УЧЕБНО-БОЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ КОРАБЕЛЬНОГО БАЗИРОВАНИЯ СУ-33КУБ


Самолет Су-33КУБ (ранее известен как Су-27КУБ) является дальнейшим развитием истребителя корабелы того базирования Су-33. Он способен решать чрезвычайно широкий круг задач - от подготовки летчиков корабельной авиации до борьбы с особо важными воздушными целями, а также нанесения ударов высокоточным оружием по кораблям и наземным объектам противника.

Первый полет опытного самолета Су-33КУБ состоялся 29 апреля 1999 года на аэродроме в Жуковском (летчики-испытатели Виктор Пугачев и Сергей Мельников). Сообщалось, что в постройке находится второй опытный самолет этого типа.

По своим боевым характеристикам и диапазону решаемых задач Су-33КУБ значительно превосходит многоцелевой тяжелый палубный истребитель ВМС США Нортроп Грумман F-14D «Томкэт», а также перспективные палубные истребители Боинг F/A-18E/F «Супер Хорннт» и Дассо «Рафаль»М.

Бортовой комплекс Су-33КУБ должен стать основой для создания ряда многоцелевых самолетов различного назначения. Машина может найти применение не только в морской авиации, по и Военно-Воздушных Силах: уникальные взлетно-посадочные характеристики позволяют ей базироваться па аэродромах с короткими (или разрушенными) взлетными полосами, а наличие складного крыла - размещать во всех типах имеющихся в ВВС укрытий.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Двухместный самолет Су-33КУБ выполнен по аэродинамической схеме «продольный интегральный триплан». Как и на фронтовом бомбардировщике Су-34, кресла экипажа размещены рядом.

За счет внедрения ряда принципиальных усовершенствовании аэродинамическое качество Су-33 КУБ по сравнению с Су-27 возросло более чем па 10%. Это достигнуто, в первую очередь, за счет применения (впервые в мире на боевом самолете) принципиально нового «интеллектуального» адаптивного крыла с гибким носком. Эластичная обшивка носка, в которой отсутствуют ранее неизбежные щели, обеспечивает плавность формы и позволяет, в сочетании с отклонением флаперонов, постоянно оптимизировать профиль крыла в соответствии с конкретным полетным режимом, а также полностью устраняет перетекание воздуха с нижней поверхности па верхнюю.


Крыло Су-33КУБ имеет больший размах, чем у Су-33. Соответственно, на 12% возросла и площадь крыла. Увеличены, также, ПГО, заднее горизонтальное оперение и рули направления. В результате внедрения аэродинамических усовершенствований самолет приобрел чрезвычайно высокую топливную эффективность. Дальность полета при том же запасе топлива возросла па 15-20 %.

В конструкции планера Су-33 КУБ более широко, чем на Су-33, использованы композиционные материалы. Это, а также ряд конструкционных изменении (в частности, отказ от механизма складывания горизонтального оперения), позволило сохранить массу пустого самолета Су-33 КУБ на уровне одноместного истребителя Су-33.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет должен быть оснащен усовершенствованным вариантом двигателя АЛ-31К с системой управления вектором тяги. В перспективе возможен переход на новый, более совершенный тип двигателя.

Имеется убираемый топливоприемник системы дозаправки в полете.

БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Су-33 КУБ стал первым отечественным истребителем, получившим бортовой генератор кислорода, обеспечивающий, также, выработку азота. Таким образом, удалось значительно уменьшить зависимость от наземной (или корабельной) обеспечивающей инфраструктуры, а также численность персонала, задействованного в обслуживании самолета (что особенно важно при корабельном базировании ЛА).

Цифровая система дистанционного управления контролирует работу не только аэродинамических поверхностей - ПГО, хвостового оперения, флаперонов, носка и закрылков, но и двигателей. При этом обеспечиваются минимальные потери на балансировку и увеличивается подъемная сила (в формировании которой теперь участвует не только крыло, но и горизонтальное оперение).

Для истребителя создан и проходит испытания уникальный отечественный цифровой процессор с быстродействием в десятки миллиардов операций в секунду.

Применение новой архитектуры и современной элементной базы позволили, по сравнению с серийным Су-33, снизить в несколько раз массу БРЭО при увеличении в десятки раз возможностей бортового комплекса.

Многоканальный информационный комплекс Су-33КУБ должен обеспечивать экипажу круговую информацию о воздушной обстановке. Для истребителя впервые в мире создается полностью твердотельная бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой. Применение су пер мощного процессора обеспечило БРЛС чрезвычайно высокую разрешающую способность и позволило упростить конструкцию.

Для получения информации о противнике на Су-33КУБ используются, также, тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы, дополненные лазерным дальномером.

Су-33 КУБ предполагается оснастить полностью автономной навигационной системой повышенной точности.

При создании самолета реализован т.п. принцип «темной кабины» - если система не отказывает, она ничем не должна напоминать о себе летчику. Сведено к минимуму и число управляющих органов. На общей приборной доске в кабине экипажа Су-33КУБ планируется разместить пять цветных экранных многофункциональных индикаторов отечественного производства (один - с размером экрана по диагонали 21 дюйм и четыре 15-ти дюймовых). Использование разрабатываемого в настоящее время нашлемного прицела-индикатора позволит полностью отказаться от применения индикатора на лобовом стекле.

По сравнению с истребителями предшествующих типов техническое обслуживание нового самолета упростилось.

ВООРУЖЕНИЕ. Несмотря на то, что Су-33КУБ именуется учебно-боевым самолетом, это - мощная многофункциональная машина, способная решать широкий круг боевых задач, от поражения воздушных целей (в том числе таких сверхсложных, как самолеты ДРЛО) до нанесения ударов высокоточным оружием по кораблям и наземным объектам противника. Для борьбы с относительно «дешевыми» целями (например, катера, десантно-высадочные средства и т. п.) на борту истребителя сохранилась и 30-мм пушка.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх