Осень 1941 года. Взлет по тревоге. Северный флот.


Хотя в начале 1941 года в истребительные части советских ВВС стали поступать новые самолеты, к началу боевых действий далеко не всем летчикам удалось их освоить. 129-й ИАП из состава 9-й САД, базирующийся на аэродроме Заблудово южнее Белостока, имел в день начала войны два комплекта машин - 61 МиГ-3 и 57 И-153. Воевать пилотам пока пришлось на обоих типах, но большинство пилотов по началу чувствовало себя увереннее на привычных «Чаечках».

123-й ИАП из состава 10-й САД базирующийся на аэродроме Стриго-во в дополнение к 61 И-153 получил в начале лета 20 новых истребителей Я к-1. Яки были собраны лишь 19 июня за три дня до рокового 22-го числа.

Первый вражеский уничтоженный самолет записал на счет 123-го ИАП командир полка майор Сурин. На Як-1 он сбил в пять утра первый Me-109, всего за четыре боя в течение дня уничтожил три самолета. Однако основной массе пилотов пришлось воевать на бывалых «Чайках». Около восьми часов утра четверка И-153, ведомая капитаном Можаевым, прикрывая наземные войска в районе Бреста, встретилась с группой Ме-109. В неравном бою, потеряв одну свою машину, советские пилоты свалили три немецких истребителя. Всего за весь этот день 123-й ИАП уничтожил около 30 немцев, потеряв 9 своих самолетов.

Несмотря на героические боевые действия пилотов, потери советской авиации были в этот день весьма значительны. Только ВВС Западного округа (с началом войны получил название Западного фронта) потеряли 22 июня более 700 самолетов. Значительная часть их погибла на земле, так и не успев подняться в воздух.

Удары немецкой авиации по советским аэродромам продолжались и в последующие дни. До конца июня авиация Западного фронта потеряла около 1200 самолетов всех типов. Не были однако столь ожидаемо малы и потери нападающей стороны. До 5 июля немцы потеряли более 800 самолетов. Основная доля потерь в полосе действия авиации Западного фронта. Внесли свой немалый вклад в этот боевой счет и истребители типа И-153.

Уже в ходе ведения боевых действий на фронт стали поступать авиачасти из глубокого тыла. 29-й Краснознаменный истребительный авиаполк, входящий в 31-ю смешанную авиадивизию, базирующуюся на Дальнем Востоке, имел на вооружении истребители И-153 и И-16.

Во второй половине июня, за неделю до начала войны, полк получил приказ о перебазировании к западной границе Советского Союза. Уже в пути полк получил известие о нападении Германии. 3 июля, под Свердловском, самолеты были сняты с железнодорожных платформ и отправлены к месту разгорающихся сражений летом. В первых числах июля 29-й ИАП вместе с двумя бомбардировочными полками 31 САД прибыл на Западный фронт, все полки дивизии были сосредоточены в районе города Бологое., Бои в этот период велись уже на подступах к Смоленску, и Ставка Верховного Главнокомандования предпринимала усилия по укреплению фронта, подтягивая в этот район резервные армии. Уже к исходу 6 июля, 29-й ИАП, который, можно сказать, находился в воздухе, получил боевую задачу по прикрытию выгрузки и сосредоточения частей 29-й армии. Полк, имеющий на вооружении 62 истребителя И-153иИ-16, был разделен на две части с местом базирования на аэродромах Домославль и Едрово. На рассвете 7 июля дальневосточники включились в боевую работу, действуя поначалу в районе населенных пунктов Вышний Волочек, Бологое, Андреа-поль, Селижарово. Уже в первые дни начались вылеты на разведку, прикрытие своих частей и штурмовку наступающих немцев.

18 июля летчик 2-й эскадрильи 29-го ИАП младший лейтенант Юхимо-вич вылетел на перехват одиночного Ю-88 и сбил его. Эта первая победа в полку была достигнута на истребителе И-153 «Чайка». Последующие дни также принесли боевые успехи.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх