Глава 9. Блокировка

Блокирование является оборонительным захватом, которому легко научиться и легко применить. Это быстрое движение руки, извне или изнутри, которым направленный на вас удар противника отклоняется в сторону. В принципе, это лишь легкое касание руки противника, в котором немного силы, но именно столько, сколько необходимо, чтобы он промахнулся.

Технически блокировка осуществляется кистью руки и предплечьем, в то время, как локоть почти всегда неподвижен.

Блокада не может быть сильным движением, подобно движению, когда рубят саблей или размахивают хлыстом. Любое ненужное движение руки открывает тело новым нападениям. Другими словами, блокаду необходимо выполнить так, чтобы движение было достаточным для изменения направления удара и могло защитить вас от него.

Правильно выбранное время для блокады важнее, чем использование силы. Если вы среагируете слишком рано, противник может или изменить движение удара, или использовать ваше движение для нанесения второго удара. Реагируйте как можно позднее, выжидая до последнего момента, и блокируйте, когда удар приближается к вам.

Когда вы блокируете удар быстрого и энергичного противника или того, кто намного выше вас и у кого, соответственно, длиннее руки или ноги, возможно, вы должны сделать шаг назад.

Блокаду необходимо выполнить, одновременно делая шаг назад, а не после того, как вы его сделали или вообще не начинали.

Научитесь блокировать только настоящее нападение. Если все же вы инстинктивно начнете блокировать ложное нападение, ваши движения должны контролироваться, чтобы ваша рука не совершала ненужных движений.

Тренируйтесь, чтобы научиться различать настоящие нападения от ложных даже тогда, когда ваш партнер наносит удары ногами и руками. После приличной тренировки вы будете блокировать только настоящие нападения и не будете реагировать на обмен.

Вообще, блокада является хорошей и серьезной техникой защиты, но опытный противник может пробить блокаду. Если это произойдет, вы должны продолжать двигаться назад пока выполняете блокировку.

Больше всего употребляется внутренняя высокая блокада, потому что большинство ударов направлено в лицо. Если вы сравните классический стиль китайского бокса, со стилем джит кун до, как показано на фотографии А, вы увидете, что блокада в стиле джит кун до быстрее и надежнее.



Фотография В показывает, что почти одновременно с блокадой можно выполнить и контрудар. Но классические стили не рекомендуют это делать, т. к. учат, что блокаду необходимо отделить от контрудара.

На фотографии А Брюс Ли находится слева, а на фотографии В — справа.



Для упражнений внутренней высокой блокады Ли использует длинную палку (фотография 95).



Партнер толкает палку прямо в лицо Ли. Ли переносит центр тяжести тела на ведущую ногу и немного сгибает переднее колено. Одновременно левой рукой он плавно блокирует палку. Этот способ тренинга очень важен, т. к. ваш партнер может заметить любую ошибку в ваших движениях или равновесии. Ли блокирует открытой кистью руки, но когда вы должны блокировать тяжелый удар, как, например, удар ногой, используйте кулак, как показывает ли на фотографии 96.



На этой странице показана защита от кругового удара кулаком. Ли стоит в положении защиты и готовится к защите (фотография 97).



Как только противник начинает круговой удар кулаком, Ли выставляет вперед свою правую руку, как показано на фотографии 98.



В то время, пока левой рукой он блокирует удар, правой рукой Ли наносит удар противнику в лицо, как видно на фотографии 99.



На фотографии 100 показана та же самая блокада против прямого удара (директа) кулаком правой руки.



Внутренняя высокая блокада осуществляется небольшим вращением сустава в направлении, противоположном движению стрелки часов, в тот момент, когда ваша рука касается руки или ноги, которыми противник наносит удар. Это небольшое движение в действительности защищает вас от удара, т. к. движение сустава отводит от вас руку или ногу противника. Ваша рука сильнее, когда повернута от тела, нежели к нему. В классических стилях китайского бокса используется прямо противоположное движение.

Поворот там осуществляется в направлении движения часовой стрелки, соответственно, к телу.

Внутренняя низкая блокада используется против ударов рукой или ногой в нижние части тела. Когда вы стоите в положении защиты, сделайте левой рукой полукруговое движение вниз в направлении движения стрелки часов, как показано на фотографии 101.



Одновременно перенесите центр тяжести тела на переднюю ногу и немного согните колено этой ноги. Сразу одновременно нанесите и контрудар правой рукой, как показано на фотографии 102.



В классических стилях китайского бокса и каратэ блокировка осуществляется движением руки вниз и наискось, как видно на правой стороне фотографии 102 в то время, как другая рука прижата к боку.

Недостаток этого способа блокировки в том, что контрудар осуществляется намного медленнее из-за того, что другую руку вы должны сначала прижать к боку, а затем нанести ею удар, а это означает, что вам необходимо сделать два движения. В джит кун до блокада и контрудар являются одним движением обеих рук.

Второй недостаток классического способа блокировки заключается в том, что тело, особенно его верхняя часть, остается постоянно открытым для нападения противника (фотография А).

На фотографиях Ли демонстрирует применение внутренней низкой блокады. На фото 103 Ли стоит в положении защиты и смотрит на противника.



Как только противник начинает нападение, Ли сразу же отвечает на его действия (фото 104).



Противник наносит удар правой рукой, а Ли встречает этот удар внутренней низкой блокадой, как показано на фото 105.



Свое движение Ли превращает в или технику захвата.

Этим, почти непрерывным, движением он притягивает противника к себе и движется вперед, чтобы нанести удар кулаком ведущей руки в лицо противника.

Внешняя высокая блокада больше похожа на шлепок ладонью, чем внутренняя высокая блокада. Этой блокадой удар противника направляется в противоположную сторону вашего тела, и поэтому ваша рука должны перейти "на другую сторону", как показано на фотографии А.



Во время этой блокады ни в коем случае вы не должны потерять скорость контрнападения, т. к. ведущей рукой вы можете нанести удар одновременно с блокировкой. Если для блокировки вы используете левую руку, то ведущая рука, находящаяся ближе к противнику, остается свободной и ею вы наносите контрудар. Этот момент показан на фотографии В, справа вы видите борца, используещего классическую блокаду.



В классических стилях китайского бокса и каратэ эта же самая блокада применяется как при внешних, так и при внутренних высоких нападениях, единственное отличие — меняетсл рука, осуществляющая блокировку. Вместо левой руки, при другом виде нападения, используется правая рука. Посмотрите на фотографию.



На следующей серии фотографий Брюс Ли объясняет, как используется высокая внешняя блокада для защиты от удара кулаком в голову. На фото 106 Ли ждет первого движения противника.



Затем, на фото 107, вы видите, как Ли блокирует удар противника легким шлепком по руке, наносящей удар, но достаточно сильным, чтобы отвести удар противника.



Одновременно, ведущей ногой, он делает скользящий шаг вперед на десять сантиметров, согнув ногу в колене, чтобы перенести на нее центр тяжести тела.

Захватив блокируемую руку противника, Ли наносит удар правой рукой, как показано на фото 108 и 108A.




Если бы Ли блокировал удар со всей силой, он не смог бы захватить руку противника плечом.

Ли стоит в положении защиты, а его противник готовится к нападению (фото 109).



Как только противник начинает нападение, как показано на фото 110 Ли блокирует своей левой рукой левую руку противника и отводит ее в сторону и одновременно наносит контрудар вытянутыми пальцами правой руки в его лицо, как показано на фото 111.




Ли должен все свои движения согласовать вперед, чтобы правильно осуществить блокировку и защититься. На фото 112 вы видите, как Ли быстро меняет положение своих рук, чтобы иметь возможность нанести еще один удар, на этот раз запястьем левой руки.



На фото 113, 114 и 115, иллюстрирующих приемы высокой внешней блокады, Ли комбинирует эти приемы с приемами контрудара ногой. На фото 113 и 114 вы видите, как Ли блокирует директ правой рукой, направленный противником в его лицо.




Ли остается на месте и почти одновременно наносит удар ногой вперед в пах противника (посмотрите на фото 115).



Это более надежный способ защиты, чем тот, о котором мы говорили и который показан на фотографиях, расположенных выше, т. к. здесь Ли не должен совершать никаких движений для нанесения контрудара, потому что нога длиннее руки.

Когда Ли не мог найти партнера для упражнений, он тренировался с помощью деревянного манекена. На трех фотографиях на странще показано, как Ли отрабатывал блокировку. На фотографии А он блокирует левой рукой, а правой одновременно наносит контрудар.



На фотографии В рука Ли, которой он выполняет блокировку, проходит под правой рукой, одновременно наносящей удар.



На следующей фотографии (С) Ли блокирует левой рукой и одновременно наносит низкий удар вперед правой ногой.



Внешняя низкая блокада против удара рукой очень похожа и почти также выполняется, как и внутренняя блокада, за исключением того, что здесь руки как бы перекрещиваются перед корпусом тела. Блокирующая рука защищает другую сторону тела от каких бы то ни было низких ударов, как видно на фотографии 116.



Поэтому при внешней низкой блокаде используется больше круговых движений, чем при внутренней низкой блокаде. Как и при внутренней низкой блокаде, цель внешней низкой блокады — отвести низкий удар противника в сторону.

Классические стили китайского бокса и каратэ используют эту блокаду против всех низко направленных ударов. Только руки меняют позиции (как видно на фото 117), где борец, находящийся слева, использует классическую блокаду.



Здесь правая рука выполняет блокировку, а левая — контрнападение. Как и в других блокадах, выполняемых в классическом стиле, здесь для контрнападения необходимо два движения, вместо одного, как в джит кун до.

На следующей серии фотографий два борца классического стиля стоят друг против друга (фото 118).



Борец, находящийся слева, стоит в классической позиции и пытается нанести удар кулаком в лицо, противник блокирует этот удар (фото 119).



Затем противник наносит контрудар правой рукой, но его блокирует борец, стоящий слева (фото 120),



и осуществляет контрудар кулаком правой руки в живот (фото 121).



На следующей странице показана эта же техника, выполненная в стиле джит кун до. Ли стоит в положении защиты на фотографии А.



Противник начинает нападение, а Ли готовится к защите (фотография В).



На фотографии С вы видите удар и блокаду и затем контрудар в лицо, выполненные одним непрерывным движением.



Против противника, стоящего в левосторонней позиции (левая нога впереди), как на фото 122.



Ли применяет следующий прием: перебирая мелко ногами, он движется назад, быстро останавливает удар, блокируя его, когда противник наступает вперед, чтобы нанести правый директ. Блокада Ли превращается в захват руки и в этот момент он наносит контрудар кулаком правой руки в лицо, как показано на фото 123.



Внешняя низкая блокада обычно используется против удара ногой ниже пояса. Кисть руки может быть открытой или зажатой в кулак.

Классическая блокада и блокада в стиле джит кун до на первый взгляд похожи между собой (фотографии X и У), однако они различаются способом выполнения.




Блокада в стиле джит кун до выполняется полукруговым движением вниз для того лишь, чтобы отвести или проконтролировать удар ногой. Классическая блокада выполняется сильным движением наискось вниз, останавливающим удар ногой.

На следующей серии фотографий Ли показывает приемы защиты от удара ногой в сторону, выполненного с помощью прыжка. На фото 124 Ли стоит в положении защиты и готовится к обороне.



Когда противник прыгает вперед, чтобы нанести удар, Ли движется назад синхронно движению противника (фото 125).



Он отступает ровно настолько, чтобы избежать удара, но остается достаточно близко, чтобы отвести ногу (фото 126).



Ли использует эту ситуацию и поворачивает противника до тех гор, пока тот не окажется спиной к нему, а затем наносит контрудар ногой вперед в пах (фото 127).



Против борца, стоящего в левосторонней позиции, Ли применяет тот же прием: движется назад синхронно наступлению противника. У Ли есть много времени для защиты, т. к. противник осуществляет нападение левой ногой, стоящей позиди. Ли немного отошел назад, потому что нападение левой ногой не имеет большой досягаемости, как видно на фотографии 129.



Ли блокирует удар и готовится к защите от следующего нападения (фото 130).

На этот раз он использует внутреннюю низкую блокаду против удара правой рукой и совершает захват руки противника. Затем наносит контрудар, выполняя директ правой рукой (фото 131).



На своем деревянном манекене Ли прикрепил в середину его еще одну «руку», чтобы иметь возможность отрабатывать блокировку низких ударов (фотография А).



Удар необходимо блокировать так, чтобы только отвести руку или ногу противника; рука, осуществляющая блокировку, не должна слишком отклоняться вправо или влево, она должна создать возможность для контрудара.

Меняйте способы вашей блокировки, чтобы обескуражить противника. Не допускайте, чтобы он планировал свои нападения: вместо этого пусть он всегда гадает, что же будет в следующий момент.

Это приведет его к нерешительности при нападении.

При необходимости выполнения нескольких блокировок подряд, каждая блокировка должна быть закончена, и ваша рука должна находиться в исходном положении прежде, чем вы выполните следующую блокировку.

Когда ваш противник осуществляет серию ударов, первую блокаду выполните одновременно с движением левой ноги, а следующую блокаду вы должны выполнить точно также, перебирая ногами назад и ожидая дальнейшего нападения. Ваша левая нога должна передвинуться прежде, чем начнется нападение, а не после того, как произведен удар.

Блокировка в стиле джит кун до гораздо изящнее силовой блокировки в классических стилях китайского бокса или каратэ, где часто с помощью блокады хотят повредить руку или ногу противника. Блокады не следует часто использовать, лишь в том случае, когда это необходимо. Если вы блокируете удар противника силой, обычно вы теряете равновесие, что создает условия для нового нападения противника. При этом потеря силы мешает вам нанести контрудар.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх