ГРОМКИЕ ЭПИЗОДЫ ТИХОЙ ВОЙНЫ


Вячеслав Морозов, Вадим Антаков/Уфа

Александр Котлобовский/Киев


Авиация в противостоянии на Корейском полуострове (1953-2004 г.)

Как только в июле 1953 г на Корейском полуострове смолкли пушки, лидеры обоих корейских государств приступили к восстановлению, а затем и наращиванию боевой мощи своих вооруженных сил, в т.ч. и военной авиации. В общем, едва закончив одну войну, стороны тут же начали готовиться к другой. Свою лепту в поддержание напряженности вносило и присутствие в регионе советских, китайских и американских войск. По воспоминаниям наших ветеранов Корейской войны, самолеты США нарушали воздушное пространство КНДР, а в ряде случаев вступали в бои с советскими истребителями, продолжавшими некоторое время базироваться на китайских приграничных аэродромах. Обе стороны несли потери. Например, бывший техник 232-го истребительного авиаполка Е.И, Анохин вспоминал, что осенью 1Э53-зи-мой 1954 гг. летчики его части неоднократно вступали в бои с американскими самолетами в северокорейском небе, и нередко после этих стычек «МиГи» возвращались с пробоинами, Дважды он видел гибель наших пилотов, пытавшихся совершить посадку на серьезно поврежденных машинах. Но и на советских истребителях техники иногда рисовали победные звездочки. Историки Южной Кореи относят все подобные боестолкновения на счет китайской авиации.

В хронике тех дней отмечалось, что 17 августа 1953 г. над Демилитаризованной зоной (ДМЗ) наземным огнем был сбит американский учебный самолетТ-6 Texan. А 21 сентября случилось весьма неприятное для Москвы и Пхеньяна событие: «вероятному противнику» достался целехонький МиГ-15бис. На этой машине (борт 1057 красный) дезертировал на Юг ст. л-т Кум Сок Но, посадивший свой истребитель на авиабазе Кимпхо в районе Сеула. В литературе обычно указывается, что он соблазнился наградой в 100000 долларов, которую янки обещали за исправный «МиГ». Сами же северокорейцы считают перебежчика «засланным казачком», т.е. агентом южно корейской разведки, что не лишено основания. Но, как оказалось, «американские империалисты» вульгарно «кинули» Кум Сок Но, расплатившись не полновесной «зеленью», а бонами Оккупационных войск США в Японии и Корее. Эти бумажки отоваривались только в определенных магазинах торговой сети Вооруженных сил США на территории Японии и Южной Кореи. Известно, что Кум Сок Но погасил выданный ему чек 27 апреля 1954 г. на Окинаве, Возможно, именно на этом острове и осел перебежчик. О дальнейшем житье-бытье предателя американцы не пишут ничего, что и понятно, зная о «длинных руках» Великого Вождя тов. Ким Ир Сена и его вездесущих спецслужб. Надо сказать, что этот угон не был первым случаем такого рода. 21 июня

1953 г, незадолго до заключенияперемирия, на Юг улетели на тренировочном Як-18 л-ты Ли Вунг Ён и Ли Ин Сон. Обоих приняли на службу в ВВС Южной Кореи, повысив в звании на ступень. Их Як-18 перевезли для испытаний в Штаты, где самолет получил опознавательные знаки Армейской авиации США (борт 7715 белый).

Процесс «миграции» южнокорейских летчиков на Север тоже происходил. 23 октября того же года пилот 1-й учебной авиагруппы к-н Ким Сон Бэ перелетел на «Мустанге», и хотя его самолет не представлял особого интереса в техническом плане, пользы от привезенной летчиком информации оказалось немало. 20 января 1954 г его примеру последовал пилот артиллерийской группы 2-й дивизии л-т Цой Ман Чжон (по др. данным - Цой Ман Ден), перелетевший к северянам на корректировщике L-19,

В течение 1950-х гг. произошло еще минимум 5 подобных случаев. В частности, 19 ноября 1956 г. во время полета вблизи 38-й параллели корректировщика Cessna L-19 Bird Dog ВВС Южной Кореи второй пилот (имя которого неизвестно) попытался, угрожая пистолетом, принудить командира экипажа первого л-та Ким Мун Гила перелететь на Север. Тот не подчинился, между летчиками возникла борьба, в итоге самолет разбился, похоронив экипаж. Посмертно Ким Мун Гил был награжден и повышен в звании до м-ра. Через 3 года, 22 ноября 1959 г., в КНДР на L-19 перелетел летчик Армейской авиации л-т Мун Юнг Сунг (был приписан к 25-й пехотной дивизии), прихвативший с собой жену. Надо полагать, что некоторые из этих перебежчиков имели отношение к северокорейской разведке и ушли за 38-ю параллель, почувствовав угрозу провала. Хотя северянам доставались отнюдь не грозные боевые машины, но и от них была польза: легкие корректировщики с южнокорейскими опознавательными знаками вполне годились для выполнения спецполетов на Юг.

В феврале 1955 г. произошел ряд инцидентов с участием американских реактивных разведчиков RB-45C Tornado. 5-го числа одиночный «Торнадо» перехватила группа северокорейских МиГ-15, затем вдело вступили 16 «Сейбров», которые сбили два «пятнадцатых» без потерь со своей стороны. По одной победе одержали к-н Джордж Уильяме и л-т Чарлз Сэлмон. По американским данным, бой с восьмеркой МиГ-15 шел над нейтральными водами, в сорока милях от побережья КНДР Скорее всего, это была специально спланированная засада. Официальный Пхеньян отреагировал на случившееся следующим заявлением, опубликованным и в советской прессе: «5 февраля 1955 г. около 13.00 восемь Ф-86 и один РБ-45 вторглись в воздушное пространство страны над Западно-Корейским проливом ив 13.20 достигли пункта в 10 км южнее острова Синмидо. Повернув на юг, продолжили полет в воздушном пространстве КНДР. Встреченные над Ханчхоном, южнее Пхеньяна, истреби-телями КНА, в 13.39 обратились в бегство». Ни много,ни мало,.. В заявлении также говорилось о случае подобного рода, произошедшем 8 февраля.


Сев ер о ко рейс кие летчики проходят инструктаж* На заднем плане - МиГ-17. Середина 1950-х гг.


Этот Як-18 был угнан из КНДР 21 июня 1953 г. и затем прошел испытания в США


Американский Т-6 «Тексан», сбитый над ДМЗ 17 августа 1955 г.


Северокорейские Ил-28 регулярно вторгались в воздушное пространство Южной Кореи


17 августа воздушное пространство в районе ДМЗ нарушила пара самолетов-корректировщиков ВВС США Т-6 Texan, которую обстреляли с земли огнем ДШК. Затем подоспела дежурная пара МиГ-15, и один "Тексан» был сбит. Летчик к-н Гай X. Бампэсс получил тяжелые ранения головы, а наблюдатель к-н Чарлз У. Браун погиб. Американцы заявили, что случившееся - результат навигационной ошибки, и принесли официальные извинения. Поэтому тело погибшего, раненого Бампэсса и обломки машины северокорейцы передали представителям ООН, А 7 ноября произошло скандальное событие, за которое ни Вашингтон, ни Сеул так и не смогли оправдаться, В тот день, после согласования со всеми соответствующими службами, в инспекционный полет в район 33-й параллели отправился ооновский Ан-2 с группой польских наблюдателей, который был сбит огнем с земли. Очевидно, «успех» стал плодом совместных усилий американцев и южнокорейцев, которые поначалу заявили, что самолет «совершал разведывательный полет», а когда осознали, насколько эта версия шита белыми нитками, стали утверждать, что «Аннушка» погибла без посторонней помощи, врезавшись при плохой видимости в сопку.

6 марта 1958 г. было отмечено сбитие в воздушном пространстве КНДР чужого «Сейбра», Никаких комментариев по данному факту не поступало. Из боевых эпизодов 1959 г можно отметить атаку парой северокорейских «МиГов» над морем патрульного самолета Р4М Mercator из эскадрильи VQ-1 ВМС США. Корейцы повредили машину, один из членов ее экипажа был ранен, но самолет дотянул до авиабазы Йокота (Япония). Инцидент произошел летом, в источниках называются и 16 июня, и 4 июля.

В середине июня 1959 г. северокорейские власти объявили, что с 27 июня 1953 г по 28 февраля 1959 г американские самолеты 1721 раз нарушали воздушное пространство КНДР. Если говорить об отличившихся в инцидентах 1950-х гг летчиках, то можно упомянуть Ким Хак Сана, который в середине 1980-х гг. в звании генерал-майора был военным, военно-морским и военно-воздушным атташе в СССР. В прессе отмечалось, что в годы войны он летал на Ла-9, а через некоторое время по ее окончании получил звание Героя КНДР за сбитие нарушителя. В свою очередь, другая сторона не оставалась в долгу. Так, Сеул заявил, что из-за 38-й параллели неоднократно приходили Ил-28 и совершали разведпо-леты, а истребители ВВС Северной Кореи многократно «нарушали воздушное пространство Республики Корея с провокационными целями». Правда, конкретных примеров не приводилось.

Начало 1960-х гг. было отмечено сразу двумя случаями перелета северян на Юг. 3 августа 1960 г. с северокорейской авиабазы Вонсан взлетел для выполнения тренировочного полета МиГ-15бис мл. л-та Чжонг Нак Хёна. Через некоторое время пилот сообщил на КП о потере управления элеронами вследствие отказа гидравлики, В действительности он посадил свой «МиГ» на передовом южнокорейском аэродроме Даипори. Позже этот летчик учился в Сеульском университете на фармацевта и продолжил службу в ВВС Южной Кореи, уйдя в отставку в звании полковника. Его МиГ-15бис получил опознавательные знаки ROKAF (Republic of Korea Air Force) и в течение нескольких месяцев ис-пытывался южанами, после чего пошел на слом (машина была не в лучшем техническом состоянии). В том же месяце в районе н.п. Сокчхо приземлился северокорейский Ил-10, участвовавший в бомбардировке спорного острова Шинми, Неизвестны ни фамилии членов экипажа «Ила», ни причины, побудившие их перелететь на Юг.

9 февраля 1963 г. американский L-19 вторгся в воздушное пространство КНДР у н.п. Чжунчусен, был поврежден огнем наземной ПВО и ушел на Юг в клубах дыма. 17 мая того же года легкий вертолет армии США HiJIer Н-23 Raven пересек 33-ю параллель и, обстрелянный северокорейскими зенитчиками, совершил вынужденную посадку на территории КНДР. Экипаж - к-ны Бен. У. Статтс и Чарлстон У. Фольц - были захвачены. Американцы принесли официальные извинения и заявили, что летчики заблудились. Через год незадачливые капитаны вернулись к своим. 14 января 1964г. ВВС Корейской Народной Армии (КНА) сбили очередного нарушителя, которым оказался американский всепогодный перехватчик F-86D. Летчик погиб. 28 апреля 1965 г.

в воздушное пространство КНДР в районе Синчха-Ривон вторгся самолет-разведчик ERB-47 из 55-го стратегического разведкрыла ВВС США. Он был перехвачен и обстрелян парой МиГ-17, летчики которых доложили о сбитии нарушителя. Другая сторона заявила, что «Стратоджет» получил серьезные повреждения, но смог вернуться на базу. Не прошло и месяца, как 18 мая северокорейская ПВО сбила корректировщик L-19. Скорее всего, это была машина южнокорейской Армейской авиации, и именно ее обломки, в т.ч. киль с надписью «ПОКА 01418..,», изображены на одном из снимков, представленных в Музее Корейской революции.

19 января 1967 г. произошел инцидент на море, в результате которого был потоплен сторожевой корабль №56 ВМС Южной Кореи, С этим эпизодом нет полной ясности. Западные СМИ выдвигают две версии: либо «пятьдесят шестой» оказался в терводах КНДР случайно, либо северокорейские катера атаковали его в нейтральных водах и затем оттеснили в свои пределы, Пхеньян же заявил, что «№56 был заслан в территориальные воды КНДР американскими империалистами с провокационной целью» и выпустил по берегу и северокорейским кораблям несколько десятков 76-мм снарядов. В конечном итоге, №56 был потоплен: сначала его атаковали и повредили сторожевые и торпедные катера, а затем добило НАРами звено МиГ-21Ф-13. В Музее Корейской революции выставлена модель одного из этих самолетов (борт 415 красный).


МиГ-15бис, угнанный в Южную Корею 3 августа 1960 г.а затем испытывался е ROKAF


Северокорейский МиГ-15бис3 совершивший вынужденную посадку на побережье Южной Кореи 3 декабря 1970 г.


В полку ВВС КНА, вооруженном F-6. объявлена тревога


23 января 1968 г. произошел один из самых скандальных эпизодов «холодной войны». В тот день северокорейские сторожевые катера обнаружили в своих терводах неизвестный объект, которым оказался разведывательный корабль ВМС США «Пуэбло». Когда катера пошли на сближение, американцы открыли огонь из крупнокалиберных пулеметов. Корейцы ответили. Затем появились северокорейские истребители МиГ-19, МиГ-21 и вертолеты Ми-4. Командиру «Пуэбло» Марку Ллойду Бьючеру ничего другого не оставалось, как сдаться на милость столь многочисленного неприятеля. Нарушителя отбуксировали в порт Вонсан. Однако Вашингтон решил оказать давление на Пхеньян, и это едва не вылилось в серьезнейший мировой кризис. В Южную Корею были срочно переброшены эскадрилья истребителей-бомбардировщиков F-105 Thuderchief из Невады и еще две эскадрильи истребителей с Окинавы. В местные воды пришла корабельная группировка во главе с атомным авианосцем «Энтерпрайз» (100 самолетов на борту), к которой позже присоединилась другая, включавшая авианосец «Йорктаун» (60 самолетов). Президент США Л. Джонсон призвал из запаса 14000 резервистов ВВСГ Нацгвардии и авиации ВМС, а также приказал расконсервировать 372 самолета экстренного резерва. СССР и Китай стали подтягивать в район возможного конфликта свои воздушные и морские силы. Между тем, северокорейцы осмотрели «Пуэбло» и обнаружили на его борту современное радиоэлектронное разведоборудование. Затем, промаявшись две недели в каталажке и, очевидно, не без «настоятельных убеждений», члены экипажа «Пуэбло» признались в ведении разведывательной деятельности в территориальных водах КНДР, Вашингтону ничего не оставалось, как принести официальные извинения Пхеньяну После этого моряков отпустили, но корабль был оставлен в КНДР в качестве музейного экспоната.

15 апреля 1969 г. ВВС США понесли весьма чувствительную потерю: северокорейцы сбили над своим восточным побережьем самолет ДРЛО ЕС-121М Warning Star (вариант пассажирского лайнера Lockheed Super Constellation). Погибли все, кто находился на борту. Американцы заявили, что машина была перехвачена парой МиГ-21 и уничтожена в 40 милях от побережья КНДР т.е. над нейтральными водами. Они отметили, что в этом году «летающий радар» уже совершил 190 вылетов. Некоторые западные СМИ говорили о навигационной ошибке экипажа ЕС-121. Северокорейские источники утверждают, что «крупный шпионский самолет ЕС-121, вторгшийся в наше воздушное пространство, врезался в море в результате мер самозащиты нашей стороны». Четырехмоторный «Локхид» в течение нескольких недель трепал нервы ПВО КНДР, летая в опасной близости от границы, а иногда задевая се в еро корейскую территорию и провоцируя ответные действия, В итоге штабы ВВС и ПВО КНА разработали совместную операцию по его уничтожению, которой руководил генерал Ким Ги Ок (в войну 1950-53 гг. - ас № 1 ВВС КНА, сбивший, по северокорейским данным, 11 самолетов). Долго ждать не пришлось: когда ЕС-121 в очередной раз зацепил территорию КНДР, он был демонстративно уничтожен. В качестве наиболее отличившихся назывались «доблестные воины ПВО», а в некоторых источниках уточнялось: «доблестные воины-ракетчики». Возможно, экипаж самолета действительно сбился с курса и случайно вошел в воздушное пространство КНДР, где был поначалу атакован и поврежден парой упомянутых «МиГов», а затем добит ЗРК. Как бы там ни было, но американцы особого шума не поднимали, а полеты «Уорнинг Старов» вблизи северокорейского побережья прекратились.

17 августа зенитным огнем над о-вом Канхва был сбит очередной американский вертолет ОН-23. Находившиеся на его борту три человека попали под арест. Иногда столкновения заканчивались победой другой стороны. Так, согласно официальному Сеулу, 13 октября того же года к южно корейскому берегу пытался подойти и высадить людей северокорейский катер, но он был потоплен кораблями и истребителями-бомбардировщиками F-5. Последние также воспрепятствовали вмешательству в инцидент группы МиГ-21.

В конце 1969 г. два пилота угнали на Север гражданский DC-3 с пассажирами на борту, которых вскоре вернули на родину. В 1970 г. (точная дата неизвестна) в КНДР на самолете L-19 перелетели инспектор поставок армейской базы снабжения в г. Джинхо Ли Янг Су и офицер 6-й пехотной дивизии Ли Тай Джон г 3 декабря того же года на южнокорейском побережье вблизи Сокчхо сел «на брюхо» с пустыми баками МиГ-15бис ВВС КНА, взлетевший с авиабазы Намси. Пилот м-р Пак Сун Гук заявил, что залетел на Юг из-за навигационной ошибки и плохой видимости. Интересно, что вылетевшие на его перехват F-5 не смогли обнаружить шедший на предельно малой высоте древний «пятнадцатый». Пак Сун Гук поначалу объявил о своем желании вернуться в КНДР, но после вмешательства тогдашнего южнокорейского диктатора генерала Пак Чжон Хи майор почему-то резко передумал возвращаться в коммунистическое отечество.

26 декабря 1970 г., согласно сообщению северокорейского телеграфного агентства ЦТАК, несколько американских кораблей, в т.ч. и «шпионское судно», вторглись в территориальные воды КНДР а районе порта Чхон-чон. Моряки товарища Ким Ир Сена «предприняли ответные оборонительные действия». Неприятель вызвал в район боя авиацию. Однако «военные суда КНДР нанесли контрудар, полностью сорвавший провокацию противника». Трудно из этого сообщения уяснить ход боя, тем более, что другая сторона никак его не комментировала. 1 апреля 1971 г. «доблестные воины ПВО» особо порадовали Великого Вождя, сбив в районе ДМЗ транспортный С-46 Commando, сбрасывавший осветительные бомбы, и повредив учебно-боевой Т-33. Считается, что оба экипажа в темноте сбились с курса, за что и поплатились.


Экипаж американского вертолета Н-23 сдается северокорейцам. 17 мая 1963 г.


Севере корейский летчик готов поднять свой МиГ-21ПФ в воздух


Надо сказать, что долгие годы по обе стороны 38-й параллели нагнетались воинствующие настроения, временами переходящие в истерию. На этой почве в 1974 г, в южнокорейском небе произошло несколько инцидентов, в ходе которых пострадали свои же. Так, в июне в районе Сеула наземным огнем был сбит американский вертолет. В сентябре здесь же зенитчики обстреляли японский лайнер и свой военный вертолет, а в ночь на 16 декабря - DC-8 авиакомпании KAL с 37-ю пассажирами на борту. От шальных пуль и осколков пострадали жители Сеула: одна женщина погибла, 27 человек получили ранения различной степени тяжести, и некоторые из них умерли в больницах. 24 декабря зенитная артиллерия сделала 70 выстрелов еще по одному гражданскому самолету, который остался неопознанным.Продолжались и приграничные инциденты. 18 февраля 1975 г. северокорейский пограничный катер в районе морского сектора ДМЗ сбился с курса и лег в дрейф. Надо полагать, его занесло за 38-ю параллель, и вскоре южнокорейские корабли, а также истребители-бомбардировщики F-5 потопили катер. 14 июля 1977 г, очередную потерю понесли американцы. В тот день вертолет СН-47 Chinook (№69-17124) ненамеренно нарушил демаркационную линию, вторгся в воздушное пространство КНДР и был сбит огнем зенитных пулеметов. Согласно официальным данным Пхеньяна, из состава экипажа трое погибли, а единственный уцелевший авиатор попал в руки компетентных органов. Полученные в ходе его допроса сведения, официальные разъяснения и извинения Вашингтона убедили власти КНДР в непреднамеренности нарушения. Через несколько дней выжившего счастливчика и останки погибших возвратили американцам. Есть и другая версия, согласно которой вертолетов было два, они не обстреливались с земли, а подверглись атаке пары МиГ-21, которая и сбила один «Чинук».

14 октября того же года ЦТАК заявило: «Двое южнокорейских военнослужащих перелетели на самолете американского производства и попросили политического убежища в КНДР». Похоже, это был последний перелет на Север, по крайней мере, более о таковых СМИ не сообщали. 21 июня 1980 г. южане предотвратили попытку севере корейцев высадить на побережье Желтого моря спецгруппу, В тот день, ближе к вечеру три F-5, один сторожевой корабль и три патрульных катера перехватили и вывели из строя катер, шедший со стороны КНДР, Се вер око ре йцы пытались выручить своих, послав на помощь 5 кораблей и 12 МиГ-21, но у них ничего не получилось. 25 февраля 1983 г. в Южную Корею перелетел ст. л-т Ли Вунг Пхёк на истребителе F-6 {МиГ-19 китайского производства). Взлетев с аэродрома Качхон, он вместо полета на полигон для учебного бомбометания направился на Юг, где его встретили F-5 и привели на авиабазу Су вон. По южнокорейским данным, Ли Вунг Пхёк получил премию в 1,2 млн. USD «за самолет и информацию» {более за информацию, чем за самолет), а чуть позже - еще 100 тыс. USD подъемных. В ВВС Южной Кореи он дослужился до полковника и умер 4 мая 2002 г, от цирроза печени, ставшего следствием тяжелого пьянства. Его F-6 несколько лет использовали, в основном, на учениях для имитации вероятного противника, а затем превратили в наглядное пособие для подготовки резервистов.

Летом 1984 г газеты сообщили, что целиком окрашенный в черный цвет Ан-2 с красным номером «44» и опознавательными знаками КНДР приземлился на территории Южной Кореи для высадки или эвакуации диверсантов, но был захвачен службой безопасности. В некоторых источниках указывалось, правда, без доказательств, что самолет удалось захватить в результате радиоигры, организованной при помощи двойного агента. Многие авторы утверждают, что, скорее всего, пилот Ан-2 просто дезертировал на Юг, а сама машина не имела ни номеров, ни опознавательных знаков. Правда, возникает вопрос, почему южане вопреки своей привычке до сих пор не обнародовали имя перебежчика. Как бы там ни было, в настоящее время самолет хранится в Музее Вооруженных сил в Сеуле. Не исключено также, что история с этим «черным Ан-2» является очередной южнокорейской «дезой», порожденной приступом шпиономании. В 1975 г Армейская авиация Южной Кореи приобрела через «третьи руки» как минимум 3 Ан-2, которые получили местное обозначение L-2. Они базировались в Суджоне вблизи Пусана и использовались как для спецопераций за 38-й параллелью, так и для имитации северокорейских десантов на учениях. Поэтому возможно, что в музее стоит не трофейный северокорейский Ан-2, а южнокорейский L-2, летавший на Север в черной окраске и с опознавательными знаками ВВС КНА.

Несколько раз в меж корейскую конфронтацию вклинивался и китайский фактор. Так, 21 февраля 1986 г. из КНР бежал на F-6 летчик Чжао Паочун. Его курс пролегал вблизи берегов Северной Кореи, и Пекин обратился с просьбой к Пхеньяну оказать помощь в перехвате беглеца. Там сразу же пошли навстречу «старшему брату» и подняли в воздух несколько МиГ-21. На подходе к ДМЗ они его почти догнали, но здесь появились южнокорейские F-5, обеспечившие перебежчику надежное прикрытие Чжао Паочун добрался до Сеульского аэропорта, где и посадил свой истребитель.

В 1980-х гг. весьма часто нарушали воздушное пространство КНДР самолеты-разведчики SR-71. Согласно данным Пхеньяна, в иные годы они до 170 раз пролетали над территорией Северной Кореи, что неизменно вызывало официальные протесты. В прессе также появлялись сообщения, что в отдельных случаях эти самолеты обстреливались ЗРК С-75 и С-200, правда, безрезультатно.

Как северо корейские авиаторы работали против американцев, так южнокорейские - против СССР.

Обычной практикой летчиков ROKAF был перехват и сопровождение советских самолетов, летавших над Японским и Восточно-Китайским морями, в т.ч. направлявшихся с дальневосточных аэродромов на вьетнамскую базу Камрань. Среди объектов перехвата были транспортные Ан-8, Ан-12, Ил-76, противолодочные Ил-38, разведчики Ил-20 и Ту-95РЦ. В основном, эту работу выполняли F-5 и F-4 Phantom, а со второй половины 1980-х гг и F-16. Особенно надо было «держать ухо востро» во время совместных с авиацией США учений, которые наши острословы называли американо-южнокорейско-советскими, В ходе них южнокорейцы, желая не отставать от патрона, выполняли опасные маневрирования вблизи советских машин, действуя на грани фола.

Особое место в истории Южной Кореи занимают события в г. Кванджу, где 24 мая 1980 г. вспыхнуло восстание студентов, к которым присоединились и многие горожане. Среди сил, брошенных на подавление выступления, были боевые и транспортные вертолеты Армейской авиации. Они вели разведку и корректировку артогня, перебрасывали в различные районы города воинские подразделения, обстреливали баррикады и даже отдельных повстанцев. К 27 мая восстание подавили.


Южнокорейский сторожевой корабль №56 под огнем северокорейских МиГ-21. 19 января 1967 г.


Учебно-боевой самолет F-5B из состава ВВС Южной Кореи



Пропагандисты разных стран любят одинаковые приемы, и эти снимки северокорейских авиаторов напоминают фото, публикуемые в «Советском воине». На заднем плане - истребитель F-6 (слева ) и вертолет Ми-4


Теперь немного отвлечемся от основной темы и коснемся участия корейских авиаторов в региональных конфликтах за пределами своей родины. В 1960-70-х гг. полем боя «двух миров, двух систем» стал Вьетнам (если быть более точным - весь Индокитай). Сеул направил на помощь главному союзнику и патрону е Южный Вьетнам весьма солидный контингент, включавший пехотные дивизии «Свирепый тигр» и «Белая лошадь», бригаду морской пехоты «Голубой дракон», различного рода вспомогательные и технические части (в общей сложности около 50000 человек). Что касается авиации, то известно, что «Тигры» привезли с собой 11 -ю корректировочную эскадрилью, летавшую на «Сесснах», а затем на вертолетах UH-1D/H. В ходе боевых действий это подразделение занималось ведением авиаразведки, разбрасыванием листовок, эвакуацией раненых и т.п. Несколько машин было повреждено наземным огнем и в летных происшествиях. Единственной безвозвратной потерей стал L-19. сбитый 24 июля 1966 г. огнем ДШК. Пилот л-т Бан И По погиб. Встречаются косвенные данные о том, что южнокорейские авиаторы посещали индокитайский ТВД для прохождения боевой стажировки в составе экипажей ВВС США и Южного Вьетнама, совершив ряд боевых вылетов на F-4f F-5, А-37, вертолетах и транспортных самолетах,

КНА тоже участвовала в той войне, хотя в значительно меньших масштабах. Из воспоминаний генерал-полковника В. Абрамова, который в 1966 г. возглавлял группу советских военных специалистов во Вьетнаме, следует, что там находилась «эскадрилья «МиГов» с северокорейскими экипажами, которые периодически сменялись на протяжении всей войны». Согласно северокорейским данным, через Вьетнам прошли 800 авиаспециалистов из КНДР - одновременно там пребывало до 70 пилотов и техников. В Пхеньяне уверены, что минимум одного громкого успеха их летчики добились: 28 мая 1969 г. восьмерка МиГ-17Ф перехватила и сбила 12 американских F-105. Вьетнамские и американские источники не подтверждают это, более того, в тот день вообще не зарегистрированы потери F-105-

Наряду с другими странами «социалистического лагеря» КНДР оказывала помощь арабским странам, в т.ч. направляла на Ближний Восток своих летчиков. Например, во время арабо-израильской войны 1973 г. мировые СМИ говорили об участии северокорейских пилотов в боевых вылетах в составе ВВС Египта. Официальный Пхеньян уверяет, что «в 1973 г. А, Садат разочаровался в советской помощи и запросил специалистов из КНДР». Реальность, видимо, куда прозаичнее - северокорейцы прибыли в Египет и Сирию поднабраться боевого опыта. По многочисленным заявлениям официальных лиц и военных руководителей КНДР, в эти страны было направлено около 1500 военнослужащих КНА, под видом иностранных гражданских рабочих и студентов. Исходя из данных радиоперехвата, следует, что впервые «соколы Ким Ир Сена» провели воздушный бой с израильтянами 17 октября 1973 г, и в этой схватке ни одна из сторон потерь не понесла. Согласно корейским источникам, в ходе войны летчики ВВС КНА участвовали в атаках на израильские РЛС и позиции ЗРК, а также, летая на МиГ-21, сбили в воздушных боях несколько «Фантомов» и «Миражей», Свои потери составили до 20 погибших пилотов. Спорадические столкновения над Суэцким каналом продолжались и после завершения боевых действий на земле. Последнее из них корейцы провели 6 декабря, когда пара «МиГов» дралась с парой «Фантомов». Израильтяне тогда заявили, что противник потерял оба самолета: один сбили они, второй - египетская ПВО по ошибке. В Пхеньяне утверждают также, что А. С адат «высоко оценил участие военных из КНДР в боях» и щедро расплатился с Ким Ир Сеном крупными поставками сырой нефтиг а также образцами новейшего советского и трофейного вооружения, В частности, встречалось утверждение, что в КНДР попал даже истребитель F-4.


Южнокорейский F-5 сопровождает советский самолет-разведчик Ил-20, направляющийся в сторону Владивостока


Кроме того, КНДР активно сотрудничала в военной области с режимом Пол Пота в Кампучии, а также с правительствами ряда стран Африки, в т.ч. Замбии, Зимбабве, Конго, Мадагаскара, Танзании Уганды. Практически везде побывали корейские авиаторы. Поставлялась и некоторая матчасть, главным образом устаревшие МиГ-17, которые вполне подходили для местных условий,

После распада СССР и краха «мировой системы социализма» КНДР осталась одним из ее последних островков, живущим в почти полной изоляции от внешнего мира. Несмотря на некоторые положительные сдвиги в отношениях между двумя Кореями, а также между Пхеньяном и Вашингтоном, время от времени продолжают происходить серьезные инциденты на море и в воздухе. Так, 15 января 1992 г. на территории КНДР разбился высотный самолет-разведчик U-2, выполнявший, по заявлению Пентагона, «обычный полет в воздушном пространстве Южной Кореи, следуя в восточном районе страны вдоль побережья над Японским морем». Внезапно он исчез с экранов радаров, но никаких признаков его сбития не было. Реакция официального Пхеньяна нам не известна, но инцидент развития не получил. Очевидно, действительно произошел несчастный случай.

В октябре 1993 г. мировые СМИ обратили внимание на прошедшее в Пхеньяне совещание командиров и политработников КНА, на котором выступил начальник генерального штаба генерал Цой Гван, отметивший, что за последние 20 лет было сорвано более 737 тысяч случаев «гнусных провокаций врагов на суше, море и в воздухе». 17 декабря 1994 г. произошла очередная «гнусная провокация», стоившая американцам вертолета. В 10.00 к-н R Холл из 4-го батальона 501 -й авиабригады армии США поднял свой Bell ОН-58С Kiowa с южнокорейского аэродрома Кемп-Пейдж (н.п. Чунчхон) для выполнения патрульного полета в районе ДМЗ, На борту находился также наблюдатель к-н Д. Хайлмон.

Экипаж был достаточно опытным, однако в Корее находился недавно и, допустив навигационную ошибку, пересек 38-ю параллель. Рассказывает Холл: «Я не знал, что нахожусь над Северной Кореей, пока не увидел справа огненную трассу». Пораженный зенитным огнем вертолет упал на землю и разрушился. Хайлмон погиб, Холл был задержан. Президент Б. Клинтон лично связался с руководством КНДР, принес свои извинения по поводу случившегося и попросил побыстрее отпустить незадачливого летчика Вскоре американца освободили.

Распад СССР привел, помимо сворачивания военной помощи КНДР, к прекращению поступления спутниковой раз веди н формации о Южной Корее. По этой причине Пхеньян был вынужден увеличить число агентов, засылаемых на Юг. Нередко для их ликвидации южане использовали крупные силы, в т.ч. авиацию. Вот лишь один пример. В конце августа 1995 г по морю прибыли разведчики с Севера, на поиск которых было брошено до 40000 солдат и полицейских при поддержке 24 вертолетов. Одного удалось взять лишь 24 октября после ожесточенной перестрелки и ранения, а другого через три дня.

23 мая 1996 г. все мировые телеагентства показали в выпусках новостей истребитель F-6 одной из последних серий с северокорейскими опознавательными знаками и номером 529 красного цвета, совершивший посадку на сеульском аэродроме Кимпхо. На нем бежал на Юг 30-летний к-н Ли Чол Су. В интервью, которое дал перебежчик, он поведал, что прослужил в ВВС более 10 лет, налетав за это время порядка 350 часов. На подобный шаг его подвигли, в первую очередь, простые житейские причины: голод, бедность и т.п. По словам Ли Чол Су, он задумал побег еще в начале года, но керосин для тренировочных полетов был выделен его авиачасти лишь во второй половине мая. Во время группового полета над Желтым морем летчик отделился от общего строя и на предельно малой высоте ушел а южном направлении. Ли Чол Су был принят на службу в ВВС Южной Кореи в своем звании, а за самолет получил премию в 320 тыс. «зеленых» (по другим данным, более 500 тыс.). Истребитель, понятное дело, уже никакого интереса с технической точки зрения не представлял и был передан в один из военных музеев. Подводя итоги, следует констатировать, что пока рано говорить об окончании противостояния на Корейском полуострове. Периодически масло в огонь подливает КНДР, угрожающе демонстрирующая свои достижения в ядерной и ракетной программах. Позиция американцев тоже миротворческой не выглядит. Проводя политику последовательного уничтожения «стран-изгоев», США вполне способны развязать вторую полномасштабную войну в Корее. Анализируя ее последствия, специалисты Пентагона еще в 1993 г пришли к выводу, что «Пхеньян, конечно, будет побит, но после кровавой бани, которая уничтожит Корейский полуостров». Северокорейцы вот уже более полувека ждут от Вашингтона такого шага и неустанно готовятся к войне. Да и развитие событий в Ираке в последнее время не совсем располагает Белый дом к очередным глобальным подвигам. Так стоит ли затевать новый поход?

За помощь в подготовке статьи редакция выражает признательность И. Сейдову

Уже более 50 лет в небе над 38-й параллелью господствует закон: «ни войны - ни мира». Авиация обоих корейских государств - активнейший участник этих событий. Сверху вниз представлены: южнокорейский тактический разведчик RF-5E - постоянный гость в воздушном пространстве над границей между двумя Кореями; истребитель F-4E из 17-го тактического авиакрыла ВВС Южной Кореи сопровождает советский Ту-95РЦ над нейтральными водами Японского моря; F-6, угнанный капитаном Ли Чол Су в Южную Корею 23 мая 1996 г.; один из МиГ-21 Ф-13 ВВС КНДР - участник уничтожения 23 мая 1967 г. южнокорейского сторожевого корабля №56.








This file was created with BookDesigner program bookdesigner@the-ebook.org 05.07.2010






Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх