«О НЕПРАВИЛЬНЫХ ВЗГЛЯДАХ И КЛЕВЕТНИЧЕСКИХ ИЗМЫШЛЕНИЯХ...»

1957

Первые обращения абхазской интеллигенции в центральные органы власти для решения вопроса о переходе Абхазской АССР под юрисдикцию РСФСР (последствий не имели).

1967

Второе обращение абхазской общественности в ЦК КПСС и другие инстанции с предложениями о выходе Абхазии из состава Грузинской ССР.

1978

В связи с принятием новой Конституции СССР снова поднимается вопрос о переходе Абхазии в состав РСФСР, о закреплении за ней права «свободного выхода из состава Грузинской ССР».


«Письмо 130» и его последствия

«Еще в конце 1977 г. в союзные органы было направлено коллективное письмо 130 представителей интеллигенции и видных общественных деятелей Абхазии. Ставился главный вопрос – выход Абхазии из состава Грузии и конституционное закрепление этого права. Была описана обострившаяся ситуация в Абхазии, были высказаны претензии к руководству Грузии. Под видом экономического развития Абхазской АССР проводилась миграция неабхазского, преимущественно грузинского населения в республику, реальная хозяйственная и административная самостоятельность автономии была принижена.

Письма были перехвачены в ЦК Грузии и направлены в обком партии Абхазии. По требованию руководства ЦК Грузии вопрос этот 22 февраля 1978 г. был вынесен на рассмотрение бюро обкома под названием: „О неправильных взглядах и клеветнических измышлениях, содержащихся в коллективном письме от 10 декабря 1977 г.“

Реакция Абхазского обкома была однозначна: авторов письма наказать, коммунистов, писавших письмо, исключить из партии. Были исключены из партии и сняты с работы „подписанты“ Абхазского письма „ста тридцати“ Алексей Джения, Юрий Аргун, Иосиф Ахиба. Необходимость таких мер обосновывалась очень просто – взгляды, высказанные в письме, идут в ущерб дружбе абхазского и грузинского народов, всех народов, населяющих автономную республику.

Решение Абхазобкома вызвало массовые протесты, стихийные сходы и собрания. Обком партии увидел в этих событиях только одно: ослабление идеологической работы и выдвижение национальных требований полностью приравнял к разжиганию национальной вражды...

Сохранился протокол собрания жителей села Бзыбь и близлежащих н. п. зоны г. Гагра и Гудаутского района от 29 марта 1978 г. В собрании приняли участие более тысячи человек. Присутствовали член бюро Абхазобкома партии, секретарь обкома Маршания Л. В., первый секретарь Гагрского горкома партии Кванталиани Т. Ш., второй секретарь Гагрского горкома партии Воронов Н. В. и т. д. На повестке дня: „Обсуждение письма в ЦК КПСС за подписью 130 человек“. Было задано много вопросов: почему и сейчас продолжается искажение топонимических названий в Абхазии? Сколько людей из восточных районов Грузии переселится сейчас? Почему в г. Гагра в течение 40 лет нет первого секретаря абхазской национальности? Где телевидение? Сколько членов бюро Абхазобкома владеют абхазским языком? Ни на одну из записок, поступивших на имя Маршания Л. В., не был дан ответ, а на устные вопросы отвечал уклончиво.

Собрание жителей с. Бзыбь и близлежащих населенных пунктов зоны г. Гагра и Гудаутского района от 29 марта 1978 г. постановило:

1. Одобрить письмо, написанное в адрес ЦК КПСС за подписью 130 человек от 10 декабря 1977 г.

2. Просить ЦК КПСС создать комиссию для всестороннего изучения письма.

3. Просить областной комитет партии восстановить на работу Джения, Аргун, Ахиба.

На народных сходах и забастовках в городах Сухум, Ткварчал, Гагра, в селах Лыхны, Поквеш, Бзыбь абхазский народ требовал включения в проект абхазской Конституции особой статьи о праве на свободный выход из состава Грузии».

(Б. М. Аргун. Событие 1978 г. в Абхазии. – Абхазоведение. История, археология, этнология. Выпуск 2. Сухум, 2003.)

«Противодействие центральной власти со стороны абхазского народа по вопросу ущемления государственности наиболее ярко проявилось в 1978 г. после принятия в СССР „брежневской“ Конституции, на основе которой были разработаны конституции союзных и автономных республик. Конституция Абхазии была принята самой последней. Этот акт в стране проходил на внеочередной сессии Верховного Совета в здании Абхазского обкома Коммунистической партии Грузии, окруженном войсками. Обсуждение Конституции сопровождалось возмущением народа на сходах во всех городах Абхазии, забастовками. Абхазский народ требовал включения в текст Основного закона пункта о праве свободного выхода Абхазской АССР из состава Грузинской ССР, т. е. осуществления основного требования, за которое страна боролась с 1918 г., с момента аннексии Абхазии Грузией и нарушения ею международных правовых норм цивилизованного мира. Естественно, с волей народа никто не посчитался, и Конституция была принята с сохранением прежнего текста. Абхазский народ был лишен статуса государствообразующего, и по решению того же партаппарата Абхазия (вместе с ее суверенной территорией) была превращена в придаток Грузии. И все это вопреки декларируемому лозунгу большевиков о том, что право на самоопределение, вплоть до отделения от угнетающей нации, имеют все угнетенные нации».

(Т. М. Шамба, А. Ю. Непрошин. Абхазия: правовые основы государственности и суверенитета...)








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх