С. К. Туманский


21 мая 1971 года общественность страны, в первую очередь авиационная, отметила семидесятилетие Сергея Константиновича Туманского. Тяжелая болезнь отпустила ему еще два с половиной года жизни после этого. Но тогда, в мае 1971-го, он был внешне здоров и энергичен. Помниться, отвечая в этот день на многочисленные приветствия, он говорил: «Старею, но не дряхлею»…

В 1922 г. Сергей окончил Петроградскую военно-техническую школу ВВС, после чего служил техником в частях.

В 1927 г. поступил в уже тогда престижную военно-воздушную академию им. Жуковского - кузницу высших инженерных кадров военно-воздушных сил и авиационной промышленности страны. После весьма успешного завершения учебы в академии он с 1931 по 1938 г. работал старшим инженером в ЦИАМе.

В 1938 г. С. К. Туманский выдвигается на руководящую должность - он назначается Главным конструктором крупного авиамоторного завода № 29 в г. Запорожье. За небольшой срок (с 1938 по 1940 г.) под его руководством было завершено освоение 14-цилиндрового звездообразного мотора воздушного охлаждения М-87. Этот мотор широко применялся и успешно эксплуатировался на самолетах С. В Ильюшина. В 1939 году на одном из этих самолетов прославленный летчик-испытатель В. К. Коккинаки совершил беспосадочный перелет протяженностью 8000 км из Москвы через Гренландию в Соединенные Штаты Америки.

Тогда же международная авиационная федерация (ФАИ) наградила В. В. Коккинаки ожерельем «Роза ветров» с бриллиантами, как первооткрывателя трансатлантической трассы.

В 1939 г. под руководством С. К. Туманского успешно прошел государственные испытания более мощный и более высотный мотор М-88, который был силовой установкой на самолетах-бомбардировщиках Ил-4.

В 1940-1941 гг. С. К. Туманский - Главный конструктор ЦИАМа, с 1941 по февраль 1943 г. - начальник моторного отделения института летных исследований (ЛИИ).

В феврале 1943 г. основоположник отечественного ави-адвигателестроения А. А. Микулин пригласил его на создаваемый завод № 300, где С. К. Туманский работал заместителем Главного конструктора, с января 1955 г. - Главным, а с декабря 1956 г. - Генеральным конструктором. 30 лет своей творческой жизни Сергей Константинович отдал предприятию, 18 из них он стоял во главе фирмы.

При его активном непосредственном участии у нас были созданы поршневые и турбореактивные двигатели АМ-39, АМ-39НФ2, АМТКРД-01, АМРД-02, АМ-3, АМ-5, РД-9Б. Доведен и внедрен в широкое производство ТРД Р11 -300 (AM -

11), проектирование и создание первых образцов которого велось (с мая 1953 г. по январь 1955 г.) под руководством А. А. Микулина. (См. «А-К» вып. 12). ТРД Р11-300 и его многочисленные модификации предназначались для самолетов МиГи Як. Одним из них был широко известный истребитель с треугольным крылом МиГ-21, вписавший яркую страницу в историю развития авиации.

Работы по самолету и двигателю велись очень интенсивно и в 1958 году самолет Е-6 (аналог МиГ-21) с двигателем Р11Ф-300 прошел комплекс летных испытаний, а в 1959 году начался серийный выпуск самолета МиГ-21.

Очень высокую оценку, особенно его скорости, маневренности, взлетно-посадочным характеристикам и большой тяговооруженности, дала МиГу-21 зарубежная печать. При рекордно малом взлетном весе 7570 кг максимальная скорость его достигала числа М=2,1 и на высоте 12500 м составляла 2115 км/час. Очевидно, что такие отличные качества нельзя было получить без превосходного двигателя Р11 -300. *

В октябре 1959 г. на самолете Е-66 с двигателем Р11Ф2-300 летчик-испытатель Г. К. Мосолов установил абсолютный мировой рекорд скорости - 2388 км/ч. Он же в апреле 1961 г. на самолете Т-66 с двигателем Р11Ф2-300 и ускорителем У-2 установил абсолютный рекорд высоты - 34714 м. Эти рекорды имели большой положительный резонанс среди авиационных специалистов мира. А всего на самолетах МиГ-21 было установлено 17 мировых мужских и женских рекордов.

Двигатель Р11 -300 также устанавливался на самолеты-перехватчики Су-15 Главного конструктора П. О. Сухого и на ряд самолетов Генерального конструктора А. С. Яковлева: на всепогодный разведчик Як-25РВ, самолет-перехватчик Як-28П и бомбардировщик Як-28Б. В июле 1959 г. на самолете ЯК-25РВ с двумя двигателями Р11-300 летчик-испытатель В. П. Смирнов установил мировые рекорды высоты с грузом 1000 кг - 20456 м и с грузом 2000 кг - 20174 м.

Государственные 100-часовые стендовые испытания двигателя Р11-300 с форсажной камерой были успешно завершены в мае 1956 года. На двигателе применены шес-тиступенчатый осевой компрессор, трубчато-кольцевая камера сгорания (десять прямоточных жаровых труб в общем кожухе), двухступенчатая турбина, форсажная камера с все-режимным реактивным соплом. На нем впервые в практике отечественного авиадвигателестроения применен двух-вальный сверхзвуковой компрессор, обеспечивающий в шести ступенях степень повышения давления воздуха 8,6;

осуществлена конструкция двухвального ротора компрессора и турбины без выносных опор;

разработаны основные принципы регулирования двух-вальных ТРДФ при полетах на больших сверхзвуковых скоростях;

применен воспламенитель с кислородной подпиткой.

Благодаря отсутствию переднего корпуса компрессора и консольному креплению первой ступени компрессора к ротору снижена общая масса двигателя и исключена необходимость в специальной противообледенительной системе. В случае повреждения первая ступень компрессора легко заменяется. Этим, кстати, был сделан первый шаг к внедрению модульной конструкции.

Излагая нашу историю главным образом как историю крупных достижений, способствовавших росту могущества государства, меньше всего хотелось бы, чтобы у современного читателя, как правило человека молодого, сложилось представление о легкости, с которой они якобы давались. Нет, это был тяжелый, порой изматывающий труд. Создание каждого нового двигателя требовало максимально напряженного научного, инженерного и, конечно, высококвалифицированного рабочего труда. На этом пути поиска правильных, но еще неведомых решений были и ошибки, и просчеты. Далеко не все давалось сразу. Были неудачи и даже катастрофы.

В июле 1958 г. началось проектирование, а уже в ноябре 1960 г. был закончен комплекс доводочных испытаний ТРД РУ19-300 и в феврале 1961 г. двигатель успешно прошел Государственные испытания.

Это небольшой, компактный и, что самое главное, очень надежный турбореактивный двигатель для учебно-тренировочных самолетов Як-30 и Як-32.

На самолетах Як-30 и Як-32 летчики В. Мухин и В. Смирнов установили два мировых рекорда высоты по классу спортивных самолетов, а летчицы Г. Корчуганова и Р. Шихина два мировых рекорда скорости.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх