Столкновение в окрестностях китая

Начало апреля 2001 г. ознаменовалось крупным международным скандалом. В районе острова Хайнань столкнулись китайский истребитель F-8 и самолет-разведчик ЕР- 3Е авиации флота США. Опасные действия истребителей-перехватчиков по вытеснению самолетов-разведчиков, равно как и не менее опасные маневры самих разведчиков, не являются откровением. Достаточно вспомнить нашумевший случай столкновения Су-27 и норвежского "Ориона" весной 1987 г. Однако инцидент 2001 г. для китайского летчика завершился трагически, а США уже понесли убытки морально-политического плана. А скоро придет и черед трат материальных, причем трат огромных… Из сообщений мировых информационных агентств можно сделать вывод, что самолет ЕР-3Е вел слежение за новейшими кораблями ВМС Китая – построенными в России эсминцами проекта 956Э ("Современный"). Два истребителя-перехватчика F-8 предприняли попытку вытеснить самолет из района маневрирования эсминцев, при этом один перехватчик столкнулся с разведчиком. Истребитель упал в океан, а тяжело поврежденный американский самолет с трудом дотянул до ближайшего аэродрома, каковым оказалась авиабаза НОАК на острове Хайнань. Китайцы утверждают, что столкновение произошло над территориальными водами КНР. США – в международном пространстве.

Спор о том где произошло столкновение лучше оставить политикам и юристам, в этом инциденте и так немало темных мест. Поврежденный ЕР-3Е неоднократно демонстрировался по телевидению, на самолете напрочь отсутствует радио- прозразный обтекатель локатора. Повреждены винты. На основе продемонстрированного характера повреждений сделать выводы о взаимном маневрировании самолетов достаточно сложно. Не очень понятно что вообще делал самолет ЕР-3Е непосредственно над кораблями, если он, конечно, там действительно был.

Самолету ЕР-3Е с точки зрения истории авиации крупно не повезло. Эта машина осталась в тени славы своего старшего брата – базового противолодочного самолета Локхид Р-3 "Орион". Самолет радиоэлектронной разведки ЕР-3 имеет практически тот же самый планер, что и Р-3. но совершенно другую начинку. В морской авиации США ЕР-3 является аналогом самолета-разведчика USAF RC-135.

Модификация ЕР-3А представляла собой демонстрационный вариант разведчика, предназначенный для отработки комплекта бортового оборудования. Всего в этот вариант прошли переоборудование три патрульных Р-ЗА. Внешне они отличались от самолетов ПЛО отсутствием длинного "жала" детектора магнитных аномалий и установленным перед крылом в нижней части фюзеляжа лепешкоообразным радиопрозрачным обтекателем разведывательного оборудования. Один ЕР-3А после модернизации БРЭО до сих пор эксплуатируется в составе эскадрильи VAQ- 33 и используется в роли "электронного агрессора" на ежегодных учениях авиации флота и ВВС стран НАТО "Грин Флэг", которые проходят на авиабазе Неллис.

С учетом опыта, полученного при разработке и испытаниях ЕР-3А, два Р-ЗА переоборудовали в самолеты радиоразведки ЕР-3В "Батрак". Вместо поисковой аппаратуры на них были установлены: оборудование, позволяющее пеленговать и анализировать излучение работающих РЛС, оборудование перехвата радиосообщений, дешифровальное оборудование. Внешне "Батраки" отличались от ЕР-3А двумя длинными обтекателями, "пристроенными" вверху и внизу фюзеляжа за крылом. Самолеты поступили на вооружение эскадрильи VO-1 и с июня 1969 г. выполняли боевые вылеты над Северным Вьетнамом с авиабазы Да Нанг. Машины модификации ЕР-3Е "Эрис" стали стандартными базовыми самолетами радиоэлектронной разведки большого радиуса действия авиации ВМС США. В данный вариант было переоборудовано десять Р-ЗА и два ЕР-3В. Из всей поисковой аппаратуры самолета ПЛО, на борту разведчика остались лишь РЛС AN/APS-115, зато добавились системы радиоразведки и станции постановки помех в электромагнитном и инфракрасном диапазонах. Внешне ЕР-3Е практически не отличается от ЕР-3В. Экипаж самолета состоит из двух сменных экипажей собственно самолета и 15 операторов БРЭО (в севшем на острове Хайнань ЕР-3 находилось 24 человека). Машины поступили на вооружение эскадрилий VQ-1 и VQ-2 в 1971-72 гг. В конце 70-х годов самолеты эскадрильи VQ-1 дислоцировались на тихоокеанской базе Агана (о. Гуам. Марианские острова), VQ-2 – на авиабазе Рота в Испании. На рубеже 80-90-х годов все двенадцать ЕР-3Е были заменены двенадцатью новыми разведчиками, переоборудованными из Р-ЗС по программе "Эрис II". Состав бортовой аппаратуры остался практически неизменным, добавился только подвесной контейнер с аппаратурой РЭБ AN/ALR-76. Модернизация была направлена на продление срока эксплуатации самолетов, поскольку исходные ЕР-3Е находились на грани выработки ресурса. Кроме США самолеты ЕР-3Е находятся на вооружении морских сил самообороны Японии. Строго говоря, это совсем другие по составу оборудования самолеты. Четыре ЕР-3 поступили на вооружение в 1991-98 гг. Японские машины полностью укомплектованы специальной аппаратурой национальной разработки и производства. Самолеты построены фирмой Кавасаки.



Поврежденный в результате столкновения винт ЕР-3Е


Совершенно очевидно, что самолету радиоэлектронной разведки нет никакой необходимости летать над мачтами кораблей супостата. Кстати именно по этой причине ЕР-3Е гораздо меньше "засвечены" по сравнению с "Орионами". Противолодочные Р-3 ВВС различных стран давно и успешно ведут фоторазведку надводных кораблей, совершают их облеты на предельно малых высотах, берут пробы воздуха. Неудивительно, что именно "Орионы" становятся объектами вытеснения. Самолету электронной разведки достаточно "телепаться" потихоньку в пределах радиогоризонта. Бортовая аппаратура сделает своей дело. В китайском случае ЕР-3Е почему-то оказался в эпицентре событий, а его экипаж был больше обычного в полтора раза. Возможно что в ВМС произошло сокращение штатов, и электронный разведчик работал за себя и за того парня, то бишь – за "Ориона". Как бы то ни было, китайцы получили прекрасную возможность распотрошить сверхсекретный американский самолет. Как минимум, теперь в Штатах будут менять систему государственного опознавание. Аналогичное мероприятие пришлось проводить СССР после угона МиГ-25 в Японию в 1975 г. Стоит сия операция огромных денег.

Китай получил в свое распоряжение разведывательную аппаратуру и теперь сможет досконально изучить возможности американских средств электронного слежения за кораблями. Навигационный комплекс ЕР-3Е выполнен по последнему слову техники, если китайцы сумеют "расколоть" алгоритмы обработки информации, поступающей от первичных датчиков, то они сумеют при минимуме затрат резко поднять качественные параметры собственных навигационных систем. Наконец, экипаж ЕР-3Е, по-сути, сдался в плен, и каждый член экипажа ТАКОГО самолета представляет собой настоящий кладезь информации…








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх