• СТАТЬЯ ЧТО ТАКОЕ WTL?
  • Программирование на Visual C++

    Выпуск №14 от 14 сентября 2000 г.

    Приветствую вас!

    Выпуск чуть-чуть задержался, в основном из-за суеты этих сентябрьских дней. Но, надеюсь, что вы еще не успели заскучать.

    ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

    Предлагаю вашему вниманию интересное письмо, пришедшее пока я был в отпуске.  В нем затрагивается очень больная тема для всех MFC-программистов:

    Я только что подписался на Вашу рассылку и прочитал весь архив. В первую очередь хочу присоединиться ко всеобщим поздравлениям (хоть и с нескольким опозданием) и поблагодарить Вас за то что принялись за столь нелегкий и, насколько я понимаю, практически бесприбыльный труд. Так уж получилось, что в этой области работает очень много профессионалов и любителей, поэтому вопросов накопилось очень много. Я крайне рекомендую Вам почаще направлять вопрошающих на microsoft.public.ru.vc и microsoft.public.ru.russian.programming, где подобные вещи более уместны. Хоть это и самые активные русскоязычные конференции на тему, но они недотягивают то своих западных конкурентов, поэтому свежая кровь им явно не повредит.

    […] К делу: Может я и ошибаюсь, но насколько я знаком с психологией Microsoft, можно судить, что MFC доживает свои последние дни. Она морально устарела, скорее всего эта библиотека уйдет в небытие "оставлено для совместимости" уже со следующей версией VS. Я очень хочу, чтобы Вы в своей рассылке обратили внимание на WTL (Windows Template Library) – это библиотека шаблонов похожая на ATL, способная частично (или полностью) заменить MFC. Она входит в Platform SDK начиная с Jan'2000. Пока это пробный камень, поэтому практически недокументирована. Microsoft не слишком афиширует ее появление, и те немногие программисты, которые ее используют, вынуждены разбираться во всем самостоятельно. А выгод при ее использовании очень много. Например она значительно дружественнее к WinAPI, который активно рассматривается в рассылке, чем MFC. Возможно с выходом следующей версии VS WTL будет дополнена или даже изменена и выставлена как основное средство разработки приложений в VC, так как больше отвечает предназначению C++ – созданию компактных, быстрых и эффективных приложений. Именно по этим причинам я считаю очень полезным рассмотреть эту библиотеку в рассылке, а в будущем, возможно, уделить ей больше внимания чем MFC.

    (Ярослав Говорунов)

    Итак, есть два вопроса. Вопрос первый – что будет с MFC в будущем?  Вопрос второй : что это еще за зверь – WTL?

    На первый этих двух вопросов не существует однозначного ответа. Если я разверну дискуссию на эту тему в рассылке, то наверное вы не скоро дождетесь ее окончания, настолько это острый вопрос. Скорую смерть MFC предсказывали не раз и не два, но почему-то эта смерть все никак не наступит. Даже наоборот, сейчас трудно найти объявление о найме программиста на C++ под Windows, где не требовалось бы знание MFC (и чаще всего еще и ActiveX/COM). Работодатели задают тон, и поэтому MFC и сейчас так же популярен, несмотря на всю свою нелогичность, неудобство, малонадежность и множество других недостатков. Наверное, пока что его доствоиства (а они, надо признать, все-таки есть) плюс усилия всемогущей Microsoft по его поддержке перевешивают. Да и в обозримом будущем, скорее всего, ситуация мало изменится – в следующую версию Visual Studio (о которой я писал в выпуске №8) MFC, вне всякого сомнения, войдет. Будет ли это в виде "оставлено для совместимости"? Я думаю, вряд ли. MFC cлишком уж широко используемая библиотека. Хотя это, конечно, не более чем мое личное мнение.

    А вот второй вопрос действительно интересен. Неужели появилась достойная альтернатива MFC? Чтобы каждый из вас сам ответил для себя на этот вопрос, хочу предложить вашему вниманию статью Ричарда Граймса, на которую я наткнулся в интернете, и она мне настолько понравилась, что я решил специально для вас ее перевести и опубликовать. Что я и делаю с любезного разрешения автора статьи.

    СТАТЬЯ

    ЧТО ТАКОЕ WTL?

    (Автор: Ричард Граймс) (Источник: iDevResource.com Ltd.) (Оригинал: "What is WTL?" by Richard Grimes) (Пер. с англ. Алекс Jenter)
    Вступление 

    О WTL шепчут уже более года, и был даже пущен слух, что эта библиотека используется внутри самой Microsoft, и что она базируется на ATL. Конечно же, это привлекло внимание сообщества ATL-разработчиков, которые создавали пользовательский интерфейс для элементов управления ATL еще со времени появления ATL 1.1, и обнаруживали, что код, который они писали, был большей частью чистым кодом Win32 GDI. Я могу кое-что вам сообщить: WTL построен по такому же принципу.

    Является ли это разочарованием? Нет, потому что сама ATL – всего лишь тонкая обертка COM, и в этом-то и заключается ее сила. Конечно, вам необходимо знать COM для того, чтобы использовать ATL, но дополнительные усилия, затраченные на изучение ATL пренебрежимо малы по сравнению с теми, которые нужны для освоения COM. Сравните это с другими библиотеками классов, где основной упор делается на изучение самой библиотеки, а что вы фактически будете знать по окончании обучения? Не так уж много о COM, это определенно.

    С WTL все в принципе так же. Вы должны уметь программировать, используя Win32 и GDI. Но если вы это знаете, тогда WTL для вас – не более чем глоток свежего воздуха. Если же вы не имеете представления о Win32 и GDI, тогда лучше вам писать пользовательский интерфейс на VB.

    Что включает в себя WTL? 

    Библиотека имеет основной набор классов для приложения. Заметьте, что хотя у вас нет классов-документов (documents), как в MFC, у вас все еще есть классы-представления (views). В WTL очень много кода, предназначенного для того, чтобы позволить вам манипулировать представлениями, а также легко добавлять ваш собственный код. Существует свой мастер AppWizard, с помощью которого можно легко создавать каркасы SDI-, MDI– и многопоточных SDI-приложений (т.н. Multi-SDI-приложение выглядит, как будто открыто много экземпляров обычного SDI-приложения, но на самом деле это разные окна одного и того же процесса. Примером такого приложения может служить IE или Windows Explorer). Плюс к этому, ваша программа может быть приложением на основе диалога (dialog-based) или на основе представления (view-based). Сами представления могут быть основаны на классе CWindowImpl, на каком-либо элементе управления, или даже на HTML-странице. Вы также можете выбирать, будет ли ваше приложение иметь панель инструментов в стиле IE (rebar), в стиле Windows CE (command bar), или простую (toolbar); можно добавить строку статуса (status bar). Ваше приложение может внедрять элементы управления ActiveX и может быть COM-сервером.

    Есть выбор среди нескольких видов классов-представлений, которые вы можете использовать. WTL представляет классы окон с разделителями (splitter-window), так что вы можете иметь два окна в одном представлении, и классы окон с прокруткой (scroller-window), где окно может быть меньшего размера, чем представление, которое оно отбражает. Существует также некий аналог UpdateUI из MFC, хотя в WTL он работает немного по-другому – основное отличие в том, что вы сами указываете, какие элементы могут обновляться посредством карты сообщений (message map), и вы должны добавить код в ваш класс, чтобы выполнить UpdateUI. Библиотека поддерживает технологии DDX/DDV, которые, опять же, очень похожи на их аналоги из MFC, с той только разницей, что у вас есть карта сообщений, которая реализует DoDataExchange и вам нужно добавлять код для осуществления этой операции.

    Присутствуют теперь и классы GDI. Класс-оболочка HDC очень похож на CWindow в том, что очень тонок, – добавляет мало новой функциональности. Тем не менее, в нем есть поддержка метафайлов и OpenGL. Я думаю, основное применение будут иметь классы-наследники для работы с принтерными контекстами устройства – в WTL есть поддержка печати и даже предварительного просмотра (print preview). Имеются также классы-обертки для GDI-объектов, кистей (brushes), перьев (pens), регионов (regions), и т.д.

    Еще в библиотеке можно обнаружить классы для всех стандартных Win32 и W2K (Windows 2000) диалогов (common dialogs), опять же, хотя эти обертки довольно тонки, они делают задачу выбора шрифта или, скажем, файла действительно простой.

    Старый файл AtlControls.h  был включен из ATL в WTL, и содержит несколько новых классов для элементов управления W2K, наряду с некоторыми классами для элементов управления, не относящихся к Win32, таких как клон панели команд (command bar clone), кнопка с изображением (bitmap button), гиперссылка (hyperlink) и курсор "песочные часы" (wait cursor). […]

    И, наконец, в библиотеке имеются служебные классы, самым значимым из которых является CString. Да, это клон класса CString из MFC, который реализует (насколько я знаю) все его методы. Еще есть класс-оболочка для поиска файлов (find file API) и классы-аналоги CRect, CSize и CPoint.

    Резюме 

    Если вы собираетесь писать Win32-приложение с пользовательским интерфейсом, я рекомендую вам попробовать WTL прежде чем думать об MFC. Если вы пишете код в WTL, он будет меньше в объеме и более эффективен, и вы будете иметь все преимущества поддержки COM в ATL, которая, увы, отсутствует в MFC. 


    Итак, WTL – очень перспективная библиотека на основе ATL, которая, однако, НЕ ИЗБАВЛЯЕТ вас, как программиста, от необходимости знания WinAPI. И я могу привести кучу доводов в пользу такой архитектуры, многие из которых достаточно очевидны. Но, как всегда, есть и аргументы contra. MFC намного мощнее, и имеет намного больше возможностей. Из них, в частности, модель "документ/представление", поддержка документов OLE, автоматизированный обмен данными, пристыковывающиеся панели/диалоги и многое другое.

    Объем кода, который вам приходится писать самому, в WTL больше.

    Не думайте также, что в WTL нет ошибок: как показывает практика, их там тоже полным-полно (я видел список известных на данный момент багов). Библиотека еще сыровата. Так что не следует переоценивать WTL, но и спускать со счетов тоже не стоит. Конечно, она пока не стала стандартом и официально Microsoft не поддерживается. Но, как говорят на западе, things can change. В нашей профессии всегда приходится держать ухо востро на все инновации, т.к. они имеют неприятную особенность становиться стандартами.

    А что касается рассмотрения WTL в рассылке: в принципе я не против, если вы не против. Смущает меня только одно: тем для рассылки становиться настолько много, что впору было бы создавать несколько рассылок, – одну про WinAPI, другую про MFC, третью про WTL, и т.д. Знаю, многие сочтут это просто отличной идеей, т.к. смогут подписаться именно на то, что их интересует. Но, к сожалению, я один, и физически не смогу все эти рассылки готовить, а помощников нет. Конечно, я буду стараться осветить самое важное и интересное. Как кто-то сказал, "нельзя объять необъятное… а если и можно, то только по частям и не сразу" ;) Так что давайте договоримся: пока будем придерживаться общепринятого стандарта – C++, WinAPI и MFC. А WTL (или C#, или чем-то другим) займемся, когда ее название будет фигурировать в объявлениях типа "требуется программист" чаще, чем MFC.

    АНОНС 

    Читайте в следующем выпуске рассылки:

    • Как правильно писать программы на C++: некоторые правила, которые помогут вам писать легко читаемый код.

    • Рубрики "Вопрос-ответ" и "В поисках истины".

    Также планируется в последующих выпусках:

    • CPropertySheet: создание окон свойств и мастеров.

    • Массивы, списки и ассоциативные списки. Общие положения и реализация в MFC.

    • Решение проблемы с OnIdle в dialog-based приложениях.

    • Работа с панелью инструментов. Задание вида кнопок и размещение отличных от кнопок элементов.

    • Постоянные рубрики "Вопрос-ответ", "В поисках истины" и "Обратная связь". 


    До встречи!

    (©Алекс Jenter mailto:jenter@mail.ru) (Красноярск, 2000.)





     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх