• Кривая этногенеза
  • ЭТНОГЕНЕЗ И ПАССИОНАРНОСТЬ

    Кривая этногенеза

    Во всех исторических процессах от микрокосмоса (жизнь одной особи) до макрокосмоса (развитие человечества в целом) общественная и природные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что иногда трудно уловить характер связи. Это особенно относится к мезокосмосу, где лежит феномен развивающегося этноса, т.е. этногенез, понимая под последним, процесс становления этноса от момента возникновения до исчезновения или перехода в состояние гомеостаза. Но значит ли это только то, что феномен этноса – продукт случайного сочетания биогеографических и социальных факторов? Нет, этнос имеет в основе элементарную схему.

    Три наших опыта анализа этногенеза в ранних ракурсах дали тождественные результаты. Социально-политический аспект позволил выделить фазы исторического становления, исторического существования и исторического упадка, с последующим пережиточным или реликтовым прозябанием[6]. Аналогичное деление получилось при исследовании воздействия этноса на вмещающий ландшафт[7] и при этнографическом изучении способов отсчета времени[8]. Выраженная графически кривая этнического развития, если положить на абсциссу время, имела бы не облик синусоиды или циклоиды, а неправильной кривой, у которой в начальных фазах идет резкий подъем до краткого перегиба, а потом длинный спад, все более плавный, либо до естественного затухания процесса, либо до насильственного его обрыва. И вот почему.

    В географическом аспекте этнос в момент своего возникновения – популяция, т.е. группа сходных особей, приспособившая определенный ландшафтный регион к своим потребностям и одновременно сама приспособившаяся к нему. Для поддержания достигнутого этноландшафтного равновесия необходимо, чтобы потомки повторяли деяния предков, хотя бы по отношению к окружающей их природе. В плане истории это называется традицией. Ее можно рассматривать и в социальном аспекте как застойное, консервативное общество, и в биологическом, ибо проф. М.Е.Лобашов открыл это же явление у животных и назвал «сигнальной наследственностью»[9]. Выбор между социальными и естественными дисциплинами делать не стоит, ибо те и другие исследуют явление в разных ракурсах и взаимно дополняют друг друга.

    Но момент рождения краток. Появившийся на свет коллектив должен немедленно сложиться в систему, с разделением функций между членами. В противном случае он будет уничтожен соседями. Для самосохранения он быстро вырабатывает социальные институты, характер которых в каждом отдельном случае запрограммирован обстоятельствами места (географическая обусловленность) и времени (стадия развития человечества). Именно потребность в самоутверждении обусловливает быстрый рост системы, силы же для развития ее черпаются в пассионарности популяции, как таковой. Рост системы создает инерцию развития, медленно теряющуюся от сопротивления среды, вследствие чего нисходящая ветвь кривой значительно длиннее. Даже при снижении жизнедеятельности этноса ниже оптимума, социальные институты продолжают существовать, иногда переживая создавший их этнос. Так, римское право прижилось в Западной Европе, хотя античный Рим и гордая Византия превратились в воспоминание.

    Но что можно откладывать по ординате, если на абсциссе отложено время? Очевидно, ту форму энергии, которая стимулирует процессы этногенеза, т.е. пассионарность[10]. При этом надо помнить, что максимум пассионарности, равно как и минимум ее, отнюдь не благоприятствуют процветанию жизни и культуры. Пассионарный перегрев ведет к жестоким кровопролитиям, как внутри системы (этнической или суперэтнической), так и на границах ее, в регионах этнических контактов. И, наоборот, при полной инертности и вялости населения какой-либо страны, когда уровень пассионарности приближается к нулю, теряется сопротивляемость окружению, этническому и природному, что всегда кратчайший путь к гибели. Итак, пассионарность присутствует во всех этногенетических процессах и это создает возможность этнологических сопоставлений в глобальном масштабе.

    Но перед нами встает другая трудность: еще не найдена мера, которой бы можно было мерить пассионарность. На основании доступного нам фактического материала, мы можем только говорить о тенденции к подъему или спаду, большей или меньшей степени, но во сколько раз? – мы не знаем. Однако для поставленной нами цели это препятствие преодолимо, ибо мы рассматриваем процессы, а не статистические величины. Поэтому мы можем описать явления этногенеза с достаточной степенью точности, что послужит в дальнейшем базой новых уточнений.

    В любой науке описание феномена предшествует его измерению и интерпретации; ведь и электричество было сначала открыто как эмпирическое обобщение разнообразных явлений, внешне не схожих между собой. Однако если характеристика модели этногенеза всеми последователями описывается единообразно, если даже нам удалось уловить энергетическую ее природу, то остается неясной причина самих исходных взрывов или пассионарных толчков. Отмеченные нами особенности: сочетание двух или более ландшафтов[11] и двух и более этнических субстратов легко объяснимы, исходя из энергетической природы этногенеза – необходимости наличия разности потенциалов внутри возникающей системы для их дальнейшей нивелляции. Удобнее всего это просматривается на уровне суперэтноса, так как на меньшие величины воздействуют экзогенные факторы с куда большим эффектом, а это обстоятельство снижает точность построения модели.

    Непривычная для нас кривая проявления пассионарности равно непохожа ни на линию прогресса производительных сил – экспоненту, ни на повторяющуюся циклоиду биологического развития. Видимо, наиболее правильно объяснить ее как инерционную, возникающую время от времени вследствие «толчков», которыми могут быть только мутации, вернее микромутации, отражающиеся на стереотипе поведения, но не влияющие на фенотип. Как правило, мутация почти никогда не затрагивает всей популяции своего ареала. Мутируют только отдельные немногочисленные особи, но этого может оказаться достаточно для того, чтобы возникла новая порода, в нашем случае консорция, которая при благоприятном стечении обстоятельств вырастет в этнос. Пассионарность членов консорции – обязательное условие этого перерастания. В этом механизме – биологический смысл этногенеза, но он не подменяет и не исключает социального смысла.

    В истории этносов мы видим только последовательность событий или социальных конфликтов, фиксируемых источниками. Мотивы поведения персон или групп, а, следовательно, причины событий устанавливаются исследованиями историков. Правильность предлагаемых объяснений проверяется соответствием их фактам. Так применим нашу точку зрения к объяснению загадочного усиления монголов и гибели народа меркит в начале XIII в. От последних остались только осколки среди телесов, телеутов, киреев, башкир и торгоутов[12]. Уже в XIV веке потомков меркитов называли монголами, но до покорения они в число монголов не входили[13]. Их причисляли с разной степенью вероятности и к тюркам, и к самодийцам; последнее представляется более вероятным (о чем ниже), но прямых доказательств за и против нет[14].

    Чтобы пробиться через этот туман, возьмем за основу исследования первый период монголо-меркитской войны с учетом одновременных коллизий, и разберем данные источников по истории монголов XII в. с максимальной степенью подробности. Это покажет нам характер развития монгольского этноса и общества, и место меркитов в истории Монголии. Но нам придется оставить в стороне грандиозные события 1200 – 1218 гг., так как они требуют для описания иного масштаба. Это не повредит работе, ибо для понимания и проверки тезиса нашего материала достаточно.


    Примечания:



    1

    «Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь способ, при помощи которого мышление усваивает в себе конкретное, воспроизводит его как духовно-конкретное». – К. Маркс и Ф. Энгельс, соч., т. XII, стр. 727.



    6

    Комментарии Новиковой О.Г. (к.т.н.) по поводу отсутствующей ссылки №6. В тексте статьи Л.Н.Гумилева «Монголы и меркиты в XII в.» из сборника трудов «Ученые записки Тартуского государственного университета», 1977. – N 416: Studia orlentalla et Antiqua: П. – C. 74– 116 и подписанной автором – Л.Н.Гумилевым, ссылка под номером 6 отсутствует как в самом тексте, так и в ссылках.

    Так, в указанной статье на стр.74 размещена ссылка 5. На следующей странице 75 не имеется какой-либо ссылки. На странице 76 первой указана ссылка под номером 7. Таким образом, предлагаем считать, что ссылка 6 в данной статье случайно пропущена.

    Мы попытались найти ее в сходной по содержанию работе Льва Николаевича. Сравните текст со страницы 76 статьи Л.Н.Гумилева «Монголы и меркиты в XII в.» с текстом другой статьи этого же автора, опубликованной им годом позже в 1978 году «Биосфера и импульсы сознания» (Природа. 1978. No 12. С. 97-105).

    В статье «Монголы и меркиты XII в. Гумилев пишет «Три наших опыта анализа этногенеза в ранних ракурсах дали тождественные результаты. Социально-политический аспект позволил выделить фазы исторического становления, исторического существования и исторического упадка, с последующим пережиточным или реликтовым прозябанием. Аналогичное деление получилось при исследовании воздействия этноса на вмещающий ландшафт (7) и при этнографическом изучении способов отсчета времени (8). Выраженная графически кривая этнического развития, если положить на абсциссу время, имела бы не облик синусоиды или циклоиды, а неправильной кривой, у которой в начальных фазах идет резкий подъем до краткого перегиба, а потом длинный спад, все более плавный, либо до естественного затухания процесса, либо до насильственного его обрыва».

    В нижеприведенном отрывке из более поздней статьи «Биосфера и импульсы сознания» видно, что автор лишь немного отредактировал этот текст: «Этногенез можно рассматривать в разных ракурсах. Социально-политический аспект позволяет выделить фазы исторического становления, исторического существования и исторического упадка с последующим пережиточным или прозябанием (4). Аналогичное деление получается при исследовании воздействия этноса на окружающий его ландшафт (5) и при этнографическом изучении способов отсчета времени (6). Выраженная графически (если отложить на абсциссе время), кривая этнического развития являла бы собой не плавную синусоиду или циклоиду, а неправильную кривую, резко поднимающуюся в начальных фазах до краткого перегиба. Затем идет длинный плавный спад, который прекращается, когда процесс либо естественно затухает, либо насильственно обрывается».

    То есть в тексте первой статьи ссылка № 7 – (7) – Л.Н.Гумилев. Этнос – как явление. – Доклады ВГО, вып.3,1967, стр. 97 – 107 и ссылка № 8 – (8) – Л.Н.Гумилев. Этнос и категория времени. – Доклады ВГО, вып. 15. 1970, стр. 143 – 157. соответвуют ссылкам идентичного текста, указанным во второй статье под № 5 – (5)– Гумилев Л.Н. Об антропогенном факторе ландшафтообразования //Ландшафт н этнос. VII. Вестник ЛГУ, 1967, No 24. и № 6 – (6) – Гумилев Л.Н. Этнос и категория времени //Доклады Геогр. об-ва СССР. Л., 1971. Вып. 15. (Заметим, что в тексте ссылки № 6 была допущена ошибка – опечатка. Должен быть указан 1970 год, т.к. эта статья была опубликована в 1970 году. – сверено по указателю Каримуллина А.Г.).

    Далее во второй статье есть фрагмент текста «…М. Е. Лобашов, например, открыл это же явление у животных и назвал его «сигнальной наследственностью», отмеченный ссылкой №7 – (7) Лобашов М. Е. Сигнальная наследственность //В сб.: Исследования по генетике. Л., 1961. No 1. В более ранней статье «Монголы и меркиты в 12 веке» автор привел совершенно идентичный текст, сопровожденный ссылкой под №9 – (9) М.Е. Лобашов. Сигнальная наследственность. – В сб.: Исследования по генетике, № 1. Л., 1961.

    Таким образом, седьмая, восьмая и девятая ссылки первой статьи соответствуют пятой, шестой и седьмой ссылкам второй, более поздней статьи.

    Поэтому с большой долей вероятности можно предложить считать пропавшей ссылкой № 6 ссылку №4 из статьи Л.Н.Гумилева «Биосфера и импульсы сознания» (Природа. 1978. No 12. С. 97-105) – (4) – Гумилев Л.Н. «Внутренняя закономерность этногенеза» //Ландшафт и этнос. XIV. Вестник ЛГУ. 1973, № 6.



    7

    Л.Н.Гумилев. Этнос – как явление. – Доклады ВГО, вып. 3. 1967, стр. 97 – 107.



    8

    Л.Н.Гумилев. Этнос и категория времени. – Доклады ВГО, вып. 15. 1970, стр. 143 – 157.



    9

    М.Е.Лобашов. Сигнальная наследственность. – В сб.: Исследования по генетике, № 1. Л., 1961.



    10

    Пассионарность – это характерологическая доминанта; это – непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели, причем достижение этой цели, как правило, иллюзорной, представляется данному лицу ценнее даже собственной жизни. Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного человека; она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; и она не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находится именно в составе «толпы», определяя ее потентность и степень активности на тот или иной момент.

    Подробнее см. Л.Н.Гумилев. Этногенез и этносфера – «Природа», 1970, № 1, стр. 46 – 55; № 2, стр. 43 – 50; Этногенез – природный процесс. 1971, № 2, стр. 80 – 82



    11

    Л.Н.Гумилев. По поводу «единой» географии. – Вестник Ленинградского ун-та, 1967, № 6, стр. 124 – 128.



    12

    Г.Е.Грум–Гржимайло. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. П. Л., 1926, стр. 425.



    13

    Рашид–ад–дин. Сборник летописей. М.-Л., 1952, I, I, стр. 77.



    14

    С.А.Козин. Сокровенное сказание. М.-Л., 1941; Палладий (Кафаров). Старинное монгольское сказание о Чингисхане (Юань чао миши). – Труды членов Российской духовной мессии в Пекине. Т. IV. СПб.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх