• ФОРМА ЖИВОТНОГО — ОБРАЗ ДАО
  • ФЕЙЕРВЕРК СТИЛЕЙ
  • СТИЛИ ОБРАЗА И ФОРМЫ

    «Стиль Дракона тренирует дух, стиль Льва форму, стиль Тигра тренирует кости, стиль Барса тренирует силу, стиль Змеи развивает гибкость, стиль Орла тренирует прыжки, стиль Журавля укрепляет семя».

    (Поговорка о стилях сянсинцюань)

    ФОРМА ЖИВОТНОГО — ОБРАЗ ДАО


    Быть или казаться... Эта дилемма лежит в основе целого ряда стилей, объединенных общим названием сянсинцюань — «стили образа и формы» или «стили имитации формы». Они основаны на подражании движениям и повадкам животных, а также имитации некоторых состояний человека, например, опьянения или сумасшествия. В сянсинцюань состояние естественности, спонтанной раскрепощенности — цзыжань достигается за счет полной самоидентификации с выбранным объектом, причем не только внешней, но что самое главное, внутренней. Человек, овладевая «формой и образом» тигра, змеи, дракона, бабочки, достигал естественной раскрепощенности и природной мощи животного, которое представлялось, как и сумасшествие, свободным от рамок культуры, находящимся в своем «первозданном состоянии».

    Имитация движений животных известна в Китае давно. В ранних тотемных танцах потомки китайцев имитировали манеру боя животного. В III в. до н. э. на территории современной провинции Шаньдун и Цзинань распространился тотемный танец, исполняя который люди надевали на голову шлем с рогами, при этом зачастую наносились тяжелые травмы. Позже этот танец перерос в известный вид ритуальной борьбы, исполняемый как при императорском дворе, та« и на праздниках цзяодиси (рис. 2). В сильно трансформированном виде он проник в Японию под названием сянпу или в японском чтении — сумо, знаменитой «борьбы гигантов».

    В первых веках нашей эры при императорском дворе устраивались танцы обезьяны и собаки. Знаменитый даос Чжуан-цзы рассказывал о пользе оздоровительных упражнений, основанных на подражании животным: «Вдыхающие и выдыхающие воздух, совершенствующие свое дыхание, изгоняющие старое и возвращающие новое, подобны карабкающемуся на дерево медведю и птице, вытянувшейся в полете. 

    Они делают это ради долголетия и только. Помыслы любящих заниматься гимнастикой даоинь устремлены к укреплению тела в надежде достичь долголетия старца Пэн-цзу». Система даоинь — комплекс дыхательных, медитативных, гимнастических упражнений в сочетании с диетологией и фитотерапией — была во многом основана на подражании животным. Даосские маги особо почитали эту систему, считая, что она может принести не только долголетие, но и бессмертие, выработать в организме пилюлю бессмертия — «золотой раствор и перегнанную киноварь». Во II в. н.э. трактат «Хуайнань— цзы» впервые описал упражнения «карабкающийся медведь», «вытянувшаяся в полете птица», «моющаяся дикая утка», «скачущая обезьяна», «смотрящая сова», «оглядывающийся тигр», объединенные названием «игра шести животных» (люцинси) (рис. 3). Знаменитый врачеватель и последователь даосизма Хуа То (141—208) создал комплекс «Игра пяти животных» (уцинси), на основе движений медведя, тигра, оленя, обезьяны и птицы, утверждая, что это «может излечить каждого» (рис. 4). К сожалению, первоначальная система Хуа То не дошла до нас. сейчас известно несколько комплексов под тем же названием, продолжающих традицию знаменитого врачевателя. Однако все эти упражнения относились скорее к системам психорегуляции и еще не представляли боевого искусства в полном смысле этого слова. Но именно они заложили основные принципы стилей сянсинцюань.

     На чем же основывались стили имитации животных? Уподобление животным требует не только повторения их внешней формы, например, переваливающейся походки медведя или забавных ужимок обезьяны, но и их внутреннего состояния. В китайской традиции это объяснялось как сочетание «формы» и «бесформенного», соответствовавших внешнему и внутреннему в человеке. Для этого бойцы ушу имитировали даже дыхание животного, уподобляя ток ци в своем теле циркуляции ци в теле животного.

    Описание животных, прочно входя в сознание занимающихся ушу, могло изменять кинематику его движений, а на более сложных этапах — и манеру его мышления. Поэтому человек не столько подражал природе, сколько обнаруживал в ее обитателях самого себя, предполагая в чужом движении безграничность собственных возможностей. В традиционной китайской философии не было различий между понятиями «тождества» и «подобия». За основу бралось именно подобие, т. е. человеку не обязательно было полностью походить на подражаемое животное. Достаточно было сымитировать несколько характерных признаков, например, издать крик орла, сформировать особую позицию ладони — «лапу тигра», прыгнуть, как обезьяна. В этом случае считалось, что человек полностью идентичен животному, так как набрал определенное количество признаков требуемого объекта. Такой чисто китайский подход давал возможность имитировать нескольких животных сразу, „Р добиваясь полного внешнего сходства с ними. Мастера стиля суньбинцюань («Кулак полководца Сунь-цзы») учили, что необходимо иметь «драконью поясницу, орлиный глаз, змеиные нош, а в передвижениях походить на ласточку».

    Подражание «образу и форме» можно встретить в сотнях стилей ушу. Например, в стиле шаолиньцюань одним из самых мощных технических действий считался прием «яростный тигр вырывает сердце» — резкий прыжок вперед и удар «лапой тигра» снизу вверх. В стиле мицзунцюань («Стиль Потерянного следа») есть много движений, название которых связаны с мифической птицей Феникс — «Феникс взлетает с красной горы» _ одновременный удар коленом и кулаком, «Красный Феникс расправляет крылья» — одновременные блок одной рукой и удар другой.

    Во время выполнения таких движений следует соблюдать принцип имажинарности, т. е. реально представлять образ данного животного. Характерно, что большинство стилей сянсинцюань рекомендовалось изучать в «подходящем месте», Так, «стиль Змеи» — в высокой траве или скалистом ущелье, «стиль Утки» — на птичьем дворе, «стиль Журавля» —на берегу озера. Весь этот декор из обстановки и движений был призван навеять прежде всего внутренний образ, уже не зависящий от внешней формы, а поэтому и называемый «бесформенным». Истинный мастер сянсинцюань не зависел от обстановки, ему уже не надо было досконально воспроизводить характерные движения животного, так как его образ вошел ему уже в плоть и кровь. Этому соответствует сентенция основополагающего даосского трактата «Дао дэ цзин»: «Великий образ не имеет формы», поэтому учитель ушу воплощал собой некий Великий образ, независимо от того, какой конкретно стиль животного он практиковал. Это было похоже на некую драгоценную жемчужину, скрывающуюся в сердцевине бойца ушу. Один из речитативов ушу говорит об этом так: «Форма и бесформенное сочетают в себе абсолютно ложное и доподлинно истинное. Внутри формы таится игла, а в ее сердцевине — учение о сокровенном».

    ^Каждое направление ушу включало несколько стилем группы сянсинцюань. Даже стили «внутренней семьи (нэйцзя)» в настоящий момент включают в себя 72 комплекса сянсинцюань. Как же проходило обучение этим стилям? Оно подразделялось на три основных этапа. На первом этапе учителя советовали ученику имитировать лишь внешний облик подражаемого объекта, что называлось «овладеть формой» (сянсин). В «стиле Обезьяны», например, ученик, не изучая никаких боевых движений, учился срывать персик как обезьяна, подражать мартышке, входящей в пещеру, дрожащей от холода, прыгающей от радости. В стиле «Когтей Орла» (иньчжао) боец бил крыльями как птица, падал на песок, будто орел, атакующий добычу. В «стиле Змеи» (шэцюаць), тренируя гибкое тело бойца, учитель советовал ученику «оборачиваться вокруг камня».

    Затем начинался второй этап обучения, на первый взгляд, прямо противоположный по своему характеру первому. Он носил название «отойти от формы» — ли-син. В китайской эстетике есть выражение: «Отходя от формы, достигаем схожести». Отход от формы как от некоего канона, есть закономерный процесс творчества. Но прежде чем отойти от него, надо приобрести эту форму, то есть в полной мере освоить базовые упражнения. В противном случае школа ушу подменялась выдумками занимающегося, питающего иллюзию, что практикует ушу.

    Китайские мастера учили «не отходя от формы, оторваться от нее». Это парадоксальное на первый взгляд утверждение постигается лишь в процессе тренировки. Боец не должен «переигрывать», увлекаясь чисто внешней имитацией формы. Так, по-настоящему пьяный человек не может адекватно реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию в поединке и никакой боевой ценности не представляет. Его реакция ослаблена, внимание рассеяно, равновесие нарушено, агрессивность значительно повышена, что недопустимо с точки зрения правил «боевой добродетели». Последователь стиля «Пьяного кулака» (цзуйцюань) лишь пользуется некими внешними признаками пьяного человека, при этом сохраняя прекрасную скорость, реакцию и устойчивость. «Тело должно быть пьяным, а мозг — трезвым», — гласит пословица из стиля «Пьяный кулак». Один из известных мастеров «стиля обезьяны» (хоуцюань) Сяо Инпэй вспоминал, как он сначала подражал лишь повадкам и ужимкам обезьяны, затем стал замечать, что и его дух стал подобен внутреннему состоянию играющей и сражающейся обезьяны. Затем он потратил много времени на совмещение внешней формы и внутреннего образа, а потом «забыл о том и о другом».

    На первом и втором этапах боец лишь учился отождествлять себя с каким-либо внешним объектом. Однако на этой фазе сянсинцюань оставался лишь танцем, точно копировавшим повадки представителей животного мира, для боевого искусства же этого было недостаточно. Для этого необходимо было прежде всего овладеть сочетанием методов кулачного боя и принципов имитации животных. Это знаменовало собой переход к третьему этапу изучения сянсинцюань, называемому «утверждение в мысли» — лии, что означало понимание бойцом ушу того, что перед ним — не простой имитационный танец, но многогранное и эффективное боевое искусство. Во многих стилях «образа и формы» считалось, что если имитируемая форма не согласуется с боевым содержанием ушу, то следует пожертвовать формой ради сохранения прикладного содержания.


    ФЕЙЕРВЕРК СТИЛЕЙ


    Стилей группы сянсинцюань великое множество. Здесь же мы расскажем о наиболее сложных, эффективных и характерных из них.

    Стиль «Обезьяны» (хоуцюань). Пожалуй, раньше всего в Китае стали широко имитировать движения обезьяны, естественно, не рассматривая их как боевую технику. Обезьяна в традиционном Китае считалась символом ловкости, хитрости, быстроты и грациозности. Танец обезьяны входил в древнее представление і—III в. «танцы ста животных». В это время при императорском дворе особую популярность приобрел «танец макаки», включавший в себя движения разъяренной обезьяны, а некий чиновник Чансинь Шаофу любил демонстрировать его на пиршествах, сильно выпив. Именно отсюда легенды ведут происхождение одного из под- стилей обезьяны — стиль «Пьяной обезьяны» (цзуйхо- уцюань).

    Поклонение образу обезьяны во многом связано со знаменитым царем обезьян Сунь Укуном, который прекрасно владел упражнениями с тяжелым посохом, цю-аньфа и широко использовал обманные финты во время поединков. Его приключения описаны в романе XVI в.

    Путешествие на Запад» У Чэнъэня, в центре которого — историческая личность монаха Сюаньцзана, отправившегося в Индию за Буддийскими сутрами. Сунь Укун и дух Ша Сэн неоднократно спасали монаха от неминуемой гибели, вступая в схватки на мечах, алебардах, взлетая в небо и падая в преисподнюю. На основе этих легенд возник стиль «Царя обезьян» (суньвандюань), где встречаются такие приемы, как «удар Сюаньцзана», «удар мечом Ша Сэна», «Сунь Укун, летящий на облаке» — живое эхо древних легенд.

    Так когда же действительно возник стиль «Обезьяны»? В эпоху Мин (1368—1644 гг.) знаменитый мастер боевых искусств генерал Ци Цзигуан в обширном трактате «Новая книга записок о заслугах» рассказал, что основатель Сунской династии Тайцзу (X в.) лично знал 32 формы «Длинного кулака», стиль «Шести шагов» и стиль «Обезьяны». Что это были за стили мы не знаем, история затеряла их следы. А вот автору XV в. «Записок о путешествии в горы Суншань» Ван Шисину повезло больше. Ему довелось наблюдать воочию тренировку по стилю «Обезьяны», которую он описал так: «Отдохнув под горой, монахи-бойцы вновь принялись демонстрировать свое искусство. Кулаки и палки наносили удары с такой скоростью, будто летали. Их наставник, сложа руки, наблюдал за ними. Среди монахов были те, кто наносил обезьяньи удары, скручивался в низких стойках и прыгал в точности, как обезьяна».

    В XIV—XV вв. появляется первый упорядоченный стиль «Обезьяны», движения которого можно до сих пор встретить в современном хоуцюань. Он назывался «Тридцать шесть комплексов обезьяны» — хоуцюань саньшилю лу. В цинскую династию (1644—1911 гг.), когда наступил расцвет стилей ушу, в провинции Шаньси уезде Юэсянь некий человек по прозвищу Гао Шань (дословно — Высокая гора) преподавал своим ученикам стиль «Обезьяны», причем большинство технических действий своими названиями были связаны со знаменитым Сунь Укуном (рис. 5).

    До сих пор не существует единого стиля «Обезьяны». В каждой провинции есть учителя, которые по-своему трактуют движения этого животного. Одни пытаются в точности воспроизвести движения обезьяны, другие стремятся передать лишь хитрость и увертливость этого представителя животного мира. Однако практически в основе каждого стиля лежат единые базовые принципы, так называемые «32 священных иероглифа». Первые десять относятся ко всем движениям, которые должны быть твердыми, гибкими, подвижными, сминающими, искусными, увертливыми, уклоняющимися (неожиданными) , изумительно тонкими, вяжущими движения противника. Последующие восемь иероглифов относятся к движениям руками: хватающие, размахивающие, рвущие, подрезающие, хитрые, производящие захваты и заломы, накрывающие. Последние четыре иероглифа описывают основные требования к работе ногами: отбивающие, пинающие, топчущие и толкающие.

     Традиционный стиль «Обезьяны» весьма эффективен и зрелищен. Бойцы этого стиля во время нападения и защиты совершают прыжки, сальто, удары ногами, резко меняют уровень атаки, направление ударов. Большинство ударов наносятся «лапой обезьяны» — ладонью, согнутой в запястье «лодочкой», которой можно производить захваты, хлесткие и болезненные отбивы, а также режущие и давящие удары по уязвимым местам противника. Многие ужимки обезьяны, воспроизводимые бойцами, мешали сопернику сосредоточиться, нанести акцентированный и точный удар. Удар «лапой обезьяны» был в основном рассчитан на болевой эффект, так как наносился хлещущим или рвущим движением, например, такие приемы как «белая обезьяна срывает плод», «белая обезьяна пожирает персик». Удары ногами наносились лишь в среднюю и нижнюю часть тела противника. Бойцы хоуцюань подметили одну из уловок дерущейся обезьяны. Когда она спасается от сильного соперника, обезьяна разворачивается спиной и, дождавшись пока нападающий сделает шаг вперед, наносит поддевающий удар ногой в низ живота.

    Эффективны также движения ногами «обезьяна, топчущая змею» в сочетании с передвижениями «обезьяна входит в пещеру». При этом наносится ряд последовательных ударов ногами сверху вниз в ноги или ступни соперника, боец нередко совершал хитроумные перекаты и прыжки

    Четыре требования предъявляли мастера стиля «Обезьяны» своим ученикам. «Имитируй форму», — прежде всего учили они. Необходимо научиться держать спину чуть согнутой, как это делает обезьяна, выполнять такие простые движения, как «обезьяна почесывает ухо». Затем боец овладевал передвижениями — резкими, с рваной скоростью и большим количеством поворотов. Они отрабатывались на столбиках специальной конфигурации, вбитых в землю в виде пяти- или многоугольника и напоминавших соцветье китайской сливы мэйхуа, поэтому и назывались «столбы мэйхуа».

    Второе требование заключалось в овладении «истинной мыслью». Боец находил золотую середину между театрализацией своего поведения и осознанием чисто прикладного аспекта выполняемых движений. В частности подражая бегающему взгляду обезьяны, боец не должен был увлекаться этим, иначе он мог потерять нападающего из вида.

    Третье требование этого стиля — «тесно связывай движения между собой» — соответствовало особой обезьяньей тактике, заключавшейся в использовании связок в два-три движения и исключением из практики боя одиночных ударов. Последнее требование-легкие передвижения и подвижное тело-позволяли овладеть изворотливыми уходами и обходами противника со спины.

    Стиль «Обезьяны» влючал в разных школах десять- пятнадцать тао. Пять первых не содержали вообще никаких боевых движений, лишь воспроизводили ужимки обезьяны. Ряд комплексов проводился в небыстром темпе, особо ставилось «обезьянье» дыхание нижней частью живота, которое относилось к разделу «внутренней работы» (нэйгун) этого стиля. Существовал и специальный раздел «катающаяся обезьяна», в котором боец изучал бой на земле, удары в падении.

    Сейчас на соревнованиях можно нередко увидеть стиль хоуцюань в его современном виде. По сравнению с традиционным видом он в значительной мере утратил свою боевую суть и принадлежит к направлению показательно-демонстрационных стилей — наиболее зрелищному в сегодняшнем ушу. В стиль дополнительно введены акробатические элементы, стало больше подражательных движений. Глядя на современных спортсменов, выполняющих увлекательные комплексы обезьяны, трудно поверить, что в своем изначальном виде хоуцюань был грозным оружием, позволявшим противостоять нескольким противникам, запутывая их так, что они просто теряли бойца из вида. В начале нашего века стиль «Обезьяны» распространился среди восставших ихэтуаней, выступивших против иностранного засилия в Китае.

     Стиль Богомола (танланцюань). Этот стиль, не менее комплексный, чем предыдущий, получил свое распространение в южных и центральных провинциях страны. Легенда рассказывает, как в конце XVII в. в уезде Цзимо провинции Шаньдун проживал бывший монах северного Шаолиньского монастыря Ван Лан. С детства он увлекался боевыми упражнениями, а затем прошел полный курс боевой подготовки в знаменитом монастыре. По некоторым источникам, он примкнул к тайному «Обществу Неба и Земли», называемому также Триадой, активно выступал против манчжурской династии Цин за восстановление китайской династии Мин. После очередного сожжения монастыря манчжурами Ван Лану пришлось долго скитаться по Китаю, он жил, в знаменитых горах Эмэй, обучался ушу у различных учителей. Был он не очень силен, а его низкий рост вызывал насмешки даже у близких ему людей. Отчаявшись достичь мастерства, он удалился в лес, где в далеке от всех продолжил занятия. Однажды во время медитативных упражнений Ван Лан заметил богомола, нападающего на цикаду. Богомол неподвижно застывал перед своей жертвой, затем резко устремлялся вперед, действуя передними конечностями по широкой дугообразной траектории. Из движений богомола Ван Лан перенял позицию рук — «крючок богомола», при котором рука согнута в запястье, большой и указательный пальцы соприкасаются, остальные подогнуты к центру ладони. Такая позиция позволяла производить широкие рубящие и колющие удары, захватывать и заламывать конечности противника. Однако передвижения ног богомола не удовлетворяли Ван Лана, он считал их малоэффективными и сковывающими удары ногами. Поэтому основатель школы добавил к движениям богомола передвижения обезьяны — юаньхоубу. Стиль «Богомола» благодаря своей эффективности и зрелищности быстро завоевал популярность среди поклонников ушу и высоко ценился знатоками. Уже в буддийском сочинении XVIII в. «Истинное изложение деяний предшественников монахов Шаолиньского монастыря» среди основных классических шаолиньских стилей был назван и «Богомол Ван Лана».

    В XVIII в. изначальный стиль разделялся на два направления — южное и северное. Южное направление представлено сравнительно небольшим количеством стилей, и, как полагает ряд специалистов, вообще никак не соотносится со стилем Ван Лана. Это направление практиковалось в южной провинции Гуандун семьей Чжоу, поэтому и получило название «Богомол семьк Чжоу» — чжоуцзя танлан. Техника южного богомола похожа на южные стили ушу — бой на короткой дистанции, небольшое количество ударов ногами. В основном употребляется прямой и боковой удар коленом, а также заплетение рук противника, называемое «приклеиванием».

    Северные стили «Богомола» широко используют удары ногами,удары в прыжках, резкую смену уровней* атаки, подсечки, броски, заломы. Комплексы выполняются с рваной скоростью. Боец подолгу застывает на месте, немного покачиваясь на ногах, как богомол, готовящийся к решительной атаке. Северные стили «Богомола» сочетают мягкие и жесткие способы атаки как на близкой,так и на дальней дистанции, употребляя для них «лапу богомола», которая называется «тайный локоть» (мичжоу), вероятно из-за того, что кисть, согнутая- в запястье, напоминает локтевой сгиб. При помощи мичжоу может производиться ряд коротких резких атак, сочетающих акцентированные удары с ударами в уязвимые точки — по глазам, в пах. В любом техническом, действии присутствует рубящий удар запястьями — удар «ножа и топора» (даофу) (рис. 6).

    Самым распространенным стилем «Богомола» является «Семизвездный богомол» (цисин танланцюань) или «Богомол архатов», т. е. последователей Будды (лохань танланцюань). Этот стиль считается наиболее близким к тому, который был создан ВанЛаном. Его последователи считают, что не следует наносить ударов, пока противник твердо стоит на ногах. Его обязательно надо вывести из равновесия предварительной подсечкой (са-отан), захватом руки или ноги. Однако противник и сам может потерять устойчивость во время передвижений, если заставить его скрестить ноги, резко перенести центр тяжести. Соперника можно вывести не только из физического, но и психического равновесия, например, угрозами, криками, делая «страшное лицо», употребляя много обманных движений.

     Другой стиль богомола — «Богомол сливы мэйхуа» (мэйхуа танланцюань) основывал свою тактику боя на большом количестве передвижений и технических действий, боец ни на секунду не останавливался, подавляя противника плотностью ударов. «На один прием приходится три изменения в позициях», — говорят учителя этого стиля. Свое название он получил от необычного положения кисти и работы верхними конечностями, не встречающихся больше ни в одном другом стиле. Удары руками образуют хитросплетение, похожее на конфигурацию цветка мэйхуа. Пальцы руки, сохраняя общую позицию «лапы богомола», немного разводятся и напрягаются, подобно соцветию цветка мэйхуа, и ими можно наносить удары по болевым точкам. Большое влияние на философскую доктрину этого стиля оказала концепция «Высшего предела» (тайцзи), поэтому другое название стиля — «Богомол тайцзи» (тайцзи танланцюань) . Все технические действия стиля соответствуют общим принципам трансформаци Инь и Ян — на силу отвечают податливостью, на грубую атаку — мягким уходом.

    Если два вышеописанных стиля «Богомола» похожи друг на друга, то стиль «Шести координаций богомола»(люхэ танланцюань) или «Богомола и обезьяны, оседлавших лошадь (махоу танланцюань), отличается от других мягкими техническими действиями, очень легкими передвижениями, растянутым приложением силы. Основной принцип боя й морального воспитания бойца заключен в соблюдении шести координаций — трех внешних и трех внутренних. Внешние координации представляют собой соответствия в движениях между ступнями и кистями, локтями и коленями, плечами и поясницей. Именно это и обеспечивает мощный импульс в ударах бойцов стиля «Шести координаций богомола». Если внешние координации для овладения требуют лишь долгого времени тренировки, то три внутренние координации предусматривают ежеминутный психический медитативный тренинг. Необходимо обрести соответствие между духом и волей (и), волей и ци, ци и физической силой — ли. Исходная точка внутренних координаций — душа или, как еще переводится с китайского этот термин, сердце — синь, рассматриваемый как конгломерат самых сокровенных чувств, бесформенных и пустотных, лежащих в основе связи человека с Небом. Воля как несубстанциональное движение стимулирует циркуляцию ци, которая в свою очередь приводит в действие физическую силу. Считается, что «изменение воли приводит к изменениям в форме», «воля ведет тело». Таким образом, исток движения истинного мастера заключен в глубинах его души, его каждый удар, каждый прием является отзвуком священных вселенских сил в человеке.

    Боец стиля «Шести координаций богомола» безостановочно передвигается. Одно из наставлений этого стиля гласит: «Следует атаковать, будто падаешь в воздухе, двигайся как колесо телеги, движения округлы, как стальные шары, верх и низ следуют друг за другом, внутреннее и внешнее едины». Такие объяснения могут показаться чересчур неконкретными и расплывчатыми. Но именно в этом и заключалась одна из особенностей преподавания ушу. Метафоричное объяснение стиля не указывало на какие-то технические тонкости, но показывало общие принципы, создавало образ стиля, который необходимо было внутренне воспринять сердцем.

    На севере Китая можно встретить около десятка стилей «Богомола». О наиболее крупных мы рассказали выше. Есть, однако, до сих пор стили, которые известны довольно ограниченному кругу лиц, например, «Богомол тайных врат» (бимэнь танланцюань), использующий короткие удары и блоки с узкой амплитудой для атаки болевых точек противника. Стиль «Восемь шагов богомола» (бабу танланцюань) применял тактику «прилипания» к рукам, ногам и корпусу нападающего, сковывая его движения и заплетая ударные конечности так, что тот находился под полным контролем. Стиль «Богомол нефритового кольца» (юйхуань танланцюань) получил свое название от одного из наиболее распространенных приемов в этом стиле — захода за спину противника и передвижения по кругу, которые именовались «нефритовым кольцом». Руки бойца также двигались по кругу, создавая непроходимую защиту для нападающего. В основе другого стиля — «Богомол блестящей доски» (гуанбань танланцюань) лежит своеобразная постановка техники ладони, которая должна быть выпрямлена настолько, что напоминает «блестящую доску». Ладонь бойца укреплялась втиранием в нее специальных эликсиров, в состав которых входил эвкалипт, мята, гвоздика и множество других веществ. Круговые движения ладонью отрабатывались посредством катания по столу тяжелого каменного шара около 50 см в диаметре.

    Защищаясь, богомол обычно размахивает передними конечностями, даже если его противник находится на большом расстоянии, не позволяя ему подойти. Этот принцип лег в основу стиля «Богомол, машущий лапами» (шуайшоу танланцюань). После сложных и запутанных движений руками перед лицом соперника, боец быстрым прыжком перемещался ему за спину и наносил удар ладонью по затылку, в позвоночник или поясницу.

    В отличие от этого стиля бойцы «Жесткого богомола» (янь танланцюань) мало передвигаются, наносят тяжелые акцентированные удары локтями и руками, делая основной упор на хорошую физическую подготовку. Последователи этого стиля в качестве тренировки переносили на предплечьях тяжелые бревна или раскаленные металлические пруты, ходили на руках, стояли на пальцах рук, долго висели на перекладине. Все эти упражнения укрепляли и закаливали руки, делая их грозным оружием.

    Стиль «Змеи» (шэцюань). Змея издревле считалась в Китае символом сокровенной мудрости, затаенной внутри магической силы и заключала в себе энергетическую субстанцию семя-цзин. Однако подражать змее человеку практически невозможно из-за очевидных различий в физиологическом строении. Поэтому направления, предшествовавшие стилю «Змеи», мало соотносились по своему виду с этим пресмыкающимся и использовался лишь прием «укус змеи» — удар кончиками пальцев по уязвимым точкам. Непосредственно стиль «Змеи» — это один из разделов шаолиньского стиля «Обороняющаяся гора» (хушаньцюань), который являетсяответвлением стиля «Естественность алмазного чань» (цзинганчань цзыжаньмэнь). Последний стиль возник в одном из чань — буддийских монастырей и оспаривал у Шаолиньского монастыря право на «истинность» школы. Основным аргументом последователей монастыря Кэпусы, где он возник, было утверждение о гармоническом сочетании духовного и физического в воспитании бойца. Последователи стиля утверждали, что в Шаолиньском монастыре слишком много внимания уделяют кулачному бою и слишком мало — духовному совершенству.

    Первоначально шэцюань считался одним из тайных стилей, распространяемым лишь среди буддийских монахов. Его преподавал чаньский учитель Цзинь У. Перед смертью он передал свои знания буддисту Чжи Юаню, который открыл широкое преподавание стиля «Змеи» для всех желающих и даже демонстрировал стиль на Всекитайских соревнованиях по ушу в 1979 г.

    Основу стиля составляют удары кончиками пальцев и ребром ладони по болевым точкам — в шею, сердце, живот, глаза. Для постановки силы и точности удара был разработан целый ряд тренировочных упражнений. Например, бойцы сотни раз отжимались на пальцах, катали между руками большой шар, чтобы все движения шли по кругу. Мягкие передвижения, низкие стойки,^ акцент на работу бедрами придавали техническим действиям грациозность и упругость. Мягкие отводящие блоки кистями рук или внутренней стороной стопы рассчитаны на то, чтобы изменить направление удара и пропустить его мимо себя, а затем как бы вынырнуть за спиной противника, «обвившись» вокруг него. Специальный раздел шэцюань составляют захваты за одежду или за руки, а также щипки и нажимы на нервные Центры, например, «змея, ворующая яйца».

    Змея, увидев соперника, начинает свиваться кольцами, а затем, как пружина, распрямляется, делая смертельный укус. Этот принцип переняли последователи стиля «Змеи», которые проводят защиту в узких, низких стойках, а затем, распрямляясь, наносят удар кончиками пальцев, иногда в длинном прыжке, иногда падая на соперника сверху — «белая змея падает с дерева».

    Стиль «Змеи» уделял особое внимание воспитанию гибкой силы, в теле не должно быть ни малейшего лишнего напряжения, оно должно постоянно двигаться, будто перетекает волна: «руки как два веера, тело как ветка ивы, ноги, как удары молнии». Для того, чтобы во время передвижений не потерять равновесия, верхняя часть тела должна быть более подвижной, чем нижняя. Стиль «Змеи» включал в себя особый раздел нэйгун, основанный на резком движении бедрами, благодаря чему ци посылалось в ударную точку. Удары ногой наносились кончиками пальцев, для чего ударная поверхность специально укреплялась. Бойцы могли пробежать несколько километров на кончиках пальцев, прыгали на камнях, разбивали глиняные кувшины, доски и черепицу.

    Одним из секретов стиля являлась постановка особого «змеиного» дыхания, которое сопровождалось шипением — звуком «сы» или короткими выкриками «кэ» или «хэ». Это способствовало тому, что в ушу называется «выбросом силы», т. е. концентрацией как ци, так и физической силы — ли в ударной точке.

    Стиль «Утки» (ясинцюань). Сотни легенд утверждают, что большинство стилей, имитирующих движения животных, были созданы в Шаолиньском монастыре. Как создавались такие легенды можно проследить на забавном стиле «Утки». По одной из версий он был создан в конце X века в горах Эмэй в провинции Сычуань даосом Лу Я, который выращивал уток. Однажды ему пришло в голову перенять движения нападающей утки — биение крыльев, запугивающий крик, в результате чего, якобы, и появился этот стиль.

    Реальность говорит о другом. Стиль не имеет столь красочной и долгой истории. Он был создан уже после Народной революции 1949 г. в г. Тяньцзине Ли Энь-гуем, который и продемонстрировал его впервые в 1953 г, на Всекитайской спартакиаде. Сам Ли Эньгуй начал заниматься ушу еще во времена правления последней китайской династии Цин в г. Ляонине, отличался веселым нравом и любил потешать людей, имитируя повадки различных животных. В основу своего стиля Ли Энь-гуй положил переваливающуюся походку утки и передвижения ног по дуге через бок. Стиль «Утки» носит исключительно оздоровительный и развлекательный характер и давно утратил свое боевое предназначение.

    Стиль «Когтей орла» (иньчжао). Этот стиль в отличие от предыдущего носит исключительно прикладной характер. Он вышел из стиля «Крутящийся кулак» (фаньцзыцюань) и взял из него многочисленные вращения телом, перескоки с ноги на ногу, быстрые переборы руками. Его создатель Лю Шицзюнь родился в уезде Сюнсян в провинции Хэбэй в бедной крестьянской семье и с детства начал изучать ушу у деревенского старосты, который был одновременно и руководителем местного тайного общества. Вскоре молодой человек стал считать себя бойцом, равного которому нет в Китае. Но однажды его победил на вид немощный старик — монах Фачэн. Фачэн объяснил молодому, но уже не в меру хвастливому человеку, что в его искусстве нет системы, то, что он практикует — это лишь набор приемов. Лю Шицзюнь, пораженный мастерством и убедительными объяснениями монаха, несколько дней уговаривал стать его учителем, пока тот не согласился. У Фачэна он освоил древний стиль, связанный с именем знаменитого генерала-бойца Юэ Фэя — «Связки кулаком семьи Юэ» (юэши ляньцюань), а также несколько стилей с палкой и копьем — «Копье трех шагов» (саньбу цян), «Копье пяти шагов» (убу цян),стиль «Палка ястреба» (яоцзы цян). Через три года Фанчэн сообщил старательному ученику, что ему больше нечего передать и доверил дальнейшее обучение своему брату — монаху Даоцзи. Даоцзи раскрыл Лю Шицзю-ню секреты шаолиньцюань, а также большого и малого стиля мяньцюань. Закончив более чем десятилетнее обучение, Лю Шицзюнь пошел странствовать по Китаю, а слава о «Лю из уезда Сюнсян» быстро облетела окрестные деревни и уезды. Вскоре он был принят на императорскую службу в качестве наставника конной гвардии. Лю Шицзюнь, не меняя характера движений стиля шаолиньцюань и «Связок кулаком семьи Юэ», ввел в эти стили удары «когтями орла» — собранными вместе и согнутыми во вторых фалангах пальцами. Такое положение ладони позволяло наносить резкие рвущие удары, бить снизу в горло, совершать мощные болезненные отбивы конечностей противника. Императорская гвардия быстро освоила новшество, а «орлиные когти» стали грозным оружием в бою. Парадокс истории заключается в том, что при помощи этого стиля, созданного выходцем из бедной семьи, солдаты в 1898—1901гг. боролись с восставшими ихэтуанями. Однако императорская гвардия узнала лишь основы стиля, в то время как все секреты Лю Шицзюнь передал лишь четырем своим ученикам, предписав им не разглашать тайну. Трое из них действительно унесли эти секреты с собой в могилу, а четвертый передал стиль лишь одному человеку — своему сыну Лю Чэнфа, а тот Лю Сыцзю- ню. Свой окончательный вид стиль иньчжао принял после того, как его начал преподавать ученик Лю Сыцзюня «непобедимый и яростный боец» Чэн Цзячжэн. Первоначально он свел в единый комплекс юэши ляньцюань и фаньцзыцюань, совместив тем самым способы прямой резкой атаки и передвижения по кругу, вращая телом. Затем он разработал на этой основе более точную имитацию движений орла — падающего на добычу сверху, застывшего неподвижно на скале, парящего в воздухе, бьющего крыльями. Он ввел важнейший технический принцип стиля, который гласил: «Нанося удар, надо бить ладонью. Отдергивая руку, надо захватывать когтями орла. Наноси удары один за другим, будто идет дождь, будто бьешь плетью».

    Стиль «Журавля» (хэцюань). Этот стиль приобрел широкую известность не только в Китае, но и за его пределами. Журавль — символ счастья и долголетия, ценился поэтами и художниками за благородство и грациозность движений. Хэцюань распространился на юге Китая в провинции Фуцзянь и являлся одним из ответвлений раннего шаолиньского стиля «Пять первопредков» (уцзуцюань).

    В годы правления Канси (1662—1773) в одной из деревень уезда Юнфунь в провинции Фуцзянь появилась семья выходцев из соседней приморской провинции Чжэньдуна. Однаждыг Вань Цинянь сидела на поле, знал, что скромная и трудолюбивая женщина Вань Цинянь является дочерью и ближайшей ученицей одного из самых известных китайских мастеров ушу Ван Чжэньдуна. Однажды Вань Цинянь сидела на поле, погруженная в раздумья о своем отце. До нее дошли слухи, что он тяжело болен и нет надежды на выздоровление. Внезапно из задумчивости ее вывел протяжный крик белого журавля, расположившегося неподалеку. Вань Цинянь, решив отпугнуть его, швырнула в журавля камнем, думая, что он тотчас улетит. Каково же было ее изумление, когда журавль взмахом мощных крыльев отбил камень, отшвырнув его далеко в сторону. Вань Цинянь, будучи искушенной в технике ушу, решила приспособить широкие маховые движения журавля для поединка. Она разработала особую технику «выброса силы» во время движения ладонью, удары которой она положила в основу своей школы. Вдох производился через нос, выдох через рот. Во время выдоха ци поднималось из даньтянь в ладонь и в зависимости от характера движения делилось на темное ци (аньци) и светлое ци (минци). Для облегчения циркуляции ци в организме Вань Цинянь использовала крики, подобные звукам, издаваемым журавлем, откуда стиль и получил позже свое название — «Голосящий журавль» (ухэщоань), первоначально же он именовался стилем «Белого журавля» (байхэцюань). Широкими маховыми движениями, напоминающими расчесывание шерсти, можно было наносить хлещущие движения по глазам и горлу, отбивая удары соперника, снося его ударную конечность в сторону и открывая его для своей атаки.

    Об искусстве «Голосящего журавля» прослышал один из известных мастеров ушу Го Минь, который решил проверить насколько силен этот стиль. Первоначально его смутил пол соперника, но увидев как Вань Цинянь, выполняет тао, решил что противник достаточно серьезен. Однако вряд ли Го Минь ожидал, что он не только не сможет выйти победителем, но сам получит тяжелую травму и окажется надолго прикованным к постели! Через некоторое время он приказал своему сыну Го Ли пойти к Вань Цинянь в ученики. Для Го Ли начались изнурительные тренировки: он отбивал ладонями тяжелые камни и мелкую гальку, хлесткими ударами учился переламывать толстые ветви, прыгал на высоких столбах. Наконец, строгая учительница назвала его своим продолжателем. Сыновья и ученики Го Ли Развивали и обогащали стиль, вводили новые методы тренировки. Был разработан ряд методик регуляции тока ци в организме, известный сегодня как «Искусство пьющего журавля» (даянь гун), используемый для лечения многих болезней.

    Первоначально в стиле было четыре комплекса. На основе каждого из них с течением времени возник отдельный стиль. Самым ранним, как уже известно, был стиль «Голосящего журавля». Позже возник стиль «Журавль-предок» (цзунхэцюань), который раньше назывался «Ночующий журавль» (сухэ). Стиль «Журавль-предок» базируется на принципе «выброса силы», который был введен еще Вань Цинянь. Считается, что сила должна исходить не из какой-нибудь конкретной точки или, например, от бедер и плеч, а от всего тела. На основе этого отрабатывается пять базовых типов ударов: головой, плечом, локтем, коленом, бедром, называемых учжуан. Атака производилась короткими связками, в древности — на три шага, сейчас — на пять шагов. Именно такую площадь занимают комплексы по этому стилю.

    Другой стиль — «Летящий журавль» (фэйхэцюань) больше всего напоминает своей техникой журавля, так как в нем употребляется особое положение кисти — «клюв журавля» — собранные щепотью и плотно прижатые друг к другу пальцы, а ладонь согнута в запястье. «Клювом журавля» можно наносить удары по болевым точкам, а обратной стороной согнутого запястья («шеей журавля») — по жестким поверхностям. Во время выдоха следует высоко поднимать руки над головой, направляя ток ци вверх, представляя, будто журавль поднимается в небо. Первые стили журавля почти не использовали удары ногами, стиль «Летящего журавля», казалось, хочет взять реванш за пренебрежение к столь эффективным приемам. Здесь есть и удары в прыжках, и удары с поворотом, и низкие подсечки. Во время боя боец постоянно вращается, нанося удары руками и ногами, представляя журавля, бьющего крыльями по поверхности воды и парящего в небе.

    Последний из крупных стилей журавля — «Журавль, пожирающий пищу» (шихэцюань), известный также под красивыми названиями «Онемевший журавль» (бихэ- цюань) и «Утренний журавль» (чжаохэцюань). Развивая арсенал приемов первых трех стилей, «Журавль, пощирающий пищу» нашел еще более эффективное использование «клюва журавля». Им не только наносятся удары, но также выполняются болезненные защипы, напоминающие журавля, выдирающего клювом куски из добычи. В этом стиле, также как и в «Летящем журавле», активно используют удары ногами и особенно иного внимания уделяется оборонительному аспекту. Существуют особые методы ведения поединка «руки против ног» и «ноги против рук», которые называются «противоборство Неба и Земли».

    Базовые упражнения едины для всех стилей, а основные принципы были сформулированы еще основательницей Вань Цинянь:«Маши руками как веерами; убирай руку мягко как вата; выбрасывай руку быстро, как стрела». Приемы руками подразделяются на пять групп в соответствии с пятью первоэлементами даосской натурфилософии — дерево, земля, огонь, металл и вода.На основе взаимоперехода и взаимоотрицания этих первоэлементов и строится атака и защита.

    Стиль журавля перенял от этой птицы мягкую силу движений. Силу нельзя сломить силой, ей можно противостоять лишь мягкостью и плавным уходом. Вот как формулируется основной принцип использования силы в стиле «Журавля», который долго был тайной для непосвященных: «видишь силу — породи силу; видишь силу — измени силу; видишь силу — откажись от силы». На первый взгляд здесь нет ничего тайного, если не знать, что перед нами четыре последовательных этапа обучения хэцюань. На первом этапе ученик учился при виде соперника собираться с силами и противопоставлять ему свое техническое умение и физическую подготовку («видишь силу — породи силу»). Затем ученику объяснялись способы изменения силы противника, мягкого отклонения ударов, «снятия» ударов с тела посредством небольшого проворота корпуса. Противник должен был выбиться из сил в тщетных попытках достичь ударом цели — «видишь силу — измени силу». Затем ученик постигал искусство использования силы противника, как бы получая от него силу. Таким образом можно было победить соперника, прилагая минимум собственных усилий, «отказавшись» от нее. Более того, сами манеры и облик бойца хэцюань должны вообще снимать вопрос о поединке с ним. Настоящий мастер ушу, избавленный от амбиций показательных эффектов, вообще никогда не вступает в бой, так как выигрывает любой поединок до его начала. Может в этом и заключается ответ на вопрос, почему чаще всего на поединки выходили простые кулачные бойцы, мастера ушу же никто не трогал?

    «Заниматься ушу страшно трудно», — однажды признался один из современных патриархов стиля «Голосящий журавль» Юань Дун. В подтверждение своих слов он рассказывал, что его отец уже в семь лет заставлял мальчика подолгу стоять в различных стойках, заниматься упражнениями из раздела нэйгун. Он будил его каждое утро с рассветом и показывал дыхательные и медитативные упражнения, ночью при свете луны и звезд Юань Дун выполнял переходы в стойках, наносил сотни ударов по мешку с песком. Болела спина, подгибались ноги, но отец был строгим учителем. Он вводил все новые и новые упражнения. Заметив, что юноша значительно окреп, он велел делать ему удары ногами в воде. Лишь благодаря упорству и строгому учителю Юань Дун получил почетное прозвище «Первый в боевой добродетели».

    Стиль «Петуха» (цзисинцюань). Более ста лет назад в провинции Хунань среди китайской национальности Туцзя и мяо возник этот интересный и несколько экзотичный стиль. Его создатель Чжан Хайцюань обладал столь -завидным здоровьем и долголетием, что в 96-летнем возрасте участвовал в показательных выступлениях на спартакиаде национальных меньшинств Китая в 1965 г. Одно из национальных развлечений туцзя — петушиные бои. В доме у Чжан Хайцюаня было около десятка бойцовых петухов, за которые он внимательно наблюдал. Однако долгое время он не знал, каким образом это можно применить в реальном бою. Лишь позже, когда один из заезжих учителей продемонстрировал ему основы шаолиньцюань, он создал новый стиль «Петуха».

    Многие движения в этом стиле носят двойственный характер, т. е. в равной степени применимы как для оздоровительных, так и для боевых целей, в частности, разработан ряд упражнений, массирующих внутренние органы, улучшающих кровообращение и обмен веществ. Бойцы этого стиля отличались завидным здоровьем, а сам Чжан Хайцюань, любил поражать окружающих тем, что в старости съедал рыбу вместе с костями.

    Старый мастер разработал особую методику развития пальцев рук — «лап петуха», особого положения, при котором указательный и средний пальцы вытянуты вперед и чуть согнуты, а остальные поджаты к центру ладони. Последователи стиля «Петуха», имитируя хват птицы за насест, сжимают «лапой петуха» круглую палочку, тренируя силу хвата пальцев. Каждый день с палочки состругивается небольшой кусочек, таким образом она становится все тоньше и тоньше и, в конце концов, должна напоминать кончик кисти. Было и другое упражнение: в воду клалась тыква — горлянка или круглая пиала, сделанная из куска тыквы. Ученик должен был десятки раз захватывать скользкую тыкву и вынимать ее из воды. Нужно было тренироваться несколько месяцев, чтобы научиться не упускать ее. Затем отрабатывался основной прием в различных его вариациях — «петух хватает лишу». Для этого наносились удары пальцами в песок, мешок с галькой, в рис, затем приступали к парной работе. Широкими маховыми движениями по кругу («петух бьет крыльями») бойцы стиля отбивают удары противника. Удары наносятся кончиками пальцев в глаза, ребра или «лапой петуха» в болевые точки. В стиле существует несколько видов низких подсечек и ударов по ногам («бойцовый петух разгоняет золу»), падения на противника сверху с ударом руками («бойцовый петух срывает цветок»).

    Невозможно перечислить даже малую часть стилей, связанных с имитацией (повадок животных. Среди них существует даже такой экзотический стиль как стиль «Гіавлкна» (кунцюаньцюань) и изобилующий прыжками стиль «Мотылька» (худэцюань). Стиль «Мотылька» запутывает противника десятками прыжков с проворотами, производимыми в различных направлениях, даже удары руками наносятся с высоким выпрыгиванием вверх, например, двойной удар ладонями по ушам («мотылек сдувает крыльями пыльцу»), напрыгивание ногами на голову нападающего с последующим кувырком в воздухе («мотылек в потоке ветра»).

    Стиль «Мыши» (шуцюань) имитирует быстрые передвижения этого зверька — насторожившегося, бросающегося в сторону от нападающего, прячущегося в норку. Бойцы этого стиля используют хватательные движения ладонями с ударами и защипами болевых точек, что называется «укус мыши». Стиль «Краба» (се-цюань) тренирует быстрые переваливающиеся передвижения и захваты «клешнями краба».

    Стиль «Лисы» (хулицюань) получил свое название не столько из-за имитации повадок этого изворотливого животного, сколько благодаря массе обманных движений и финтов. Издавна в Китае образ лисы связывался с женщинами — оборотнями, которые обманывая мужчин, вытягивали из них животворное семя — цзин, что приводило к их смерти в страшных мучениях. Женщинам в образе лис поклонялись и боялись их. Может I быть поэтому именно женщины в основном и практиковали хулицюань, вызывая суеверный страх.

    В провинции Хунань появился стиль, подражающий таким казалось бы медлительным животным как черепаха и корова (гуйнюцюань). Черепаха символизировала спокойствие и крепость тела, корова — боевую мощь. Таким образом, стиль сочетал спокойное и светлое состояние сознания черепахи и силу коровы. В спокойствии концентрировалось движение, из движения проистекала сила, что позволяло гармонично сочетать основное и второстепенное («сюй» и «ши»), формируя  «единое тело» — символ единства духовного и физического начал, природы и человека. Бойцы этого стиля  держат спину немного согнутой, руки воспроизводят форму рогов коровы, которыми и наносятся основные удары. Атака в стиле «Черепахи и коровы» базируется на техническом действии, называемом «ловушка», когда боец, чуть подпрыгивая или привставая на носочках, показывает удар в голову, а затем резко приседает и атакует в пах или в ноги, например, «золотая черепаха преграждает путь реке».

    Стиль «Тигра» (хуцюань) использует удары «лапой тигра» — чуть раздвинутыми и согнутыми во вторых, фалангах пальцами; низкие стойки, широкие движения руками напоминают мощь и грациозность тигра. Хорошо подготовленный человек мог без труда вырвать ребро или позвонок. Нетрудно понять, почему методы подготовки хранились в строгой тайне — такое оружие в руках психически неустойчивого человека (не говоря уже о бандитах) превращалось в угрозу окружающим и противоречило всем принципам боевой добродетели ушу.

    Очевиден факт, что в стилях сянсинцюань предметом подражания становился не сам облик животного, но в основном его манера вести бой, его раскрепощенное сознание, его спонтанная мощь движений. Это была не простая забава, но огромный конгломерат психофизических методов тренировки, открывающих новые глубины в самом человеке. Но зачем подражать исключительно животным, если человек таит в себе немало интересного и психологически непонятного? Например, что такое сумасшествие — дар свыше или болезнь? Знаменитый даос Чжуан-цзы поучал людей «безумными речами», другой даосский маг Гэ Хун признавался, что люди считают его сумасшедшим, а Конфуций брал учеников лишь в состоянии одержимости, близкой к безумию.Становится понятным, почему многие знатоки ушу считали стиль «Сумасшедшего человека» (куан-цюань) вполне подходящим для воспитания «истинного человека», т.е.человека, полностью реализовавшего свои внутренние возможности и находящегося в полной гармонии с природой. Движения обезумевшего непредсказуемы и неожиданны, невозможно рассчитать тактику его боя или траекторию удара, он не привязан ни к какой школе или стилю. Это работа в состоянии полного раскрепощения сознания. Каким образом достигается такой эффект, когда боец «очень похож на сумасшедшего, «о все же нормальный»? Это и составляет секрет стиля.

    Стиль «Пьяного человека» (цзуйцюань). С употреблением вина в Китае связано много легенд и преданий, многие традиционные герои совершали свои подвиги, изрядно выпив. Центральный персонаж знаменитого китайского романа «Речные заводи» Ши Найаня (XIV в.) Лу Чжишэнь легендарно считается по одной из версий основателем стиля «Пьяного человека». В 1117—1121 гг. в течении реки Хуанхэ в провинции Шаньдун было поднято крупное восстание под руководством Сун Цзяна, которому также приписывается основание доброго десятка стилей. Разбойники, прозванные «молодцами с горы Ляншаньбо», упорно совершенствовались в приемах кулачного боя, в их среде практиковались такие стили как стиль «Потерянного следа», «72 комплекса Сун Цзяна». В один из дней к ним присоединился и Лу Чжишэнь, поражавший окружающих своей неуемной любовью к вину и драчливостью. До этого он состоял на службе в императорских войсках, но был арестован за то, что на рыночной площади убил кулаком мясника — обманщика. После ареста он бежал, укрывшись в монастыре и приняв монашеский постриг. Однако и за вратами буддийской обители Лу Чжишэнь не оставил своих привычек и сделал жизнь мирных монахов невыносимой, а в конце концов отправился бродить по Китаю с посохом весом в 70 цзиней (35кг). Образ разбойника, к которым присоединился Лу Чжишэнь, вообще почитался в Китае, «славному люду» возводили даже кумирни, на их могилах совершались запрещенные официальными властями служения Большинство из разбойников неплохо владели приемами кулачного боя и боя на мечах и палках. Но и среди них Лу Чжишэнь быстро завоевал славу неукротимого бойца. Тренировался он обычно изрядно выпив, отчего его движения приобретали самую неожиданную траекторию, он наносил удары в падении, в кувырках, шатался, на вид его движения совсем не походили на боевые приемы, но внезапно из хитросплетения падений и неуклюжих передвижений шел жесткий и хорошо рассчитанный удар. Отсюда и происходит один из подстилей «Пьяного человека» — «Глубоко пьяный Лу Чжишэнь ударяет горы» (Лу Чжишэнь шэныцзуй дашань мэнь). Описания приемов этой школы и рисунки к ним можно встретить в романе «Речные заводи». Богатство арсенала стиля того времени значительно уступало современным соревновательным и показательным комплексам «Пьяного человека», однако боевая ценность была несравненно выше. Например, в современном эклектическом стиле, который можно часто увидеть на соревнованиях, много падений, высоких прыжков, сальто, пируэтов, требующих прекрасной гимнастической подготовки, но далеких от изначальных целей ушу. Реальный бой не позволяет производить такие элементы в полном объеме из-за их низкой прикладной ценности. Стиль, приписываемый Лу Чжишэню, исполнялся на площадке 2—3 метра шириной, в нем отсутствовали сложные акробатические элементы и основной упор делался на как можно более точное копирование состояния опьяневшего человека. Одним из основных приемов стиля был «железный буйвол обрабатывает землю» — высокий прыжок, поджав ноги, с ударом кулаком сверху в голову. За ним обычно следовало падение на спину с махом ногами — «сумасшедшая птица разгоняет облака». Боец имитировал даже выражение лица пьяницы, мог беспричинно заплакать или рассмеяться. Стиль Лу Чжишэня включал три базовых тао: «пьяный кулак Лу Чжишэня», «раздирать гору», «полулунная алебарда». Последнее оружие вместе с «пьяной палкой» (цзуйгунь) особенно предпочитал Лу Чжишэнь, когда сильно злился. Он считал, что трезвый человек не сравнится по боевому мастерству с опьяневшим. Надеемся, что это только легенда...

    Другая легенда связывает возникновение стиля «Пьяного человека» с монахами знаменитого Шаолиньского монастыря. Среди них этот стиль стал практиковаться, якобы, после того, как монахи помогли вернуть трон первому императору тайской династии Ли Шиминю.

    В начале VII в. некий Ван Шичун поднял мятеж и захватилвласть в столице империи г. Чанъани (сегодня — Сиань). По легенде, монахи Шаолиня укрыли императора, а затем, сформировав несколько отрядов, выступили на помощь. За это Ли Шиминь дал монастырю определенные привилегии — землю, ряд хозяйственных построек, разрешил есть мясо и пить вино. Естественно, что после этого послабления монахи не примкнули заняться стилем «Пьяного человека». Но это, безусловно, легенда, источники того времени упорно молчат о том, что шаолиньские монахи вообще практиковали в VII в. хоть какой-нибудь стиль ушу.

    Активно занимался с оружием по стилю «Пьяного человека» китайский поэт Ли Бо (701—762 гг.). Ли Бо — крупнейшая фигура китайской культуры, написавший более тысячи поэм и шестидесяти прозаических произведений — пример поэтической свободы творчест- ва, яркого внутреннего переживания вечных мировых трансформаций. Он воспитывался одно время среди даосов, где постиг дыхательно-медитативную систему яншэншу — «искусство вскармливания жизненности». Ли Бо более пятнадцати лет бродил по Китаю, а придя в г. Чанъань, был без экзамена принят в знаменитую Ханьлиньскую академию, где были собраны лучшие таланты Поднебесной империи. Про него ходила масса легенд, например, рассказывали, что сам император приправлял суп поэту, а любимая наложница императора Ян Гуйфэй растирала ему тушь, когда тот записывал свои творения. Однажды он даже был арестован, по обвинению в заговоре, но вскоре был прощен. В конце жизни Ли Бо удалился от шумного и праздного императорского двора, желая слушать лишь «песенки ветра и звон ручья». Один из своих принципов жизни, Ли Бо так сформулировал в стихотворении: «Хочу быть вечно пьяным, а трезвым не хочу». Не случайно упражнения Ли Бо с оружием приобретали «пьяный» характер, многие люди удивлялись тому, как он работает с мечом. Казалось оружие вот-вот вылетит у него из рук, но оказывалось, что оно без промаха разит далее опытного воина. Раскрепощенное сознание поэта уравнивало ушу и поэзию, бой с оружием и каллиграфию, представляя их как акт высокого творчества, спонтанного эстетического откровения.

    Умер Ли Бо также легко, как и прожил жизнь: он утонул, ловя луну в воде. Легенда подвела черту под судьбой великого человека и одного из мастеров стиля «Пьяного человека». Перед нами несколько версий создания этого удивительного стиля, но несомненно, что ни одна из них не является исторически достоверной. Мифы лишь украшали историю ушу.

    До нас дошло несколько видов «Пьяного кулака». Самый сложный из них — стиль «Сильно опьяневшего» (тайбай дзуйцзю), изобилующий резкими закручиваниями тела и поворотами в прыжках. Несколько разновидностей стиля «Пьяного человека» связаны с именем У Суна —«Пьяный удар У Суна» (У Сун цзуйда), «Пьяный У Сун» (У Сун цзуйцзю). Другой герой романа «Речные Заводи» Янь Цин считается основателем стиля «Пьяный удар Янь Цина» (Янь Цин цзуйда) и похожего на него стиля «Кулак Янь Цина», из -которого вышел знаменитый своими запутанными комбинациями стиль «Потерянного следа» (мицзунцюань).

    В северных районах Китая распространился стиль «Восемь пьяных даосских бессмертных» (цзуй басянь цюань). Название этого стиля связано с легендарными даосами — бессмертными: Ли Тегуаем, Лань Цайхэ, Люй Дунбинем, Хэ Сяньгу, Хань Сяіньцзы, Чжан Голао, Цао Гоцзю и их главой Чжун Лицюанем. Все они могли оставлять свое тело, странствовать на облаках и совершать другие удивительные поступки. Например, Люй Дунбинь родился с шеей аиста, спиной обезьяны, туловищем тигра и щеками дракона. У даосов он обучился магическому искусству владения различными видами оружия и способу становиться невидимым. Став посредством приема чудесной пилюли бессмертным, Люй Дунбинь получил меч «чудесного могущества», которым мог разрубить даже каменный столб. Другой бессмертный Чжун Лицюань сначала был известным полководцем, участвовал в покорении варваров и удача всегда сопутствовала ему. Но однажды даос Ли Тегуай, наблюдая за сражением, решил, что Чжун Лицюань слишком любит славу и почести и это мешает ему постигнуть путь — Дао. Не проигравший ни одного сражения никогда не научится ценить победу. Он слишком воинственен, а значит его воинское мастерство не очень велико. Говоря словами поэта Ли Бо: «Лишь в крайности оружье надо брать. Так мудрецы нам говорят опять». Ли Тегуай сделал так, что Чжун Лицюань проиграл крупное сражение. Он явился в образе старика к отчаявшемуся военачальнику племени туфань и подсказал, как выиграть бой. Чжун Лицюань после этого случая удалился с наставником в горы, где и обрел бессмертие.

    Все даосские бессмертные были связаны с боевыми искусствами или системами яншэншу — «вскармливания жизненности». Даосские школы ушу почитали их, как своих покровителей, а стиль «Восьми пьяных даосских бессмертных» воспроизводил манеру ведения боя этих легендарных персонажей. Один из них наносил мощные удары с поворотом в падении, другой совершал головоломные сальто, третий имитировал пьяного одноногого Ли Тегуая. Благодаря этому стиль сочетал в себе сразу несколько тактических рисунков боя- В наше время на основе длительной переработки древнего стиля «Восемь пьяных даосских бессмертных» был создан новый соревновательный стиль — стиль «Пьяного человека». Известный мастер Чжан Цзинфу ввел в него много акробатических элементов высшей сложности. Все это сделало стиль более зрелищным, но вместе с тем и более театрализованным, предназначенным лишь для показа публике.

    Несмотря на многочисленные легенды о пьяных мастерах, факты говорят о том, что хорошие бойцы не потребляли спиртного по общеизвестным причинам. В правилах «боевой добродетели» Шаолиньского монастыря спиртное вообще запрещалось, так как оно «отнимает волю». Сложность стиля заключалась как раз в том, чтобы достигнуть состояния опьянения лишь внешне, в то время как разум должен оставаться абсолютно трезвым.

    Много тонкостей тренировки включал в себя стиль «Пьяного кулака». Отдельно отрабатывалось движение глаз: остекленевший взгляд, бегающий взгляд, взгляд, косящий в сторону от удара, полуприкрытый взгляд и даже закатанные глаза. В стилях «Пьяный кулак Лу Чжишэня» и «Пьяный удар У Суна» основные удары наносились кулаком, ребром ладони или «кулаком пантеры» — вторыми суставами ладони, когда пальцы поджаты к ее центру. Много было блоков рукой, собранной в крюк, или просто открытой ладонью. Стиль«Восемь пьяных даосских бессмертных» ввел принципиально новую позицию кисти. Пальцы были собраны в кольцо таким образом, будто они поддерживают снизу пиалу с вином. Боец резко отклонялся назад, блокируя рукой^ удар соперника, и одновременно нанося удар ногой снизу (рис. 7). Такая позиция кисти позволяла наносить мощные удары наотмашь, заваливаясь всем телом вбок, будто падающий пьяница. Удар мог наноситься из самых неожиданных положений: боец стремительно заваливался назад и бил ногой, «вылезал» из-под руки противника прямо перед его лицом, «оборачивался» вокруг поясницы, делая захват с последующим ударом. Немного покачиваясь, как бы с трудом сохраняя равновесие, стоял человек перед атакой- Затем вдруг взрывался мощнейшей атакой, неожиданно меняя ритм движений. Здесь особенно считается важным сочетать быстрые и медленные движения, взрывную силу с полным расслаблением. Бойцы стиля «Пьяного красавца» (мэйжэнь цзуй) столь сложно передвигались, что противник мог полностью утратить ориентацию в бою.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх