61 ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Главные представители французской социологической школы: К. Сен-Симон, О. Конт, Э.Дюркгейм. Центральными составляющими учения К. Сен-Симона были такие положения:

1) история человеческого социума проходит три этапа, которым отвечают многообразные способы мышления: политеизм и рабство, теизм и феодализм, позитивизм и индустриализация;

2) используя методы научного позитивизма, можно обнаруживать законы общественного модифицирования и общественной организации;

3) объединение современного социума и управление должны находиться в руках исследователей и промышленников, так как чиновники, юристы и представители религиозных конфессий по своему происхождению непроизводительны и паразитичны;

4) кризис современного социума может быть разрешен с помощью новой веры, образованной на позитивизме и находящейся под контролем социологов.

О. Конт – философ, предложивший понятие «социология». С точки зрения О. Конта, социология, выступающая в роли апогея наук, должна формироваться как анализ, реализовываемый с точки зрения общественной динамики и общественной статики. О. Конт изучал деятельную роль социальных институтов в урегулировании общественного порядка.

Э. Дюркгейм полагал сферой социологии изучение общественных явлений, а не индивидуумов. Он считал, что социум имеет свои реалии, не объединяемые с воздействиями и мотивам субъектов, и что индивиды развиваются и ограничиваются окружающей средой.

В 1895 г. был опубликован его «Метод социологии». Э. Дюркгейм представил в данной работе, что закон является общественным явлением, олицетворенным в формальных зашифрованных правилах, и что он не зависит в своей жизни от конкретных личностей или какого-либо действия по его реализации.

Он писал о том, что элементарные религии олицетворяли собой идею социума, а священные предметы становились такими потому, что символизировали единство. Религиозная культура включала в себя коллективные ценности, содержавшие в себе целостность социума и его оригинальность. Культовые ритуалы выступали за упрочение общественных ценностей и поддержанию единства субъектов.

Э. Дюркгейм изучал универсальные функции культовых систем в связи с цельностью социума как такового. Он считал, что схемами таких основополагающих категорий человеческой идеи, как число, время и пространство, послужили черты общественной организации. По проблемам политики он проявлял беспокойство из-за опасности для общества, идущей от людей, не ощущающих, что общественные нормы являются важными для них. Он полагал, что привлекательность социализма для трудящегося класса связана с протестом против дезинтеграции консервативных общественных связей и ценностей, а не желанием уничтожать личное имущество как таковое.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх