ДАЛЬНИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31


Двухместный сверхзвуковой истребитель- перехватчик МиГ-31 - первый российский боевой самолет четвертого поколения. Созданный 25 лет назад, он и сегодня является самым скоростным и высотным боевым самолетом в мире. До последнего времени МиГ-31 был и единственным в мире серийным истребителем, оснащенным бортовой радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой (ФАР). Он, а также американский палубный истребитель F-14 являются, также, единственными в мире боевыми самолетами, несущими ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности.

Работы по созданию дальнего перехватчика нового поколения, предназначенного для замены самолета Ту-128 и способного бороться не только с высотными, но и низковысотными целями, начались еще в середине 60-х годов, когда в США был принят па вооружение бомбардировщик средней дальности FB-111, способный прорываться к цели па предельно малой высоте в режиме огибания рельефа местности, а также начались работы над стратегическим многорежимным самолетом AMSA - прообразом самолета В-1,

В ОКБ А.И.Микояна с 1965 года прорабатывались проекты истребителей, способных прийти па смену самолету МиГ-25 П. В частности, исследовался проект тяжелого перехватчика Е-155ПА с более мощными двигателями Р15БФ-300 и системой вооружения, включавшей БРЛС «Смерч-100», а также управляемые ракеты К-100. Предполагалось, что Е-155ПА сможет поражать цели, летящие на высотах от 100 м до 30 км со скоростями до 4000 км/ч. Свой проект тяжелого перехватчика был предложен и ОКБ Яковлева и Туполева.

В начале 70-х годов приоритет был отдан проекту глубокой модернизации истребителя-перехватчика МиГ-25П с системой «3аслон». Рекомендации ЦАГИ по этому самолету был и выданы в 1968 году а в 1972 году в ОКБ им. А.Й.Микояна начались полномасштабные работы по созданию машины. В тактико-технических требованиях основной акцепт заказчик делал на увеличение дальности полета и времени барражирования. Требования к скоростным и высотным характеристикам перехватчика, рассматривавшегося как глубокая модернизация МиГ-25П, остались по сравнению с предшественником практически без изменений. Истребитель, получивший обозначение МиГ-25ПМ (Е-155ПМ) должен был иметь рубеж перехвата 700 км при полете с крейсерской скоростью 2500 км/ч (М=2,35) и 1200 км- на дозвуковой скорости.

Параллельно с разработкой перспективных перехватчиков и предназначенных для них бортовых радиолокационных станций с антеннами» имеющими механическое сканирование, коллектив ученых и инженеров под руководством профессора Б.И.Сапсовича приступил к исследованию путей построений фазированных антенных решеток (ФАР) для авиационных систем управления вооружением. Основываясь па этих работах, в 1968 году НИИ Приборостроения приступило к созданию системы управления вооружением «Заслон» с фазированной антенной решеткой (ФАР), предназначенной для оснащения перспективных истребителей-перехватчиков. При этом были найдены оригинальные технические решения, созданы высокоэффективные методы проектирования и технологии изготовления, позволившие создать,отработать и организовать серийное производство ФАР.

Для оснащения новых дальних перехватчиков с системой «Заслон» в МКБ «Вымпел» в конце 60-х годов началась разработка новой ракеты Р-33, снабженной полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Особенностью УР являлось использование крыла малого удлинения и складывающихся рулей, что обеспечивало ее конформное размещение в подфюзеляжных нишах самолетов-носителей. Головка наведения Р-33 захватывала цель после пуска, до захвата наведение ракеты осуществлялось посредством инерциальной системы (протяженность полета до перехода па самонаведение должна была составлять 10-20% траектории). В конструкции УР ее создатели широко использовали титановые сплавы. Была обеспечена способность поражать цели па дальности до 120 КМ, Самолеты противника, маневрирующие с перегрузкой 4, уничтожались с вероятностью 0,6- 0,8. Стартовая масса ракеты составляла 491 кг (при массе БЧ 55 кг), диапазон высот поражения 50-28,000 м, максимальная скорость поражаемой цели - 3700 км/ч.

В связи с тем, что перед МиГ-25 МП ставились задачи поражения не только высотных, но и низ колотящих целей с возможностью одновременной атаки нескольких самолетов (или крылатых ракет) противника, а также ведение полуавтономных групповых действий, самолет предстояло оснастить принципиально новой системой вооружения. Предполагалось, что автоматизированная система обмена информацией между самолетами группы позволит контролировать значительные пространства Севера и Дальнего Востока с неполным радиолокационным полем. Состав экипажа увеличили до двух человек, введя штурмaна -оператора.

В группу сотрудников генерального копструктора Р.А.Белякова, ответственных за выполнение программы создания нового истребителя-перехватчика, входили Г.Е.Лозино-Лозинский, В.А.Архипов, К.К.Васильченко и А.А Белосвет.

Самолет (впервые применительно к истребителям советских ВВС) было решено оснастить двух контурными форсированными турбореактивными двигателями Д-30Ф, разработанными под руководством П.А.Соловьева. Было применено тележечное шасси припципиально новой конструкции, обеспечивающее возможность эксплуатации истребителя с аэродромов II класса. Значительные изменения претерпела конструкция планера,

Постройка первого опытного истребителя- Е-155МП-831 -завершилась весной 1975 года, а 16 сентября летчик-испытатель А.В.Федотов совершил па нем первый полет. На следующий год па летные испытан и вышла вторая опытная машина, а летом 1977 года па авиазаводе в Горьком были изготовлены два самолета первой установочной партии. После окончания первого этапа государственных испытаний, в 1979 году, был развернут серийный выпуск перехватчиков, получивших новое обозначение-МиГ-31. По результатам летных испытаний в конструкцию самолета был внесен ряд существенных изменений: па передней кромке крыла по всему размаху установили чстырехсекционные отклоняемые носки, для обеспечения полета па больших сверхзвуковых скоростях конструкцию крыла усилили третьим лонжероном; полностью было изменено расположение аэродинамических тормозов, которые вынесли из зоны каналов воздухозаборников.

Первые полеты истребителя с установленной ФАР Б1.01 состоялись в 1976 году. 15 февраля 1978 г впервые был выполнен полет с обнаружением и сопровождением 10 воздушных целей.

Программа госиспытаний была полностью завершена осенью 1980 года, конца первые серийные самолеты уже начали поступать в строевые части авиации войск ПВО. Самолет МиГ-31 с СУВ «Заслон» официально был принят на вооружение авиации ПВО в 1981 году (УР Р-33 приняли па вооружение в 1980 году). В строевых частях МиГ-3 1 начали заменять, в первую очередь, дальние перехватчики Ту-128 (перевооружение полностью завершилось к концу 80-х годов).



Скопца 1990 года начался серийный выпуск модернизированного самолета МнГ-31 Б с ТРДДФ Д-30Ф-6, убираемым топливоприемником системы дозаправки в полeтe, доработанной системой управления вооружением (обеспечено применение усовершенствованных ракет Р-ЗЗС) и модернизированным радиоэлектронным оборудованием (истребитель получил приемник радиотехнической системы дальней радионавигации А-723 и усовершенствованные средств РЭБ).

Часть ранее построенных самолетов МиГ-31 на авиаремонтных предприятиях ВВС доработана до уровня МиГ-31Б (истребители получили обозначение МиГ-31БС).

В начале 90-х годов из-за нехватки средств у МО России закупки истребителей МиГ-31 были прекращены. Построено более 500 перехватчиков, более 350 из которых в настоящее время находятся на вооружении ВВС России. Несколько десятков МиГ-31 имеется также в ВВС Казахстана.

С 1984 года ОКБ им. А.И.Микояна вело работы по глубокой модернизацией перехватчика МиГ-31. Самолет МиГ-31М оснащен усовершенствованными двигателями Д-30Ф-6М и новой системой управления вооружением «Заслон-М» с ФАР диаметром 1,4 м. Радиoлокационный комплекс имеет у величенную дальность обнаружения воздушных целей, обладает способностью одновременно сопровождать до 24 целей и наводить ракеты па шесть из них. Вооружение МиГ-31 М - шесть УР большой дальности Р-ЗЗС и Р-37, конформно подвешиваемых под фюзеляжем по две в три ряда, а также четыре ракеты средней дальности типа РВВ-АЕ под крылом. Пушечная установка упразднена. Увеличен размер гаргрота, в котором размещено дополнительно 300 л топлива, козырек фонаря кабины летчика приобрел беспереплетное остекление, уменьшена площадь остекления кабины оператора, увеличена площадь крыльевых корневых наплывов. Вместо убирающегося теплопеленгатора на самолете установлен оптиколокационный комплекс с ИК-и лазерным каналами (его оптическая головка размещена перед козырьком кабины летчика). Системы индивидуальной защиты и радиоэлектронного противодействия объединены в бортовой комплекс обороны. Максимальная взлетная масса МиГ-31M возросла до 52.000 кг, скоростные и высотные характеристики практически не изменились.

Первый полет опытного истребителя-перехватчика МиГ-31М состоялся 21 декабря 1985 года (экипаж - летчик-испытатель Б.А.Орлов и штурман-испытатель Л.С.Попов). Построено шесть опытных самолетов. В апреле 1994 года Президент России направил поздравительную телеграмму создателям самолета МиГ-31М и его системы вооружения в связи с успешным проведением первых в мире испытаний по поражению воздушной цели на дальности свыше 300 км.

В 1997 году был предложен экспортный вариант МиГ-31, получивший обозначение МиГ-31Э (самолет имеет упрощенный состав бортового радиоэлектронного оборудования).

Кроме вариантов исгоебителя-перехватчика, в ОКБ велись работы по созданию на базе МиГ-31 ударных и многоцелевых самолетов. В 80-х годах рассматривался проект ударного самолета Е-155МФ, отличающегося от Е-155М расширенным фюзеляжем, поперечным, а не продольным размещением летчиков и усиленным вооружением класса «воздух-поверхность», включающим, в частности, до 12 свободнопадающих авиабомб калибром 500 кг, подвешенных на конформных узлах в три ряда под фюзеляжем, а также четыре УР иа под крыльевых узлах подвески.

В условиях резкого снижения государственного финансирования, когда массовые закупки новых самолетов МиГ-31М стали практически невозможными, в 1997 году начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31Б в многоцелевой самолет МиГ-31БМ, имеющий значительно увеличенные боевые возможности. Машину оснастили системой управления вооружением, модернизированым с использованием технического задела, полученного в ходе работы по созданию СУВ «Заслон-М», Дальность обнаружения воздушных целен класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения -до 280 км. Бортовой радиолокационный комплекс способен одновременно сопровождать 10 целей и обеспечивать применение оружия по шести из них. Он приобрел способность действовать и по наземным целям.

Для модернизированного МиГ-31 АО «Русская авионика» разработана принципиально новая компоновка кабины летчика и штурмана-оператора.

Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика МиГ-31 информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине, с правой стороны приборной доски, установлен жидкокристаллический многофункциональный индикатор форматом 6x8 дюймов (аналогичный использованному па МиГ- 29СМТ), Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой в ряд расположено три таких индикатора, па которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, «картинки» телевизионных датчиков управляемых средств поражения и т. п.), Самолет получил, также, индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.

Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31, в значительной степени унифицирован с новым навигационным комплексом, разрабатываемым для истребителя МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации).

В результате модернизации боевая эффективность самолета при действиях по воздушным целям по сравнению с МиГ-31 возросла в 2,6 раза. Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса.

Самолет получил вооружение, аналогичное использованному па перехватчике МиГ-3 IM, а также управляемые средства поражения класса «воздух-поверхность».

Предполагается, что в вариант МиГ-31БМ будет доработан весь парк самолетов МиГ-31 ВВС России. На экспортном варианте этого истребителя - МиГ-31ФЭ - могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Перехватчик МиГ-31 способен бороться с воздушными целями в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в сплошном и дискретном поле команд управления и наведения, вне зависимости от использования целью оборонительного маневрирования и поискового противодействия. Реализована возможность борьбы с самолетами и крылатыми ракетами противника при массированных налетах. Возможен сверхзвуковой рубеж персхвата воздушных целей при посадке на аэродроме вылета.

Компоновочная схема самолета МиГ-31 близка схеме истребителя МиГ-25. МиГ-31 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и целноповоротным горизонтальным оперением. Планер на 50% изготовлен из нержавеющей стали, на 16% из титана, на 33% из алюминиевых сплавов, 1 % приходится на другие конструкционные материалы.

Экипаж - летчик и оператор системы вооружения - размещается в двухместной кабине па катапультных креслах К-36ДМ. Фонарь кабины имеет две откидывающимися вверх- назад створки. На модернизированных самолетах слева перед кабиной размещена убираемая Г-образнaя топливозаправочная штанга. На нижней поверхности фюзеляжа перед нишами основных опор шасси имеются тормозные щитки, выполняющие одновременно функции створок шасси.

Трехлонжеронное крыло имеет угол стреловидности но передней кромке, равный 41°. На верхней поверхности каждой консоли крыла установлен аэродинамический гребень. Имеются щелевые закрылки, элероны и четырехсекционные отклоняемые носки.

Консоли цельноповоротного горизонтального оперения могут oтклоняться как синхронно (для управления по тангажу), так и дифференциально (для управления но крену).

Двухкилевое вертикальное оперение, установленное с углом развала 8°, оснащено рулями направления. Под хвостовой частью фюзеляжа с развалом 12° расположены аэродинамические гребни.

Система управления самолетом МиГ-31 - механическая.

Основные опоры шасси самолета оснащены тележкой с двумя колесами размерами 950 х 300 мм. Заднее колесо расположено со сдвигом во внешнюю сторону относительно переднего. Передняя опора шасси снабжена двумя колесами (660 х 200 мм).

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА МиГ-31 включает два ТРДДФ Д-ЗОФ-6 (2 х 9500/15.500 кгс) со смешением потоков наружного и внутреннего контуров за турбиной, с форсажной камерой и регулируемым всережимным соплом створчатой конструкции. Воздухозаборники двигателей - боковые, прямоугольного сечения, регулируемые посредством подвижных горизонтальных панелей.

Внутренний запас топлива, размещаемого в семи фюзеляжных, четырех крыльевых и двух килевых баках- 16.350 кг. На внешние подкрыльевые узлы могут дополнительно подвешиваться два ПТБ по 2500 л. Заправка - централизованная.

Самолеты МиГ-31 более позднего выпуска, а также МиГ-31Б (БС) оснащаются убирающейся Г-образной штангой-топливоприемником системы дозаправки в полете.

ОБОРУДОВАНИЕ. Основу системы управления вооружением самолета составляет радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой РП-31 Н007 «Заслон», имеющая дальность обнаружения воздушных целей типа «истребитель» (ЭПР порядка 5 м2) до 180 км (дальность автоматического сопровождения - 120 км). На модернизированном самолете МиГ-31ДМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. Зона одновременного сопровождения и обстрела целей составляет ±70° по азимуту и +70* .,.-60° по углу места, 10 целей принимаются на автоматическое сопровождение. Бортовой вычислитель «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводится четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-ЗЗС). На МиГ-31БМ одновременный пуск ракет Р-ЗЗС и Р-37 (последние - на дальность до 280 км) возможен по шести целям.

Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, размещенной под носовой частью фюзеляжа (дальность обпаружсЕшя -до 50 км, горизонтальный сектор обзора ±60°, вертикальный +6°/-13°). В полетном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем - выпускается в поток. Он сопряжен с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС

Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжен [гостью по фронту 800-900 км.

Пилотажно-навигационное оборудование самолета МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Маневр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется в посредством двух систем; «Тропик» (аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог - система «Омега»).

Самолет оснащен средствами РЭБ радиолокационного и ИК-диапазонов. Перехватчик МиГ-31 выполняет боевые задачи во взаимодействии с наземной автоматизированной цифровой системой управления, работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырех самолетов с автоматическим внутри групповым обменом информации). Цифровая помехозащищенная система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырех перехватчиков, удаленных одни от другого па расстояние до 200 км и наведение па цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (МиГ-29, Су-27; в этом


случае самолет МиГ-31 выполняет роль пункта наведения). Цело распределение, а также назначение целей на атаку осуществляет ведущий группы по информации, отображаемой па индикаторе тактической обстановки с последующей автоматической передачей на борт ведомых перехватчиков.

ВООРУЖЕНИЕ состоит из ракет «воздух-воздух» и встроенной пушечной установки. Основным вариантом вооружения самолета являются четыре ракеты Р-33 с максимальной дальностью 110 км, Р-ЗЗС или Р-37, размещаемые конформно парами одна за другой под фюзеляжем на авиационных катапультных устройствах. Под крылом возможна подвеска ракет класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ (МиГ-31М и МиГ-31БМ, до четырех единиц), Р-40ТД (две) или четырех У Р малой дальности Р-60М с ТГС.

Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П,Х-25МП или Х-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31А (до шести), ракетами класса «воздух-поверхность» Х-59 и Х-29Т (до трех) пли Х-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

Пушечная установка с шестиствольной пушкой ГШ-6-23М (23 мм) с боекомплектом 260 патронов размещена в обтекателе па правом борту фюзеляжа,

РАЗМЕРЫ. Размах крыла 13,46 м; длина самолета 22,69 м; высота самолета 6,15 м; площадь крыла 61,60 м2.

МАССЫ, кг: пустого самолета 21.820, нормальная взлетная 36.800, максимальная взлетная без ПТБ 41.000, с двумя ПТБ - 45.500, топлива во внутренних баках 15.500, максимальная боевая нагрузка 3000 (МиГ-31 и МиГ-31Б).

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 3000 км/ч (М=2,83); максимальная скорость па малой высоте 1500 км/ч; крейсерское число М=2,35; практический потолок 20.600 м; практическая дальность полета с ПТБ 3020 км; перегоночная дальность с ПТБ без вооружения 3300 км, боевой радиус действия с четырьмя УР типа Р-33: при М=2›35 - 720 км, при М=0,85 - 1200 км, при М=0,85 с ПТБ - 1450, при М-0,85, с ПТБ и одной дозаправкой в воздухе - 2200 км; максимальная продолжительность полета: без дозаправки в воздухе 3 ч 36 мин, с дозаправкой в воздухе 6-7 ч; длина разбега 1200 м; длина пробега 800 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 5,0.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх