БАЙКИ ИЗ СКЛЕПА

В общем, пещера показала себя с некрасивой стороны — у Ольги Ишмитовой аура сильно пострадала. От светящейся сине-голубыми тонами ауры у нее осталось два-три клочка. Причина совершенно очевидна: «пещера забрала ее энергию». Но самое важное не это: когда О.И. теряла сознание, перед глазами у нее стояли какие-то треугольники или пирамиды. Это уже серьезно. Пришлось обратиться к Аруну, который и показал свою фотографию, но не пещеры, а горы Кайлас в Гималаях.

«Я пригляделся к фотографии, поднял голову и тут же сказал:

— Это не гора, это пирамида.

_,…?

— Это пирамида, а не гора. Таких гор не бывает.

— Очень похоже на искусственное сооружение, но на очень необычное. Даже не пирамида, а что-то типа пирамидоподобного сооружения, — не унимался я.

_…,?

— Иакова высота горы Кайлас?

— 6666 метров.

— Ничего себе! Вот это пирамидка!»


НАША СПРАВКА:

На географическом атласе существует два топонима Кайлас. Один из них — хребет Кайлас, второй — гора Кайлас, входящая в состав этого хребта. Это та самая гора, которую имеет в виду доктор Мулдашев, причем у нее два названия — Кайлас и Кангрибоче. «Атлас мира» (изд. Федеральной службы геодезии и картографии, М., 1999), однако, указывает ее высоту — не 6666, а 6696 метров. Гора по форме действительно напоминает пирамиду, точнее конус с неровными краями. Это неудивительно, поскольку практически все горы имеют подобную форму, что элементарно объясняется действием гравитации. Даже если на стадии образования гора имеет форму граненого стакана или перевернутого унитаза, со временем края осыпаются и гора приобретает форму неровного конуса. Как исключение можно говорить о горах в виде перевернутой чугунной ванны, которая после осыпания грунта превращается не в конусообразную гору, а в хребет. Кстати, просвещенная Блаватская в своем «Теософском словаре» дает несколько другое определение Кайласа: «В метафизике — «небеса», обитель богов, географически — горная цепь в Гималаях, севернее озера Манасаровар, называемого также озером Манаса». Именно основываясь на Блаватской, уфимский офтальмолог и считает, что эта гора и есть Город Богов.


Итак, Мулдашев узнал о горе Кайлас. Монах Арун рассказал экспедиционерам, что это не просто гора, а центр тантрических сип планеты, что Кайлас управляет жизнью и поступками индийцев и прочих тибетцев, обладает невероятной силой и, как пишет офтальмолог, «очевидно», является супергромадным и супервеличественным монументом древности, вокруг которого располагаются другие многочисленные пирамидальные образования.

Вообще, это «очевидно» является ноу-хау автора. Он рассматривает фотографию, беседует с парой-тройкой аборигенов, читает Блаватскую, что-то там думает, потом что-то еще придумывает, потом говорит, что это «очевидно», и в дальнейшем считает свою идею доказанной. В следующих частях книги он напишет: «как мы уже знаем», гора Кайлас (или пятиметровые атланты, или асури) является тем-то и тем-то.

Кстати, я был не совсем прав, когда обсуждал мулдашевские и совхозную асури. Монах Арун все же уточнил, что асури — это бестелесные существа, которых увидеть могут только йоги, и напоминают головастика с закругленной головой и хвостом. Они мелкие и питаются энергией человека и других живых существ, и именно эти асури разрушили ауру членов экспедиции в пещере.

«Мы стали прощаться. Я уже знал, что на следующий год мы пойдем на Тибет, в район горы Кайлас, чтобы искать Город Богов. А может быть, побываем и в „Долине Смерти“.

Неожиданно навалилась усталость. Когда мы уходили, казалось, что асури гонятся за нами».

Слава Кайласу, в этот раз обошлось. Усталость прошла, асури отстали, офтальмолог Мулдашев вернулся в Уфу и пошел в книжный магазин за глобусом.

НИТКИ НА ГЛОБУСЕ

Приятная штука глобус. У меня тоже стоят дома целых два глобуса, один с нанесенными границами государств, другой физический, только с морями, реками и горами. Если пользоваться глобусом, можно обнаружить много любопытного. Например, однажды я летел на конференцию в Канаду и в иллюминатор вдруг увидел заснеженный берег, а около него — множество расколотых льдин. С чего бы это, ведь если по карте соединить Москву с Монреалем, по дороге нет ничего ледяного, вполне теплые воды и земли. Но если взять нитку и соединить эти города на глобусе — а именно такая нитка и будет обозначать реальный маршрут полета самолета, то нитка задевает юг ледяного острова Гренландия, которую я, очевидно, и наблюдал. Нечто в этом роде произвел и Мулдашев.

Он взял нитку, прикрепил ее к горе Кайлас на глобусе и протянул ее к острову Пасхи. По дороге нитка пересекла месторасположение египетских пирамид. А если провести нитку к острову Пасхи иначе, то она проходит через пирамиды майя в Мексике, пишет автор. А если проколоть глобус спицей на месте горы Кайлас и провести через центр Земли, то она выйдет из острова Пасхи. Мы попробовали повторить его важное наблюдение. Между прочим, глобус портить для этого не надо. Достаточно проделать несложные вычисления. Остров Пасхи лежит на 27-м градусе южной широты и 110-м градусе западной долготы. Противоположная ему на глобусе точка будет лежать, разумеется, тоже на 27-м градусе, но уже северной широты, и на 180 — 110 = 70-м градусе восточной долготы. Горы Кайлас там нет и в помине, до нее тысячи километров.

Непонятно также, какие пирамиды Мексики имеет в виду автор — в этом районе находятся десятки, если не сотни пирамид, разброшенных на довольно большой территории. Конечно, какая-нибудь и может оказаться на пути нитки, но почему именно эта? Доктор медицины вообще очень привязан к пирамидам в Центральной Америке, все время вспоминая про Храмы Солнца и Луны и называя их пирамидами майя. Придется высказаться и по этому вопросу.


НАША СПРАВКА

Начнем с майя. Вот что пишет о них Я.Н. Нерсесов в книге «250 веков доколумбовой Америки» (издательство «Мирос»). Первым индейским народом, с которым столкнулись в Центральной Америке испанские конкистадоры, были майя — одна из вечных загадок древней Америки. Их великий гений создал самый точный в мире календарь, неповторимую иероглифическую письменность и колоритную живопись, необычайно причудливую каменную скульптуру и величественные архитектурные памятники. Майя использовали в математике понятие нуля раньше индусов и арабов, но они так и не узнали преимуществ развитого скотоводства, тягловых и вьючных животных, плуга, колеса, металла (привозные золото и медь не в счет), цилиндрического арочного свода в домостроительстве и многого другого, столь привычного цивилизациям Старого Света. Монументальные строения майя выполнены исключительно мускульной силой человека при помощи примитивных орудий труда из дерева, камня и кости. Кто они, создатели этой неповторимой культуры древней Мексики? «Греки» Нового Света?

Сегодня известно около 1000 различных памятников культуры майя — древних городов, поселений и отдельных сооружений. Эта великая цивилизация возникла еще в конце I тысячелетия до н.э. и просуществовала до начала XVI века н.э. В истории майя принято выделять два периода: Древнее Царство (IIX вв.) — время расцвета и Новое Царство (X—начало XVI в.) — майя-тольтекский период.

Остановимся на одном любопытном факте. Как известно, майяские пирамиды, в отличие от древнеегипетских, не были пирамидами-усыпальницами или гигантскими гробницами вождей (верховных жрецов), кроме одной, найденной в древнем городе Паленке в 1945 году мексиканским археологом А.Русом и названной пирамидой Храма Надписей (на вершине пирамиды, высота которой 23 м, находится храм с надписями). Глубоко внутри этой пирамиды была спрятана каменная гробница верховного вождя (верховного жреца или правителя?) майя (объемом 7 ми весом 20 т), к которой можно было спуститься по извилистому многоступенчатому коридору. Перед входом в гробницу лежало шесть скелетов, принесенных в жертву представителей майяской знати. В глубине гигантского саркофага обнаружены останки знатного мужчины и драгоценности: нефритовые бусы, кольца, браслеты, серьги и др.

Что касается письменности майя, до нас дошло лишь несколько экземпляров их рукописей. Все они написаны на бумаге, изготовленной из луба фикуса, поверхность которого покрывалась клейким составом и белой известью, что напоминает древнейшие методы выделки бумаги в Китае и Японии в VVIII веках. На подготовленную таким образом поверхность с обеих сторон с помощью волосяной кисточки растительными и минеральными красками наносили сложные иероглифические знаки и многоцветные рисунки. После написания текста и выполнения рисунков манускрипт складывался наподобие веера, складки как бы отделяли одну страницу от другой. «Книгу» помещали в деревянный или кожаный футляр.

Долгое время иероглифы майя не поддавались разгадке. Только в середине XX века, в 1951 году, выдающийся советский ученый Ю.В. Кнорозов расшифровал письменность майя.

Значительны достижения майя в области астрономии. Наблюдение за небесными светилами они вели сквозь длинные и узкие прорези окна, своего рода «прицелы», направленные на важные астрономические объекты на небосводе — точки восхода и захода Солнца и Луны в переломные дни времен года (21 марта и 23 сентября — дни весеннего и осеннего равноденствия; 22 июня и 22 декабря — дни летнего и зимнего солнцестояния). Им были известны планеты (Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Меркурий) и созвездия (Плеяды, Скорпион, Малая Медведица, Близнецы), Млечный Путь. Наиболее известные астрономические «обсерватории» найдены в Тикале, Копане, Паленке, Вашактуне, Чичен-Ице и Майяпане.

Майя создали точный календарь, который был особенно необходим для ведения земледельческих работ. Календарь майя состоял из восемнадцати 20-дневных месяцев и 365-дневного года. По точности исчисления он ближе всего к современному. Ни у одного народа не только Нового, но и Старого Света не было тогда такого точного календаря! Вот сравним данные о протяженности года наиболее известных календарей:

юлианский календарь 365,251000 дня; григорианский календарь 365,242500 дня; календарь майя 365,242129 дня; современные астрономические исчисления 365,243298 дня.

Культура майя погибла. В результате ожесточенных междоусобиц в XV веке на полуострове Юкатан образовалось более десятка мелких городов-государств, постоянно враждовавших друг с другом. Правители городов, расположенных в разных частях страны, «делали друг другу пищу безвкусной»: один, заняв побережье, не давал рыбы и соли другому, а тот, в свою очередь, не разрешал поставлять противнику дичь и фрукты.

Опустошительные междоусобные войны постепенно разоряли страну и привели к упадку культуры майя. С конца XV века над потерявшими былую мощь юкатанскими майя (жившими на полуострове Юкатан) нависла угроза завоевания достигшим к тому времени наивысшего расцвета государством ацтеков. А 3 марта 1517 года здесь появились европейские завоеватели.

Испанцы, вооруженные огнестрельным оружием, закованные в стальные латы, сражались против индейцев, одетых в хлопчатобумажные «панцири», подбитые ватой, единственным оружием которых были копья и стрелы с обсидиановыми и кремниевыми наконечниками. Дольше всех в Мексике сопротивлялись европейским захватчикам именно майя. Островной город Тайясаль, на озере Петен-Ица, укрытый непроходимыми джунглями, пал лишь в 1687 году!


Но самое интересное для нас при обсуждении творений Мулдашева то, что к строительству огромных пирамид Солнца и Луны, о которых частенько вспоминает Мулдашев, майя-то никакого отношения не имели! Их постройки намного меньше. А пирамиды Солнца и Луны построил народ ольмеки задолго до появления здесь майя. Разумеется, трудно отрицать участие в сооружении этих пирамид также атлантов в состоянии сомати и лично г-жи Блаватской, но Я.Н. Нерсесов в той же книге считает иначе. Вот что он пишет.

Одна из древнейших и самобытнейших культур — загадочная культура ольмеков с юго-восточного побережья Мексики (штаты Веракрус и Табаско). Здесь, во влажных и жарких тропических низменностях, в I тысячелетии до н.э. жили ольмеки (условно переводится с ацтекского языка «жители страны каучука» или с майяского — «люди рода Улитка», что вернее). Мексиканские легенды связывают их появление с пришельцами, неожиданно приплывшими сюда на лодках вдоль побережья Мексиканского залива с севера. Как все было на самом деле, сегодня установить трудно. Своего расцвета культура ольмеков достигла в VIII-IV веках до н.э.

Внезапно появившись, ольмеки столь же неожиданно в III веке н.э. исчезают. Скорее всего, они растворились среди новых племен, пришедших в эти места.

Значительны культурные достижения ольмеков: они применяли агроклиматический календарь, были знакомы с основами письменности, астрономии, возможно, математики, создали удивительные архитектурные памятники. Вопрос о влиянии культуры ольмеков на развитие культуры соседних народов и на дальнейшее культурное развитие Центральной Америки носит спорный характер, и однозначно ответить на него затруднительно.

Когда Римская империя уже клонилась к закату, Теотиуакан («Город богов» — привет доктору офтальмологии!) достиг своего наивысшего расцвета. Эта одна из наиболее развитых культур Мексики I тысячелетия н.э. возникла в благоприятных природно-климатических условиях долины Мехико. Столица государства Теотиуакан располагалась на берегах большого озера Тескоко, и в этом огромном городе площадью почти 20 кв. км могло проживать около 50-70 тысяч человек.

В Теотиуакане были возведены два грандиозных здания — Храм Солнца и Храм Луны. Оба храма размещались на ступенчатых пирамидах. Пирамида Храма Солнца представляет собой колоссальное пятиярусное сооружение, высота которого достигает 64,5 метра, а длина сторон основания — 211, 207, 217 и 209 м, общий объем — 993 м. Сейчас доказано, что не менее 20 тысяч человек строили пирамиду в течение 20-30 лет. Высота пирамиды Храма Луны — 42 метра. Впрочем, по поверью, они созданы мифическими гигантами, предками людей. Надо полагать, мулдашевскими лемурийцами и атлантами с помощью тантрических сил и эффекта Кирлиан. И надо еще поискать, нет ли где-нибудь на глобусе каких ни на есть заметных сооружений. Хватило бы ниток!

И вот, теперь наши геометры протянули свою нитку к острову Пасхи по несколько другому направлению и наткнулись на монумент Стоунхендж в Англии. Эге, сообразили они, это не случайно! Ведь Стоунхендж — это наверняка одно из мест приложения мантрической силы асури в состоянии сомати! Кстати, а как на самом деле?


НАША СПРАВКА

Это древнее сооружение расположено в Англии. Сейчас археологи сошлись во мнении, что этот архитектурный памятник возведен в три этапа между 3500 и 1100 годами до н.э. Стоунхендж I представлял собой кольцевой ров с двумя залами и, возможно, служил кладбищем. По кругу вдоль наружного вала расположены 56 маленьких погребальных «лунок Обри», названных так в честь Джона Обри, который первым описал их в XVII веке. К северо-востоку от входа в кольцо стоял громадный, семиметровый Пяточный камень. При строительстве Стоунхенджа II была проложена земляная аллея между Пяточным камнем и входом. Были возведены два кольца из 80 огромных каменных глыб, которые, вероятно, доставлялись за 320 км из Южного Уэльса. На заключительном этапе строительства была произведена перестановка глыб (мегалитов). Огромные глыбы заменили кольцевой колоннадой из 30 трилитов (камни, сложенные в виде буквы «П»), каждый из которых состоял из двух вертикальных камней, и опиравшейся на них горизонтальной плиты. Внутри кольца была установлена подкова из пяти отдельно стоящих трилитов.

В целом Стоунхендж представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков весом по 25 тонн и 5 огромных трилитов, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света. До недавнего времени ученые предполагали, что этот монумент сооружен в 3100 году до н.э. жившими на Британских островах племенами для наблюдения за Солнцем и Луной. Но последние данные современной науки заставляют пересмотреть многие выводы исследователей.

Еще в 20-х годах минувшего века известный геолог X. Томас установил, что камни для возведения комплекса доставлялись из каменоломен, которые находились более чем за 300 километров от места строительства. Не нужно говорить, что транспортировка гигантских каменных блоков требовала невероятных усилий. Зачем древним людям понадобилось прилагать огромные усилия на вырубку, сложнейшую транспортировку, обработку прочнейших глыб и их невероятную по точности установку в строгом порядке — пока неясно.

Известный астроном Фред Хойл, изучив все геометрические особенности Стоунхенджа, определил, что создатели этого сооружения знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года. В 1998 году ученые-астрономы воссоздали с помощью компьютера первоначальный вид Стоунхенджа и провели различные исследования. Их выводы явились для многих шокирующими. Оказывается, этот древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно этой модели, солнечная система состоит не из девяти, а из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона (последней из известных на сегодняшний день девяти планет), а еще одна — между орбитами Марса и Юпитера, где сейчас располагается пояс астероидов. В принципе эта модель подтверждает предположения современной астрономической науки и полностью согласуется с представлениями многих древних народов, которые также полагали, что число планет в нашей солнечной системе равно двенадцати.

Особенностью всех древних мегалитов является их необычайно высокая сейсмостойкость. Исследования показали, что при их строительстве использовались специальные платформы, смягчающие или полностью гасящие подземные толчки. На таких платформах воздвигнуго большинство всех древних сооружений.

А пока ученые изучают этот древний памятник, Стоунхендж продолжает жить своей жизнью в народном фольклоре. Согласно местной легенде, гигантские камни обладают целебной силой, они появились на этой земле благодаря волшебнику Мерлину, чародею при дворе короля Артура, который перенес их из Ирландии. Происхождение громадного Пяточного камня связано уже с другой легендой. Говорят, однажды дьявол увидел среди камней прячущегося монаха. Прежде чем несчастный успел скрыться, дьявол запустил в него огромным валуном, который придавил ему пятку. Долгое время руины Стоунхенджа ассоциировались с жреческим культом древних кельтов-друидов, хотя специалисты эту связь отрицают.


Знаем мы этих специалистов! Они простейшую асури от атланта не могут отличить, а туда же!

Так и не догадавшись, что нитку можно водить по глобусу в любом направлении, Мулдашев с сотрудниками все же потащили ее через Атлантический океан и наткнулись на Бермудский треугольник. Тут уж все стало ясно — «на Земле существует строгая система, охватывающая пирамиды и загадочные монументы». Правда, подобное перетягивание нитки в другом полушарии не привело к таким замечательным открытиям, никаких пирамид или треугольников не оказалось… Впрочем, нет! Мы их просто не видим, они под водой.

«Смотрите на глобус, — возбужденно произнес Равиль, — участок, симметричный египетским пирамидам, — под водой в Тихом океане, участок, симметричный мексиканским пирамидам, — под водой в Индииском океане, участок, симметричный монументу Стоунхендж, — под водой в Тихом океане, и в Австралии — там есть свой «Бермудский треугольник», место, где много самолетов гибнет. Понятно, что эти пирамиды не могли найти. Но зато мы можем точно указать место, где искать эти подводные пирамиды и монументы древности».


НАША СПРАВКА

Бермудский треугольник — это район Атлантики, находящийся между Бермудскими островами, полуостровом Флорида и островом Пуэрто-Рико. Некий Ч. Берлиц написал книгу о том, что в этом треугольнике происходит огромное количество катастроф с самолетами и судами, которые невозможно объяснить естественными причинами. Для объяснения этих трагических событий им были привлечены НЛО, магнитные аномалии, замедление времени и прочая чушь. На самом деле ничего сверхъестественного в этом районе не происходит, большое количество катастроф здесь объясняется просто тем, что здесь пролегает намного большее количество маршрутов судов, чем в других районах мира. В проливе Ла-Манш тоже плавает очень много судов, и там тоже больше аварий, чем, например, в Патриарших прудах в Москве. Однако легенда об ужасном треугольнике благополучно продолжает жить. Со способами одурачивания населения нас знакомит сайт «Великие загадки и мифы Земли».


КАК СОЗДАЮТСЯ ЛЕГЕНДЫ

Пишут об «опасном районе Атлантики». Он действительно опасен, но не потому, что в нем действуют какие-то таинственные или сверхъестественные силы. Он опасен потому, что полон мелководий, коралловых рифов, а также потому, что там бушуют зимние штормы и летние ураганы, потому, что там проходит Гольфстрим с его вихрями.

Все, что происходит в Бермудском треугольнике, по мнению любителей волнующего, будоражащего воображение и таинственного, слишком загадочно. Если самолет начинает вибрировать под действием турбулентности, у них получается, что «пилоты не могут это объяснить». Быстро падает давление — «метеоролог беспомощен». Внезапно начинается шторм — опять что-то «таинственное».

Основным распространителем легенды является Ч. Берлиц, которого можно назвать главнокомандующим таинственного Бермудского треугольника. Именно благодаря ему миллионы читателей впервые узнали, что существует Бермудский треугольник. Он до того раздул эту легенду, что многие уверовали в то, что там действительно происходит что-то чрезвычайное и загадочное. Он проделал огромную работу и в результате составил сложную мозаику из тайн и сверхъестественных явлений.

Существует очень много легенд о явлениях, которые наука якобы объяснить не может, о явлениях, которые мы не понимаем, о явлениях сверхъестественных. Не столь важно, какие они — Бермудский треугольник, летающие тарелки, снежный человек, лохнесское чудовище или исчезнувшая Атлантида. Во всех этих случаях методы распространителей легенд одинаковы. Бермудский треугольник является наилучшим полем их деятельности. На примере Бермудского треугольника мы продемонстрируем, какими методами пользуются распространители легенд.

1. Распространяют вымыслы. Они или сами их придумывают, или сознательно или несознательно берут из книг других писателей и журналистов. В легенде о Бермудском треугольнике вымыслов слишком много. Сюда относятся, например, придуманные детали: на судне «В. А. Фогг» капитан был найден в своей каюте с чашкой кофе в руке; на судне «Мэри Селест» спасательные шлюпки остались нетронутыми на борту; самолет на 10 минут исчез с экрана радара; в указанный день была прекрасная погода, хотя в действительности бушевал ураган, и т. д.

2. Вполне объяснимые и простые явления покрывают завесой таинственности. Почему судно должно просто затонуть, если оно может «загадочно исчезнуть»? Зачем самолету, у которого кончилось горючее, просто падать в море, если он может «исчезнуть при невыясненных обстоятельствах»? Зачем нам обычный тропический шторм, если мы его можем заменить «загадочно быстро падающим давлением»? Почему на стыке теплых и холодных вод должен естественным путем возникать плотный туман, если вместо него может появиться «таинственное белое молоко, делающее ориентировку невозможной»? Зачем морякам с тонущего судна спускать на воду шлюпки, если они могут «прыгнуть в море, сойдя с ума от инфразвука»?

3. Преувеличивают. Практически всякое утверждение распространителей легенды, если оно не является от начала до конца вымыслом, является преувеличением. Например, уже само утверждение о том, что в Бермудском треугольнике исчезает чрезвычайно большое количество судов и самолетов, — обычное преувеличение. Тот же характер носит и утверждение, что никаких обломков самолетов и судов найдено не было, что самолеты и суда не сообщали о каких-либо неполадках накануне катастрофы. Если причина катастрофы не была найдена, то специалисты давали несколько вариантов предполагаемых причин аварий. И даже они в тысячу раз правдоподобнее тех мифов об инопланетянах и черных дырах, которыми кормят доверчивых читателей любители легенд. Распространители легенды считают необъяснимым исчезновением даже такое, когда затонувшее судно было найдено водолазами (случай с судном «В. А. Фогг»).

4. Искажают факты, пользуются неточными данными, рекламируют всякие небылицы. Неточности, конечно, связаны с преувеличениями. Легенда о Бермудском треугольнике распространилась благодаря преувеличениям, а вместе с ними обрастала и искажениями. Можно было бы написать целую книгу о неточностях в описании исчезновения судов и самолетов, в описании морей, дна и атмосферы Бермудского треугольника. Авторы путают место катастрофы, название судна, даты, координаты.

Всячески искажаются сообщения капитанов судов и пилотов. Лейтенант Тейлор, командир 19-го звена («таинственно» пропавшего в Бермудском треугольнике), посылал, согласно Ч. Берлицу, совершенно иные, таинственные сообщения, не совпадавшие с теми, что были записаны в журнале контрольно-диспетчерского пункта в Форт-Л одердейле.

5. Ссылаются на собственный опыт или на авторитет тех, кого цитируют. Ч. Берлиц уже во введении к своей книге занимается саморекламой. Он пишет, что является внуком основателя известной языковой школы, знает 30 языков, гениален, опытный водолаз, посетил все загадочные районы земного шара и т.д. Но никакие знания 30 языков, опыт водолаза или знакомство с капитанами не служат еще доказательствами правоты этого автора.

6. Их выводы ошибочны. Иногда распространители легенды на основании истинных фактов делают бессмысленные выводы по типу анекдота об «исследователе»: он положил на стол блоху, хлопнул в ладоши, и блоха подпрыгнула. Затем он отрезал ей ноги, снова положил на стол и хлопнул в ладоши. Блоха не подпрыгнула. «Исследователь» записал вывод: органы слуха у блохи находятся в ногах.

Примеров сомнительных выводов в «бермудских» историях предостаточно. Под водой на поверхности Багамских банок есть много пропастей, «синих дыр» и затопленных пещер. Из этого следует, говорят распространители легенды, что море в этих местах загадочно, если оно так деформировало дно. Научное объяснение этого факта известно и банально.

7. Интерпретация фактов, документов и источников совершенно несерьезна. Публикации всех распространителей легенды страдают отсутствием ссылок на источники информации. Ученые, как правило, всегда делают такие ссылки. Если же ссылки отсутствуют, это значит, что выводы являются результатом исследования самого автора статьи или книги. Но ни у Ч. Берлица, ни у других распространителей легенды не указано, откуда они взяли те или иные факты. Из газет? Из «Регистра Ллойда»?

8. Ставят демагогические вопросы. Автор знаменитого фильма о строительстве египетских пирамид инопланетянами Дэникен спрашивает: «Как же иначе мы можем объяснить то-то и то-то?» Ч. Берлиц и Криторически вопрошают: «Чем иначе объяснить исчезновение самолета за несколько минут до посадки, как не вмешательством сверхъестественных сил? Как объяснить исчезновение без следа звена самолетов? Как логически объяснить исчезновение крупнотоннажного сухогруза?» Не проще ли объяснить исчезновение самолета взрывом, чем захватом его летающей тарелкой?

9. Пытаются убедить читателя в том, что ученые тоже всерьез рассматривают легенду. Отсюда постоянные ссылки на экспедиции, которые будто бы исследуют тайны Бермудского треугольника. В действительности тайны треугольника с научной точки зрения никто не исследует, поскольку никаких тайн вообще не существует. Наука не считает доказанным утверждение, что этот район является местом необъяснимых катастроф. Знающие проблему земного магнетизма с усмешкой отнесутся к бессмыслице, придуманной Ч. Берлицем и его сторонниками о магнитных аномалиях. Ни один океанолог не поверит в действия сверхъестественных сил там, где образуются вихри на стыке двух крупных течений. Метеоролог просто посмеется над утверждением, что туманные стены являются чем-то необъяснимым.

Ну а сейчас пришло время ответить на вопрос, каким же образом могла получить такое распространение легенда о Бермудском треугольнике. Ее создатели прежде всего рассчитывали на то, что большинство читателей просто не смогут проверить те мнимые источники, из которых черпают свою информацию распространители легенды; они учитывали поверхностное знание большинством читателей современных достижений естественных наук и техники; не на последнем месте стоит и внушение. Все это и позволило создать столь популярную легенду.

На этом статья заканчивается. Но мы добавим еще кое-что, имеющее непосредственное отношение к произведениям Мулдашева.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх