• Чудеса вокруг нас
  • Лесные гости
  • Ни шагу назад, ни шагу на месте
  • Рифмоплеты
  • С острова на остров
  • Кто больше найдет сходств и отличий
  • Цепочка слов
  • Ну-ка, лишнее найди, слово новое прочти
  • Цепочка предложений
  • Города России
  • Двенадцать месяцев
  • Сосчитай братьев и сестер
  • Угадай-ка
  • Расскажи мне сказку
  • Логический ряд
  • Что это?
  • Домашние и дикие животные
  • Что изменилось?
  • Отгадай-ка
  • Следопыты
  • 5. Игры, развивающие речь и мышление

    Задача развития речи и мышления детей дошкольного возраста является одной из основных задач, стоящих перед педагогом и родителями.

    Дошкольное детство является наилучшим периодом для формирования у ребенка грамматического строя речи, звуковой культуры речи, развития связной речи, активизации словаря. Именно в этом возрасте ребенок впитывает как губка поступающую извне информацию, стремится узнать много новых слов, что они означают, когда употребляются и т. д. В общении со сверстниками формируется диалогическая речь детей, а также умение правильно выбирать интонацию, регулировать темп и силу голоса.

    Ребенок активно познает мир. С каждым днем он узнает все больше и больше. На каждом шагу ребенка ожидают новые, неизвестные до сей поры предметы, явления. Активный и пытливый ум заставляет задавать тысячи «Зачем?», «Почему?» и т. д. Здесь как раз видна тесная взаимосвязь и взаимозависимость между развитием таких психических процессов, как речь и мышление. Хорошо развитая речь активизирует мыслительный процесс, и наоборот, любознательный, пытливый ум заставляет ребенка задавать вопросы, стремиться к изучению чего-то нового, обогащая при этом речь ребенка новыми словами, выражениями и т. д.

    Задача взрослого заключается в том, чтобы создать необходимые условия для познавательной деятельности ребенка, помочь найти ответы на свои вопросы. При этом не стоит ограничиваться ответом из двух-трех слов. Надо постараться дать ребенку по возможности исчерпывающую информацию о предмете, явлении, показать как можно больше граней интересующего объекта.

    В старшем дошкольном возрасте нужно постараться заставить ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы (по мере возможности), использовать ранее накопленный жизненный опыт для познания чего-то нового, но и здесь не обойтись без помощи взрослого. Именно взрослый направляет, активизирует мыслительную, познавательную деятельность детей.

    Например, разговаривают отец и сын.

    Отец. Миша, сколько будет 2 + 2?

    Сын. 5.

    Отец. Нет, не 5.

    Сын. А сколько?

    Отец. 4.

    После этого разговора с папой сын усвоит раз и навсегда, что 2 + 2 будет 4. Но когда в следующий раз ему зададут вопрос, сколько будет 3 + 2, то ребенок снова ответит неправильно. Почему? А потому что ребенок не понял самого процесса сложения, самой сути этого действия. И никто ему этого не объяснил.

    Если бы папа, разговаривая с сыном и услышав, что 2 + 2 = 5, задал ему вопрос «А почему ты так думаешь?», то, получив ответ, отец понял бы, в чем ошибка сына, и тогда объяснил бы ему, почему сын неправ.

    Или, что вполне возможно, задавшись вопросом «Почему?», ребенок сам бы нашел свою ошибку и в следующий раз этой ошибки уже не допустил.

    На этом простом примере хорошо видно, как важно правильно и грамотно направлять и развивать мыслительную деятельность детей, учить их анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы и уметь доказывать свои мысли, предположения.

    Так как основным видом деятельности дошкольника является игра, то именно через игру следует обучать ребенка. Игровые ситуации привлекают внимание детей, вызывают желание принять активное участие в них, активизируют мыслительную и словотворческую деятельность.

    Чудеса вокруг нас

    Цель игры: развивать логическоге мышление, внимательность, скоординированность движений.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: дети становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий. В первый раз роль водящего может выполнять воспитатель, либо воспитатель может назначить водящим подготовленного ребенка. Дети идут по кругу и говорят слова.

    Мы самые умные.

    Дети на свете.

    Мы многое знаем.

    Почти все умеем.

    Дети останавливаются. Водящий говорит слова.

    Ну-ка, дайте нам ответ. Правда, это или нет?

    Затем водящий называет различные ситуации, а дети должны определить, реальная это ситуация или выдуманная (например, котенок читает книгу, на дереве сидит коза, Маша ест кашу и т. д.). Если водящий называет то, что может происходить на самом деле, то дети выполняют какие-либо движения, действия (они обговариваются до начала игры, при повторении игры могут изменяться), если ситуация нереальная, то дети должны замереть на месте. Дети, допустившие ошибку, выбывают из игры. Самый внимательный игрок объявляется победителем и новым водящим в случае повторения игры.

    Лесные гости

    Цель игры: развивать образное мышление, воспитывать чувство взаимопомощи, закрепить названия животных и их детенышей.

    Оборудование: игрушки – бельчонок (или бельчата), лисенок (или лисята), волчонок (или волчата) и другие; домики животных (домик с изображением соответствующего животного); декорации леса; аудиозапись «Звуки леса».

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: раздается стук в дверь. Воспитатель говорит: «Ребята, вы слышали стук в дверь? Кто-то пришел к нам в гости! Давайте посмотрим, кто же это?»

    Воспитатель открывает дверь и вносит поднос с игрушками: «Посмотрите, к нам в гости пришли лесные жители! Ребята, вы узнали их? Давайте их назовем. (Дети называют детенышей животных.) Только почему-то наши маленькие гости совсем одни. Где же их мамы и папы?» Зверята «рассказывают», что они пошли гулять и нечаянно потерялись. Поэтому они решили зайти в детский сад и попросить у ребят показать обратную дорогу.

    Воспитатель говорит: «Ребята, поможем лесным гостям? (Да!) Тогда отправляемся влес. Закрывайте глаза, мы отправляемся в утешествие».

    Дети закрывают глаза, звучит веселая музыка, на фоне которой все громче и громче слышно птичье пение, шум леса. Воспитатель в это время расставляет декорации леса, домики животных. Дети открывают глаза. Воспитатель произносит: «Ну вот мы с вами и оказались в лесу. Посмотрите, как здесь красиво! А теперь давайте искать мам и пап маленьких зверят. Они очень надеются на помощь. Ой, я вижу вон на той полянке чей-то домик!»

    Дети с воспитателем отправляются на полянку.

    Воспитатель спрашивает: «Ребята, чей это домик? (Это домик белки). Кто в этом домике живет? (В этом домике живет белка с бельчатами.) Ну вот мы и нашли родной дом маленьких бельчат. Ну что ж, оставляем бельчат в их домике, а нам еще нужно помочь найти своих родителей другим зверятам». Дети прощаются с бельчатами и отправляются в группу.

    После этого воспитатель говорит: «Ребята, кто был у нас в гостях? Куда мы путешествовали? Лесные зверята вам очень благодарны за помощь и обещали обязательно снова зайти в гости».

    Ни шагу назад, ни шагу на месте

    Цель игры: развивать речь.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: дети выстраиваются вдоль прямой линии. На противоположной стороне на расстоянии 3–4 м обозначается еще одна линия (можно положить скакалку).

    Воспитатель задает вопрос, например, что делает врач. Дети предлагают варианты ответов (лечит, врачует, делает укол, слушает и т. д.). За правильно названный ответ ребенок делает шаг вперед.

    Побеждает тот игрок, который первым достигнет противоположной стороны.

    Примерные вопросы.

    Активизация существительных.

    1. Что может быть холодным? (Вода, снег, льдинка, молоко, мороженое и т. д.)

    2. Что может быть сладким? (Конфета, шоколадка, чай, печенье и т. д.)

    3. Что может быть круглым? (Мяч, голова, яблоко, помидор, воздушный шар и т. д.)

    Активизация прилагательных.

    1. Какой может быть мама? (Доброй, ласковой, нежной, любящей, родной и т. д.)

    2. Каким может быть волк? (Злым, серым, лесным, одинокимй, зубастым, страшным и т. д.)

    3. Каким может быть небо? (чистым, голубым, высоким, безоблачным, хмурым и т. д.)

    Активизация глаголов.

    1. Что можно делать на прогулке? (Играть, бегать, прыгать, ходить, гулять, наблюдать, рассматривать, и т. д.)

    2. Как мы помогаем маме? (Убираем, подметаем, стираем, гладим, готовим и т. д.)

    3. Что делает корова? (Мычит, ест траву, дает молоко, пасется, ест сено и т. д.)

    Рифмоплеты

    Цель игры: научить рифмовать слова.

    Возраст: 4–7 лет.

    Ход игры: игра проводится с подгруппой детей (3–5 человек). Детям предлагается послушать в аудиозаписи песню «33 коровы».

    Предлагаются вопросы: о чем эта песня; кто такой поэт; а вы хотите попробовать быть маленькими поэтами?

    Воспитатель читает начало четверостиший, а дети должны закончить, подобрав подходящее по смыслу слово в рифму.

    Свою маму я люблю,

    Помогаю, чем могу:

    Пол я подмету метлой,

    Потому, что я. (большой).

    Владик и Илюша

    Жили очень дружно,

    Играли, конфеты кушали,

    Песни Кеши. (слушали).

    В качестве задания можно использовать любые стихотворения, отрывки из произведений.

    С острова на остров

    Цель игры: научить подбирать слова на заданную тему.

    Возраст: 3–7 лет

    Ход игры: воспитатель определяет местоположение «острова Знаек» и «острова Незнаек». Первоначально все дети находятся на «острове Незнаек». Для того чтобы попасть на «остров Знаек», нужно правильно назвать слова. Воспитатель называет обобщающее слово, например «животные». Ребенок, назвавший животное, переходит на «остров Знаек». Проигравшими считаются дети, оставшиеся на «острове Незнаек».

    Дети возвращаются «на остров Незнаек», воспитатель меняет задание, и игра продолжается.

    Для младших школьников (3–4 лет) можно использовать слова типа «звери», «птицы», «транспорт» и т. д. В игре со старшими дошкольниками (5–7 лет) задание усложняется. Используются обобщающие слова типа «домашние звери», «дикие звери», «звери жарких стран»; «перелетные птицы», «домашние птицы», «зимующие птицы», «тропические птицы»; «наземный транспорт», «водный транспорт», «воздушный транспорт» и т. д.

    Кто больше найдет сходств и отличий

    Возраст: 5–7 лет

    Ход игры: детям называется пара слов (например, курица – утка). Что у них общего? Чем они отличаются?

    За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. По итогам 5–7 пар слов подводят итоги. Дети подсчитывают свои фишки. Определяются обладатели первого, второго, третьего мест.

    Примеры возможных пар слов:

    море – река

    дерево – куст

    роза – астра

    воробей – голубь

    авторучка – карандаш

    дождь – снег

    маракас – румба

    автобус – троллейбус

    трамвай – поезд

    соль – сахар

    Цепочка слов

    Цель игры: научить подбирать слова, противоположные по смыслу заданному

    Цель игры: научить выделять обобщающие и отличительные признаки предметов.

    Ход игры: дети становятся или садятся в круг. Один ребенок называет слово, а его сосед (по часовой стрелке) должен назвать антоним к этому слову. Если он ответил правильно, то называют другое слово следующему ребенку. Если кто-то затрудняется ответить, то отвечает следующий участник игры. Игра должна происходить в быстром темпе.

    Примеры слов, которые можно использовать:

    большой – маленький

    длинный – короткий

    широкий – узкий

    глубокий – мелкий

    высокий – низкий

    добрый – злой

    красивый – страшный

    быстрый – медленный

    тяжелый – легкий

    белый – черный

    близкий – далекий

    рано – поздно

    светло – темно

    умный – глупый

    сладкий – горький

    веселый – грустный

    храбрый – трусливый

    толстый – тонкий

    сухой – мокрый

    холодный – горячий

    Ну-ка, лишнее найди, слово новое прочти

    Цель игры: развивать умение находить обобщающие слова к группе предметов, умение анализировать, развивать логическоге мышление.

    Оборудование: карточки с изображением группы предметов, один из которых лишний.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: карточки вывешиваются на доску. Воспитатель объясняет, что на каждой карточке нужно найти лишний предмет и записать первую букву каждого «лишнего» слова. Прочитав слово из этих букв, мы получим новое слово, обозначающее. (время года, животное и т. д.).

    Педагог предлагает рассмотреть первую карточку: что здесь лишнее; почему; как можно назвать остальные предметы одним словом?

    Далее предлагается определить и записать первую букву названного слова. Аналогично рассматриваются следующие карточки и записываются соответствующие буквы.

    Затем дети читают полученное слово и делают вывод, верно ли они справились с заданием. Полученное слово детям предлагается записать в тетрадь.

    Цепочка предложений

    Цель игры: учить составлять предложения и рассказы по предложенным сюжетам.

    Оборудование: набор карточек, изображающих последовательные события (по 5 карточек).

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: дети делятся на 2–3 команды по 5 человек. Перед каждой командой на столе лежит набор картинок. По команде педагога каждый ребенок берет карточку и рассматривает ее. Детям необходимо встать так, чтобы их карточки изображали последовательные события. Воспитатель отмечает команду, справившуюся с заданием первой, второй и т. д. Затем проверятся правильность выполненного задания. Для этого каждая команда, начиная с самой шустрой, рассказывает свою историю. Каждый ребенок говорит по одному предложению по своей карточке. Таким образом получается рассказ. Все команды произносят свой текст, остальные слушают и оценивают правильность. Выигравшей считается команда, которая быстро и правильно справилась с заданием.

    Города России

    Цель игры: запомнить названия российских городов

    Оборудование: карта России, набор карточек с цифрами от 0 до 10 на каждого ребенка.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: в игре участвуют 6–7 детей. Дети сидят за общим столом (можно сдвинуть 2–3 стола) или на ковре. У каждого набор карточек с цифрами от 0 до 10. В начале игры перед каждым участником лежит карточка с цифрой «0». Дети по цепочке должны говорить названия городов России. После того как ребенок назвал город, он кладет перед собой карточку со следующей цифрой (0 – 1, 1 – 2, 2 – 3 и т. д.).

    Право называть город переходит по кругу от одного ребенка к другому. В случае затруднения ребенок пропускает ход. Победившим считается игрок, который первым дойдет до 10.

    В более легком варианте детям в качестве подсказки можно предложить карту. При этом можно ввести дополнительные правила. Например, что каждый игрок имеет право воспользоваться картой только 3 раза и т. д.

    Двенадцать месяцев

    Цель игры: закрепить названий месяцев года, развивать внимательность.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: в игре участвуют 12 детей. Дети становятся вдоль намеченной линии. Педагог дает каждому участнику имя – название одного из месяцев.

    Дети запоминают свой месяц. Далее педагог (можно выбрать водящего ребенка) дает задание месяцам:

    1) зимние месяцы кружатся как снежинки;

    2) последний месяц в году делает один прыжок вперед;

    3) летние месяцы должны прокукарекать 2 раза;

    4) весенние месяцы должны спеть песенку о весне и т. д.;

    Эту игру можно брать как в блоке совместной деятельности, так и как часть занятия.

    Аналогичную игру можно проводить на закрепление дней недели.

    Сосчитай братьев и сестер

    Цель игры: научить подбирать похожие по смыслу слова.

    Оборудование: фишки, шкатулка для фишек.

    Возраст: 4–6 лет.

    Ход игры: воспитатель спрашивает: «Ребята, у вас есть братья и сестры? А вы знаете, что у слов тоже есть братья и сестры, они очень похожи друг на друга. Например, у слова „холодный“ есть такие братья и сестры, как слова „прохладный“, „зябкий“, „морозный“, „ледяной“, „пронизывающий“ и т. д.». Далее воспитатель предлагает найти и сосчитать братьев и сестер у других слов.

    Ребенок, правильно назвавший слово, кладет фишку в шкатулку. Затем дети считают фишки: как много братьев и сестер у слова «хороший», сколько братьев и сестер у слова «ходить».

    Угадай-ка

    Цель игры: развивать умение определять предмет по отличительным признакам.

    Возраст: 4–6 лет.

    Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий. Выбранный ребенок покидает групповую комнату. Остальные дети загадывают слово (например, «лиса») и распределяют между собой слова-подсказки. Затем водящий возвращается и говорит слова:

    – Выходил я ненадолго. Пропустил я много? Ему отвечают:

    – Пропустил ты слово, отгадай, какое!

    Мы тебя не бросим, мы подскажем и поможем.

    Дети по очереди называют слова-подсказки. Тот ребенок, после подсказки которого было отгадано задуманное слово, становится новым водящим. Игра повторяется.

    Возможные варианты:

    лиса – пушистая, хитрая, рыжая, плутовка, обманщица и т. д.;

    мяч – круглый, резиновый, прыгает, для игры, катается и т. д.;

    стол – деревянный, коричневый, квадратный, письменный, столовый, учебный и т. д.

    Расскажи мне сказку

    Цель игры: развивать образное мышление, фантазию.

    Оборудование: набор различных фигур. Возраст: 4–6 лет.

    Ход игры: в игре участвуют 3–5 человек. Перед детьми раскладывается набор абстрактных фигур. Детям предлагается взять по фигурке и внимательно их рассмотреть, ответить на что похожа фигура (круг, треугольник, кляксу и т. д.).

    Ребенку предлагается придумать маленькую сказку про Колобка, киску и т. д.

    Логический ряд

    Цель игры: развивать логическое и ассоциативное мышление детей, расширять словарный запас.

    Оборудование: предметные картинки.

    Возраст: 5–7 лет.

    Ход игры: ребенок берет картинку, рассматривает ее, отвечает на вопросы.

    Что изображено на картинке? (Роза.)

    Какая роза? (Роза красная.)

    Что еще бывает красным? (Помидор, шапка, платье, яблоко, ягода.)

    Какой еще бывает ягода? (Сочной, вкусной, сладкой.)

    Что еще бывает сладким? (Шоколад, чай, пирожное, мороженое, вата.) И так далее. Примеры:

    белый снег – белый мех – пушистый мех – пушистый хвост – длинный хвост – и т. д.;

    хитрая лиса – красивая лиса – красивая девочка – маленькая девочка – маленькая кукла – красивая кукла – и т. д.;

    интересная книга – интересная сказка – любимая сказка – любимая мама – дорогая мама – и т. д.

    На самом деле, данное словотворчество может продолжаться до бесконечности, все зависит от фантазии педагога и ребенка. Построение таких рядов развивает ассоциативное и логическое мышление детей, активизирует словарный запас.

    Что это?

    Цель игры: научить детей определять отличительные признаки предметов

    Оборудование: не требуется.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: выбирается водящий. Водящий задумывает слово и предлагает остальным детям отгадать его.


    Дети задают наводящие вопросы. Например:

    1) это относится к живой или неживой природе?

    2) какого это цвета?

    3) какой это формы?

    4) что с этим можно делать?

    5) как с этим можно играть?

    6) другие.

    Угадавший слово становится новым водящим.

    Домашние и дикие животные

    Цель игры: закрепить умение отличать диких животных от домашних.

    Оборудование: декорации домика и леса.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель объясняет детям, что сейчас он будет называть различных животных.

    Если это животное живет в лесу, то и дети должны спрятаться в лесу, а если животное живет рядом с человеком, то ребята должны спрятаться в домик. При этом дети звукоподражанием и движениями могут изобразить этих животных.

    Что изменилось?

    Цель игры: развивать внимательность, умение грамотно составлять предложения.

    Оборудование: различные атрибуты для изменения внешности (бусы, браслет и т. д.).

    Возраст: 4–7 лет.

    Ход игры: с помощью считалочки выбирается водящий. Водящий выходит за дверь и что-нибудь изменяет в своей внешности (снимает один носок, ботинок, меняет прическу, добавляет или убирает какие-либо аксессуары – заколку, бусы, браслет, галстук и т. д.). Затем водящий возвращается в группу. Дети должны рассмотреть его и заметить изменения. Дети должны отвечать предложениями типа «Было два носка, а остался один», «У тебя была красная заколка, а теперь белая» и т. д. Ребенок, заметивший больше всего изменений, становится водящим. Постепенно число водящих можно увеличить до 3–5 человек.

    Отгадай-ка

    Цель игры: развивать умение описывать предмет, выделять его отличительные признаки.

    Оборудование: набор предметов или картинок.

    Возраст: 4–6 лет.

    Ход игры: педагог предлагает детям набор карточек с изображением различных предметов. Карточки перевернуты.


    Дети по очереди рассказывают о своем предмете по схеме, предложенной воспитателем: форма – цвет – материал – размер и т. д. (в каких литературных произведениях встречается, вкус, что можно с этим предметом делать и пр.).

    Все остальные дети отгадывают предмет, о котором рассказывал их товарищ. Если дети отгадали предмет, рассказчик получает фишку. Выигравшим считается тот ребенок, у кого больше фишек.

    Специальным значком обозначается исходная точка, а также дается план движения по группе (в плане цифрой обозначают количество шагов, а стрелкой – направление движения).

    Ребенок определяет место старта и, следуя указаниям, отыскивает финишную точку, находит букву. Найденные буквы дети выкладывают на ковре и составляют слово.

    Следопыты

    Цель игры: учить детей определять положение предмета согласно схеме.

    Оборудование: планы-схемы (по количеству детей), наборное полотно (буквы).

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: в игре участвуют 3–5 детей. Воспитатель говорит: «Ребята, я загадал слово, а буквы спрятал в группе. Вы должны найти эти буквы и составить из них слово».

    Каждому ребенку дается карточка со схематическим изображением помещения группы (других помещений).








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх