Движение силы в нулевом цикле Омнио-ТТ

Одна из главных ошибок многих приобщившихся к йогической практике состоит в том, что они становятся жертвами возвышенной сентиментальности и практикуют асану с такой нежностью, трепетной осторожностью и вялой медитативно-погруженной томностью, что напрочь выхолащивают всю силовую сущность, изначально заложенную древними мудрецами в этот тип тренировочной практики.

К практике Движения Силы следует относиться не как к некоему загадочному ритуальному действу, осуществляемому в состоянии благостной прострации с томным взором и идиотической улыбкой на устах, а как к обычной нормальной ТРЕНИРОВКЕ со всей ее жесткой напряженностью, со свойственными ей вызовом, преодолением и победой. Только в этом случае асана действительно отдает все то, что можно из нее извлечь.

Практика Движения Силы — не «воспарительная прострация», а работа. Тяжелая физическая работа, которой присуще все, что присуще любой тяжелой физической работе. Пот, усталость, иногда — травмы, короче — все, как во всякой нормальной тренировке. И как во всякой нормальной тренировке, успех полностью зависит от нашего к ней отношения, от нашей настойчивости и нашего упорства, от способности полностью сосредоточиться на главном, от внимательности и от умения не давать себе поблажек, не потакать своему самомнению и не идти на поводу у своей слабости. И от этого же зависит то, в какой степени нам удастся избежать травм и нежелательных энергетических эффектов, которые могут стать причинами серьезных функциональных расстройств.

Травмы и нежелательные энергетические эффекты обычно являются следствиями либо чрезмерного, либо недостаточного усердия в тренировочной практике.

Если практикующий, гонимый то ли тщеславием, то ли соображениями практической выгоды, то ли стремлением к скорейшему погружению в психоделический омут, то ли жаждущий что-то кому-то доказать (себе, другим — не имеет значения), оказывается чрезмерно усердным в практике Движения Силы, его энергетическая структура в какой-то момент не выдерживает неадекватно возросшего энергетического давления, обусловленного слишком высокой для ее нынешнего состояния плотностью потоков Силы. В «слабых местах» энергетической структуры образуются «дыры», сквозь которые неконтролируемо рассеивается и вновь уходит на недосягаемую для осознанного управления периферию энергетического тела совсем уже было стянутая к центру энергия. В результате зоны энергетического тела, в которых образовались «дыры», настолько «обесточиваются», что в них возникают болезненные состояния, которые незамедлительно «спускаются» на уровень органического тела. Суставные травмы, травмы позвоночника, растяжения и разрывы сухожилий, спазмы гладкой мускулатуры внутренних органов, лихорадочные состояния, нарушения работы сердечно-сосудистой и нервной систем, а также прочие подобные происшествия могут стать реакцией организма на чрезмерное усердие, призванные на некоторое время «притормозить» адепта, страдающего синдромом неадекватной рьяности.

С другой стороны, если практикующий регулярно «недорабатывает», если он не достигает в каждом упражнении предельно доступной его телу «глубины» и не идет чуточку «глубже», вся его практика оказывается недостаточно напряженной и недостаточно глубокой, другими словами — недостаточно «жесткой». В результате возникает состояние, при котором подвижность энергетической структуры заметно увеличивается, а плотность энергии в образующих ее потоках Силы оказывается недостаточной. Итогом становится «хлипкость» органического тела и проистекающие из нее неприятности, во многом аналогичные тем, которые обусловлены чрезмерным усердием. Те же «дыры» в энергетическом теле, и то же самое рассеяние энергии…

Таким образом, как чрезмерное, так и недостаточное усердие в практике Движения Силы в конечном счете приводит к потере энергии вместо ее накопления.

Йога — это «путь через пропасть по кромке отточенного подобно бритвенному лезвию клинка». И только нам самим дано отыскать в наших собственных действиях ту «золотую середину», которая позволит сохранить равновесие на этом пути.

Так что давайте будем предельно внимательными, и не дай нам Бог хотя бы на мгновение забыть о Круге Железа. И о том, что главной составляющей безупречности является отрешенность.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

К предварительным условиям относится все, что касается места, времени, обстановки, оборудования и состояния, необходимых для практики Движения Силы.


СОСТОЯНИЕ


Давайте «остановимся» и внутренне соберемся. Постараемся ощутить свое органическое тело как нечто целостное, однородное и полностью подконтрольное воле. «Уйдем» вниманием внутрь тела, чтобы замечать все ощущения, которые будут возникать в нем во время тренировки. И чтобы не упустить тот момент, когда наше тело скажет нам: «Все, хватит. Остановись и расслабься, иначе будут неприятности». Или: «Ну что ж, сегодня ты основательно потрудился. Теперь можешь расслабиться и позволить сознанию насладиться плодами этого труда». Нам ни в коем случае нельзя игнорировать такие сигналы со стороны тела, ибо оно обладает собственной глубинной мудростью и может многое нам подсказать. Тело — наш верный союзник. Ведь в конце концов, тренировка — это война не против собственного тела, а против собственной слабости, против собственных недостатков. И тело наше точно так же хочет избавиться от тех из них, которые свойственны ему, как мы хотим избавиться от всех, (Если мы действительно честно этого хотим. Если нет — давайте сразу же забудем о йоге и больше никогда не будем о ней вспоминать.)

Тренироваться с полным желудком — далеко не лучшее, что можно придумать. Именно поэтому йогин «наполняет пищей половину желудка». Ведь он хочет быть готовым к практике в любое мгновение, когда ощутит в ней потребность. Конечно, в идеале Движение Силы практикуется на пустой желудок, однако в нашей жизни зачастую выходит так, что ни нам, ни нашим моделям поведения не удается вполне соответствовать идеалам. Приходится идти на компромиссы. Наполнение желудка пищей только наполовину — один из них. С мочевым пузырем дело обстоит куда проще. Тренироваться с полным мочевым пузырем не только крайне неудобно и опасно, но к тому же еще и глупо. Ибо что стоит нам, перед тем как приступить к практике, посетить известное заведение и оставить там все то лишнее, что отягощает наш мочевой пузырь?

Конечно, мне хотелось бы еще сказать, что кишечник перед началом тренировки нуждается в обязательном освобождении от лишнего груза каловых масс… Однако я вполне отдаю себе отчет в том, что йогину, который способен осознанно контролировать работу кишечника, эти мои слова уже ни к чему, ибо он все знает и сам. Ну, а тому, кто еще не достиг истинно йогического уровня искусности в управлении взаимодействием сознания и тела, они мало чем помогут… Ибо хотел бы я взглянуть на обычного человека (не йогина, не святого, не мага, не сэнсэя, не ламу, не экстрасенса-инструктора международной категории — словом, не великого воина духа и не т. п.) который, решив умом, что наступил подходящий момент для приобщения к таинству дефекации, просто направился бы в соответствующее место и спокойно осуществил бы надлежащее действо при условии полного отсутствия исходного позыва. Поэтому единственная моя рекомендация в отношении кишечника будет такой: если перед началом тренировки нам кажется, что дефекация возможна, не нужно противиться зову природы… И если «внутренний позыв» возникает в процессе практики, целесообразнее всего прервать тренировку, последовать «зову» и только после этого — продолжить.


ВРЕМЯ И МЕСТО


Тренироваться можно и нужно всегда и везде. Все зависит от того, какие техники и методы мы выбираем для практики в данном конкретном месте в данное конкретное время. Поэтому каждый из нас пусть сам определит для себя наиболее подходящие ему условия для практики Движения Силы.

Все, что нужно, — это уединенность места, наличие в нем свободной ровной горизонтальной площадки площадью в три-четыре квадратных метра, поверхность которой была бы твердой и по возможности имела покрытие из естественных материалов (хорошо утрамбованная земля, деревянный или каменный пол и т. п.), более-менее (лучше более, чем менее) свежий воздух и отсутствие факторов, которые могли бы стать серьезной помехой, как-то: комаров, мошек и прочих кусучих божьих тварей, холода, сильного ветра, дождя, падающих на голову предметов, навязчивого шума, грязи и пыли, советчиков и досужих наблюдателей.

Лучше всего тренироваться в пустом хорошо проветриваемом помещении, где нас «никто не потревожит»(«Хатха-Йога-Прадипика»).

Сообразно месту выбираем время, руководствуясь сформулированным выше принципом соответствия шагов практики времени суток и сезонам. То место, которое в одно время может быть наиболее подходящим для практики, оказывается совершенно непригодным в другое. В сухой и жаркий летний день хорошо тренироваться на открытом воздухе, в то время как зимой или в дождь предпочтительно делать это в помещении.

В любом случае при выборе места и времени для практики Движения Силы имеет смысл руководствоваться здравым смыcлом, соображениями практической целесообразности и не привязываться ни к каким догмам. В конце концов, то, что и как мы делаем, в практике Движения Силы намного важнее того, где и в каких условиях мы это делаем. Психоэнергетический потенциал полноценной практики Движения Силы настолько огромен, что любые ограничения, накладываемые на нее окружением, раньше или позже просто утрачивают какое бы то ни было значение.


ОБОРУДОВАНИЕ И ОДЕЖДА


Вот все, что требуется нам для практики Движения Силы на уровне нулевого цикла:

∙ тренировочная подстилка или коврик;

∙ удобный, не стесняющий движений свободный теплый спортивный костюм из плотного хлопчатобумажного трикотажа (рукава — обязательно длинные, на рукавах и штанинах — манжеты, плотно охватывающие запястья и лодыжки);

∙ удобные плавки или купальник (которые нигде не жмут, не натирают и не стесняют движений).

Желательно также иметь безрукавку (но не майку) из такой же ткани, как костюм. Лучше всего взять хлопчатобумажный спортивный пуловер и отрезать от него рукава.

Ну и конечно же, нам потребуется наше собственное тело — необходимый вес и противовес, живой эспандер, универсальный тренажер.


ПОДСТИЛКА


Мастера часто тренируются на голом деревянном или каменном полу. Однако на то они и мастера. Для начинающего такая практика нежелательна, так как может привести к травмированию кожи, надкостницы и подкожных тканей в опорных точках — на локтях, коленях и позвоночнике. Мастеру это не грозит, так как ткани его органического тела в процессе многолетней практики изменяются на клеточном уровне и их устойчивость к механическим нагрузкам значительно превышает таковую тканей органического тела обычного человека. Например, в результате воздействия ударной нагрузки, которая приводит к появлению основательного кровоподтека или даже гематомы на теле обычного человека, на теле Мастера возникнет лишь покраснение, в худшем случае — небольшой синячок.

Поэтому, несмотря на то что истинные Мастера могут тренироваться на голом деревянном или каменном полу, подавляющее большинство практикующих нуждается в тренировочной подстилке или коврике.

Размеры подстилки должны быть достаточно большими для того, чтобы практикующий полностью помещался на ней, улегшись на спину и вытянувшись во весь рост.

Гимнастические маты не годятся. Поролоновые чересчур упруги, набивные чересчур мягки. Оболочка и тех, и других сделана из слишком уж синтетических материалов.

Борцовский ковер не годится — он слишком мягкий и слишком упругий одновременно. И его покрытие также сделано из синтетических материалов.

Кроме того, и гимнастические маты, и борцовский ковер имеют слишком большую толщину.

Мне довольно часто доводилось видеть, как, подготавливаясь к практике асан, люди расстилали на полу мяконькое одеяльце или плед, а поверх него клали простынку.

Подобная подготовка к практике Движения Силы в стиле Йоги Восьми Кругов бессмысленна. Через несколько тренировок простынка окажется разодранной в клочья. Одеяльце не позволит нам полноценно выполнить ни одну асану, кроме поз, предназначенных для расслабления. Оно будет растягиваться, сбиваться в складки, ездить из стороны в сторону, что в конце концов приведет к тому, что мы получим какую-нибудь травму.

Подстилка для практики Движения Силы должна быть плотной, жесткой и не скользкой.

Лучше всего пользоваться специальным ковриком из армированного натурального латекса, известным как «sticky yoga mat» — «липкий коврик для йоги». Такие коврики выпускаются в США. Они популярны среди практиков йоги во всем мире. Достаточно сказать, что сам Б. К. С. Айенгар, Мастер Поттабхи Джойс и все инструкторы их школ, а также Дхарма Миттра, Мастер Хари, Виктор ван Кутен и Анжела Фармер, все учителя и инструкторы Международного центра имени Шивананды и многие другие Мастера пользуются для тренировок именно такими ковриками. «Липкие коврики» не скользят по полу и не дают проскальзывать рукам и ногам, даже если ладони и ступни покрыты потом. «Липкий коврик» легко моется с мылом, он тонок и не обладает ни излишней упругостью, ни излишней мягкостью, что делает его идеальной подстилкой для практики всех асан, и в особенности — тех, которые требуют особой точности в удержании равновесия. Единственные недостатки «липкого коврика» — его недоступность в СНГ и его цена. Наиболее современная модификация стоит около семидесяти долларов США, самый простой — не менее двадцати.

Второй вариант — сложенное вдоль пополам тонкое байковое одеяло, поверх которого надет чехол из прочного плотного брезента, который всегда можно постирать. По прочности такая подстилка превосходит «липкий коврик», однако существенно уступает ему в «липкости».

Подходит также обыкновенный ковер достаточно большого размера.


КОСТЮМ


Для достижения текучести, необходимой при практике асан, тело должно быть хорошо разогрето. В жарком тропическом климате проблем с этим не возникает. Там Движение Силы практикуется в плавках или купальнике. Однако в наших условиях это возможно только в летнее время, да и то не всегда.

Потому в зонах с умеренным климатом целесообразнее всего начинать тренировку, надев поверх плавок или купальника свободный теплый спортивный костюм: брюки, безрукавку и поверх безрукавки — пуловер с длинным рукавом. Как уже говорилось, костюм должен быть сшит из плотного хлопчатобумажного трикотажа.

По мере того как в ходе тренировки тело разогревается, мы постепенно раздеваемся. Однако начинаем это делать только тогда, когда ощутим некоторый дискомфорт от того, что нам становится жарко.

Сначала снимаем пуловер. Может быть, этого окажется достаточно.

Если через некоторое время дискомфорт вновь начинает ощущаться, снимаем безрукавку.

И в самую последнюю очередь снимаем брюки.

При таком подходе мы всегда имеем возможность вновь одеться, едва лишь почувствуем себя неуютно из-за излишней прохлады. Очень важно, чтобы в течение всей тренировки мышцы оставались теплыми.


ТРЕНИРОВОЧНЫЙ РЕЖИМ


Как было сказано выше, в нулевом цикле ОМНИО-ТТ используется режим практики асан, который носит условное название «Лестница в небо». Вряд ли здесь это словосочетание имеет какое бы то ни было отношение к славному одноименному хиту легендарной рок-группы «Led Zeppelin», однако звучит, тем не менее, красиво и как нельзя лучше отражает суть тренировочного режима.

В режиме «Лестница в небо» асаны представляют собой как бы ступеньки лестницы, взбираясь по которой, мы последовательно приближаемся к состояниям сознания более высоких уровней, чем тот исходный бытовой уровень, на котором мы обычно функционируем. Практика в этом режиме представляет собой последовательность фаз фиксаций асан, соединенных простейшими переходными движениями. Фазы фиксации — очень четкие, жестко ограниченные и удерживаются неподвижно: никаких дополнительных действий «внутри» асаны мы не предпринимаем. Переходные движения — динамические фазы входа и выхода — выполняются точно так же четко, жестко, в ровном темпе и по самым простым траекториям.

«Глубина» каждой асаны при практике в режиме «Лестница в небо» достигается не за счет тех или иных типов «внутреннего движения» в фазе фиксации, как в практике более высоких уровней, а только лишь за счет длительности статической фиксации и возможно более полного расслабления групп мышц, напряжение которых для удержания данного конкретного положения тела не требуется. В то же время все те группы мышц, статическое напряжение которых способствует более полному «втеканию» тела в форму фазы фиксации той или иной асаны, должны быть напряжены до предела.

Переходы между динамическими и статическими фазами — мгновенные, без «раскачки»: из полностью неподвижного положения тело сразу же начинает двигаться «в направлении» изменения формы фазы фиксации, и как только новая форма достигнута, тело снова замирает в неподвижности, жестко и четко фиксируя эту форму.

«Лестница в небо» — базовый режим, как бы «скелетная структура» тренировочной практики, которая на более высоких уровнях «обрастает» плотью дополнительных внешних и внутренних движений, психоэнергетических манипуляций и специфических схем дыхания.


БАЗОВОЕ ДЫХАНИЕ


Любая практика Движения Силы на любом уровне всегда строго согласована с ритмом дыхания.

В идеале дыхание должно быть ровным, плавным и медленным в течение всей практики. Сообразно дыханию тело переходит от асаны к асане так же ровно, плавно, без рывков. Даже в тех случаях, когда переход между фазами фиксации двух последовательно выполняемых асан осуществляется прыжком, этот прыжок — плавный, как в замедленном кино.

Задержки дыхания в нулевом цикле Движения Силы не практикуются. Дыхание обеспечивает энергией наше движение, оно — та нить, на которую нанизаны драгоценные жемчужины асан, и нить эта вьется ровно, неторопливо и непрерывно.

Идеальный ритм дыхания — примерно три-четыре дыхательных цикла в минуту. Соответственно, на каждый дыхательный цикл приходится примерно пятнадцать секунд в первом случае и двадцать — во втором: семь секунд — выдох, семь секунд — вдох и по полсекунды на смену фаз дыхательного цикла, либо девять секунд — вдох, девять — выдох, и по одной на смену фаз, соответственно.

Дыхание полное — мы выдыхаем и вдыхаем всей грудью. Выдох начинается с удаления воздуха из верхних частей легких и заканчивается освобождением от воздуха нижних частей. Вдох начинается с заполнения воздухом низа легких и заканчивается поступлением воздуха в подключичные области легких. Понятно, что во время удержания положений, сковывающих грудную клетку, в дыхании участвует та часть объема легких, которая в принципе может в нем участвовать.

Очень важно не забывать о второй технике органического сталкинга и все время держать живот слегка подтянутым. Если этого не делать, то при заполнении воздухом нижних частей легких живот выпячивается, что препятствует выполнению по-настоящему полного вдоха. Полнота дыхания контролируется легким напряжением передней стенки чуть-чуть втянутого живота.

Принцип согласования движений с дыханием таков: переход между фазами фиксации — выдох, удержание фазы фиксации — вдох/выдох/вдох, переход между фазами фиксации — выдох, фаза фиксации следующей асаны — вдох/выдох/вдох… Подавляющее большинство переходных движений выполняется С ВЫДОХОМ.

Если мы чувствуем, что несмотря на завершение второго дыхательного цикла (выдох/вдох), фаза фиксации еще «себя не исчерпала», мы можем добавить к ней еще один или несколько полных дыхательных циклов. В таких случаях согласование выглядит следующим образом: переход между фазами фиксации — выдох, фаза фиксации — вдох/выдох/вдох/выдох/…/вдох /выдох/вдох, переход между фазами фиксации — выдох, фаза фиксации следующей асаны — вдох/выдох/вдох… И так далее.

Ни в коем случае нельзя «насильственными» методами ускоренно вырабатывать «идеальный» ритм дыхания. Три-четыре цикла в минуту — примерная схема, к которой следует стремиться. Но стремиться не за счет сознательного управления дыханием, а за счет естественного повышения уровня тренированности. Говоря о согласовании дыхания с движениями, я говорю именно о ВЗАИМНОМ СОГЛАСОВАНИИ, а не о КОНТРОЛЕ дыхания посредством движения или КОНТРОЛЕ движения посредством дыхания. И то, и другое должно течь в естественном для нас в нашем нынешнем состоянии темпе и ритме.

Попытки установить сознательный контроль над дыханием на длительные промежутки времени смертельно опасны, поскольку при этом организм может «снять с автомата» управление дыхательной функцией и передать его «активному» сознанию. Если это происходит, то стоит человеку заснуть, как он тут же начинает задыхаться — ведь во время сна «активная» часть сознания отключается. Неделя-полторы без сна — и обычный человек оказывается на грани смерти из-за развивающейся аутоинтоксикации. А вернуть дыхательную функцию из режима сознательного управления обратно в автоматический режим не так-то просто…

Существуют специальные методы выработки автоматически поддерживаемого идеального ритма дыхания (выдох/переключение/вдох/переключение = 7/0,5/7/0,5 или 9/1/9/1), однако они относятся к практике более высоких уровней, чем тот, которому посвящена данная книга и по объему информации могут вполне составить отдельную книгу.

Кроме того, на высших ступенях практики вводятся так называемые «пульсовые» ритмы дыхания, в которых за единицу измерения длительности дыхательного цикла берется не абстрактный промежуток времени длительностью в одну секунду, а единица ключевого физиологического ритма организма — длительность одного цикла сокращения сердечной мышцы — один удар пульса. В частности, одним из наиболее важных с практической точки зрения пульсовых ритмов является так называемый «квадратный» ритм, в котором длительности всех четырех фаз дыхательного цикла одинаковы: выдох/пауза после выдоха/ вдох/ пауза после вдоха/ = 1/1/1/1 (например: 4/4/4/4, или 8/8/8/8, или 9/9/9/9, или 16/16/16/16 ударов пульса). Четырехфазный цикл «квадратного дыхания» характерен преимущественно для практики Дыхания Силы. В Движении Силы задержки дыхания и дыхательные паузы практикуются только в отдельных случаях. В основном же используется «синусоидальный» ритм. В таком ритме «квадратное» дыхание преобразуется в двухфазное. Длительность паузы после выдоха при этом прибавляется к длительности выдоха, длительность паузы после вдоха — к длительности вдоха. В итоге, к примеру, ритм 4/4/4/4 выглядит как 7/1/7/1, где на переход между фазами дыхательного цикла приходится по одному удару пульса. Пульсовое «синусоидальное» дыхание — один из весьма радикальных способов повышения эффективности практики асан. Однако осваивать его можно только на хорошо отработанных последовательностях асан.

Для каждого практикующего может быть подобран индивидуальный «квадратный» ритм, который больше всего ему подходит. Характерно то, что пульсовые ритмы также вырабатываются с помощью особых тренировочных методов, обеспечивающих их автоматическое поддержание.

Как правило, все это делается на более высоких уровнях практики, чем нулевой цикл и круг Земли.

В практике нулевого цикла мы просто тренируемся, стараясь дышать ровно, глубоко и свободно и стараясь согласовывать наши движения с тем ритмом дыхания, который нам удобен.


«ДЫХАНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ СОБАКИ»


«Дыхание металлической собаки» является дыхательной схемой, на основе которой в практике более высоких уровней строятся различные ритмы так называемого «огненного дыхания».

Как дышит собака, которая долго и быстро бежала?

Бурно, часто и шумно. Она быстро вдыхает всей грудью и так же быстро полностью выдыхает, и ребра ее при этом, что называется, «ходят ходуном».

Именно так и выглядит «дыхание металлической собаки» — серия из нескольких быстрых полных очень интенсивных и шумных вдохов-выдохов. Единственное, чем мы отличаемся от собаки, когда практикуем этот тип дыхания, это то, что мы дышим ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ НОС, слегка оттопыривая его крылья и тем самым жестко приоткрывая ноздри. Фактически, «дыхание металлической собаки» — это короткая жесткая гипервентиляция.

«Дыхание металлической собаки» используется в тех случаях, когда в фазе фиксации какой-либо крайне напряженной асаны мы вдруг ощущаем, что начинаем терять силы с катастрофической быстротой. И вместо того, чтобы «облегчить себе жизнь» и быстренько выйти из положения, требующего предельного напряжения, мы не только в этом положении остаемся, но к тому же еще используем его для повышения плотности потоков Силы в энергетическом теле.

Энергия накапливается в расслабленных мышцах. Напряженные мышцы ее расходуют. Этим обусловлено то, что по-настоящему «рабочая» мускулатура бывает только у того, кто умеет полноценно расслабляться.

В фазах фиксации особо напряженных асан мы теряем силы из-за огромного расхода энергии, обусловленного одновременным предельным напряжением больших групп мышц.

Кроме того, статическое напряжение мышц блокирует «тонкие» потоки в энергетическом теле. Энергия не может свободно течь по каналам. То же самое происходит с кровью. Она интенсивно теряет кислород, а недостаточная интенсивность затрудненного статическим напряжением кровообращения не позволяет обеспечить необходимый уровень газообмена.

Воспользовавшись «дыханием металлической собаки», мы мгновенно усиливаем газообмен. В энергетическом теле такое дыхание действует как помпа, обеспечивающая мощную «прокачку» каналов. Интенсивность «тонких» потоков настолько возрастает, что они «просачиваются» сквозь чудовищное напряжение, буквально «пропитывая» энергией все тело. «Где ци — там и кровь, где кровь — там и ци» — так говорят китайцы. Интенсификация «тонких» потоков усиливает кровообращение. Соответственно, увеличивается приток крови и кислорода к мышцам. За счет этого тренирующий эффект асаны мгновенно увеличивается в несколько раз.

Эффект «пропитывания» тела энергией в данном случае аналогичен тому, который достигается при практике техник «железной рубашки». Именно поэтому собаку и прозвали «металлической».


РАССЛАБЛЕНИЕ В АСАНЕ


Растягивание сухожилий стимулирует потоки так называемой «сухожильной» энергии (См. «Дар нагваля», т. 2). Растягивание мышц расслабляет мышцы, благодаря чему они начинают интенсивно накапливать перераспределенную энергию. На сочетании этих двух эффектов построено действие асаны как практики перераспределения и накопления энергии. Поэтому осознанное мышечное расслабление имеет в практике асаны критическое значение.

В фазе фиксации любой асаны напряженными остаются только те мышцы или группы мышц, напряжение которых необходимо для удержания тела в соответствующем положении. Все остальные мышцы должны быть расслаблены, в частности те, которые подвергаются растягиванию.

На высших уровнях практики используется особая техника совмещения фиксации предельного растягивания мышц в сверхсложных асанах с их напряжением и одновременной «дыхательной закачкой» энергии в скелетные структуры энергетического тела посредством особых типов медленного четырехфазного дыхания. Этот прием является исключительно эффективным способом стимуляции и одновременного использования потоков «сухожильной» энергии, однако применять его без должной подготовки опасно, так как это чревато растяжениями и разрывами сухожилий и мышц и серьезными суставными травмами. Поэтому в практике нулевого цикла необходимо строго придерживаться правила: все, что не является необходимым для сохранения формы асаны, должно быть расслаблено. В то же время напряжение тех мышц, которые в данном положении работают, должно по мере возможности приближаться к предельному.

Если напряжением скованы большие группы мышц, используем «дыхание металлической собаки» — семь-девять циклов интенсивной гипервентиляции.

Более глубокому расслаблению мышц, не задействованных в удержании формы фазы фиксации асаны, способствует растягивание базового дыхательного цикла. Однако при этом должно выполняться условие «индивидуальной комфортности дыхания». Ритм и глубина дыхания в течение всей практики должны быть такими, чтобы не возникало ощущение удушья. При оптимальной длительности растянутого дыхательного цикла Движение Силы практикуется НА ГРАНИ кислородного голодания, но НЕ В СОСТОЯНИИ кислородного голодания.

Компенсация перегрузок, которые ложатся при этом на нервную и кровеносно-дыхательную системы, достигается при практике Дыхания Силы. Это — одна из причин, по которым Сватмарама в своей «Хатха-Йога-Прадипике» рекомендует практиковать пранаяму непосредственно после асан, причем по возможности без перерыва на расслабление. Полное расслабление в таком случае практикуется после завершения всей практики, включая Созерцание Силы.


ПОЛНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ


Полное глубокое расслабление после завершения тренировки — ключ к фиксации тех изменений, которые происходят с энергетической структурой в результате практики. Без него никакая йогическая практика не может быть полноценной.

Более того, довольно часто во время тренировки мы вдруг ощущаем непреодолимую потребность на некоторое время остановиться и «замереть», чтобы дать некоторому новому состоянию «пронзительного всеобъемлющего безмолвия» охватить наше существо, глубоко проникнув в каждую клетку органического тела и в каждое волокно энергетического тела. И, внимательно «прислушавшись» к своему телу, мы неизменно обнаруживаем, что полное расслабление в течение двух-трех минут — лучшее, что мы можем для этого сделать.

Таким образом, полное расслабление выполняется как по окончании всей практики, так и в паузах между некоторыми упражнениями «внутри» Движения Силы.

Кроме того, если по завершении практики Движения Силы мы ощущаем усталость, имеет смысл выполнить полное расслабление, прежде чем приступать к Дыханию Силы.

Обычно длительность пауз, посвященных расслаблению в потоке Движения Силы, не превышает пяти минут. Это — «промежуточное расслабление». Оптимальная продолжительность такого расслабления — две-три минуты. Слишком длительное расслабление в процессе тренировки нарушает «энергетическую непрерывность» потока практики, из-за чего тренировку приходится прекращать, дабы не получить травму в результате образования «дыр» в энергетическом теле.

Длительность расслабления, которое практикуется в промежутке между Движением Силы и Дыханием Силы, как правило, не превышает пятнадцати минут. Его оптимальная длительность — восемь-двенадцать минут. Это — так называемый «короткий» вариант полного расслабления.

По окончании тренировки может практиковаться как «короткий», так и «длинный» вариант. Выполнение «длинного» варианта полного расслабления может растянуться на полчаса, час, а в некоторых особых случаях — на несколько часов и даже суток. Впрочем, об особых случаях мы здесь говорить не будем.


ПОЗЫ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ


Обычно полное расслабление практикуется в одной из двух поз — в позе крокодила (традиционно известной как накрасана) и в позе мертвого тела (именуемой шавасаной или мритасаной).

Крокодил — это обыкновенное положение лежа на животе с повернутой набок головой и свободно вытянутыми вдоль тела руками (фото ПР-1).

Позу крокодила используют в основном для расслабления в паузах между асанами Движения Силы, в частности в сериях прогибов назад лежа на животе.

Это положение позволяет очень быстро и эффективно входить в состояние глубокого расслабления, поэтому им действительно исключительно удобно пользоваться для практики «промежуточного» варианта. Однако есть у позы крокодила и одно свойство, которое в некотором смысле можно было бы назвать ее существенным недостатком, — быстро генерируя состояние полного расслабления, она точно так же быстро «сдвигает» человека в измененные состояния сознания, в результате чего «промежуточное» расслабление незаметно превращается в сверхглубокое «длинное». Характерная особенность измененных состояний сознания, генерируемых расслаблением в позе крокодила, состоит в том, что в них утрачивается ощущение масштаба времени. Течение личного внутреннего времени замедляется в несколько раз, и, «придя в себя» после коротенького расслабления, которое для нас продолжалось всего лишь несколько минут, мы с удивлением обнаруживаем, что в мире вокруг нас прошел час с лишним.

В то же время однозначно относить это свойство к недостаткам позы все-таки не следует. Во-первых, контролируя свое состояние при расслаблении в позе крокодила, мы можем обнаружить те грани, которые отделяют наше обычное состояние сознания от измененных, и научиться «скользить по кромке неведомого», овладевая искусством одновременно осознанно находиться «и там, и здесь». А ведь это — не что иное, как начало контролируемого расширения восприятия. Ну, и во-вторых, расслабление в позе крокодила есть один из возможных ключей к постижению искусства управления потоками времени.

Шавасана — ее также иногда называют «ковром» — это положение лежа на спине со свободно вытянутыми ногами и руками, обращенными ладонями вверх. Существует несколько вариантов шавасаны.

Для сохранения в теле тепла практикуют шавасану с пятками ног, соединенными вместе (фото ПР-2).

В жару ступни ног, наоборот, располагают на расстоянии, примерно равном ширине плеч (фото ПР-3).

Кроме того, большое значение имеет положение рук. В зависимости от того, где находятся кисти, энергия концентрируется в той или иной зоне энергетического тела. Если кисти возле таза или живота (ПР-2), она концентрируется в поле нижнего света. Если кисти возле головы (ПР-3) — в поле верхнего света. Если руки вытянуты в стороны — в поле среднего света.

Сложив руки на животе, можно создать точечную зону исключительно высокой концентрации энергии в центре Силы поля нижнего света. Сложив руки на солнечном сплетении, можно проделать то же самое с полем среднего света. Однако полное глубокое расслабление в вариантах шавасаны со сложенными кистями невозможно.

Чем выше напряжение, тем глубже расслабление. Поэтому по-настоящему полное и особенно глубокое расслабление получается после интенсивной и очень напряженной практики асан.


«ПРОМЕЖУТОЧНОЕ» РАССЛАБЛЕНИЕ


Для промежуточного расслабления не нужно делать ничего. Просто лечь в шавасану или в позу крокодила, расслабиться, сделать три-четыре мягких плавных вдоха-выдоха и немного полежать.


«КОРОТКОЕ» РАССЛАБЛЕНИЕ


«Короткое» расслабление, пожалуй, самое сложное. Я бы даже, пожалуй, сказал, что «короткая» шавасана — одна из самых сложных асан. Звучит парадоксально, но это — факт… Дело в том, что для достижения совершенства в выполнении этого варианта шавасаны необходимо добиться «реальности нереальных ощущений». Нужно научиться по-настоящему реально проникать вниманием во все части тела, причем не визуализировать проникновение, не воображать, а ФАКТИЧЕСКИ смещать восприятие в пальцы ног, во внутренние органы, в пальцы рук и т. п.

Порядок практики примерно таков:

∙ лежим на спине в одном из вариантов шавасаны;

∙ закрываем глаза и делаем три-четыре плавных медленных глубоких вдоха-выдоха;

∙ продолжаем дышать, постепенно замедляя дыхание;

∙ некоторое время наблюдаем за дыханием, потом «отпускаем» его и о нем «забываем»;

∙ расслабляем все тело;

∙ некоторое время лежим, потом проверяем степень глубины расслабления, проникая вниманием во все части тела, и устраняем остаточные напряжения из тех мест, где нам удается их обнаружить.

Вот одна из возможных последовательностей такой «проверки»: пальцы ног — лодыжки — голени — колени — бедра — тазобедренные суставы — кисти рук — запястья — предплечья — локти — плечи — плечевые суставы — промежность — пах, ягодицы и низ живота — живот, область почек и поясница — грудная клетка и мышцы спины — сердце — шея — задняя поверхность головы — макушка — уши и боковые поверхности головы — щеки — подбородок — губы — язык — нос — лоб — глаза.

Критические зоны — лоб и глаза. От успешного расслабления глаз на восемьдесят процентов зависит успех полного расслабления.

Выход из «короткого» расслабления — осторожный. Сначала нужно сделать глубокий вдох-выдох. Затем потянуться, медленно открыть глаза, перевернуться на бок, немного полежать и только после этого — подниматься.


«ДЛИННОЕ» РАССЛАБЛЕНИЕ


В известном смысле «длинное» расслабление подобно промежуточному — для того, чтобы его выполнить, не нужно делать ничего. Просто лечь и дождаться «провала». А когда «провал» себя исчерпает, просто встать и продолжать действовать как ни в чем не бывало. Ничего не делать — ни для того, чтобы войти в расслабление, ни для того, чтобы из него выйти. Ничего не контролируя и ничем не управляя, тщательно проконтролировать, чтобы все вышло само собой…

Ничего не делать в течение часа… А ведь это самое сложное — по-настоящему не делать действительно НИЧЕГО… А?


«РАСШИРЕНИЕ» И «НАПОЛНЕНИЕ» КАК КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ДВИЖЕНИЯ В АСАНЕ

«Расширение» и «наполнение» — два главных принципа движения в асане.

Под «расширением» понимается такой способ двигаться, при котором возникает субъективное ощущение «раскрытия» суставов, словно в них образуется «пустое пространство».

Под «наполнением» понимается такой способ дыхания, при котором образовавшаяся в суставах «пустота» заполняется энергией.

Безусловно, речь в данном случае идет прежде всего о СУБЪЕКТИВНЫХ ОЩУЩЕНИЯХ. Однако ощущения эти в значительно большей степени соответствуют реальным объективно протекающим при этом в органическом и энергетическом телах процессам, чем это может показаться на первый взгляд.

В действительности достаточно адекватно описать словами ни «наполнение», ни «расширение» невозможно. Единственный способ понять, что это такое, — прочувствовать на собственном опыте. В то же время, если иметь некоторое представление о том характере движений, который можно считать методически корректным в практике асаны, осознание того, что есть «расширение» и «наполнение», очень скоро придет само собой.

Возьмем, к примеру, позвоночник в прогибе назад.

Можно выполнять прогиб назад, в максимальной степени эксплуатируя те отделы позвоночника, которые «гнутся» легче всего, — шейный и поясничный. Причем «гнуть» их, что называется, «прямо в лоб» — «назад и никаких гвоздей!..» Наиболее малоподвижный грудной отдел при этом «остается на потом», и когда очередь до него, наконец, доходит, шейный и поясничный отделы позвоночника уже полностью «выбрали свой предел текучести». Пытаясь еще сильнее прогнуться за счет прогиба теперь уже в грудном отделе, мы заставляем позвонки поясничного отдела «наезжать» друг на друга. Грудной отдел позвоночника обладает значительно большей жесткостью, чем поясничный и шейный отделы. Это естественно, поскольку его подвижность ограничена грудной клеткой. Попытка прогнуться в грудном отделе после того, как «запас безопасной текучести» поясничного отдела исчерпан, приводит к так называемому «эффекту рычага». Из-за своей жесткости грудной отдел становится как бы рычагом, с помощью которого давление передается на поясничный отдел. В результате возникают травматические деформации межпозвоночных дисков и микротравмы сухожильного аппарата позвоночника. Множественные микрорубцы, которые образуются впоследствии на местах травм, лишают сухожилия упругости, сами сухожилия удлиняются, а диски, наоборот, уплощаются. И через некоторое время позвоночник превращается в сухожильный мешок, внутри которого пораженные остеохондрозом диски «гуляют сами по себе» со всеми вытекающими из этого плачевными последствиями. Это — типичная участь очень многих спортсменов.

Тот же прогиб назад можно выполнять, сначала стараясь максимально «раскрыть» грудной отдел. Мы вытягиваем позвоночник «внутренним» движением, стараясь не только сначала прогнуться в той его части, которая поддается хуже всего, но при этом еще и растянуть его, формируя между позвонками «пустое пространство», в котором диски «чувствовали бы себя комфортно». И лишь после того, как прогиб в грудном отделе достигает максимально доступной нам глубины, мы «подключаем» к прогибу поясничный и шейный отделы. Причем, прогибаясь в пояснице, мы точно таким же образом стараемся вытянуть позвоночник «изнутри» — настолько, насколько это возможно. «Перепрогнуть» позвоночник в грудном отделе за счет «доработки» в поясничном отделе почти невозможно. Нужно очень-очень сильно постараться. Хотя, конечно, вариант, аналогичный варианту молитвенной практики, упоминаемой в известной жемчужине российского фольклора(«Заставь дурака Богу молиться…»), здесь не исключен, и мне известны редкие, но весьма прискорбные случаи, в которых травмы позвоночника в грудном отделе, к сожалению, действительно имели место.

Более реальная опасность, которая подстерегает нас здесь, — несколько иная: «перетянуть» позвоночник. Дело в том, что постоянная практика «внутреннего вытягивания» делает сухожилия чрезмерно «текучими». Они становятся «хлипкими» и перестают полноценно выполнять свою роль. В случае с позвоночником результат — тот же «сухожильный мешок» с «кошкоподобно гуляющими» позвонками и межпозвоночными дисками.

Большая неприятность, можете мне поверить… В отдельных, особо тяжелых случаях — вплоть до летального исхода.

Чтобы этого избежать, одновременно с «расширением» практикуется «наполнение» — такова общая практика работы со всеми суставами, а не только с позвоночником.

Для «наполнения» прорабатываемого сустава или сухожильно-мышечного жгута, мы «дышим в» этот сустав или сухожильно-мышечный жгут. Во время вдоха мы стараемся ощутить «тонкие» потоки поступающей в тело энергии, во время выдоха — концентрируем эти ощущения в тех частях тела, с которыми работаем.

Более вразумительно объяснить, что такое «дышать в сустав», «дышать в какой-либо орган» или «дышать в позвоночник», я не могу. Однако через несколько недель после того, как Вы начнете осваивать Движение Силы, Вы вдруг обнаружите, что, оказывается, на самом деле это — очень легко. Все, что для этого нужно — просто «выдыхать в» интересующую нас часть или зону тела. Как? Попробуйте, и Вы все почувствуете сами.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх