Чжан 9

Изучение Четырех Проявлений

"Сы Сян Сюэ"

Что такое Сы Сян (Четыре Проявления)?

Два Начала, каждое из которых рождает одно Инь и одно Ян. Порождает же Два Начала — Великий Предел (Тай Цзи). К каждому из начал прибавляется его четное или нечетное соответствие[62]. Это и есть Четыре Проявления — Великое Инь и Малое Ян и Малое Инь и Великое Ян. Название им — Сы Сян.

Четыре Проявления, лежащие в основе Цюаньшу, — это Инь. Ян и их четные и нечетные пары. Четырем Проявлениям соответствуют первоэлементы Металл, Дерево, Вода и Огонь; четыре воплощения Инь и Ян: тьма и свет, твердость и мягкость, а в "Книге Перемен" — четыре разряда гексаграмм. Во внутренних органах (Фу), Четыре Проявления — это сердце, печень, легкие и почки. В ходе поединка — это положения противника: сзади и спереди, слева и справа. Общепринятое название формы Багуацюань, соответствующей Четырем Проявлениям, — Шуан Хуань Чжан (двойное обращение ладони). Четырем Проявлениям соответствует и четыре технических действия: Ци, Цзуань, Ло и Фань. Принцип "не пропускать удары во время движения" называется принципом Проникновения (Хэн). Хэн к тому же соответствует стихии Земли[63]. Благодаря Земле существует жизнь. Пульсацию Ци порождает Великий Предел. Тай Цзи и Земля едины. Земля, находясь в Центре, недостижима.

Четыре Проявления содержат в себе Инь и Ян, которые в Багуа то взаимопорождаются, то сливаются в одно целое. Слияние Инь и Ян возможно и в пределах одной триграммы, а в восьми триграммах эта возможность возрастает. Восемь триграмм, взаимопорождаясь и сливаясь, дают 64 гексаграммы. Согласно "И цзин", в одной триграмме шесть черт. Нижние три черты — это три символа, означающие Небесное, Земное и Человеческое. Верхние три черты сливаются, образуя два слоя. Символы Небесного, Земного и Человеческого несут в себе Инь и Ян. Этим в технике и теории Цюаньшу объясняется наличие в каждой форме вращения влево и вправо, так как каждая форма содержит в себе Инь и Ян. Вращение влево символизирует нижние черты триграммы. Голова, руки и ноги соответствуют трем символам Тянь (Небесное), Ди (Земное), Жэнь (Человеческое), каждый из которых обладает Инь и Ян. Вращение вправо символизирует три верхние черты. Соответственно и в них имеются Начала Тянь, Ди и Жэнь[64], каждое из которых также несет в себе Инь и Ян. Таким образом, Четыре Проявления (Сы Сян) в Багуа — это и есть превращения Инь в Ян. В 64 гексаграммах сливаются Инь-Ци и Ян-Ци. Багуа рождает порядок, состоящий из двух уровней. Когда Инь и Ян взаимосочетаются, они множатся бесконечно, не ограничиваясь 64 гексаграммами. В сущности, и десять тысяч триграмм не выходят за пределы 64 гексаграмм. 64 гексаграммы, объединяясь, рождают восемь триграмм, восемь триграмм рождают Четыре Проявления, Четыре Проявления рождают Два Начала, которые, объединяясь, становятся Единой Ци.

Цзы Ян, с которым мы вместе тренировались и были как братья, говорил, что Единое происходит из Небытия и не имеет материальной основы. Два Начала раскрывают Корень Единого, а Четыре Проявления неотделимы от Двух Начал. Все это рождает десятки тысяч вариантов движения и соответствует Истине. Именно учитывая вышесказанное, и следует выполнять форму Сы Сян.


Изучение формы "четыре проявления" "Сы Сян Сюэ" Цзе 1

Исходная позиция соответствует начальному положению формы "Лян И". Не имеет решительно никакого значения, собираетесь Вы двигаться влево или вправо — все это будет соответствовать Четырем Изменениям.

Сначала рассмотрим движение в правую сторону. Левая рука при этом ведущая. Начинаем движение по кругу — с Севера на Запад.

Цзе 2

Продолжая движение, делаем шаг правой ногой, заворачивая носок вовнутрь. Пятки при этом разведены, поясница расслаблена, таз опущен. В этом положении следует сделать небольшую паузу.

Цзе 3

Левая рука вытягивается, поворачиваясь большим пальцем вниз. Левой ногой выполняем шаг вперед, заворачивая носок наружу. Положение ступней ног в этом шаге напоминает форму иероглифа Ба (/\). Ноги на ширине плеч. Таз оттянут назад. Позиция не должна быть неестественной. Корпус вслед за левой рукой, выполняющей движение, скручивается в пояснице. Правая рука прижата I к телу у левой подмышечной впадины ладонью вперед. В конце движения локоть направлен вниз.

Цзе 4

Обе руки выполняют скручивающее движение, в конце которого ладони развернуты вверх. Правая рука останавливается под левой подмышечной впадиной. Правая нога выполняет шаг одновременно с движением руки. Носок при этом заворачивается вовнутрь. Верхняя часть туловища скручивается в пояснице, подобно веревке. Выполнив эту форму, не следует надолго останавливаться. Пауза подобна заключительной черте иероглифа в середине длинной фразы. Форма завершена, а Ци продолжает пульсировать.

Цзе 5

Продолжаем движение правой рукой вверх, одновременно поворачивая кисть. В верхней позиции ладонь повернута к себе. Одновременно с движением правой руки левая рука опускается вниз до уровня пояса. Ладонь повернута вверх, а тыльная сторона кисти упирается в правое бедро. Необходимо следить за тем, чтобы руки двигались одновременно. Вместе с движением рук левая нога чуть приподнимается и прижимается к внутренней стороне правой голени. Взгляд направлен на правую руку. Положение должно быть стабильным и устойчивым.

Цзе 6

Продолжаем движение правой рукой, которая теперь опускается по широкой дуге вниз. Одновременно делаем широкий шаг левой ногой назад и приходим в низкую позицию. Руки плавно разводятся в стороны. Их движения напоминают растягивание шелковой нити. Руки чуть согнуты в локтях, а таз сильно опущен таким образом, что ягодицы находятся на уровне колен. Взгляд направлен на левую ладонь. Внутренняя поверхность бедер напряжена. Центр тяжести опущен в Дань Тянь. Только в этом случае форма обретает великолепную наполненность.

Цзе 7

Повторяем форму "Два Начала" (Цзе 4) вправо. Верх тела плотно закрыт руками, подобно тому как ветви закрывают от взгляда ствол дерева. Тело полностью защищено, однако внутри — Пустота. Откуда она возникла? Когда руки двигаются навстречу друг другу, в груди образуется Пустота, и болезни, порождаемые застоем Ци, не возникают.

Цзе 8

Вновь начинаем движение по кругу влево. Вообще в технике Цюаньшу не имеет значения характер движения, необходимо лишь занять удобное положение. Движение правой руки координируется с шагом правой ноги. В конце скручивания кисти указательный палец правой руки занимает вертикальное положение на уровне переносицы, а кончики пальцев находятся на уровне бровей. Левая рука прижата к телу. Ци, пульсируя, достигает левого локтя[65]. Вслед за движением правой руки, тело скручивается в пояснице, подобно веревке. Взгляд направлен на указательный палец ведущей руки. Руки чуть согнуты, а локти направлены вниз. Ладони развернуты вперед.

Упражняясь в исполнении формы "Четыре Проявления", реализуют четыре принципа: движение вверх (Ци), достижение (Чэн), вращение (Чжуань) и перекрывание (Хэ). Когда все проникнуто пульсацией Ци, это состояние, тождественное Дао.

Занимающийся должен знать это.


Примечания:



6

…метода Внутреннего культивирования в целом. — "Внутреннее культивирование" — Нэйгун — учение о способах установления оптимального энергетического тонуса человеческого организма, в основе которого лежит понятие Ци — энергетической категории. Метод внутреннего культивирования является общей основой для ушу, цигун и китайской традиционной медицины.



62

Четыре Проявления (Сы Сян, Сы Дэ), лежащие в основе Цюаньшу, это Инь, Ян и их четные и нечетные нары. Четыре Проявления это: Юань — начало, которому соответствует Восток и первоэлемент дерево, Хэн — проникновение, развитие, которому соответствует Юг и первоэлемент огонь, Ли — определение, разграничение, которому соответствует Запад и первоэлемент металл, и Чжэн — стойкость, которому соответствует Север и первоэлемент вода.



63

Хэн к тому же соответствует стихии Земли. — Здесь явная неточность. Хэн — проникновение — соответствует стихии огня. Ошибка вызвана, видимо, тем, что огонь является, по У Син ту (схеме Пяти первоэлементов), матерью Земли, и Земля достигает высшей точки в Юго-западном углу.



64

…Начала Тянь, Ди и Жэнь… — Небо, Земля и человек. В китайской натурфилософии триада, где среднее звено — человек, находящийся между Землей (Инь) и Небом (Ян), объединяет в себе эти два начала, являясь одновременно связующим звеном между ними.



65

Ци, пульсируя, достигает левого локтя. — При соблюдении базовых принципов движения и адекватном энергетическом тонусе организма, И Ци (состояние Единой Ци), Ци, циркулируя в соответствии с 12-часовыми циклами, проходит по 12 каналам (Цзин Ло), влияя на активность органов. Высокий уровень мастерства в Нэйгун позволяет сознательно направлять и регулировать приток и отток Ци к различным частям тела. В данном случае имеется в виду приток Ци к точке Сяо Хай канала тонкого кишечника (Сяо Чан Цзян).








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх