Чжан 12

Изучение триграммы Кань (форма Змеи)

"Кань Гуа Шэ Син Сюэ"

Триграмма Кань символизирует воду. "Послушная ладонь" (Шунь Ши Чжан) — выражение этой триграммы в технике Цюаныпу. Триграмма Кань соответствует погружению. Триграмма Кань рождается из триграммы Кунь, когда в центре Гуа появляется начало Ян[69]. Ян, проникая, порождает влагу. Графический символ Кань в своем центре содержит полноту Ян, а направление блеска воды — это Север. Это соответствует характеру движения в форме Змеи, которая ядовита и обладает такими качествами, как хитрость и подвижность. Змея может скрыться даже в траве. Несколько слов о действиях в этой форме. В ней встречается положение "Белая змея выпускает жало" и "Двуглавая змея сворачивается в клубок". Говоря о форме Цюань-шу, назовем ее "Послушной ладонью". Эта форма внешне мягка и податлива, а внутри незыблема и тверда. Ци Дань Тянь в этой форме — в изобилии. Внутреннее и внешнее, подобно воде, текут по Единому руслу, не задерживаясь и не прерываясь. Поэтому данная форма и является символом триграммы Кань. Когда Ци Дань Тянь в достатке, наступает состояние, тождественное Дао. Именно тогда в недрах организма угасает Иньский огонь[70]. Если этого не происходит, появляется рябь в глазах, а сознание замутняется. Такая форма будет порочной, потому что стихия Воды (почки) пуста и ослаблена, а стихия Огня (сердце) не опускается. Вот уж где не избежать головокружения и помутнения взора!

ИЗУЧЕНИЕ ТРИГРАММЫ КАНЬ Цзе 1

Исходное положение — начальная позиция формы Лян И Сюэ. Начинаем движение по кругу.

Цзе 2 и Цзе 3

Делая шаг левой ногой, ставим ее носком наружу. Положение ступней напоминает форму иероглифа Ба (/\).


Делаем шаг правой ногой и ставим ее рядом с левой, пятки разведены, а колени прижаты друг к другу. Правая рука, согнутая в локте, двигаясь одновременно с правой ногой, проходит над головой и останавливается у левого предплечья, ладонью вниз. Левая рука прижата к телу под правым предплечьем. Корпус вслед за шагом и движением руки скручивается в пояснице, подобно веревке. В "Море дыхания" (Цихай) — Пустота[71].

Цзе 4

Продолжая вращение влево, делаем шаг левой ногой назад и приходим в широкую низкую позицию. Руки выполняют широкое движение по дуге вниз и в стороны. Их движение напоминает растягивание шелковой нити.

Цзе 5

Делаем шаг правой ногой вперед и выполняем заключительную форму Лян И Сюэ.

Цзе 6

Продолжаем движение по кругу влево.


Примечания:



6

…метода Внутреннего культивирования в целом. — "Внутреннее культивирование" — Нэйгун — учение о способах установления оптимального энергетического тонуса человеческого организма, в основе которого лежит понятие Ци — энергетической категории. Метод внутреннего культивирования является общей основой для ушу, цигун и китайской традиционной медицины.



7

Нэйцзяцюань — направление ушу так называемой "Внутренней семьи", ставившее своей основной задачей приведение адепта с помощью различных видов Внутреннего культивирования (см.) в соответствии с определенным комплексом аксиологических параметров, в идеале, — к слиянию с Дао.



69

Триграмма Кань рождается из триграммы Кунь, когда в центре Гуа появляется начало Ян — Триграмма Кань символизирует Воду. Во второй позиции здесь появляется черта Ян между двумя чертами Инь, что и определяет характер триграммы: призыв к активному поиску решения и преодолению инерции и косности (две черты Инь в начальной и верхней позициях).



70

в недрах организма угасает Иньский огонь. — Имеется в виду вызванное какой-либо причиной патологическое возрастание, а затем угасание начала Инь, которое иногда называют Иньским соответствием (Инь Фу) пламени Ян (Ян Хо).



71

В "Море дыхания" (Цихай) — Пустота. — "Море дыхания" (Цихай) — иное название области Дань Тянь.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх