4. Начните творить - вы удивитесь сами себе и измените окружающий мир!

Креативность - ваше главное богатство, главнее не бывает!

Я считаю, что Марк Твен был стократ прав, когда писал: "Тысячи гениев живут и умирают безвестными - либо не узнанными другими, либо не узнанными самими собой". То, что столько народу не открыло в себе гениев, и есть причина, по которой они тянут лямку ненавистной им работы. Естественно, компании обычно не очень-то спешат помочь своим работникам осознать, что те гении, поскольку боятся их потерять.

Под гениями я подразумеваю людей, которые смогли бы изменить этот мир, если бы развивали и применяли свои творческие способности. К несчастью, большинство людей так долго позволяют организациям, образовательным учреждениям и обществу подавлять их творческое начало, что даже не подозревают, что это начало у них есть. По правде сказать, большинство людей могло бы посвятить себя гораздо более творческим занятиям и в результате стать более успешными.

В отношении творческого успеха действуют два принципа: общий и определяющий. Общий заключается в том, что в любом человеке заложена возможность творить и достигать удивительных результатов. Определяющий же принцип состоит в том, что почти все люди утверждают, будто общий принцип на них не распространяется. Иными словами, очень мало кто тратит время и силы на заботу о развитии собственных творческих способностей, а ведь без этого невозможно достичь настоящего успеха в отсутствие "настоящей" работы.

Большинство взрослых людей не использует и половины своего творческого потенциала - а все потому, что они сами себя сковывают. К несчастью, многие люди так долго душили в себе желание и способность созидать, что теперь им кажется, будто они от природы лишены этих качеств. Возможно, и вы из таких.

Сколько раз вам случалось говорить себе или другим: "Если бы только у меня хватило таланта для такого дела..." или "Если бы я мог изобрести что-то вроде этого, моя жизнь навсегда переменилась бы"? Каждый человек гораздо изобретательнее, чем это проявляется в повседневной жизни, но большинство людей не догадывается о своих задатках либо не дает себе труда применить свою изобретательность. Нет более тяжкого проступка, чем разбазаривать свой огромный потенциал. Отрицать свои творческие способности означает лгать миру и, что гораздо хуже, лгать самому себе.

Любой человек, если он будет целенаправленно развивать свои творческие способности, научится делать такие вещи, которые другим покажутся недостижимыми чудесами. Креативность в сочетании с действием - вот простой, действенный и надежный путь к здоровью, благосостоянию и счастью. И еще это бесценный способ обрести гармонию в нашем быстро движущемся, постоянно меняющемся мире.

Если вы настроены серьезно и действительно хотите достичь настоящего успеха без "настоящей" работы, исходите из предпосылки, что и с финансовой, и с личной точки зрения самая большая ценность, которой вы обладаете, - не работа, не дом и не деньги в банке. Это - ваша способность творить. Ваше созидательное начало имеет огромную значимость, потому что с его помощью вы способны решать проблемы. У всех работодателей есть проблемы, и они платят своим работникам деньги за решения. Аналогично этому, у конкретных людей тоже бывают проблемы: например, они нуждаются в развлечениях и платят кому-то, чтобы эти развлечения им обеспечили.

Оцените свои творческие способности не менее чем в миллион долларов, потому что с их помощью вы за всю жизнь можете заработать в несколько раз больше этой суммы. Креативность - это богатство бедняка. И в самом деле, если, подсчитывая денежную стоимость своего имущества, вы добавите свои таланты, общая сумма превысит миллион, и вы окажетесь миллионером.

Я знаю, что мои творческие способности - мое самое большое богатство. Я знаю, что они стоят больше миллиона долларов, потому что они уже принесли мне эту сумму (без вычета налогов) и в будущем принесут еще больше. Забавно: если бы я работал на какую-нибудь корпорацию, то не числился бы нигде в корпоративных документах как ценное имущество. С точки зрения бухгалтерии, зарплата, выплаченная мне, проходила бы по статье расходов. Более того, любые невыплаченные мне остатки зарплаты и деньги, причитающиеся в оплату отпуска, значились бы в пассиве.

Это повод задуматься: мои творческие способности стоят больше миллиона, но если бы я работал на корпорацию, мое имя значилось бы лишь в разделе расходов. Это ли не веская причина, чтобы работать на себя самого? Другая причина начать работать на себя - то, что, созидая, я всегда бываю вознагражден за это сполна. А если бы я работал на корпорацию и при этом ждал, что буду получать хорошее вознаграждение за все свои ценные идеи и изобретения, - я точно мог бы стать чемпионом мира по доверчивости.

Может быть, вы слышали историю о том, как телеканал NBC заплатил 750 000 долларов за новый логотип, с которым вышел в эфир 1 января 1976 года. Проблема, однако, заключалась в том, что образовательный телеканал штата Небраска (маленькая телекомпания из города Линкольн) уже давно использовал почти точно такой же логотип и не собирался сдавать своих позиций без борьбы.

Тогда NBC, чтобы не доводить дело до суда, заплатил мелкой телекомпании из Небраски 55 000 долларов и передал ей бывшей в употреблении телевизионной техники на полмиллиона долларов - все это за право пользоваться своим "новым" логотипом. Интересно заметить, что телекомпании из Небраски ее логотип обошелся не более чем в 100 долларов, выплаченных в качестве зарплаты сотруднику компании, придумавшему фирменный дизайн.

А теперь внимание - вопрос: что получил тот самый сотрудник, разработавший логотип, который в конечном итоге принес телекомпании 555 000 долларов? Об этом можно только гадать, но, скорее всего, очень мало, а то и вообще ничего сверх обычной зарплаты. Не забывайте, что фирма, разработавшая почти идентичный логотип для NBC, огребла за него кругленькую сумму в 750 000 долларов.

Увы, творческие работники корпораций очень редко получают заслуженную награду за гениальные идеи, приносящие компании кучи денег. Чаще всего заслуга за изобретение, пришедшее в чью-то конкретную гениальную голову, приписывается всей компании или отделу -мол, это была "работа, проделанная коллективом". Новаторская идея, как правило, приходит на ум одному человеку, его-то и должны щедро наградить за изобретение - но обычно так не бывает.

Джон Стейнбек в известном романе "К востоку от Эдема" формулирует важное соотношение между творчеством и индивидуальностью: "Нет изобретений или идей, рожденных двумя людьми. Сотворчество никогда не достигает подлинных вершин ни в одной области, будь то музыка, или живопись, или математика, или философия. Когда чудо уже свершилось, когда идея рождена, группа может взять ее за основу, может что-то добавить или расширить, но изобрести группе не дано. Потому-то и бесценен разум личности".

Какое бы потрясающее изобретение ни сделал наемный работник, сколько бы денег это изобретение ни принесло компании, зачастую верхушка руководства приписывает все заслуги себе. Сотруднику же остается только дивиться такой наглости.

Следовательно, творить, находясь на службе у собственного нетрадиционного бизнеса, гораздо приятнее и выгоднее, чем на службе у компании. По моему опыту, нет большей радости, чем родить гениальную идею, применить ее как следует и, наконец, получить хорошие деньги от людей, которые будут пользоваться плодами этой идеи.

Так что творите - вы сами себе удивитесь и измените окружающий мир! Возможно, вы продолжаете настаивать, что в вас нет творческой жилки, что бы там кто ни говорил. Однако эта позиция не поможет вам сдвинуть горы или добиться настоящего успеха без "настоящей" работы. Главное, даже если в прошлом вам недоставало творческих достижений -пусть это вас не пугает; это совершенно не означает, что вы не можете начать творить сейчас и добиться успеха в будущем.

Вы - живое, мыслящее человеческое существо, у вас есть мозги и воображение. Почему же вы хотите закупориться в ящике со стадом других корпоративных леммингов и делать то же, что делает все стадо? Чтобы начать свободно и независимо мыслить, сначала распознайте в себе талант, а потом используйте его на полную катушку.

Психологи и специалисты по изучению творческой деятельности человека утверждают, что в среднем мы задействуем только 15-20% коры головного мозга - той его части, где родятся самые важные мысли. Поэтому у большинства из нас есть колоссальный потенциал, который мы можем направить на создание товара или услуги, в какой-то степени изменяющих мир. Однако нам не очень-то хочется признавать, что в нас дремлет гений. В конце концов, гораздо проще смириться с тем, что ведешь посредственную жизнь, чем взять на себя ответственность за развитие своего колоссального творческого потенциала.

Но вам все-таки придется взять на себя эту ответственность, если вы хотите избежать корпоративного рабства. Творческое мышление - это во многих смыслах нетрадиционное мышление. Чтобы обрести настоящий успех без "настоящей" работы, нужно уметь мыслить нешаблонно. Не запирайте свой разум в клетку - а ведь место, откуда вам отчаянно хочется вырваться, это не что иное, как клетка, а лучше сказать, тюрьма!

Хорошо, что нет недостатка в источниках, из которых можно почерпнуть приемы и стратегии для открытия дремлющего в вас гения и внести творческую струю в свою работу и жизнь. Я очень рекомендую книги Майкла Микалко "Игры мозга" и "Тренинг Креативности". "Игры мозга" вообще совершенно бесценная книга. В ней дается обширное и глубокое исследование технологий творческого мышления. Книга написана оригинальным стилем, внятно и с юмором. Если вы действительно хотите научиться творчеству, но еще не читали эту книгу, то будете мне искренне благодарны за совет, когда прочтете.

Другая книга, которую я люблю, - "Путь художника" Джулии Кэме-рон. Не дайте заглавию книги ввести себя в заблуждение: она будет полезна не только художникам, но и всем остальным - инженерам, бухгалтерам и даже чернорабочим. Она пригодится вам, даже если ваша работа не имеет ничего общего с изобразительным искусством. Может быть, вам не верится, что какая бы то ни было книга может помочь человеку развить творческие способности? Вот вам в доказательство отзыв одного читателя, размещенный на сайте www.amazon.com:

"Эта книга перевернула мой взгляд на собственные творческие способности. Поначалу я, как человек практичный, при выполнении упражнений чувствовал себя совершенно по-дурацки. Но через некоторое время я начал понимать, до какой степени улучшилось мое мнение о себе и о моей способности творить... действовать не только по писаному. Я начал заниматься живописью и даже выдвигать свои картины на конкурсы. Я пошел учиться на курсы для профессиональных поваров, хотя окружающие хором твердили, что я рехнулся. Теперь эти же самые люди завидуют мне, моему отношению к окружающему миру, моей способности понять, что сделает меня счастливым, и начать активно двигаться к этой цели. Многие мечтают, однако не многие руководствуются своей мечтой. Я всегда был трезвомыслящим и практичным человеком, но благодаря этой книге я стал счастлив - я иду по пути самосовершенствования, и моя жизнь обрела гармонию, какой я раньше никогда не знал".

Вы тоже можете развить в себе творческие задатки, если сильно захотите. Только не ограничивайтесь чтением пары книг. Чем больше вы прочитаете, тем сильнее в вас разовьется изобретательность и тем более важную роль она сыграет на пути к настоящему успеху без "настоящей" работы. Я сам много лет назад хватался за любые книги по развитию креативности, которые мне попадались, а сейчас понял что мне не мешало бы подстегнуть свои творческие способности, перечитав те книги и прочитав все новые какие удастся найти.

Самое удивительное в творческих способностях то, что их можно развить в любом возрасте. И в самом деле, многие люди впервые берутся создавать что-то в возрасте пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, а то и восьмидесяти лет. Часто это случается после их ухода из корпоративного мира. И эта созидательная деятельность дает им доход, что, несомненно, увеличивает радость, приносимую творчеством.

Возьмем, к примеру, Шарлотту Телл, жительницу города Эшвилла в Северной Каролине. Шарлотта вышла на пенсию в возрасте 57 лет, а до этого работала бухгалтером. Сегодня она страстный фотограф и советует всем людям "обнаружить в себе творческую жилку". Она сама именно так и поступила - и обрела радость и свободу, озаряющую ее пенсионные годы. "Когда вы каждый день делаете именно то, что вам хотелось бы делать, - говорит Шарлотта, - что может быть лучше?"

Хотя Шарлотта с удовольствием фотографировала, еще когда работала по найму, она смогла всерьез заняться фотографией, лишь выйдя на пенсию. За год до того Шарлотта и ее муж Барри решили "потренироваться быть пенсионерами" и отправились отдохнуть в Ки-Уэст, что во Флориде. Шарлотта много фотографировала Мексиканский залив и закаты над океаном.

Вернувшись домой, она отдала фотографии в проявку. К ее удивлению, фотографии оказались шедеврами. Вдохновленная похвалой мужа. Шарлотта после выхода на пенсию продолжала снимать и получала кучи комплиментов от друзей и соседей. Она много трудилась, стараясь совершенствоваться, - например, изучала картины художников-импрессионистов, чтобы понять, как они работали со светом.

В конце концов Шарлотта начала продавать свои фотографии. Она назвала свою фирму "Эппл Пике". Бизнес приносит доход, но для Шарлотты это не самое главное. "Дело не в деньгах - дело в том, что я получаю удовольствие от этого занятия".

Как ни странно, когда-то Шарлотта даже не хотела вешать свои фотографии у себя в гостиной. Но ее мнение о собственных талантах переменилось, потому что успех принес ей уверенность в себе. Вскоре эшвилльская больница заказала ей серию фотографий для оформления своего нового корпуса. Сегодня работы Шарлотты Телл продаются в двадцати пяти галереях. Это просто поразительно: Шарлотта вложила силы в развитие своих созидательных талантов и в результате получила бизнес, который приносит ей радость и доход. "Должна признаться, -говорит она, - что сейчас лучший период в моей жизни".

Пусть пример Шарлотты Телл вдохновит тех, кто хочет привнести в свою жизнь радость созидания. Вы тоже можете зарабатывать деньги с радостью, не имея "настоящей" работы, если разовьете свой творческий потенциал и попутно придумаете какой-нибудь нужный людям товар или услугу. Замечено, что использовать свои творческие способности гораздо проще, чем подавлять. Дело в том, что у каждого человека глубоко в душе запрятана жажда творчества. В каждом человеке сидит гений, желающий вырваться наружу и изменить мир.

Начать творить - не обязательно значит сделать уникальные фотоснимки, написать роман или картину. Может быть, ваше творчество будет заключаться в том, что вы придумаете новый вид сервиса или новый способ рекламировать плоды вашего нетрадиционного бизнеса. Вы можете также использовать свою творческую жилку для разработки новых способов представления и продвижения информации в книгах и на DVD. Какой информации? Да хотя бы о том, как снизить расходы на отопление, газ и электричество.

В общем, когда вы уйдете из корпорации, ваши творческие способности станут вашим главным богатством - главнее не бывает! Поверьте: вы обязательно должны разбудить дремлющий в вас гений и все время творить, если хотите достигнуть реального успеха без "настоящей" работы. Использовать свои созидательные способности на полную катушку - означает добиваться максимально возможного в работе и в жизни.

Дерзайте, творите! Это развеет ваши страхи и принесет удачу

Любому, кто достиг настоящего успеха без "настоящей" работы, кажется странным и удивительным, что столько талантливых людей упорно трудятся на работе, которая не дает им ни удовлетворения, ни возможностей для творческой реализации. Впрочем, причина очевидна: наше общество ставит традиционный успех и деньги выше радости труда и удовлетворения от созидания. Однако следует упомянуть еще и страх.

Страх сильнее всего мешает нам воплощать в жизнь наши мечты. К сожалению, общественное мнение всячески питает этот страх. Если у вас родилась многообещающая задумка нового товара, услуги или нетрадиционного бизнеса, вам не придется далеко ходить в поисках людей, которые критически отнесутся к вашей идее, отыщут в ней всевозможные недостатки и сосредоточатся на ее отрицательных сторонах. Чем дольше вы будете прислушиваться к этим людям, тем больше будет возрастать ваш страх.

Единственный способ победить страх - броситься в бой очертя голову. Ясно, что сильнее всего мы страшимся провала. Робких людей, не отваживающихся на решительные поступки, возможно, удивит, что большинство чрезвычайно успешных личностей до сих пор боится неудачи. Возьмем, к примеру, Брюса Макколла, который считает себя в первую очередь юмористом.

Макколл, юморист, художник и писатель, достиг вполне значительных успехов без "настоящей" работы. Более двухсот его произведений опубликовано в журнале The New Yorker. Тем не менее Макколл каждый раз, сдавая очередную работу, боится, что ее не примут. В интервью газете Globe and Mail он признался, что, когда его работу публикуют, его это неизменно удивляет. Похоже, что Макколл - один из миллионов талантливых людей, недооценивающих свои творческие способности. Дело в том, что у каждого из нас, даже у тех, кто уже достиг признания в своей области, есть собственные страхи и боязнь неудачи.

Однако самые успешные люди - те, кто не позволяет этим страхам остановить себя. Эти люди продолжают идти вперед, несмотря на страхи и сомнения. Если вы хотите стать таким же успешным в своей области, как Брюс Макколл - в своей, у вас нет иного выхода, кроме как научиться преодолевать свой страх. Хотите вывести свою жизнь на новый уровень? Значит, вам придется научиться жить под дамокловым мечом. Единственный способ победить страх - это делать то, чего боишься, ощущая при этом страх в полной мере.

Не думайте, что можно перестать бояться неудач, добившись заметных успехов на своем поприще. Где риск, там всегда есть место страху. Хоть я и провел много лет, настраивая свои мозги и учась, насколько можно, тому, что нужно для успеха в моей области деятельности, - при всем при том я все равно знаю, что мой старый образ мышления, основанный на страхе, никуда не делся. Конечно, сейчас страх гораздо меньше влияет на мое поведение, но все-таки влияет, и по временам может быть довольно сильным.

Могу припомнить совсем недавний эпизод. Закончив свою книгу "Как выйти на пенсию счастливым, энергичным и свободным", я послал рукопись двадцати двум американским и десяти британским издателям. Я был уверен, что сразу найду желающих опубликовать книгу, но случилось неожиданное. Вот отрывки из четырех писем американских издателей с отказами:

1. "Сент-Мартине Пресс": "Прочитав вашу заявку, я очень впечатлился вашей жизнерадостностью. К несчастью, соответствующая ниша на рынке в данный момент явно переполнена, и я боюсь, что вашей книге просто не найдется места".

2. "Уорнер Букс": "Мне хорошо известно, какой вы успешный автор, но мои коллеги по редакционному совету выразили твердое мнение, что для большинства людей не составит проблемы придумать, чем заняться на пенсии".

3. "Хармони Букс": "Вряд ли найдется достаточно читателей, которые заинтересуются книгой о том, что делать на пенсии. Особенно в свете нынешнего экономического положения".

4. "Бродвей Букс": "Благодарим за то, что представили нашему вниманию свою книгу "Как выйти на пенсию счастливым, энергичным и свободным". Книга живая, информативная и доносит до читателя ваш нестандартный, вдохновляющий взгляд на пенсию. Мы обсудили вашу книгу на редколлегии, но, боюсь, пришли к единодушному выводу, что целая книга, посвященная этой теме, просто не будет иметь достаточной аудитории, которая оправдала бы публикацию".

К моему удивлению, все двадцать пять американских и десять британских издателей, получивших рукопись, заявили, что на рынке сейчас нет спроса на книги о пенсии - рынок перенасыщен подобной литературой. По моим прикидкам, к тому времени вышло где-то от ста до двухсот книг на английском языке по сходным темам.

А теперь задайте себе вопрос: что бы вы сделали на моем месте? Я думаю, большая часть людей побоялась бы взять дело в свои руки. Но, когда издательство "Тен Спид Пресс" пообещало организовать распространение книги в США, я решил издать ее сам, невзирая на скептический настрой издателей. Я был уверен, что написал лучшую в мире книгу о личностных аспектах выхода на пенсию и что она в конце концов завоюет свое место на рынке.

Однако несмотря на это, даже после того, как я заказал редактуру, оформление обложки, верстку и печать, я все-таки боялся, что книга провалится и я потеряю деньги. Я начал сомневаться в себе, главным образом потому, что столько крупных американских издателей, то есть, по-видимому, специалистов в своей области, сочло, что книга не будет пользоваться спросом.

В какой-то момент я даже начал прикидывать, нельзя ли как-нибудь уговорить своих партнеров из издательства взять на себя проект целиком и понести возможные потери. Но в конце концов я уговорил себя рискнуть. Я решил, что если даже потеряю 10 000 долларов, это не станет катастрофой. Ведь я за годы писательства заработал на своих книгах сотни тысяч долларов, так что могу в крайнем случае позволить себе разок проиграть десять тысяч. Как говорится, деньги - это всего лишь деньги.

Оказалось, я был прав, когда решил броситься в бой наперекор своему страху. Финансовый риск оправдался сторицей. Книга "Как выйти на пенсию счастливым, энергичным и свободным" разошлась тиражом 30 000 экземпляров и принесла мне кругленькую сумму в 200 000 долларов (до вычета налогов). И еще очень важный момент: я, будучи канадцем, был особенно доволен, что книга имела такой успех в США при том, что столько крупных американских издательств сочли ее бесперспективной.

Ясно, что если бы я не бросил вызов своему страху и не издал "Как выйти на пенсию счастливым, энергичным и свободным" за свой счет, я сейчас был бы беднее - как в денежном плане, так и душевно. Страх провала и страх понести убытки - этим страхам мы должны взглянуть в лицо и научиться их побеждать, если хотим начать работать на себя. Страх - не беда, беда - если мы не умеем с ним справляться. Нужно преодолеть страх и понять, что, даже если мы проиграем, то переживем этот проигрыш. Такой взгляд на дело радикально все меняет.

Из вышеописанного эпизода можно извлечь еще одну мораль: вот чего стоит мнение специалистов! Эти "специалисты" в большинстве своем понятия не имеют, сработает ли какое-нибудь новшество в их области деятельности. Так почему бы вам не рискнуть и не пренебречь их мнением? Вы мудро поступите, если не будете прислушиваться к мнению специалистов, даже если они работают в своей отрасли тридцать пять лет а вы - новичок. Вы должны сами на деле выяснить, на что вы способны

Успеха в творчестве достигают те, кто готов и способен противостоять своим страхам и идти на риск, на который не способны другие люди, даже специалисты. Сколько раз вам доводилось читать про людей, которые рискнули взяться за продвижение какой-то идеи, преодолели вполне реальные препятствия и достигли вершины? Сколько раз вы думали: "Ух ты, гляди-ка, чего она смогла добиться! Если бы только у меня хватило храбрости и упорства на такое - у меня ведь столько интересных идей"?

Без сомнения, вам приходили в голову какие-то необычные идеи, имеющие хороший рыночный потенциал. Кажется, это Уилл Дюрант сказал, что в каждом гениальном изобретении мы узнаем свои собственные отвергнутые идеи. Каким бы гением вы ни были, вам придется перебрать немалое количество идей, чтобы хотя бы одна из них сработала. Что еще важнее, вам будет нужно, преодолевая боязнь неудачи, проверить эти идеи на практике. Дерзайте, творите - ваши страхи развеются, и в конце концов к вам придет удача.

Для бизнеса полезна капелька безумия

Возможно, кое-кому из читателей будет трудно в это поверить, но, пока я писал свою первую книгу, мне часто приходила в голову мысль, что я не в своем уме или, по крайней мере, не совсем вменяем. "Да кто я такой, чтобы писать книги?" - часто спрашивал я себя. Сомнения в здравости собственного ума усугублялись тем, что говорили мне многие друзья и знакомые. Они утверждали, что я, должно быть, полный псих, если думаю, будто мне действительно удастся написать книгу и ее напечатают. Крупным доводом в их пользу было то, что они знали: я трижды проваливался на экзамене по английскому языку, когда учился в yниверситете на инженера.

А вот что вышло из моего безумия: до этой книги я написал тринадцать других. Каждую опубликовало но меньшей мере одно крупное издательство какой-нибудь страны. Каждый год американские, канадские и европейские магазины продают тысячи экземпляров моих книг. Я заключил больше восьмидесяти пяти договоров с издателями из разных уголков мира, а это значит, что у меня гораздо лучше получается продавать права на зарубежные издания моих книг, чем у крупных американских издателей.

Я хочу сказать одно: в какой бы новой для себя области деятельности вы ни решили подвизаться в поисках настоящего успеха без "настоящей" работы, все равно кто-нибудь непременно сочтет, что у вас не все дома. У ваших родственников, знакомых, друзей, консультантов по карьере -даже у вас самих - возможно, возникнут сомнения, что вы способны преуспеть. Можете радоваться: если все прочие (и вы сами) считают, что вы немного не в себе, это хороший знак - это означает, что вы, скорее всего, способны успешно творить.

Может быть, вы и вправду слегка не в себе. Не беспокойтесь - это еще более благоприятный знак! Джон Гартнер в своей книге "Немножко гипо-маниакален" доказывает наличие связи между сумасшествием и успехом. Гартнер, психолог из университета Джонса Хопкинса, утверждает, что многие успешные предприниматели и деловые люди обладают гипоманиакаль-ным складом психики, то есть для них характерно приподнятое настроение, когда энергия брызжет через кран - это более мягкая форма состояния, возникающего при маниакально-депрессивных расстройствах. Более того, он убежден, что многие выдающиеся деятели американской истории, в том числе Эндрю Карнеги и Генри Форд, страдали тем же самым.

В общем и целом, капелька безумия вашему бизнесу не повредит. Многие успешные предприниматели не совсем сумасшедшие, но и не совсем нормальные, однако окружающие считают их безумцами. Поговорите с предпринимателями, добившихся значительных результатов, и вы узнаете, что каждого из них по крайней мере один друг (или знакомый, или даже жена или муж) считал абсолютным психом - за попытки достичь того, чего они в конце концов и достигли. Однако именно нестандартное мышление и капелька безумия позволили им добиться творческого успеха.

Помимо капельки безумия, бизнесу не повредит и эксцентричность. Эксцентричность - это способность быть непохожим, выбиваться из рамок нормального, общепринятого или ожидаемого поведения. Джон Стюарт Милль заметил: "Эксцентричность всегда там, где сильный характер. Уровень эксцентричности в обществе обычно пропорционален количеству гениев и степени живости ума и раскрепощенности".

Жаль, что люди в массе своей не хотят быть непохожими и выбиваться из рамок нормального, общепринятого или ожидаемого поведения - наоборот, они стараются слиться с толпой сослуживцев и ничем не выделяться на фоне остальных членов общества. Однако все мало-мальски значительные дела в этом мире совершили люди, которые отличались от других. Я бы даже сказал, что они шагали не в ногу с остальными. Вспомните: Нельсон Мандела! Опра Уинфри! Стивен Джобе! Анита Роддик! В общем, ясно: эти люди сделали мир другим, потому что сами не боялись быть другими.

Посмотрите на биографии таких людей, как Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin, и вам станет ясно: для того, чтобы принести в мир что-то новое, непохожее на то, что было раньше, надо самому быть непохожим на всех остальных - и не пугаться, а радоваться своей непохожести. Ричард Брэнсон привел свою компанию, которая занималась рассылкой музыкальных записей по каталогу, к славе и процветанию. Но даже после этого многие партнеры Брэнсона по бизнесу сомневались, что его следующие начинания увенчаются успехом. "Почти все мои коллеги в Virgin были уверены, что связываться с авиалинией - чистое безумие, - рассказывает Брэнсон. - А газеты называли меня сумасшедшим за то, что я окрестил авиалинию Virgin. Сейчас эта компания стоит более миллиарда долларов". Но, невзирая на колоссальный успех Брэнсона, некоторые видные представители деловых кругов Британии по сей день именуют его психом.

Важный урок, который можно извлечь из этой истории, таков: хотите достичь успеха - не бойтесь выделяться в толпе. Кое-кого ваша непохожесть испугает, а кто-то, может быть, вас даже невзлюбит. Без сомнения, вас будут яростно критиковать. Чем больше будет проявляться ваша непохожесть, тем больше народу, даже из числа ваших коллег, будет испытывать к вам неприязнь. Но люди будут и уважать вас, особенно когда вы начнете заметно преображать мир вокруг себя. Так что и на вашу долю достанется почет.

Количество рожденных вами безумных гениальных идей будет зависеть от того, насколько вы научитесь быть непохожим на других и радоваться своей непохожести. Очень важно посвящать достаточно времени генерации безумных идей, потому что именно они зачастую обладают наибольшим потенциалом. Любая безумная идея в перспективе может оказаться в миллион раз более ценной, чем те, что вы родите, пытаясь "мыслить здраво", то есть подражая толпе. Ричард Брэнсон доказал это неоднократно.

Только не заблуждайтесь: когда вы произведете на свет гениальную идею, которая должна будет принести невероятное количество денег, люди отнюдь не забегают вокруг вас с криками: "Ух ты, вот это да! Как это мне самому такое не пришло в голову?" Наоборот, готовьтесь к тому, что вас будут высмеивать и предсказывать вам верное разорение, крах и койку в ночлежке для бездомных.

Вы, как подлинно творческая личность, должны доверять своей интуиции, которая подсказывает вам, что идея обладает громадным

потенциалом, - даже если все остальные, включая специалистов в вашей области, дружно предрекают вам провал. Продолжайте двигаться своим путем, даже если все на свете решат, что ваши шарики окончательно закатились за ролики. Когда Дэвид Бах, консультант по инвестициям, работавший тогда в фирме "Морган Стэнли Дин Уиттер", решил проводить семинары о том, как распоряжаться деньгами, предназначенные специально для женщин, все его коллеги думали, что это полный бред. "Все потешались надо мной. Я стал посмешищем", - вспоминает Бах.

Угадайте, кто смеялся последним? Сегодня, когда в "Морган Стэнли Дин Уиттер" приходят новые сотрудники, бывшие коллеги Дэвида Баха с гордостью показывают кабинет, где он когда-то сидел. А все дело в том, что организованные Бахом семинары "Умные женщины обязаны разбогатеть" пользовались огромным успехом. В результате Бах написал книгу под тем же названием. С тех пор он стал автором еще многих книг, и как-то раз шесть из них одновременно оказались в списке бестселлеров журнала Business Week. Забавно, что человек, над которым смеялись коллеги, стал одним из известнейших и богатых финансовых гуру в мире.

Как можно видеть на примерах Ричарда Брэнсона и Дэвида Баха, ваши шансы построить карьеру, приносящую деньги и моральное удовлетворение, тем больше, чем выше ваша готовность шагать не в ногу с толпой занятых в вашей отрасли. И действительно, чем больше вы отличаетесь от других, тем лучше. По моему опыту, люди, непохожие на других, чудаки и оригиналы - преображают мир; обычным людям это не под силу.

Одна-единственная великая идея может коренным образом изменить вашу жизнь - ищите, она где-то рядом!

Как я уже подчеркивал, чтобы создать замечательный товар или услугу и предложить ее миру, обязательно надо задействовать свои творческие способности. Даже если вы не хотите быть миллионером, а просто мечтаете хорошо зарабатывать, не имея "настоящей" работы, вы должны уметь замечать возможности, которые подсовывает вам жизнь, и пользоваться ими. Обращайте внимание на окружающий мир - учитесь, глядя на обычное, видеть в нем чудесное - и это откроет вам возможности, мимо которых другие проходят, не разглядев.

Помните: совершенно не обязательно ехать на край света и тратить кучу денег, чтобы найти свой шанс и суметь им воспользоваться. Возможности создать новые источники дохода просто кишмя кишат кругом, начиная с наших собственных дворов. Роберт Г. Аллен и Марк Виктор Хансен, в соавторстве написавшие книгу "Миллионер за минуту", утверждают, что даже в вашей собственной гостиной они смогли бы насчитать не менее пятнадцати возможностей сделать деньги.

Ясно, что окружающие нас люди всегда будут в чем-то нуждаться, и всегда можно заработать деньги на удовлетворении этих потребностей. Все вещи, удовлетворяющие наши нужды, мы принимаем как должное - а ведь каждая из них когда-то была лишь смелой идеей. Все, с чем вы сталкиваетесь в течение дня, - интернет, компьютер, книга, автомобиль, телевизор - возникло сначала у кого-то в мозгу. К несчастью, множество людей, родив великую идею, тут же отбрасывают ее, а потом обнаруживают, что кто-то более честолюбивый на этой же самой идее разбогател и прославился.

Чтобы не упустить благоприятную возможность, возьмите в привычку записывать все, что приходит вам в голову, какими бы безумными эти идеи ни показались вам поначалу. Фрэнсис Бэкон писал: "Мудро поступает тот, кто носит карандаш в кармане и записывает свои мимолетные мысли. Те мысли, что являются непрошенно, обычно самые ценные, и их следует запечатлевать, ибо они редко возвращаются".

Все время носите с собой записную книжку или миникомпьютер, чтобы фиксировать творческие идеи, которые могут принести доход. Держите записные книжки и письменные принадлежности в карманах пальто, велосипедной сумке, автомобиле, портфеле сумочке, а также рядом с компьютерами и телефонами Исследования показывают, что большая часть идей забывается навсегда, если их не записать.

Не забывайте регулярно просматривать и обновлять базу данных, куда вы заносите потенциально прибыльные идеи. В главе 5 я рассказываю про одну идею, которая в конечном итоге принесла мне кругленькую сумму. Однако если бы я ее не записал или не вытащил потом из банка идей, то, скорее всего, не получил бы ничего.

Постарайтесь каждый день упражнять творческие мускулы, что у вас в голове. Например, установите себе норму по количеству "золотоносных" идей. Генерируйте по пять новых идей ежедневно в течение месяца. Первые несколько дней будут труднее всего. Как ни сложно вам будет поначалу, но в первые несколько дней вы все же сможете наскрести требуемое количество, а дальше все пойдет как по маслу. Чем больше идей у вас появится, тем вероятнее, что одна из них действительно вас обогатит.

Кстати, об удачных, выигрышных идеях. Не могу подыскать лучшего примера, чем мысль, пришедшая в голову Полу Хартуняну, жителю штата Нью-Джерси. Как-то утром, глядя в телевизор, Пол увидел интервью со строительным подрядчиком, проводящим реставрацию Бруклинского моста. В Америке есть расхожая идиома, связанная с этим почтенным сооружением. Она обычно употребляется в ироническом смысле: "Ты заплатил за участие в семинаре Эрни Зелински?! Ну ты даешь! Ты бы еще Бруклинский мост купил!"

Во время интервью подрядчик стоял на куче гнилых досок - остатков старого настила пешеходной части моста. Мост перестилали заново. Хартуняна осенило. Он быстро списал телефонный номер, красовавшийся на дверце грузовика, возле которого стоял подрядчик. Через полчаса Хартунян говорил по телефону с производителем работ.

Хартунян спросил подрядчика, что тот собирается делать со старыми досками. "Выброшу, - ответил подрядчик. - Это же мусор". Хартунян предложил подрядчику 500 долларов, чтобы тот доставил доски к нему домой. Подрядчик с радостью согласился. Потом Хартунян нанял еще кого-то, чтобы распилить доски на мелкие кусочки.

В тот же день Хартунян потратил четверть часа на подготовку пресс-релиза под заголовком: "Человек из Нью-Джерси продает Бруклинский мост... за 14 долларов 95 центов!" Еще он составил документ, в котором кратко излагалась история Бруклинского моста и новейшие данные о нем. В конце он добавил: "К данному сертификату прилагается подлинный фрагмент оригинального деревянного настила пешеходной части всемирно известного Бруклинского моста. Поздравляю, вы купили Бруклинский мост!"

Заказав в типографии достаточное количество экземпляров сертификата, Хартунян разослал пресс-релиз примерно сотне ведущих журналистов. Эта рассылка стоила ему около ста долларов. Через два-три дня телефон Хартуняна разрывался от звонков - репортеры со всех Соединенных Штатов хотели взять у него интервью. Эта шумиха продолжалась порядка полугода, и в конце концов даже знаменитый телеведущий Джонни Карсон сделал десятиминутный сюжет о том, как Хартунян продает Бруклинский мост.

Прогремев на всю страну, Хартунян в результате сколотил кругленькую сумму, продавая свои сертификаты с приложенными к ним кусочками дерева. Скорее всего, в то утро, когда Хартунян разглядел свой шанс в куче гнилых досок, ту же передачу смотрели еще несколько тысяч человек. Любой мог точно так же воспользоваться подвернувшейся возможностью. Однако никто не воспользовался - просто не заметили возможности или же, заметив, не сочли нужным пошевелиться.

За той безумной идеей последовали и другие, так что сегодня Хартунян богат и знаменит. Однако главное его достижение - свобода, которая всегда сопутствует настоящему успеху без "настоящей" работы. Хартунян утверждает, что идея с продажей Бруклинского моста перевернула всю его жизнь. Потом он пользовался своей известностью чтобы рекламировать разные другие товары, и на сегодняшний день у него взяли интервью более тысячи телеканалов и радиостанций США и других стран.

Конечно, как показывает пример Хартуняна, нельзя просто произвести на свет гениальную идею, а после сидеть и наблюдать, как тебе в карман сыплются деньги. Не меньше изобретательности тут нужна та волшебная черта характера, про которую мы говорили ранее. Она называется способностью действовать. Иными словами, мало родить идею, надо еще воплотить ее в жизнь.

Если вы не готовы действовать - по возможности бесстрашно и упорно, - то вашей идее грош цена, даже если это была самая лучшая идея в мире. Коль скоро вы не готовы сделать все возможное, лишь бы эта идея заработала, то ей суждено вечно покоиться в папке с надписью "Вселенское кладбище великих идей". Я тщательнейшим образом исследовал вопрос и выяснил, что в папке, по последним данным, насчитывается примерно 1453 триллиона идей, которые пришли в головы различным людям, а потом ускользнули навеки.

Идея моей лучшей и самой успешной книги тоже могла закончить свое существование на вселенском кладбище великих идей. Двадцать пять лет назад, через несколько месяцев после того, как меня выгнали с инженерной работы, я осознал, что многие люди не умеют распоряжаться своим свободным временем и что хорошо было бы написать книгу, которая бы им в этом помогла.

Мне понадобилось десять лет, чтобы начать наконец писать "Радость без труда". Но, по крайней мере, я все-таки воспользовался той возможностью, что так долго была прямо у меня под носом. Время от времени кто-нибудь говорит мне: "Такую книгу и я мог бы написать". Я неизменно отвечаю: "Ну а что же вы? У вас была куча времени. Я десять лет носился с этой идеей, прежде чем наконец принялся воплощать ее в жизнь".

Конечно, то, что я написал "Радость без труда", было не столь героическим поступком, как эпопея Пола Хартуняна с продажей Бруклинского моста, но все же создание этой книги перевернуло мою жизнь. Успех книги доказал, что на мое финансовое и личное благосостояние влияет в первую очередь моя способность творить - влияет больше, чем что бы то ни было еще в этом мире. И ваша жизнь тоже может перемениться, если вы пустите в ход свои творческие способности. Одна-единственная великая идея может перевернуть всю вашу жизнь! Ищите ее. Она где-то рядом. Совместите ее с той волшебной силой, которая называется действием, и настоящий успех найдет вас сам!

Тяжкий труд и настоящий успех - как лед и пламень

Хоть я и беспрестанно твержу о том, как важны воображение, упорство, преданность делу и готовность действовать, однако, как ни удивительно, я вовсе не сторонник тяжкого труда. Под тяжким трудом я подразумеваю напряженную работу, продолжительный рабочий день и выполнение нескольких проектов и заданий одновременно.

Вот дзэнская притча, которая иллюстрирует мою точку зрения.

Юноша, стремящий достичь просветления, пришел к наставнику и выразил желание стать его учеником. Наставник охотно согласился.

- А сколько времени мне понадобится? - спросил ученик.

- Обычно это занимает два-три года, - ответил наставник, - смотря по тому, как сильно человек старается.

- 0! - воскликнул ученик. - Я буду стараться изо всех сил. Я стану трудиться и днем, и ночью!

- В таком случае тебе понадобится не менее семи лет, - ответил учитель.

Мораль этой притчи в том, что тяжкий труд и настоящий успех - как лед и пламень. Они несовместимы! Настоящего успеха достигают не тот, кто прикладывает как можно больше усилий, а тот, кто работает с умом.

Я признаю тяжкий труд полезным только в одном случае: когда им занимается кто-то другой, а я ему за это плачу. Правда, я сам иногда работаю как вол, особенно над проектами, которые мне самому страшно нравятся, или над теми, которые надо закончить к определенному сроку. Но в целом я считаю, что тяжкий труд вреден для моего благосостояния.

Вопреки распространенному мнению, так называемая "трудовая этика" - чудовищная ошибка; этот термин придумали работодатели, эксплуатирующие несчастных трудоголиков, и подхватили сами несчастные трудоголики, чтобы хоть как-то объяснить, почему у них всегда так много работы и совсем нет никакой личной жизни.

Как известно, в нашем мире за все надо платить. Если работаешь недостаточно упорно, за это приходится расплачиваться; и если прикладываешь чересчур много усилий, за этим тоже следует расплата. Не так давно я получил письмо от некоего Кристофера Пей-джента из Вайомиссинга, штат Пенсильвания (имя изменено, поскольку в письме содержатся сведения личного характера). На бланке значилось, что Пейджент - адвокат по гражданским делам.

Дорогой Эрни!

Сегодня понедельник, и я взял день отпуска. Я только что прочел вашу "Радость без труда", которую купил в прошлую субботу. Когда на человека снисходит озарение - это всегда значительное событие в жизни. Казалось бы, после двух сердечных приступов и одного инфаркта, который случился минувшей зимой и чуть меня не прикончил, я сам должен был до этого додуматься. Но от "трудовой этики" не так-то просто избавиться.

И вот после полугодовой депрессии, во время которой я чуть не покончил с собой (до того ненавидел свою работу!), я нашел вашу книгу. Я могу сказать только одно - спасибо вам, от всей моей души спасибо.

С наилучшими пожеланиями, искренне ваш Кристофер Пейджент

Меня обрадовало, что, хоть письмо и от адвоката, подавать на меня в суд никто не собирается. Пейджента обрадовало то, что он наконец понял, как "трудовая этика" может довести человека до безвременной кончины, если чересчур рьяно ею руководствоваться.

Конечно, корпорации хотели бы заставить нас верить, что "труд облагораживает" и что от труда не бывает вреда. Однако у нас есть доказательства обратного.

Доказательства того, что тяжелый труд вреден для здоровья

* Согласно исследованию, проведенному British Medical Journal в 2002 году, люди, которые постоянно испытывают стресс на работе, имеют вдвое больше шансов умереть от сердечно-сосудистых заболеваний, чем те, у кого работа не связана или мало связана со стрессом.

* Согласно докладу правительства Великобритании от 1996 года, у тех, кто работает более сорока восьми часов в неделю, вдвое увеличивается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.

* Согласно исследованию, проведенному в 2003 году в США, долго и напряженно работать вреднее для здоровья, чем набрать двадцать килограммов лишнего веса или состариться на тридцать лет.

* Согласно одному из докладов ООН, приблизительно два миллиона человек в год погибают из-за несчастных случаев на рабочем месте и профессиональных заболеваний. Это значит, что работа убивает больше людей, чем войны (650 000 смертей в год).

Короче говоря, тяжкий труд может вас убить. Жертвы трудовой этики - люди, которые всю жизнь работают, не жалея сил, в ожидании, что вот-вот достигнут успеха, но так в результате ничего и не достигают. А ведь ключ к успеху в том, чтобы работать над немногими действительно важными вещами, оставить свой след в мире - и не тратить времени на все остальное.

Питер Друкер в связи с этим советовал: "Не старайтесь сделать все сразу как нужно - вместо этого сразу делайте только то, что нужно". Чтобы убедиться, что вы не тратите время зря на проекты, которые ничего не дадут, и что у вас вместо этого остается время на творчество и активный отдых, возьмите в привычку задавать себе следующие вопросы:

* Как мне лучше всего использовать свое время в данный момент?

* Какую книгу мне сейчас стоило бы почитать, что понять, как лучше управлять своим нетрадиционным бизнесом?

* Как лучше организовать продвижение на рынок своего товара или услуги?

* Какова вероятность того, что мое нынешнее занятие поможет мне улучшить собственную жизнь сегодня или в будущем? Какое начинание принесет мне больше всего денег при наименьшем риске?

* С кем я могу пообщаться, чтобы получить побольше полезной информации о развитии моей карьеры и бизнеса?

Ясно, что, если вы направляете свои усилия в неперспективное русло, вся ваша тяжкая работа, скорее всего, пропадет зазря. С другой стороны. если вы работаете только четыре или пять часов в день, причем над творческими проектами, которые, возможно, в будущем принесут огромные деньги, - затрачиваемого вами времени может оказаться вполне достаточно для успеха. А в Британии, Канаде, США и Австралии, пожалуй, хватит и двух-трех часов в день - столько в этих странах возможностей.

И еще кое-что: быть может, консультанты по карьере советовали вам приобрести опыт в как можно большем количестве областей. На мой взгляд, лучше сосредоточить свои усилия в одной значимой сфере, в крайнем случае - в двух-трех, никак не больше. Если вы затеете слишком много дел сразу, вам придется распылять усилия, отнимая ресурсы у важных проектов. В идеале лучше специализироваться на какой-то довольно узкой области, на занятии, которое доставляет вам удовольствие, в котором вы могли бы преуспеть и достичь мастерства.

Кое-кто захочет последовать совету Роберта Аллена, данному в книге "Множественные источники дохода: как всю жизнь пользоваться неограниченным богатством", - найти сразу несколько источников дохода. Это весьма здравая мысль. Однако человек, работающий на "ненастоящей" работе или содержащий нетрадиционный бизнес, может единовременно заниматься лишь ограниченным числом проектов.

Если вы хотите, чтобы ваше дело было несложным и, так же как и мое, являлось "театром одного актера", я советую вам ограничиться тремя или четырьмя источниками дохода. Хотя в прошлом мне удавалось быть одновременно писателем, самому-себе-издателем, выступать с лекциями и преподавать в колледже на полставки, я бы не стал рисковать, и дальше увеличивая количество источников дохода. Без сомнения, если бы вдобавок к вышеперечисленным занятиям я попытался сдавать жилье внаем и работать в сфере сетевого маркетинга, я бы серьезно перенапряг свои умственные и финансовые ресурсы и, может быть, мне даже пришлось бы бросить писать и издавать книги.

Ключ к успеху - в чувстве меры. Возьмем Пабло Пикассо. Он -один из наиболее плодовитых и значительных художников XX века. Вы, конечно, согласитесь, что Пикассо, превосходный живописец, скульптор, гравер, театральный декоратор и мастер по керамике, достиг внушительного успеха, не имея "настоящей" работы. Однако он, подобно мне, не верил в то, что успеха надо добиваться любой ценой.

"Всегда работайте не в меру ваших возможностей, а ниже этой меры, - советовал Пикассо. - Можете осилить три элемента - используйте только два. Можете осилить десять - используйте пять. Тогда с теми, которые вы используете, вы справитесь играючи, мастерски, и по вашей работе будет видно, что у вас еще есть сила в запасе".

Можно еще очень долго рассуждать о том, как тяжелая работа убивает человека, но эта тема заслуживает отдельной книги. Кстати сказать, я уже написал на эту тему две. Но позвольте мне вместо них порекомендовать вам книгу Ричарда Коха "Принцип 80/20"* - она раскроет вам секрет достижения гораздо более впечатляющих результатов при меньшей затрате сил.

Добавлю лишь, что, в какой бы области вы ни подвизались, наилучшие результаты приносит творческий подход. Хотя и творчество, и тяжкий труд требуют затрат энергии, в основе настоящего успеха без "настоящей" работы лежит именно первое. Тяжкий труд же, как показывает опыт, приносит лишь сердечные приступы, нервный тик и сомнительные результаты.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх