ШТАЙР

(STEYR)

Штайр Австрия 1925-2002

По окончании Первой мировой войны, лишившись крупных военных заказов, Австрийская оружейная фабрика (Osterreichische Waffen-fabriks-Gesellschaft), образованная в 1864 г. в городе Штайр, создала автомобильное отделение, вскоре переименованное в «Штайр». В1920 г. там начался выпуск легковых и грузовых машин, которые разрабатывал известный конструктор Ганс Ледвинка (Hans Ledwinka). Первыми в вооруженные силы страны с 1925 г. стали поступать многочисленные легковые автомобили этой марки, служившие штабными или санитарными машинами. В 1927 г. за ними последовали грузовики с полезной нагрузкой 1-3 т, выполненные на легковых шасси. Среди них была и 1,5-тонная модель «40N» с 6-цилиндровым мотором (2,1 л, 40 л.с), 4-ступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов системы «Локхид» (Lockheed), передней подвеской на поперечной рессоре и задней на двух продольных.


Штайр-440 (40D), 6X4,1935 г.


Штайр-640 (40D), 6X4,1937 г.


Штайр-643 (40D), 6X4,1939 г.


Штайр-250,1938 г.


На ее базе в 1932 г. при непосредственном участии нового главного конструктора Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche) был создан 2-тонный грузовик «Штайр-140» (6x4), возглавивший обширное семейство военных машин «40D». Их основой являлась лонже-ронная рама с Х-образной поперечиной и дополнительным подрамником, где крепились картеры главных передач, от которых крутящий момент посредством качающихся карданных валов передавался на задние односкатные колеса. Специфическую внешность этим машинам придавали наклонная защитная решетка радиатора и свободно вращавшиеся запасные колеса, установленные по обеим сторонам шасси и предохранявшие его от повреждений. В 1933 г. появился 45-сильный вариант «340», а после его испытаний и доводки в 1935 г начался выпуск 1,5-тонного автомобиля «440», известного в многочисленных исполнениях с бортовыми и 10-местными грузопассажирскими кузовами. Их использовали для перевозки солдат и амуниции, как штабные, санитарные и пожарные машины, легкие артиллерийские тягачи и передвижные радиостанции. Через два года их сменила модель «640» с новым двигателем (2,3 л, 55 л.с), выпускавшаяся до 1941 г. в различных исполнениях, включая санитарные машины «643» с закрытыми кузовами. Все они имели колесную базу 3040 мм, дорожный просвет 375 мм и полную массу 3,8-4,0 т, развивали максимальную скорость 70 км/ч. В общей сложности было построено свыше 4,5 тыс. машин серии «40D».

Достаточно успешное развитие «Штайра» позволило в мае 1935 г. полностью выкупить группу «Аустро-Даймлер-Пух» (Austro-Daimler-Puch) и создать крупнейший автомобильный концерн «Штайр-Даймлер-Пух» (Steyr-Daimler-Puch). Аннексия Австрии фашистской Германией в марте 1938 г. заставила его полностью переключиться на выпуск военной техники для Вермахта, для изготовления которой в распоряжении «Штайра» оказались крупные предприятия близ Вены и в Граце. В 1938 г. по образцу немецких командирских машин, известных как«кюбельвагены» (Kubel-wagen), на шасси легкового «Штайра-55» со специфической «тупоносой» внешностью был налажен выпуск штабной модели «250» с упрощенным открытым 5-местным кузовом, оппозитным 4-цилиндровым мотором (1,2 л, 25,5 л.с.) и 18-дюймовыми колесами, достигавший скорости 70 км/ч.

До конца 1940 г. их изготовили 1200 штук. В 1940 г. к разработкам новой военной техники для «Штайра» подключилось конструкторское бюро Фердинанда Порше в Штутгарте, где был создан проект 1,5-тонного армейского автомобиля «Порше-147» (4x4) с двигателем воздушного охлаждения V8 (3,5 л, 85 л.с), блокировкой межколесных дифференциалов, передней независимой торсионной подвеской и задней классической рессорной. Его производство началось в 1941 г. под марками «Штайр-270» или «Штайр-1500А». Механическую 4-ступенчатую коробку передач и 2-ступенчатую раздаточную для него изготовляли на заводах немецкого концерна «Ауто Унион» (Auto Union). Машины отличались характерной внешностью с коротким округлым капотом и укрепленными по бокам кузова вращавшимися запасными колесами. Машины предлагались в исполнениях «1500А.01» и«1500А.02» с разными открытыми бортовыми или закрытыми цельнометаллическими кузовами на 510 мест . Автомобили имели полную массу 3,3~4,2 т и развивали скорость 90~100 км/ч. В августе 1944 г. их сменил вариант «2000А» (4x4) грузоподъемностью 2 т с упрощенной кабиной, выпускавшийся до конца войны. В общей сложности грузовиков серии «270» было изготовлено около 20 тыс. экземпляров, в том числе модели «1500А» – 12450 экземпляров.


Штайр-270 (1500А), 4X4, 1941 г.


Штайр-270 (1500А.01), 4X4,1943 г.


Штайр М/К, 1940 г.


Штайр-480,1957 г.


Развитием колесно-гусеничной машины «Аустро-Даймлер ADMK» стал 7-местный разведывательный автомобиль-тягач «Штайр М/К» с 45-сильным мотором, собиравшийся в 1939-40 гг. Во время войны на предприятиях концерна выпускались гусеничные тягачи «Штайр-470» или RSO, а завод «Нибелунгенверк» (Nibelungenwerk) строил тяжелые танки и самоходные артиллерийские установки. По окончании войны главные предприятия «Штайр» перешли под управление американских оккупационных сил, что позволило быстро наладить производство новой техники, а также взяться за создание семейства предкамерных четырехтактных дизельных двигателей с алюминиевым блоком цилиндров. В 1948 г. в вооруженные силы стали поступать 3,5-тонные грузовики «Штайр-380», ставшие во главе нового капотного семейства.

В 1957 г. их заменила 4-тонная модель «480», а в 1962 г. к ней прибавился 3-тонный вариант «580А» (4x4) с двускатной ошиновкой задних колес. Все они имели колесную базу 3710 мм, комплектовались 4-цилиндровым дизелем VVD413 (5,3 л, 90-95 л.с), 5-ступенчатой коробкой передач, гидропневматическим приводом тормозов и рессорной подвеской неразрезных мостов, могли перевозить в кузове 20~30 человек и достигали скорости 70-78 км/ч. Они известны с различными надстройками и кузовами, а также как армейские автобусы «380а» и «480а» на 26-33 места. В 1962-68 гг. выпускался вариант «586д» (4x4) с 6-тонной лебедкой и но вым 6-цилиндровым двигателем WD609 (6,0 л, 120 л.с), который с 1966 г. устанавливался и на бескапотном армейском грузовике «Штайр-680МА» (4x4) с полезной нагрузкой 2,5 т на местности и 4,5 т на шоссе. В апреле 1969 г., с завершением выпуска послевоенной капотной гаммы, началось производство 3,5-тонного автомобиля «680МЗ» (6х6), под кабиной которого размещался дизель WD610 (6,0 л, 150 л.с.) с турбонаддувом. Впервые на нем появился гидроусилитель рулевого управления. На долгое время эти машины стали основными стандартизованными грузовиками австрийской армии. На их шасси устанавливались разные надстройки и вооружение, включая 130-мм реактивные системы залпового огня.


Штайр-680МА, 4X4,1968 г.


Штайр-680МЗ, 6X6,1969 г.


Штайр 1291.280М, 4X4,1983 г.


Штайр 1491.330М, 6X6,1986 г.


В 1978 г. «Штайр» перешел на новое унифицированное семейство «Плюс-91» (Plus), выделявшееся оригинальной формой 3-местной кабины над двигателем. Из этой серии с начала 80-х гг. в австрийскую и швейцарскую армии поступали в основном наиболее тяжелые модели «1291» и «1491» со всеми односкатными колесами. Базовый 6-тонный вариант 1291.280М (4x4) оснащался 6-цилиндровым дизелем WD615 (9,7 л, 283 л.с.) с турбонаддувом, механической 9-сгупенчатой или автоматической коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной, двух-контурным пневматическим приводом тормозов и 10-тонной лебедкой. С ним был унифицирован 10-тонный грузовик 1491.280М (6x6), а на модели 1491.330М (6x6) использовался двигатель WD815 (12,0 л, 330 л.с). Автомобили имели запас хода 800 км и развивали скорость 80~85 км/ч На их шасси изготовляли самосвалы, ремонтно-эвакуационные машины и танковый седельный тягач 1491.330534 с двумя лебедками по 20 тс, способный работать в составе автопоезда полной массой 85 т.

С середины 70-х гг. в кооперации с фирмой МАН (MAN) на «Штайре» собирали шасси 26.240FD (6x4) для автоцистерн и седельных тягачей, а в 1986 г. началось изготовление тактических грузовиков «12М18» и «12М21» (4x4) с полезной нагрузкой 5,5~6,0т, оборудованных более простыми немецкими кабинами и австрийскими агрегатами. На них использовали 6-цилиндровый двигатель WD612 с турбонаддувом мощностью 184-217 л с, 5-, 6- или 9-сту-пенчатые коробки передач, параболические рессоры, лебедку и цельнометаллические бортовые кузова для перевозки 1 820 солдат . Эти машины стали основой армейских грузовиков, до сих пор выпускающихся американской компанией «Стюарт-Стивенсон» (Stewart amp; Stevenson).


Аэродромные пожарные автомобили «Штайр 19S29», 4x4,1991 г.


Штайр 35М36, 6X6,1993 г.


Штайр 14.224LAC, 4X4,1995 г.


Штайр 18.264LAE, 4X4,1998 г.


В январе 1990 г. фирма МАН выкупила контрольный пакет акций предприятия в Штайре, которому некоторое время удавалось сохранять индивидуальность своей продукции. В первой половине 90-х гг. в австрийскую армию поступило еще несколько военных машин – от бортового грузовика «12М23» (4x4) до танкового тягача «35М36» (6х6), а также многочисленные доработанные коммерческие 2 и 3-осные грузовики «Штайр» (модели от «12S23» до «26S32»). В середине 90-х гг., с усилением влияния МАНа, новые тактические автомобили «Штайр» представляли собой военизированные исполнения серийных машин МАН серии М2000, приспособленные для эксплуатации в экстремальных климатических условиях. Базовыми являлись модели 14.224LAC и 18.264LAE (4x4) полной массой 14-18 т с дизелями МАН мощностью 220-260 л.с. и системой подкачки шин. В декабре 2001 г. компания «Штайр» была переименована в «МАН Штайр» (MAN Steyr AG). С февраля 2002 г. она собирала коммерческие семейства МАН LE2000 и МЕ2000, включая их военные модификации, а с 2005 г. – новые легкое и среднее семейства TGL и TGM.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх