Крылья над палубой

(Продолжение. Начало в №9-11/2008 г., 1-2/2009 г.)


СУ-27КУБ: Корабельный учебно-боевой

Для подготовки и тренировок летчиков корабельной авиации «ОКБ Сухого» разработало двухместный учебно-боевой вариант палубного истребителя Су-33 (Су-27К), известный в настоящее время под названием Су-27КУБ.

К проектированию сверхзвукового корабельного учебно-тренировочного самолета, названного первоначально Су-27КУ, в ОКБ приступили в середине 80-х гг., еще до выхода на испытания первых опытных Су- 27К. Потребность в такой машине стала тем более очевидной, когда началось формирование корабельного истребительного авиаполка на самолетах G/-27K и пришлось обучать посадке на палубу уже не летчиков-испытателей, а строевых пилотов авиации ВМФ. Эксплуатируемые на ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» двухместные дозвуковые реактивные учебно-тре- нировочные самолеты Су-25УТГ не могли в полной мере отвечать требованиям подготовки пилотов Су-33: слишком уж отличались они по технике пилотирования от сверхзвуковых истребителей, к тому же крылья Су-25УТГ не складывались, что делало невозможным размещение этих самолетов в подпалубном ангаре. Однако по ряду причин путь от первых чертежей учебно-тренировочного варианта Су-27К до выхода его прототипа на испытания занял более 10 лет.

Помимо учебно-тренировочного Су-27КУ, под общим условным названием Т-10КМ2 в «ОКБ Сухого» с 1986-1987 гг. прорабатывалось еще несколько двухместных вариантов корабельного истребителя Су-27К – корабельный разведчик-целеуказатель, постановщик помех, самолет- топливозаправщик и др. Планировалось, что к 2000 г. на вооружение сможет поступить свыше полусотни подобных двухместных корабельных самолетов различного назначения, которые дополнят почти сотню одноместных истребителей Су-27К. Вся эта техника должна была составить основу авиагрупп двух тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.5 («Тбилиси» и «Рига», позднее – «Адмирал Кузнецов» и «Варяг» соответственно) и первого советского атомного авианосца «Ульяновск» проекта 1143.7. Однако распад СССР и свертывание программ строительства новых авианосцев привели к тому, что в строй ВМФ России был введен лишь один корабль такого типа («Кузнецов»), а производство Су-27K ограничилось выпуском менее трех десятков серийных самолетов. К изготовлению первого прототипа двухместной корабельной учебно-боевой машины удалось приступить только в конце 1995 г.

После рассмотрения нескольких вариантов разместить экипаж на двухместном варианте Су-27К решено было по схеме, аналогичной принятой на фронтовом истребителе- бомбардировщике Су-27ИБ (Су-34), – рядом. Вход в кабину также должен был осуществляться не через фонарь, а через люк в нише передней опоры шасси.

Опытно-конструкторские работы по созданию модифицированного двухместного корабельного учебнобоевого самолета, получившего название Су-27КУБ (Т-10КУБ), начались в 1989 г. А летом следующего 1990 г. летчики «ОКБ Сухого» выполнили облеты ТАКР «Тбилиси» и имитации захода на посадку на его палубу на вышедшем незадолго до этого на испытания первом экземпляре истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ. Эти полеты наглядно продемонстрировали преимущества выбранной схемы размещения экипажа на будущей двухместной корабельной машине. Обзор как с левого, так и с правого места в кабине был очень хорошим, и оба летчика могли практически одинаково наблюдать и палубу корабля, и огни посадочной системы.

Предполагалось, что помимо решения учебно-тренировочных задач, самолет Су-27КУБ, при условии комплектации его специальным оборудованием, сможет с успехом использоваться для ведения разведки и целеуказания, постановки помех, обеспечения дозаправки других самолетов, а также выполнения ударных операций на морских ТВД, став, таким образом, подлинно многоцелевым корабельным самолетом.

В ходе проектирования в конструкцию Су-27КУБ решено было внедрить ряд новых технических решений. В первую очередь, они касались аэродинамики самолета. Машину снабдили крылом увеличенной площади с более эффективной механизацией, возросла площадь переднего горизонтального оперения, стабилизатора, подфюзеляжных гребней и рулей направления. Размах крыла увеличился на 1,2 м, при этом размах неподвижных (нескладываемых) частей крыла составил 10,2 м (у Су-33 – 7,0 м), что соответствует размаху стабилизатора, который на Су-27КУБ выполнен нескладываю- щимся. Несколько возросли углы стреловидности по передней и задней кромкам крыла, значительно увеличилась хорда и площадь механизации – закрылков, флаперонов и поворотного носка, который стал адаптивным. Изменилась форма в плане и значительно увеличилась площадь ПГО, угол стреловидности по передней кромке которого несколько уменьшился. Стала другой форма законцовок и возросла хорда стабилизатора.


Су-27КУБ


Посадка на аэродроме ЛИИ


Взлет с трамплина комплекса "Нитка"


Серьезные изменения коснулись конструкции головной части фюзеляжа, в которой разместилась кабина экипажа с расположением летчиков по схеме «рядом», с общим фонарем и входом через нишу передней опоры шасси. Фонарь самолета стал состоять из неподвижного козырька с центральным переплетом и двух створок (над местами левого и правого летчиков), не имеющих эксплуатационных систем открывания: они сбрасываются в процессе катапультирования и могут сниматься только при ремонте самолета. Поперечное сечение головной части фюзеляжа и носового радиопрозрачного обтекателя Су-27КУБ – круглое. Перед кабиной размещена аппаратура радиолокационного прицельного комплекса, основу которого составляет РЛС типа «Жук», разработанная в ОАО «Фазотрон-НИИР».

Применение на Су-27КУБ бортового радиоэлектронного оборудования нового поколения, строящегося на современной элементной базе, позволило избежать существенного повышения массы пустого самолета, несмотря на значительные изменения конструкции (в первую очередь, из-за двухместной кабины экипажа и увеличения площади крыла и оперения). Благодаря этому величины взлетных и посадочных масс самолета Су- 27КУБ остались фактически на уровне серийного одноместного Су-33, что имеет первостепенное значение при эксплуатации самолета на корабле. Вместе с тем, планируемое увеличение тяги двигателей позволяло рассчитывать на возможность повышения боевой нагрузки двухместного самолета, в состав которой могли входить различные средства поражения воздушных и морских (наземных) целей.

Для переоборудования в первый опытный образец самолета Су-27КУБ был выбран второй серийный Су-27К – самолет Т10К-4, ранее носивший бортовой №59. Работы по трансформации Т10К-4 в Т10КУБ-1 начались на заводе в Комсомольске-на- Амуре в ноябре 1995 г. На КнАА- ПО было изготовлено большинство новых агрегатов, отличающих корабельную «спарку» от серийной одноместной машины, в частности спроектирована и построена новая головная часть фюзеляжа, а окончательную сборку самолета осуществили в опытном производстве «ОКБ Сухого». На аэродром в подмосковном Жуковском новая машина была выведена весной 1999 г. На испытания самолет поступил еще до проведения его окончательной окраски. Характерный желтый цвет авиационного грунта на новых деталях и агрегатах позволял наглядно убедиться в большом объеме доработок конструкции самолета. Фактически неизменными, унаследованными от Су-33, а поэтому и сохранившими штатную для этого типа самолета серо-голубую окраску, остались только гондолы двигателей с воздухозаборниками и отсеки средней и хвостовой частей фюзеляжа.


Посадка но ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", октябрь 1999 г.


Виктор Пугачев и Роман Кондратьев после первой посадки Су-27КУБ на палубу, 6 октября 1999 г.


Первый полет на Су-27КУБ выполнил 29 апреля 1999 г. на аэродроме ЛИИ в Жуковском экипаж в составе летчиков-испытателей «ОКБ Сухого»: Героя Советского Союза, Заслуженного летчика-испытателя СССР В.Г. Пугачева и Героя Российской Федерации, Заслуженного летчика-испытателя России С.Н. Мельникова. Этим полетом начался этап летно-конструкторских испытаний Су- 27КУБ. А на Комсомольском-на-Аму- ре авиационном производственном объединении им. Ю.А. Гагарина были заложены в постройку второй опытный, а затем и два предсерийных образца машины, которые должны были воплотить ряд дальнейших конструктивных усовершенствований.

В конце августа 1999 г. Су-27КУБ был перебазирован на аэродром г. Саки в Крыму для проведения испытаний на комплексе «Нитка». Утром 3 сентября новый самолет под управлением летчиков-испытателей «ОКБ Сухого» Виктора Пугачева и Романа Кондратьева впервые произвел посадку на аэрофинишер «Нитки». Утром 6 сентября состоялся и первый взлет Су-27КУБ с трамплина комплекса «Нитка».

В это время на Севере готовился к выходу в море тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», и, по возвращении корабельного истребительного полка к месту постоянной дислокации из командировки в Крым, где проводились тренировки летчиков на комплексе «Нитка», после короткого перерыва в полетах, началась интенсивная работа с палубы корабля.

6 октября 1999 г. Виктор Пугачев и Роман Кондратьев совершили первую посадку на ТАВКР и взлетели с трамплина корабля на новом Су-27КУБ. Так состоялось второе «рождение» Су-27КУБ, которым в палубной авиации принято считать первые посадку и взлет с корабля. Стоит заметить, что произошло это в канун 10-летия исторической первой посадки на ТАКР «Тбилиси» самолета Су-27К, пилотируемого летчиком-испытателем Виктора Пугачевым. В то время у корабельной модификации Су-27 еще не было двухместного учебно-тренировочного варианта. Теперь же, с появлением Су-27КУБ, процесс подготовки и тренировки морских летчиков должен был стать значительно проще и безопаснее.

После проведения первых полетов на «Нитке» в Крыму и на корабле на Севере Су-27КУБ вернули для проведения доработок и дальнейших испытаний в подмосковный Жуковский. И здесь его ждало тяжелое испытание. 16 июня 2000 г. при полете на максимальной приборной скорости на малой высоте самолет попал в неисследованную до этого область эксплуатационных режимов, в результате чего произошло разрушение правой консоли переднего горизонтального оперения, повреждение головной части фюзеляжа и остекления кабины. Это вызвало частичные повреждения некоторых других элементов конструкции и отказ правого двигателя. К счастью, мастерство Заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Виктора Пугачева и летчика-ис- пытателя Романа Кондратьева, несмотря на полученные ими ранения, позволили благополучно завершить этот полет и приземлить на аэродром ЛИИ попавшую в чрезвычайную ситуацию машину.


Взлет Су-27КУБ с палубы


Су-27КУБ на испытаниях на "Нитке", аэродром Саки, 2000-2001 гг.


Су-27КУБ был отправлен в ремонт и на доработки. Оперативно были проведены необходимые усовершенствования конструкции, и уже к концу года испытания возобновились. 19 декабря 2000 г. летчики-испытатели «ОКБ Сухого» Виктор Пугачев и Сергей Богдан выполнили облет Су-27КУБ после ремонта, а уже через день самолет перелетел в Саки, где ему предстояли новые испытания.

В декабре 2000 г. к полетам на Су-27КУБ, помимо летчиков «ОКБ Сухого» Виктора Пугачева, Романа Кондратьева и Сергея Богдана, впервые присоединились военные испытатели Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны России им. В.П. Чкалова – A.M. Раевский, Н.Ф. Диордица и B.C. Петруша.

Первая серьезная работа на Су- 27КУБ с участием летчиков ГЛИЦ была проведена на комплексе «Нитка» в Крыму в декабре 2000 – январе 2001 гг. В ее ходе были оценены взлетно-посадочные характеристики самолета при взлете с трамплина и посадке на аэрофинишер, в т.ч. с максимальными значениями взлетной и посадочной масс. Полеты выполняли военные летчики-испытатели полковники Н.Ф. ДиоТрдица, A.M. Раевский и B.C. Петруша, а также летчики «ОКБ Сухого» В.Г. Пугачев и С.Л. Богдан. Всего на этом этапе испытаний на «Нитке» было произведено 27 полетов, в т.ч. и в ночных условиях. Полученные результаты превзошли все ожидания военных испытателей. Их впечатление от Су-27КУБ было весьма положительным. Однако прежде чем быть запущенным в серию и поступить в строевую эксплуатацию, самолету еще предстояло немало испытательных полетов.

В августе 2001 г, свежеокрашенный в стандартный для российских корабельных истребителей серо-голубой камуфляж, получивший бортовой №21 и большие красные звезды на килях и крыле самолет Су-27КУБ стал участником международного авиасалона МАКС-2001 в Жуковском. Машина демонстрировалась как в статической экспозиции выставки, так и в небе, выполняя полеты в группе со строевыми самолетами палубной авиации России Су-33 и Су-25УТГ и вызвав большой интерес специалистов и посетителей.

Испытания Су-27КУБ на «Нитке» были продолжены весной 2002 г. При этом, помимо традиционной отработки взлетов с трамплина и посадок на аэрофинишер, на самолете были начаты испытания бортовой радиолокационной станции, в частности проведены полеты по оценке работы РЛС в режиме картографирования местности. Затем самолет был вновь перебазирован в Москву для проведения дальнейших доработок.

В июне 2003 г. Су-27КУБ был оснащен новой бортовой радиолокационной станцией «Сокол» с пассивной фазированной антенной решеткой диаметром 980 мм, которая была призвана обеспечить ему значительно более высокие тактические характеристики. Так, новая РЛС имела увеличенную дальность обнаружения воздушных целей (до 180 км в передней полусфере), возможность одновременного сопровождения 24 и одновременного обстрела ракетами четырех воздушных целей. Надводную цель типа «эсминец» эта РЛС может обнаруживать на дальностях до 300 км, а цель типа «ракетный катер» – на дальности до 150 км. Электронное управление лучом в фазированной антенной решетке позволяет совмещать во времени режимы работы «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» и обеспечивать большое число одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей.

Кроме того, на самолет установили опытные версии двигателей АЛ-31Ф с управляемым вектором тяги, что призвано повысить пилотажные свойства самолета и улучшить его взлетно-посадочные характеристики. Летные испытания новой РЛС и модифицированных двигателей начались на Су-27КУБ в августе 2003 г. летчиками-испытателями «ОКБ Сухого» Сергеем Богданом и Романом Кондратьевым. В дальнейшем на самолете планировалось осуществить ряд мероприятий по совершенствованию другого бортового оборудования, в частности установить современную систему индикации, новое пилотажно-навигационное оборудование, а также произвести адаптацию новых систем вооружения. В целом, по комплексу бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения Су-27КУБ решили унифицировать с глубоко модернизированным истребителем поколения «4++» Су-35, первые два опытных образца которого вышли на испытания в 2008 г. (см. «АиК» 1/2009).


На МАКС-2001 Су-27КУБ впервые предстал перед зрителями в новой окраске


Обслуживание РЛС на Су-27КУБ


Поворотная щелевая антенная решетка РЛС


Еще несколько лет назад командование авиации ВМФ России предлагало сделать Су-27КУБ в перспективе единым самолетом морской авиации, который смог бы заменить сразу несколько типов авиационных комплексов не только корабельного, но и берегового базирования. В случае принятия такого решения и выделения соответствующего финансирования Су-27КУБ мог в будущем заменить в корабельном истребительном авиаполку Северного Флота самолеты Су-33, а в морских штурмовых и ракетоносных авиаполках авиации ВМФ России – самолеты Су-24М и даже Ту-22МЗ.

Поступление самолетов Су-27КУБ на вооружение позволило бы существенно облегчить процесс подготовки летчиков палубных истребителей Су-33, сделав ее более эффективной и безопасной, и расширить боевые возможности морской авиации ВМФ России. А возможное создание в будущем на базе Су-27КУБ универсального авиационного боевого комплекса позволило бы получить на вооружение с относительно небольшими затратами высокоэффективный многофункциональный самолет, который поддержит и укрепит боевой потенциал всей российской военной авиации в период до начала массовых закупок авиационных боевых комплексов следующего поколения.

Предполагалось, что в 20042005 гг. к испытаниям присоединится второй опытный самолет Су-27КУБ (Т10КУБ-2), которому предстояло воплотить в своей конструкции ряд доработок и усовершенствований. Он должен был отличаться от первого прототипа несколько перекомпонованной кабиной экипажа, обеспечивающей лучший обзор обоим членам экипажа, а также увеличенным запасом топлива в фюзеляже. Постройка Т10КУБ-2 велась на КнААПО, однако до сих пор так и не завершена. Дело в том, что осенью 2006 г. все работы по С/-27КУБ были приостановлены. С тех пор не летает и первый опытный самолет данного типа. Тем не менее, создатели машины не теряют надежды, что к программе Су-27КУБ, ставшего значительно большим, чем просто «спарка» Су-33, еще удастся вернуться. Одним из поводов для такого осторожного оптимизма является и тот интерес, который продолжают проявлять к корабельным истребителям «Сухого» в Китае, развернувшем в последние годы собственную программу строительства авианосцев.

(Продолжение следует)









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх