• Имперская преемственность
  • Паладины борьбы с мировым заговором против империи
  • Англичане Гитлера
  • Джентльмены и их фашисты
  • Глава 11

    АНГЛИЙСКИЙ ФАШИЗМ В АНГЛИИ

    Далеко не чуждый английскому народному характеру, фашизм — скорее новое выражение одного очень старого… течения в истории английской мысли.

    (Джеймс Дреннан[1109][1110])

    Имперская преемственность

    Не изобрести фашизм, а найти для него в Англии его наивысшее выражение… — вот наша задача.

    (Сэр Освальд Мосли)

    В конечном счете важным следствием английского опыта владычества в Британской Индии и других колониях стало распространение британского фашизма в самой Англии. Во всяком случае, ностальгия по имперскому прошлому все большего числа отставных «белых сахибов» из администрации колоний — то есть тех, кто, по словам Адольфа Гитлера, «совершил неслыханное в деле колонизации» — вела именно к фашизму в Англии. Фашистских убеждений придерживались многие военные, поседевшие на службе.[1111] Из таких кругов происходил и первый британский вдохновитель Гитлера — Хьюстон Стюарт Чемберлен, бывший, кстати, потомком норманнских завоевателей. Отец Чемберлена был адмиралом, два дяди — генералами, один из которых, сэр Невилл Чемберлен (1820–1902), фельдмаршал королевы Виктории, ветеран армии Британской Индии, сражавшийся с афганцами, сикхами и борцами за независимость Индии в 1857 г., служил для Хьюстона примером, достойным восхищения.[1112] Соответственно и «почтенные представители» британского фашизма являлись выходцами из тех же кругов — к ним относились прежде всего колониальные военные в отставке и бывшие члены администрации колоний.[1113] Среди них можно назвать не только сэра Хоуорта из Индийской гражданской службы, но и вице-адмирала Реджинальда Сен-Пьера Парри (1879–1939) из Лиги защиты Индии (т. е. британских интересов в Индии — Indian Defence League).[1114] До 1914 г. империалистические представления, которые проповедовали британские фашисты, считались вполне обычными и традиционными, «экстремистскими» они стали только после первой мировой войны.

    А. К. Честертон, один из пионеров британского фашизма, основавший Лигу верноподданных империи (League of Empire Loyalists), был не единственным, кто считал, что «основы фашизма… лежат в [самой] британской национальной традиции»; его Лига начинала как консервативная группа давления (pressure group).[1115]«Британский фашизм… в сущности был консервативным движением, одержимым… идеей, что обществу грозит бедственное положение»; фашисты были исполнены решимости «защитить Британскую империю».[1116] Преемственность, которая существовала между английскими консерваторами и английскими фашистами, можно наглядно проследить на примере биографии А. К. Честертона. Он начинал как консервативный журналист, консультант могущественного магната прессы лорда Уильяма Максуэлла Бивербрука (1879–1964)[1117] — владельца газетного концерна, в который входила и «Daily Express». Вскоре Честертон стал пропагандистом и одним из ведущих членов Британского союза фашистов (British Union of Fascists).[1118] При этом Честертон — вместе со своей «Лигой верноподданных империи», растворившейся в расистском «Обществе за сохранение расы» (Race Preservation Society) — воспринимался как викторианский реликт имперского прошлого, как борец с распадом империи. Дело Честертона так органично вписывалось в британские традиции, что и он и его «Общество за сохранение расы» были неразрывно связаны с истеблишментом — консервативной партией.[1119] Именно британские консерваторы целиком и полностью разделяли беспокойство Честертона и Альфреда Розенберга в связи с «еврейским» союзом американской и советской держав против Британской империи.[1120]

    Всех этих политических деятелей объединяло стремление «спасти английскую мировую империю от хаоса отсталых народов всего мира» — так гласил завет, который британские фашисты и их лидеры («leader») передали немецкой публике в начальный период существования Третьего рейха.[1127] Самый известный лидер британских фашистов сэр Освальд Мосли требовал «беспощадного подавления волнений в Индии»,[1128] и в 1928 г. колониальные англичане встречали его в Индии с почестями. В своей «Более великой Британии» он сетовал на «сентиментальные излияния тех, кто способен передать землю в самоуправление отсталым народам… Осваивать землю должны расы, пригодные для этого. Ведущая среди этих рас — мы».[1129] В 1930 г., когда индийцы организовали движение гражданского неповиновения, идеи сэра Освальда Мосли пользовались большой популярностью и в Калькутте в среде его собратьев по расе: тогда многие из колониальных молодых англичан вступили в объединение, проповедовавшее откровенно фашистские идеи.[1130] Именно во имя «воссоздания славного идеализма нашей империи» Союз британских фашистов в 1936 г. потребовал высылки евреев из Британии.[1131]

    Идея «административной резни» была впервые выдвинута представителем британской колониальной администрации Картхиллом именно ради обеспечения британского господства над Индией и была призвана «решить индийский вопрос» (отмечала Ханна Арендт).[1132]«Настоящий империализм — это фашизм», — настаивал «англичанин Гитлера» Уильям Джойс,[1133] который считал империализм консерваторов недостаточно «империалистическим» для того, чтобы сохранить империю для британской «расы господ».

    В Англии времен Эдуарда VII (1901–1910) вину за относительный упадок британской экономической мощи и за утрату Англией (начиная с 1878 г.) влияния в мире возлагали именно на либеральную уступчивость. Крайне «правые», так называемые «die-hards» («твердолобые»), видели причину упадка британской державы в «моралистских и гуманистических предпосылках либерализма», в морализме Гладстона и антиимпериализме Ричарда Кобдена (1804–1865). Консервативные «die-hards» требовали, чтобы внешняя и внутренняя политика была основана на социал-дарвинизме, на таких представлениях о мире, согласно которым «определяющим фактором выживания самого жизнестойкого должна быть военная и экономическая мощь», а не гуманные намерения.[1134]

    Эти представления «твердолобых» довоенных времен были переняты британским фашизмом в силу как исторической, так и личной преемственности; свою роль здесь сыграла и империалистическая пресса. В совокупности этих идей нашлось место и представлению об «ударе в спину кинжалом», благодаря которому темные силы зла якобы не допустили военного триумфа Британской империи. Существовали подозрения, что в 1917 г. проявила себя «некая роковая, почти оккультная сила». Действовать в интересах Москвы она не могла: ведь там властвовали еще не большевики, а союзники Англии. Таким образом, роковая («еврейская») сила могла действовать лишь в интересах Берлина как «невидимая рука», о существовании которой «догадывались» те, кто испытывал фрустрацию из-за неспособности Великобритании быстро победить в войне, — самозванные стражи Англии. В 1917 г. в книге, изданной «The Financial News of London», было написано: «неспроста все еврейское мировое сообщество испытывает… нездоровую привязанность к делу немцев… Евреи прикипели к… религии немецкого бога… Древний инстинкт, запрещающий… браки между представителями разных народов, основан на уроках реальной жизни. Ни одна нация не должна допустить влияния чужеродных элементов в свое кровное братство… Легкий доступ… примесей чужой крови… в британскую нацию… является преступлением, за которое теперь расплачивается нация».[1135] Среди кандидатов на довыборах 1918 г., проповедовавших подобные убеждения, можно назвать адмиральского сына и волонтера англо-бурской войны Генри Хэмилтона Бимиша.[1136] В 1922 г. он предостерегал своих соотечественников, что еврейское (а также кельтское) влияния приведут к потере Индии (и Египта).[1137]

    Наличием «невидимой руки еврейства» Бимиш объяснял и сопротивление ирландцев. Уже в 1919 г. он основал антисемитское объединение «Британцы». «Британцы» полагали, что миром правят евреи, тогда как по законам природы владычицей мира должна быть нордическая раса. Ведь всех самых известных «британцев» объединял опыт жизни в имперских колониях, «отчетливое понимание расового превосходства — не только как мифа, но и как политической реальности». Все они (в том числе подполковник А. X. Лейн, служивший с империалистом лордом Китченером в Египте, капитан-лейтенант X. М. Фрэзер из Индии, а также капитан А. Э. Н. Хоувард, действовавший в Китае) стремились к имперскому блеску и требовали, чтобы белую расу признали высшей. Уже в 1920 г. «британцы» уверяли, что «анализ крови» показывает различие между евреями и англичанами. А Бимиш даже утверждал, что это он «воспитал Гитлера»… Бимиш, рекомендовавший англичанам голосовать за консерваторов,[1138] до такой степени увлекся защитой империи британской расы, что поехал на Нюрнбергский съезд НСДАП в 1923 г. и произнес там речь в качестве почетного гостя (которую на немецкий переводил Дитрих Эккарт). Его речь была воспринята с воодушевлением.[1139] Еще раз как почетного гостя в гитлеровской Германии Бимиша приветствовали в декабре 1936 г., когда он посетил немецкие «трудовые лагеря». Даже в 1937 г. он считал, что «еврейская опасность» в Германии «не устранена».[1140] Вскоре после этого Бимиш вернулся в Южную Родезию, где в августе 1938 г. он стал депутатом… На этом посту он выступал в защиту насильственной трудовой повинности для «черномазых» и настаивал на сохранении «британского образа жизни» в Родезии, одном из последних оплотов английского расизма и фашизма.[1141]

    Паладины борьбы с мировым заговором против империи

    И во что тем временем превратится тот, кого мы и англичане называем «белым человеком»?

    (Ханс Гримм)

    Вместе с традицией патриотического воспевания Британской империи английские фашисты унаследовали ее антидемократизм, ее антисемитизм и антисоциализм. Они модернизировали традиционный британский консерватизм, привнеся в него непримиримую враждебность к либерализму и социализму, а также, разумеется, свое стремление бороться с предполагаемым «всемирным еврейским заговором», единственную цель которого они видели в подрыве Британской империи.[1142] Влиятельные британские тори-консерваторы верили (еще до немецких и британских фашистов), что «за скоординированной атакой на Британскую империю в Ирландии, Индии и Египте в качестве направляющей силы стоит международное еврейство». Ведь уже в январе 1919 г. министр обороны лорд Альфред Милнер предупреждал кабинет министров о том, что «революцией в России руководят хитрые евреи, многие из которых — преступники».[1143] Консервативная «Morning Post», регулярно провозглашавшая свои антисемитские убеждения, в 1920 г. писала: «…в течение веков существует тайный заговор, преимущественно еврейский; евреи стремились и стремятся к революции, коммунизму и анархии, с помощью которых они надеются добиться мирового господства, установив свое деспотическое правление».[1144] Подобные представления были широко распространены в британском парламенте и британской художественной литературе того времени. К антисемитам принадлежал и директор Скотланд-ярда Бэзил Том-сон. Самые широкие круги консервативного истеблишмента начала 1920-х годов разделяли позиции английских фашистов, так, даже очень респектабельная лондонская газета «Times» цитировала фальшивые «Протоколы сионских мудрецов».[1145] (Идентификация «разрушителей империи» с «убийцами Сына божьего» как бы вновь косвенно легитимировала богоугодность империи…) Эта фальшивка, «доказательство» «всемирного заговора» евреев, была издана типографским ведомством его британского величества. (Среди британских офицеров на Ближнем Востоке она была более известна, чем декларация Бальфура о «Палестине как национальном очаге для еврейского народа».[1146]) И опять-таки, британский фашизм просто перенял и развил идею консерваторов о мировом заговоре «сионских мудрецов».

    Но историю о всемирном еврейском заговоре против Британской империи, опиравшуюся на упомянутую фальшивку, использовали отнюдь не одни фашистские преемники «твердолобых» консерваторов. Мистер Черчилль, будущий сэр Уинстон, в 1920 г. — в унисон с Адольфом Гитлером — также полагал, что международное еврейство, «главный источник всякого подрывного движения… стало… бесспорным хозяином России».[1147]

    Пропагандой этих идей вовсю занимались империалистические газеты. Так герцог Нортумберлендский (во времена Эдуарда VII принадлежавший к «твердолобым», а вскоре примкнувший к британским фашистам) приобрел правоконсервативную и крайне империалистическую газету «Morning Post» и учредил еженедельник «Patriot», выходивший с 1922 по 1950 гг.[1148]

    Стоит также упомянуть о «вкладе» фюрера Имперской фашистской лиги (основанной в 1928 г.[1149]) Арнольда Спенсера Лиза, взгляды которого сформировались во время службы на дикой северозападной границе Индии,[1150] а также в Кении, где он, исполняя обязанности колониального ветеринара, занимался, в частности, контролем чистопородности верблюдов.[1151] Арнольд Спенсер Лиз, победивший на выборах в 1924 г. кандидата от лейбористской партии,[1152] видел «заговор евреев», направленный на подрыв Британской империи, в «продолжительном отравлении… англосаксонской крови… желтой негроидной ордой» вследствие иммиграции… Демократия же, по мнению Лиза, расчищала путь для установления еврейского владычества…[1153] В 1931 г., 1936 г. и даже в 1948 г. Лиз требовал установления в Англии фашистской диктатуры — ради защиты «арийцев», с тем, «чтобы они потом… имели силы, если потребуется, отстоять чистоту своей расы против остального мира».[1154] Для английской Имперской фашистской лиги первым и священнейшим принципом была «империя, скрепленная британской кровью», вторым (и производным и отсюда) — антисемитизм.[1155] Лиз уже в 1935 г. выступал за «решение еврейской проблемы с помощью «камер смерти»». Таким образом, пожалуй, именно его можно назвать английским аналогом Гитлера.[1156] В качестве альтернативы камерам смерти Лиз (в том же 1935 г.) рекомендовал «мадагаскарское решение», предполагавшее выдворить всех евреев из страны[1157] (что уже практиковалось в 1290–1655 гг. и получило у видного британского историка Тревельяна «позитивную оценку»[1158]). Один сторонник Мосли, перешедший в Имперскую фашистскую лигу, желал, чтобы их «перетравили всех — газовыми камерами».[1159] В 1934 г. это предлагалось совершить «ради дела расистского фашизма, который нужен империи». «Мы — империалисты до своего арийского мозга костей», — писал в 1936 г. журнал «The Fascist». А согласно тому же фюреру британских имперских фашистов, английский фашизм в основном можно определить как «консерватизм с наростами».[1160]

    Преемственность между британской поствикторианской системой политических ценностей и британским фашизмом послевоенного периода олицетворяли и такие личности, как Неста Уэбстер, бывшая одним из лидеров английских фашистов. Она также происходила из имперской, военной элиты, по представлениям которой только дисциплина делала «всего лишь людей» настоящими мужчинами. Мнение, что только военный или аналогичный ему опыт мог превратить жалкого «размазню» в «мужчину», было общим для британских мыслителей эпохи империализма — от Джона Рёскина (с его антидемократизмом и враждебностью к личной свободе) до Киплинга (кумира гитлеровца Ханса Гримма).[1161] Киплинг испытывал отвращение к «изнеживанию», которым грозило мирное время, и полагал, что альтруистическая мораль является чем-то «болезненным». (Один из его «положительных» героев откровенно хвалился истязанием бирманского военнопленного.) Киплинг утверждал, что он с удовольствием бы «запустил в Южную Европу [sic] побольше сикхов [в качестве наемников], пообещав им добычу». Поддерживая дружеские отношения с империалистом и антидемократом Альфредом Милнером, будучи другом и даже «рупором» Сесила Родса, Киплинг разоблачал «неарийцев» (sic), верил во всемирный заговор евреев и негодовал по поводу еврейского влияния, предостерегая Англию от возможности «второго индийского восстания»… Хотя Редьярда Киплинга «нельзя назвать собственно фашистом», поскольку он лишь «по-мелкобуржуазному ворчал по поводу униженного благородства» (формулировка Дж. Стюарта), его идеи, безусловно, были близки к фашистским. Именно те идеи, которые придают произведениям Киплинга особую силу и привлекательность, именно эти идеи довольно «трудно отделить от того, что способствовало становлению… господства фашистской идеологии, особенно в Германии».[1162] Британские фашисты продолжали прославлять Редьярда Киплинга, восхищаясь свойственными ему неприятием всякой сентиментальности и воспеванием культа силы (если не сказать жестокости).

    Англичане Гитлера

    Все, что имело отношение к нему — как лучшее, так и худшее — было в основном английским.

    (Фрэнсис Селвин. «Англичанин Гитлера»)

    Все вышесказанное еще в большей степени относится к Томасу Карлейлю. Так, для «лорда Хо-Хо» — Уильяма Джойса, именно Томас Карлейль «был великим пионером национал-социализма». Подтверждение этому можно найти в изданной в Британии (1987) биографии Уильяма Джойса: «В целом для обоснования идей национал-социализма — и оправдания кредо резиновой дубинки — он [Уильям Джойс] был склонен опираться на Томаса Карлейля».[1163] Карлейль — еще задолго до немецких антидемократов — третировал английский парламент, считая его просто «сараем для болтовни».[1164] А летом 1939 г. в его честь было названо «интеллектуальное» ответвление Британской национал-социалистской лиги («Клуб Карлейля»).[1165]

    В целом британские фашисты всегда ссылались на английские традиции — от Эдмунда Бёрка (с его неприятием равноправия) до Бенджамина Дизраэли (с его воинственным империализмом, идеей расовой чистоты и привлечением рабочих на сторону национального дела).[1166] Британские фашисты ссылались даже на короля Эдуарда VIII (1936), который в 1920 г. (еще в качестве принца Уэльского) совершал поездку по империи в сопровождении В. Э. Марсдена — репортера «Morning Post» и переводчика фальшивых «Протоколов сионских мудрецов».[1167]«В годы, предшествовавшие коронации Эдуарда, был широко распространен слух, гласивший, что будущий король является большим поклонником нацистской Германии…[1168] Брюс Локхарт утверждал, что 13 июля 1933 г. в разговоре с прусским принцем Луи Фердинандом Эдуард заявил: «Мы не должны вмешиваться во внутренние дела Германии ни в отношении еврейского вопроса, ни в отношении чего бы то ни было другого». Будущий король также заметил: «Диктаторы стали довольно популярны в наши дни, и, возможно, пройдет не так много времени, и нам в Англии потребуется свой». В целом Локхарт описывает Эдуарда как сторонника Гитлера».[1169] Ходили также слухи, что в 1936 г. фашистский фюрер Мосли как будущий премьер-министр при Эдуарде VIII уже составил список своего кабинета.[1170] Вообще британские фашисты самым категоричным образом подчеркивали (особенно до 1937 г.), что они стоят за «империю и короля».[1171]«Фашизм — нечто совершенно естественное для Великобритании: все великие движения в английской истории с ним вполне согласуются».[1172] Преувеличением в этом (фашистском) тезисе является обобщающее слово «все». Ведь «далеко не чуждый английскому народному характеру, фашизм является скорее новым выражением одного очень старого… течения в истории английской мысли», — писал английский фашист Дреннан.[1173]

    Современные исследователи этого вопроса в самой Англии уверенно подтверждают, что распространение английского фашизма остановила отнюдь не британская политическая культура и уж тем более не «нравственные принципы… органически присущие британской нации». Например, авторы книги «Традиции нетерпимости» опровергают представление о том, что неудача британского фашизма явилась следствием английского либерализма. «Политическая респектабельность вовсе не исключала приверженности фашистским взглядам, что может служить показателем степени поддержки фашизма в британской политике».[1174] Английские исследователи вовсе не оспаривают, что Мосли принадлежал к основному течению британской политической жизни XX века[1175] и что британская «национальная культура оказала существенное содействие развитию фашистских идей в Европе. Особую ответственность за рационализацию некоторых аспектов национал-социалистского расизма и империализма несут определенные традиции британского естественнонаучного и социологического мышления». Однако эта и многие подобные формулировки скорее преуменьшают, затушевывают влияние Англии на немецкий фашизм. Другая формулировка Ричарда Терлоу звучит гораздо более точно: «Британское влияние на континентальный фашизм внесло… некоторые идеологические элементы… в фашистский синтез, особенно в Германии».[1176] Таким образом, установлено — причем именно английскими исследователями — что «британским… идеям, особенно имеющим отношение к… научным представлениям о расе и влиянию социального дарвинизма на общество, предстояло сыграть важную роль в формировании фашистских идей в целом — и национал-социалистских в частности». Так, например, Пол Хейз в своей статье «Вклад британских интеллектуалов в фашизм» подтверждает эти выводы: «Британские интеллектуалы… внесли существенный вклад… в фашистские мечты о расовом мировом господстве». Труды британских социал-дарвинистов подарили оправдание для новой агрессивной государственной системы национал-социалистов.[1177]

    Как раз английский фашизм унаследовал представление времен классического английского империализма, что «британское общество могло бы обновиться… при помощи расистского решения — евгенического отбора» или (виталистской) воли к власти.[1178] И британские фашисты, «обосновывая» право Англии господствовать над туземцами империи, привлекали для этого давно известные притязания англичан на врожденную способность властвовать.[1179]

    Не кто иной, как сын Уинстона Черчилля, Рэндольф Черчилль, считал, что Мосли является намного более привлекательным человеком, чем фашистские лидеры других стран. Рэндольф Черчилль отмечал сходство сэра Мосли с доктором Геббельсом: «голос у обоих звучит по-настоящему убедительно, и волнение оратора передается слушателям».[1185] Так, только в январе 1934 г. «Daily Mail» напечатала не менее 26 читательских писем, содержавших дифирамбы фашизму. До тех пор британский фашизм привлекал известных «мужей»; дух, привитый им в паблик-скул, гарантировал, что они соберут хвалебные отзывы в правой печати. Мосли же, высказывавшийся против власти крупного капитала, получал поддержку со стороны некоторых фирм лондонского Сити и промышленников, полагавших, что сэр Мосли может стать стабилизирующей силой в обществе.

    Уже со времен возникновения фашистского движения в Англии (1923) британские фашисты имели прочные связи с объединениями среднего класса в защиту собственности от «социалистической угрозы» — в частности, с «Британским имперским союзом» (British Empire Union) и «Союзом среднего класса» (Middle Class Union). Фашисты привлекали на свою сторону и деловых людей, и учителей.[1186] Ведь именно в Англии общество не в последнюю очередь рассчитывало на то, что фашизм оградит собственников от угрозы со стороны неимущих, заставит «отдельного человека [из низших классов] признать верховенство государства», заставит признать «общность собратьев по расе», а также окончательно закрепит систему подчинения и найдет новые средства для укрепления старого — чтобы удержать бедняков на своем месте («to keep the poor in their place»).[1187]

    В 1924 г., в период правления лейбористов, английская буржуазия и консервативный истеблишмент британских тори рассматривали это правление как прелюдию к красному террору — «катастрофе, при которой в безопасности не будут ни собственность, ни добродетель женщин». Приблизительно в это время (1923) в Британии появилась первая фашистская организация «British Fascisti», основанная внучкой фельдмаршала мисс Линторн-Орман. Эта дама так сформулировала концепцию британских «fascisti»: «бороться с красной революцией, защищать короля и страну [отечество]… противостоять коммунизму, социальному анархизму, атеизму и профсоюзам» — а также, естественно, свободной любви.[1188] Фашисты представляли собой боевые дружины, готовые сражаться за короля и державу в случае гражданской войны. Таким образом, они являлись дополнением к партии консерваторов. По сути, большинство противников парламентаризма и демократии не покидали Консервативную партию; ее членами являлась большая часть этих правых радикалов. Мисс Линторн-Ормен призывала своих избирателей голосовать за консерваторов, но при этом она предупреждала тори, что если они не будут твердо стоять на своих принципах, то на смену им придут именно фашисты.[1189] На практике, однако, тори получали помощь как раз со стороны фашистов — за что открыто благодарили последних на своих собраниях. (Еврей-консерватор сэр Филип Сэссун[1190] выступил как-то с благодарностью и на одном фашистском собрании.) Подобные «малые пограничные контакты» между тори-консерваторами и фашистами демонстрирует и заявление в «British Fascist Bulletin», всерьез предлагавшее бороться с безработицей путем снижения налогов: ведь тогда знатные люди (sic: «gentlefolk») смогут нанимать больше прислуги…[1191]

    Иллюстрацией связи между тори-консерваторами и британскими фашистами не в последнюю очередь служит и тот факт, что Уильям Джойс (будущий «лорд Хо-Хо» с радио Гитлера) поначалу покинул своих фашистов и некоторое время был активным тори.[1192] В 1934 г. депутат-консерватор (от округа Эйр) Томас Мур хвалил английских фашистов-чернорубашечников, утверждая, что в видах на будущее у «чернорубашечников и их воспитателей — консерваторов», возможно, нет принципиального различия.[1193] Ведь «чернорубашечники имеют то, в чем нуждаются консерваторы: волю к действию». Томас Мур одобрял и применение силы со стороны фашистов, если она была направлена на поддержание порядка. «Мы будем рассчитывать на старый добрый английский кулак», — заявлял фюрер чернорубашечников сэр Освальд Мосли,[1194] — во имя безопасности приличного общества… «Следуя нашей морали…, естественной морали британских мужчин… нам придется вести жизнь атлетов», — торжественно заверял он в своей «Более Великой Британии».[1195]

    Свояченица сэра Освальда, Нэнси Митфорд, уже в 1936 г. сочинила настоящий гимн, воспевавший мораль и долг этих «атлетов»:[1196]«Боритесь с помощью гранат и пуль, боритесь с помощью касторового масла…[1197] боритесь с ненавистным пацифистом, бейте его в творожную грудь. Пусть они почувствуют кулак чернорубашечников; пусть они воют о пощаде. Вперед, чернорубашечники Союза, бейте иностранцев. Боритесь и умирайте за Англию и Юнион Джек».[1198] Исполняться же этот «гимн» должен был на мелодию песни «Forward, Christian Soldiers» («Вперед, христианские солдаты» (англ.)) — а вовсе не на мотив песни немецких национал-социалистов «Es zittern die morschen Knochen…» (Трясутся дряхлые кости… (нем.)).

    Джентльмены и их фашисты

    С нами в неотразимой мощи шествует душа Англии.

    (Освальд Мосли)

    Через два года можно было констатировать, что консервативный истеблишмент Англии «ведет себя по-джентльменски, пока сохраняется положение, над которым джентльмены способны сохранять контроль. Убийц [ «чернорубашечников» Нэнси Митфорд] всерьез введут в дело, лишь когда джентльмены почувствуют, что ситуация ускользает из их рук. [Пока что] во всяком случае, для джентльменов, целесообразно держать убийц в резерве».[1199] Таким образом, к 1934 г. Британский союз фашистов обрел репутацию политического прибежища для хулиганов и бандитов. Респектабельные сторонники Мосли позже признавали, что не знают, как им избавиться от «этих ужасных простолюдинов», которых им «пришлось использовать для достижения власти» (писала Ребекка Уэст). (В Германии сложилась несколько иная ситуация. В 1928 г. там — как предвидел Август Тальхаймер — у людей, не желавших пачкать собственные руки, возникла потребность в «укротителе львов» (чтобы «укрощать массы свистом хлыста»)).

    В результате в Англии не существовало официального покровительства фашистским чернорубашечникам, так как они еще далеко не стали последней надеждой власти справиться с внутриполитической ситуацией. В 1937 г. лейбористы сознавали, что они могут в любой момент могут быть использованы консерваторами как резервная сила для борьбы за истеблишмент, против революции.[1200] Такого же мнения придерживалась и британская служба безопасности («М 15»).[1201] Во всяком случае, доподлинно известно, что джентльмены вроде сэра Арчибальда Синклэра поговаривали о фашистском перевороте.[1202] Несомненно, что движению Освальда Мосли симпатизировало значительное число консерваторов — и в его «Январский клуб» в 1934–1936 гг. вступило около двухсот сторонников этой партии (в том числе лорд Ротермир, лорд Ллойд,[1203] лорд Иддеслей,[1204] посол франкистской Испании, профессор Р. Уилльямс и сэр Чарлз Петри), пусть даже далеко не все из них стали активными членами фашистской партии. Даже крайние антисемиты не отделялись от тори; патриотический экстремизм оставался «в рамках» английской политической системы, поскольку был свойственен британцам. «Мосли потерпел поражение не из-за своих целей, а из-за своих методов», — вспоминал сэр Чарлз Петри в 1950 г.[1205] Мосли не смог пойти дальше из-за британского конформизма, а отнюдь не из-за британского свободолюбия: возглас «хайль» и приветствие поднятой рукой (по-римски) — методы неэффективные в стране, где не принято отличаться от других.

    Однако — во всяком случае, в отношении своих целей — британский фашизм больше основывался на автохтонных британских традициях, нежели на континентальном, европейском фашизме межвоенного периода: и эта закономерность была установлена именно английским исследователем Ричардом Терлоу.[1206] Сэр Освальд Мосли совершенно открыто провозглашал лозунг своих фашистов: «Англия превыше всего» («Britain First»).[1207] Для англичан это утверждение звучало как само собой разумеющееся, это был символ веры; и приверженность этому лозунгу отнюдь не означала фашизма… Альфред Розенберг вообще считал, что сэр Освальд не должен был называть свою партию фашистской (в подражание Муссолини)…[1208] С немецкой стороны Эрнст Нольте по праву задавался вопросом: не ведет ли перенесенная в Германию имперская концепция (более Великой Британии) фюрера английских фашистов Мосли к неизбежному требованию силой завоевать себе жизненное пространство?[1209] Поставить такой вопрос — значит ответить на него утвердительно.

    Вице-президент британской Имперской фашистской лиги Генри Хэмилтон Бимиш не ошибся, заявив в 1937 г., что «великий фюрер Адольф Гитлер в ближайшие пять лет нападет на Россию».[1210] Объявление этого британского фашиста о предстоящем «броске на Остланд» не слишком противоречило надеждам многих представителей лондонского консервативного истеблишмента. Фашисты лишь выражали эти надежды в гораздо более крайних формах, чем было принято у «тори» старого закала. И те и другие считали, что Россию (которую Гитлер рассматривал как «немецкую Индию» и в этом явно стоял «на позициях тори»[1211]) населяют зверолюди, (Против «звероподобных народов» выступал также проповедник христианско-социального империализма Чарлз Кингсли (1819–1875), а в 1924 г. — судебный уполномоченный в провинции Синд Британской Индии и член Верховного суда Бомбея Беннет Кристиан Хантингтон Калкрафт Кеннеди (1871–1935), известный как «Ал. Картхилл».) Согласно заявлению Бимиша от 1937 г., Гитлер поместит половину населения «Остланда» в зоологический сад, а (оставшуюся) половину — в камеры смерти (lethal chamber)…

    В «Британскую имперскую фашистскую лигу», лидер которой высказывал столь благие пожелания, входили также адмирал Дж. Армстронг и граф Глазго (лорд Келберн), которые помогали правительству консерваторов подавить всеобщую стачку 1926 г.[1212] В Большом совете британских фашистов — еще со времен его создания (1923) — преобладали отставные ветераны-военные (не в последнюю очередь из колоний).[1213] Сам Мосли представлял символы английского фашизма как нечто соответствующее «старым добрым британским традициям», а не как подражание фашистам континентальной Европы.[1214] (Действительно, подражателями была как раз другая сторона — и это даже слишком очевидно.) Насколько прав был «leader» английских фашистов в своем тезисе об автохтонной преемственности, подтверждает и современный историк английского фашизма Ричард Терлоу,[1215] говорящий о «фашизме, глубоко уходящем корнями в британскую национальную традицию, которая… интегрировала империалистические и расистские установки». (Из основанного на большом количестве документов заявления Терлоу о том, что «язык и аргументация неофашистов не были чужды сердцу британского консервативного истеблишмента даже в конце 1960-х годов», можно сделать и более далеко идущие выводы.[1216]) Во всяком случае, и в 1939 г. — после того как Невилл Чемберлен (сильно разочаровавшийся в Гитлере) объявил войну Третьему рейху — Британский союз фашистов не был запрещен. А когда — в самый безуспешный для Англии период войны — Мосли все-таки пришлось интернировать, ему предоставили для заключения квартиру из четырех комнат с обслуживающим персоналом (при условии, что он сам будет содержать себя), за здоровьем сэра Освальда Мосли следил личный врач короля. Таким образом, семья Мосли содержалась под арестом в гораздо лучших условиях, чем беженцы из нацистской Германии, включая и немецких антифашистов.

    Британское правительство Чемберлена — с полным правом — видело в Британском союзе фашистов «патриотичную форму [английского] самовыражения».[1217] Ричард Терлоу подчеркивал, что большинство фашистов — включая фюрера, сэра Освальда Мосли — было «английскими патриотами»…[1218] Таким образом, даже оксфордский истеблишмент Англии продолжает считать первым критерием оценки своих фашистов их имперский патриотизм — а отнюдь не отношение фашистов к демократии.

    Верховенство патриотизма над демократией вовсе не было особенностью взглядов сэра Освальда Мосли и его фашистов — этот приоритет был чем-то самим собой разумеющимся для всех англичан. А если фашизм Мосли декларировал намерение «содействовать делу Британской империи любыми… средствами»,[1219] это лишь придавало ему респектабельность (тем более что отцы-основатели фашизма были не озлобленными мелкими буржуа, а настоящими аристократами). Мосли сам вновь и вновь напоминал, что его цели в конечном счете являются частью английской традиции, и что как фашист он стремится к еще более британским целям, чем старейшие движения Англии.[1220] Мосли заявлял, что он является «отпрыском тысячелетней связи британской крови с британской почвой». Биограф сэра Освальда, Дреннан, называл своего лидера «таким английским» и считал его «воплощением английской истории»; влияние же, которое имел Мосли, казалось ему проявлением скрытого импульса фашизма, присущего Англии.[1221]

    В июле 1939 г. на массовом митинге Мосли заявил, что здесь присутствует не меньше 15 000 человек — «максимально возможное число… участников политического собрания в условиях закрытого помещения во всем мире».[1222] А в 1934 г. Мосли отмечал, что в Великобритании дело фашизма «приобретает сторонников быстрее, чем любое другое фашистское движение где-либо в мире».[1223] (Правда, количество членов его Британского союза фашистов всегда оставалось тайной. В 1934 г. министерство внутренних дел оценивало его численность в пределах от четверти миллиона до полумиллиона человек.[1224]) В момент наибольшего успеха на выборах (19 % отданных голосов в трех благосклонно настроенных округах) Мосли ликовал, заявив, что у него процент голосов выше, чем у Гитлера за четыре года до захвата власти.[1225]

    В 1938 г. любому нефашисту уже было трудно выступать в лондонском Ист-энде, поскольку фашисты заглушали его слова криками. Так, в то время там не давали высказаться ни Клементу Эттли из лейбористской партии, ни лидерам либералов. Роль лондонских полицейских сводилась не столько к пресеканию насилия со стороны британских фашистов, сколько к препятствованию деятельности антифашистов.[1226] (Здесь стоит заметить, что в труде 1900 г. «Характер британского народа» полицейских называли «пожалуй, самым замечательным типом англичан, который только можно встретить».) Создавалось впечатление, что полицейские — самые настоящие пособники фашистов, — замечал один депутат от либералов. Британская служба безопасности (М 15) благосклонно относилась к Освальду Мосли в 1930-е гг. и расценивала Британский союз фашистов как патриотическую организацию, а после 1935 г. вообще перестала рассматривать фашистское движение как угрозу. Законопроект же, запрещавший подстрекательство к проявлениям расизма (1936), был отклонен на основании следующего аргумента лорда Уинтертона: «Требование, чтобы ничьи речи не выражали расовых… предрассудков, — абсурд. В этой стране они существуют века. И всегда будут существовать». Даже британские суды в то время поощряли действия фашистов.[1227]

    В целом подъем фашизма происходил с такой головокружительной быстротой, что в 1934 г. лорд Ротермир в своей «Daily Mail» (как еще в 1930 г. — будущий лорд Галифакс) не исключал возможности, что Мосли займет пост премьер-министра.[1228] Если этого и не произошло, то виной тому были вовсе не цели, пропагандируемые Мосли. Ведь его соперники вроде Невилла Чемберлена во внешнеполитическом плане начали проводить такие цели в жизнь. Консерватор Невилл Чемберлен и фашист Мосли совпадали в ориентации на блок четырех: Великобритания, Великогермания, Италия и Франция — при том, что Англия должна была оставаться «страной… вечного лидирования» (по формулировке Мосли).[1229] С одним из предшествующих Чемберленов, Джозефом Чемберленом, империалистом времен англо-бурской войны, Мосли (а в значительной степени и премьер-министра Невилла Чемберлена) связывала концепция (1899), провозглашавшая близость Англии и Германского рейха.[1230] Невилл Чемберлен придерживался этой концепции по прагматическим соображениям, Джозеф Чемберлен — на основании тезиса об их «расовом родстве»,[1231] а Хьюстон Стюарт Чемберлен — исходя из своей расовой идеологии.

    Поэтому Мосли как глава британских фашистов был назван еще и человеком, окончательно сформировавшим кодекс британских традиций — в частности, традиций социал-империализма (восходящих к Джозефу Чемберлену и к Дизраэли).[1232]

    Внешнеполитические концепции Мосли продолжали оставаться на почве британского патриотизма — несмотря на то, что сам Освальд Мосли оказывал предпочтение фашистским диктатурам Европы (даже можно сказать, именно благодаря этому предпочтению). Его Британский союз фашистов совершенно открыто уже с 1935 г. требовал разрыва союза с Францией — в пользу партнерства с гитлеровской Германией. Печатный орган британских фашистов настойчиво призывал к «пониманию» колонизационной экспансии Третьего рейха на соседние восточные земли. Британские фашисты требовали безусловного признания восточноевропейских сфер влияния Гитлера — в качестве столь же легитимных, как Британская империя в качестве сферы влияния Англии: «Пусть Германия будет сильной в Восточной Европе, и пусть Британия будет сильной в своей всемирной империи».[1233] Ведь — как учили еще Томас Карлейль и Хьюстон Чемберлен — право вести собственную политику дают только власть и сила. Таким образом открыто и явственно провозглашался основной принцип Карлейля: «Might is Right», сила — это право. Стабилизация, по мнению Мосли, зависела от сотрудничества великих держав. А такое сотрудничество, естественно, стало бы самым прочным, если бы во всех великих державах к власти пришли фашистские правительства.

    Мосли особенно ценил восхищение Гитлера английским народом и стремление фюрера к партнерству между взаимно дополняющими друг друга государствами — немецкой сухопутной и британской морской державами. Как и Гитлер, Мосли оспаривал предположение, что где-либо в мире британские интересы могут прийти в столкновение с немецкими, и Англия не собиралась мешать Гитлеру напасть на Россию и уничтожить коммунизм.[1234]

    Однако Мосли видел угрозу для Британской империи не только в подрывной коммунистической пропаганде. Вредное влияние на империю якобы оказывал и американский либерализм. Причем именно в случае конфликта Англии с гитлеровской Германией одновременно и русский коммунизм, и американский либерализм стали бы самыми роковыми факторами для судьбы Британской империи. Ведь победа над Третьим рейхом возможна лишь при условии объединения обоих видов антиимпериализма — североамериканского и советского. А эти формы антифашизма подорвут и мощь империи самой Англии.[1235] В этих рассуждениях (кстати, не совсем беспочвенных) фюрера фашистов Британии — опубликованных в 1968 г. — праву народов на самоопределение не отводилось ни малейшей роли.

    Маленькие и слабые нации должны вступать в соглашения с могучими соседями; мелкие государства не вправе препятствовать реконструкции Европы, — утверждал еще в 1934 г. Освальд Мосли. (Немецкий англоман, гитлеровский пророк необходимости завоевания жизненного пространства — Ханс Гримм высказался еще грубее: не следует считаться с «правом малых и мельчайших на собственные капризы…»[1236]) И эти мнения разделяли отнюдь не только явные сторонники фашизма и национал-социализма. В Британии «фашизм влиял на основные течения политического мышления, влиял и даже управлял… «респектабельными» умами в политике. Британский фашизм достиг значительных успехов, потому что многое из того, к чему он апеллировал, являлось частью политических установок того времени».[1237]


    Примечания:



    1

    Кэтрин Марджори, урожд. Рэмзи (1874–1960), жена Джона Джорджа Стюарт-Мэррея, восьмого герцога Атолского. В 1923–1938 гг. член парламента от консервативной партии (в 1924–1929 — парламентский секретарь в министерстве просвещения). В 1938 г. покинула парламент и партию из-за несогласия с ее курсом. В 1944 г. председательствовала в «Английской лиге за свободу Европы». Автор нескольких книг по международным вопросам, в том числе «Прожектор в Испании» (1938).



    11

    Anglo-German Review. II. № 2. 1938. January. P. 51.



    12

    Carlyle, Critical and Miscellaneous Essays, \Ы. V (Boston, 1838), p. 17; Thomas Carlyle, Latter-Day Pamphlets, p. 55. Edition of Michael Goldberg and Jules Seigel (Canadian Federation for the Humanities, 1983), quoted by Chris R. Vanden Bossche, Carlyle and the Search for Authority (Columbus, Ohio, USA, 1991), p. 138, 168; Adolf Hitler, Mein Kampf (Munchen, 1941), p. 479.



    110

    Ibid., S. 17; C. Peter, England und die Englander, S. 226.



    111

    С Peters, Die Grundung von Deutsch-Ostafrika, S. 244; C. Peters, Nationalpolitisches Vermachtnis, S. 46, 32; C. Peter, Gesammelte Werke, Band i (Munchen, 1943), S. 431 nach Schmitt-Egner, Kolonialismus und Faschismus… am deutschen Beispiel (Giessen, 1975), S. 80.



    112

    C. Peters, Die Grundung von Deutsch-Ostafrika, S. 245, 246; Carl Peters and Wilhelm von Kardorff, Die Amtstatigkeit des Kaiser. Kommisars Dr. Carl Peters am Kilimandjaro 1891 (Berlin, 1907), S. 50.



    113

    Reichskolonialamt, Die Behandlung der eingeborenen Bevolkerung in den Kolonialbesitzungen Deutschlands und Englands (Berlin, 1919), S. 68–69.



    114

    Wilfried Westphal, Geschichte der deutschen Kolonien (Munchen, 1984), S. 255.



    115

    Helmut Bley, Kolonialherrschaftund Sozialstrukturin Deutsch-Sudwestafrika (Hamburg, 1968), S. 299, Anm. 339.



    116

    Ibid., S. 249.



    117

    Carl Peters, Nationalpolitisches Vermachtnis, S. 19; vgl. F. J. Schulte-Atthoff. «Rassenmischung im kolonialen System. Deutsche Kolonialpolitik». Historisches Jahrbuch (1985), S. 84.



    118

    John Mackenzie, Imperialism and Popular Culture (1986), pp. 104, 101, quoting Spectator of 19 August 1899.



    119

    Horst Kuhn, Faschistische Kolonialideologie und der Zweite Weltkrieg (Ost-Berlin, 1962), S. 115, zitiert aus Hanswerner Nachrodt, «Kolonialdichtung und kolonialpolitische Schulung, in Deutscher Kolomaldienst, Nr. 11 (1937), S. 19 ff.



    120

    Hans Grimm, Englische Rede. Wie ich den Englander sehe (1938), S. 27.



    121

    Johann Leers, Deutschland — Kolonialpionier Europas (Stuttgart, 1937), S. 71.



    122

    Drascher, Vorherrschaft der weissen Rasse (wie Anm. 4), S. 212.



    123



    1109

    Дреннан Джеймс: псевд., настоящее имя — Аллен Уильям Эдвард Дэвид (1901–1973) — англ. историк и публицист.



    1110

    James Drennan, Der britische Faschismus und sein Ftihrer (Berlin, 1934), S. 217.



    1111

    David Baker, Ideology of Obsession, A. K. Chesterton and British Fascism (1996), p. 169; Sir Oswald Mosley, The Greater Britain (London, 1934), p. 20; Richard Thurlow, Fascism in Britain, A history 1918–1985 (Oxford, 1987), p. 249f.



    1112

    Houston Stewart Chamberlain, Lebenswege meines Denkens (Munchen, 1942), S. 29; Geoffrey G. Field, Houston Stewart Chamberlain: Prophet of Bayreuth (Ann Arbor, Michigan, USA, 1975: University Microfilm), p. xiii, 3f, 481; Peter Stanley, The White Mutiny… in India (New York, 1998), p. 95.



    1113

    Thurlow, Fascism in Britain, p. 249.



    1114

    Colin Cross, Fascists in Britain (New York, 1961), p. 179.



    1115

    A. K. Chesterton, Oswald Mosley. Portrait of a leader (London, 1937), p. 168.



    1116

    Richard Griffiths, Fellow-travellers of the Right. British enthusiasts for Nazi Germany (Oxford, 1983), p. 86.



    1117

    Эйткен Уильям Максуэлл, первый барон Бивербрук — англ. гос. деятель (консерватор, неоднократно занимал министерские посты) и владелец газетного концерна «London express newspapers limited».



    1118

    Thurlow, Fascism in Britain, p. 5, 249, quotes: D. A. Baker, «A. Chesterton. The making of a British Fascist»: Dissertation of the University of Sheffield (1982), p. 268–277, 33 1–334.



    1119

    Thurlow, Fascism in Britain, p. 278–279.



    1120

    Ibid., p. 253.



    1121

    Ibid., p. 249f.



    1122

    Griffiths, Fellow-travellers of the Right, p. 86.



    1123

    Thurlow, Fascism in Britain, p. 53.



    1124

    Colin Cros, Fascists in Britain, p. 98, 61; T. Kushner and K. Lunn, Traditions of Intolerance… race discourse in Britain (Manchester, 1989), p. 151.



    1125

    Уильям Джойс (1906–1945) — натурализованный американец, в 1938 г. получил британский паспорт, потом поступил на геббельсовское радио; в 1945 г. повешен как изменник родины.



    1126

    Ibid., p. 171f, zitiert William Joyce, National Socialism Now (1937); W. A. Rossignol, «Why try Democracy»: Indian Empire Review (April, 1933), quoted in G. C. Webber, Ideology of the British Right (London, 1980), p. 130; Rebecca West, The Meaning of Treason (London 1949/2000), pp. 134f.



    1127

    Drennan, Der britische Faschismus, S. 205.



    1128

    Colin Cross, Fascists in Britain, p. 53.



    1129

    Ibid., p. 29; Sir Oswald Mosley, The Greater Britain (London, 1934), p. 146f.



    1130

    Kincaid, British social life in India, p. 317.



    1131

    Action vom 17. September 1936, cited in: Gisela Lebzelter, Political Antisemitism in England 1918–1939 (Oxford, 1978), p. 97.



    1132

    Hannah Arendt, Elemente und Ursprunge totaler Herrschaft, S. 306f.



    1133

    D. S. Lewis, Mosley, Fascism and British society 1931–1981 (Manchester, 1987), p. 182, quotes: William Joyce, Fascism and India (British Union of Fascists Publication: London, 1935), p. 2.



    1134

    Gisela Lebzelter, «Henry Hamilton Beamish and The Britons», in: Kenneth Lunn & Richard C. Thurlow; British Fascism, Essays on the radical Right in interwar Britain (London, 1980), p. 44f, 48f; Thurlow, Fascism in Britain, p. 10, 5.



    1135

    John Clarice, The Call of the Sword (London, Financial News, 1917), pp. 10–11, 28.



    1136

    The Times (London) of 17. October 1917 and 2. July 1918: Colin Holmes, Antisemitism in British society 1876–1939 (London, 1979), p. 139, cited in: G. R. Searle, Corruption in British Politics 1895–1930 (Oxford, 1987), p. 247–248; Lebzelter, «Henry Hamilton Beamish and The Britons», in: Kenneth Lunn & Richard C. Thurlow; British Fascism. Essays on the radical Right in interwar Britain (London, 1980), p. 50.



    1137

    Searle, Corruption in British Politics, p. 336ff, 345.



    1138

    Kenneth Lunn & R, Thurlow, British Fascism. An essay on the radical Right in interwar Britain (London, 1980), p. 42, 10; Lebzelter, «Henry Hamilton Beamish and The Britons», in: Kenneth Lunn & Richard C. Thurlow; ibid, p. 65; Lebzelter, Politial Antisemitism in England 1918–1939 (Oxford, 1978), p. 58, 188, quotes: «Jewry uber alles», in: Hidden Hand, I, Nr. 3 (April 1920); II, Nr. 3 (April 1921), p. 1.



    1139

    Lebzelter, ibid., p. 52, 54; Colin Cross, Fascists in Britain, p. 120, 125; Barry A. Kosmin, Colonial Careers for marginal fascists. Portrait of Hamilton Beamish: Wiener Library Bulletin, XXVII, No. 30/31 (London, 1973/74), pp. 17–18, 22f.



    1140



    1141

    Missed footnotetext



    1142

    Hans Grimm, Heynade und England, S. 103; Thurlow, Fascism in Britain, p. 49.



    1143

    Gisela C. Lebzelter, «Antisemitism — a focal point for the British radical Right»: Paul Kennedy & A. Nicholls (Hrsg.), Nationalist and racialist movements in Britain before 1914 (Oxford, 1981), p. 97, 99.



    1144

    G. C. Webber, Ideology of the British Right, 1918–1939 (London, 1980), pp. 58, 69.



    1145

    Robert Wilton, in: The Times (London) of 8. May 1920, p. 24; Victor Marsden, The Cause of World Unrest (London, 1920), p. 190–194, cited in: Norman Cohn, Histoire d'unemyth. La conspirationjuive et le Protocoll des Sages de Sion (Paris, 1967),S. 154f and in Walter Laqueur, Russia and Germany (London, 1965), p. 311–314.



    1146

    Lebzelter, Political Antisemitism in England 1918–1939 (Oxford, 1978), p. 21, 182 (David Casaroni, «Joynson-Hicks and the radical Right in England after the first World War»).



    1147

    Illustrated Sunday Herald of 8. February 1920: «Zionism versus Bolshevism», cited in: Lebzelter, «Antisemitism — a focal point for the British radical Right»: Paul Kennedy & A. Nicholls (Editor), Nationalist and racialist movements in Britain before 1914 (Oxford, 1981), p. 99ff; Sherman Kadish, Bolsheviks and British Jews (London, 1992), pp. 135, 140f.



    1148

    Thurlow, Fascism in Britain, S. 25,49; Wilhelm Dibelius, England, Halbband I (Leipzig, 1929), S. 418.



    1149

    Lebzelter, «Antisemitism — a focal point for the British radical Right»: Paul Kennedy & A. Nicholls (Hrsg.), Nationalist and racialist movements in Britain before 1914 (Oxford, 1981), p. 98.



    1150

    Griffiths, Fellow-travellers of the Right, p. 65f.



    1151

    Ibid., p. 61.



    1152

    Arnold Leese, Out of Step (Hollywood, 1951), p. 49; Colin Cross, Fascists in Britain, p. 152; Th. Linehan, British Fascism, 1918–1939. Parties, ideology, culture (Manchester, 2000), pp. 52ff.



    1153

    Gothic Ripples, Nr. 96 (14. Januar 1953), p. 4, cited in: John Morell, «Arnold Leese and the Imperial Fascist League. The impact of racial Fascism: Lunn & Thurlow, British Fascism. An essay on the radical Right in interwar Britain (London, 1980), p. 64.



    1154

    The Fascist, Nr. 29 (October 1931), p. 1; Nr. 81 (February 1936), p. 1; Gothic Ripples; Nr. 13 (21. March 1946), p. 1; Nr. 33 (18. January 1948), p. 1–2, quoted in: Robert Skidelsky, «Reflections on British Fascism»: Lunn & Thurlow, British Fascism. An essay on the radical Right in interwar Britain (London, 1980), p. 84.



    1155

    Ibid., p. 70–73, 85 with reference to The Fascist, Nr. 31(December 1931); Nr. 67 (Dezember 1934), p. 1; Nr. 84 (May 1936), p. 2.



    1156

    Thurlow, Fascism in Britain, p. 71.



    1157

    Ibid., p. 153.



    1158

    С. M. Trevelyan, History of England, Band I (Garden City, USA, 1952), p. 252; W. R. W. Stephens (Editor), Life and Letters of Edward Freeman, Vol. II (London, 1895), p. 428: Letter from Oxford of 8. February, 1891.



    1159

    Colin Cross, Fascists in Britain, p. 153; Th. Linehan, British Fascism, 1918–1939. p. 54.



    1160

    Arnold Leese, Out of Step (Hollywood, 1951), p. 49.



    1161

    Th. Linehan, British Fascism, 1918–1939, pp. 48f; Roland N. Stromberg, Redemption by War, The intellectuals and 1914 (Lawrence, Kansas, USA, 1982), p. 88; Hanswerner Nachrodt, «Kolonialdichtung und Kolonialpolitische Schulung», in: Deutscher Kolonialdienst, Nr. 17 (1937), S. 19ff, angefuhrt bei Horst Kuhn, Faschistische Kolonialideologie und der Zweite Weltkrieg (Berlin Ost, 1962), S. 115; Kipling (wie Anm. 776), S. 138, 154f, 156, 160.



    1162

    Rudyard Kipling, Something of Myself (London, 1951), pp. 154, 157, 103, 119f, 132; R. Thurston Hopkins, Rudyard Kipling's World (London, 1925), pp. 64f; Harold Orel, «Kipling and Masculinity», in: Raphael Samuel (Editor), Patriotism. Making and unmaking of British national identity, Vol. Ill (London, 1989), p. 215; Hans Grimm, «Geistige Begegnung mit Rudyard Kipling», in: Das Innere Reich, Oktober/Marz 1935/ 36, S. 1458, 1465.



    1163

    Francis Selwyn, Hitler's Englishman. The crime of Lord Haw-Haw (London, 1987), p. 86–87, 195.



    1164

    Thomas Carlyle, Latter-Day Pamphlets… (1850) (London, 1911), p. 187, 191: «Parliaments».



    1165

    Selwyn, Hitler's Englishman, p. 91; cf. John Alfred Cole, Lord Haw-Haw and William Joyce (London, 1964), pp. 80, 87.



    1166

    Ernst Nolte, Krise des liberalen Systems un die faschistischen Bewegungen (Munchen, 1968), S. 383.



    1167

    Lunn & Thurlow, British Fascism, p. 42.



    1168

    По-видимому, Эдуард писал Гитлеру и после объявления войны; Эдуарда подозревали в том, что он сообщил немецкому агенту данные о французских укреплениях, и тем самым способствовал поражению союзницы Британии — Франции в 1940 г. (прим. автора).



    1169

    Martin Allen, 1940. So wollte der Herzog von Windsor den Frieden retten (2001); Griffiths, Fellow-travellers of the Right, p. 241, quotes Robert Bruce Lockhard, Diary 1915–1938 (London, 1973), entry of 13. July 1933.



    1170

    Colin Cross, Fascists in Britain, p. 165.



    1171

    Ibid., p. 102.



    1172

    James Drennan, Der britische Faschismus und sein Fuhrer, S. 217.



    1173

    Ibid., S. 229f.



    1174

    Thurlow, Fascism in Britain, p. 12; Kushnerand Lunn, Traditions of Intolerance, Historical Perspectives on Fascism and Race discourse in Britain (Manchester, 1869), p. 152.



    1175

    Philip Rees, «Changing interpretations of British Fascism», in: Lunn & Thurlow, British Fascism, p. 199, quotes Robert Skidelsky, Oswald Mosley (1975).



    1176

    Thurlow, Fascism in Britain, p. 13.



    1177

    Paul Hayes, «The contribution of British intellectuals to Fascism, in: Lunn & Thurlow, British Fascism, p. 168–186.



    1178

    Thurlow, Fascism in Britain, p. 20.



    1179

    V. Kiernan, Lords of Humankind in the Imperial Age (London, 1969), p. 325fT.



    1180

    H. R. Knickerbocker, Die Schwarzhemden in England (Berlin, 1934), S. 15; Oswald Mosley, My Life (London, 1968), p. 319.



    1181

    Хармсуорт Гарольд Сидни, первый виконт Ротермир (1868–1940) — владелец газетного концерна «Associated newspapers limited».



    1182

    Стаффорд Криппс (1889–1952) — англ. полит, и гос. деятель, левый лейборист.



    1183

    Ernst Nolte, Krise des liberalen Systems, S. 338; Wilhelm Dibelius, England, Halbband I (Leipzig, 1929), S. 418.



    1184

    Colin Cros, Fascists in Britain, p. 96, 117.



    1185

    Ibid., p. 97.



    1186

    Thurlow, p. 51; Rebecca West, Meaning of Treason (London, 1949/2000), pp. 77f.



    1187

    Cf. Mack, Public Schools, p. 404; Carl Peters, Vermachtnis, p. 4.



    1188

    Colin Cross, Fascists in Britain, p. 57f.



    1189

    Ibid., p. 62; Kusherand Lunn, Traditions of Intolerance, pp. 142, 163f, 170; Linehan, pp. 48f.



    1190

    Филип Альберт Густав Дэвид, третий баронет Сэссун (1888–1939) — англ. полит, и гос, деятель.



    1191

    Colin Cross, p. 60.



    1192

    Ibid., p. 59.



    1193

    Ibid., p. 100, I14f, quotes: The Times (London) of 9. January 1934.



    1194

    Selwyn, Hitler's Englishman, p. 39.



    1195

    Oswald Mosley, The Greater Britain (London, 1934), p. 27, 51, 53.



    1196

    Nancy Mitford, Wigs on the Green (1935), quoted in: Colin Cross, Fascists in Britain, p. 177.



    1197

    Политическая полиция Муссолини обычно заставляла противников фашизма в концлагерях пить касторовое масло (вплоть до целого литра) — и потом стоять навытяжку (прим. автора).



    1198

    Fight with shell and bullet
    Fight with castor oil…
    Fight the loathly pacifist
    Fight the junket breast,
    Make them feel the Jackshirt's fist
    Make them howl for rest.
    Onward, Union Jackshirt
    Foreigners you'll whack.
    Fight and die for England
    And the Union Jack.


    1199

    James Drennan, Der britische Faschismus und sein Fuhrer (Berlin, 1934), S. 229; G. D. H. Cole & M. I. Cole, The Condition of Britain (London, 1937), p. 436.



    1200

    John Stevenson, «The British Union of Fascist, the Metropolitan Police and the public order»: Lunn & Thurlow, British Fascism, p. 137; Otto-Ernst Schuddekopf, Revolutions of our time: Fascism (New York, 1973), p. 188; R. West, Meaning of Treason, p. 75.



    1201

    Mike Cronin, The Failure of British Fascism. The far Right and the fight for political recognition (New York, 1996), pp. 30f.



    1202

    D. Cannadine, Decline and Fall of the British Aristocracy (1999), p. 546.



    1203

    Генри Амброз, первый барон Ллойд (1879–1941).



    1204

    Норткот Генри Стаффорд Лоуренс, третий граф Иддеслей (1901–1970).



    1205

    Colin Cross, British Fascists, p. 101.



    1206

    Thurlow, p. 6.



    1207

    James Drennan, Der britische Faschismu, S. 195.



    1208

    Alfred Rosenberg, Grossdeutschland. Traum oder Tragodie. Hrsg. von H. Hartle (Munchen, 1970), S. 80.



    1209

    Ernst Nolte, Die Krise des liberalen Systems, S. 340.



    1210

    Thurlow, Fascism in Berlin, p. 74.



    1211

    Ibid., p. 74.



    1212

    Griffiths, Fellow-travellers of the Right, p. 87–88.



    1213

    Thurlow, Fascism in Britain, p. 51.



    1214

    Ibid., p. 135.



    1215

    Ibid., p. 146.



    1216

    Ibid., p. 276.



    1217

    Ibid., p. 118; Skidelsky, pp. 118, 226, 198f, 461; A. Marwick, The Home Front… and the Second World War (London, 1976), pp. 36f; David Baker, Ideology of Obsession. A. K. Chesterton and British Fascism (1996), p. 193; Richard Griffiths, Patriotism perverted. Captain Ramsay, the Right Club and British Antisemitism, 1939–1940 (London, 1998), pp. 113f,207.



    1218

    Thurlow, Fascism in Britain, p. 249.



    1219

    A. K. Chesterton, Mosley. Geschichte und Programm des britischen Faschismus (Leipzig, 1937), S. 29.



    1220

    Oswald Mosley, The Greater Britain (London, 1934), p. 20; R. Skidelsky, p. 455.



    1221

    A. k. Chesterton, Mosley. Geschichte und Programm desbritischen Faschismus (Leipzig, 1937), S. 258; James Drennan, Der britische Faschismus und sein Fuhrer (Berlin, 1937), S. lOf, 219.



    1222

    Colin Cross, Fascists in Britain, p. 189.



    1223

    Mosley, The Greater Britain, p. xi.



    1224

    Lebzelter, Political Antisemitism in England 1918–1939 (Oxford, 1978), p. 108.



    1225

    Colin Cross, Fascists in Britain, p. 167.



    1226

    Colin Cross, S. 15, 99, 1301T.



    1227

    Richard Thurlow, Fascism in Britain (New York, 1987); Lebzelter, Political Antisemitism in England 1918–1939 (Oxford, 1978), p. 117f, 121f, 128, 131, 135 with reference to Record of sessions of House of Commons of 10. July and 26. November 1936: Hansard, 5th Series, CCCXIV, 15–75 und CCCXVIII, 640; N. C. Macnamara, Origin and character of the British People (London, 1900), p. 231f; R. West, Meaning of Treason, p. 68f; K. Ewing and C. Gearty, The Struggle for Civil Libertees… in Britain (New York, 2000), pp. 35, 173, 275f, 299, 301, 329.



    1228

    Colin Cross, pp. 15, 99, 130ff.



    1229

    Sir Oswald Mosley, My life (London, 1968), p. 388, 396.



    1230

    W. Mock, «The function of Race in Imperialist ideology. The example of Joseph Chamberlain», in: P. Kennedy & A. Nicholls (Editor), Nationalist and racialist movements in Britain before 1914 (Oxford, 1981), p. 193.



    1231

    G. R. Searle, The Quest for National Efficiency (Oxford, 1971), p. 95.



    1232

    Robert Skidelsky, Oswald Mosley (London, 1935), pp. 45, 658f; Skidelsky, Fascism (London, 1973), without page reference, cited in: Philip Rees, «Changing interpretations of British Fascism», in: Lunn & Thurlow, British Fascism, p. 199.



    1233

    D. S. Lewis, Illusion of grandeur. Mosley, Fascism and British society (Manchester, 1987), p. 200f, quotes: Action of 25. March 1939, S. 1; Cross, Fascists in Britain, p. 182f.



    1234

    Oswald Mosley, The Greater Britain, p. 152f; Mosley, My Life (London, 1968), p. 364f.



    1235

    Mosley, My Life, p. 394.



    1236

    Gollin, Proconsul, pp. 538f, 550f, 557; J. Drennan (Pseudonym von W. E. D. Allen), «Why not Drang nach Osten?»: British Union of Fascists Quarterly, I, Nr. 4 (Oktober-Dezember 1938), p. 16–27, quoted in: D. S. Lewis, S. 186; Mosley, The Greater Britain, p. 152f; Hans Grimm, Englische Rede, Wie ich den Englander sehe (Gutersloh, 1938), S. 17; Oswald Mosley, The Greater Britain, pp. 152f.



    1237

    Mike Cronin, Failure of British Fascism, The far Right and the fight for political recognition (New York, 1996), p. 8.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх