И так-то славно дело пошло! Я сижу на мачте верхом, кручу бочку одной рукой...

И так-то славно дело пошло! Я сижу на мачте верхом, кручу бочку одной рукой, другой снимаю с конвейера готовую продукцию, передаю Фуксу, тот Лому, а Лом считает, записывает и выпускает на берег. Часа за три весь остров заселили.

(Александр Некрасов)

Удаленное выполнение программ (глава для начинающих)

O В этой главе:

O История возникновения telnet

O Устройство telnet-сервера

O Настойка telnet-клиента

O Вход в удаленную систему

Пару десятков лет назад о персональных компьютерах никто и мечтать не смел. В то время электронно-вычислительные машины занимали целые помещения (ну если не помещения, то шкафы - точно) и стоили жутко дорого. Как правило, один компьютер покупался целиком на всю фирму (или университет) и обслуживал десятки терминалов.


 

Протокол telnet был разработан в начале 80-х годов в качестве типового метода 8-битной двунаправленной связи между виртуальным терминальным устройством и компьютером. Виртуальным терминал назван для того, чтобы отличать его от обычного (неинтеллектуального, dumb). По мере снижения цен на персональные компьютеры найти неинтеллектуальные терминалы становится все труднее. Многие из них представляют собой просто экран и клавиатуру, соединенные с компьютером через последовательный интерфейс. Персональные компьютеры, оснащенные собственными процессорами, ОЗУ и дисковой памятью, гораздо универсальнее и быстро вытесняют неинтеллектуальные терминалы. Около десяти лет назад, когда я работал в фирме, производящей UNIX-компьютеры, только высшее руководство имело свои собственные ПК, у простых смертных были установлены терминалы, подключенные по каналам со скоростью передачи 9600 бит/с. А счастливые пользователи ПК связывались с центральными UNIX-компьютерами с помощью DOS-версии telnet.

Зан Олифан

Терминалом тогда называли маломощный компьютер, обслуживающий монитор и клавиатуру, а все вычисления выполняла высокопроизводительная [96] ЭВМ. Подобная схема жива и сегодня - именно так функционируют современные суперкомпьютеры, да и не только они.

Программа, выполняющаяся на центральной ЭВМ, получает с терминала исходные данные, выполняет все необходимые вычисления и отправляет результат своей работы обратно на терминал. Ну, чем не классический пример, иллюстрирующий идеальную концепцию ввода-вывода?

Потребность стандартизации взаимодействия терминала с удаленным компьютером возникла еще на заре развития ARPANET, и в результате этого в 1969 году на свет появился протокол telnet (сокращение от telecommunication network protocol - сетевой коммуникационный протокол). С его помощью удавалось осуществить заход на сервер с удаленного терминала, и необходимость иметь аппаратный доступ к узлу (попробуй-ка ее обеспечить!) отпадала. Помимо telnet был разработан и проколол rlogin, впервые появившийся в 4.2 BSD UNIX и предназначавшийся для удаленного управления терминалами между UNIX-узлами. В отличие от универсального telnet, протокол rlogin мог использоваться только в среде UNIX. Это упрощало его программирование, но и ограничивало области применения. Поэтому, в настоящее время протокол telnet по популярности заметно превосходит rlogin.

Оба протокола будут подробно рассмотрены в главе «Протокол telnet и rlogin», здесь же они будут кратко описаны в общих чертах.

Технически удаленный доступ в систему можно реализовать перенаправлением ввода-вывода. В самом деле, какая разница соединен терминал с компьютером проводами или межконтинентальной сетью Internet? С точки зрения прикладных программ терминал всегда остается терминалом, даже если физически не существует в природе. В UNIX любое устройство (в том числе виртуальное) может представляться в виде файла. А файл в свою очередь - это объект, поддерживающий, по крайней мере, две основных операции - чтения и записи данных. Поэтому, Internet-соединение можно представить как некоторый воображаемый файл.

Грубо говоря, все премудрости telnet-сервера сводятся к умению запихать терминальный ввод-вывод в TCP-соединение (хотя теоретически можно создать telnet и на базе UDP протокола). Схематично взаимодействие между telnet-сервером и telnet-клиентом показано на рисунке t26_1.jpg


 Модель взаимодействия telnet-клиента с telnet-сервером

На бумаге все, как всегда, просто, но вот на деле возникает множество непредвиденных сложностей, вынуждающих идти на всевозможные ухищрения. Это вряд ли интересно начинающим, поэтому вернемся к нашим баранам, отослав профессионалов к главе «Протоколы telnet и rlogin», в которой тот описывается во всех подробностях.

На заре развития Internet, когда еще никто не успел додуматься до WEB, а центром сетевой жизни были почта и Usenet, протокол telnet оказался основным средством межсетевого общения. Сегодня же подобный сервис - большая экзотика. И вряд ли сложно догадаться почему - слишком много развелось за последнее время вредителей и вандалов всех мастей, а удаленное выполнение программ - мощное оружие в руках злоумышленника, вот и стали администраторы закрывать ворота на свои сервера.

К счастью, в Internet существует несколько хороших бесплатных telnet-серверов, предоставляющих бесплатный доступ. В книге для большинства экспериментов будет использоваться hobbiton.org, но читатель может выбрать и другой сервер, огромный список которых находится на страничке http://www.telnet.org/htm/places_misc.htm.

Достаточный признак наличия telnet-сервера на узле - открытый двадцать третий порт. Впрочем, далеко не каждый сервер пускает к себе всех желающих. Сразу же после установки соединения запрашивается имя пользователя и пароль, но только в редких случаях удается ввести нечто вроде “guest” (в переводе на русский «гость») или “newuser” (в переводе на русский «новый пользователь»).

Для общения с telnet-сервером потребуется telnet-клиент. Какой именно выбрать - зависит от вкуса читателя, в книге же будет использоваться исключительно telnet.exe, входящий в штатную поставку Windows 9x/Windows NT. Это не лучший выбор и его возможности сильно ограничены, но он всегда доступен любому пользователю, в то время как остальные утилиты еще попробуй-ка, разыщи!


Приложение telnet.exe, поставляемое с Windows 95 и Windows 98, содержит ошибку, связанную с переполнением буфера слишком длинным аргументом командной строки. Это позволяет выполнить любой код на компьютере жертвы, стоит ей кликнуть по ссылке в окне браузера, наподобие telnet://server.com/xxxxxxxx, где “xxxx…” специальным образом подобранная последовательность [97].

До начала работы любого клиента необходимо настроить. Ниже будет показано как это сделать на примере штатного клиента Windows. Остальные же клиенты конфигурируются в той или иной степени аналогично. Запустив telnet.exe, необходимо вызывать диалог «Параметры терминала», активируя пункт меню “~Терминал/Параметры”. Появляется следующее окно (смотри рисунок 059):


Параметры терминала telnet.exe

При работе с telnet-сервером флажок «Отображение ввода» (другой распространенный вариант названия этой опции «Локальное эхо» [98]) необходимо сбросить, иначе все вводимые с клавиатуры символы будут дублироваться. Это происходит потому, что telnet-сервер возвращает клиенту все символы, набранные им с клавиатуры. Не может же пользователь работать вслепую?

Это кажется настолько очевидным, что существование альтернативных вариантов просто не укладывается в голове, но, несмотря на это они существуют! Напротив, в большинстве экспериментов, описываемых в книге, флажок «Отображение ввода» придется устанавливать, поскольку такие сервера как, например, SMTP, POP3, HTTP «молча» проглатывают отдаваемые пользователем команды и возвращают результат своей работы, но не отображают принятые символы на терминале. Однако клиент telnet может самостоятельно выводить на экран все нажатые клавиши, если флажок «Отображение ввода» установлен.

Две следующие опции управляют формой курсора. Значение их определяется вкусами и пристрастиями пользователя. Установка флажка «мерцающий курсор» приводит к миганию, позволяя его легче отыскать на экране. Если же мерцание раздражает - этот флажок можно сбросить.

Форму курсора предлагается выбрать между «простым» и «прямоугольным». «Простая» приводит к появлению на экране символа прочерка, изображенного на рисунке 063. Напротив, прямоугольный курсор занимает всю строку целиком и выглядит так, как показано на рисунке 062.


 Вид курсора при установленном флаге «прямоугольный курсор»

 Вид курсора при сброшенном флаге «прямоугольный курсор»

«Клавиатура VT100» указывает на необходимость эмуляции клавиатуры терминала VT-100, отличающегося от обычных терминалов наличием клавиш-стрелок, управляющими положением курсора. Если этот флажок сбросить, в редакторе vi придется пользоваться клавишами ‘hjkl’, что может оказаться несколько непривычно современному пользователю, поэтому “VT100” лучше всегда держать установленным.

Размер буфера это число строк, которые будет запоминать telnet-клиент, допуская возможность прокрутки окна. Рекомендуется установить достаточно большое значение, иначе вывод результатов работы программы станет уходить «вверх» за окно, и не будет никакой возможности вернуть его назад. Впрочем, в качестве альтернативы telnet.exe допускает протоколирование сеанса работы, - сохранение всех нажатых клавиш и полученной от сервера информации в файле протокола.

Протоколирование - часто необходимая в работе вещь и лучше ее всегда держать включенной. Для этого достаточно открыть меню “~Терминал/Начать протоколирование” и указать имя файла в который будет вестись запись. Закончить сеанс протоколирования можно либо выходом из telnet, либо прекращением протоколирования командой меню “~Терминал/Закончить протоколирование”.

Наконец, шрифты, как и цвет фона окна, задаются каждым по своему вкусу и желанию и на работу терминала ничуть не влияют.

Таким образом, до начала сеанса с telnet-сервером необходимо сбросить флажок «Отображение ввода» и установить «Эмуляция VT100», значения всех остальных могут варьироваться в зависимости от вкусов пользователя.

Врезка «замечание»

В поставку Windows 2000 входит значительно измененный, консольный, telnet-клиент, краткое описание которого находится в главе «Обзор telnet-клиентов». Однако допустимо использование прежнего, графического telnet-клиента, взятого из поставки Windows 95 (Windows 98) или Windows NT 4.x. Для этого достаточно скопировать один исполняемый файл telnet.exe.

Но старый клиент не способен соединится с telnet-сервером Windows 2000, поскольку не поддерживает NTLM аутентификацию, которую настоятельно рекомендуется использовать в целях безопасности. Со всеми же остальными задачами, описанными в этой книге, он успешно справляется.

Следующий эксперимент демонстрирует подключение к telnet-серверу hobbiton.org и регистрацию нового пользователя. Для этого необходимо выбрать пункт меню “~Подключить/Удаленная система”. Когда на экране появится диалоговое окно, изображенное на рисунке 060 в поле «Имя узла» указать «hobbiton.org» (или адрес другого узла, к которому необходимо подключиться на данный момент). Содержимое поля «порт» на данном этапе необходимо оставить по умолчанию, то есть “telnet” или ввести численное значение порта - “23” и выбрать “vt100” в «Типе терминала».


Рисунок 060 Диалог «подключение»

Затем нажать кнопочку «подключить», и пару секунд появится заставка “OpenBSD” [99], и требование ввести имя пользователя и пароль (смотри рисунок 061).


Рисунок 061 Начало telnet-сессии с сервером

Если ввести свое имя и взятый наугад пароль, сервер поругается,- не знаем мы, мол, таких проходимцев, пробуйте еще раз. Для регистрации нового пользователя необходимо в качестве имени ввести “newuser”. Сервер задаст несколько придирчивых вопросов о поле, возрасте, месте проживания и через некоторое время, варьирующиеся от десятков минут до нескольких дней, создаст новый аккаунт и пустит в систему.


Что можно сделать с помощью Perl (глава для начинающих)

O В этой главе:

O История создания языка Perl

O Назначение и возможности Perl

O Демонстрация возможностей Perl


«…программисты слишком часто обвиняют в грехах именно себя. Программистам нужно меньше времени тратить на оправдания. Если программирование не интересно, мы не будем убеждать других стать программистами»

(Ларри Уолл)

Народная молва утверждает, лучше, дескать, один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому, вместо пылкой агитации за изучение языка Perl, ниже будет приведен один маленький, не самый эффектный, но достаточно оригинальный эксперимент. Как известно, большинство серверов новостей Usenet часто сильно перегружены и не отличаются завидной скоростью. А сами конференции порой содержат тысячи сообщений, просматривать которые в on-line весьма медленно и накладно.

Между тем, текстовые сообщения легко сжимаются любым архиватором в несколько раз, - будь сервер малость поумнее, - он мог бы передавать упакованный поток данных на компьютер клиента, заметно уменьшая сетевой трафик.

Но такую операцию не трудно осуществить и самостоятельно: выбрать сервер с быстрым каналом, установить на нем клиентскую программу, которая умела бы читать сообщения из выбранной конференции, упаковывать их и выкладывать на быстрый FTP, поддерживающий докачку.

Ниже приведена одна из возможных реализаций такой программы (на диске, прилагаемом к книге, она находится в файле “/SRC/nr.pl”). В качестве упражнения зайдите telnet-ом на hobbiton.org (смотри главу «Удаленное выполнение программ») и наберите следующий текст в редакторе vi:

· #!/usr/local/bin/perl
· use Socket;
·
· #Настойки по умолчанию
· #$server='mailserver.corvis.ru';
· #$server='oberon.rnd.runnet.ru';
· $server='news.fido7.ru';
· $group='fido7.ru.nethack';
· $listfile='list.txt';
· $msgfile='msg.txt';
·
· print "NNTP Reader Version 2.0 (c) 2000 Kris Kaspersky\n";
· print "Open nf.cfg file…";
·
· #Попытка взятия настоек из файла
· if (open(FH,"nr.cfg"))
· {
· print "OK\n";
· $server=«FH»;
· $server=~ s/\n//;
· $group=«FH»;
· $group =~ s/\n//;
·}
· else
· {
· print "fail\n";
·}
·
· print "Server [$server]:";
· $tmp=«»; if (length($tmp)»2) {$server=$tmp; $server=~ s/\n//;}
·
·
· print "Command (MSG|LIST|EXIT):";
· $tmp=«»;
·
· if ($tmp=~/MSG\n/)
· {
· print "Group [$group]:";
· $tmp=«»;
· if (length($tmp)»2) {$group=$tmp; $group=~ s/\n//;}
· getmsg();
·}
·
· if ($tmp=~/LIST\n/)
· {
· LIST();
·}
·
· if ($tmp=~/EXIT\n/)
· {
· EXIT();
·}
·
· #Сохраняем настойки в файле
· if (open(FH,"»nr.cfg"))
· {
· print FH "$server\n";
· print FH "$group\n";
·}
· close (FH);
·
·
· sub getmsg()
· {
·
· $cmdcount=0;
· print "Connecting to $server…";
· socket(NNTP, PF_INET(), SOCK_STREAM(), getprotobyname("tcp") || 6);
· connect(NNTP, sockaddr_in(119,inet_aton($server))) || die;
· print "ok!\n";
·
· recv(NNTP,$rc,200,0); # Приглашение сервеа
· print "$rc\n";
·
· send(NNTP,"GROUP $group\r\n",0); # Выбор группы
· $group_res=«NNTP»;
· if(substr($group_res,0,3)-411)
· {
· print "$group_res\n";
· die;
·}
· print "$group_res\n";
·
· open(FH,"»$msgfile"); # Открыть файл сообщений
· print FH "$group_res\n";
· $cmdcount=0;
·
· $reader=1; # цикл
· $msgdone=0; # Сообщений прочитано
·
· while($reader)
· {
· send(NNTP,"ARTICLE\r\n",0); # Новая статья
·
· while(substr(($rc=«NNTP»),0,3)!~/\.\r\n/)
· {# Чтение статьи
·
· if (!$rc) {print "Close connection\n";die;}
· print FH $rc;
·}
· print FH $rc;
· $msgdone++; # Следующее сообщение
· print "=$msgdone;\r"; # Протокол на экран
·
· send(NNTP,"NEXT\r\n",0); # Следующее сообщение
· $nx=«NNTP»;
·
· $add=1;
· while($add)
· {
· if (substr($nx,0,1)!~/\./){$add=0;}
· if (substr($nx,0,1)=~/\./){$nx=«NNTP»;}
·
·}
· $nx++;
·
· if ($nx-422) {$reader=0;} # Выход из цикла
·}
·
· close (FH);
·
· if (open(CF,"$msgfile.gz")) # Удалить файл если он уже есть!
· {
· close(CF);
· unlink("$msgfile.gz");
·}
·
· open(FG,"|gzip $msgfile"); # Сжать!
· print "Done\n";
· close(NNTP);
·}
·
· sub LIST()
· {
· print "Connect to $server…";
· socket(NNTP, PF_INET(), SOCK_STREAM(), getprotobyname("tcp") || 6);
· connect(NNTP, sockaddr_in(119,inet_aton($server))) || die;
· print "ok\n";
·
· recv(NNTP,$rc,200,0);
· print $rc;
·
· print "»LIST\n";
· send(NNTP,"LIST\r\n",0);
·
· open(FH,"»$listfile");
· print FH "Server: $server \nLIST:\n";
·
· $cmdcount=0;
·
· while(substr(($rc=«NNTP»),0,1)!~/\./)
· {
· $cmdcount++;
· #if ($debug) {print "$rc«BR»\n";}
· print "=$cmdcount\r";
·
· print FH $rc;
·}
· close (FH);
·
·
· if (open(CF,"$listfile.gz"))
· {
· close(CF);
· unlink("$listfile.gz");
·}
·
· print "Done\n";
· open(FG,"|gzip $listfile");
·
· close(NNTP);
· print "«HR»\n";
·}

Запустите созданный файл командой “perl nr.pl”. На экране терминала появится следующее:

· NNTP Reader Version 2.0 (c) 2000 Kris Kaspersky

· Open nf.cfg file…fail

· Server [news.fido7.ru]:

Нажмите клавишу «Enter» или введите адрес news сервера, с которым хотите установить соединение. Затем появится следующий запрос:

· Command (MSG|LIST|EXIT):MSG

Выберете команду “MSG” для получения всех сообщений заданной конференции, или “LIST” для выдачи списка всех доступных конференций. Если выбрать команду “MSG” программа попросит ввести название конференции, сообщения которой требуется получить:

· Group [fido7.ru.nethack]:

После нажатия “Enter” начнется процесс перекачки сообщений на удаленный сервер. Если он действительно находится на быстром канале, это не займет много времени.

· Connecting to news.fido7.ru…ok!

· 200 ddt.demos.su InterNetNews NNRP server INN 2.3experimental 20-Nov-1998 ready (posting ok).

· 211 418 26550 26967 fido7.ru.nethack

· =55;

По окончании процесса в текущей директории будет создан файл “list.txt.gz” (если был запрошен список конференций) или “msg.txt.gz”, содержащий текст сообщений. Воспользуйтесь любым ftp-клиентом и выкачайте этот файл на свой локальный компьютер. Распакуйте его архиватором gzip (или совместимым с ним Winzip32) и, ради любопытства, сопоставьте размеры файла до и после упаковки, прикинув, сколько же времени удалось сэкономить.

Это довольно мирный пример, показывающий полезность Perl в повседневной жизни. Точно так можно перекачать файл с любого сервера, (например, ftp) не поддерживающего докачку, на сервер докачку поддерживающий.

Применительно к атакам подобная технология позволяет убить сразу двух зайцев. Во-первых, она обеспечивает анонимность (ведь программа исполняется от имени удаленного сервера, везде оставляя его адрес, а не IP злоумышленника), а во-вторых, многие атаки с медленного модемного канала реализовать принципиально невозможно!

Любую атаку можно свести к программной реализации, т.е. последовательность инструкций, работающих либо в полностью автономном, либо диалоговом режиме. В первом случае все необходимые установки задаются однократно до начала атаки, после чего атакующий идет пить кофе, дожидаясь окончания работы программы. А во втором требуется тесное взаимодействие с оператором - выдача промежуточных результатов, анализ ситуации и ввод очередной последовательности команд.

В сетевом программировании большую популярность завоевали интерпретаторы, не требующие предварительной компиляции программы перед ее выполнением. Интерпретаторы позволяют создавать мобильный код, одинаково хорошо работающий под управлением любой серверной платформы, разумеется, при условии, что для нее имеется реализации требуемого интерпретатора, и он установлен в системе.

Существует целое море самых разнообразных интерпретаторов, казалось бы, выбирай, - не хочу. Но большинство из них не сыскало большой популярности и известно лишь узкому кругу приверженцев. Вероятность обнаружить какой-нибудь из них на произвольно взятом сервере близка к нулю, и если нет возможности умаслить администратора системы и уговорить установить интерпретатор полюбившегося вам языка - ничего работать не будет.

Впрочем, существует язык, интерпретатор которого установлен на подавляющем большинстве серверов. Речь идет о Perl. Эта аббревиатура расшифровывается как Practical Extraction and Reporting Language - или по-русски Практический Язык для Извлечения (текстов) и Генерации (отчетов).

Одна из легенд утверждает, якобы Perl был создан Ларри Уоллом для поиска и извлечения сообщений из своей огромной базы конференций Usenet.


Ларри Уолл

Но, на самом деле, все происходило не совсем так. Язык Perl действительно создан Ларри Уоллом, выпустившим первую версию в 1986 году и названную им “Gloria”. К этому его побудило несовершенство существующего инструментария разработки средств управления и мониторинга многоуровневых сетей. Ларри испробовал все - и sh, и awk, и sed, и tr, но их возможностей не хватало для элегантного выполнения поставленной задачи и в созданные скрипты постоянно вносить приходилось изменения.

Врезка «информация»

Аббревиатура “awk” представляет собой первые буквы имен разработчиков языка Альфред Эхо (Aho), Питер Вейнбергер (Weinberger), Брайн Керниган (Kernighan). Синтаксис языка напоминал Си и был ориентирован на обработку текстов. От классического Си, awk отличался поддержкой регулярных выражений, ассоциативных массивов и свободным определением типов переменных и описаний.

В конце концов, Ларри решился создать собственный инструментарий. Он заимствовал все лучшее из существующих языков: форматы вывода были скопированы из BASIC, динамические контексты подарил Lisp, ассоциативные массивы пришли из awk, а синтаксис стал неотличим от Си.

Гибрид оказался удачным и быстро завоевал популярность в компьютерных кругах. Успеху способствовала полная неакадемичность языка, проявляющая в огромном количестве умолчаний, часто запутывающая новичка, но сокращающих размер листинга и за это горячо любимыми всеми профессионалами.

Врезка «замечание»





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх