"БУФЕРА" КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭГОЗАЩИТНОЙ РЕАКЦИИ

Несмотря на различия, существующие между перечисленными выше, порой, очень сложными и запутанными эгозащитными реакциями, у них есть общая основа - нежелание человека знать неприятную правду о себе. Казалось бы сигнал, который получает человек от неприятного события, должен мобилизовать его на то, чтобы он задумался - в чем его слабость, что он делает не так и какие правильные меры должны быть приняты. Но нет, вместо этого он предпочитает разбить зеркало внутри себя и исказить получаемую информацию до диаметрально противоположного образа. Мировые религии и эзотерические учения утверждают, что это не случайность, но глубинное родовое свойство человеческого сознания. Буддизм называет его авидьей, или невежеством, помраченностью, склонностью к иллюзорному восприятию мира. Это кривое зеркало сознания искажает восприятие той информации, которая в первую очередь имеет отношение к самому человеку. Людям свойственно преувеличивать положительную информацию о самих себе и преуменьшать отрицательную, или даже могущую показаться таковой. В глубинах сознания есть специальные искажающие механизмы, защищающие от такого неприятного знания. Русский философ-эзотерик П. А. Успенский называл эти механизмы "буферами". Вот что он писал:

"Термин "буфер" требует специального объяснения. Известно, что такое буфер на железнодорожных вагонах: это особое устройство, которое ослабляет толчки, когда вагоны или платформы ударяются друг о друга. Если бы не было буферов, толчок одного вагона был бы очень неприятен и опасен для другого. Буфера смягчают последствия этих толчков, делают их незаметными и неощутимыми.

Точно такие же приспособления есть и в человеке. Они создаются не природой, а самим человеком, хотя и ненамеренно. Причина их появления - наличие внутри самого человека многих противоречий - в мнениях, чувствах, симпатиях, словах и поступках. Если бы в течение своей жизни человеку приходилось ощущать все свои внутренние противоречия, он не мог бы жить и действовать так спокойно, как сейчас. У него возникали бы постоянные трения, он ощущал бы постоянное беспокойство. Мы не в состоянии видеть, как противоречивы и враждебны друг другу различные "я" нашей личности. Если бы человек почувствовал все эти противоречия и осознал, что он такое на самом деле, он почувствовал бы, что сходит с ума. Не всякому приятно воспринимать себя безумным. К тому же мысль об этом лишает человека веры в себя, ослабляет его энергию, лишает самоуважения. Так или иначе он должен овладеть своими мыслями или изгнать их. Уничтожить противоречия человек не в силах. Но если в нем созданы "буфера", он перестает чувствовать эти противоречия и не ощущает ударов от столкновения противоречивых взглядов, противоречивых эмоций, противоречивых слов.

"Буфера" создаются медленно и постепенно. Многие "буфера" возникают искусственно, благодаря воспитанию, другие - под гипнотическим воздействием окружающей жизни. Человек окружен людьми, которые живут, думают и чувствуют посредством "буферов". Подражая им, их мнениям, действиям и словам, человек невольно создает в себе сходные "буфера", которые делают его жизнь более легкой; без них жить было бы очень трудно. Но "буфера" удерживают человека от возможности внутреннего развития, ибо созданы как раз для того, чтобы уменьшать толчки, но ведь именно толчки способны вывести человека из того "сонного" состояния, в котором он пребывает, пробудить его. А "буфера" убаюкивают человека, погружают в сон, навевают приятные и мирные ощущения того, что все будет хорошо, что никаких противоречий нет, что он может мирно спать. "Буфера" - это такие приспособления, при помощи которых человек всегда может оставаться правым. "Буфер" помогает человеку не замечать своей совести".

Успенский подчеркивает, что человек, полный противоречий, не может жить, осознавая их, - это слишком тяжело и болезненно и не по силам среднему земному существу. Для него есть два выхода - или жить, научившись не замечать этих противоречий, как если бы они не существовали вообще, или же сознательно бороться с ними и преодолевать зловредное влияние.

Подавляющее большинство людей выбирает первый путь, который можно назвать путем самообмана и компромисса с самим собой. Этот самообман и лежит в основе описанных выше эгозащитных реакций. Они, конечно, облегчают человеку жизнь, избавляя его от мук совести и реального видения самого себя таким, каков он есть. Однако это кратковременное облегчение в стратегическом смысле значительно утяжеляет человеческую судьбу, приводя к потере обратной связи с жизнью.

Ведь жизнь в своей сущности всегда есть борьба, неважно, с обстоятельствами или с самим собой, или с тем и другим одновременно. Первое условие успешности любой борьбы - совершенное знание и самого себя, и противника, и всех иных сопутствующих обстоятельств, имеющих отношение к жизни. Цена каждой детали такого знания весьма велика, намного выше, нежели слепое душевное спокойствие. Сравним человека, ведущего жизненную битву, с главнокомандующим. Представим, что разведка и заместители, получив информацию о готовящемся наступлении, решили поберечь нервы и спокойствие главнокомандующего и не сообщили ему ничего. Успокоенный чрезмерно заботливыми подчиненными, "слепой" военачальник начисто проиграл бы битву. Так и человек, поддающийся эгозащитным внутренним реакциям и программам, непременно проиграет жизненные сражения. Лишь духовный путь и беспощадная борьба с собственными ложью и самообманом постепенно дадут благие плоды и продвинут человека на ступень внутренней защищённости.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх