Предисловие

Помогая Учителю Сунь Лутану в составлении книги о Син И цюань, я имел возможность неоднократно прочесть и глубоко изучить ее. Я старательно и прилежно следовал советам Учителя Суня, одарившего меня пониманием Учения, теория которого созвучна высшему принципу Чжун Юн.

Изучая Багуа чжан, мы преследуем цель укрепления здоровья, физического развития и приобретения навыка самозащиты. Справедливая мысль Учителя направлена на установление благоденствия, прекращение бедствий и достижение возвышенного состояния путем изучения Багуа чжан[16].

Владеющий искусством Багуа использует силу зрелости и обладает молодой душой. Мышцы его тела расслаблены, но используются достаточно жестко. Изменения его движений поистине неисчерпаемы. Принцип Багуа соответствует Великой Пустоте, о которой сказано в писании о Фу Си[17].

Изменения являются проявлением прямого и обратного движения Шунь и Ни[18] и отражают пульсацию истинной Ци.

Когда Духовное и Телесное начала пребывают в единстве, движения тождественны Дао[19]. Осознанием этого единства проникнуто знание Учителя Суня. Сила искусства Багуа чжан не только в возможности использования его в поединке, и я сожалею, что в моем Отечестве давно утратили понимание этого. Именно поэтому Учитель Сунь и отдал все свои силы написанию этой книги.

Хотя в эпоху Тан это искусство достигло своего расцвета, о нем сохранились лишь краткие упоминания в хрониках[20]. В периоды Мин и Цин этому искусству обучали три знаменитых мастера, обладавших удивительным Умением. Они бывали и на Юге, и на Севере Поднебесной, являя поистине тонкое искусство и необычайную отвагу. Однако не нашлось человека, который описал бы их подвиги.

До сих пор не существует описания искусства Цюаньшу, и поэтому оно пришло в упадок. Поэтому Учитель Сунь, воодушевившись, собрался с силами и, подобрав необходимые материалы, обязал себя написать эту книгу, дабы описать в ней неизвестную широкому кругу технику искусства Багуа чжан.

Именно для того, чтобы увлечь и поддержать всей душой интересующихся этим искусством, что испокон веков встречается редко, и публикуется эта книга, содержащая завещанное Учителем Сунем.

Кто, как не он, мог позволить себе делать, знать и говорить?


Примечания:



1

Син И цюань — Кулак формы и мысли — один из древнейших видов Цюаньшу. В исторических памятниках также встречается под названием "Синь И цюань" (Кулак Духовного начала и мысли), "Лю Хэ цюань" (Кулак Шести координации). В исследовании Цин Ванци "Синь И цюань юаньвэй као" ("Подробное исследование Синь И цюань") говорится: "Известно, что эта форма берет начало от двух представителей рода Цзи: Цзи Луна и Цзи Фэна — уроженцев области Пучжоу провинции Шаньси, изучавших это искусство в течение нескольких лет". В других источниках заслуга создания Син И цюань приписывается Сунскому полководцу Юэ Фэю или индийскому монаху Дамо, пришедшему в Китай во времена династии Северная Вэй E в.).

Сунь Фуцюань, начавший изучать Син И цюань с детских лет, был одним из ведущих мастеров этого стиля. Он является автором единой теории трех внутренних стилей (Син И, Тайцзи и Багуацюань), которая изложена им в трактате "Цюань И шучжэнь" ("Изложение мыслей об искусстве цюань). Сунь Фуцюань является также автором труда "Син И цюань Сюэ" ("Изучение Син цюань").



2

"Мы рассуждали о Ци"… — Адекватный перевод понятия Ци на русский язык до сих пор является предметом разногласий. Согласно воззрениям древних мыслителей Китая, существует семь основных видов Ци:

1. Цзин Ци (Квинтэссенция Ци), в свою очередь состоящая из двух видов Ци: "Цзин Ци Раннего Неба" — энергетическое начало, присущее человеку с рождения, его изначальный энергетичекий фонд и "Цзин Ци Позднего Неба" — энергия, содержащаяся в продуктах питания.

2. Цин Ци (Чистая Ци), также называемая Тянь Ци (Небесная Ци) — энергия, получаемая в процессе дыхания из воздуха.

3. Взаимодействие Цзин Ци Цин Ци рождает Цзун Ци (Основную Ци), функция которой в поддержании ритма дыхания и кровооброщения. "Лин Шу": "Цзун Ци собирается в груди, проходит по каналу Сердца в область горла и является первопричиной дыхания" (Чжан 71).

4. Ин Ци (Питательная Ци) — одно из проявлений Цзин Ци, часто уподобляемая крови (отсюда второе название — Ин сюэ).

5. Вэй Ци (Защитная Ци) — частичное проявление Ян Ци (Ци начала Ян), циркулирует в кожных покровах и в мышцах.

6. Юань Ци (Изначальная Ци) — самая важная Ци человеческого организма. Является результатом трансформации Цзин Ци. "Лин Шу": "Чжэнь Ци (другое название Юань Ци — Г.М.) — истинная Ци, ниспосланная Небом. Объединяясь с Цзин Ци, она наполняет тело" (Чжан 75).

7. Ци начала Ян и Ци начала Инь — два полярных взаимодействующих начала в Цзун Ци (Основной Ци). Единство и адекватные взаимопревращения всех перечисленных видов Ци означают достижение состояния И Ци (Единой Ци), соответствующего понятию адекватного энергетического потенциала организма. Такое состояние мыслилось как тождественное Дао.



16

…достижение возвышенного состояния путем изучения Багуа чжан. — Речь идет о достижении Единства с Дао путем изменения Духовного начала (Шэнь).



17

…в писании о Фу Си. — Фу Си (Баоси) — мифический первопредок, родившийся, согласно преданию, от того, что его мать Хуасюй наступила на след великана на Люлоте Грома Лэйцзэ. Фу Си научил людей ловить рыбу, изобрел орудия охоты, заменил иероглифами узелковое письмо, начертал восемь триграмм. По конфуцианской традиции — император, правивший под именем Тай-хао с 2852 по 2737 г. до н. э. Под писанием о Фу Си автор предисловия, видимо, имеет в виду "Сицы Чжуань" или "Да Чжуань" (Большой комментарий к "Книге Перемен"), где излагается история возникновения восьми триграмм.



18

прямого и обратного движения Шунь и Ни… — Два направления вращения в "Тайцзиту" — схеме Великого Предела: центростремительная сила Ни (направление вращения против часовой стрелки — начало Инь) и центробежная сила Шунь (направление вращения по часовой стрелке — начало Ян). Согласно теории Инь-Ян, Шунь содержит в себе потенцию Ни, и наоборот.



19

Когда Духовное и Телесное начала пребывают в единстве, движения тождественны Дао. — Речь идет о единстве внешней формы (Вайсин) и внутреннего содержания (Нэйи). В "Июаньлунь чжисюй" ("Предисловие к вопросу о теории бокса") Ван Цзичсна говорится: "Вайсин хэ Нэйи гаоду тунъи" ("Внешняя форма и внутреннее содержание образуют единое"), т. е. состояние тождества Дао.



20

об этом сохранились лишь краткие упоминания в хрониках. — Согласно исследованию по истории возникновения Багуа чжан, проведенному в 1984 г. Пекинской ассоциацией ушу, в династийных хрониках упоминание о Багуа чжан не встречается.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх