Загрузка...



  • Сила бессознательного: путь к переменам
  • Свойства мыслей: субмодальности
  • Управление собственным мозгом: изменение нейрохимии
  • Формирование новых убеждений: структура определенности
  • Временная шкала: способ ментального кодирования времени
  • ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

    Настало время провести некоторую внутреннюю инвентаризацию. Я хочу помочь вам измениться, а для этого вы должны вспомнить и оценить те ментальные средства, которыми уже располагаете. Читая эту книгу, вы будете все лучше и лучше понимать, как использовать эти средства для освобождения от своих проблем. Как только вы поймете, как работает ваш мозг и как идет процесс мышления, то сразу осознаете, каким образом осуществить глобальные и постоянные перемены в своей жизни. А для начала давайте проанализируем роль и силу бессознательного.

    Сила бессознательного: путь к переменам

    Представьте, что ваш разум состоит из двух частей — сознательной и бессознательной. Сознательный разум — это та часть, которая постоянно анализирует, критикует и мыслит логически. Бессознательное — это та часть, которая управляет телесными функциями, от сердцебиения до дыхания. В бессознательном хранятся все ваши воспоминания. Здесь обитает мудрость, творческое начало. Здесь живет способность к решению проблем.

    Когда вы спите, ваше сознание отдыхает и практически ничего не делает. Бессознательное же показывает вам сны и помогает обработать все то, что произошло в течение дня.

    Каждый, кто читает эту книгу, наверняка слышал выражение: «С этой проблемой нужно переспать». И действительно, проснувшись, мы обнаруживаем, что справиться с проблемой стало проще. Это происходит потому, что бессознательное помогает человеку увидеть проблему с другой стороны. Бессознательное управляет большинством ментальных привычек. Усвоив какой-либо навык сознательно, мы начинаем использовать его автоматически, то есть бессознательно.

    К числу таких навыков можно отнести привычку подавлять себя, медлить, ругать себя, испытывать страх и ощущение безнадежности. Но существуют и другие навыки — привычка хорошо себя чувствовать, мотивировать к полезным действиям, расслабляться, испытывать уверенность и надежду.

    Более тридцати пяти лет я большую часть своего времени посвящаю поискам способов, которые помогут людям изменить свои бессознательные привычки с тем, чтобы они начали вести такую жизнь, о какой всегда мечтали. Часто я достигаю этой цели с помощью гипноза. Вводя человека в транс, я могу помочь ему заглянуть внутрь себя и эффективно осуществить необходимые перемены.

    Транс позволяет человеку общаться непосредственно с бессознательным. Благодаря этому удается бессознательно формировать новые привычки. Таким способом добивались превосходных результатов Милтон Г. Эриксон и другие великие гипнотизеры, опыт которых я изучал на протяжении многих лет. Но самое большое мое открытие заключалось в том, что можно добиться той же цели, не гипнотизируя человека.

    Все мы постоянно пребываем в состоянии того или иного транса. Транс — это состояние, испытываемое в тот момент, когда человек поглощен собственными мыслями. Люди спрашивают меня, трудно ли мне вводить пациентов в транс, и я отвечаю, что никогда не испытывал никаких трудностей. Иногда бывает сложно вывести человека из транса, в котором он находится, то есть из измененного состояния сознания, диктующего глупые решения и глупые мысли. Но в любом случае транс — это повседневное явление.

    С помощью разработанных мной приемов, таких как Конструирование человеческой личности (Design Human Engineering — DHE) и Нейрогипнотическое перепрограммирование (Neuro-Hypnotic Repatterning — NHR), я выявил массу способов, которыми люди могут продвигаться вперед и осуществлять бессознательные изменения самостоятельно, не входя в транс. Проделайте простые мысленные эксперименты, описанные в этой книге, и вы откроете для себя базовые, но тем не менее весьма мощные средства, которые помогут вам изменить свои бессознательные привычки с тем, чтобы изменить свою жизнь. Одно из таких средств — это модель субмодальностей.

    Свойства мыслей: субмодальности

    В 1970-е годы мы с Джоном Гриндером выдвинули идею о том, что люди формируют мысленные представления (репрезентации). Наша идея была не нова. Грегори Бейтсон и Маршалл Маклюэн давно говорили об этом, но мы формализовали эту идею.

    Мы определили мышление как мышление образами, мышление словами и мышление чувствами, вкусами и запахами. С тех времен я сделал шаг вперед. Я разбил каждую такую систему на отдельные компоненты. Свойства образов, звуков и чувств называются субмодальностями.

    Человек обладает пятью органами чувств, с помощью которых получает информацию о внешнем мире. Затем он представляет себе мир, используя пять внутренних чувств. Один из способов человеческого мышления — это мышление образами, статичными или динамичными. Когда вам объясняют дорогу или когда вы сами объясняете дорогу кому-нибудь, все зависит от вашей способности сосредоточиться и мысленно представить, как добраться в нужное место. Создавая что-либо, люди должны сначала создать этот предмет мысленно, точно представив себе, как он должен выглядеть.

    Эти образы обладают определенными свойствами. Например, подумайте о том, что вы делали вчера. Представляя себе вчерашний день, вы мысленно увидите, как вы делали или видели что-то. Вы можете увидеть статичную картинку собственных действий или вспомнить их как динамичный кинофильм. Как бы то ни было, это один из способов получить и проанализировать информацию об окружающем мире.

    Мы можем также слышать внутренние звуки. Вспоминая что-то сказанное вам другим человеком, услышанную песню или что-то другое, мы слышим голос собеседника, певца или даже свой собственный… Все это примеры внутренних звуков. Эти звуки обладают разными свойствами. Стоит обратить на них внимание, и мы поймем, что они обладают разной громкостью, тембром и резонансом.

    Ничем не отличаются от звуков и образов внутренние чувства. Испытывая чувство, мы можем ощущать его в конкретном месте собственного тела. Чувство где-то начинается, а когда мы обращаем на него внимание, оно может переместиться в другую точку. Люди часто пользуются подобными описаниями, говоря о страхах.

    Они говорят что-то вроде: «У меня свело живот, потом пересохло во рту и закружилась голова». Люди постоянно говорят о том, что происходит в их внутренней реальности. Думая о чем-либо, мы представляем этот образ в конкретном месте. Образ имеет конкретный размер. Он расположен на определенном расстоянии. Рассматривая внутренние — ментальные — образы, мы понимаем, что они не идентичны образам внешнего мира. Однако мы считаем, что они представляют нечто такое, что находится перед нами и имеет определенный размер. Мы можем увидеть себя в образе, и это означает, что мы смотрим на него со стороны, то есть диссоциированы от образа. А можно не видеть себя в образе, то есть воспринимать его собственными глазами. Это означает, что мы ассоциированы.

    Когда вы слышите внутренний голос, он может быть вашим собственным или чужим. Он может доноситься справа или слева. Он может быть направлен внутрь или наружу. Иногда внутренний голос звучит очень громко, а порой — очень тихо. Иногда наступает полная тишина. Совершенно не важно, откуда он исходит и какими качествами обладает. Важно замечать различия во внутренних голосах, которые звучат в разных состояниях.

    В рамках психологии люди изучают чувства довольно давно. В начале своей карьеры я встречался с различными консультантами, психотерапевтами и психиатрами, которые работали с пациентами. Меня всегда удивляло, как часто людей спрашивали: «Что вы чувствуете в связи с этим?» И пациенты часто отвечали: «Я чувствую себя подавленным».

    Они отвечали, не задумываясь над тем, что это слово означает. Пациенты не могли остановиться и увидеть, что слово, которое описывает состояние, превращается в слово, описывающее действия.

    Когда люди говорят, что «чувствуют себя подавленными», они используют глагол. Говоря же, например: «У меня есть сомнения», они превращают глагол в существительное, то есть в событие или вещь. Когда человек говорит: «У меня фрустрация», это не означает, что у него есть целая корзина, заполненная чем-либо. Он находится в процессе фрустрации. Когда вы превратите состояние в процесс, то узнаете о нем гораздо больше.

    Когда психотерапевты и психиатры говорят своим пациентам: «Что вы чувствуете, испытывая фрустрацию?» или «Что вы чувствуете, испытывая разочарование?» — они упускают самую важную информацию. Мы знаем, что есть другой способ обработки информации о мире. Понимание особенностей работы мозга подсказывает нам, что связь между всеми органами является настолько же сложной, насколько сложны связи внутри мозга. Только это позволяет нам мыслить чувствами.

    Я хочу сказать, что наше тело не оторвано от мозга. Органы тела являются «продолжением» мозга. Когда люди говорят, что испытывают фрустрацию, очень важно задать им наводящие вопросы: «Где вы испытываете это чувство? Где оно начинается? В какой точке тела оно появляется? Куда переходит?» Чувства не могут быть статичными. Они всегда перемещаются в каком-то направлении.

    Я знаю, что порой, испытывая страх, люди чувствуют, что все их внутренности скрутились в тугой узел. Но на самом деле процесс скручивания идет либо по часовой, либо против часовой стрелки. Каждый раз, когда мне говорят что-то подобное, я спрашиваю, где происходит такой процесс. Мне отвечают, что чувство появляется в животе или в груди. Впрочем, совершенно не важно, где это происходит. Важно то, что человек с этим чувством делает.

    Иногда я спрашиваю: «В каком направлении движется ощущение?» И мне отвечают: «Оно неподвижно». Только взяв пациента за руку и заставив его вращать ею по часовой или против часовой стрелки, направо или налево, мы можем определить, в каком направлении движутся ощущения его тела. Это единственные по-настоящему доступные измерения.

    Когда человек начинает думать о своем чувстве, то понимает, что верным является лишь одно из этих направлений. Из этого люди обычно делают вывод, что ощущение движется, пусть даже и минимально. Тот факт, что чувство движется, означает, что вы можете заставить его двигаться быстрее, медленнее, вперед или назад. Наши чувства не находятся вне нашего контроля. Большинству людей необходимо установить контроль над чувствами, потому что, установив контроль, чувства можно изменить.



    Свойства ваших мыслей, то есть субмодальности, определяют то, как эти мысли на вас влияют. Совершая масштабные движения с чувствами, с которыми вы ассоциированы, вы ощущаете, что чувства становятся более интенсивными. Делая движения более мелкими и отстраняясь от чувства, вы понимаете, что они становятся слабее. Мы можем научиться пользоваться контролем над субмодальностями, чтобы вызывать необходимые чувства в нужные моменты. Я называю этот процесс управлением собственным мозгом.

    Управление собственным мозгом: изменение нейрохимии

    Одной из основных целей моей работы было определение приемов, которые могли бы помочь людям достичь состояния, которое я называю личной свободой. Личная свобода — это свобода контролировать собственные мысли и испытывать желаемые чувства и ощущения.

    Мы часто становимся заложниками собственных мыслей. Мы позволяем себе мысленно погружаться в проблемы. Однако, поскольку большинство проблем возникает в нашем воображении и является воображаемым, нам необходимы воображаемые решения. Существуют эффективные способы контролировать процесс мышления ради осуществления перемен.

    Вспомните момент, когда вы по-настоящему хорошо себя чувствовали, а потом начните играть со свойствами образов, звуков и чувств. Меняя эти субмодальности, вы сможете усилить чувства.

    Например, вспомните, когда вы действительно по-настоящему хорошо себя чувствовали. А теперь войдите в этот момент, постарайтесь увидеть его собственными глазами, услышать собственными ушами, ощутить то приятное чувство, которое охватывало ваше тело. Сделайте образы крупнее, ярче, колоритнее, и вы наверняка заметите, что почувствовали себя намного лучше. Сделайте звуки громче и резче. Если звуков нет, постарайтесь их услышать. Начните усиливать приятное ощущение. Затем определите, в какой точке вашего тела возникает это чувство и куда оно направляется. Определите направление его вращения внутри вашего тела. Ускорьте это вращение. Ощутите, как усиливаются ваши чувства. Вы можете контролировать свой мозг и вызывать в себе сильные чувства.

    После этого постарайтесь привязать эти чувства к другим мыслям. Если вы можете вращать чувство внутри собственного тела и в то же время думать о будущем, то скоро начнете ассоциировать приятное чувство со своим будущим. Благодаря этому вы начнете с большим энтузиазмом ожидать будущего. Ваш настрой станет позитивным.

    КАК ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПРЕВОСХОДНО

    1. Вспомните момент, когда вы чувствовали себя превосходно.

    2. Закройте глаза и представьте себе этот момент в мельчайших деталях. Постарайтесь четко увидеть образы, разборчиво услышать звуки. Вспомните свои ощущения в тот момент.

    3. Представьте, что вы вновь переживаете тот же момент. Вспомните его так живо, словно все это происходит прямо сейчас. Вы должны увидеть то, что видели тогда, услышать то, что слышали тогда, почувствовать себя так, как чувствовали тогда. Сделайте образы ярче и колоритнее. Обратите внимание на то, как вы дышали тогда и как дышите сейчас.

    4. Сосредоточьтесь на прекрасном ощущении внутри своего тела. Определите, где оно начинается, куда перемещается и в каком направлении. Представьте, что контролируете свое чувство. Заставьте его вращаться быстрее и быстрее, сделайте его более сильным. Почувствуйте, как нарастает интенсивность чувства.

    5. Подумайте о будущем, где можно было бы использовать это позитивное чувство. Думая о будущем и о том, что вам предстоит делать в ближайшие недели, закручивайте ощущение внутри своего тела. Не удивляйтесь, если почувствуете себя по-настоящему хорошо безо всякой видимой причины.

    Точно так же, если вы почувствуете негативные или бесполезные чувства, их можно изменить, изменяя свойства данных чувств.

    Например, подумайте о человеке, который вас беспокоит, пугает или раздражает. Представьте его образ. Вы должны увидеть его таким, каким он бывает, когда вызывает в вас негативные чувства. Вам нужно услышать его голос и испытать негативное чувство внутри собственного тела.

    А теперь возьмите этот образ и сделайте его черно-белым. Отдалите его от себя. Сделайте его маленьким, в одну восьмую реального размера. Приделайте к нему клоунский нос. Представьте, что он заговорил голосом Микки-Мауса, Дональда-Дака или кота Сильвестра. Ваше чувство к этому человеку сразу изменится. Вы сможете общаться с ним более уверенно и эффективно.

    ИЗМЕНЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ

    1. Подумайте о человеке, который вас беспокоит, пугает или раздражает. Представьте его образ. Вы должны увидеть его таким, каким он бывает, когда вызывает в вас негативные чувства. Вам нужно услышать его голос и испытать негативное чувство внутри собственного тела.

    2. Возьмите этот образ и сделайте его черно-белым. Отдалите его от себя. Сделайте его маленьким, в одну восьмую реального размера. Приделайте к нему клоунский нос.

    3. Представьте, что он заговорил голосом Микки-Мауса, Дональда-Дака или кота Сильвестра.

    4. Оцените, насколько изменились ваши чувства. А теперь отвлекитесь на некоторое время и снова вспомните об этом человеке. Ваши чувства к нему обязательно изменятся.

    Когда вы привыкнете пользоваться своим мозгом подобным образом, то заметите, что гораздо чаще будете чувствовать себя хорошо. У вас сформируются новые ментальные привычки и навыки. И вы сможете использовать свой мозг так, как вам захочется.

    А теперь давайте поговорим о том, как следует обращаться с убеждениями.

    Формирование новых убеждений: структура определенности

    Один из наиболее важных аспектов жизнедеятельности человека — это формирование убеждений. Именно убеждения держат большинство людей в плену проблем. До тех пор, пока вы не поверите в то, что способны все преодолеть, все сделать и все получить, вы вряд ли сможете сделать это. Убеждения придают ощущение определенности вашим мыслям.

    Большинство людей в раннем возрасте слушает родителей, учителей и тех, кто обладает авторитетом, и усваивает те ограничения, которые есть у их наставников. Если вам твердят, что вы недостаточно умны или неспособны добиться успехов в спорте, то, скорее всего, вы этому поверите. А как только мы во что-то поверим, то сразу же начинаем искать способы доказать истинность своих убеждений. Мы должны научиться подвергать сомнению собственные ограничения и быть более уверенными в собственных силах и возможностях.

    Чтобы изменить себя, необходимо изменить свои убеждения и сформировать новые, которые позволят в будущем действовать по-другому. Чтобы изменить убеждения, сначала нужно научиться определять их свойства.

    И снова мы имеем дело с субмодальностями. Подобно любой мысли, убеждение обладает определенной структурой и свойствами. Если я спрошу вас: «Верите ли вы в то, что завтра взойдет солнце?» — как вы мне ответите? Большинство людей мгновенно отвечают на этот вопрос утвердительно, но это некий промежуточный процесс. Чтобы ответить на вопрос: «Верите ли вы в то, что завтра взойдет солнце?» — человек должен представить свое убеждение.

    Важно отметить, что, если бы я задал вам этот вопрос устно, вы знали бы ответ, даже не произнося его. Когда я спрашиваю: «Взойдет ли завтра солнце?» — большинство людей сразу же представляет себе картину рассвета. Мысленно они отвечают утвердительно. При этом их внутренний голос звучит уверенно и определенно. Внутри своего тела человек ощущает уверенность и определенность, и это чувство подсказывает ему, что его ответ правилен.

    Это и есть руководство к действию. Оно позволяет нам строить планы. Оно позволяет нам покупать книги и знать, что в будущем мы их обязательно прочитаем. Наличие убеждений и использование их в качестве руководства к действию — это очень важная часть человеческого существования. Это также важная часть понимания того, как можно изменить любого человека и себя самого в том числе.

    Если я устно спрашиваю вас: «Взойдет ли завтра солнце?» — какую картину видите вы мысленным взором? Находится ли она справа или слева? Как далеко? Каков ее размер — нормальный или маленький? Статична ли картина? Или она движется? Слышите ли вы какие-то звуки? Слышите ли вы голос, который дает утвердительный ответ? Происходит ли что-то такое, что вы можете слышать? Если да, то происходит ли это справа? Или слева?

    «Поймайте» чувство определенности. Посмотрите на картину мысленным взором и увеличьте ее в два раза. Как правило, в такой момент чувства становятся сильнее. Когда это произойдет, сосредоточьтесь на ощущениях собственного тела. Заметьте, каким образом они движутся. Вы начинаете осознавать субмодальности сильного убеждения.

    А теперь на какой-то момент остановитесь и отвлекитесь. Очистите свой разум, а потом снова вернитесь к этой странице и прочтите ее вместе со мной.

    После этого подумайте о чем-то, в чем вы неуверены. Не о том, в чем вы сильно сомневаетесь, а о чем-то таком, что «может быть», а «может и не быть». Подумайте о том, в чем вы неуверены. Что вы собираетесь съесть на обед? Сэндвич с тунцом или с сыром? Вам нужно нечто такое, что может быть так, а может и не так. Подумайте, что кто-то собирается купить вам подарок на день рождения. Может быть, он выберет это, а может быть, то.

    Постарайтесь увидеть эту картину мысленным взором. Сделайте небольшую паузу, отвлекитесь от книги и подумайте об этом. Потом вернитесь к книге и вернитесь к идее, в которой вы абсолютно убеждены. Сначала представьте образ солнца, которое поднимается над горизонтом. А потом представьте второй образ, который может случиться, а может и не случиться. Сравните свои ощущения, почувствуйте разницу.

    В одном ли и том же месте возникают ваши ощущения? Скорее всего, нет. Если образы возникают в разных местах, то находятся ли они на разных расстояниях? Имеют ли они разный размер? Из разных ли мест исходит ваш внутренний голос? Звучит ли он справа или слева? Направлен ли он внутрь или наружу? Единственное, что отличает эти ощущения, это разница между двумя образами.

    Начните рассматривать эту разницу более пристально. Изучите свойства определенности и неопределенности более глубоко. Ниже перечислен длинный список субмодальностей: визуальных, слуховых, кинестетических (чувства), обонятельных и вкусовых. Я хочу, чтобы вы заглянули в себя и испытали ощущение убежденности, что солнце непременно взойдет, и того, в чем вы не до конца уверены, и заполнили приведенную ниже таблицу. Фиксируйте те субмодальности, которые различаются для этих двух убеждений. Уделите этому процессу некоторое время.

    ВЫЯВЛЕНИЕ ОЩУЩЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ

    1. Подумайте о том, в чем вы абсолютно убеждены. (Завтра солнце обязательно взойдет.)

    2. Осознайте, какие образы, звуки и чувства возникают в вашем разуме, когда вы думаете об этом убеждении и о своей уверенности в нем.

    3. Проанализируйте приведенный ниже список субмодальностей и отметьте все свойства убеждения.

    4. Подумайте о том, в чем вы сомневаетесь или не уверены. (Может быть, так, а может, и нет.)

    5. Осознайте, какие образы, звуки и чувства возникают в вашем разуме, когда вы думаете об этом убеждении и о своей неуверенности в нем.

    6. Проанализируйте приведенный ниже список субмодальностей и отметьте все свойства нетвердого убеждения.

    7. Обратите внимание на различие субмодальностей, свойственных твердому и нетвердому убеждению.




    А теперь, когда вы составили свой список, давайте его проанализируем. Теперь вы знаете разницу между тем, из чего состоит сильное убеждение, и тем, из чего состоит нетвердое убеждение, оставляющее место для сомнений. Осознав разницу между двумя состояниями, вы сможете контролировать свои убеждения. Если вы читаете эту книгу, то в вас самом, вероятно, есть нечто такое, что вы хотите изменить. И первый шаг на пути к достижению этой цели — способность поверить в собственные силы и возможности.

    Для начала подумайте о проблеме, которая, как вы считаете, у вас есть. Не важно, какого рода эта проблема. Если вы убеждены в том, что вам недостает уверенности или решительности, то эту проблему и выбирайте. Самое удивительное в убеждении в отсутствии решительности то, что люди всегда очень решительно утверждают, что у них отсутствует эта черта.

    Сейчас вы должны сделать следующее. Судя по всему, точно так же, как вы убеждены в том, что завтра солнце встанет, вы уверены и в том, что завтра ваша проблема сохранится. Поместите свою проблему в то же место, где находилось ваше убеждение. А теперь посмотрите на нее и скажите: «Я устал от всего этого!» За много лет я убедился в том, что по-настоящему люди меняются в тот момент, когда решают, что с них достаточно. Большинство людей еще не насытились своими проблемами. Возможно, кажется, что их чаша терпения переполнилась. У меня были пациенты с навязчивыми расстройствами, которые каждую минуту, каждое утро, день и вечер заполняли ритуалами, направленными на обретение комфорта. Они по пятнадцать раз запирали и отпирали дверь, тысячу раз в день мыли руки, но оставались подавленными выше всяких ожиданий. И наконец, они говорили: «С меня хватит! Я не собираюсь больше этого делать!» И в этот момент люди по-настоящему менялись. Но к этому мы с вами вернемся позже.

    Для начала мы должны точно понять, от чего вы хотите избавиться, а что обрести. Вы хотите избавиться от сомнений в себе и поверить в собственные силы. Вы хотите избавиться от страхов и обрести уверенность. В любом случае, думая о своей проблеме, вы наверняка убеждены в том, что обречены страдать от нее до конца жизни.

    Ощутив убеждение в том, что проблема сохранится до конца вашей жизни, вы должны сделать кое-что для меня. Попробуйте в буквальном смысле слова отодвинуть образ подальше, переместить его в область неопределенности. И тогда вы посмотрите на этот образ и подумаете: «Неужели я собираюсь жить так вечно?» Но, поскольку это область неуверенности, то вы скажете себе: «Может быть, да, а может, и нет!»

    Чтобы закрепить образ в любом другом положении, очень важно делать все очень, очень быстро. Поместите старое, ограничивающее ваши возможности убеждение в область неопределенности. Для этого закрепите образ и проделайте с ним следующие действия. Вы должны отталкивать его от себя так, чтобы он отодвинулся метров на пять, поворачивать его и тянуть на другую сторону, в субмодальности неопределенности. И тогда твердое убеждение станет неопределенным и слабым.

    А теперь вам нужно сделать обратное. Возьмите образ того, во что хотите поверить, — например, в то, что вы освободитесь от своей проблемы, станете счастливым и благополучным. Притяните этот образ на пять метров, поверните его и переместите в положение субмодальностей твердого убеждения.

    Это позволит вам изменить свои убеждения и поверить в себя и в свое светлое будущее. Проделывая это упражнение, вы составите для себя план, который поможет изменить ожидания от будущего.

    ТЕХНИКА ИЗМЕНЕНИЯ УБЕЖДЕНИЙ (ПАТТЕРН СМЕНЫ УБЕЖДЕНИЙ)

    1. Подумайте об ограничивающем убеждении, которое, по вашему мнению, вам больше не нужно. Например, о том, что вы обречены страдать от своей проблемы до конца жизни или хотя бы длительный промежуток времени.

    2. Подумайте о полезном убеждении, которое вам хотелось бы сформировать. Например, что вы освободитесь от своей проблемы и остаток жизни проживете очень счастливо.

    3. Изучите субмодальности определенности и неопределенности, которые вы только что выявили.

    4. Представьте, как ограничивающее убеждение, от которого вам хочется избавиться, уходит в сторону и оказывается в области субмодальностей неопределенности.

    5. Одновременно представьте, как полезное убеждение притягивается и попадает в область субмодальностей твердого убеждения.

    6. Повторите упражнение несколько раз очень быстро.

    Научившись контролировать свои убеждения, вы начнете сами генерировать новые, полезные убеждения, которые помогут вам жить более счастливо и хорошо, чем когда-либо раньше.

    Большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся в жизни, как я уже говорил, формируются в нашем разуме. Более того, проблемы обычно существуют в нашем представлении прошлого и будущего. Ведь прошлое и будущее не существуют иначе, кроме как в нашем разуме.

    Когда люди страдают, они испытывают негативные чувства в отношении прошлого, им не нравится настоящее, их пугает или беспокоит будущее. Мы говорим о «преодолении» чего-либо и об оставлении проблем «позади». Мы говорим о том, что нам нужно пройти через что-то, что нам предстоит. Мы говорим о «стремлении» к чему-либо и об «ожидании» будущего. Для многих подобные выражения действительно символизируют время. Чтобы изменить то, как мы думаем о прошлом и будущем и как обрабатываем поступающую информацию, нужно проанализировать концепцию временной шкалы.

    Временная шкала: способ ментального кодирования времени

    Временная шкала связана с нашей способностью кодировать время. Мы думаем о времени определенным образом. Образы прошлого должны находиться в месте, отличном от того, где находятся образы будущего. Если вы подумаете о прошлом, а потом представите события будущего и поймете, где эти образы располагаются в ментальном пространстве, то сможете провести воображаемую линию из прошлого в будущее. Эта линия и будет вашей временной шкалой.

    Попробуйте для примера подумать о том, как десять лет назад вы чистили зубы. Осознайте, где находится этот образ. Теперь подумайте о том, как чистили зубы пять лет назад.

    И снова осознайте, где находится образ. Подумайте о том, что было пять лет назад, а потом — десять лет назад. Поняв, где располагается каждый образ, вы можете провести воображаемую линию между ними. Это и есть ваша временная шкала. Она показывает, каким пространственным образом вы воспринимаете время.

    Как правило, можно говорить о двух основных типах временных шкал. На шкале первого типа будущее располагается перед человеком, прошлое — за ним, а настоящее — внутри его. При этом можно говорить, что человек находится «во времени». На шкале второго типа прошлое расположено впереди и слева, настоящее — прямо впереди, будущее — впереди и справа. В таком случае мы говорим о существовании «сквозь время».



    Различие между временными шкалами связано с тем, что люди относятся ко времени по-разному. Например, тем, кто живет «во времени», обычно несвойственно часто и подробно вспоминать прошлое. Они оставляют прошлое «позади». Те же, кто живет «сквозь время», с легкостью вспоминают все произошедшее. Эти люди обычно бывают весьма пунктуальны.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕННОЙ ШКАЛЫ

    1. Вспомните, как вы чистили зубы пять лет назад. Определите, где находится этот образ.

    2. Вспомните, как вы чистили зубы один год назад. Определите, где находится этот образ.

    3. Вспомните, как вы чистите зубы прямо сейчас. Определите, где находится этот образ.

    4. Представьте, как будете чистить зубы через один год. Определите, где находится этот образ.

    5. Представьте, как будете чистить зубы через пять лет. Определите, где находится этот образ.

    6. Соедините эти образы воображаемой линией — от первого к последнему. Это и есть ваша временная шкала.

    7. Продлите временную шкалу в будущее и прошлое.

    Важно научиться менять свое восприятие прошлого, настоящего и будущего. Осознание того, как вы представляете время, облегчает изменение его восприятия.

    На этом мы с вами завершим нашу «инвентаризацию».

    В этой книге я научу вас тому, как осуществлять бессознательные перемены путем использования собственного разума, и тому, как мыслить иначе. Вы сможете сделать это, научившись пользоваться субмодальностями для осуществления перемен. Вы сможете создавать новые чувства и привязывать их к новым мыслям. Вы научитесь верить в себя и в лучшее будущее. Вы сможете изменить восприятие собственной жизни и всех ее событий. Наша «инвентаризация» познакомила вас со средствами и навыками, которыми вы будете пользоваться. А теперь настало время разобраться с вашими проблемами.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх