ВОЗДУШНАЯ ВОЙНА НАД ТАЙВАНЬСКИМ ПРОЛИВОМ


Другим театром воздушной войны, пусть не столь масштабной и драматической, как корейская, зато значительно более продолжительной во времени, стала борьба с авиацией националистов, возглавляемых генералиссимусом Чан-Кайши, "окопавшимся" на острове Тайвань, отделенном от континентального Китая широким Тайваньским проливом.

К началу 1950 года чанкайшисты имели 86 боевых самолетов (истребители Р-38 "Лайтнинг", Р-40, Р-47 "Тандерболт" и Р-51 "Мустанг", дальние бомбардировщики В-24 "Либерейтор", тактические бомбардировщики В-25 и В-26). Противостоящие им коммунистические силы располагали 113 боевыми машинами -японскими самолетами из числа трофеев Советской Армии, а также захваченными у противника американскими Р-47, Р-51 и В-25.

Изношенность и малочисленность самолетного парка первоначально ограничивали активность обеих сторон в воздухе. Однако постепенно воздушная война начала "набирать обороты". Основными объектами ударов бомбардировочной авиации чанкайшистов стали крупнейший экономический центр страны Шанхай и прилегающие к нему районы. Самолеты В-24, обладавшие большой дальностью, действовали с Тайваня, нанося удары, преимущественно, ночью, а более легкие двухмоторные бомбардировщики под прикрытием истребителей совершали полеты с островов архипелага Чжоу-шань.

ВВС Народно-Освободительной Армии Китая самостоятельно не могли оказать серьезного противодействия противнику. В этих условиях руководство КНР вынуждено было обратиться за помощью к Советскому Союзу. В Китай для обеспечения обороны шанхайского региона были отправлены советские зенитно-артиллерийские подразделения ПВО, прожекторные части, а также два истребительных авиационных авиаполка (один на МиГ-15, другой на Ла-11). Кроме того, в районе Шанхая зимой 1950 года был развернут советский смешанный бомбардировочный авиаполк (30 Ту-2 и 30 Ил-10).

В апреле 1950 года советские летчики открыли в небе Китая боевой счет, сбив на Ла-11 два бомбардировщика В-26 и два "Мустанга". 11 мая была одержана первая в истории советских ВВС победа на реактивном самолете: летчик И.Шинкаренко сбил на МиГ-15 тайваньский "Либерейтор". Несколько позже "МиГом" был сбит "Лайтнинг" чанкайшистов.

Советская группировка в районе Шанхая была свернута в октябре 1950 года, а имеющаяся у нее авиационная техника была передана китайцам. Одновременно началось интенсивное переучивание китайских летчиков на современные боевые самолеты советского производства.

Война в Корее на какое-то время отвлекла внимание китайского руководства от проблемы Тайваня. Однако после ее окончания за счет частей, переброшенных из Манчжурии, авиационная группировка на юго-востоке страны была значительно усилена. Общая численность авиации НОАК к началу 1954 года превысила 1500 боевых машин -Як-9, Ла-11, МиГ-15, Пе-2, Ту-2, Ил-10. Начались поставки новейших истребителей МиГ-17 и бомбардировщиков Ил-28 (полки, оснащенные этими машинами, были развернуты в Манчжурии еще в конце Корейской войны, однако в боевых действиях участия не принимали). Авиация чанкайшистов •начала усиливаться после мая 1951 года, когда было дистигнуто соглашение о военно-технической помощи США. Тайвань получил, в частности, реактивные Рипаблик F-84G "Тандерджет", реактивные разведчики Норт Америкэн RT-33, а также поршневые истребители-бомбардировщики Рипаблик F-47D "Тандерболт".

Активизировались разведывательные полеты самолетов противоборствующих сторон и воздушные бои истребителей. С 1 января по 20 декабря 1954 года ПВО и ВВС НОАК над юго-восточным Китаем уничтожили, в общей сложности, 39 тайваньских самолетов. Активизация воздушной войны над Тайваньским проливом привела и к усилению американской военной помощи режиму Чан-Кай-ши: в конце 1954 года в ВВС Тайваня началась замена поршневых самолетов "Тандерболт" на реактивные истребители Норт Америкэн F-86F "Сейбр".

Начало 1955 года ознаменовалось крупной победой коммунистического Китая. В январе-феврале в результате успешной морской десантной операции у гоминьдаиовких войск был отбит ряд стратегически важных островов у побережья континентального Китая. Десант поддерживали силы истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации. Было уничтожено и повреждено 160 самолетов противника, потоплено и повреждено 20 кораблей и судов (пять из них - ударами с воздуха).-


Строй J-5, готовых к пролету над Пекином, I сентября 1956 г. Третий самолет в строю - первый серийный J-5.


Останки F-86 "Сейбра", сбитого 10 октября 1958 г.


В прицеле J-5 горит высотный разведчик RB-57, 18 февраля 1958 г.


К концу 1955 года военная авиация КНР насчитывала уже две тысячи боевых самолетов. Ми Г-15 и Ми Г-17 постепенно вытесняли поршневые истребители, а бомбардировочная авиация получила из СССР первые дальние бомбардировщики Ту-4, значительно расширившие зону досягаемости китайских ВВС. Активно создавалась и морская авиация ПОАК.

Оборонительный пакт, заключенный в марте 1955 года между Тайванем и США, привел к резкому расширению американской военной помощи режиму Чан-Кайши. Авиационная группировка националистов на Тайване достигла 450 самолетов (в том числе и современных реактивных истребителей, истребите-лей-бомбадировщиков и разведчиков F-86F, F-84G, RF-84F и RT-33A). Для поддержки Чан-Кайши на остров прибыли и американские истребительные соединения, оснащенные новейшими самолетами F-86H "Сейбр".

Американские машины, более современные и пилотируемые лучше подготовленными, чем в ВВС Тайваня, летчиками, были для молодой китайской авиации весьма серьезным противником. Однако пилоты ВВС США, самонадеянно считавшие себя лучшими в мире, нередко терпели поражения от летчиков ВВС НОАК. Так, 10 мая 1955 года восемь F-86 ВВС США, базировавшихся на территории Южной Кореи, при выполнении разведывательного полета в районе города Аньдун, где располагался крупный военный аэродром, были перехвачены китайскими истребителями МиГ-15бис. В завязавшемся воздушном бою один "Сейбр" был уничтожен и еще два получили повреждения.

Необъявленая воздушная война "малой интенсивности" Китайской Народной Республики и Тайваня продолжалась с переменным успехом в 1956 и 1957 годах. В июне 1956 года Герой КНР летчик-истребитель Лу-Минь одержал первую в истории китайской авиации ночную победу, перехватив и сбив по радиолокационному наведению с земли тайваньскую "летающую крепость" В-17.

1958 год ознаменовался "Тайваньским кризисом" - резким обострением военной конфронтации в Тайваньском проливе. Поддерживая своего союзника, США направили в регион более 700 боевых самолетов (в том числе новейшие сверхзвуковые машины F-100, F-101 F-I04 и RF-101), а также около 130 боевых кораблей, в том числе семь авианосцев. На острове были развернуты и подразделения американских ВВС, оснащенные крылатыми ракетами наземного старта Мартин "Матадор" с ядерными зарядами. Однако начала широкомасштабных боевых действий удалось избежать.

В том же году ВВС Тайваня получили на вооружение первые сверхзвуковые самолеты Норт Америкэн F-100D "Супер Сейбр", а истребители F-86F были оснащены управляемыми ракетами класса "воздух-воздух" А1М-9В "Сайдуиндер". Для ведения стратегической воздушной разведки над территорией континентального Китая из США прибыли высотные разведывательные самолеты RB-57, на которых летали тайваньские летчики, а также ставшие впоследствии знаменитыми, а тогда - сверхсекретные разведчики Локхид U-2, управляемые американскими пилотами.

А в небе над проливом продолжались воздушные бои. Лишь с 29 июля по 14 августа самолеты НОАК уничтожили девять машин чанкайшистов, а 24 сентября в групповом бою между Ми Г-17 и F-86F, тайваньскими самолетами были впервые в мире применены управляемые ракеты класса "воздух-воздух" AIM-9B. При этом один китайский "МиГ" был сбит, а второй получил попадание ракетой, которая не разорвалась.

Однако новая техника не избавила американцев и гоминьдановцев от потерь: в середине 1958 года китайскими истребителями был сбит первый разведчик U-2, снизившийся на относительно малую высоту из-за технических неполадок, а 7 октября того же года над городом Ляньюнь советским ЗРК С-75, обслуживавшимся китайским расчетом, был сбит высотный разведчик RB-57D, упавший в море.

Всего с 1954 по 1958 гг. китайские летчики уничтожили более 100 самолетов противника (еще около сотни машин записали на свой счет зенитчики Народно-Освободительной Армии). В течение 1958 года авиацией НОАК было сбито 17 и повреждено 25 неприятельских самолетов, при этом собственные потери составили 15 истребителей МиГ-15, МиГ-17 и J-5.

1959 год не отличался чем-то особенным в военном противостоянии КНР и тайваньского режима. По прежнему в небе над проливом сходились в воздушных боях "Сейбры" и МиГи. Следует отметить победу лейтенанта Цзян Чже-луня, сбившего на своем МиГ-17 в сложных погодных условиях самолет Боинг B-17G - последнюю "Летающую крепость", уничтоженную в воздушном бою.-


На взлете истребитель J-6 (лицензионный вариант МиГ-19)


В прицеле истребители J-6 американский истребитель F-J04C, сбитый 20 сентября 1965 г.


Сбитый высотный беспилотный разведчик, 10 июля 1970 г.


В феврале 1960 года над провинцией Фуцзянь произошел групповой воздушный бой, в котором "Сейбры" вновь применили управляемые ракеты. В результате один МиГ-17 был сбит, а один F-86F получил серьезные повреждения.

Постепенно военная конфронтация между "континентом" и "островом" пошла на убыль (в значительной степени это было связано с внутриполитическими события в КНР, отвлекшими руководство этой страны от противоборства с Тайванем). Групповые воздушные схватки истребителей сменились действиями разведывательной авиации. Так, 2 августа 1961 года над территорией КНР был сбит разведчик RF-I01, который стал первым сверхзвуковым самолетом, потерянным в боевой обстановке. Последний воздушный бой между китайскими и тайваньскими истребителями произошел летом 1967 года.

когда четыре "Старфайтера" в районе островов Цзиньмэньдао и Мацзу встретились с 12 J-6. В результате, по докл-дам тайваньских летчиков, два китайских истребителя были сбиты.

Продолжали нести потери в китайском небе и американские U-2, активно "шпионившие" против КНР. Три такие машины были уничтожены (вероятно, ЗРК типа С-75) в сентябре 1962 г., ноябре 1963 г. и июле 1964 г.


ВЬЕТНАМ

Хотя Китайская Народная Республика и не являлась прямым участником вьетнамского конфликта, необъявленная воздушная война между Северным Вьетнамом и США наложила свой отпечаток и на авиационную историю Китая.

В 1964 году после "Тонкинского инцидента" - боевого столкновения американских и северовьетнамских боевых кораблей в Тонкинском заливе, США объявили о начале "воздушной войны" против Демократической Республики Вьетнам, которую поддерживали Китай и СССР. Первые бомбовые удары по северовьетнамской территории были нанесены 5 августа 1964 года. Однако один из первых воздушных боев в этой войне американцам пришлось выдержать не с вьетнамскими, а с китайскими самолетами, и завершился он не в пользу "янки". В изложении американской стороны, "прилизанном" пресс-службой ВМС США, бой проходил в следующей последовательности: в 8 часов 40 минут истребитель Макдоннелл-Дуглас F-4B "Фантом"2, взлетевший с авианосца "Рэйнджер", был неожиданно атакован над Южно-Китайским морем четырьмя "вьетнамскими" истребителями МиГ-17. Ракетой "Спэрроу" удалось сбить один из них, однако вскоре другой истребитель противника зашел в хвост "Фантому" и поразил его очередью из пушки. Экипаж американского самолета - командир Т.Мэрфи и оператор Р.Фэган -погибли.

Однако есть и другая, китайская, версия этого боя, представляющаяся автору более достоверной. В соответствии с ней, американский воздушный патруль, состоявший из восьми F-4B, вторгся в воздушное пространство над территориальными водами не Вьетнама, как следовало из американского сообщения, а КНР (в районе острова Хайнань, лежащего в Тонкинском заливе напротив вьетнамских берегов). Возможно, американцы умышленно провоцировали китайцев на решительные действия, надеясь "преподать им урок". Но урок оказался сорванным: в начале боя экипажу лейтенанта Мэрфи действительно удалось повредить ракетой "Спэрроу" один из МиГов (который, однако, не был сбит и сумел вернуться на базу). Другой "Фантом", выпустив ракету "Сай-дуиндер" по еще одному китайскому истребителю, по ошибке поразил F-4B, пилотируемый Мэрфи, отправив его на дно залива.

12 мая американцы взяли реванш за первую неудачу: 12 F-4B вторглись в провинцию Юньнань (юго-западный Китай) и сбили один J-5, выполнявший тренировочный полет (в ответ на протест китайцев американцы объявили, что МиГ был уничтожен над территорией ДРВ, в зоне боевых действий).

Война во Вьетнаме активизировала и действия американской разведывательной авиации против Китая. В небе страны все чаще появлялись беспилотные разведчики Райн BQM-34, осуществляющие фото- и радиоэлектронную разведку, а также "провоцирующие" систему ПВО КНР вблизи границы с Вьетнамом (первый такой "беспилот-ник" был сбит китайскими истребителями 22 августа 1965 года).

В 1965 году СССР предложил Китаю вернуться к "корейскому варианту", разместив в граничной с Вьетнамом китайской провинции Юньнань группировку истребителей советских ВВС, способную обеспечить ПВО ДРВ. Однако политические разногласия между Москвой и Пекином не позволили реализовать этот план.

Начавшаяся в 1966 году "Великая пролетарская культурная революция" сильно ослабила военный потенциал Китая (в первую очередь ударив по такому "высокоинтеллектуальному" роду войск, как ВВС). Это сказалось и на военной помощи Вьетнаму. В результате "политической борьбы" среднегодовой налет китайских летчиков истребительной авиации снизился до нескольких часов, что делало их, фактически, небоеспособными (в ВВС Тайваня и США годовой налет летчиков ВВС достигал 200-300 часов). В то же время США наращивали арсенал технических средств, предназначенных для воздушного наблюдения за территорией КНР. В 1967 году на Окинаву были направлены скоростные разведчики Локхид SR-71, способные совершать длительный полет со скоростью М=3,0-3,2 на высотах более 20 км. Эти машины летали вне досягаемости не только китайских истребителей, но и ЗРК С-75, что делало SR-71 практически неуязвимыми для средств ПВО, имевшихся в распоряжении НОАК. А в 1970 году на Тайвань было переброшено два новейших высотных разведчика Локхид U-2R, способных вести радиолокационное наблюдение на большой дальности и с высоким разрешением, не нарушая при этом воздушное пространство Китая.

Продолжались и вторжения в пограничные районы страны самолетов американской тактической авиации.


Пилоты Ванг Ж ушу и Л у Джилянь (3 и 4 слева), сбившие 26 июня 1967 г американский истребитель F-4B "Фантом" над о.Хайнань


Однако обострение советско-китайских отношений, вылившееся в 1969 году в вооруженные столкновения на границе с использованием артиллерии, бронетехники и авиации, привели к пересмотру руководства США отношений с Китаем. Было признано целесообразным "дружить" с КНР "против СССР". В результате в начале 1970-х годов полеты американской авиации в небе Китая прекратились, а в 1972 году США и КНР установили дипломатические отношения.


АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КИТАЯ

Зарождение и становление современной авиационной промышленности Китая тесно связаны с советской помощью. Еще в 1938 году по просьбе китайского правительства СССР приступил к постройке в г. Урумчи (провинция Синц-зян) завода по постройке истребителей И-16. Сооружение первой очереди предприятия завершилось 1 сентября 1940 года, а основное строительство - в феврале 1941 года. Производственные мощности обеспечивали выпуск 300 истребителей в год. Первоначально машины предполагалось собирать из деталей, доставляемых в Урумчи из Советского Союза на грузовиках, а в дальнейшем перейти на полный производственный цикл.

В официальных советских документах предприятие носило название "авиазавод №600 в Западном Китае". Оно являлось весьма современным для своего времени. Завод располагал собственной электростанцией и независимой системой водоснабжения, находился в стратегически удобном месте, практически недосягаемом для авиации Японии.

В апреле 1941 года, когда поставки советских комплектующих уже прекратились, в Урумчи находилось 143 законсервированных И-16. До конца года эти машины были переправлены в Советский Союз и приняли участие в боевых действиях против Германии.

До 1942 года завод №600 занимался производством отдельных агрегатов для истребителей И-16, а в дальнейшем, по некоторым данным, освоил выпуск учебно-тренировочных самолетов УТ-2, часть которых поставлялась в летные училища СССР в годы Великой Отечественной войны.

После окончания гражданской войны началось восстановление и быстрое развитие авиационной промышленности Китая. В 1950 году там было освоено серийное производство подвесных баков для истребителей МиГ-15 (как советских, так и китайских) принявших участие в боевых действиях в Корее, а в начале 1950-х годов в Китае при советской помощи началось освоение серийного производства поршневого учебно-тренировочного самолета Як-18, получившего в КНР обозначение CJ-5. 3 июля состоялся первый полет этой машины, построенной в Китае. Самолет пилотировал летчик-испытатель Дуан Хианглу. В 1954-59 гг. было выпущено 379 CJ-5, ставших первыми крупносерийными самолетами китайского производства.

Первым реактивным истребителем, выпуск которого был освоен в Китае, стал самолет МиГ-17Ф. Серийное производство этой машины, получившей китайское обозначение J-5, началось в 1955 году. СССР передал КНР комплект технической и технологической документации по самолету, а также основную часть необходимой для его производства технологической оснастки. Кроме того, Китаю было предоставлено два полностью собранных "эталонных" МиГ-17Ф и 15 полных комплектов для сборки истребителей.

Первый самолет J-5 был выкачен из сборочного цеха авиационного завода в Шеньяне 13 июля 1956 года. Заводские испытания завершились 2 августа того же года. В 1956-59 гг. было построено 767 истребителей 3-5, Боевое крещение этих машин, поступивших на вооружение ВВС и авиации ВМС Китая, состоялось в 1957 году: истребители военно-морского флота перехватили и сбили американский высотный разведчик Мартин RB-57. А в следующем году самолеты 3-5 в воздушных боях с авиацией Тайваня сбили два истребителя Рипаблик F-84G и семь Норт Америкэн F-86 (в том числе один, вооруженный УР AIM-9B "Сайдуиндер").

В 1961 году в Шеньяне начались работы по освоению выпуска всепогодного истребителя-перехватчика МиГ-17ПФ, получившего китайское обозначение J-5A. К этому времени отношения между СССР и КНР охладели и рассчитывать на всестороннюю советскую помощь уже не приходилось. Комплект технической документации по перехватчику был разработан китайскими специалистами к сентябрю 1962 года, сборка первого J-5A завершилась в июне 1964 года, а первый истребитель J-5A поднялся в воздух 11 ноября 1964 года. Заводские испытания были завершены к концу ноября, а в следующем году начался серийный выпуск всепогодного перехватчика. Самолет имел нормальную взлетную массу 5354 кг, максимальную взлетную массу 6069 кг, максимальную скорость 1145 км/ч, практический потолок 16600 м и практическую дальность (без ПТБ) 1080 км. Вооружение истребителя состояло из одной пушки калибром 37 мм, двух 23-миллиметровых пушек, а также НАР и авиабомб массой до 500 кг на двух внешних узлах подвески.

Дальнейшим шагом по пути совершенствования китайской истребительной авиации стало освоение выпуска в КНР сверхзвукового истребителя МиГ-19. На вооружение советских ВВС эта машина поступила в 1955 году. Практически одновременно с этим началось освоение производства сверхзвукового МиГа в Китае.

Первой модификацией самолета, намеченной для серийного производства на заводе в Шеньяне, стал всепогодный истребитель-перехватчик МиГ-19П, оснащенный радиоприцелом. Всю технологическую оснастку для изготовления самолета должны были спроектировать и изготовить в КНР. Первый собранный в Китае из советских комплектующих самолет МиГ-19П поднялся в воздух 17 декабря 1958 года, его пилотировал летчик-испытатель Ванг Юхуай. 30 сентября следующего года начались и летные испытания дневного фронтового истребителя МиГ-19С, получившего китайское обозначение J-6 (летчик-испытатель Ю Кеминг).

Начавшийся в 1958 году "большой скачок" - политическая и экономическая кампания, направленная на радикальное ускорение прогресса в экономике и выведение Китая в число передовых промышленных держав - привел к фактической дезорганизации авиационной промышленности и замедлению работ по освоению серийного выпуска самолетов МиГ-19 (J-6). После периода хаоса, продолжавшегося несколько лет, программу удалось Возобновить лишь в 1961 году. На этот раз было принято решение обратиться за технической помощью в организации серийного производства истребителя к СССР, Советский Союз предоставил Китаю необходимую технологическую документацию, а также производственную оснастку и другое необходимое оборудование. В 1963 году серийный выпуск самолета МиГ-19С (J-6) на авиазаводе в Шеньяне удалось, наконец, освоить.


Учебные самолеты CJ-5


Перехватчик J-611


Разведчик JZ-6


На заводе в Наньчане велось освоение выпуска по советской лицензии и на советской оснастке всепогодных сверхзвуковых перехватчиков МиГ-19П и МиГ-19ПМ. По сравнению с налаживанием производства МиГ-19С в Шеньяне, в Наньчане этот процесс шел более спокойно и с меньшими издержками. Первый МиГ-19П (J-6-l), изготовленный из советских деталей, совершил первый испытательный полет 28 сентября 1958 года. За ним последовало еще 19 истребителей, собранных из советских комплектов деталей, после чего завод перешел на самостоятельный выпуск истребителей.

Первый МиГ-19ПМ (J-6-1I), оснащенный ракетным вооружением (УР класса "воздух-воздух" Р-5М с наведением по радиолучу (китайское обозначение ракеты - PL-1) был выпущен в марте следующего года.

Таким образом, несмотря на трудности с организацией серийного производства МиГ-19, следует признать, что молодой китайской авиационной промышленностью была достигнута большая победа: КНР стала первой в Азии страной, наладившей выпуск современных сверхзвуковых истребителей.

В 1966 году в Шеньяне начались работы по созданию разведывательного варианта МиГ-19, получившего обозначение JZ-6. Самолет предназначался для ведения фоторазведки на средних и малых высотах днем, в простых погодных условиях. Малосерийный выпуск этой машины начался в 1967 году. В 1971 году два самолета данного типа переоборудовали в высотные разведчики, а в 1976 году еще один JZ-6 переоборудовали в разведчик, способный действовать как на больших, так и на малых высотах. В том же году было модернизировано и разведывательное оборудование самолетов. Теперь оно, помимо АФА, включало и сканирующую инфракрасную камеру.

К концу 1960-х годов истребитель МиГ-19, отражающий технический уровень реактивных боевых самолетов первого поколения, уже перестал в полной мере удовлетворять возросшим требованиям к фронтовому истребителю. Стремясь "продлить жизнь" этому хорошо освоенному в серии самолету в КБ Шеньянского авиационного завода в начале 1969 года приступили к проектированию модификации J-6-III с существенно улучшенными летными характеристиками. Самолет получил более мощный ТРДФ WP6A, крыло уменьшенного размаха, но с увеличенной хордой, а также площадью закрылков и элеронов. В воздухозаборнике самолета был установлен нерегулируемый центральный конус. Двухканальная гидравлическая система была заменена более легкой одноканальной.

Работы велись ударными темпами, соответствующими духу "Великой культурной революции". Самолет был спроектирован и построен в рекордно короткие сроки и 6 августа 1969 года уже выполнил свой первый испытательный полет. Не дожидаясь окончания летных испытаний в Шеньяне был развернут крупносерийный выпуск J-6-I1I. Испытания подтвердили улучшение горизонтальной маневренности и скороподъемности новой машины. Тем не менее несколько сотен истребителей J-6-II1 вскоре были возвращены на завод: потребовалась доработка воздухозаборника, а также установка прежней, более надежной гидросистемы. Работы по доводке самолетов продолжались в течение четырех лет и потребовали значительных финансовых издержек. При этом китайские ВВС так и не получили массовый истребитель, соответствующий уровню истребителей второго поколения.

В 1974 году на заводе в Гуанчжоу были начаты работы по проектированию на базе J-6-1I усовершенствованного всепогодного перехватчика J-6A, оснащенного новой бортовой РЛС и ракетами класса "воздух-воздух" с ТГС PL-2. Серьезное внимание было уделено сокращению взлетно-посадочной дистанции, что обеспечивало возможность базирования на малоразмерных полевых аэродромах (сказался опыт Вьетнама, где истребителям ДРВ приходилось действовать с замаскированных "засадных" аэродромов в джунглях). Самолет был снабжен стартовым пороховым ускорителем, тормозным парашютом, установленным в контейнере под вертикальным оперением и дисковыми тормозами. Была дублирована система запуска двигателей, усовершенствована система оповещения о радиолокационном облучении (ее датчики разместили на киле). С 1977 года самолеты J-6A, выпускаемые малой серией, стали поступать на вооружение ВВС ГОАК, став последней китайской модификацией МиГ-19. Серийное производство истребителей этого типа продолжалось до начала 1980-х годов.

В начале 1950-х годов Китаю было поставлено большое количество бомбардировщиков Ил-28. На авиазаводе в Харбине организовали работы по ремонту и модернизации этих машин, велось изготовление запасных частей для "илов". Модернизация носила всеобъемлющий характер. Доработкам и замене подверглось до 40% конструкции бомбардировщика. В частности, крыло, две половины которого на исходном самолете Ил-28 стыковались по технологическому разъему по линии хорд, было заменено на крыло традиционной конструкции, собираемое на едином стапеле, что позволило съэкономить 110 кг массы, хотя и ухудшило технологичность.


Бомбардировщики Н-5 китайских ВВС отрабатывают учебное бомбометание


Учебный вариант бомбардировщика Н-5


Предпринимались шаги и по унификации бортового оборудования и вооружения с бомбардировщиком Н-6 (Ту-16): на одном из Ил-28 вместо кормовой оборонительной установки Ил-Кб была установлена оборонительная установка Ту-16. В дальнейшем доработанные "илы" получили новые бомбардировочный и оптические прицелы, усовершенствованную кормовую оборонительную установку с увеличенным боекомплектом, пушками, имеющими повышенную скорострельность, а также новой системой опознавания "свой-чужой".

Прекращение поступления современной авиационной техники из СССР, а также отсутствие в Китае фронтового бомбардировщика собственной разработки выдвинули перед авиационной промышленностью КНР задачу освоения выпуска Ил-28, хорошо освоенного в войсках и, в целом, отвечавшего требованиям ВВС НОАК. В 1963 году в Харбине была начата подготовка к развертыванию производства этого самолета, получившего китайский индекс Н-5 (иХарбин-5"). Постройка двух опытных бомбардировщиков началась в 1964 году и завершилась в 1966-м. Один из самолетов поступил на статиспытания, а второй Н-5 25 сентября 1966 года выполнил первый испытательный полет.

Серийный выпуск "китаизированного" "ила" начался в 1967 году. В сентябре того же года был создан вариант бомбардировщика, предназначенный для доставки китайского тактического ядерного оружия. Первый сброс реальной атомной бомбы с этой машины был выполнен на полигоне 25 декабря 1968 года.

В 1970 году в Харбине приступили к работам по созданию на базе Н-5 фоторазведчика HZ-5, предназначенного для ведения как тактической, так и оперативно-тактической разведки. Самолет оснастили двумя АФА, предназначенными для высотного фотографирования в дневное и ночное время. Под крылом подвесили дополнительные топливные баки, что позволило увеличить практическую дальность полета по сравнению с исходным бомбардировщиком на 47%, боевой радиус действия - на 50% и продолжительность полета - на 1 час 23 мин. В 1977 году, после относительно длительной доводки, HZ-5 был принят на вооружение.

Для подготовки летчиков бомбардировочной авиации был создан учебно-тренировочный самолет HJ-5, совершивший первый полет 12 декабря 1970 года и в апреле 1972 года принятый на вооружение (выпущено 187 машин этого типа).

Самолет Н-5 и его модификации строились в Китае до конца 1970-х годов. В отличие от Ил-28, поставлявшихся Китаю из СССР и применявшихся в действиях против Тайваня, а также при подавлении восстания в Тибете в 1959 году, самолеты Н-5 в боевых действиях практически не применялись. Исключение составляют разведчики HZ-5, выполнявшие полеты над враждебным Тайванем. По некоторым данным, несколько машин этого типа было сбито ЗРК "Найк Аякс".

Несколько Н-5 было передано китайцами правительству Кампучии, возглавляемому диктатором Пол Потом. Эти машины, пилотировавшиеся китайскими экипажами, приняли участие в гражданской войне, нанося удары по силам Хенг Самрина. При захвате в январе 1979 года авиабазы 'Почен-тонг два Н-5 были захвачены вьетнамскими войсками.

Самолеты семейства Н-5 до сих пор состоят на вооружении как в ВВС, так и в ВМС. Велись работы по оснащению морских самолетов этого типа противокорабельными управляемыми ракетами, однако на вооружение ракетоносный вариант самолета, очевидно, не поступил.

Кроме бомбардировщиков Ил-28, китайской морской авиации в 1960 году было передано 50 торпедоносцев Ту-14. Однако эти машины находились на вооружении сравнительно короткое время (сказался разрыв отношений с СССР и отсутствие в Китае собственной ремонтной базы для Ту-14).

В начале 1950-х годов КНР было передано около 50 дальних бомбардировщиков Ту-4, способных нести ядерное оружие (принципиальная договоренность о передаче такого оружия Китаю была достигнута между Сталиным и Мао-Цзедуном). Хотя советскую атомную бомбу Китай так и не получил, Ту-4 прослужили в составе ВВС НОАК более 40 лет. Часть из них прошла модернизацию, включающую, в частности, переоснащение турбовинтовыми двигателями. Последние самолеты этого типа в 1990-х годах использовались в качестве носителей беспилотных самолетов-мишеней, а также ведения дальней морской разведки и как транспортные.

В начале 1956 года было заключено советско-китайское межправительственное соглашение, предусматривающее постройку в КНР предприятий по производству современных бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие. В сентябре 1957 года было подписано соглашение о передаче Китаю лицензии на выпуск новейшего дальнего бомбардировщика Ту-16, лишь год назад начавшего поступать в строевые части советских ВВС. В соответствии с соглашением, Китай получил из Советского Союза два бомбардировщика, комплект деталей, необходимых для сборки одного самолета на китайском предприятии, а также соответствующую техническую и технологическую документацию.


Бомбардировщик Н-6


К испытанию воздушной мишени готовится китайский Ту-4, переоснащенный турбовинтовыми двигателями АИ-20


Серийную постройку нового тяжелого самолета было решено организовать сразу на двух новых предприятиях -авиазаводах в Харбине и Сиане. В мае 1959 года в Харбине началась сборка первого Ту-16 из советских деталей. Длят оказания технической помощи на это предприятие было командировано 200 высококвалифицированных специалистов с авиазавода в Шеньяне, уже освоившего выпуск современных реактивных самолетов по советской технологии). Первый полет этой машины состоялся 27 сентября 1959 года, а в декабре бомбардировщик, получивший китайское обозначение Н-6А, был передан ВВС.

На авиазавод в Сиань, где предполагалось наладить крупносерийное производство Ту-16, из Шеньяна, ставшего своеобразной "школой передового опыта" в авиапромышленности Китая, было командировано 1040 инженерно-технических работников и 1697 рабочих. В 1961 году было принято решение о передаче на это предприятие всех работ по производству Н-6.

Политический и экономический хаос в стране затянул процесс освоения выпуска столь сложного и трудоемкого изделия, как реактивный тяжелый бомбардировщик. К изготовлению серийной оснастки для Н-6А удалось приступить лишь в 1964 году, а в 1966 году был изготовлен первый планер, предназначенный для статиспытаний. 24 декабря 1968 года Ту-16, полностью построенный к Китае, совершил свой первый испытательный полет. Машину пилотировал экипаж, возглавляемый летчиком-испытателем Ли Юануем.

В 1963 году, еще до освоения выпуска Н-6А, на авиазаводе в Сиане началось переоборудование первого самолета этого типа, собранного в Харбине,вноситель атомной бомбы. Был доработан грузоотсек, система управления сбросом вооружения, установлена система охлаждения спецбоеприпаса, средства биологической защиты экипажа, а также необходимое для ядерных испытаний контрольно-измерительное оборудование. Модернизация бомбардировщика была завершена в 1964 году, а 14 мая следующего года эта машина провела первый успешный сброс атомной бомбы на полигоне в пустынном районе западного Китая. Таким образом, КНР заявила о себе как о полноценной ядерной державе, имеющей не только ядерные боеприпасы (первый взрыв ядерного устройства Китай осуществил еще в 1962 году), но и вполне современные средства их доставки.

В 1970 году начались работы по созданию для бомбардировщика Н-6 на-вигационно-бомбардировочной системы нового поколения с более высоким уровнем автоматизации. В состав системы входила навигационная БЦВМ, автоматический прокладчик, доплеровская РЛС, усовершенствованные автопилот и радиолокационный бомбардировочный прицел. Летные испытания модернизи-рованого самолета начались в 1975 году и завершились через шесть лет. Серийный выпуск Н-6А с новой прицельно-навигационной системой начался в 1982 году. Вероятно, параллельно шел процесс переоснащения новым оборудованием и ранее выпущенных бомбардировщиков.'

Протяженная морская граница Китая, постоянная угроза со стороны тайваньского и американского флотов, требовали создания мощных противокорабельных средств, способных контролировать не только ближнюю, но и среднюю океанскую зону. Как и в Советском Союзе, в Китае было решено использовать в качестве носителя тактических противокорабельных управляемых ракет самолет Ту-16. Работы по созданию морской ракетоносной модификации Н-6, получившей обозначение H-6D, были начаты в ОКБ завода в Сиане в 1975 году. В качестве основного вооружения самолета было решено использовать противокорабельную ракету С-601, разработанную на базе УР класса "берег-корабль" HY-1 - лицензионный вариант советской жидкостной тактической ПКР П-15. Две УР размещались на подкрыльевых узлах подвески H-6D. Самолет оснащался системой управления пуском ракет, автоматизированной на вига цион но-при цельной системой, новой, более мощной обзорной БРЛС в подфюзеляжном носовом обтекателе увеличенных размеров. Была усилена конструкция планера, под крылом смонтировали два узла подвески ракет.

Первый полет H-6D состоялся 29 августа 1981 года, а 6 декабря того же года самолет произвел первый испытательный пуск противокорабельной ракеты. Программа летных испытаний системы оружия была завершена в конце 1983 года, а в декабре 1985 года Н-6D приняли на вооружение авиации военно-морского флота Китая. В дальнейшем несколько машин этого типа было поставлено ВВС Египта и Ирака.

В 1990-х годах началось перевооружение самолетов H-6D новыми малогабаритными твердотопливными противокорабельными ракетами С-801.

Один из бомбардировщиков Н-6А используется в китайском Летно-иссле-довательском институте для отработки перспективных двигателей. Еще одна машина переоборудована для запуска скоростных воздушных мишеней. Сообщалось о работах по созданию на базе Н-6А самолета-заправщика (метод "шланг-конус"), проводимых с английской помощью.

В настоящее время 120 Н-6А составляют основу ударной мощи ВВС НОАК, а 80 Н-6А и H-6D являются основным средством борьбы с крупными надводными кораблями морской авиации Китая. К настоящему времени эти машины, даже с учетом их модернизации, уже нельзя рассматривать как современные (их российские "родственники" - Ту-16 - были сняты с вооружения ВВС и авиации ВМФ в начале 1990-х годов). По сообщениям печати, в 1993 году китайское правительство предложило России продать партию бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22МЗ, оснащенных противокорабельными тактическими и оперативно-тактическими ракетами. Ту-22МЗ в экспортном исполнении был продемонстрирован на международной авиационной выставке в Фарнборо, однако контракт так и не состоялся: военно-политические соображения перевесили экономический прагматизм.

(Продолжение следует)


КОЛЛЕКЦИЯ









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх