FERRMA: Плеерофоны: война за кулисами мюзик-холла


Автор: Алексей Стародымов

Порой кажется, что из дополнительных функций мобильника наши соотечественники больше всего ценят не голосовые сервисы, не Интернет и даже не возможность вести съемку, а возможность воспроизводить музыку и слушать радио.

Если присесть в каком-нибудь уютном кафе в центре города и хотя бы полчаса понаблюдать за "человеческим трафиком", легко заметить, что в ушах чуть ли не каждого второго прохожего находятся характерные пластиковые "затычки" с надписью "Nokia", "Samsung" или, допустим, с логотипом компании Sony Ericsson. Все увлеченно слушают музыку или радио, кивая в такт головой и, в особо запущенных случаях, чеканя шаг или даже пританцовывая. Конечно, встречаются индивидуумы, в карманах которых "прописались" отдельные плееры - тот же iPod, iRiver, Sony и так далее и тому подобное, но они пока в меньшинстве. И дело даже не в том, что люди не хотят слушать музыку в высоком качестве с помощью нормальных наушников, а в том, что куда сподручнее носить с собой одно-единственное устройство.

Некоторые ортодоксальные гаджетоманы придерживаются мнения, что даже более-менее дорогие мультимедийные телефоны не имеют права на существование, ибо каждое отдельное устройство, будь то цифровой фотоаппарат или стационарный MP3-плеер, выполняет свою профильную функцию много лучше, чем даже новейший мобильник. Что ж, не стану спорить - в чем-то они правы, хотя средний эксплуататор мобильного телефона не обладает музыкальным слухом и вряд ли сможет отличить звучание CD-Audio от MP3 или WMA даже в домашних условиях, а уж на шумной улице и подавно. Следовательно, мейнстримный вариант оснащения себя любимого карманной "музыкальной шкатулкой" выглядит следующим образом: берется телефон с поддержкой MP3 и слотом для карт памяти, в который вставляется что-нибудь повместительнее. Что касается гарнитуры, то о поиске и покупке переходников с фирменных проприетарных разъемов на 3,5-миллиметровый мини-джек (которые, впрочем, все чаще появляются в комплектациях телефонов) задумываются единицы - многих вполне устраивают комплектные "ушки" с микрофоном.

Скажу больше - не раз сталкивался с тем, что, во-первых, в результате использования переходников в паре с качественными наушниками звук порой не улучшается, а скорее деградирует. Спросите, как такое возможно? Проблема в следующем: да, громкость музыки и ее детализация возрастают, но откуда ни возьмись появляются фоновые шумы и - что особенно раздражает - потрескивания. Так что применение промежуточных звеньев между "ушами" и головным устройством оправдано не всегда (скажем, очень плохо с этим обстоят дела у телефонов Motorola).

Во-вторых, нередко 3,5-миллиметровые разъемы располагаются на пульте управления, который, в свою очередь, "висит" на длинном проводе, подключающемся непосредственно к разъему на телефоне. Взять те же Walkmen'ы от Sony Ericsson: в свое время мне не удалось "спеться" с W950i только потому, что в результате стыковки комплектной гарнитуры с переходником на пульте (~50 см) и наушников KOSS Porta Pro, общая длина провода достигла полутора метров. Не желая быть похожим на мумию с черными бинтами (проводами приходилось в буквальном смысле обматываться), я скрепя сердце сменил телефон. Аналогичная ситуация с продуктами от LG - имеем те же полметра, микрофон и пульт, а вот у Samsung - всего около 10 см, но, естественно, без оных. С музофонами от Nokia поставляются переходники с 2,5 мм на 3,5 мм двух типов: или неудобные длинные с пультом и микрофоном, как у моделей 5700 и 5610 XPressMusic, или малюсенькие пипки (такую можно найти в коробке с 5300). К слову сказать, Windows Mobile-коммуникаторы, многие из которых тоже оснащаются 2,5-миллиметровыми разъемами на корпусе, почему-то отказываются работать с этими аксессуарами финской разработки, тогда как оригинальных гарнитур и переходников от HTC, E-Ten или Asus в продаже не найти днем с огнем - они встречаются лишь на фотографиях, размещенных на иностранных сайтах. Особняком стоит Toshiba Portege G900 - фирменный переходник с микрофоном поставляется с ней в комплекте.

Как видите, с гарнитурами/наушниками/переходниками для мобильных телефонов все очень непросто. Если вы собираетесь использовать гарнитуру с пультом в паре со своими наушниками, будьте готовы к тому, что даже два метра провода здесь - отнюдь не предел. Если переходничок маленький и конструктивно простой, то для смены надоевшей композиции придется извлекать аппарат из сумки или кармана, а для того, чтобы принять входящий звонок, - отключать наушники. Есть еще и третий вариант - купить устройство с 3,5-миллиметровым разъемом на корпусе, тем более что им сегодня оснащаются не только дорогущие Nokia N95/N95 8Gb и N82, но и "середнячки" N81, N76, 5310 XPressMusic и Samsung i450/i550/i560, а также вполне доступный Samsung F250. В этом случае переключать треки все равно придется непосредственно с телефона, зато вы будете застрахованы от шумов и прочих неприятных звуковых артефактов.

Говоря об аппаратных фишках современного мобильника, не стоит забывать, что по своей конструкции он напоминает компьютер в миниатюре - внутри телефона также соседствуют центральный процессор, модули оперативной памяти, флэш-память (вместо HDD) и… в большинстве случаев "интегрированное" аудио: за декодирование и обработку MP3-файлов пока чаще всего отвечает ЦП, для которого это занятие, скажем так, является факультативным. То есть музыка, конечно, играет, но вот качество звука оставляет желать лучшего, да и показатели автономной работы отнюдь не поражают воображение. Каждый производитель пытается выйти из сложившейся ситуации по-своему, правда, ни один из них не афиширует, что же на самом деле находится внутри корпусов и прошивок новых продуктов - гораздо легче (и правильнее с точки зрения маркетинга) сообщить в пресс-релизе, что очередная модель является "самым-пресамым музыкальным решением, порвет студийные наушники и заставит потерять сознание любого меломана", нежели рассказывать неосведомленному "среднему пользователю" о каких-то дополнительных микросхемах, усилителях или невиданных программных алгоритмах.

Компания Sony Ericsson, популяризировавшая концепцию плеерофона, не ставит чипы-"звуковушки" даже в свои самые навороченные продукты - ни W960i, ни W910i (музыкальные флагманы линеек смартфонов и телефонов соответственно) не являются рекордсменами по детализации и громкости звука. А те, кто с нетерпением ждет следующего поколения устройств под брэндом Walkman, вероятно, будут разочарованы: апгрейду подвергнется лишь программный интерфейс, да обновятся и без того отменные комплектные наушники.

Сильной стороной продуктов альянса можно назвать программную составляющую решений. В качестве примера рассмотрим Sony Ericsson W910i. Здесь установлена программа-плеер самой последней редакции - Walkman 3.0, которая поддерживает DRM 2.0 и MTP (Media Transfer Protocol). Она позволяет проигрывать файлы форматов MP3, AAC, AAC+, E-AAC+, WMA и WAV, создавать плей-листы прямо на телефоне или же загружать их с ПК, регулировать тембр звука с помощью пятиполосного настраиваемого эквалайзера и сортировать фонотеку по автору, альбому, жанру или году выпуска альбома. Кроме того, есть возможность отображения обложек альбомов (картинки нужно записывать в теги файлов) или, как вариант, визуализации, поддержка сенсоров движения и функция SensMe, представляющая собой особый вид плей-листов, где музыка отсортирована по настроению. Определять, какие файлы источают радость, а какие предлагают во весь голос зарыдать, предлагается с помощью утилиты Sony Media Manager на ПК.

Так называемый музыкальный треугольник "железо - софт - комплектные аксессуары", присутствие всех вершин которого в конкретном аппарате или платформе гарантирует высокие музыкальные показатели, в телефонах SE является не чем иным, как прямой.

Ситуация с современными телефонами Motorola, к которым можно отнести MOTOROKR Z6/U9 и RAZR2 V8, чем-то напоминает происходящее с японо-шведскими "Гуляками". Разница заключается в том, что в данном случае продуктам не хватает другой "вершины": американский вендор не считает нужным комплектовать свои музыкальные девайсы сколько-нибудь качественными наушниками, а лежащие в комплекте пластиковые "погремушки" подключаются к единственному разъему на корпусе - miniUSB или microUSB. С переходниками, причем даже оригинальными, "моторы" работают не очень хорошо, о чем было упомянуто выше.

Забавно получается: теоретически это чуть ли не сильнейшие музыкальные решения на рынке, но прочувствовать всю их прелесть на практике почти невозможно. Жаль, ведь с "железной" точки зрения продукты телефоны Motorola достойны подражания: симбиоз платформы LinuxJava и высокопроизводительных ЦП с частотой более 500 МГц очень хорошо подходит для музыкальных решений. Отдельно отмечу, что никаких сопроцессоров здесь нет - быстрого центрального вполне достаточно.

Программа-плеер довольно функциональна, но вот дизайн ее оболочки слишком уж прост - после аппаратов Sony Ericsson он, по правде говоря, не воспринимается. Поддерживается DRM 2.0 и MTP, а из форматов "моторы" охотно переваривают MP3, AAC, AAC+, E-AAC+, WMA, realaudio и AMR. Песни группируются по именам композиторов или артистов, жанрам и альбомам, а плей-листы можно создавать в том числе и на телефоне. Эквалайзеры имеются лишь в модели U9. Заслуживает упоминания функция Spatial Audio: при ее активации выходной сигнал усиливается, что приводит к значительному повышению громкости и объемности звука. Для отображения Album Arts их, как и в случае телефонов SE, нужно приклеить к файлам с помощью, скажем, iTunes. Если же обложка отсутствует, то никакой визуализации не предлагается - будет отображаться невзрачная абстрактно-музыкальная картинка.

До "треугольника" осталось совсем чуть-чуть - тот же ROKR E8, который, правда, в продаже пока не появился и неизвестно, появится ли, оснащен 3,5-миллиметровым разъемом и обеспечивает поистине классное звучание. Ну а пока имеем то, что имеем - всего две вершины и, следовательно, прямую…

Компания Samsung подошла к решению вопроса весьма просто и в то же время эффективно. Не секрет, что для очень и очень многих слушателей верна формула "громкость звука = качество звука". Корейцы лицензировали усилитель класса "D" ICEPower Mobile у компании Bang amp;Olufsen и теперь оснащают им все свои новинки - решение не слишком дорогое, а посему ничто не мешает встраивать его везде и всюду и разделять модели на "музыкальные" и "все остальные" исключительно с помощью различных комплектов поставки и дизайна. Подчеркну, что на качество звука этот усилитель не влияет, и главное здесь - громкость, которая примерно на четверть выше, чем у конкурирующих моделей других вендоров. Что до аксессуаров, то с ними у Samsung все в порядке: в комплекте с музыкальными моделями, не имеющими мини-джека на корпусе, идут или переходники, или неплохие наушники, или - что пока редкость на рынке - беспроводные стереогарнитуры.

Стандартный для платформы проигрыватель выделяется в первую очередь системой рейтингов - любую песню можно оценить звездочками в количестве от одной до пяти. Поддерживаются форматы MP3, AAC, AAC+, E-AAC+ и WMA, а фонотека сортируется по следующим критериям: исполнитель, альбом, жанр, композитор, а также наиболее часто проигрываемые треки. Имеется и поддержка отображения обложек альбомов, и MTP, а вот эквалайзеры есть далеко не везде - так, в Samsung F330 BeatZ они отсутствуют.

Со звуком у решений Samsung все хорошо, с аксессуарами получше, чем у Motorola, а вот программный интерфейс лично мне не очень нравится. Почему - сказать трудно, видимо, это личное. И ежели быть объективным, то корейцы выполнили все три условия - телефоны и смартфоны компании можно без оговорок назвать одними из лучших музыкальных решений на рынке.

Компания Nokia тоже экспериментирует с железом, но, в отличие от Samsung, финны зашли в этом нелегком деле гораздо дальше. Первой ласточкой стала Nokia N91, где использовалась пара чипов ASIC (Application Speciifc Integrated Circuit) n2200 (DSP-процессор) и n2000 (усилитель) от Texas Instruments, которые и помогли добиться звука, до сих пор считающегося лучшим среди современных мобильных телефонов. Само собой разумеется, что применять эти отнюдь не дешевые компоненты в мейнстримных продуктах не имело смысла, и в троице 5700, 5310 и 5610 мы видим похожую систему, но с микросхемами подешевле: ASIC AIC33 в качестве "музыкального камушка" и простой усилитель производства TI. В смартфонах Nokia N81 и N81 8Gb, вероятнее всего, тоже применяются усилители и DSP-процессоры - уж больно хорошо они "поют", вот только конкретных данных по этим моделям пока нет.

Что бы ни говорили красивые девушки с тонкими слайдерами и ортодоксальные поклонники телефонов с оранжевой буквой "W", по качеству звука с продуктами из линейки XPressMusic от Nokia не может сравниться ни один аппарат от любого другого производителя. А еще Nokia пытается догнать и перегнать своего извечного конкурента в сегменте музыкальных решений - компанию Sony Ericsson - по качеству комплектных и дополнительных аксессуаров: с недавних пор большинство финских музыкальных продуктов оснащается гарнитурами и наушниками производства Philips. Может быть, они все же чуточку уступают "ушкам" от SE, но в общем и целом заслуживают похвалы.

Программный интерфейс типичного плеера от Nokia рассмотрим на примере модели 5610 XPressMusic (Series40 5th Edition). Ее отличительной чертой является поддержка тем оформления проигрывателя - можно пользоваться как предустановленными вариантами, так и добавить свои. При этом меняется цвет шрифтов, форма клавиш управления воспроизведением на экране, элементы сдвигаются, меняют размеры… Словом - прикольно. Из обыденных функций выделю настраиваемые эквалайзеры, их семь штук, поддержку DRM 2.0 и MTP, Album Arts (и снова - привет, iTunes сотоварищи!), создание плей-листов, сортировку фонотеки по артистам, альбомам, жанрам, композиторам и параметрам (наиболее часто проигрываемые песни, недавние, свежие и т. п.). Поддерживаются форматы MP3, AAC, AAC+, E-AAC+ и WMA. Внешне плеер в 5610, который, кстати, выглядит точно так же, как и в любой другой модели на базе Series40 5th Edition, мне понравился даже больше, чем в W910i. Зато у последнего лучше с функциональностью. Зато Nokia лучше играет…

…и понеслось. Можно было бы написать замысловатый вывод о перспективах развития рынка плеерофонов, о том, что будет через год или два, но, полагаю, не стоит. И так ясно, что единственно верной стратегии развития музыкальных направлений попросту не существует: каждый вендор пытается выделиться чем-то своим, и это прекрасно.

Ведь и у каждого из нас, покупателей, свои приоритеты - одним подавай громкость (как, например, мне), другие ценят детализацию, а для третьих основой основ является гибкий и приятный интерфейс… Ну а если человек предпочел "телефон с MP3" отдельному плееру или же вообще домашней стереосистеме, его вряд ли волнуют 10-20% громкости, эргономики или качества, которые может дополнительно предоставить та или иная модель. Главное - музыка всегда с собой.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх