Апгрейд на ходу


Автор: Сергей Вильянов

Поставив задачу "понять Россию", я за один только апрель объехал/облетел четыре города - Казань, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург и Саратов. До полной картины происходящего в стране еще, конечно, далеко, однако сквозной набор "похожестей" позволяет приступить к укладыванию мозаики.

Больше всего впечатляет рост благосостояния трудящихся. Россияне окончательно отбросили страхи по поводу несовместимости импортных автомобилей с отечественными дорогами и дружно пересаживаются на иномарки. Конечно, где-нибудь в Верхнем Волочке Тверской области процентная доля фанатов продукции ВАЗа несколько выше, чем в Ростове и Казани, но даже в небогатом и славящемся жуткими дорогами Саратове приличных авто становится все больше. Это заметно не только при изучении улиц города: например, один из "народных" автосалонов, много лет державший на витрине исключительно "жигули" всех цветов и модификаций, внезапно стал выставлять одни Fiat'ы да SsangYong'и. Собирают их, правда, по соседству - в Татарстане, но все равно машины-то другие. Глядя на симпатичные ценники "ссанг-йонгов", снова подумалось - почему в начале продвижения марки в России никто не посоветовал корейцам заменить вторую буковку "s" на "h"? Знатоки бы похихикали и забыли, а в широких массах слово "шанг" вызывает гораздо меньше игривых ассоциаций, нежели "ссанг". Вот кто сейчас помнит, что супчики "доШирак" изначально в отечественной рознице назывались "доСирак" и продавались из рук вон плохо?

Наряду с автомобилями сограждане интересуются всеми видами недвижимости, цены на которую в регионах растут быстрее, чем в столицах. В это трудно поверить, но сегодня жилплощадь в Казани и Ростове можно поменять на равноценную в ближнем Подмосковье, а через полгодика - если рост не притормозит - крупные областные центры начнут наступать на хвост спальным районам Москвы. Местные во всем винят москвичей, скупающих квадратные метры, но мне кажется, что и аборигены немного "виноваты" в происходящем. Время массовых переездов (за бугор, в Москву, в Питер), похоже, заканчивается, а усиливающийся кадровый голод заставляет региональных работодателей держаться за вменяемых сотрудников. Соответственно, растет платежеспособный спрос на жилье, места под которое в черте города обычно катастрофически мало. И все же самыми лакомыми для застройщиков со связями, способных застолбить участок в центре, стали не собственно квартиры, а первые два этажа в возводимых зданиях. Ведь их в Казани и Саратове можно сдавать под магазины и офисы не дешевле, чем в крупных европейских городах, зарабатывая уйму денег еще и на дополнительных сервисах, вроде добровольно-принудительной наружной рекламы "бизнес-центра" и доступа в Интернет.

Потребительский бум, колоссальный спрос на автомобили, бурное строительство, - и все это далеко за МКАДом. Неужели в зомбоящике не врут, что Россия действительно шагает в светлое будущее семимильными шагами? И да, и нет. Сейчас действительно все гораздо лучше, чем десять лет назад. Но надо хорошо понимать, что в последние годы существования СССР и года так до 2000-го никто не вкладывал средства в вещи системообразующие. Поэтому по всей России люди ежедневно стоят в диких автомобильных пробках, кое-как фильтруют мутную гадость, вытекающую из водопроводного крана, прыгают через ямы на тротуарах, тратят кучу денег на источники бесперебойного питания или ремонт электротехники и плюются от падающего уровня компетентности сограждан на всех уровнях. В результате страна напоминает затюнингованную вазовскую "десятку", которая с десяти метров почти неотличима от корейского одноклассника, но внутри представляет собой раздраконенную неизвестными левшами "копейку". Да, ездить в ней относительно удобно, и на трассе это чудо техники развивает приличную скорость, однако на сколько еще хватит ресурса старого мотора и подвески - лучше даже не задумываться. А тревожные звоночки раздаются со всех сторон. Так, в уже неоднократно упоминавшемся Ростове-на-Дону в конце прошлого года из-за тотального износа закрыли Ворошиловский мост, по которому жители Азова, Батайска и других городов на левом берегу Дона обычно добирались на работу в областной центр. К счастью, есть еще два моста, но основные схемы движения транспорта были завязаны именно на Ворошиловский, так что город "стоит" чаще обычного. По словам местных жителей, восстанавливать старый мост бестолку - надо строить новый, по соседству. А в Саратовской губернии этим летом планировалось закрыть главный мост через Волгу, который даже по официальным данным изношен на 60%. У него есть свеженький собрат, но тот, во-первых, еще недостроен, а во-вторых, с центром Саратова его связывает узенькая двухполосная дорога, по которой и сегодня в час пик проехать невозможно. В результате закрытие моста волевым решением перенесли на следующий год, и хочется верить, что старик действительно продержится.

Можно ли уверенно мчаться вперед на исчерпавшей ресурс машине по разваливающемуся мосту? Наверное, нет. Но мы пропустили все возможные плановые ТО, а теперь, ввязавшись в новую гонку, вынуждены ремонтировать и автомобиль, и дорогу под ним буквально на ходу. И, что самое интересное, у нас опять может получиться!

А в мае я планирую побывать еще в Екатеринбурге и Новосибирске.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх