• Предисловие
  • Епископ Кассиан



    Христос и первое христианское Поколение

    Содержание:


    Предисловие.

    Часть I. Евангельская История.

    I. Предварительные Замечания.

    Начало Евангельской Истории.

    1. Рождество и Детство. 2. Крещение и Искушение.

    III. Общественное Служение Христово.

    1. Галилейский Период Евангельской Истории. Благовестие. Ученики и Внешняя Среда. 2. Явление Мессии. 3. Путь на Страсти. Течение Событий (История Фактическая). Учение Христово во Время Пути.

    IV. Страсти и Воскресение.

    1. Вход Господень в Иерусалим. 2. В Иерусалиме Перед Страстями. 3. Синедрион и Иуда. 4. Последняя Вечеря. 5. Гефсимания. 6. Суд у первосвященников. У Пилата. 7. Распятие и Погребение. 8. Воскресение и Вознесение. V. Выводы.

    Часть II. История Апостольского Века.

    I. Предварительные Замечания.

    1. Источники Истории Апостольского Века. 2. Деление Истории Апостольского Века.

    II. Первый Период Истории Апостольского Века.

    1. Состав Церкви. 2. Пятидесятница. 3. Жизнь Церкви во Святом Духе. 4. Апостольская Проповедь. 5. Строй Церкви. 6. Церковь и внешняя иудейская среда. 7. Общая Характеристика Периода.

    III. Второй Период Истории Апостольского Века.

    1. Дело Стефана. 2. Распространение Благовестия в Палестине и Сирии. 3. Обращение Савла. 4. Иерусалимский Центр.

    IV. Третий Период Истории Апостольского Века.

    1. Служение Ап. Павла. Общие Замечания. Первое Путешествие Ап. Павла. Иудейская Проблема. Второе Путешествие Ап. Павла. Третье Путешествие Ап. Павла. Узы Ап. Павла. Последние Годы Ап. Павла.

    2. Области Христианского Мира. Общие Замечания.

    Иерусалим. Антиохия. Рим.

    3. Письменные Памятники Третьего Периода Истории Апостольского Века.

    А. Послания Ап. Павла. Послания К Фессалоникийцам. Послания к Коринфянам. Общие Сведения. Первое Послание к Коринфянам. Коринфская Смута. Второе Послание К Коринфянам. Послание к Галатам. Послание к Римлянам. Послания из Уз. Общие Сведения. Послание к Филиппийцам. Послание к Колоссянам. Послание к Ефесянам. Послание к Филимону. Пастырские Послания. Общие Сведения. Послание к Титу. Первое Послание к Тимофею. Второе Послание к Тимофею. Б. Послание К Евреям. Историческая Проблема Послания к Евреям. Содержание Послания к Евреям. Богословская Проблема послания к Евреям. В. Письменные Памятники Иерусалимской Церкви. Внутреннее Состояние Иерусалимской Церкви в Шестидесятые Годы. Послание Иакова. Евангелие от Матфея. 4. Конец Иудеохристианства.

    V. Четвертый Период Истории Апостольского Века.

    1. Общие Сведения. 2. Рим. Римская Церковь в Шестидесятые Годы. Первое Послание Ап. Петра. Второе Послание Ап. Петра. Послание Иуды. Евангелие от Марка. 3. Писания Луки. Происхождение Евангелия от Луки и Книги Деяний. Евангелие от Луки. Книга Деяний. Значение Писаний Луки. 4. Ефес Церковь Ефесская в Конце I-го Века. Апостол Иоанн. Место Иоанновых Писаний в Истории Новозаветного Откровения. Апокалипсис. Евангелие от Иоанна. Три Послания Ап. Иоанна. Влияние Ефесского Центра.

    Сокращения.


    Исчерпывающее историческое введение в эпоху первохристианства, составленное на основании строго проверенных и научно обоснованных данных и источников видного богослова современности епископа Кассиана (1892-1965).


    Епископ Кассиан родился в Петербурге 29 февраля 1892 года, где окончил историческое отделение Университета при проф. Гревсе. Преподавал после Революции в Православном Богословском институте в Петрограде. В 1922 эмигрировал сначала в Белград, затем в Париж, где с 1925 стал профессором Св. Сергиевского Богословского института, а с 1947, после посвящения во епископы, его ректором. Видный участник Русского Студенческого Христианского Движения, принял монашество в 1932, все время войны прожил на Афоне. Прекрасный знаток древних языков, епископ Кассиан посвятил всю свою жизнь изучению Нового Завета. Был председателем комиссии по новому переводу Четвероевангелия. Умер 4 февраля 1965 года в Париже.

    Предисловие

    В основе этой книги лежит курс лекций, читавшихся студентам Православного Богословского Института в Париже, начиная с 1935-1936-го учебного года. Необходимость этого курса была указана жизнью. Научный курс Священного Писания Нового Завета, включавший Введение в изучение новозаветных книг и их толкование, был рассчитан на четыре года академического преподавания и давал законченное знание Нового Завета только к концу этого периода. Неудобство этого порядка заключалось в том, что преподавание Истории Древней Церкви и таких богословских наук, как Богословие Догматическое и Нравственное, Патрология, Литургика и т. д., неизбежно отправляющееся от Священного Писания, — в частности и в особенности, от Нового Завета, — фактически наталкивалось на незнакомство студентов с основными положениями библейской науки в тех ее частях, прохождение которых было отнесено к последним годам академического курса. Для устранения этого неудобства и было введено на первом курсе Богословского Института элементарное преподавание Библейской Истории Нового Завета.

    Фактическое содержание преподавания определялось потребностями жизни. Оно, естественно, обнимало Историю Евангельскую и Историю Апостольского Века. При этом, не останавливаясь на подробностях, которые продолжали составлять часть научного курса Нового Завета, элементарный курс Библейской Истории давал не столько историю в собственном смысле, сколько путеводные нити к чтению новозаветных книг, в свете истории. В Истории Евангельской я старался поставить перед своими слушателями ее основные вехи и показать им исходные точки евангельского учения и его последовательное раскрытие. На своих лекциях я называл студентам те евангельские отрывки, с которыми им следовало знакомиться для того, чтобы; успешно следить за преподаванием. Моею целью было помочь им разобраться в евангельском материале. Это же касалось и Истории Апостольского Века. Я не считал целесообразным пересказывать им те части Книги Деяний, которые не нуждались в нарочитом толковании и могли быть прочитаны самими студентами в указанном мною порядке и с соответствующими дополнениями из Апостольских Посланий. Моя задача и во второй части курса заключалась в постановке вех и направлении чтения. При этом, история развития христианского учения на протяжении Апостольского Века, охватывающего период времени не менее семидесяти лет, неизбежно привлекала к себе преимущественное внимание. Она-то и давала те элементы, от отсутствия которых страдало наше академическое преподавание. Учение это, в своем последовательном развитии, дошло до нас в тех двадцати семи книгах, которые обнимаются понятием Священного Писания Нового Завета. Возникши в истории, они являются, в одно и то же время, и фактами истории и ее факторами. Суммируя апостольское учение, они представляют для нас исторический источник первостепенной важности, а для последующих поколений они были исходною точкою христианского духовного опыта, христианской мысли и христианской жизни. Совершенно естественно поэтому, что общее знакомство с новозаветными книгами, их происхождением и основным содержанием или хотя бы с их характерными особенностями составляло необходимую часть Истории Апостольского Века в том ее элементарном построении, которое было предметом моего академического курса, и которому посвящена предлагаемая книга.

    Надо сказать, что задача, поставленная жизнью, выдержала испытание жизни. При всех несовершенствах этого курса, он дал нашим студентам то новозаветное основание для прохождения основных дисциплин академического преподавания, которого они были лишены в прошлом. К концу 1938-1939-го учебного года лекции, существовавшие дотоле в конспекте, были положены мною на бумагу, и во время моего долгого отсутствия в годы войны студенты продолжали знакомиться по ним с основными элементами новозаветной науки.

    Из сказанного вытекает, что мы можем искать в этом курсе, и чего мы от него не в праве ожидать. Курс этот есть элементарный учебник. В таком своем значении он не должен вводить читателя в лабораторию исторического исследования. Он сознательно не дает и библиографии предмета. Конечно, проводимое автором построение Библейской Истории Нового Завета имеет для него убедительность проверенного научного знания. За многими его положениями стоят собственные исследования автора. Но положения эти излагаются в догматической форме. Их доказательство не входит в задачу автора. Мало того, автор далек от мысли сказать последнее слово. В целом ряде точек он склонен допускать, что научное исследование приведет и его самого к пересмотру излагаемых в этом курсе тезисов. Готовя курс к печати, он переписал некоторые его части наново: изложение 1939-го года его уже не удовлетворяло. Это — первое. Во-вторых, поскольку предлагаемая книга есть не столько история земного служения Христова и апостольского христианства, сколько пособие к чтению Нового Завета в свете истории, автор сознательно оставил в стороне вопрос о подготовке христианства в иудействе и в язычестве. Параграфы о современном Христу иудействе, в разрезе социально-политическом и религиозно-культурном, и о состоянии языческого мира, о государственном строе Римской империи, о потрясавшем ее организм социальном брожении, о ее религиозном синкретизме и императорском культе в этой книге просто отсутствуют.

    Конечно, и учебник имеет автора. Как бы я ни воздерживался от субъективных оценок, я не мог не наложить и на учебник печати своего понимания новозаветной истории и новозаветного учения в его историческом развитии. Но я старался давать то, что, в большей или меньшей степени, может рассчитывать на общее призвание науки, и буду счастлив, если этот курс, оказавшийся полезным для наших студентов, сослужит свою службу и более широкому кругу читателей.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх