ЗАКОН 11 

НЕ ЗАЗНАВАЙСЯ – НИЧТО НЕ ВЕЧНО В ЭТОМ МИРЕ

Гордыня ослепляет человека, он перестает видеть угрозу своему благополучию, теряет осторожность и проигрывает. Помните о том, что все преходяще и через 200 лет никто не вспомнит о том, что сегодня происходит с вами. Смотрите на свои успехи трезво и здраво.

Толкование закона

По разным причинам рано или поздно каждый человек в жизни испытывает прекрасное чувство гордости за самого себя. Всякое дело, проходящее под знаком удачи, тщательно проделанное и увенчанное счастливым результатом, рождает чувство удовлетворения, гордость за собственный успех. Но это полезное качество человеческой натуры так же, как и все остальное, хорошо в меру, и у него, безусловно, есть свои отрицательные стороны.

Суть гордости состоит в том, что человек ощущает собственную значимость, по сравнению с другими людьми. Гордость – особое состояние души и разума, при котором человек находится в состоянии, когда у него возникает ощущение превосходства по той причине, что некая вещь принадлежит ему, либо считает, что имеет повод думать, что может хвалиться собой или некоторыми качествами своей натуры. И если у гордости такого человека нет начала и конца, если он всегда и всюду ведет себя, как властелин вселенной, чувствует безграничность своего преимущества, то это ведет к своего рода мании величия, которая делает человека глухим и слепым к другим людям.

Даже библейская заповедь гласит о том, что людская гордость – один из великих и ужасных пороков, способная родить собой другие пороки и привести человека к грехопадению, сделав его жизнь пустой. Она проникает в душу, наполняя ее злом и безверием. Говорят даже, что эта форма отступничества – «мать всех пороков». Гордыня появляется тогда, когда есть предмет гордости, когда человек выбирает что-либо для поклонения и превознесения (будь то посторонний предмет, которым человек обладает, или его личное достоинство во внешности, в качествах). Возгордившись, человек перестает быть добрым, чутким к окружающим, он забывает об истинных ценностях, так как у него есть свой предмет для поклонения, свой «идол», которого он ставит превыше всего и забывает о любви к ближнему.

Таким образом, гордость не сделает человека счастливым, сама по себе она не способна дать ему благополучие, гарантировать постоянство того положения, в котором он находится и благодаря которому добился успеха. Нужно помнить о том, что «ничто в мире не вечно»: ни деньги, ни богатство, ни связи, ни место в общественной иерархии. И та причина, по которой у человека возникает чувство гордости за себя, может со временем исчезнуть или стать не такой значительной. И тогда впоследствии человеку может стать стыдно и неудобно за свою слабость и заносчивость.

Даже если все в жизни складывается наилучшим образом, всюду сопутствует удача и каждый шаг происходит под звуки фанфар, человек не должен останавливаться, для того чтобы послушать шквал аплодисментов и похвал в свой адрес. Он не должен обольщаться, потому что никогда не следует забывать о временности всего, что с ним происходит. Поэтому не стоит зазнаваться, насыщая свое тщеславие и постоянно лелея мысли о собственном превосходстве.

К тому же следует знать о том, что люди отличают простое чувство собственного достоинства от безмерного самодовольства и гордыни, которые способны вызвать у них недовольство и даже ненависть. Каждый человек должен любить и гордиться собой ровно настолько, насколько он уважительно относится к другим людям.

Образ

Индюк – домашняя птица, которая всегда символизировала у людей гордость, заносчивость, потому как имеет обыкновение медленно расхаживать с важным и надменным видом, с гордо поднятой головой. Про эту «гордую птицу» даже есть такое выражение: «Надулся, как индюк». Так говорят про тех, кто слишком заносчив, горд, и одновременно это выражение напоминает о том, что на всякую гордость есть управа.

Таким образом, образ индюка напоминает людям о том, что не стоит возноситься и безмерно гордиться – можно и оступиться.

Доказательства закона

Относительно порочности гордыни в Библии приводится замечательная легенда о Вавилонской башне. Люди возгордились и захотели построить башню до небес, дабы уподобиться Богу. Гордость подпитывала их сердца и умы, и работа по строительству шла быстро и справно, но Господь прогневался и смешал языки людей, они перестали понимать друг друга, и не могли после этого работать сообща, так как не внимали словам друг друга.

Это всего лишь легенда, но на самом деле чрезмерное чувство гордости многих людей превратило в самодовольных, злых и равнодушных к другим субъектов.

Гордыня – порок, который сгубил не одну сильную личность. Известный по одноименной народной песне смелый французский рыцарь Роланд слишком возгордился собой, виной чему была похвала короля за его успехи в боях. Он преувеличил свои способности и решил, что вместе со своим маленьким войском справится с грозными маврами. Его верный друг Оливье несколько раз пытался отговорить безрассудного рыцаря от глупой затеи, дождаться остального войска, чтобы укрепить силы и одержать верную победу, но гордыня Роланда затмила его рассудок и повелевала всем его сердцем. Печально закончилась неравная битва с маврами: французское войско было разбито, и сам храбрый рыцарь погиб. А ведь этого можно было избежать, послушав совета друга и не поддаваясь чувству гордости и непреодолимой страсти умножить славу.

Кроме смелого и отважного Роланда, от гордыни пострадали многие другие великие люди, оставившие след в истории.

Известно, что император российский Александр I не был лишен такого же чувства собственного превосходства и поощрял тех, кто делал ему похвалы, кто поддерживал его власть и превозносил его умение решать государственные дела. Русский царь был настолько упоен своим величием, гениальностью своей натуры, что стал чересчур уязвимым на этой почве. Его приближенные, зная об этом, старались не травмировать и без того мнительную натуру императора, зная его склонность к самолюбию и необычайной гордости, и даже не думали перечить царю и спорить с ним там, где он на самом деле явно был не прав. Бывали даже случаи, когда император выдавал мудрые мысли своих подчиненных за свои собственные. И последние молчали, поскольку знали царя в гневе и были вполне удовлетворены теми благами, которыми награждал их государь за верную службу.

Но, наверное, из всех современников того времени по силе гордости и чувства удовлетворения от себя и своих деяний превзошел император Франции Наполеон Бонапарт. Нельзя не согласиться с тем, что он был по-своему гениален и заслужил того величия, которое ему присудили, но во времена своего правления Наполеон очень много усилий тратил не только на расширение территории Франции, на укрепление войск и т. д., но и, в первую очередь, на укрепление своего положения, на поддержание среди своих приближенных и всего французского народа «безупречной» репутации великого, умного, мужественного и бесстрашного человека.

«Величайший» император Франции делал все, для того чтобы только слышать отзывы о своем имени, и при этом для него неважно было, плохие они или хорошие. Главное было то, чтобы о нем говорили: восхищались или ненавидели, боготворили или ругали, возносили до небес или считали демоном во плоти. И простолюдины на самом деле верили в то, что Наполеон – не кто иной, как сам Господь Бог, сошедший на землю, чтобы спасти Францию от забвения, нищеты и того страшного упадка, в котором она находилась в ту эпоху.

Наполеон всегда старался выглядеть величественно: несмотря на небольшой рост, он всегда ходил с высоко поднятой головой, походка его была горда и стремительна, взгляд надменен и даже несколько презрителен, словно говорил о том, как он «превосходит всех окружающих». На важных приемах Наполеон даже прибегал к использованию грима, приукрашивая свое лицо, а его «известный» локон покрывали лаком так, чтобы он спускался четко посередине лба. У французского императора были высокие требования к окружающим, с людьми он общался на повышенных тонах, с осознанием своего превосходства.

Историки не исключают того факта, что гордыня Наполеона Бонапарта превосходила все мыслимые и немыслимые границы и привела его к настоящей мании величия.

Не что иное, как завышенная самооценка и необычайная гордость Наполеона побудили его стать «властелином всего мира». Возможно, именно это чувство двигало им в течение всей жизни и благодаря ему он одерживал многочисленные победы. Но Наполеон, видимо, забыл о том, что «все проходит». Именно русский народ подорвал веру Наполеона в свое совершенство, доказал ему, что его военный успех не вечен, как и все в этом мире.

Авторитетное мнение

У французского мыслителя Ларошфуко в его «Максимах и моральных размышлениях» есть и изречения о гордыне:

«Если бы нас не одолевала гордыня, мы не жаловались бы на гордыню других».

«Гордость свойственна всем людям; разница лишь в том, как и когда они ее проявляют».

«Не доброта, а гордость обычно побуждает нас читать наставления другим людям, совершившим проступки; мы укоряем их не столько для того, чтобы исправить, сколько для того, чтобы убедить в нашей собственной непогрешимости».

Обратная сторона закона

Гордость не является таким страшным пороком, каким ее привычно выставлять, а даже наоборот, способна сделать человека неуязвимым. Она позволяет не опускаться на колени, не унижаться и не допустить, чтобы человеком управляли другие. И окружающие будут воспринимать такую позицию как способность адекватно оценить себя и, следовательно, не поддаваться отрицательному влиянию со стороны окружающих, оставаться верным самому себе и т. д. И если человек чересчур гордится собой, то это вовсе не означает, что он бесконечно порочен и ему срочно требуется избавляться от своей пагубной страсти.

Чувство гордости стоит на одной ступени рядом с такими качествами человеческой натуры, как тщеславие, честолюбие, чувство собственного достоинства и многими другими. От ощущения человеком собственной значимости зависит не только его отношение к себе, но и отношение к нему окружающих. Ведь для большинства людей очень важно, как относятся к ним другие люди, что о них думают, как оценивают их поступки и всю их деятельность. Каждому из людей присуща потребность в общественном одобрении и уважении – это способствует поддержанию чувства гордости за самого себя. Именно от этого одобрения зависит доброе имя, авторитет и признание заслуг. Следует дорожить уважением добрых людей, ведь это значит дорожить своей честью, не превращаясь при этом в эгоиста.

Гордость – это своего рода коэффициент моральной ценности, значимости личности, которая обнаруживается в сопротивлении каждого уважающего себя человека всяким попыткам унизить, оскорбить, оклеветать себя. Это чувство возвышает человека, придает его деятельности, его стремлениям определенное благородство.

Гордость также напрямую зависит от чувства уверенности в самом себе. Если у человека достаточно уверенности, то он не только в состоянии защитить самого себя, но и вообще способен на многие решительные поступки. Поэтому из собственной гордости можно извлечь много выгоды для себя, нужно только правильно ею пользоваться – показывать там, где это необходимо, и скрывать там, где она никого не интересует и может навредить.

Гордость не позволяет человеку совершать глупые, унижающие его поступки, заставляет быть сдержанным, вежливым и на самом деле увеличивает его значимость среди окружающих, становясь одной из причин его успеха.

Притча

Кроме легенды о Вавилонской башне, раскрывающей порочность гордыни, существует притча, повествующая о гордыне Люцифера.

Люцифер задумал стать вровень с Богом, забыв о том, что сам он является творением Господа. Безумная жажда безграничной власти овладела им, он возжелал повелевать людьми, решать их судьбы, карать или миловать род людской по своему произволу.

Люцифер заставил слабых и беспомощных людей поклоняться себе, заставлял их хвалить и возносить себя, работать на свое благо и для укрепления своей власти. Естественно, что вскоре Люцифер почувствовал силу своего величия и необычайно возгордился собой, своим могуществом.

Его злые деяния, порожденные не чем иным, как гордыней, продолжались бы еще долго, если бы Господь Бог не наказал Люцифера и не низвергнул его в ад.

Господь показал, что никто ни на земле, ни на небе не вправе превозносить себя выше положенного Господом, не вправе уподоблять себя всемогущему Богу и властвовать над другими людьми, руководствуясь лишь своими корыстными побуждениями, стремлением к самоутверждению, чувством самолюбия и эгоизма.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх