16. Исследования А. Маслоу по самоактуализации и творчеству

Абрахам Маслоу, несомненно, является одним из самых выдающихся психологов XX века. Заслуга его заключается в том, что он стоит у истоков сразу двух психологических направлений – гуманистического и трансперсонального. Что касается трансперсональной психологии, то Маслоу первым сформулировал ясным образом ее принципы, в области же гуманистической психологии наиболее весомым вкладом можно считать его концепцию самоактуализирующейся личности [196].

Теоретическими предпосылками к учению о самоактуализации Маслоу можно считать такие направления, как психоанализ, гештальтпсихология, социальная антропология Рута Бенедикта. Что касается психоанализа, то из него символически вытекает мысль о том, что неиспользование своих способностей может привести к психическим расстройствам и неудовлетворению в жизни. Касаясь гештальтпсихологии, важно отметить, что близкий этому направлению исследователь Курт Гольдштейн уже в 1926 году использовал термин «самоактуализация», имея в виду развитие заложенных от природы способностей. Для этого развития необходим определенный уровень напряжения, и самоактуализация будет происходить в процессе преодоления этого напряжения. По Гольдштейну, если есть талант, то он должен быть реализован. Социальная же антропология, пытаясь решить проблему противостояния культуры и личности, также наложила свой отпечаток на теорию Маслоу.

Маслоу определяет самоактуализацию как «стремление к самоосуществлению ‹…› тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более ‹…› тем, кем он способен стать» [197]. Все самоактуализирующиеся люди посвящают свою жизнь поиску «бытийных» ценностей («Б»-ценностей), т.е. поиску предельных ценностей, которые, по Маслоу, нельзя свести к чему-то более высокому. Он выделяет 14 таких «Б»-ценностей: истина, красота, порядочность, справедливость, совершенство, добро древних, простота, всесторонность и др. Эти «бытийные ценности» выступают как метапотребности, подавление которых порождает определенный тип патологий – метапатологий [196]. Автором утверждается, что «бытийные ценности» являются смыслом жизни для большинства людей, хотя многие и не подозревают об их наличии у себя.

Маслоу описывает восемь путей самоактуализации:

1. Самоактуализация означает полное, живое, бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, максимальную ясность восприятия и концентрацию ума.

2. Самоактуализация – это непрерывный процесс, означающий многократные выборы. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к защите, либо выбор роста, и именно второе означает выбор в пользу самоактуализации.

3. Само слово «самоактуализация» подразумевает наличие «Я», которое может актуализироваться. Этот путь самоактуализации предполагает независимость в принятии решений, исходя из своей точки зрения, предоставление своему «Я» возможности для проявления.

4. Самоактуализирующийся человек немыслим без принятия ответственности за свое поведение. Взять на себя ответственность – это значит обращаться к самому себе, требуя ответа, и это несовместимо со стремлением сохранить свое лицо и с позерством.

5. Этот путь означает верить в себя и действовать согласно своим убеждениям. Это предполагает нонконформизм: быть смелым, вместо того чтобы бояться.

6. Самоактуализацией является как конечное состояние, так и процесс актуализации возможностей. «Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий ‹…› Самоактуализация – это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего, это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. Самоактуализацией может быть упражнение пальцев на клавиатуре… это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать ‹…› Человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть» [197].

7. Высшие (пиковые) переживания – это моменты самоактуализации. «Это мгновения экстаза… условия для более вероятного появления таких переживаний создать можно ‹…› можно ‹…› наоборот, поставить себя ‹…› в условия, при которых их появление будет… маловероятным. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, что не является твоими потенциальностями, это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты ‹…› являешься» [197].

Одним из крупных достижений Маслоу является проведенное им исследование опыта людей, имевших спонтанные мистические (пиковые) переживания. В отличие от устоявшегося мнения психиатров о том, что любой мистический опыт относится к разряду психопатологии, Маслоу показал, что спонтанные пиковые переживания часто оказывались благотворными для людей, испытавших их. Впоследствии эти люди выказывали тенденцию к самоактуализации. Автор предположил, что такой опыт относится к категории выше нормы, а не ниже ее или вне ее. Далее Маслоу продолжает: «Практически каждый испытывает высшие переживания, но не каждый знает об этом. Некоторые люди отстраняются от этих тонких кратковременных переживаний. Помочь людям ощутить эти ‹…› мгновения экстаза, когда они наступают, – это одна из задач консультанта» [197].

8. Самоактуализация предполагает выявление собственных психологических защит и преодоление их. Маслоу описывает такую психологическую защиту, которая не описывалась ранее, – деритуализацию. Под этим автор понимает снятие покрова святости с ценностей и добродетелей, более легкое к ним отношение. Самоактуализация означает отказ от этого механизма защиты, обучение и принятие реритуализации, означающей желание иметь возможность увидеть святое, вечное, символическое.

По мнению Абрахама Маслоу, самоактуализирующиеся личности составляют всего один процент населения и являются образцом психологически здоровых людей, разительно отличающихся от большинства.

Согласно Маслоу, самоактуализация – это, скорее, постепенное накопление незаметных приобретений, чем один миг, это продвижение скромными шагами. Путь к самоактуализации открывается лишь после удовлетворения таких его насущных потребностей, как физиологические потребности в защищенности, в хорошем отношении, в уважении. Если эти потребности не удовлетворены, то самоактуализация невозможна (потребность в самоактуализации является вершиной «пирамиды потребностей», разработанной Маслоу, наиболее высокой точкой в их иерархическом ряду). Большинство людей останавливается на уровне поисков защищенности и хорошего отношения, поглощающих всю их энергию.

Резюмируя исследования Абрахама Маслоу, следует отметить, что его исследования оставили первоначальный фундамент для трансперсонального направления в психологии и передали в это направление гуманистическую традицию и этику, без которых призыв к всеобщему преодолению всего и вся мог бы нести негативный для психологии заряд. И, несмотря на критику первоначального проекта Маслоу в недавней работе Х. Феррера (Феррер, 2004), его вклад в психологическую науку трудно переоценить. Это, во-первых, формулирование принципов трансперсональной психологии (и здесь важно описание пиковых переживаний как не являющихся патологическими), во-вторых, разработка теории самоактуализации, ее структуры, путей ее достижения, в-третьих, пересмотр теории инстинктов и анализ человеческих потребностей.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх