Предисловие авторов

Проблемы духовности, смысла человеческого бытия, надличностных измерений существования относятся к числу «вечных». Они вызывают неизменный интерес у философов и историков, писателей и моралистов, религиозных мыслителей и психологов. В самой психологии, между тем, эта проблема относится к числу наименее исследованных, притом, что интеграция повседневной жизни с подлинной духовностью является одной из самых важных задач нашего времени [58, 129,135].

Современная наука накопила достаточно знаний, для того чтобы уничтожить большинство болезней, покончить с нищетой и голодом и в изобилии производить безопасную и легко возобновляемую энергию. У нас в распоряжении достаточно ресурсов и сил, для того чтобы воплотить самые заветные мечты человечества. Однако, несмотря на этот прогресс, сегодня мы все еще далеки от счастливого и беззаботного будущего. Величайшие достижения науки обращены на военные цели. Нарастают экологические проблемы. Эти разрушительные и саморазрушительные элементы отражают отчуждение современного человека от самого себя и от духовной жизни и ее ценностей.

Все актуальнее звучит сегодня сказанное С.Л. Франком еще в 20-е годы прошлого века: «Мы живем в эпоху глубочайшего безверия, скепсиса, духовной разочарованности и охлажденности. Мы не знаем, чему мы должны служить, к чему стремиться и чему отдавать свои силы. Именно это сочетание духовного безверия с шаткостью и бурностью стихийного исторического движения образует характерное трагическое своеобразие нашей эпохи. В безверии, казалось бы, история должна остановиться, ибо она творится верой. Мы же, потеряв способность творить историю, находимся все же во власти ее стихийных сил; не творим ее, но она несет нас. Мутные, яростные потоки стихийных страстей несут нашу жизнь к неведомой цели; мы не творим нашу жизнь, но мы гибнем, попав во власть непросветленного мыслью и твердой верой хаоса стихийных исторических сил. Самая многосведущая из всех эпох приходит к сознанию своего полного бессилия, своего неведения и своей беспомощности» (Путь.1925. №1).

В современной российской действительности подобная ситуация может быть связана, с одной стороны, с резкими изменениями условий жизни (девальвация привычных ценностей, нестабильность общественных структур, изменение социального окружения, потеря привычных перспектив развития общества, групп и человека, уничтожение традиционных духовных основ), с другой – с определенной стадией развития российского общества в целом. Поиск основ духовности является особым этапом развития не только личности, но и малых и больших социальных систем. Именно в этот период наступает время переоценки прежних ценностей и возникает интерес к духовным основам жизни как в науке, так и в обществе.

Во многих смыслах современную эпоху в развитии российского общества можно обозначить как «сумерки Богов», когда социальное сообщество не имеет ни достоверной этики, ни морали, ни бытийных ценностей. Именно поэтому сегодня особенно актуальны исследования, посвященные духовным корням человеческого существования.

Концепция трансперсонального проекта, представленная в этой работе, в своих основных чертах была развита в курсах лекций, читаемых авторами на протяжении более чем десятилетия. Владимир Козлов читает курсы по этой теме с 1991 по 2007 год в Ярославском государственном университете, Иркутском государственном университетете, Челябинском государственном университете, Костромском государственном университете и некоторых других вузах в России и за рубежом. Им проведено более 500 семинаров и тренингов на территории бывшего СССР и за рубежом. Являясь главой научной школы Интенсивных интегративных психотехнологий и Интегративной психологии, он руководит масштабными исследованиями в одном из наиболее известных направлений российской трансперсональной психологии. Под его руководством защищены более 70 кандидатских и докторских диссертаций и проведены десятки общероссийских конференций и Международных конгрессов, посвященных проблемам трансперсональной, интегративной психологии и методологии.

Владимир Майков впервые познакомился с трансперсональной психологией в 1980 году, будучи аспирантом первого курса Института философии АН СССР, через Московский трансперсональный кружок «Контекст». Он исследовал некоторые темы трансперсональной психологии в своей кандидатской диссертации и начал читать лекции по этой теме начиная с 1986 года. С 1990 по 1993 год он обучался у С. и К. Гроф на «Трансперсональных семинарах Грофа». С 1991 года В. Майков преподает трансперсональную психологию и психотерапию в России, сначала на курсах повышения квалификации психологов и психотерапевтов, затем в Трансперсональном институте и ряде других психологических центрах. С 1994 года он является главным редактором межиздательского проекта «Тексты трансперсональной психологии», в котором публикуются наиболее интересные и разносторонние исследования по трансперсональной психологии. Значительная часть включенных в книгу материалов является переработкой его предисловий к томам этой серии и других его статей по трансперсональной тематике, публикуемых с 1987 года.

Материал наших лекций, книг и статей заново пересмотрен, переработан и объединен в книгу. Мы публикуем его, прежде всего для того, чтобы помочь студентам, аспирантам и преподавателям, которые изучают и преподают трансперсональную психологию, составить объемное представление о трансперсональном проекте в культуре.

Трансперсональная психология является самой молодой среди традиционных психологических дисциплин, таких как общая психология, педагогическая психология, социальная психология или психология труда. И все же есть достаточно простое основание для более внимательного отношения к трансперсональной психологии и кругу поднимаемых ею проблем. В самом деле, от исследователя предмета психологии вряд ли ускользнет тот факт, что мы со всех сторон окружены идеологиями и мировоззрениями, теориями и концепциями, в основе которых лежат определенные духовные потребности, стремление осмыслить предельные проблемы человеческого существования. Сжатым образом это проблемное поле может быть сформулировано следующим образом.

В сердцевине любого творческого акта находится трансценденция – преодоление рамок наличного бытия: времени и места. Выход за пределы известного, освоенного, окультуренного составляет суть того, что мы называем трансперсональным проектом в истории человечества. Этот проект возник в незапамятные времена пробуждения сознания и отчетливо проявляется уже во времена шаманизма 40 000 лет назад. Он принимает разнообразные формы в мировых религиозных и духовных практиках, светских духовных традициях, искусстве, науке, изобретательстве, контркультуре и Нью-Эйдже, глубинной психологии и современной трансперсональной психологии.

Тесная связь творчества с необычными состояниями сознания и отчасти с безумием определяется нормативным порядком общепринятой реальности. В этой ситуации все новое обречено на первоначальное проявление в тех формах и языках, которые, с точки зрения реальности консенсуса, описываются как необычное или даже безумное. Эта принципиальная ситуация задает особый статус трансценденции в культуре.

Трансперсональный проект в культуре всегда связан с предельным опытом, созиданием нового и преодолением старого. Фундаментальность актов трансценденции для всего нашего мира такова, что к существующим определениям сущности человека, таким как «человек умелый», «человек разумный», «человека играющий» и т.д., следовало бы добавить определение homo transendus – «человек трансцендирующий». Наверное, первым трансперсональным философом, который призывал всю культуру к радикальному преображению, был Фридрих Ницше. Его пророк Заратустра постоянно призывает читателя к преодолению всех ограничений: «Человек есть нечто, что должно превозмочь» [230]. И можно, без сомнения, утверждать, что этот призыв был услышан и во многом определил последующее развитие европейской культуры. Уже в недавнее время один из основателей трансперсональной психологии Абрахам Маслоу ввел представления о высших для человека ценностях – ценностях самотрансценденции – и открыл вместе с коллегами новое направление в психологии.

В существующих изложениях истории трансперсональной психологии это направление располагается, как правило, в линии развития глубинной психологии как «четвертая сила» – после первых «трех сил»: классического психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. Сама эта расстановка довольно схематична и отражает в большой степени то, как вся историческая ситуация виделась отцами-основателями данного направления, живущими в 60-е годы XX века в США. У этого взгляда есть немало достоинств, но есть и упущения, связанные с тем, что в ряде случаев он не способен внятно артикулировать специфику трансперсонального подхода (Феррер, 2004).

В этой книге мы предлагаем расширенный взгляд на трансперсональную психологию и проясняем ее особенности, рассматривая четыре основные линии развития трансперсонального проекта в культуре, каждая из которых имеет свои особенности, в контексте которых и проясняется трансперсональное. Сама по себе идея трансперсонального проекта является не новой и существует и как идея «вечной философии» О. Хаксли, и как «Великая Цепь Бытия» А. Лавджоя и К. Уилбера, и как эволюционные идеи Шри Ауробиндо [11, 135,154,310, 340]. Новым является комплексный анализ концепции трансперсональной психологии как четырех линий развития: трансперсонального проекта – духовно-религиозные практики и традиции, глубинной психологии, собственно трансперсональной психологии и глобальной информационно-коммуникативной цивилизации.

Первая линия – это: от шаманизма и мировых религий до светских духовных традиций, эзотерических школ и «новых религий». Последовательному анализу этих практик и традиций посвящены глава I «Трансперсональный проект в традиционных религиозных практиках» и глава II «Трансперсональный проект в некоторых светских духовных традициях», а также несколько параграфов IV главы.

Вторая линия – это история глубинной психологии, от психоанализа до гуманистической психологии. Этому посвящена глава III «Трансперсональный проект в глубинной психологии: научно-психологические предпосылки трансперсональной психологии».

Третья линия – это развитие трансперсонального проекта в рамках самой трансперсональной психологии. Этому посвящена глава IV «Школы и исследовательские проекты трансперсональной психологии».

Четвертая линия – это линия развития общепланетарной целостной системы, «пробуждающейся Земли», глобальной информационно-коммуникативной цивилизации. Ее раскрытию посвящены первые параграфы главы IV.

Все четыре линии развития прослеживаются во втором томе книги «Российский трансперсональный проект», где впервые в литературе проведен анализ российского трансперсонального проекта на обширном историческом материале вплоть до наших дней. Этот том является также справочником по лидерам и современным школам российской трансперсональной психологии. Конечно же, приведенная панорама современных российский школ и лидеров трансперсональных подходов не претендует на окончательную объективность и выражает уровень осведомленности и пристрастность авторов. Безусловно, существуют и неизвестные нам яркие лидеры и направления, и мы постараемся учесть это в последующих изданиях книги. Но и доступный нам материал позволяет описать и обосновать особенности российского трансперсонализма.

За пределами этой книги осталась пятая линия развития трансперсонального проекта – линия искусства. Элементы анализа этой линии уже присутствуют в некоторых из опубликованных книг (Рыклин, 2002; Рыклин, 2003; Grey,1998). Разумеется, в рамках данного учебного пособия невозможно достаточно полно проанализировать все перечисленные линии развития, они всего лишь проиллюстрированы избранными примерами. Всеобъемлющий анализ трансперсонального проекта – задача иного порядка. Мы же в данной книге старались уделить больше, чем обычно принято в подобных работах, внимание его общекультурному контексту и истокам.

Эта книга – плод совместного труда большого количества людей, которые были участниками дискуссий, семинаров, конференций, тренингов по трансперсональной психологии. Многие из этих людей делились с нами своими идеями и пониманием трансперсонального проекта. Не все из них упомянуты здесь, но всем им наша искренняя благодарность.

Материал такого охвата невозможно объективно подать, не прибегая к проверенным временем источникам. Для более взвешенного освещения столь разнородного материала мы постарались учесть референтные энциклопедии и издания, такие как Большая Советская Энциклопедия, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Британика, Энциклопедия культурологи ХХ века и многие другие, концептуально оформляя заимствуемые материалы. В этой части мы чувствуем себя не столько авторами, сколько редакторами-составителями данной книги. Нам помогали в ее написании не только известные и безвестные соавторы, авторитетные энциклопедии и справочники, но и многие другие источники. Ссылки на всю, так или иначе используемую литературу, безмерно увеличили бы и без того пространную библиографию. В тех случаях, когда мы не смогли найти точные ссылки, мы цитируем источники по памяти или по своим рабочим записям.

Источником ряда материалов явился Интернет, давно уже ставший поистине всемирной энциклопедией, где можно найти почти все, и порой, когда у нас не было возможности обратиться к бумажным первоисточникам, мы брали материалы из Интернета. Мы широко использовали коллекции текстов, хранящиеся в специализированных Интернет-библиотеках по мировым духовным традициям, русской и мировой философии и психологии, эзотерике, исихазму и православию и многим другим темам. Эти замечательные систематизированные коллекции существенно облегчили нам библиографическое исследование и знакомство с темами. Мы приносим извинения за возможные при пользовании этими источниками погрешности и постараемся исправить их в следующих изданиях книги. Система сносок на источники, принятая в книге, двойная. Там, где это не приводит к путанице, мы даем имя автора и год издания. В остальных случаях приводится ссылка по номеру в конце книги.

Хотя мы и постарались учесть в своей работе все известные нам рассмотрения трансперсональной психологии, раскрытие столь грандиозной темы не может быть полной и всеохватной, неизбежны некоторые упущения и недочеты. Материал II главы, в особенности, не претендует на всеохватность. Вошедшие в нее светские духовные традиции являются в большой степени иллюстрацией, нежели исчерпывающей подборкой. Часть важных светских традиций российского происхождения представлена во втором томе. Это, прежде всего, теософия Е.П. Блаватской, «Четвертый путь» Г.И. Гурджиева, российская антропософия, русский космизм и экзистенциализм. За пределами книги остались многие другие школы и течения, которые можно отнести к российскому трансперсональному проекту. Мы не включили их рассмотрение в эту книгу как по соображениям экономии места, так и потому что они, обладая значительным культурным влиянием, в меньшей степени повлияли на развитие собственно психологического трансперсонального проекта. Возможно, к моменту следующих изданий наше понимание относительно значимости этих школ и течений изменится и некоторые из них будут включены в книгу.

Большая часть параграфов, характеризующих современный этап российского трансперсонального проекта, написана специально для этой книги самими авторами концепций, направлений и идей. Мы выбрали этот путь представления идей их авторами для того, чтобы дать максимально компактное и объективное самореферентное изложение, исходя из того, что никто, кроме автора, лучше не знает свои идеи. Мы оставляли практически без изменений авторский стиль и словарь. Там, где это было по ряду причин невозможно, мы заимствовали наиболее репрезентативные авторские изложения из доступных источников, слегка их редактируя и сокращая. Ответственность за возможные при этом искажения лежит полностью на нас.

Часто здоровая критика по отношению к тем идеям, которые излагаются в этой книге, была не менее важна, чем единодушная поддержка. Поэтому в первую очередь мы благодарим профессора А.В.Карпова, профессора Г.В. Акопова, профессора Н.П. Фетискина, профессора Г.М. Мануйлова, профессора Томашова В.В., профессора Кашапова С.М., профессора Клюеву Н.В., профессора Филиппова А.В., профессора Поваренкова Ю.П., профессора Орла В.Е., профессора В.Н. Подорогу.

Не менее важна в написании большого научного труда поддержка старших товарищей, которые знают содержание этой книги не только в теории, но и в жизненном опыте. Мы выражаем благодарность профессору М.С. Роговину, профессору И.П. Волкову, профессору А.М. Пятигорскому, канд. филос. наук М.К. Рыклину, профессору П.С. Гуревичу, докт. филос. наук В.И. Аршинову, профессору В.В. Макарову, канд. мед. наук Л.М. Кролю, покойному профессору В.В. Налимову и его супруге и соавтору и партнеру по трансперсональным исследованиям канд. биол. наук Ж.А. Дрогалиной. Последней – особая благодарность за помощь с материалами о В.В. Налимове.

Мы глубоко признательны профессору В.В. Новикову, президенту Международной академии психологических наук, выразившему искреннее участие и поддержку при проведении наших научных исследований, профессору В.П.Петренко – за понимание и сопереживание в исследовательском проекте, а также профессору В.А. Мазилову – за дружескую помощь при работе над этой книгой.

Мы благодарны своим слушателям и ученикам, стимулировавшим формулировку основных концепций этой книги, своим коллегам по издательскому проекту «Тексты трансперсональной психологии», в котором издано уже свыше 50 книг, своим друзьям по Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии за помощь в написании отдельных параграфов и предоставленные материалы и авторефераты с автохарактеристиками их работ. В некоторых параграфах мы почти полностью использовали их тексты, лишь слегка отредактировав и сократив их. Порядок разделов во втором томе в части, связанной с современными лидерами и школами, не отражает никакой системы, и они могут читаться в любой последовательности. Некоторые разделы получились более длинными, другие – более краткими. Там, где это было возможно, мы дали краткий биографический очерк, в остальных случаях ограничились изложением авторских подходов. Эти изложения не претендуют на всеохватность и могут быть скорректированы и дополнены в последующих изданиях.

Мы также признательны друг другу. Вне сомнения, большое влияние на окончательный вид книги оказали наши встречи и напряженная совместная работа над текстом.


И, наконец, личные благодарности:

Владимир Козлов:

«Я выражаю признательность своим друзьям, Дмитрию Ушакову и Андрею Сукманюку, за постоянную возможность иметь рядом понимающих и творчески настроенных собеседников.

Самую нежную благодарность – своей семье: детям, Надежде, Варваре и Вадиму,

любимой бесконечно жене – Ольге Лазарянц, за душевную теплоту, благодарную и поддерживающую атмосферу жизни и творчества, во многом благодаря которой и стала возможна эта книга».


Владимир Майков:

«Я признателен своим друзьям и коллегам по Европейской трансперсональной ассоциации и Международной трансперсональной ассоциации, а также авторам в серии «Тексты трансперсональной психологии», работа над книгами которых – постоянный источник вдохновения и роста. Далеко не все из них упомянуты на страницах этой книги, но все они так или иначе присутствуют в ней.

Моя особая благодарность – членам Московского трансперсонального кружка «Контекст» и особенно его лидеру – В.Н. Михейкину, пионеру российской трансперсональной психологии, который впервые познакомил меня с ней. Я также чувствую глубокую признательность к своим основным учителям – Ю.И. Куфтыреву, Чогъялу Намкхаю Норбу, Станиславу и Кристине Гроф, Арнольду и Эми Минделл. Именно с их помощью я смог увидеть весь поистине грандиозный масштаб и истинные горизонты трансперсонального проекта.

И, наконец, самая глубокая признательность – моей жене Кристине Майковой, чья любовь, мудрость и постоянная поддержка помогли мне завершить работу над этой книгой».








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх