Моделист - первое звено авиации


Живых свидетелей развития авиамодельного спорта довоенного времени осталось немного. Именно они, порой всеми забытые, являются обладателями уникальных фактов и событий, хранят бесценные архивы, которые составляют не-отъемлемую часть истории авиамоделизма. Юрий Васильевич Захаров, живая легенда авиамодельного спорта, рекордсмен мира и Советского Союза, с 1946 года .работает в АНТК им, О.К.Антонова.

Семья Захаровых жила в Новосибирске. При аэроклубе была открыта авиамодельная лаборатория, руководителем которой был П.П.Прядеин, а инструктором -Н.СТрунченков - основоположник авиамоделизма в Западной Сибири. На его счету 9 мировых и 17 всесоюзных соревнований. Вокруг незаурядного молодого спортсмена собралась когорта выдающихся спортсменов, таких, как Иванов, Серебрянников, Макаров, Рудометов. Огромный интерес в то время был к резино-моторным моделям и к моделям с бензиновыми двигателями. Первый всесоюзный рекорд в авиамодельном спорте был зарегистрирован в 1933 г. на IV Всесоюзном слете авиастроителей. Рекорд принадлежит В.Г.Татаринову, резиномотор-ная модель которого, построенная по схеме «бесхвостка», за 100 секунд пролетела 345 метров.

Юрий Васильевич вспоминает: «Первое глубокое впечатление от авиации осталось у меня после праздника Дня авиации 18 августа 1935 года. Впервые я увидел полеты моделей самолетов: схематических, планеров, резиномоторных фюзеляжных моделей, полеты планеров и самолетов, выполнявших фигуры высшего пилотажа, буксировку планеров за самолетом, прыжки парашютистов». Поле аэродрома было переполнено людьми. Неожиданно для зрителей из самолета десантировалась огромная живая свинья. Ее истошные вопли зрители встретили бурей оваций. Следом за свиньей был выброшен парашютист с баяном. Опускаясь под куполом парашюта, он играл «Все выше и выше…». Публика ликовала. Третий прыжок… Купол раскрылся, но вдруг… парашют отсоединяется, и беспомощный парашютист летит стремительно вниз! Толпа ахнула, остолбенела…и тут неожиданно взмывает вверх запасной парашют! Воздух встряхнуло волной аплодисментов. События того дня наперебой публиковали газеты, журналы, короткие ролики крутили в кинотеатрах. «Чего греха таить, - продолжает рассказ Юрий Васильевич, - время было трудное, но люди умели радоваться, устраивать праздники».

Именно тот день с невероятной торжественностью и массовостью авиационного действа предопределил судьбу 14-летнего юноши. В том же году Юрий построил свою первую фюзеляжную ре-зиномоторную модель конструкции Баскакова по книге «Делай все сам». Работал над моделью Юрий днем, а ночью когда родители спали и никто не мог ему помешать испытывать свое детище, тихонько пробирался в сени. Закрутив мотор в тепле, резко распахивал дверь ногой, и запускал самолет в воздух. Модель взлетала на лыжах. За бортом - 25"С. Дальность полета - 30-40 шагов! Первый успех!

В 1936 г. друзья предложили Юре записаться в авиамодельный кружок. Парень трудился, не покладая рук. Первые чертежи, первые схемы, изучение аэродинамики… Однажды у Н.С.Трунченкова возникла идея в качестве наглядного пособия для ребят сделать стенд по технологии изготовления воздушных винтов, на котором показать всю технологическую цепочку изготовления пропеллера - от заготовки до готового изделия. Часами простаивал Юра у стенда. Пытливость ума, жажда знаний и нехватка наглядных пособий толкнули мальчишку завладеть «сокровищем». Через несколько дней Юрия попросили вернуть «одолженные» винты и пригласили на беседу.

Голубоглазый подросток распахнул двери кабинета, где важно сидели главные люди авиамоделизма. Поздоровался, молча положил на стол винты. Сердце отчаянно билось.

- Скажи, Юрий, зачем взял винты? -спросил Трунченков.

- Для наглядного пособия. Я учиться хочу, летать хочу!

Прядеин и Трунченков посовещались.

- Ладно, коль так, поверим, не выгоним.

- Спасибо, я смогу, я буду!..


Модель с бензиновым двигателем, 1937 г.


Сборная команда Новосибирска, 1938 г. Коктебель. «Абиссинцы» из Новосибирска, победители всесоюзных соревнований по авиамоделизму (пятый слева - Трунченков Н.С.)


Что творилось тогда в душе у Юрия, знает только он сам. Ему поверили, а если бы нет? Как могла бы повернуться судьба парня? Одержимый желанием летать, он стал работать с еще большей отдачей и настойчивостью. Днем - школа, изготовление моделей, ночью - испытания. Судьба свела его с прекрасными людьми, подарила ему шанс и не ошиблась…

Год напряженной работы не прошел даром. Зимой 1937 г. Захарова включают в состав сборной команды Новосибирска. На зимних соревнованиях Юрий занимает два первых места: по планеру классической схемы и планеру схемы «бесхвостка». Ежегодные зимние соревнования проводились на Гусинобродском тракте. Выбирали самый крутой склон, где потоки воздуха могли быть максимальными. Побеждал тот, у которого модель, планирующая против ветра, в воздухе продержится дольше всех. Вручая награды победителю (набор инструментов и книги по авиамоделированию), руководитель лаборатории Прядеин сказал: «Вот теперь я верю в твое искреннее желание летать».

Летом того же года сборная команда едет в Коктебель для участия во II Всесоюзных авиамодельных состязаниях. Здесь Трунченков и Рудометов установили всесоюзный рекорд дальности полета -354 м на резиномоторной модели гидросамолета.

Резина, применяемая моделистами, доставляла им немало хлопот. Спортсмены применяли резину отечественного образца, которая не обладала ни прочностью, ни морозосткойкостью. Перепады температур, чрезмерные нагрузки приводили к ее разрушению. Закручивать резиномотор приходилось очень осторожно, т.к. резиномоторные нити могли порваться, а это зачастую приводило к разрушению модели.

К очередным Всесоюзным состязаниям 1938 г. команда готовилась усиленно. Резиномоторная модель гидросамолета Н.С.Трунченкова пролетела 342,2 метра. Это был мировой рекорд дальности полета. Юрий Захаров не отставал от своих товарищей по команде. С новой моделью гидросамолета он занял два вторых места по дальности и продолжительности полета и одно - по налету. За выдающиеся успехи Юрию Захарову вручили грамоту и карманные часы. Значимость такого подарка для того времени была очень велика - все ребята ему завидовали.

Летние состязания с участием гидромоделей имели свою особенность, т.к. согласно существовавшим правилам, модели совершали посадку на воду. Конструкции их не имели достаточного запаса прочности, т.к. изготавливались из тонких, хрупких деревянных реечек и обтягивались папиросной бумагой. Крылья при соприкосновении с водой намокали, зачастую модели тонули, в лучшем случае, модель приходилось обтягивать заново. Несколько позже эти правила были заменены посадкой на сушу.

При старых правилах модели запускались рано утром, когда ветер дул в сторону моря. Взлетев, модель садилась на воду. После выпуска модели судьи устремлялись к месту посадки на лодке, фиксировали его буйком и забирали модель. После этого при помощи теодолита измерялось расстояние от точки старта до буйка. После изменения правил соревнования начинались в середине дня, когда ветер дул с моря. Модели запускали против ветра в сторону моря, после взлета ветер разворачивал модель к берегу, где она и приземлялась. В результате облегчался замер дальности полета и модели оставались целыми.

Триумфальное выступление команды Новосибирска по итогам Всесоюзных соревнований 1938 г. в Коктебеле была налицо. Главный соперник новосибирцев, команда Москвы, заняла II место, но… влияние Москвы, ее приоритет распространялся не только на политику, но и на спорт. Поступило мнение, что присудить победу команде Новосибирска будет политически неверно. Таким образом, первое место пришлось разделить между москвичами и новосибирцами.

Фоторепортер журнала «Самолет» пригласил победителей сфотографироваться. К прекрасно экипированным москвичам подошли ребята из Новосибирска, одетые вразнобой: кто в косоворотке, иные в майках с отцовского плеча. Улыбнулся фоторепортер и скомандовал: «Ану, абиссинцы, раздевайся!» (в то время закончилась война Италии с Эфиопией). Так журнал «Самолет» опубликовал фото команды, раздетой до трусов вместе со своими моделями.

Проведение соревнований в Коктебеле стало традицией. Однако в том же 1938 г. аэродром был закрыт. Причиной тому послужил угон самолета По-2 летчиком-инструктором в Турцию. Авиамодельные состязания следующих лет (1939, 1940 г.г.) проводились на Украине (Вишневый хутор, Константиновка).

Наступил 1941 год. Все моделисты с нетерпением ждали объявления очередных соревнований, но в том году Всесоюзные соревнования по авиамодельному спорту так и не состоялись…

Виктория Крамаренко, пресс-секретарь сборной команды Украины по авиамодельному спорту









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх