И «ОРАНЖЕВЫЕ» СТАНУТ «КРАСНЫМИ»…

Термин «революция» вошел у нас в моду чрезвычайно. Его употребляют по всякому поводу и с любыми мыслимыми прилагательными. Как в стародавние времена, когда словом «революция» обозначали, например смену правящей королевской династии.

Собственно именно это и происходило до недавнего времени в Грузии, на Украине, в Киргизии. В случае с Грузией, правда, даже о смене династии говорить можно лишь условно. Ведь Саакашвили до перехода в оппозицию величал Шеварднадзе своим политическим отцом.

Смена правящего клана и тем более перестановки внутри этого клана порой выглядят весьма драматично, но, конечно, ничего общего с революциями не имеют. Кроме одного единственного обстоятельства, которое действительно может иметь далеко идущие последствия - в борьбу за власть на просторах бывшего Советского Союза всё больше вовлекаются массы. По мере того, как низы общества втягиваются в политику, меняется и общая расстановка сил. До недавнего времени не имело никакого значения то, какие идеи популярны среди населения. Значимо было лишь то, что интересно для элит. Теперь ситуация изменилась. И, похоже, в бывших советских республиках действительно назревают революционные перемены.

Легко догадаться, что массовые выступления против действующей власти - на Украине, в Киргизии, Грузии, а теперь ещё и в Узбекистане имеют общую причину. И причина эта отнюдь не в коррупции и авторитаризме политических элит. Напротив, низкие моральные качества правящих политических команд есть лишь следствие сложившейся социально-экономической системы. Именно протестуя против системы, население выходило на улицы, блокировало дороги, захватывало административные здания и площади. И именно эта система пока остается в неприкосновенности.

Нетрудно предугадать, что расширение демократии спровоцирует борьбу за социально-экономические преобразования. Не удивительно, что многие либеральные комментаторы, первоначально восторгавшиеся успехами «оранжевой революции» на Украине, сегодня жалуются на «опасное» развитие событий.

Громче всех высказалась нью-йоркская The Wall Street Journal. Надо понимать, что для американских бизнесменов The Wall Street Journal - примерно то же, чем была «Правда» для советских секретарей обкомов: источник знания о мире, политический барометр и рупор генеральной линии. В отличие от мягкотелых либералов из некоторых других изданий, авторы The Wall Street Journal не скрывают своих мнений. Деловые люди, которые планируют инвестиции, должны знать правду. И чем больше газета пишет о событиях в Киеве, тем менее скрывает своё раздражение происходящим.

Первый раз издание забило тревогу, когда новоизбранный президент Ющенко подтвердил своё обещание вывести войска из Ирака. Скорее всего, газетными публикациями дело не ограничилось. Соединенные Штаты имеют достаточно влияния в Киеве. Во всяком случае, вывод украинских войск из Ирака странным образом затянулся. А Ющенко поспешил в очередной раз выразить лояльность большому брату, посетив Брюссель и Вашингтон, пообещал приложить все усилия для скорейшего присоединения Украины к Всемирной торговой организации и к НАТО.

Однако не прошло и нескольких месяцев, как возникла новая проблема, на сей раз гораздо более серьезная. В массовом порядке пересматривают итоги жульнических приватизационных сделок, заключенных режимом Кучмы. А где на наших просторах приватизация не была жульнической? Фонд Государственного Имущества возглавила Валентина Семенюк, представитель левого крыла Социалистической партии Украины, которая уже откровенно дает понять, что как минимум часть возвращенной государству собственности повторной приватизации не подлежит. Иными словами, речь идет уже не о реприватизации, а о ренационализации.

Московская деловая пресса жалуется, что «оранжевые» оказались «красными», а патриотическая общественность сетует, что среди потенциально пострадавших обнаруживается немалое число представителей российского бизнеса. Жульнический характер приватизационных сделок никто не пытается отрицать, больше того, отечественные патриоты тех же самых олигархов у себя дома называют злодеями и кровопийцами, но стоило Украине посягнуть на их добычу, как звучит вопль возмущения: «Страдают интересы России! Наших бьют!»

Обозреватели бизнес-изданий и профессиональные патриоты единодушно заявляют, что интересы нескольких российских олигархических групп это и есть национальные интересы. Однако подавляющее большинство жителей России может иметь на этот счет несколько иное мнение. И происходящее на Украине может оказаться заразительным примером. Ведь речь идет именно об общем и публичном пересмотре итогов приватизации, а не о выборочном и пристрастном разбирательстве с отдельно взятым представителем олигархии, как у нас в деле Ходорковского.

Разница между тем, что происходит в Москве и в Киеве предопределена уровнем демократии и масштабами участия населения в общественной жизни. Там, где в России имеет место частная интрига и борьба бюрократических групп, на Украине начинается политика.

Большинство населения и на Украине, и в России - за пересмотр итогов приватизации, за расширение общественного сектора экономики, за активную социальную политику и эффективное государственное регулирование. Кстати, то же большинство высказывается и за развитие частного бизнеса «снизу», за соблюдение закона и за равные права для всех участников хозяйственной деятельности. Однако такая программа находится в категорическом противоречии и с господствующей теорией неолиберализма, и с реальными интересами господствующих групп. Легко догадаться, что борьба вокруг пересмотра итогов приватизации будет острой, и итог её далеко не предопределен. Раскол происходит сегодня не между теми, кто боролся за власть осенью 2004 года, а по совершенно иным линиям. «Здравомыслящие либералы» в правительственном лагере готовы протянуть руку помощи представителям свергнутой власти - во имя защиты честно украденной ими частной собственности. Но именно эта борьба, а не беготня с оранжевыми флажками, составит реальную суть революционных процессов. Выбор прост - либо эти процессы получат продолжение (возможно, весьма драматическое), либо в стране начнется «нормализация», после которой все станут с ностальгией вспоминать режим Кучмы.

Одно, впрочем, ясно: чем более серьезными будут социально-экономические перемены на Украине, тем больше шансов, что спасительная революционная «зараза» получит распространение в России.

Специально для «Евразийского Дома».








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх