Загрузка...



47 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АССОЦИАЦИЙ И ПАМЯТИ

Начальные стремления исследования были предприняты Ф. Гальтоном и В. Вундтом одновременно. Эксперименты Ф. Гальтона касались установления времени ассоциативных процессов, а также содержательного состава ассоциаций. Исследование ассоциаций стало предпосылкой копытному постижению памяти. Г. Эббингауз – один из исследователей ассоциаций и памяти.

Для исследования памяти Г. Эббингаузом были выделены три способа запоминания:

1) метод глубокого заучивания заключался в неоднократном воспроизведении больших рядов слогов до полного, безошибочного их повторения;

2) метод экономии позволял выявить, в какой мере каждое новое воспроизведение оказывает облегчающее воздействие на безошибочное повторение прежде заученного ряда слогов.

3) метод корректировки подразумевает пользование подсказкой тогда, когда испытуемый прерывался либо допускал погрешность. Количественными критериями выступали число воспроизведений, общее время, затраченное на заучивание глубокого ряда слогов, количество погрешностей, поправок или подсказок. Г. Эббингауз определил ряд закономерностей деятельности памяти. Было выявлено, что сложность заучивания соразмерна объему, численность заученного сжимается. Снижение скорости заучивания может привести к повышению общего времени, нужного

для глубокого воспроизведения, т. е. результативнее заучивать материал более быстро. Вскоре после экспериментов Г. Эббингауза изучением памяти начали заниматься практически во всех психологических лабораториях мира. Привлечение методов к новым задачам изучения, проникновение их в особые ветви психологии повлекли различные перестройки начальных методов исследования памяти. М. Мюллер и Р. Шуман переместили испытуемого и испытывающего в разные помещения, что увеличивало надежность и верность опытных данных. Ими был внедрен новый способ исследования памяти – метод отгадывания (М. Мюллер и Ф. Пельценер).

Э. Мейман – основоположник опытного исследования смысловой памяти. Он наблюдал, что в процессах памяти значительную роль играет мышление. Участие представлений и чувственных образов в умственных функциях ведет к их существенному преобразованию. Э. Мэй-ман определил цель создать такие ряды для заучивания, которые были бы несложны для их числового разделения.

Он осуществил задачу, заключающуюся в выявлении воздействия смысла слов и связи используя сначала ряды рифмованных слогов, затем ряды слов, объединенных по смыслу. Память отображает заучиваемый материал в перестроенном виде. Память не является фотографическим отображением предыдущих впечатлений, связанных с автоматическими ассоциациями. В памяти выявляется склонность к объединению, обобщению, за которым находятся понятия и мышление.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх