ЗАКОН 26

НА ПУТИ К УСПЕХУ НЕ ИДИ ПО ТРУПАМ – ЛЮДИ ЕСТЬ ЦЕЛЬ, А НЕ СРЕДСТВО

Если на войне хороши все средства, то это не означает, что нужно превращать свою жизнь в бесконечный бой и беспрестанно открывать огонь на поражение. Не усеивайте свой путь трупами – муки совести отравят радость победы.

Толкование закона

Порой, желая чего-то добиться, достичь заветной цели, человек не раздумывает над тем, каким путем он будет идти, чем (или даже кем) он пожертвует. Но как бы ни была велика цель, какой бы она ни казалась значительной и прекрасной, успех никогда не придет в том случае, если при достижении ее пострадал невинный, случайно попавшийся на пути, если методы были жестоки и безжалостны. Вольная или невольная жестокость человека, способного идти по трупам, непременно скажется в дальнейшем. Ведь возмездие способно прийти не только от людей, которых такой человек может и недооценить, но и от самого себя.

Стоит лишь вспомнить гениальный роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Намерения героя добиться успеха, пожертвовав при этом «ничтожной старушонкой», закончились крахом – муки совести не позволили ему насладиться победой, а привели к поражению. Победа ценою жизни или счастья кого-то другого ужасна, и она не приносит счастья. Человек, действительно стремящийся к успеху, непременно учтет интересы тех, кто его окружает. И в таком случае, даже если в чем-то придется отступить, чем-то пожертвовать, счастье и достижение заветной цели его не минует.

Такие вещи, как жестокость и безжалостность, способны отозваться в дальнейшем в самый неподходящий момент и привести к разочарованию и несчастью.

Ведь за каждое злодеяние неизбежно, проявляясь так или иначе, грядет возмездие, воздаяние. Мало кто из великих злодеев, даже из тех, кто был не способен испытывать какие-либо угрызения совести, закончил свою жизнь благополучно, считая себя счастливым и преуспевающим человеком, – их всех ждало в результате глубочайшее разочарование и ранняя насильственная смерть. Они не добивались победы, так как глубоко внутри чувствовали, что через некоторое время все равно потерпят поражение.

Так, например, стоит вспомнить известнейшую древнюю легенду о Данаидах. По преданию, они бежали вместе с отцом из Египта от преследования своих двоюродных братьев, домогавшихся их любви. Но и в Аргосе, где беглецы пытались скрыться, их нашли и силой заставили Даная отдать им в жены дочерей. Тогда, следуя приказанию отца, все Данаиды, за исключением младшей дочери, в первую же брачную ночь убили своих мужей кинжалами. Ставшие преступницами 49 дочерей были наказаны богами – после смерти они были обречены в Аиде наполнять водой бездонную бочку.

Образ

Женщина с искаженным ужасом лицом и испачканными в крови руками – леди Макбет. Эта женщина не в состоянии смыть кровь убиенных по ее вине людей со своих рук и избавиться от мучащих ее угрызений совести, способных довести до сумасшествия. Лицо ее выражает отчаяние и тоску, ее победа, которой она добилась такой ценой, уже не способна принести радости и счастья. Достигнутый ею успех обернулся поражением, а кровь с ее рук уже не смыть никогда.

Доказательства закона

Так, например, в Египте более всего заботились не столько о земной, сколько о загробной жизни. Пять тысяч лет тому назад фараон Хеопс поставил главнейшей целью своей жизни постройку такой пирамиды, «вечного дома», которая не просто прославила бы его в веках, а прежде всего обеспечила бы ему прекрасную жизнь в загробном мире.

На пути к заветной цели Хеопс не жалел жизни людей – рабы в это время и за людей-то не считались. Сразу же после восшествия на престол Хеопс приступил к строительству, совместно со своим братом – Хемиуном – известным архитектором.

В каменоломнях, за несколько километров от строящейся пирамиды, рабы сверлили дыры в скалах, вбивали в них деревянные клинья и поливали водой. Дерево разбухало, и глыбы отваливались. Затем их обтесывали и шлифовали. Получившиеся плиты были от 2,5 до 40 тонн. А их еще надо было перенести к пирамиде и водрузить на нее! Естественно, что от такой работы люди ежедневно умирали в огромных количествах. А когда титанический труд был проделан, Хеопс остался недоволен – он хотел чего-то больше, внушительней, величественней, чтобы в такой пирамиде его мумия лежала бы вечно.

Но расплата за подобное равнодушие к жизни людей не замедлила последовать – казна Египта опустела. По преданию, Хеопсу даже пришлось продать свою красавицу-дочь.

Огромная и прекрасная пирамида, как и мечтал Хеопс, была построена. Но его надежды обрести там жизнь вечную не сбылись. По преданию, народ так возненавидел жестокого и безжалостного фараона, что крестьяне восстали и просто выбросили мумию Хеопса из этого «вечного жилища». Египтяне также хотели уничтожить память о жестоком фараоне (а по их верованиям, лишить человека имени, памяти – страшнейшая кара, не позволяющая ему найти успокоение в загробной жизни). Когда путешественники интересовались, чья эта величественная пирамида, египтяне отвечали, что это пирамида Филитиса – простого пастуха, живущего неподалеку.

Таким образом, кара настигла фараона, идущего по костям убиенных на пути к успеху. Его мечта не сбылась – более всего он боялся потерять «дом вечный», боялся оказаться забытым и проклятым – но в результате именно это и случилось, а мумия его оказалась осквернена, что по его верованиям лишало фараона счастливого пребывания в загробном мире.

Столь же плачевна была судьба государя, правящего в Риме значительно позже. Седьмой по счету царь, Тарквиний, прозванный Гордым, начинал свое царствование с убийства – он захватил власть, коварно подослав убийц к своему предшественнику. На этом Тарквиний не остановился – его жестокость была беспредельной. Он был настоящим деспотом, не заботящимся о жизни своих подданных. Чего стоили одни только казни тех патрициев, которые посмели возражать ему в чем-то. Известно предание, что, казнив одного знатного человека, Тарквиний забеспокоился, что у него остались два сына, которые могли бы отомстить за отца. Чтобы лишить возможности отомстить, хитрый царь казнил старшего сына, а младшего взял себе в дом и воспитывал со своими сыновьями.

Мальчик прекрасно понимал, что при малейшем проявлении враждебности его убьют, поэтому он прикинулся дурачком. Его так и прозвали – Брут, что в переводе обозначало «глупец» (не стоит путать этого Брута с тем, который убил Цезаря). Тарквиний передумал убивать мальчика, так как успокоился, свято веря, что его злое дело – убийство патриция и сына – прощено за «доброе дело» – воспитание глупого ребенка в своей семье.

Но вскоре возмездие настигло царственного преступника – смерть к Тарквинию пришла именно от руки Брута, которого он все равно, подсознательно, немного опасался, так как он являлся безмолвным свидетелем преступлений. Однажды Брут и сыновья царя побывали в Греции в Дельфах у священной пифии. Когда оракулов спросили, кто из сыновей станет правителем, пифия ответила – тот, кто первым поцелует мать. И только Брут догадался – упав, как бы случайно, он поцеловал землю-мать.

В результате, вернувшись в Рим, полный энтузиазма и веры в победу, Брут обратился к народу с пламенной речью – призывая к восстанию против царя. Римляне, недовольные жестокостью Тарквиния, поддержали юношу. Правитель был схвачен и казнен. Перед смертью жестокий правитель долго сидел в темнице, дожидаясь смерти. По преданию, за это время он сошел с ума, так как каждую ночь ему являлись призраки убитых им патрициев.

Столь же печально закончили свои дни многие из жесточайших правителей, не ценившие человеческую жизнь и шедшие к намеченному ими успеху по трупам. В итоге они теряли не только то, о чем так долго мечтали, – власть, славу, популярность, богатство, но и свою жизнь. Перед смертью же многих охватывало раскаяние, отравлявшее последние минуты и часы.

А вот известнейший предводитель гуннов – Атилла, чье имя стало синонимом дикости и жестокой, бессмысленной свирепости, умер от руки того, кого полюбил.

По легендам, чтобы захватить власть, Атилла убил родного брата и дядю. Он мечтал захватить римскую империю, поэтому направил все свое войско через Германию и Галлию в Рим, сокрушая все на своем пути и безжалостно уничтожая целые народы. Два раза он повторял набеги, – но всякий раз они заканчивались неудачно – свирепому Атилле приходилось отступать перед объединившимися германцами и римлянами.

Но однажды случилось удивительное – Атилла смог полюбить. Ему так приглянулась красавица Ильдико, происходившая из германского племени бургундов, которое войско Атиллы уничтожило во время одного из своих набегов, что он сделал ее своей супругой. Но насладиться счастьем бессердечному завоевателю не удалось: в первую же ночь после свадьбы Ильдико, желая отомстить за свой народ, убила тирана.

Авторитетное мнение

Совершив преступление, человек испытывает страшное принижение в чувстве власти и силы – из непорочного сделаться порочным! Нет большего мучения!

/Ф. Ницше/

Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх.

/Сенека/

Никакие выгоды, достигнутые ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира.

/Г. Филдинг/

Обратная сторона закона

Следует также учитывать, что порой определенные жертвы на пути к успеху просто необходимы. Иногда, если цель действительно того стоит, а ущерб, причиненный кому-то, не будет столь уж велик и значителен, просто необходимо добиваться поставленной цели, идти вперед, к успеху, не обращая внимания на то, что наносится определенный вред кому-то из окружающих.

Без некоторой степени жесткости нельзя ничего достичь, ничего не удастся добиться. На пути человека, продвигающегося к намеченной цели, рано или поздно возникнут определенные препятствия, его интересы пересекутся с интересами кого-то другого. Предотвратить это или избежать практически невозможно. И в таком случае каждый встает перед сложнейшим выбором – идти своим путем, не обращая внимания на то, что тем самым кому-то причиняются страдания, или же отступить, сдаться.

Очень часто подобное отступление, некоторая уступка, помогающая избежать каких-либо жертв, действительно необходима. Но временами, в определенные моменты, она способна привести к трагическим последствиям. Для того чтобы избежать подобного, необходимо оценить ситуацию и осознать, к каким последствиям приведет поступок и стоит ли намеченная цель приносимых ей жертв – ведь порой подобные жертвы бывают неизбежны и необходимы.

Притча

Много лет тому назад одна индийская девушка Сунито полюбила прекрасного юношу, жившего по соседству. В отчаянии, видя, что он не обращает внимания на ее красоту, но с интересом поглядывает на ее старшую сестру, Сунито не остановилась перед ужасным злодеянием. Она прекрасно знала, что рядом с разрушенным храмом находится гнездо ядовитых змей. Под предлогом того, что очень хочет показать ничего не подозревающей сестре красивую разбитую фреску, Сунито заманила ее в это место. В жестоких мучениях погибла невинная девушка, не подозревающая о злых намерениях сестры.

Чтобы не рисковать, Сунито постаралась затем уговорить родителей младшую сестру выдать замуж за нелюбимого ею, но богатого старика. Жестокую девушку не волновали слезы сестры – она мечтала только лишь об одном – о любви красивого юноши. В конце концов, она добилась своего, став его супругой. Не прошло и года, как на горизонте вновь появились тучи – молодой муж стал попрекать свою супругу тем, что она из низшей касты, что ее родители недостойны находиться рядом с ним.

В угоду любимому Сунито отвернулась ото всех родных, не посмотрев на то, что им нужна помощь, что они умирают в нищете. Но возмездие скоро настигло женщину, идущую по трупам к своему успеху. Через четыре года муж бросил Сунито, так как она оказалась бесплодной и не могла продолжить его род. Долгие годы она скиталась в нищете, отчаянии, потерявшая все – дом, родных, друзей. И только лишь став древней старухой, Сунито заслужила прощение богов – они даровали ей покой, превратив в дерево, своими ветвями касающееся воды и оплакивающее свои потери и свою жестокость.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх