Календарь «АиВ»

140 лет назад. 21 января 1856 г., родился Н.Б Делоне, последователь Н Е Жуковского, профессор механики КПИ, один из инициаторов создания Киевского общества воздухоплавания и конструктор планеров

75 лет назад, в декабре 1920 г., в Петрограде было создано авиастроительное предприятие «Красный летчик» в результате объединения воздухоплавательного отделения Русско-Балтийского вагонного завода, «1-го Всероссийского товарищества воздухоплавания С.С.Щетинина» и «Акционерного общества воздухоплавания В.А.Лебедева». Затем предприятие было переименовано в завод №3, а позднее – № 23 Выпускались самолеты: М-9, М-24.Ш-2, У-1.И-2, У-2иУТ-2. Здесь работали Д.П.Григорович, А.С.Москалев, В.Б.Шавров, О К.Антонов, Г И.Бакшаев В 1941 г. эвакуирован в Новосибирск и Казань. После войны работа завода в Ленинграде не возобновлялась

65 лет назад, 4 декабря 1930 г., образован Центральный институт авиа- двигателестроения (ЦИАМ).

65 лет назад, 22 декабря 1930 г.. впервые поднялся в воздух бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6).

60 лет назад, 17 декабря 1935 г., впервые поднялся в воздух самолет «Дуглас» ДС-3 (США) Выпускался в больших количествах (свыше 13000 экз.) в пассажирском и военно-транспортном вариантах (С-47). В СССР строился по лицензии под названием Ли-2. Пройдя ряд модификаций, эта уникальная машина и ныне эксплуатируется во многих странах.

55 лет назад, 29 января 1941 г., совершил первый полет опытный самолет «103», прототип фронтового бомбардировщика Ту-2.

45 лет назад, 4 января 1951 г.,летчик-испытатель Амет Хан Султан впервые поднял в воздух самолет-аналог первой в СССР крылатой ракеты.


На фото: призеры 5-го чемпионата Европы по СЛА Ю.Яковлев и И.Пугач

С 19 по 26 августа на бывшей английской авиабазе Литл Ризингтон состоялся 5-й чемпионат Европы по СЛА, на котором украинский экипаж в составе Юрия В.Яковлева и Игоря Б.Пугача, выступавший на самолете «Аэропракт-20», занял второе место в классе двухместных самолетов.

9-12 октября в Киеве проходила международная конференция «Развитие легкомоторной авиации». Представители Украины. России и Германии (около 50 человек) рассмотрели вопросы проектирования, строительства, эксплуатации ЛА и подготовки кадров. Большое внимание было уделено разработке концепции развития легкомоторной авиации в Украине. Российские и немецкие коллеги поделились опытом решения правовых, сертификационных вопросов и проблемы обеспечения безопасности полетов. По словам президента Украинской ассоциации владельцев легких летательных аппаратов (учреждена в 1994 г., насчитывает более 200 коллективных и индивидуальных членов) А Н.Зенченко, конференция прошла успешно, и ее участники договорились проводить подобные мероприятия ежегодно.

МО и Госкомоборонпромом РФ решен вопрос о снятии с производства на авиазаводе в Самаре бомбардировщика Ту-95МС Высвободившиеся производственные площади будут использованы для выпуска гражданских самолетов.

В октябре в Киевском международном университете ГА (бывший КИИГА) прошел семинар ИКАО по безопасности полетов

АО «Рыбинское конструкторское бюро моторостроения» завершило разработку двигателей РД-600 и ТВД-1500. Первый предназначен для оснащения вертолета Ка-62, второй – самолетов Ан-38 и С-80. Стендовые испытания подтвердили соответствие новых двигателей технико- экономическому заданию.

АООТ им.А.С.Яковлева получило разрешение Министерства обороны РФ на проведение совместных с фирмой «Локхид» (США) работ по программе создания боевого самолета вертикального взлета и посадки нового поколения. По оценке американских партнеров, стоимость НИОКР по этой программе, рассчитанной до 1998 г., составит около 400 млн. USD.

В сентябре американский исследовательский беспилотный самолет на солнечной энергии Pathfinder (Искатель путей), стартовав с авиабазы Эдварде (Калифорния), в ходе 11-часового полета достиг высоты 15400 м. Самолет имеет размах крыла 29,87 м, оснащен 6 электродвигателями мощностью всего по 6,6 л.с. Обладая низкой нагрузкой на крыло, равной 2,9 кгс на ке м, ЛА развивает крейсерскую скорость 30-37 км/ч.



Итоги боевых действий российских ВВС в Чечне (по данным на сентябрь 1995 г.).

Для авиационной поддержки российских войск на территории Чеченской Республики 29 ноября 1994 г. была создана специальная группировка ВВС, действующая по настоящее время. За указанный период авиагруппировка решала следующие основные задачи:

– уничтожение авиации противника на трех аэродромах Чечни с целью исключить ее применение по федеральным войскам и объектам на территории России: -обеспечение выдвижения войск и их поддержка при блокировании и штурме Грозного и других городов Чечни;

– изоляция районов боевых действий и воспрепятствование выдвижению резервов бандформирований;

– перевозка войск и боевой техники, эвакуация раненых:

– ведение воздушной разведки В состав этой группировки в разное время входило до 140 боевых машин, в основном штурмовики Су-25 и фронтовые бомбардировщики Су-24М. а также военно-транспортные самолеты.

Фронтовые бомбардировщики действовали с высот 4000-5000 м (скорость 800-900 км/ч), используя тяжелые авиабомбы, в том числе корректируемые КАБ-500 с лазерной и телевизионной системами наведения Высокоточное оружие применялось летчиками Су-24М достаточно эффективно. Так. 29 декабря 1994 г. прямым попаданием КАБ-500/i разрушена дамба южнее населенного пункта Чечен- Аул. Одной бомбой КАБ-500кр 21 мая 1995 г. поражена база боевиков юго-западнее селения Дагу-Борзой. 24 мая Су-24М наг нес удар двумя КАБ-500л и уничтожил склад оружия в пещере южнее селения Зоны По одной КАБ-500кр оказалось достаточно для поражения 28 мая штаба противника в Ведено, а 3 июня – пункта управления и связи в Шатой. Позже одной- двумя бомбами КАБ-500Л были уничтожены военные базы юго-западнее Ведено (16 июня), в районе озера Голубое (16 августа) и южнее Рошни-Чу (17 августа).

В чеченском конфликте были задействованы и самолеты дальней авиации – Ту-22МЗ. которые наносили удары по маршрутам выдвижения дудаевских войск в районе городов Аргун. Гудермес и Шали, а также сбрасывали САБы для подсветки местности в зонах боевых действий.

В ходе боевых действий 8 Чечне к концу сентября 1995 і ВВС России выполнили более 9000 самолето-вылетов, в том числе 5300 бомбово-штурмовых ударов и минирований, 672 вылета на разведку и свыше 2000 по перевозке личного состава, техники и грузов, эвакуации раненых. Уничтожено более 500 опорных пунктов и баз боевиков, 9 мостов и почти 60складов оружия и боеприпасов, заминировано с воздуха около 300 участков дорог и местности ВТА перевезла 78000 человек личного состава, 2300 единиц техники, почти 6500 т грузов.

За этот период потеряно три российских самолета: два Су-25 сбито дудаевскими средствами ПВО, один Су-24М врезался в сопку по неустановленной причине (наиболее вероятно – из-за отказа техники). Все три экипажа погибли Кроме того, получили различные повреждения еще 24 самолета, причем некоторые из них удалось спасти лишь благодаря мастерству пилотов.

В заключение следует отметить, что ни один российский авиатор, задействованный в чеченском конфликте, не отказался от выполнения поставленных задач.

Подполковник Виктор П.Бельцов, пресс-центр ВВС РФ/ Москва



Аэродром Грозный-Северный, февраль 1995 г.
IV чемпионат Европы по авиамодельному спорту
Команда Украины со своими моделями: В.Крамаренко, А.Бабичев, Д.Нескороженный и автор

С 9 по 16 сентября 8 Польском городе Демблин проходил IV чемпионат Европы по авиамодельному спорту в классе летающих моделей-копий, в котором приняли участие команды 11 стран, в том числе Украины С кордовыми моделями нашу страну представляли экс-чемпионы мира Александр Бабичев и Валерий Крамаренко и 15-летний школьник Дмитрий Нескороженный, с радиоуправляемой – Игорь Жиданов.

Из-за финансовых проблем участие украинской команды в полном составе в чемпионате еще за неделю до выезда было под угрозой В последний момент корпорация «ДИО-лтд». занимающаяся продажей мебели для дома, выступила в роли генерального спонсора и оперативно помогла решить эти вопросы. Украинские спортсмены благодарны руководству -ДИО-лтд» за оказанную помощь.

В этом году с кордовыми копиями выступали 17 человек из 7 стран, с радиоуправляемыми – 21 из 10 стран. 5 моделей были представлены англичанами и поляками в открытом классе гигантских радиокопий.

Украинские кордовые копии самолетов Ан-8 и Ан-26, хотя и были построены в конце 70-х гг . остаются самыми сложными и сейчас На моделях полностью сымитирована металлическая обшивка с заклепками. Только на них установлены самодельные двигатели с четырехлопастными винтами изменяемого шага. Количество и сложность мелких деталей неизменно привлекает большое число зрителей. Очень эффектно выглядит посадка этих моделей с применением реверса воздушных винтов Кордовая копия самолета «Магистр» Д Нескороженного и радиоуправляемая – «Злина-142» И.Жи- данова построены недавно. Модели сделаны в большом масштабе, с применением формованных деталей, подробно проработаны, поэтому на земле и в воздухе смотрятся очень реалистично.

В Международном Спортивном Кодексе описано правильное выполнение каждой фигуры в полете и позиции, на которые следует обращать внимание при стендовой оценке, но не регламентировано, за какие ошибки и в какой степени должны снижаться баллы. Поэтому все оценки, которые выставляются участникам. являются чисто субъективными и за висят от грамотности и честности судей.

По опыту предыдущих чемпионатов украинские спортсмены были готовы к, мягко говоря, не очень объективному судейству, но несправедливость арбитров превзошла ожидания. Судьи (поляк, немец и словак, а также стартовая бригада, состоявшая из поляков), начиная со стендовой оценки, старались обеспечить своим спортсменам отрыв от соперников. Так, модель Ан-26 В Крамаренко, которая была лучшей по стендовой оценке на чемпионате мира 1990 г в Польше же, получила оценку всего 1498 баллов, в то время как модель «Ланкастера» поляка М.Кази- рода. оценена в 1772.5 балла. Оценку выше, чем у Крамаренко, получили также достаточно простые модели: Як-6 поляка Б.Малоты, «Магистр» чеха В.Куси. Л-410 белоруса В Катульского, которая больше похожа на красивую блестящую игрушку, чем на реальный самолет. Белорус А Силоук, представивший хорошо выполненную модель Як-6. получил последнее место по стендовой оценке и отказался от участия в полетах В классе радиоуправляемых копий самой сложной и сделанной наиболее кропотливо была модель самолета «Вилыа-35А» россиянина Мирошниченко. По мнению многих спортсменов, она имела все шансы стать лучшей по стендовой оценке, но ее создателю пришлось довольствоваться лишь десятым местом. На этом этапе модель Крамаренко стала пятой, Нескороженного – седьмой, Бабичева – девятой Копии, которые создавались по заводским чертежам в течение 4-6 лет и проработаны до мельчайших подробностей, оказались оценены ниже явно упрощенных моделей.

«Работа» судей на свои команды продолжалась и на полетах. Так, в первом туре несколько моделистов получили нулевые результаты из-за того, что шум двигателей превышал положенные 96 дБ. Как оказалось потом, прибор, которым проводили измерения, не был сертифицирован, и его показания отличались от контрольного. Все это психологически действовало на участников и отразилось на качестве полетов Но наши моделисты не теряли самообладания и старались показать максимальный результат. В итоге украинская команда заняла третье место. В личном зачете у Бабичева – четвертое место, шестое – у Крамаренко, десятое – у Нескороженного.

Среди радиоуправляемых моделей неизменным успехом пользуется копия самолета «Кодрон ГЗ» чеха В.Хандлика. который истал чемпионом. Среди гигантских копий лучшими были англичане отец и сын Мик и Джим Ривс С моделями «Сопвич Кэмэл» и «Сопвич Пап». Они выполнены в масштабе 1:3, имеют массу около 15 кг и двигатели объемом 30 см3 . Когда смотришь на них в воздухе, то кажется, что попал в начало века…

Чемпионат завершился, но вопрос о справедливом судействе остается незакрытым. Об этом речь будет идти на декабрьском заседании ФАИ


Виктор В.Нескороженный, руководитель команды Украины/ Киев









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх