Мечеть Сулеймание в Стамбуле

Подобно тому, как в древности семь городов оспаривали право именоваться родиной великого Гомера, так и в разных местностях Малой Азии и Балкан существует множество претендентов на право называться родиной великого зодчего Ходжа Мимар Синана (1489–1578).

Турки говорят, что Синан был сыном христианского мастера из города Кайсери и еще в детстве был отнят у родителей и обращен в янычары. Болгары убеждены, что Синан родился в родопском селе Широка Лыка и был по национальности болгарином. Но, как бы то ни было, творчество Синана, как и творчество других великих мастеров искусства, принадлежит всему человечеству.

Известно, что Синан действительно в юности служил в янычарском корпусе, который набирался из детей христиан. Их насильно отбирали у родителей, обращали в ислам и растили верными слугами султана. Янычары составляли отборную султанскую гвардию, что, впрочем, не мешало им, подобно преторианцам в Древнем Риме, время от времени устраивать перевороты и свергать неугодных султанов, сажая на трон выходцев из своей среды.


Мечеть Сулеймание


Синан получил инженерное образование и некоторое время состоял в войске султана в качестве военного инженера. За свою долгую жизнь (он прожил более 90 лет) великий архитектор построил более ста больших и малых мечетей, нескольких десятков духовных училищ (медресе), более тридцати дворцов. По его проектам возводились бани (хаммам), мавзолеи (тюрбе), больницы, караван-сараи, акведуки и мосты. Но лучшим творением Синана стала всемирно известная мечеть султана Сулеймана (Сулеймание) в Стамбуле. Она была построена в 1555–1566 годах в качестве личной мечети султана Сулеймана I Великолепного. Занимая вершину холма, господствующего над Золотым Рогом, эта мечеть по справедливости считается лучшим украшением города.

Подобно другим великим творениям Средневековья, мечеть Сулеймание имеет свою легендарную историю. Вот что рассказывает по этому поводу известный турецкий историк и географ XVII века Эвлия Челеби.

Султан Сулейман хотел, чтобы новая мечеть стала чем-то вроде памятника его великолепному царствованию. Его очень раздражало, что строительство затянулось, и он не раз давал Синану понять, что тот может кончить свои дни так же, как зодчий Аяз, который был казнен султаном Мехмедом II за слишком медленную работу над одним из строившихся по его указу зданий. Наступил момент, когда Сулейман вообще решил прекратить строительство. Но тут произошло неожиданное событие: иранский шах Тахмасп прислал Сулейману богатые подарки, в том числе ларец с драгоценными камнями. «Я слышал, что тебе не хватает сил завершить мечеть, и поэтому ты решил ее больше не строить, – писал шах. – Основываясь на нашей дружбе, я посылаю тебе эти дары и камни. Употреби их, как тебе захочется, но постарайся все же закончить начатое, а я таким образом внесу свою долю в твое благочестивое дело».

Сулейман расценил письмо как откровенную насмешку и пришел в бешенство. Он приказал раздать дары шаха стамбульским уличным торговцам, а ларец с драгоценностями вручил Синану, сказав: «Эти сверкающие камни, которые будто бы считаются дорогими, не имеют никакой цены рядом с простыми камнями моей мечети… Возьми их, смешай с остальными и употреби в строительстве». Синану ничего не оставалось, как выполнить приказ разгневанного владыки. Дары Тахмаспа украсили грани и розетки одного из сооружавшихся минаретов, который позже получил название «Драгоценный»…

Вероятно, рассказ Эвлии Челеби – всего лишь легенда, однако достоверно известно, что на строительство мечети Сулеймание были истрачены колоссальные суммы, которые позволяют применять эпитет «драгоценный» не к одному только минарету, но и ко всему сооружению. Однако подлинная художественная ценность творения Синана столь велика, что ее невозможно исчислить никакими деньгами. Мечеть Сулеймание восхищает своей монументальностью, выдающимся мастерством планировки, внутренней отделкой.

Изучив архитектурные особенности константинопольского храма Святой Софии, где круглый купол венчает прямоугольное пространство, Синан нашел возможность совместить их с мусульманской архитектурной традицией. По размерам мечеть Сулеймание приближается к своему знаменитому предшественнику: высота купола – 53 м, диаметр – 26,5 м. В плане мечеть представляет прямоугольник размером 69–63 м. Высота здания от пола до вершины купола – 71 м.

Во внешнем дворе мечети (его длина составляет 190 м, а ширина – 130 м) растут гигантские вековые платаны и кипарисы. По углам двора возвышаются четыре минарета. Это – особенность мечети Сулеймание: она стала первой стамбульской мечетью с четырьмя минаретами. По преданию, они возведены в знак того, что Сулейман был четвертым султаном после завоевания турками Константинополя. Десять балконов на минаретах символизируют другое число: Сулейман был десятым султаном с момента образования Османской империи.

Во внутренний двор ведут трое больших деревянных дверей, покрытых резьбой с перламутровыми вставками. Внутренний двор мечети, выложенный мраморными плитами, окружает галерея с 24 колоннами и стрельчатыми арками из белого и розового мрамора. Две колонны, обрамляющие вход в мечеть, высечены из красного порфира, десять колонн – из белого мрамора, а остальные двенадцать – из розового гранита. Все колонны увенчаны изящными капителями из резного мрамора. В центре двора расположен фонтан для омовений.

Внутреннее пространство мечети поражает своей беспредельностью. Стены украшены орнаментом и изречениями из Корана. В окнах горят цветные витражи. Мраморный михраб обрамляют большие майоликовые розетки с белой арабской вязью на синем фоне. Минбар – кафедра для проповедника – так же, как и михраб, изготовлен из резного мрамора и напоминает, скорее, искусно сплетенные кружева, чем холодный камень. Надписи из Корана на стенах мечети исполнены каллиграфом Хасаном из Карахисара, а витражи изготовлены мастером Ибрагимом по прозвищу Серхош («Пьяница»).

«Выдающееся мастерство Синана блестяще проявилось во внутренней планировке и убранстве Сулеймание, – пишет Ю. Миллер в книге «Искусство Турции». – Первое, что охватывало входившего внутрь, – это чувство беспредельного пространства. Пройдя высокие сводчатые боковые галереи, он оказывается в молитвенном зале с уходящей ввысь перспективой купола, поддерживаемого четырьмя гигантскими арками. Декорировка зала была необычайно богатой даже для того времени. Колонны и подпоры высечены из ценных пород камня и покрыты причудливой резьбой, купола и своды расписаны сложнейшими узорами из цветов, листьев, стеблей, переплетающихся с буквами коранических формул. Четко рисуются дуги больших и малых арок, выложенных по старой ближневосточной традиции белым и цветным камнем».

Купол мечети покоится на четырех квадратных массивных столбах, между которыми установлены четыре гранитные колонны, увенчанные белыми мраморными капителями. Высота колонн составляет около 29 м, диаметр у основания – 4 м.

В саду за мечетью располагается кладбище, где находится мавзолей султана Сулеймана I Великолепного, также построенный по проекту Синана. Мавзолей окружает крытая галерея с 29 тонкими, изящными колоннами. Купол опирается на восемь мраморных и порфировых колонн и расписан узорами, сплетающимися в сплошную изящную сетку.

На этом же кладбище погребены султаны Сулейман II и Ахмед II, а также легендарная Роксолана – жена Сулеймана I. Эта женщина сыграла важную роль в истории Османской империи. Взятая в плен во время одного из набегов крымских татар, то ли украинка, то ли полька (некоторые источники называют ее настоящее имя – Анастасия Лисовская), она стала влиятельнейшим лицом в государстве Сулеймана и оказывала немалое влияние на политические дела. Страстно влюбленный в нее султан, повинуясь ее желанию, приказал умертвить своего любимого сына Мустафу. В результате трон после него занял сын Роксоланы – Селим II Пьяница.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх