• 2.1. О ДАТЕ НАПИСАНИЯ «АЛЬМАГЕСТА» ПТОЛЕМЕЯ
  • 2.2. ЗВЕЗДНЫЕ КАРТЫ «АЛЬМАГЕСТА»
  • 2.3. О СКАЧКАХ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕЙ АСТРОНОМИИ
  • 2.4. СКАЧОК ПАРАМЕТРА D" И ПРОБЛЕМЫ С ДАТИРОВКОЙ ДРЕВНИХ ЗАТМЕНИЙ
  • 2.5. СДВИГ АНТИЧНЫХ ГОРОСКОПОВ В СРЕДНИЕ ВЕКА
  • 2.6. АСТРОНОМИЧЕСКАЯ СУТЬ АПОКАЛИПСИСА
  • 2. АСТРОНОМИЯ КАК ОСНОВА ХРОНОЛОГИИ

    2.1. О ДАТЕ НАПИСАНИЯ «АЛЬМАГЕСТА» ПТОЛЕМЕЯ

    Птолемей (якобы II век н. э.) считается основателем астрономической науки, а его «Альмагест» (Великое Творение) — бессмертным памятником античной науки. Однако, по мнению известного современного астронома Р. Ньютона, величайшим астрономом античности Птолемей не является, но он является еще более необычной фигурой: он самый удачливый обманщик в истории науки. Применение метода В.В. Калашникова, Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко к каталогу «Альмагеста» показало, что интервал возможных датировок каталога — от 600 года н. э. до 1300 года н. э. В любом случае каталог «Альмагеста» не мог быть составлен во II в. н. э., куда его относит скалигеровская хронология.

    Птолемей (якобы II в. н. э.) вместе с Гиппархом считается основателем астрономической науки, а его «Альмагест» (Великое Творение) — бессмертным памятником античной науки. Одна из важнейших частей «Альмагеста» — каталог звезд, содержащий около 1000 звезд, с указанием их эклиптикальных широт и долгот (рис. 2–1). Напомним, что эклиптика — это большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца. Высказывалось мнение, что каталог «Альмагеста» был сперва составлен в естественных экваториальных координатах, как и современные каталоги. И лишь затем путем пересчета был преобразован в каталог с эклиптикальными координатами. Эклиптикальные координаты считались средневековыми астрономами «вечными», то есть такими, в которых широты не меняются со временем, а долготы равномерно возрастают вследствие прецессии. Когда было обнаружено, что эклиптикальные координаты также подвержены сложным изменениям, их преимущество было развенчано.


    Рис. 2–1. 48 созвездий, указанных в «Альмагесте».


    Исследованию «Альмагеста» посвящены десятки современных работ разных авторов. Выводы, полученные Робертом Ньютоном, оказались весьма неожиданными. По его мнению, многие данные, собранные в «Альмагесте», кем-то фальсифицированы. Следовательно, нуждаются в коренном пересмотре многие устоявшиеся представления о месте и роли «Альмагеста» в истории науки. Следует отметить, что Р. Ньютон, по-видимому, не был знаком с существенно более ранними работами Н.А. Морозова на эту тему. Во всяком случае, в работах Р. Ньютона нет ссылок на исследования Н.А. Морозова. При этом Р. Ньютон ни в коей мере не сомневается в том, что «Альмагест» составлен около начала н. э., поскольку, будучи астрономом, Р. Ньютон полностью доверял традиционной хронологии.

    Выводы Р. Ньютона звучат так:

    1. Астрономическая обстановка на реальном небе около начала н. э. не соответствует астрономическому материалу, включенному в «Альмагест».

    2. Имеющийся сегодня в нашем распоряжении «Альмагест» содержит не непосредственно наблюдавшиеся астрономические явления, а результат теоретических расчетов, выполненных на основе теоретических моделей. Затем эти теоретические вычисления были вписаны в «Альмагест» как якобы реальные астрономические наблюдения. Это — по мнению Р. Ньютона — подлог.

    3. «Альмагест» не мог быть составлен в 137 году н. э., на чем настаивает традиционная хронология.

    4. Следовательно, «Альмагест» был составлен в какую-то другую эпоху и нуждается в передатировке. Сам Р. Ньютон предлагал удревнить «Альмагест» на эпоху Гиппарха.

    5. В «Альмагесте» сказано, что наблюдения были выполнены в эпоху правления римского императора Антонина Пия. Традиционная хронология относит правление этого императора к 138–161 гг. н. э. Следовательно, считает Р. Ньютон, отсюда автоматически вытекает, что автор «Альмагеста» (кто бы он ни был) заведомо лжет, поскольку эти «личные наблюдения» никоим образом не отвечают реальной астрономической обстановке II века н. э.

    Р. Ньютон не ставил вопроса — можно ли указать такую историческую эпоху (быть может, значительно, скажем, на несколько сотен лет отличающуюся от скалигеровской датировки «Альмагеста»), помещение в которую «Альмагеста» снимает все эти проблемы или по крайней мере большинство из них. Как мы увидим, попытка Р. Ньютона снять хотя бы некоторые противоречия путем «опускания» «Альмагеста» в эпоху Гиппарха к успеху не приводит.

    В.В. Калашников, Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко проверили вычисления Р. Ньютона и убедились в их надежности и правильности. Роберт Ньютон сформулировал свой вывод об «Альмагесте» следующими словами: «В этой книге рассказана история преступления по отношению к науке… Я имею в виду преступление, совершенное ученым против своих коллег-ученых и учеников, предательство этики и чистоты своей профессии, преступление, которое навсегда лишило человечество основополагающей информации, относящейся к важнейшим областям астрономии и истории».

    Завершает свою книгу Р. Ньютон так: «Окончательные итоги: все собственные наблюдения Птолемея, которыми он пользуется в «Синтаксисе» (то есть в «Альмагесте». — В. Н.), насколько их можно было проверить, оказались подделкой. Многие наблюдения, приписанные другим астрономам, также часть обмана, совершенного Птолемеем… Само существование «Синтаксиса» привело к тому, что для нас потеряны многие подлинные труды греческих астрономов. А вместо этого мы получили в наследство лишь одну модель, да и то еще вопрос, принадлежит ли этот вклад в астрономию самому Птолемею… Становится ясно, что никакое утверждение Птолемея не может быть принято, если только оно не подтверждено авторами, полностью независимыми от Птолемея. Все исследования — в истории ли, астрономии ли, — основанные на «Синтаксисе», надо переделать заново. Я не знаю, что могут подумать другие, но для меня существует лишь одна окончательная оценка: «Синтаксис» нанес астрономии больше вреда, чем любая другая когда-либо написанная работа, и было бы намного лучше для астрономии, если бы этой книги вообще не существовало. Таким образом, величайшим астрономом античности Птолемей не является, но он является еще более необычной фигурой: он самый удачливый обманщик в истории науки».

    О. Нейгебауэр писал: «Большая часть рукописей, на которых основано наше знание греческой науки, — это византийские списки, изготовленные через 500 — 1500 лет после смерти их авторов» (Точные науки в древности. М., 1968, с. 69).

    Здесь следует рассказать о результатах большого статистического исследования каталога «Альмагеста», выполненного В.В. Калашниковым, Г.В. Носовским и А.Т. Фоменко в 1986–1988 годах. Эти результаты были опубликованы в нескольких научных статьях и книге, специально посвященной геометрическим, статистическим и точностным свойствам звездного каталога «Альмагеста» и его частей. Предполагалось, что координаты звезд измерялись с помощью армиллярной сферы. Это — стандартный средневековый и «античный» инструмент (рис. 2–2, 2–3).


    Рис. 2–3. Общая схема армиллярной сферы.




    Рис. 2–3. Армиллярная сфера, принадлежавшая Тихо Браге (1546–1601) в 1598 г.


    Естественной представляется попытка датировать каталог следующим образом. Рассмотрим какой-либо год и найдем при помощи компьютера точное значение координат звезд из каталога «Альмагеста» на этот год. Такой расчет сегодня можно выполнить с большой точностью, если использовать данные современной астрометрии и параметры собственных движений звезд. После этого необходимо сравнить найденные координаты с координатами, записанными в каталоге. Те годы, в которые между указанными координатами будет наилучшее согласие, и являются вероятными датами составления каталога. Суть работы, таким образом, заключается в сопоставлении истинных координат и координат звезд из каталога «Альмагеста».

    Основная проблема, которую пришлось преодолевать в исследовании, состоит в том, что координаты звезд «Альмагеста» содержат ошибки, и часто весьма значительные. Цена деления каталога составляет 10 дуговых минут, но его реальная точность ниже. Чтобы понять, много это или мало, следует отметить, что наиболее быстрые звезды проходят такое расстояние за 350–400 лет. В результате лишь с помощью серьезных математических и астрометрических методик удается оценить дату составления каталога с точностью до сотен лет. Тем не менее и такая точность позволила получить сенсационные результаты.

    В целом же В.В. Калашников, Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко сумели радикально изменить подход к проблеме датировки «Альмагеста». Им удалось разработать новый независимый метод датировки звездных каталогов, и не только «Альмагеста». Метод, основанный на геометрическом и статистическом анализе каталога, а также собственных движений звезд и их конфигураций, дал следующие результаты:

    1. Для звезд из каталога «Альмагеста» обнаружена систематическая ошибка угла поворота. Эта ошибка уверенно вычисляется для совокупностей, содержащих большую часть северных и зодиакальных звезд каталога. Данная ошибка может быть обнаружена методом наименьших квадратов. Значение систематической ошибки представляет собой угол поворота эклиптики относительно ее истинного положения в году t при условии, что каталог составлен в году t. Для величины ошибки находится также доверительный интервал, смысл которого следующий. Истинное значение систематической ошибки лежит в этом интервале с вероятностью не меньше р. В исследовании было принято значение р = 0,998. Итогом является построение кривой систематической ошибки и соответствующей доверительной полосы (рис. 2–4).

    Рис. 2–4. Кривая, представляющая угол поворота эклиптики относительно ее истинного положения в году I при условии, что каталог составлен в году t.


    2. Проведенный статистический анализ позволяет утверждать: гипотеза о том, что в каталоге «Альмагеста» присутствует единая систематическая ошибка, не может быть отвергнута. Именно доверительные области для найденных значений систематической ошибки для всех рассмотренных совокупностей звезд — как больших, так и малых, — имеют непустое пересечение, содержащее значения систематической ошибки, определенные для совокупностей звезд.

    3. Проведенный анализ подтвердил, что в совокупностях звезд после компенсации систематической ошибки более половины звезд оказываются измеренными с широтной невязкой менее 10'. Тем самым выясняется, что претензии составителя каталога «Альмагеста» на точность в 10 минут состоятельны.

    Перейдем теперь к датировке каталога «Альмагеста». Проведенный анализ систематических ошибок позволил сделать вывод, что некоторые части неба в каталоге «Альмагеста» измерены наиболее точно. Особенно тщательно измерялись именные звезды. Это — Арктур, Спика, Процион, Аселли, Превиндемиатрикс, Регул, Антарес, Лира (Вега), Капелла. Одна из этих звезд — Превиндемиатрикс — из рассмотрения была исключена, так как ее координаты в системе неизвестны.

    Применение разработанного метода к каталогу «Альмагеста» показало, что интервал возможных датировок каталога следующий: от 600 г. н. э. до 1300 г. н. э. (рис. 2–5). За пределами этого интервала времени каталог составлен быть не мог. В частности, каталог «Альмагеста» не мог быть составлен во II веке н. э., куда его относит скалигеровская хронология.


    Рис. 2–5. Последний шаг: нахождение интервала возможных датировок для исследуемого звездного каталога.

    При применении описанного метода возникает следующая проблема. Систематическая ошибка, компенсация которой играет столь важную роль в методе, была определена статистически по достаточно большой совокупности (несколько сотен) звезд (см. выше). Но сама дата составления каталога определялась по совокупности из восьми именных звезд. Вообще говоря, нельзя априори исключить предложение, что координаты этих звезд измерялись отдельно либо были взяты из более ранних наблюдений. Но тогда систематическая ошибка для этой совокупности именных звезд, образующих хорошо заметный базис опорных точек на небе, была бы в общем случае отлична от определенной выше по массе всех звезд. Поэтому необходимо проверить, так ли это. Именно при каждом значении t необходимо рассмотреть совокупность широт данного набора именных звезд «Альмагеста» и затем наилучшим образом совместить их с соответствующими истинными широтами. Если при таком совмещении окажется, что систематическая ошибка для выделенного малого числа именных звезд (напомним, что в «Альмагесте» 12 именных звезд) совпадает с ошибкой, определенной по большому числу звезд (не именных), то это означает, что данные именные звезды принадлежат той же генеральной совокупности, что и все рассмотренные ранее звезды. Следовательно, они могут быть использованы для датировки.

    Интересно задать вопрос: что будет, если действительная точность звездного каталога «Альмагеста» составляет не 10 минут, а, скажем, 15 или 20 минут? Расчеты показали, что увеличение порога с 10 минут до 17 минут хотя и приводит к расширению интервала возможных датировок, но этот расширенный интервал по-прежнему не захватывает 100 год н. э. Скалигеровская дата составления каталога «Альмагеста» попадает в интервал возможных датировок лишь исходя из предположения, что точность каталога была не 10 минут, а 18 минут или более. При этом, однако, интервал возможных датировок расширится от начала новой эры вплоть до наших дней, то есть определить дату составления каталога не представится возможным.

    2.2. ЗВЕЗДНЫЕ КАРТЫ «АЛЬМАГЕСТА»

    Рисунки животных на звездных картах играли роль криволинейной координатной сетки, позволяющей задавать положение звезд. «Альмагест» снабжен 48 звездными картами, гравированными Альбрехтом Дюрером (1471–1528) — основоположником искусства немецкого Возрождения, гениальным живописцем и графиком. Звездные карты Альбрехта Дюрера — первые по-настоящему подробные карты звездного неба. Признавая авторство Дюрера во всех нелепостях в расположении некоторых созвездий, получаем, что всякое изображение созвездий, повторяющее ошибки Дюрера, — последюреровское. Автор «Альмагеста» определенно ссылается на приложенные к «Альмагесту» звездные карты Дюрера. Главы «Альмагеста» были в окончательном виде созданы только в XVI веке, незадолго до его напечатания. Вероятно, Гиппарх и Птолемей — реально существовавшие астрономы, однако время их жизни нужно сдвинуть «вверх» на 1000 или 1400 лет. Уточненные за последние годы с помощью более мощных программ расчеты подкрепляют вывод о том, что «Альмагест» содержит описания астрономических событий эпохи не ранее IX–XI веков н. э.

    Расположение всех звезд в «Альмагесте» дано относительно фигур созвездий, которые предполагаются нанесенными на небо. Пользуясь каталогом, астроном должен сначала найти на небе ту или иную фигуру созвездия, а затем, обратившись к каталогу, найти на небе звезду, описанную, например, такими словами: «звезда в конце хвоста». В данном примере речь идет о современной Полярной звезде. Или, скажем, «звезда выше правого колена» в Большой Медведице и т. п. Если человек, пользующийся каталогом, не имеет перед собой звездной карты с нанесенными на нее фигурами, он не может найти интересующую его звезду. Конечно, пользуясь приведенными в каталоге численными значениями ее координат, он может при помощи приборов попытаться восстановить положение звезды на небе. Но это фактически означает повторение всего процесса измерения в обратном порядке, когда требуется по координатам найти звезду. Это процесс довольно длительный и непростой. Ясно, что каталог как раз и предназначался для быстрого отыскания звезд на небе, а не для длительного «реставрационного процесса» путем обратных измерений.

    Но в таком случае разные астрономы, пользующиеся каталогом, должны иметь абсолютно идентичные звездные карты, чтобы безошибочно восстановить правильное положение, например, «звезды выше правого колена» Большой Медведицы. Если на какой-то карте колено нарисовано по-другому или просто грубо, неаккуратно, то легко ошибиться. Точно отмечать звезды по членам воображаемых животных, традиционно помнить их из века в век и переносить из страны в страну, не путая названий на ночном небе, где не видно было никаких ног, рук или хвостов, было возможно лишь для звезд первой и второй величины, то есть ярких звезд. Звезды третьей величины уже, естественно, путались, поскольку конец ноги или хвоста у воображаемого животного одни астрономы представляли себе правее или ниже, а другие — левее или выше. Ясно, что рисунки животных на картах играли роль криволинейной координатной сетки, позволяющей задавать положение звезд. Во всяком случае, астроном, составляющий каталог с точностью до 10 минут — как «Альмагест» — должен отдавать себе отчет в том, насколько важна идентичность фигур созвездий на разных экземплярах карты.

    Как указано на титульном листе латинского издания «Альмагеста», оно снабжено 48 звездными картами, гравированными Альбрехтом Дюрером. В соответствии с традиционной хронологией, Альбрехт Дюрер (1471–1528) — основоположник искусства немецкого Возрождения, гениальный живописец и график. В напряженно-экспрессивных формах и фантастических образах он выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства, создал полные силы и энергии образы человека. Известен как тонкий и наблюдательный рисовальщик, теоретик искусства.

    До появления книгопечатания звездные карты указывали только самые яркие звезды, причем расположение звезд по фигуре созвездия менялось от карты к карте. Только после изобретения гравюры появилась возможность издать подробную карту звездного неба для изучения ее разными астрономами в разных странах. До изобретения в XV веке механического, штамповального воспроизведения рисунков, гравюр, не могло быть и речи о подобных звездных картах. Только массовый выпуск абсолютно идентичных экземпляров карты может оправдать громадный труд подробного изображения звездного неба с указанием звезд 3-й и 4-й величины, как это сделано в «Альмагесте». Даже если кто-ни-будь и взялся бы за титанический труд изготовления единичного экземпляра такой карты в допечатную эпоху, она не могла бы остаться в веках, хотя бы потому, что единственный экземпляр карты быстро истлел бы, а воспроизведение его — причем достаточно точное, чтобы картой можно было реально пользоваться, — означало бы повторение всей работы заново.

    Звездные карты А. Дюрера — первые по-настоящему подробные карты звездного неба. На рис. 2–6 и 2–7 приводятся карты А. Дюрера северного и южного полушарий. Для сравнения на рис. 2–8 (а, б) воспроизведена звездная карта из издания «Альмагеста» 1551 года. Любопытно, что эти карты отличаются друг от друга. Например, на картах, помещенных в издании 1551 года некоторые «античные» персонажи наряжены в средневековые костюмы.


    Рис. 2–6. Звездная карта Северного полушария А. Дюрера, якобы 1527года.



    Рис. 2–7. Звездная карта Южного полушария А. Дюрера, якобы 1527 года.



    Рис. 2-8а. Звездная карта Северного полушария, выполненная А. Дюрером (1471–1528). Из издания «Альмагеста» якобы 1551 года.



    Рис. 2-8б. Звездная карта Южного полушария, выполненная А.Дюрером (1471–1528). Из издания «Альмагеста» якобы 1551 года. Эти карты отличаются от предыдущих хотя бы тем, что здесь фигуры созвездий одеты в средневековые костюмы.


    Очевидно, что знаменитые звездные карты Дюрера, выгравированные им — как гласит латинская надпись на них — в 1515 году, попали в первое латинское издание «Альмагеста» в 1537 году, уже через много лет после того, как они разошлись среди астрономов Запада в виде гравюр. Из истории техники известно, что гравюра как способ размножения рисунков стала популярна в Европе лишь с начала XV века и послужила поводом к изобретению типографского шрифта. Считается, что она возникла в Голландии и Фландрии и только потом перешла во Францию и Италию. Древнейшей из дошедших до нас датированных гравюр считается эстамп на дереве «Святой Христофор», помеченный 1423 годом — то есть примерно за 15–20 лет до изобретения Гутенбергом книгопечатания.

    То, что отпечатанная гравюра не была известна ранее, видно из самой истории ее возникновения. Прежде всего оттиски производились по тому же способу, что и печати современных учреждений, то есть на дощечке углублялись резцом места, которые должны быть белыми. Намазав затем дощечку краской, прикладывали ее к бумаге и получали грубый отпечаток. Но такой способ существовал недолго. Уже в 1452 году золотых дел мастер Томазо Финигвера из Флоренции сделал следующий естественный шаг. Он вырезал изображение на серебряной пластинке, натер смесью масла и сажи и приложил к мокрой тряпке. Получилось достаточно хорошее изображение. Томазо Финигвера повторил этот процесс с листами влажной бумаги и убедился, что, возобновляя втирание краски в гравюру, можно получить с нее сколько угодно оттисков. Дальнейшее развитие этого способа размножения рисунков принадлежит известному итальянскому живописцу Мантенья (Mantegna) (1431–1506). Он является автором около 20 досок с изображениями мифологических, исторических и религиозных сцен.

    Так началось издание гравюр, быстро подхваченное в Германии. Через несколько лет широко известным становится имя Альбрехта Дюрера (1471–1528), начавшего выпускать в Нюрнберге замечательные гравюры и на дереве, и на металле. Они отличались тщательностью исполнения, великолепной штриховкой, учетом перспективы. Возникла целая школа выдающихся художников-граверов. Печатать отдельно гравюры звездных карт было, конечно, легче, чем издать целую книгу с рисунками — «Альмагест». Сам Дюрер мог сделать сколько угодно оттисков, не прибегая к помощи профессиональных книгоиздателей. При этом он явно не занимался астрономией. Во всяком случае звездные карты — его единственное астрономическое произведение. Но, не будучи астрономом-наблюдателем, Дюрер, выполняя заказ астронома или издателя на гравировку звездных карт, допустил на них, с целью сохранения изящества фигур, несколько крупных неточностей.

    Здесь указаны только самые яркие примеры. На карте Дюрера, то есть на плоском рисунке, созвездие Жертвенника воспринимается очень красиво и естественно. Однако при переносе карты на реальное звездное небо Жертвенник переворачивается вверх ногами и язык его огня, вместо того чтобы подниматься вверх, направлен вниз! Другими словами, этот факел горит «вниз головой» (рис. 2–9). Возникает естественный вопрос: какой астроном-наблюдатель представлял его себе в таком нелепом виде?


    Рис. 2–9. Нелепое положение, «вверх ногами», созвездия Жертвенника на звездной карте А. Дюрера.


    Далее, на карте Дюрера, то есть на плоском рисунке, очень красиво и естественно выглядит созвездие крылатого Пегаса (рис. 2–6 и 2-8а, б). Однако при переносе карты на реальное небо, «от восхода до заката Пегас летит там вверх ногами, как подстреленная птица» (рис. 2-10). Также очевидно, что реальные древние астрономы никогда не изобразили бы это «крылатое созвездие» в таком нелепом виде — летящим вверх ногами на небесном своде. Это ляпсус Дюрера. Точно так же — вверх ногами — оказывается на реальном небе и созвездие Геркулеса после переноса на небо с карты Дюрера.


    Рис. 2-10. Нелепое положение, «вверх ногами», созвездия Пегаса на звездной карте А. Дюрера.


    Все эти и некоторые другие несообразности, появляющиеся на небесной полусфере, мгновенно исчезают на плоском рисунке карты Дюрера. Пегас становится на ноги, язык пламени Жертвенника направлен вверх и т. п. Следовательно, совершенно ясно, что их расположение выбиралось Дюрером исходя из художественных требований плоского рисунка. Ошибки Дюрера вполне естественны. Имея перед собой плоский лист бумаги, а не реальный небесный свод, он рисовал, стремясь создать определенное художественное впечатление. Изготовление гравюр потребовало, конечно, огромного труда. Поэтому, даже если многочисленные нелепости и вызвали ужас автора-астронома, ему ничего не оставалось делать, как пустить в печать всю эту «живопись». Тем более что Дюрер, рассматривавший эти карты лишь как художественное произведение, мог, не дожидаясь выхода «Альмагеста», сам начать распространять отпечатки.

    Дюреровский «Пегас вверх ногами» явно беспокоил, например, Коперника. Издавая свой каталог, являющийся фактически лишь модификацией каталога Птолемея из «Альмагеста», Коперник попытался «исправить» описание Пегаса. Не осмеливаясь самовольно перечертить звездные карты Дюрера, которые Коперник, вероятно, считал точным воспроизведением будто бы пропавших древних классических карт, он изменил только порядок строк в описании Пегаса, то есть верхние строки сделал нижними и наоборот. А именно, если в «Альмагесте» «звезда во рту (на морде)» поставлена под номером 17 в созвездии Пегаса, то Коперник ставит ее на первое место. Наоборот, если в «Альмагесте» первая строка, под номером 1 — это «звезда в пупе, общая с головой Андромеды», то Коперник ставит эту звезду последней в созвездии, то есть под номером 20. Однако такие «поправки» наивны и неудачны по той простой причине, что простое перенесение нижних строк списка наверх, а верхних — вниз — исправило только саму таблицу, но ничего не изменило на реальном небе, так как локализация звезд по членам фигуры осталась прежней.

    Н.А. Морозов писал: «Попытка Коперника исправить вместо неправильно помещенной фигуры лишь порядок описания ее членов, конечно, очень наивна, но тем не менее она — факт: ни для одного из других созвездий он не сделал никаких изменений в нумерации «Альмагеста». Это — свидетельство подспудной борьбы здравого смысла астрономов XVI века с астрономической бессмысленностью некоторых фрагментов звездных карт Дюрера, освященных авторитетом Птолемея.

    Признавая Дюрера автором всех нелепостей в расположении некоторых созвездий, мы тем самым признаем, что всякое изображение созвездий, повторяющее ошибки Дюрера, — последюреровское. Теперь вернемся к «Альмагесту».

    Как мы уже неоднократно отмечали, в каталоге «Альмагеста» местоположение неярких звезд локализуется словесными описаниями типа «во рту Пегаса», «выше левого колена Большой Медведицы», «на роге Овна» и т. п. Из текста «Альмагеста» абсолютно четко следует, что эти описания имеют в виду именно приложенные к «Альмагесту» звездные карты Дюрера. В самом деле, обратимся снова к созвездию Пегаса. В «Альмагесте» первой звездой этого созвездия названа «звезда в пупе», а последней — «звезда во рту». Поскольку в каталоге звезды перечисляются от севера к югу, следовательно, «звезда в пупе» — более северная. И действительно, ее широта в «Альмагесте» обозначена как 26 градусов. А «звезда во рту» — более южная. И действительно, ее широта в «Альмагесте» обозначена как 22 градуса 30 минут. Таким образом, автор «Альмагеста» движется в правильном направлении — от севера к югу. И тем самым подтверждает своим текстом нелепое положение Пегаса вверх ногами на небе. Та же картина и по другим созвездиям. То есть автор «Альмагеста» определенно ссылается на приложенные к «Альмагесту» звездные карты Дюрера.

    Итак, составитель каталога и автор «Альмагеста» ссылается на карты, включающие в себя Дюреровы нелепости. Следовательно, все эти словесные описания могли появиться в тексте «Альмагеста» лишь после 1515 года. Возникает гипотеза, что не только звездный каталог, но и некоторые другие, весьма существенные главы «Альмагеста» были в окончательном виде созданы или отредактированы только в XVI веке, незадолго до его напечатания.

    Каждый из перечисленных выше пунктов может быть так или иначе, с той или иной степенью натяжки и изобретательности объяснен в рамках скалигеровской хронологии. Однако все вместе они составляют слишком тяжелый груз, чтобы можно было содержательно опровергать яркие следы принадлежности основной части «Альмагеста» к эпохе Возрождения или даже к XVI–XVII векам.

    Н.А. Морозов писал: «Все это заставляет меня смотреть на «Альмагест» как на сводку всех астрономических знаний и наблюдений, накопившихся со времени установления в первые века нашей эры 12 созвездий Зодиака до XVI века, причем вошедшие в нее отдельные сведения могут и должны принадлежать многим предшествовавшим векам. Задача серьезного исследователя этой книги и заключается именно в том, чтобы определить, какие из сообщений принадлежат тому или другому веку нашей эры».

    Вероятно, Гиппарх и Птолемей — реально существовавшие астрономы, однако время их жизни, по-видимому, нужно сдвинуть «вверх» примерно на 1000 или 1400 лет. Возможно, Гиппарх и Птолемей творили в эпоху XIII–XVI веков н. э. «Альмагест» был напечатан довольно быстро после своего окончательного завершения в XIV–XVI веках и, вероятно, редактировался в эпоху XVI–XVII веков. Хронологи скалигеровской школы ошиблись в датировке «Альмагеста» и отодвинули его в глубь веков. Может быть, это было сделано сознательно. Аналогичные вопросы возникают и относительно других средневековых звездных каталогов, например, аль-Суфи.

    Расчеты В.В. Калашникова, Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко накрытий звезд планетами, приведенные в X главе книги «Датировка звездного каталога Альмагеста», были основаны на астрономических формулах из справочника Г.Н. Дубошина. При этом в 1990 году, когда проводились эти расчеты, использовались лишь средние элементы орбит. Эти элементы в XIX–XX веках были определены с большой точностью, однако без учета периодических добавок дают несколько огрубленное положение планет.

    Имеет смысл еще раз вернуться к задаче датировки накрытий звезд планетами, воспользовавшись на этот раз более современными, уточненными формулами, уже с учетом периодических возмущений. Для уточненных расчетов положений планет использовалась известная компьютерная программа TSKY, составленная в 1995 году астрономом А. Волынкиным. Программа позволяет также определить условия видимости тех или иных небесных светил по отношению к местному горизонту для произвольной точки земного шара, в зависимости от времени и места наблюдения. Поэтому с ее помощью можно проверить такие подробности описаний накрытий звезд планетами у Птолемея, как время дня (утро, на рассвете, вечер и т. п). В предыдущих, более грубых расчетах эти подробности просто не рассматривались, поскольку с точки зрения грубых формул это не имело смысла. В результате оказалось, что уточнение обнаруженного астрономического решения, а именно:

    888 год н. э. для Венеры,

    959 год н. э. для Марса,

    994 год н. э. для Юпитера,

    1009 год н. э. для Сатурна —

    удовлетворяет описанию Птолемея намного точнее, чем это следовало из предыдущих расчетов. Другими словами, астрономическая компьютерная программа не только подтвердила полученный ранее грубый результат, то есть сам факт существования астрономического решения задачи, но и позволила увидеть практически полное согласование этого астрономического решения с подробностями, сообщаемыми Птолемеем в «Альмагесте». Это подкрепляет вывод о том, что «Альмагест» содержит описания астрономических событий эпохи не ранее IX–XI веков н. э.

    При этом надо отдавать себе отчет в том, что накрытия звезд планетами с такой точностью — то есть около 15 минут — вполне могли быть рассчитаны по теории Кеплера в XVII веке. В связи с известной информацией о ложных выходных данных книг якобы XVI века, напечатанных на самом деле в XVII веке и снабженных фальшивой «ранней» датой, нельзя быть уверенными, что имеющийся сегодня в распоряжении исследователей «Альмагест» был зафиксирован в XVI веке. Очень вероятно, что «Альмагест» дошел до наших времен в редакции именно XVII века. В таком случае он может содержать результаты астрономических расчетов по теории Кеплера. Эти «вычисленные» астрономические явления могли быть представлены в «Альмагесте» как якобы наблюденные на небе. Это, конечно, снижает ценность датировки «по накрытиям звезд планетами», поскольку возникает подозрение, что эти накрытия, как и некоторые другие «астрономические наблюдения», были вычислены уже с оглядкой на скалигеровскую хронологию или даже более того — с целью ее подтверждения. Ведь именно в XVII в. свежеизготовленная скалигеровская хронология особенно нуждалась в документальных подтверждениях. Аргументы спешно изготавливались путем редактирования действительно старых документов, среди которых, возможно, ключевым был «Альмагест».

    Подобные подозрения не столь существенны по отношению к звездному каталогу «Альмагеста», который является действительно достаточно старым документом, составленным по наблюдениям около X–XI веков н. э.

    2.3. О СКАЧКАХ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕЙ АСТРОНОМИИ

    Некоторые «античные» консулы римской армии были в состоянии прочитать своим солдатам настоящую научную лекцию по теории лунных затмений, которая сделала бы честь ученому спустя много столетий. За восемь с половиной веков традиционной истории после Птолемея почти не производилось наблюдений, имеющих научную ценность. На дошедшем до нас средневековом рисунке Птолемей символично одет в средневековую одежду…

    В традиционной истории считается, что античная астрономия достигла небывалого расцвета. Последним аккордом античной астрономии считается «Альмагест» Птолемея. После него наступает полоса глубокого молчания. А. Берри писал: «Последнее славное имя, с которой мы встречаемся в греческой астрономии, принадлежит Клавдию Птолемею».

    Вершины, достигнутые «античными» астрономами, были затем якобы повторно взяты средневековыми астрономами эпохи Возрождения. Уровень астрономических знаний в «античном» обществе был настолько высок, что это проявлялось по разным поводам совсем ненаучного свойства. Например, некоторые «античные» консулы в регулярной римской армии были в состоянии прочитать своим солдатам настоящую научную лекцию по теории лунных затмений.

    Вот что сообщает Тит Ливий. В V декаде его известной «Римской истории» есть изумительное по точности описание лунного затмения. «Консул Сульпиций Галл… объявил, что «в следующую ночь — пусть никто не считает это за чудо! — от 2-го до 4-го часа ночи будет лунное затмение. Так как это явление происходит естественным порядком и в определенное время, то о нем можно знать наперед и предсказывать его. А потому, как не удивляются тому, что Луна то появляется в виде полного круга, то, во время ущерба, имеет форму небольшого рога… так не должно считать знамением и того обстоятельства, что свет Луны затмевается, когда ее покроет тень Земли». В ночь, накануне сентябрьских нон, когда в указанный час произошло лунное затмение…»

    Сегодня говорят, что эта обстоятельная лекция — здесь приведена лишь ее часть — была прочитана перед железными легионами «древнего» Рима примерно за 2000 лет до наших дней. На человека, знакомого с историей науки, эта древняя солдатская лекция производит сильное впечатление. Это впечатление еще более усиливается, как только мы обратимся к следующему отрезку времени, а именно к истории астрономии в Средние века (период примерно от II в. до X в. н. э.).

    После выступления «античного» консула перед римскими легионерами поучительно перенестись в VI век н. э. и послушать, как объяснит устройство Вселенной признанный специалист по средневековой космографии, известный Козьма Индикоплевст, специально исследовавший — якобы в VI веке — вопрос о Солнце и звездах. Он считает, что Вселенная представляет собой ящик (рис. 2-11 — прорисовка средневекового рисунка). Внутри этого ящика из плоской Земли, омываемой Океаном, поднимается огромная гора. Небесный свод поддерживается четырьмя отвесными стенами ящика-Вселенной. За эту гору заходят Солнце и Луна на определенную часть суток. Крышка ящика усеяна маленькими гвоздиками-звездами. Эта «высокопрофессиональная» точка зрения достаточно полно отражает начальные, а потому примитивные представления той эпохи.


    Рис. 2-11. Карта мира Козьмы Индикоплевста. Новая прорисовка старой карты.


    Откуда этот пещерный уровень понимания астрономии? Быть может, это недостаток лишь одного Козьмы Индикоплевста, хотя он и считается признанным авторитетом своего времени? Но нет, оказывается, перед нами иллюстрация типичной общей картины. Можно процитировать: «После захватывающего расцвета античной культуры на европейском континенте наступил длительный период некоторого застоя, а в ряде случаев и регресса — отрезок времени более чем в 1000 лет, который принято называть Средневековьем… И за эти более чем 1000 лет не было сделано ни одного существенного астрономического открытия». Традиционное — и, надо сказать, весьма искусственное — объяснение этого феномена таково: христианство несовместимо с наукой.

    А. Берри пишет: «История греческой астрономии собственно кончается Птолемеем. Искусство наблюдения упало до такой степени, что за восемь с половиной веков, отделяющих Птолемея от Альбатения, почти не производилось наблюдений, имеющих научную ценность».

    Историки науки, следуя традиционной хронологии, вынуждены писать по этому поводу следующее: «Образно говоря, представления о плоской Земле зародились в эпоху детства человечества… Но мы уже видели, как греческие философы сумели преподнести научные доказательства того, что Земля является шаром, сумели установить ее размеры, определить, пусть и неточно, расстояния до Солнца и Луны… Но вот новые поколения людей, охваченных религиозным фанатизмом… разрушают начатое строительство. То тут, то там во взглядах на окружающий мир встречаются… рецидивы детства; в частности, на много лет (вплоть до IX в.!) были «воскрешены» представления о плоской Земле».

    А. Берри так комментирует традиционную историю развития астрономии: «Около четырнадцати веков протекло со времени обнародования «Альмагеста» до смерти Коперника (1543)… В этот период… не было сделано ни одного астрономического открытия первостепенной важности… Теоретическая астрономия едва ли сделала какие-нибудь успехи, а в некоторых отношениях даже пошла назад, так как ходячие доктрины, в некоторых случаях более правильные, нежели птолемеевские, исповедовались в эту эпоху с гораздо меньшим разумением и сознательностью, чем это было в древности. На Западе, как мы уже видели, не произошло ничего замечательного в течение первых пяти веков после Птолемея. Затем наступает почти сплошной пробел, и до более или менее заметного пробуждения прежнего интереса к астрономии прошло еще немало столетий».

    Резюме А. Берри таково: «Что касается Европы, то смутный период, последовавший за падением Римской империи (якобы в VI веке н. э.)… представляется пробелом в истории астрономии, как и всякой другой естественной науки». Мысль очень проста. Эти «пробелы», «провалы», «века полного молчания» и т. п. возникли лишь вследствие того, что историки науки пользуются ошибочной скалигеровской хронологией, в которой есть фантомные дубликаты-отражения и, как следствие, «темные века». Исправление хронологии устраняет все подобные странности и «пробелы».

    На рис. 2-12 приводится прорисовка средневекового рисунка, на котором изображен Птолемей. Он одет в средневековую одежду. И это символично…


    2.4. СКАЧОК ПАРАМЕТРА D" И ПРОБЛЕМЫ С ДАТИРОВКОЙ ДРЕВНИХ ЗАТМЕНИЙ

    Поразительное, стремительное падение второй производной лунной элонгации D" в период от 700 до 1300 года н. э. невозможно объяснить на основании современных геофизических теорий. А.Т. Фоменко обратил внимание на возможную связь якобы разрыва параметра D" с результатами Н.А. Морозова, относящимися к датировке древних затмений. Все подробно описанные затмения при непредвзятом астрономическом подходе датируются вместо традиционного интервала от 1000 года до н. э. до 400 годо н. э. — значительно более поздним — 500 — 1600 годами н. э. Для затмений, обычно датируемых 400–900 годами н. э., датировка неоднозначна, либо решений мало (одно-два), и все они попадают в интервал 900 — 1700 годы н. э. Начиная с 1000 года н. э. согласование скалигеровских дат затмений становится удовлетворительным, и только с 1300 года н. э. — надежным.

    Удивительная по своей важности информация получена при анализе многовекового движения Луны. В настоящее время на основе теории движения Луны составлены расчетные таблицы, так называемые каноны, в которых для каждого затмения вычислены его дата, полоса прохождения тени, фаза и т. д. Если в древнем документе достаточно подробно описано какое-то затмение, то можно составить список наблюденных характеристик этого затмения — фаза, полоса и т. д. Сравнивая эти характеристики с расчетными, взятыми из таблиц, можно попытаться найти подходящее затмение из канона. Если это удается, то мы датируем интересующее нас описание. Может оказаться, что описанию в летописи удовлетворяет не одно, а несколько затмений из канона, тогда датировка неоднозначна.

    В теории движения Луны известен параметр D" — так называемая вторая производная лунной элонгации, характеризующая ускорение. Для подсчета параметров уравнения движения Луны, в частности D", берутся их современные значения и варьируются так, чтобы теоретически вычисленные характеристики древних затмений более точно совпали с характеристиками, приводимыми в древних документах для датированных затмений. Для расчета самих дат затмений параметр D" игнорируется. Зависимость D" от времени была вычислена известным американским астрономом Р. Ньютоном. Эта кривая показана на рис. 2-13.


    Рис. 2-13. График D", вычисленный Робертом Ньютоном. Параметр D "делает неожиданный скачок на интервале V1-X1 века н. э.


    Р. Ньютон писал: «Наиболее поразительным событием. является стремительное падение D" от 700 года (н. э). до приблизительно 1300 года… Такие изменения в поведении D", и на такие величины, невозможно объяснить на основании современных геофизических теорий». Специальная работа Р. Ньютона «Астрономические доказательства, касающиеся негравитационных сил в системе Земля — Луна» также посвящена попыткам объяснения этого разрыва — скачка на порядок в поведении D". Р. Ньютон пишет: «Эти оценки, скомбинированные с современными данными, показывают, что D" может иметь удивительно большие значения? и, кроме того, он подвергался большим и внезапным изменениям на протяжении последних 2000 лет. Он даже изменил знак около 800 года».

    Таким образом, в V веке н. э. якобы начинается резкое падение, скачок, причем на порядок, величины D". Начиная с X века и далее значения параметра D" становятся более или менее постоянными и близкими к его современному значению. На интервале V–X вв. наблюдается значительный разброс значений D". Этот странный факт получает естественное объяснение в рамках новой хронологии.

    А.Т. Фоменко, занимаясь некоторыми вопросами небесной механики, обратил внимание на возможную связь этого поразительного эффекта — якобы разрыва параметра D" — с результатами Н.А. Морозова, относящимися к датировке древних затмений. Проведенное исследование этого вопроса и новое вычисление параметра D" неожиданно показали, что полученная новая кривая для D" имеет качественно другой характер, в частности, полностью исчезает загадочный скачок. Оказывается, что D" в действительности колеблется около одного и того же постоянного значения, совпадающего с современным.

    Вкратце суть этого результата сводится к следующему. В основе прежнего вычисления параметра D" лежали даты древних затмений, принятые в скалигеровской хронологии. Все попытки астрономов объяснить странный разрыв D" не касались вопроса: правильно ли определены даты затмений, считающихся сегодня античными и раннесредневековыми? Другими словами, насколько точно соответствуют друг другу параметры затмения, описанные в летописи, и вычисленные параметры того реального затмения, которое скалигеровская хронология предлагает считать описанным в данной летописи?

    Была предложена следующая методика непредвзятого астрономического датирования. Из исследуемой летописи извлекаются все описанные в ней характеристики затмения — фаза, время и т. п. Затем из расчетных астрономических таблиц механически выписываются даты всех затмений с этими характеристиками. Н.А. Морозов обнаружил, что, находясь под давлением уже сложившейся скалигеровской хронологии, астрономы были вынуждены рассматривать при датировке затмения (и летописи) не все получающиеся в результате даты, а лишь те, которые попадают в интервал времени, уже заранее предназначенный скалигеровской хронологией для исследуемого затмения и связанных с ним событий.

    Это приводило к тому, что в массе случаев астрономы попросту не находили «в нужное столетие» затмения, точно отвечающего описанию летописи. В результате астрономы были вынуждены, — не ставя под сомнение скалигеровскую хронологию, — прибегать к натяжкам. Например, они указывали затмение, лишь частично удовлетворяющее описанию летописи. Проведя ревизию датировок затмений, считающихся «античными», Н.А. Морозов обнаружил, что сообщения об этих затмениях разбиваются на две следующие категории:

    1. Краткие, туманные сообщения без каких-либо подробностей. Причем часто неясно — идет ли здесь вообще речь о затмении. В этой категории описаний астрономическая датировка либо вообще бессмысленна, либо дает настолько много возможных решений, что они попадают практически в любую историческую эпоху.

    2. Подробные, детальные сообщения. Здесь астрономическое решение часто однозначно или предлагаются всего лишь два-три решения.

    Оказалось, что все подробно, хорошо описанные затмения при непредвзятом астрономическом подходе датируются вместо традиционного интервала от 1000 года до н. э. до 400 года н. э. — значительно более поздними (иногда на много столетий) датами. Причем все эти новые решения попадают в интервал за 500 — 1600 годы н. э. Считая тем не менее, что скалигеровская хронология на интервале 300 — 1800 гг. н. э. в основном верна, Н.А. Морозов не проанализировал средневековые затмения за 500 — 1600 годы н. э., предполагая, что здесь противоречий не обнаружится.

    Продолжая начатые поиски, исследователи новой хронологии проанализировали и остальные средневековые затмения на интервале 400 — 1600 годы н. э. В результате оказалось, что эффект, обнаруженный для древних затмений, распространяется и на затмения, обычно датируемые 400–900 годами н. э. Это означает, что либо имеется много равноправных астрономических решений и поэтому датировка неоднозначна, либо решений мало (одно-два) и все они попадают в интервал 900 — 1700 годы н. э. Начиная приблизительно с 1000 года н. э., а не с 400 года н. э., как предполагалось ранее, согласование скалигеровских дат затмений, приведенных в каноне, с результатами методики Морозова становится удовлетворительным, и только с 1300 года н. э. — надежным.

    Вот некоторые яркие примеры, демонстрирующие «перенос вверх» затмений (и летописей), считающихся «древними».

    В «Истории» Фукидида описаны три затмения (триада). Из текста Фукидида однозначно извлекаются следующие данные:

    1) затмения имели место в квадрате с географическими координатами: долгота от 15 до 30 градусов, широта от 30 до 42 градусов;

    2) первое затмение солнечное;

    3) второе затмение солнечное;

    4) третье затмение лунное;

    5) временной интервал между первым и вторым затмениями составляет 7 лет;

    6) интервал между вторым и третьим затмениями составляет 11 лет;

    7) первое затмение происходит летом;

    8) первое затмение полное — видны звезды, то есть его фаза Ф=12";

    9) первое затмение происходит после полудня по местному времени;

    10) второе затмение происходит в начале лета;

    11) третье затмение происходит в конце лета;

    12) второе затмение произошло приблизительно в марте (впрочем, это соображение в список условий можно не включать).

    В каноне приведено традиционное решение: 431, 424 и 413 годы до н. э. Однако давно известно, что это решение не удовлетворяет условиям задачи, так как затмение 431 года до н. э. не является полным, вопреки условию 8. Оно было всего лишь кольцеобразным с фазой 10" для зоны наблюдения. Более того, оно нигде на Земле не могло наблюдаться как полное затмение. После обнаружения этого неприятного для скалигеровской хронологии обстоятельства значительное число астрономических работ было посвящено пересчету фазы затмения 431 года до н. э. Для этого вводились различные допустимые поправки с целью приблизить фазу затмения 431 года к 12". Этим занимались астрономы Цех, Хейс, Стройк, Риччиолли, Гинцель, Гофман и др. Все эти попытки оказались безрезультатными. Гинцель писал: «Незначительность фазы затмения, которая, согласно новым вычислениям, оказалась равной 10"… вызвала некоторый шок». Не выполнены и некоторые другие условия задачи. Например, полоса затмения 431 года до н. э. прошла зону наблюдения только после 17 часов местного времени, а по Хейсу даже около 18 часов. Это означает, что условие 9 — «послеполуденное затмение» — удовлетворяется лишь с натяжкой.

    Поскольку на интервале 600–200 гг. до н. э. никаких более подходящих астрономических решений астрономы так и не обнаружили, то указанная триада была сохранена, несмотря на неоднократно обсуждавшиеся в научной литературе противоречия этого «решения» с текстом Фукидида. Применение же методики непредвзятого датирования на всем интервале от 900 года до н. э. до 1700 года н. э. обнаруживает, что точное астрономическое решение все-таки существует. Причем таких точных решений только два. Первое было обнаружено Н.А. Морозовым, а второе — А.Т. Фоменко в результате повторного анализа всех античных и средневековых затмений.


    Первое решение:

    1133 год н. э., 2 августа;

    1140 год н. э., 20 марта;

    1151 год н. э., 28 августа.


    Второе решение:

    1039 год н. э., 22 августа;

    1046 год н. э., 9 апреля;

    1057 год н. э., 15 сентября.


    Выполнено даже условие 12. Причем первое затмение оказывается действительно полным, как оно и описано Фукидидом. Таким образом, отказываясь от ограничений, наложенных на астрономов скалигеровской, хронологией, удалось дать ответ на вопрос, давно волновавший астрономов в связи с астрономическими описаниями в книге Фукидида.

    Список подобных пересчетов охватывает все подробно описанные «античные» затмения.

    Приведем еще примеры. Затмение из «Истории» Т. Ливия (XXXVII, 4,4), сегодня относимое хронологами к 190 или к 188 году до н. э., также не удовлетворяет описанию Т. Ливия. Повторяется ситуация с затмениями Фукидида. При непредвзятом астрономическом датировании обнаруживается единственное точное решение на интервале от 900 года до н. э. до 1600 года н. э. Это решение таково: 967 год н. э.

    Аналогично лунное затмение, описанное Т. Ливием (История, LIV, 36,1) и сегодня относимое хронологами к 188 году до н. э., также не удовлетворяет описанию Тита Ливия. В действительности оно имело место в ночь с 4 сентября на 5 сентября одного из следующих лет:

    либо в 415 году н. э.;

    либо в 955 году н. э.;

    либо в 1020 году н. э.

    А.Т. Фоменко пересчитал значения D" на основе новых дат древних затмений. Обнаруженный эффект «переноса вверх» дат затмений привел к тому, что многие «древние» затмения отождествились со средневековыми. Это привело к изменению списка характеристик этих затмений, поскольку добавились новые данные. Тем не менее, как показали исследования, прежние значения D" на интервале 400 — 1990 годы н. э. практически не изменились.

    Новая кривая для D" показана на рис. 2-14. Получившаяся кривая качественно отличается от предыдущей. На интервале 900 —1900 гг. н. э. параметр D" меняется вдоль плавной кривой, практически горизонтальной, колеблющейся около постоянного значения. Получается, что никакого резкого скачка параметр не претерпевал, всегда сохраняя приблизительно современное значение. Поэтому никаких таинственных негравитационных теорий изобретать не нужно.


    Рис. 2-14. Сравнение графиков D", вычисленных Р.Ньютоном и А.Т.Фоменко. Новый график D" никаких разрывов, скачков не имеет и колеблется около постоянного значения.


    Разброс значений D", незначительный на интервале 900—1900 гг. н. э., возрастает при движении влево от 900 до 400 года н. э. Это указывает на нечеткость и недостаточность наблюдательной информации, содержащейся в летописях, отнесенных сегодня хронологами к этому периоду. Затем, «левее» 400 года н. э., наступает зона отсутствия наблюдательных данных. От этой эпохи до нас не дошло никаких сведений. Это отражает естественную картину распределения наблюдательных данных во времени. Первоначальная точность средневековых наблюдений была, конечно, невысока. Она нарастала по мере улучшения и совершенствования техники наблюдений, что и отразилось в постепенном уменьшении разброса D".

    2.5. СДВИГ АНТИЧНЫХ ГОРОСКОПОВ В СРЕДНИЕ ВЕКА

    Эффект «подъема дат вверх» обнаружен для издавна популярных гороскопов, основанных на взаимном положении звезд и планет. Все подробно описанные или нарисованные «античные» гороскопы при их непредвзятом датировании получают средневековые и даже позднесредневековые даты. Гороскоп типичного древнеегипетского саркофага позволяет датировать захоронение XVII веком н. э. В библейской книге Апокалипсис содержится словесное описание гороскопа, имеющего единственную датировку — 1 октября 1486 года н. э. Датировка сопровождавшего распятие Христа затмения сдвигает его с 3 апреля 33 года н. э. на 3 апреля 1075 или 16 февраля 1086 года н. э.

    Аналогичный эффект «подъема дат вверх» был обнаружен для так называемых гороскопов, основанных на взаимном положении звезд и планет. В древности, как, впрочем, и сейчас, они были весьма популярны. Невооруженным глазом видны пять планет. При движении по эклиптике они описывают на небе примерно одну и ту же траекторию. Этот круг назван Зодиаком и разделен на 12 созвездий.

    Гороскопом называется расположение планет по созвездиям Зодиака. Зафиксировав в какой-либо момент времени положения планет относительно этих созвездий и зная периоды обращений планет вокруг Солнца, можно, откладывая назад или вперед целые кратные этих периодов, вычислять положения планет в Зодиаке в прошлом или будущем. Простота идеи сопряжена, однако, с большими вычислениями. Существуют таблицы, наподобие канонов затмений, содержащие расчетные гороскопы. Это открывает возможности для датирования гороскопов, описанных в древних хрониках.

    Если в летописи описано какое-то положение планет в созвездиях, то, используя таблицы, можно, как и в случае затмений, механически выписать из них даты всех гороскопов с подходящими характеристиками. Иногда это позволяет датировать гороскоп. Оказывается, однако, что, как и в случае с затмениями, астрономы, находясь под давлением уже установившейся скалигеровской хронологии, были вынуждены, не находя «в нужную эпоху» подходящего гороскопа, прибегать к натяжкам и отклонениям от описания летописи.

    При проведении анализа наиболее известных «античных» гороскопов обнаружено, что все подробно описанные или нарисованные гороскопы при их непредвзятом датировании получают средневековые и даже позднесредневековые даты.

    Типичный пример — Круглый и Длинный Зодиаки Дендерского храма в Египте. Многочисленные попытки астрономов найти «в древности» подходящее решение гороскопа, изображенного на Зодиаках, не увенчались успехом. Этим безуспешно занимались Лаплас, Фурье, Летрон, Био, Хельм. После этих попыток поиски астрономического решения были прекращены. На основании археологических данных сам храм и гороскопы в нем сейчас датируют 30 годом до н. э. и 14–37 годами н. э. Тем не менее точные астрономические решения есть, причем они однозначны! Круглый Дендерский Зодиак датируется 13 марта — 9 апреля 1185 года н. э. Длинный Дендерский Зодиак датируется 22–26 апреля 1168 года н. э. Эти окончательные решения найдены Г.В. Носовским и А.Т. Фоменко.

    В 1857 году египтолог Г. Бругш обнаружил древнеегипетский саркофаг (рис. 2-15). На его внутренней крышке было подробно изображено звездное небо с гороскопом (рис. 2-16). Весь ритуал захоронения, древнее письмо и т. п. указывали, по мнению археологов, воспитанных на скалигеровской хронологии, на эпоху I века н. э. Тем не менее неоднократные попытки астрономов датировать гороскоп началом н. э. к успеху не привели. Однако точное решение не только существует, но и единственно на всем историческом интервале.

    А именно:

    Фивский гороскоп Г. Бругша:

    а) «Гороскоп демотических приписок»: 18 ноября 1861 года н. э.;

    б) «Гороскоп без посохов» 6–7 октября 1841 года н. э.;

    с) «Гороскоп в лодках» 15 февраля 1853 года н. э.


    Рис. 2-15. Древнеегипетский деревянный саркофаг, найденный Г. Бругшем в Фивах в 1857 году. Относится якобы к 93 г. н. э. Взято из книги: Henri Brugsch. Recueilde Monuments e'gyptiens, dessine's sur lieux. 1862.




    Рис. 2-16. Изображение планет на Зодиаке с внутренней крышки Фивского саркофага, найденного Г. Бругшем. Взято из книги: Henri Brugsch. Recueil de Monuments e'gyptiens, dessine's sur lieux. 1862.


    В 1901 году египтолог В.М. Флиндерс Петри обнаружил в Верхнем Египте пещеру с древнеегипетским погребением и с двумя гороскопами (рис. 2-17). Оказывается, на всем историческом интервале существует единственное астрономическое решение, идеально удовлетворяющее всем условиям задачи.

    А именно:

    Атрибские гороскопы Флиндерса Петри:

    Верхний зодиак: 14–17 мая 1230 года н. э. (идеально — 16 мая).

    Нижний зодиак: 9—10 февраля 1268 года н. э.


    Рис. 2-17. Два Атрибских гороскопа, найденных египтологом Флиндерсом Петри.


    Все перечисленные окончательные решения найдены Г.В. Носовским и А.Т. Фоменко. Исследование опиралось также на предыдущие предварительные результаты Н.А. Морозова, Н.С. Келлина, Д.В. Денисенко, Т.Н. Фоменко. Эта датировка объясняет, в частности, и прекрасную сохранность этих древнеегипетских рисунков, выполненных водяными красками. Датированы и другие гороскопы, описанные в древних текстах, например, в библейских.

    Можно составить словарь терминов и штампов, использовавшихся в дошедшей до нас средневековой астрономической литературе для обозначения планет, созвездий и т. д. Затем, встречая в древнем тексте словесное описание, выполненное в подобных терминах и штампах, можно пытаться датировать это описание, рассматривая его как гороскоп и расшифровывая его при помощи этого словаря.

    По-видимому, первым ученым, указавшим, что в библейской книге «Апокалипсис» содержится словесное описание гороскопа, был Э. Ренан. Не будучи, однако, астрономом, Э. Ренан не датировал гороскоп, хотя решение этой задачи имеет большой интерес в связи с существующей проблемой датировки Апокалипсиса. И.Т. Сендерленд писал: «Признание этого времени (то есть конец I века н. э). или даже какого бы то ни было другого времени написания Откровения (то есть Апокалипсиса) сопряжено с серьезными трудностями». Оказывается, что идеально точное астрономическое решение для гороскопа, описанного в Апокалипсисе, существует, и оно — единственное. Это 1486 год н. э., 1 октября (см. подробности ниже).

    Другой пример: датировка знаменитого затмения, сопровождавшего, согласно раннехристианским авторам, распятие Христа. Об этом затмении писали, например, Синкеллос, Флегон, Африкан, Евсевий. Впрочем, из евангельских описаний не очень ясно, о каком затмении идет речь — о солнечном или о лунном. В скалигеровской хронологии принято считать, что описано лунное затмение, хотя это и спорно. Принятое сегодня скалигеровское «астрономическое решение» — 3 апреля 33 года н. э. — не выдерживает даже минимальной астрономической критики, и это хорошо известно экспертам.

    Несмотря на всю спорность характеристик этого затмения, извлекаемых из раннехристианских текстов, неоднократно обсуждавшихся в хронологической литературе, можно попытаться все-таки датировать это затмение. Оказалось, что на интервале от 200 года до н. э. вплоть до 800 года н. э. подходящее астрономическое решение существует. Это 368 год н. э. Решение было найдено Н.А. Морозовым. Однако Н.А. Морозов не продолжил вычисления на более поздние века в силу уже указанных выше причин — своего излишнего доверия к скалигеровской хронологии, начиная с VI века н. э. Современные исследователи продолжили расчеты на весь исторический период вплоть до 1600 года н. э. и неожиданно обнаружили еще одно точное астрономическое решение. Это 3 апреля 1075 года н. э. Полученное решение на тысячу лет отличается от скалигеровского «решения» и на 700 лет отличается от решения, предложенного Морозовым. Напомним еще раз, что только с XI века н. э. согласование скалигеровских астрономических дат с расчетными становится удовлетворительным, а надежным — лишь с XIII века н. э.

    Если же считать затмение, описанное в евангелиях, солнечным, то нельзя не обратить внимание, что в 1086 году, 16 февраля, действительно произошло полное солнечное затмение, полоса которого прошла через Италию и Византию. Подробнее о хорошем согласовании именно этого солнечного затмения с данными церковной традиции, рассказывающей о распятии Христа, можно узнать из специальной литературы.

    2.6. АСТРОНОМИЧЕСКАЯ СУТЬ АПОКАЛИПСИСА

    Автор Апокалипсиса ничего намеренно не зашифровывал, а лишь описал то, что он действительно видел на звездном небе. Апокалипсис по-видимому написан в предчувствии конца света, который ожидался в 1492 году н. э., 7000 году от Адама по византийской эре. Именно в 1492 году, на фоне ожиданий конца света, Колумб отправился в свое плавание. Хронологически Апокалипсис одновременен Пятикнижию Моисея, а не Евангелиям, в которых описаны события XI века. Иоанн Богослов и Иоанн — автор Апокалипсиса — разные люди.

    Н.А. Морозов был, по-видимому, первым ученым, предположившим, что автор Апокалипсиса ничего намеренно не зашифровывал, а лишь описал, пользуясь астрономическим языком своего времени, то, что он действительно видел на звездном небе.

    Апокалипсис содержит известное пророчество о конце света. Но в изложение пророчества вплетено символическое описание наблюдаемого автором звездного неба. Непонимание астрономических символов Апокалипсиса поздними комментаторами связано, вероятно, с утратой знаний о правильной хронологии и с искажениями, внесенными позднейшими историками. А может быть, и с запретом затрагивать опасную тему, могущую привести к «вредной датировке» Апокалипсиса. Так или иначе, но на какое-то время понимание астрономических описаний Апокалипсиса было утрачено. С тех пор Апокалипсис потерял в глазах читателей свою яркую астрономическую окраску. Но оказывается, что «астрономическая составляющая» Апокалипсиса исключительно важна для его датировки.

    Итак, в Апокалипсисе, по-видимому, содержится описание звездного неба. Из этого описания вытекает следующий гороскоп:

    • Юпитер в Стрельце;

    • Марс в Близнецах или в Тельце (Морозов включал сюда и Овен);

    • Сатурн в Скорпионе;

    • Меркурий в Весах;

    • Солнце в Деве;

    • Луна под ногами Девы;

    • Венера во Льве.


    Для грубого астрономического расчета достаточно только трех основных планет: Юпитера, Марса, Сатурна. Солнце движется быстро, делает полный оборот по всему Зодиаку за год и поэтому полезно лишь для определения месяца. Меркурий обычно виден плохо, и поэтому его положение в Средние века часто определяли с большой ошибкой. (Это утверждение Н.А. Морозова).

    Уже трех основных планет — Юпитера, Марса, Сатурна — достаточно для датировки Апокалипсиса. Указанный гороскоп, то есть расположение планет, реализовывался только в следующие годы: 395 год н. э., 632 год н. э., 1249 год н. э., I486 год н. э.

    Сам Морозов считал, что лучше всего подходит решение 395 года н. э. (но в этом решении Марс находится в Овне). Этим ответом Морозов удовлетворился, считая, что Апокалипсис не мог быть написан после IV века н. э. Тем не менее свой результат Морозов сформулировал осторожно: «Если Апокалипсис был написан в первые четыре века христианской эры, то это было в 395 году». Однако теперь, после новых исследований по хронологии древности, мы понимаем, что Морозов совершенно напрасно ограничился лишь первыми четырьмя веками новой эры. Выйдя за эти рамки, можно увидеть еще два решения: 1249 год и 1486 год, 1 октября. Решение 1249 года хуже по Меркурию, который оказался здесь в Деве, ближе ко Льву.

    Главное утверждение: решение 1486 года, 1 октября, идеально удовлетворяет всем требованиям задачи. В самом деле:

    • Юпитер в Стрельце;

    • Сатурн в Скорпионе;

    • Марс в Близнецах, близко к границе с Тельцом, прямо под ногами Персея;

    • Меркурий в Весах;

    • Солнце в Деве;

    • Луна под ногами Девы;

    • Венера во Льве.


    Расположение планет на 1 октября 1486 года показано на рис. 2-18. Ясно видно, что все планеты находятся в точности в тех созвездиях, где они указаны по Апокалипсису. Этот астрономический результат проверили, используя современную компьютерную программу TSKY А. Волынкина. Результат показан на рис. 2-19 — 2-25. В таком виде астрономическое решение появляется на экране компьютера в программе TSKY. Условия видимости планет в ночь с 1 октября на 2 октября 1486 года проверили для Средиземноморья, взяв в качестве примера точки наблюдения район Босфора. Оказывается, что 1 октября 1486 года Солнце зашло в 17.30 местного времени, то есть в 15.30 по Гринвичу. Серп молодой Луны был виден после захода Солнца до 19.00 по местному времени, после чего Луна опустилась под местный горизонт. Сатурн был виден до 20.00 местного времени. Юпитер был виден до 21.45 местного времени. Марс стал виден не сразу, так как находился еще под горизонтом. Он взошел в 21.05 по местному времени и был виден всю оставшуюся ночь. Меркурий находился в это время почти на максимальном удалении от Солнца для земного наблюдателя (почти в максимальной элонгации) и имел яркость М=+0.7. Следовательно, он находился почти в наилучших условиях видимости с Земли. И действительно, Меркурий был виден до 20.15 местного времени, после чего опустился под местный горизонт. Венера взошла в эту ночь в 3.00 по местному времени и была прекрасно видна вплоть до восхода Солнца.


    Рис. 2-18. Расположение планет на 1 октября 1486 года. Ясно видно, что все планеты находятся в точности в тех созвездиях, где они указаны по Апокалипсису.



    Рис. 2-19. 1 октября 1484 года Юпитер действительно был в Стрельце.



    Рис. 2-20. 1 октября 1484года Юпитер деиствовительно был в Скорпионе.



    Рис. 2-21. 1 октября 1484 года Марс действительно был в Близнецах, близко к границе с Тельцом, прямо под ногами Персея.



    Рис. 2-22. Положение Марса в Близнецах, близко к Тельцу, прямо под ногами Персея, на 1 октября 1486 г.


    Рис. 2-23. 1 октября 1486 г. Меркурий действительно был в Весах.




    Рис. 2-24. 1 октября 1486 года Солнце действительно было в Деве.


    Рис. 2-25. 1 октября 1486 года Венера действительно была во Льве.


    Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, что решение 1 октября 1486 года является идеальным со всех точек зрения. В Апокалипсисе действительно поразительно точно зафиксировано расположение планет на 1 октября 1486 года н. э. Из рис. 2-21 ясно видно, что средневековый наблюдатель совершенно верно отметил: Персей «сидит» на Марсе: «Сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Ап. 6:4). Марс действительно был в это время точно под ногами Персея. Это хорошо видно и из рис. 2-22, который является просто фрагментом средневековой карты из «Альмагеста» Птолемея, на которой мы отметили положение Марса на 1 октября 1486 года. Марс оказался в Близнецах, прямо под ногами Персея. И по отношению к линии местного горизонта в районе Босфора, на 23 часа местного времени, Марс тоже оказался в точности под Персеем. Наконец, именно через созвездия Персея и Близнецов проходит ярко светящаяся на ночном небе полоса Млечного Пути, внутри которой и оказался Марс в эту дату, а потому Млечный Путь как бы связал воедино созвездия Близнецов, Персея и планету Марс (рис. 2-22). Наблюдатель отметил это яркое событие.

    Интересен вопрос, почему наблюдатель указал для Марса все-таки созвездие Персея, а не Близнецов. Ведь Персей — не зодиакальное созвездие, а Близнецы — зодиакальное. Дело, по-видимому, в том, что автор Апокалипсиса описывал предстоящий конец света, то есть весьма драматическое событие. А потому подбирал образы, соответствующие духу рисуемой им картины катастрофы. Первая главная планета — Юпитер — оказалась в Стрельце, то есть в «воинственном созвездии», изображаемом с луком и стрелами. Вторая главная планета — Сатурн — оказалась в Скорпионе, то есть в грозном, смертельно опасном созвездии. Третья главная планета — Марс — оказалась в Близнецах, то есть в «мирном созвездии». Но прямо над ним в этот момент оказался Персей — воинственное созвездие с мечом, держащее в руках отрубленную голову страшной Горгоны с развевающимися волосами, взгляд которой обращает в камень все живое (рис. 2-22). И кроме того, сам Марс, как хорошо известно, считался богом войны. Поэтому автор Апокалипсиса выбрал именно Персея с мечом как созвездие, идеально отвечающее обстановке «конца света».

    Становится понятным, почему в Апокалипсисе — в греческом оригинале, согласно прочтению Морозова, — сказано, что Марс «ушел туда, по другую сторону». Из рис. 2—18 отчетливо видно, что Марс действительно находился 1 октября 1486 года по другую сторону от всех остальных планет, которые собрались в одну группу вокруг созвездия Скорпиона. Для земного наблюдателя Юпитер, Сатурн, Луна, Меркурий и Солнце находились по одну сторону небесного свода, а Марс — на противоположной стороне.

    Почему же Морозов отбросил решения 1249 и 1486 годов н. э.? Ответ Морозова прост и искренен. Он написал: «Едва ли кто-нибудь решится сказать, что Апокалипсис написан 14 сентября 1249 года». Решение же 1486 года он даже не обсуждает. Однако теперь, по прошествии более семидесяти лет после исследований Морозова, опираясь на новые результаты, можно уверенно утверждать, что Апокалипсис был написан именно в 1486 году, то есть в эпоху Османского — Атаманского — завоевания.

    Почему именно 1486 год является очень естественной датировкой написания Апокалипсиса? Как хорошо известно, Апокалипсис в основном рассказывает о конце света. Это — его главное содержание. «Апокалипсис и его видения (кроме первых трех глав)… есть изображение последней судьбы мира… имеющее быть при конце мира, должно служить руководством к пониманию предсказаний Апокалипсиса». Но тот год, когда весь средневековый христианский мир со страхом ожидал конца света, хорошо известен в истории. Это — 1492 год н. э., который являлся 7000 годом от Адама по византийской эре. Согласно господствовавшему в то время убеждению, именно в 7000 году должен был наступить конец света. Таким образом, Апокалипсис посвящен событиям, ожидаемым в 1492 году н. э. В первых же строках автор «Апокалипсиса» прямо заявляет: «Время близко» (Ап. 1:3). То есть — 1492 год н. э. (или 7000-й год от Адама) скоро наступит. Напомним, что именно в 1492 году, на фоне ожиданий конца света, Колумб отправился в свое плавание.

    Поэтому независимая астрономическая датировка Апокалипсиса 1486 годом н. э. — то есть 6994 годом «от Адама» — идеально соответствует его содержанию. Получается, что Апокалипсис был написан всего за 6 лет до ожидаемого конца света. Датировка Апокалипсиса концом XV века н. э. идеально соответствует также полученному формальному математическому результату. Этот результат состоит в том, что хронологически Апокалипсис одновременен Пятикнижию Моисея, а не Евангелиям. Напомним, что именно с Пятикнижия Моисея начинается современная Библия. Другими словами, Апокалипсис помещен в Библии рядом с Евангелиями хронологически неправильно. Хронологически он одновременен Пятикнижию, а не Евангелиям. Он написан гораздо позже Евангелий, в которых описаны события XI века.

    Таким образом, описание грядущего конца света выполнено в Апокалипсисе с использованием завуалированной астрономической символики. Впрочем, не исключено, что эта символика была завуалирована лишь в позднейших редакциях.

    Принятая сегодня точка зрения, что Апокалипсис написан Иоанном Богословом, автором четвертого Евангелия, по-видимому, неверна. Напротив, утверждение многих старых церковных писателей, о том, что Иоанн Богослов и Иоанн — автор Апокалипсиса — разные люди, подтверждается независимой датировкой Апокалипсиса. Таким образом, эпоха написания Апокалипсиса и эпоха написания Евангелий — это существенно разные эпохи.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх