условии, что они способны были ее выполнять. Они представили бы против этого моральные возражения. Были бы они правы?

У отрасли, занимающейся операциями с ценными бумагами, свой собственный ответ: инвесторы должны отвечать за свои решения. Фирмы, подобные "Нью маркет секьюритиз", очень хотели продавать, но они не могли вынуждать клиентов покупать. Каждого предупреждали, что цена акций может упасть так же, как и повыситься, и потенциальная прибыль не всегда пропорциональна риску.

Именно риск делал акции наиболее захватывающим бизнесом на земле. Клиенты и дилеры едины в погоне за деньгами. Это поездка на "американских горках", которую инвесторы готовы совершать снова и снова. Клиенты, наиболее охотно имевшие дело с "Нью маркет секьюритиз", были по натуре биржевыми спекулянтами. В соответствии с критериями основателя стоимостного инвестирования Бенджамина Грэма, они не были настоящими инвесторами.

Многие теряли здравый смысл, опустошая свои счета в строительных сообществах, обналичивая акции паевых инвестиционных фондов или залезая в долги перед банками, дабы купить спекулятивные акции, чтобы, как они надеялись, получить быструю прибыль. Они теряли деньги, но это их ничему не учило. Многие знали немного или совсем ничего о работе фондового рынка.

Некоторые клиенты "Нью маркет секьюритиз" руководили компаниями, другие занимали более скромное положение. Было и несколько школьных учителей. От собственной жадности их спасало, главным образом, отсутствие больших денег, которые можно было бы потерять. Алан похвастался, как легко он обработал Роберта Масгроува.

– У него оказалось больше денег, чем я думал, – сказал он.

Тем временем, Генри не делал никакой тайны из своего плана получить доступ к портфелю покойного отца Салли-Энн.

В эти дни Салли-Энн разговаривала с Джоном все меньше и меньше. Она загружала себя преподаванием и, когда они разговаривали, всегда выглядела огорченной, как будто говоря: "Ты больше не хочешь знать о моей работе или помогать с моими инвестициями. Мы не продвигаемся к браку. Чего же ты от меня хочешь?"

Джон на самом деле думал больше о Нине. Как-то днем она позвонила ему в дилинговый зал, он приятно удивился.

– Тэрри хочет, чтобы ты взял три выходных дня для тренинга по фондовому рынку. Ты будешь жить в его доме. Я буду участвовать в обучении. Ты готов к этому шагу?

Джон согласился.

– Сколько еще дилеров Тэрри обучает лично? – спросил он.

– Не скажу, что одного дилера на миллион, но только самых многообещающих. Тэрри даст тебе удивительные навыки делания денег, которые тебе трудно будет узнать иначе. Он просто хочет передать свое умение способным слушать и понимать и имеющим характер, чтобы этим пользоваться.

Джон положил телефонную трубку. Сердце его сильно билось. Он знал, со стороны Тэрри это не проявление кумовства. В конце дня к нему подошел Ронни. Джон по его целеустремленному виду понял, что он знает о приглашении Тэрри.

– Наслаждайся своей учебой. Каждый, кого Тэрри натаскивал лично, теперь богат. И все они когда-то работали дилерами. Я один из них.

Утром в понедельник Холланд-Парк был безмятежен и казался миром, далеким от беспокойного дилингового зала. Джон рано добрался до дома Тэрри. Его впустила Сандра. К Джону подбежала овчарка и, поставив лапы ему на грудь, облизала его лицо.

– Аслан любит тебя, – сказала Сандра, отталкивая собаку. – Он не так нежен с Питером. Заходи. – Она проводила его в гостиную. – Через несколько минут я улетаю во Францию по делам, но сначала хотела увидеть тебя.

Тэрри сидел на диване и просматривал "Файнэншл таймс". Он встал и кивнул Джону в сторону кресла.

– Здорово, старина. Сандра подготовила для тебя запасную спальню. У Доминика каникулы, он сейчас живет у Питера. Нина и я возьмем тебя в путешествие по фондовому рынку, какого тебе никогда прежде не доводилось совершать. Мы будем выступать в роли твоих инструкторов.

– Желаю тебе хорошо провести время в следующие три дня, Джон, – сказал Сандра. – Тэрри делает это, потому что ты доказал, что можешь быть хорошим дилером. Он ни разу не предлагал эту возможность никому вне "Нью маркет секьюритиз", включая Питера.

Тэрри рассмеялся.

– Питер много знает о теории фондового рынка, но у него замкнутый ум. Он позволяет своим критическим способностям пересиливать воображение. Только мечтатель может достичь величия, Джон.

Сандра попрощалась и уехала. Тэрри уже был на полном ходу.

– В "Нью маркет секьюритиз" мы выбираем акции для клиента. Они, конечно, в общем подходят. Но клиенты, желающие разбогатеть по-настоящему, принимают свои собственные инвестиционные решения.

– А разве твои семинары посвящены не этому? – спросил Джон.

– Да, мой подход всегда привлекает клиентов. Но, оказывается, они просто хотят, чтобы я заботился для них об их портфелях. Большинство людей не могут овладеть навыками выбора акций.

– Легче сказать, чем сделать, – сказал Джон. – Мой опыт дилера подтверждает это.

– Как дилер, ты имеешь важное преимущество, потому что находишься в тесном контакте с рынком ради денег на жизнь, – продолжал Тэрри. – Даже в этом случае большинство дилеров подобны обезьянам: они делают то, что им скажут, не задумываясь. Ты другой. Я собираюсь рассказать тебе о различных инвестиционных стратегиях…

– Какие ты считаешь наиболее прибыльными? – спросил Джон.

– Это может быть контрарианское инвестирование – но ни в коем случае не всегда. Оно подразумевает покупку непопулярных акций и удержание их до тех пор, пока рынок не признает их стоимость. История позволяет предположить, как только акции компаний высокой технологии начнут снижаться от своих максимумов, другие акции – теперь называемые старой экономикой – повысятся до справедливой цены, до какого бы низкого пункта они ранее не опустились. Но на это могут потребоваться годы.

– Откуда ты знаешь, какие акции старой экономики выбирать? – задал вопрос Джон.

Прозвонил дверной звонок. Тэрри встал и впустил Нину.

– Во-первых, инвестируй в правильный сектор; во-вторых, ищи недооцененные акции с перспективой. Ты должен проанализировать относительные показатели. Данные можно получить из отчетов и счетов компании, публикуемых один раз в год, или из промежуточных отчетов, выходящих после первого полугодия.

Нина устроилась на стуле.

– Тебе не нужно быть квалифицированным бухгалтером, чтобы делать это. У Тэрри нет бухгалтерского образования, но он может определить слабые места в балансовом отчете за несколько минут.

– Ты можешь научиться делать то же самое, – сказал Тэрри. – А до тех пор найми квалифицированного специалиста в этой области. Или консультируйся со справочником финансовой статистики REFS – или его эквивалентом – по поводу отношений. Избегай полностью полагаться на исследования аналитиков. Большинство аналитиков бесполезны при отслеживании творческой бухгалтерии. В этом отчасти причина, почему их прогнозы так часто неправильны.

– Как сильно может искажать данные творческий бухгалтерский учет? – спросил Джон.

– Он не может изменить поток денежных средств, – ответил Тэрри. – Но может создавать иллюзию, точно так же, как твои фокусы. Например, метод амортизации, представляющий собой ежегодное уменьшение стоимости активов из-за износа, может быть изменен, чтобы улучшить показатели прибыли компании. Если период амортизации удлинить, ежегодная сумма списания на амортизацию становится меньше и, соответственно, ее воздействие на счет прибылей и убытков оказывается на столько же меньшим.

– Иногда творческая бухгалтерия становится заметной только после того, как компания опубликует предупреждение о снижении прибыли, – добавила Нина.

– Правильно, и аналитики тогда лезут на стенку, – подтверлил Тэрри. – Они основывают свои прогнозы прибылей на том, что говорит им компания. Если их ввели в заблуждение, они вынуждены пересматривать свои прогнозы.

– Вряд ли они такое забудут, – вставил Джон.

– Абсолютно верно, – сказал Тэрри. – Они не станут снова с легкостью доверять этой компании и будут опасаться рекомендовать ее акции. На некоторое время цена этих акций, вероятно, ужасно пострадает.

– Небольших компаний это не должно касаться, – сказал Джон. – Аналитики уделяют им мало или никакого внимания.

– Они не защищены от снижения настроений по отношению к их сектору, – предупредил Тэрри. – Это может произойти, если один из больших игроков выпустит предупреждение о снижении прибыли. С другой стороны, аналитики могут играть главную роль в возвращении сектора в милость. Если ведущий банк повышает прогнозы прибыли для ведущей компании или просто привлекает к ней внимание, это может вызвать резкое повышение курса акций. Но даже в этом случае следует провести свою собственную экспертизу фундаментальных параметров компании.

– Я понял основы анализа относительных показателей, когда готовился к экзамену на "зарегистрированного представителя", – сказал Джон.

– Ты также должен знать, как Сити использует эти отношения. Например, читая доклад председателя в годовом отчете, надо уметь читать между строк, или он введет тебя в заблуждение. И не думай, что доклад и отчеты верны и справедливы только потому, что их подписал аудитор. Фактически аудиторы редко дают заключение по отчетам, поскольку не хотят подвергать опасности удобные длительные отношения с клиентами.

– Конечно, если они включают заключение по отчетам, это серьезный признак неприятностей, – сказала Нина.

– Если компания имеет проблемы, где еще можно наиболее вероятно найти их? – спросил Джон.

– Всегда смотри примечания к отчетам. Особенно внимательно проверяй раздел "Вероятные обязательства". Если компания участвует в судебном разбирательстве, ты найдешь здесь, сколько ей придется платить, если она проиграет.

– Анализ относительных показателей позволяет определить некоторые слабые и сильные стороны компании, – добавила Нина.

– Хорошая отправная точка – прибыль на одну акцию, – сказал Тэрри.

Золотые правила из секретного дневника Джона

• Акции могут подскакивать в цене в результате рекламной кампании по их продаже.

• Покупка спекулятивных акций без разбора – необогащающая стратегия.

• Дилеры могут прикрывать себя, соблюдая букву, но не дух "Закона о финансовых услугах".

• Даже люди, занимающие высшие должности, могут быть дураками, когда дело доходит до фондового рынка.

• Опционы на акции помогают сохранять лояльность менеджеров интернетовской компании.

• Клиенты, желающие по-настоящему разбогатеть, принимают свои собственные инвестиционные решения, не полагаясь, что брокер проделает для них всю работу.

• Инвестирование в непопулярные акции может быть выгодным, но по истечении неопределенного периода времени.

• Как стоимостной инвестор, выбирайте правильный сектор и делайте свой собственный анализ относительных показателей.

• Не полагайтесь слепо на сообщения аналитиков. Аналитики не всегда могут обнаружить творческую бухгалтерию и их прогнозы могут оказаться неправильны.

• Аналитики не спешат рекомендовать компанию, выпустившую неожиданное предупреждение о снижении прибыли. Они не доверяют ее руководству.

• Читая доклад председателя в годовом отчете, не принимайте его слово в слово.

• Если аудитор дает оценку докладу и отчетам, это указывает, что кое-что в компании очень неправильно.

• Если у компании потенциальные проблемы, их можно обнаружить в примечаниях к отчетам. Особенно внимательно проверяйте "Вероятные обязательства".






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх