В ТЕ ПАМЯТНЫЕ ДНИ

Почти 46 лет прошло с момента Великого мирового исторического события – полёта первого человека в космическое пространство. Это событие потрясло весь мир.

12 апреля 1961 года был осуществлён сенсационный подвиг, которого не знала история – полёт Ю.Гагарина, облетевшего планету за 1 час 48 минут. Он сделал то, чего ещё никто в истории не совершал.

Быстро летит время. Полёты в космос стали обыденностью, а в памяти обывателя постепенно стираются и меркнут некогда славные имена. К сожалению, мы не помним сейчас всех космонавтов, кто совершал отважные подвиги за прошедшие десятилетия.

А тогда, 46 лет назад была сенсация, гордость, радость и ликование советских людей, которых я видел еще в марте на месте приземления космического корабля с манекеном космонавта и живыми организмами на борту, в том числе с собаками Звёздочка и Чернушка.

Я считаю себя счастливым человеком, так как мне посчастливилось неоднократно принимать участие в поисково-спасательном обеспечении и эвакуации с мест приземления первых двух космических кораблей типа «Восток» ещё до полёта в космос Ю.Гагарина.

Воспоминания у меня сохранились и я хочу рассказать о том, что я делал, что я видел и как это было 46 лет тому назад.

Чуть раньше этого времени, при запуске ИСЗ экипажи вертолётов Пугачёвского полка Сызранского ВАУЛ ставили в готовность на дежурство, так как специально созданных поисково-спаса- тельных сил и средств тогда ещё не было или почти не было.

Основная база дежурных средств в то время была на территории ПриВО. Привлекались вертолёты Ми-4 СВАУЛ и самолёты Ил-14 из дивизии (ОДона), которая базировалась в Литве.

Начало 1961 года было характерно активной подготовкой полёта человека в космос. Особенно запомнился март 1961 года.

Был я тогда старшим лейтенантом, командиром звена вертолётов Пугачёвского полка СВАУЛ.

10 марта 1961 года мой экипаж на вертолёте Ми-4 борт 16 дежурил на аэродроме Кряж (г.Куйбышев). Вертолёт был подготовлен, опробован, и мы с экипажем находились в аэродромной гостинице рядом со стоянкой вертолёта.

И вдруг, неожиданно, где-то уже за полдень с КП ВВС округа поступила команда – немедленный взлёт и полет в район г.Заинск Татарской АССР ( 320 км северо- восточнее Куйбышева).

Мы не успели взять ни радиоданных аэродрома, ни положения аэродрома относительно Заинска, ни бюллетеня погоды, надеясь на хорошую погоду, что стояла в районе г.Куйбышева.

Однако минут через 40-50 полёта погода резко стала ухудшаться, появилась низкая облачность, а затем сильные снежные осадки с видимостью не более 1,5 км., а периодами ещё меньше. Полёт осложнялся влиянием сильного встречного ветра и продолжался 2 часа 30 минут вместо расчётных 2-х часов полёта.

Экипаж точно вышел на Заинек, но ввиду плохой видимости и незнания местоположения аэродрома относительно города, покружив над ним, решил сесть на площадку рядом с ж.д. станцией Заинек.

Только на земле я осознал, насколько погода была отвратительной, шел сильный снегопад. Пока кружили над городом, загорелась красная лампочка остатка топлива на 15 минут, к тому же подступила темнота. Стало не очень весело.

У подбежавших к вертолёту людей я спросил: «Где аэродром?». Они показали мне рукой. Взлетев и пролетев пару минут, я увидел гражданские самолёты Ан-2 и военный самолёт Ан-12.

Находившийся на аэродроме старший от ВВС генерал-лейтенант Кутасин А.И. проинформировал экипаж о предстоящем запуске космического корабля и поставил задачу на поиск и эвакуацию объекта на 11 марта.

На утро 11 марта погода несколько улучшилась, снег прекратился, но горизонтальная видимость не превышала 2,5-3 км, стояла дымка.

Корабль был запущен, и сделав один оборот вокруг земли, приземлился в 20- 25 км от аэродрома на поляне, к счастью свободной от леса. Нашли его сразу. Поисковые самолёты Ил-14 своевременно засекли, выдали координаты, а дальше была работа экипажей вертолётов.

Задача моего экипажа состояла в том, чтобы эвакуировать корабль с места приземления на аэродром Заинек, с тем, чтобы потом на самолёте Ан-12 его могли доставить в Москву.

Эвакуацию корабля я должен был произвести на внешней подвеске, так как его габариты не позволяли поместить аппарат внутри грузовой кабины.

Действительно, масса спускаемого аппарата составляла 2,5 тонны; диаметр – 2,3 метра.

Корабль спускался на огромном парашюте площадью 960 квадратных метров. Отдельно, также на парашюте спускался манекен, который был в скафандре и в катапультируемом кресле с датчиками для определения перегрузок на активном участке.

Катапультирование «космонавта» осуществлялось на высоте 6-7км. Приземление происходило в нескольких километрах от корабля.

В корабле же находились живые организмы: собака Звёздочка, мыши, лягушки, крысы, насекомые (мухи), проращенные зёрна.

До этого времени с внешней подвеской на Ми-4 ещё никто из нас еще не летал и опыта не было; всё было в новинку, впервые. Техника пилотирования имела значительные особенности. На земле у радиостанции находился сам командующий ВВС округа генерал-лейтенант Цедрик К.Т.

После приземления специалисты облегчили корабль до 1800 – 2000 кг. Так как внешняя подвеска Ми-4 позволяла брать не более 1300 кг, то до этого, ещё в Кряже, инженеры ВВС округа усилили троса внешней подвески и можно было с уверенность брать до 1800-2000 кг, но за счёт уменьшения запаса топлива.

А еще нужно было максимально облегчить вертолёт. С него было снято всё, что можно было снять: сидения десантников, формуляры, инструмент. Бортовой техник был на другом вертолёте; заправка составляла 250 литров (вместо 1000 литров). Борьба шла за каждый килограмм полётного веса.




Первая попытка оторвать корабль от земли не удалась. Запаса мощности двигателя не было. Я принял решение отцепить корабль, приземлился рядом, слил ещё 100 литров бензина на землю и сделал вторую попытку.

Корабль оторвался от земли, завис на высоте 2-3 м. Я проверил работу винтомоторной группы и пошёл на взлёт. Разгон скорости проходил плавно, долго и с большим напряжением. Мощность двигателя была на пределе. Корабль был доставлен на аэродром Заинек и опущен на землю рядом с самолётом Аи-12. Задание было выполнено.

Аналогичную задачу экипажу пришлось выполнять 27 марта в районе стыка границ Удмуртии и Пермской области (в районе Боткинской ГЭС).

Всё было так же, только в корабле была другая собачка – Чернушка. Ныне есть ж.д. станция в Пермской области в честь её имени.

Собачки, в том и другом случае, были небольшими, в костюмчиках, увешанные многими датчиками. Вид их после приземления был неважный: обрыганные, с мутными глазами, вялые и малоподвижные. Но через некоторое время они отошли и стали лаять.

Второе задание так же было успешно выполнено. Корабль был доставлен на ближайшую ж.д. станцию на платформу поезда. Уже был какой-то опыт.

Эти два запуска в марте 1961 года были генеральной репетицией перед запуском человека в космос.

12 апреля 1961 года наш экипаж в том же составе дежурил на аэродроме Кряж. Как нам хотелось увидеть и выполнить задачу по поиску и эвакуации космонавта и корабля, но нам не повезло. Ю.Гагарин приземлился в степи невдалеке от г. Энгельс Саратовской области. Мы так были уверены, что он приземлится в нашем районе. Впрочем, в том районе на аэродроме Энгельс дежурили другие экипажи нашего полка. Гагарин был доставлен на аэродром Энгельс, а затем самолётом в г.Куйбышев в санаторий «Волга». На месте приземления Гагарина сооружён обелиск, где мне пришлось побывать. К сожалению, я был и на месте его гибели 27 марта 1968 года под Киржачём.

В составе того же экипажа, на том же аэродроме Кряж я дежурил и при полёте в космос 6-7 августа 1961 года космонавта Германа Титова, который совершил многовитковый полёт за 25 часов 11 минут на корабле «Восток».

Облетев 17 раз вокруг земли, приземлился он также в саратовской области в районе г.Красный Кут, но вскоре был доставлен на самолёте Ил-14 на аэродром Кряж, где мне и посчастливилось увидеть космонавта № 2, тогда еще капитана Титова. Стоял я близко, в 3-5 метрах. Очень хотел его обнять, но генералы не дали этого сделать.

Трудно передать словами, что творилось на аэродроме «Кряж». Словно весь Куйбышев (миллионный город) высыпал на аэродром, и люди заполняли лётное поле. Ни милиция, ни военный кордон не смогли остановить нашествие людей на аэродром. Люди бежали, ехали на лошадях, на велосипедах, машинах со всех сторон аэродрома.

Видя такое положение, генералы быстро затолкали Титова в автомобиль и увезли в санаторий «Волга».

После полёта и Ю.Гагарин, и Г.Титов отдыхали и обследовались в Куйбышевском военном санатории «Волга», а затем улетали в Москву.

Но и после этого люди оставались на аэродроме; они ликовали, целовались, радовались, гордились за подвиг СССР в космосе. Это был триумф. В воздух летели фуражки, другие головные уборы, похоже было на День победы 1945 года на Красной площади. Не было только музыки и танцев.

Здесь, на аэродроме, я увидел и будущих космонавтов, ещё не слетавших в космос. Среди них выделялся старший лейтенант Андри- ан Николаев. Его густые чёрные брови нельзя было не запомнить.

Надо сказать, что особенностью того периода было то, что всё было строго засекречено, к объекту допускали далеко не всех; у экипажей должна была быть форма допуска No 1. Вокруг было немало работников КГБ, которые контролировали людей, принимавших участие в этом деле. Естественно, что фотографировать строго запрещалось, потому никаких снимков я представить не могу.

Заканчивая свой рассказ, хочу сказать: что бы ни было в дальнейшем с нашей бывшей самой передовой советской космонавтикой, человечество, безусловно, никогда не забудет имена Ю.Гагарина, Г.Титова, В.Терешковой и многих других героев космоса.

А России, её руководителям надо бы не забывать не помню кем сказанную фразу: «Кто будет первый в космосе, тот будет первым на Земле».

И последнее – я благодарен бывшему Советскому правительству, которое высоко оценило скромный вклад нашего экипажа и наградило меня (командира экипажа) орденом «Красной Звезды», ценным подарком и денежной премией. Члены экипажа – правый лётчик и борттехник – были награждены ценными подарками и денежной премией.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх