ПАРИЖСКИЙ АВИАСАЛОН


Виктор БЕЛЯЕВ


С у-37 - опальная "звезда" парижского авиасалона


С 15 по 22 июня этого года на аэродроме Ле Бурже под Парижем был проведен очередной, 42-й по счету, Между на род н ы й а в иационно-космический салон, в котором приняли участие свыше 1900 фирм и организаций из 43 стран мира. Впервые свои достижения показали Молдова, Грузия, Казахстан, Литва, Южная Корея и Таиланд. На открытых стоянках и в демонстрационных полетах было показано около 220 самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов различного назначения.

Выставку открыл президент Франции Жак Ширак 14 июня. Выступая перед почетными гостями, французский президент отметил, что мировая авиацион но-косм и чес ка я пром ы шлен-ность преодолела период кризиса и с большими надеждами устремляется в третье тысячелетие.

Российская. авиационно-космическая п ром ышл енноеть была достойно представлена на салоне. Можно привести такой факт: по сравнению с выставкой 1995 г. площадь российской экспозиции в павильоне увеличилась более чем на 45%. (второй показатель у США - 25%)/

Свою продукцию в Париж привезли около 75 конструкторских бюро, заводов и НИИ России. В реке и иском разделе демонстрировали свои достижения предприятия Украины и Белоруссии, Впечатляюще выглядел ГКНЦ им. М.В.Хруничева, занимавший значительную площадь нашей экспозиции в павильоне: различные модели современных и будущих ракет-носителей, космических станций, а на фоне всего этого - натуриыи макет функционального блока, который станет базовым блоком, международной орбитальной станции "Альфа". Эффектно выглядели экспозиции, отражающие достижения наших ведущих самолето- и ве ртол е гост ро и тел ь н ы х КБ и заводов. На стенде ЦАГИ были показаны некоторые достижения в об л ас т и а э род и н а м и к и и п роч ноет и, направленные на разработку перспективных летательных аппаратов. Необходимо отметить, что оформление отечественной экспозиции на этот раз было гораздо на более высоком уровне и ничуть не уступало экспозициям зарубежных фирм. Заслуга в этом принадлежит специалистам из "Авиаэкспорта", приложивших большие усилия в улучшении внешнего оформления стендов.

Говоря об авиационной технике, нельзя не отметить достаточно представительную экспозицию "Авиационного комплекса им.С.В.Ильюшина", показавшего сразу четыре самолета, из которых три - впервые. Большое внимание специалистов привлекли грузовые самолеты Ил-96Т и Ил-114Т, а также транспортный Ил-76МФ. Легкомоторная авиация была представлена четырехместным Ил-103. Все эти машины успешно выполнили программу показательных полетов.


Да, если бы Липдберг решил сесть в Ле Бурже в этот день…


МиГ-AT вызывал много интересов, но не 'заказов. Индийцы хоть сейчас готовы заказать 80 машин, но если их примет на вооружение и закажет

российская армия…


Ми-28Н. Журналист, сделавший эту фотографию подслушал о чем мечтает эта троица у нашего вертолета: "Вот если отказаться от коттеджа на берегу озера и загнать вторую папину машину…" А о чем мечтают члены нашего правительства, распределяющие бюджетные средства на оборону?


Як-58 - дебют тбилиского авиазавода в области гражданской авиации -предлагается в варианте самолета ради окон трол я с оборудованием фирмы МИГ* Том сон


Успешно летали учебно-тренировочные самолеты Я к-130 и Ми Г-AT, в разработке которых принимают участие европейские фирмы, и легкий многоцелевой самолет "Гжель". Отменный пилотаж демонстрировал самолет Ан-74.

Высший пилотаж показал боевой вертолет Ка-50, который демонстрировался в составе экспозиции Государственного унитарного предприятия "ВПК-МАПО". Интересно, что кроме российских винтокрылых машин (еще летал вертолет Ми-8АМТШ) в воздух поднимались только вертолеты европейского консорциума "Еврокоп-тер", но они по своим летным качествам заметно уступали отечественным машинам. Американцы же вообще не показали в полете ни одного вертолета, хотя на стоянках их было в достаточном количестве.

Ежедневно крутили в воздухе карусель истребители "Еврофайтер" 2000, "Мираж" 2000, "Рафаль", "Гри-пен", F-16 и F-18C. Первые дни компанию им составлял наш Су-32ФН. Несмотря на разность в весовых ка-тегориях, российский боевой самолет ничуть не уступал по маневренности западным машинам. Но все ждал и полетов нашего уникального сверхманевренного самолета Су-37 и были очень удивлены, что его нет на салоне, хотя он и числился в официальной заявке. В выходивших на выставке ежедневных бюллетенях даже называлась причина, по которой Су-37 не смог прибыть в Париж: "красный" свет ему зажгли бюрократы из министерства обороны. Так это, или нет, но судьбу самолета решали в очень высоких кругах России и Франции; говорили, что команду на перелет истребителя во Францию дал чуть ли ни сам президент Борис Ельцин.

Усилия не пропали даром. Вечером 18 июня летчик-испытатель, Герой России Евгений Фролов мягко приземлил чудо-машину на посадочную полосу Ле Бурже. После зачетного полета истребитель был допущен к показательным полетам и уже на следующий день творил чудеса в небе. Посетители салона могли воочию уви-деть знаменитые "кобру Пугачева", "чакру Фролова" и другие фигуры пилотажа, которые никто в мире не выполняет. Даже неприятный эпизод с неубиравшимся шасси в последний день салона не сказался на популярности Су-37. Российскому самолету нет равных в мире и еще не скоро появится на Западе такой самолет. Это признают и зарубежные специалисты. Поэтому вызывает удивление заметка в газете "Известия" от 24 июня под названием "Истребитель Су-37 преподнес в Ле Бурже лжесенсацию". Авторы заметки все свое внимание сосредоточили именно на этом злополучном полете, не заметив, что в предыдущие дни все демонстрационные полеты выполнялись безукоризненно. Да, истребитель является опытным, в его конструкцию внедрены самые передовые достижения (чего только стоят двигатели с управляемым вектором тяги) и каждый его полет - это очередной этап испытаний. В истории международных выставок неоднократно бывали случаи прилета опытных самолетов; зарубежные фирмы смело шли на это, делая хорошую рекламу своим, изделиям. Кстати, и с выпущенным шасси Фролов выполнил ряд фигур высшего пилотажа, включая "колокол", что говорит о потенциальных возможностях "тридцать седьмого".


Нестареющий МиГ-21 доработанный румынами при помощи израильтян.

Самолет оптимизирован для воздушного боя.


Проект нового двухпалубного аэробуса европейского конценра…


…Я макет секции его фюзеляжа на авиасалоне


Вообще, ОКБ Сухого оказалось в центре внимания. Во-первых, его генеральному конструктору Михаилу Симонову был вручен почетный приз "Аэроспейс Эуорд", учрежденный английским авиационным еженедельником "Флайт Интернешнл" за выдающиеся достижения в области авиации и космонавтики. Такой приз вручается ежегодно. На этот раз призом было отмечено ОКБ им.П.О.Сухого по разделу "Военная авиация" за разработку и летные испытания истребителя Су-37. Вторым финалистом в данном разделе стало ОКБ им.О.К.Антонова за создание транспортного самолета Ан-70. Этот отрадный факт говорит о том, что авиационная промышленность России и СНГ достаточно высоко котируется на мировой арене.

Может быть врученный Симонову приз стал причиной того, что в одну из ночей со стенда экспозиции ОКБ (кстати, размещенной в другом павильоне) пропала модель перспективного истребителя С-54. Ее поиски не дали результатов; вероятно наши конкуренты, решили внимательно изучить ее со всех сторон.

Накануне салона в зарубежной печати широко рекламировался американский истребитель Локхид Мартин F-22 "Рэптор", которого также ждали в Ле Бурже. Но он так и не появился, хотя числился в заявке, В США возлагают большие надежды на этот самолет, называя его "истребителем 21-го века". Весной этого года он в торжественной обстановке (на Западе умеют это делать) покинул сборочный цех. До Парижского салона его планировали поднять в воздух, но проблемы в топливной системе нарушили все планы. Некоторое разочарование по этому поводу можно было заметить в отдельном павильоне, который построила себе фирма "Локхид Мартин". Если бы "Рэптор" появился в Ле Бурже, то это сопровождалось бы распространением большого количества различных рекламных буклетов и брошюр. Можно вспомнить, как в 1995 г. после прилета в Париж бомбардировщика В-2 на стенде фирмы "Нортроп Грумман" появилась масса печатной продукции, посвященной этому самолету. А так раздавались лишь несколько листовок с фотографией самолета.

Зато другому самолету фирмы "Локхид" было уделено больше внимания. Речь идет о небольшом двухмоторном самолете "Электра" 10Е, на котором летчица Линда Финч совершила кругосветный перелет, побывав на пяти континентах (кроме Антарктиды) и совершив посадки в 30 городах. Этим полетом Линда отметила 60-летие полета знаменитой американки Амелии Эрхарт, которая также на "Электре" предприняла в 1937 г. попытку кругосветного перелета, трагически завершившегося над Тихим океаном. До сих пор тайна гибели Амелии не раскрыта. Самолет Линды был выставлен у павильона американской фирмы "Пратт-Уитни", двигатели которой установлены на этом самолете и которая помогала в реставрации "Электры".

Как всегда острой была заочная полемика между двумя лидерами на мировом рынке пассажирских самолетов: американским. "Боингом" и европейским "Эрбас Индастри'Ч Правда, на этот раз она была усугублена приближающимся слиянием американских авиационно-космических гигантов "Боинг" и "Макдоннелл-Дуглас". В Европе новая корпорация под флагом "Боинга" расе мат р и вается как реальная угроза нарушению равновесия на мировом рынке. Не случайно на совещен и и министров транспорта и экономики стран, чьи фирмы входят в консорциум "Эрбас Индастри", были выработаны планы ответных действий. Свою лепту вносит и Европейское Сообщество, которое направило американцам письмо, где просит пересмотреть решение о слиянии фирм.


Линда Финн посвятила свой перелет памяти Амелии Эрхарт


А вот такую приборную доску в кабине пилотов получит Боинг-737, закупаемый "Аэрофлотом" Программы же производства отечественных самолетов Ил-96М и Ту~204 с западными двигателями находятся в тяжелом финансовом положении


Слияние слиянием, но рынок - есть рынок, И тут борьба идет до последнего. Интересы "Боинга" и "Эрбас Индастри" столкнулись в области создания будущих широкофюзеляжных самолетов, рассчитанных на перевозку 500-600 пассажиров. Европейцы твердо держат курс на создание двухпалубного самолета АЗХ.Х (натурный макет поперечного сечения фюзеляжа которого был показан на стенде "Эрбас Индастри") и объявили, что в 1998 г. приступят к его разработке.. Уже найдены партнеры, даже фирма "Локхид Мартин" проявляет интерес к сотрудничеству. Не забыта российская авиапромышленнгость: были проведены переговоры о возможности нашего участия в программе самолета АЗХХ.

Фирма "Боинг" тоже исследует аналогичный самолет, но не торопится с его разработкой, полагая, что время еще не наступило. Американская фирма верит самолет В747 (самый вместительный сейчас в мире) и считает, что его можно совершенствовать и дальше. Это, как полагают американцы, проще, быстрее и дешевле, чем создавать полностью новый авиалайнер. Конкуренты расходятся также в оценке рынка лайнеров-гигантов: если эксперты "Боинга" называют цифру 450, то их европейские визави замахиваются на величину 1450. Правда, тут есть одна тонкость: цифра "Боинга" оговаривает самолеты с числом мест 500 и более, а у "Эрбас Индастри" она включает как 400-местные самолеты, так и авиалайнеры на 900-1000 мест. Время покажет, кто прав.

Много информации было по проектам 70-100-местных самолетов для местных авиалиний. Такие мини-лайнеры разрабатываются фирмами Франций, Великобритании, Италии, Канады, Индонезии, Бразилии, Японии. Интерес вызвали два новых административных самолета: американский "Гольфстрим" V и канадский "Глоубал Экспресс". Это машины, способные без посадки перевозить пассажиров на расстояние более 12000 км. Примечательно, что и в этой области интересы "Боинга" и "Эрбас Индастри" пересеклись. На фирме "Боинг" ведется разработка административного варианта пассажирского самолета В737-700 (который был показан на выставке, но не летал). Консорциум ответил проектом самолета A319CJ - вариант пассажирского самолета A319.

Можно много говорить о салоне, но объем статьи не позволяет рассказать о всех впечатлениях. В заключение можно сказать, что выставка не только демонстрация техники, но и своеобразная ярмарка. Так вот, в ходе выставки были заключены контракты на покупку различной авиационной техники на сумму почти 6,5 млрд .долл., из которых 3,5 млрд. приходится на договора консорциума "Эрбас Индастри". Крупные сделки заключили дви» гателестроительные фирмы "Роллс-Ройс" и "Эллайд Сигнал", бразильская компания "Эмбраер" и другие. Есть контракты, хотя и не такие впечатляющие, и у российской промышленности. В частности, контракт на серийное производство ЖРД РД-180 для американских ракет-носителей "Атлас" 2AR, соглашение о поставках истребителей МиГ-29 в Болгарию и т.д. Правда, зачем надо было ехать в Париж руководителю авиакомпании "Трансаэро" глсподину Плешакову, чтобы подписать договор о закупке 12 самолетов Ил-96М. Не лучше ли это было сделать во время выставки "МАКС-97"?

Любая авиационная выставка, а Парижская в особенности, дает богатую пищу для размышлений. Каким путем пойдет после нее российская авиационно-космической отрасль?









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх