ИСТРЕБИТЕЛИ P-40 В СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ

Валерий Романенко/ Киев

Окончание. Начало в «АиВ», № 2'2006.


После расформирования 27-го ЗАП подготовка пилотов для Р-40 была возложена на 6-ю запасную авиабригаду, в состав которой входили 14-й и 22-й ЗАП Она была сформирована в мае 1942 г. как центр переучивания на иностранные типы истребителей и базировалась в г. Иваново, примерно в 90 км от железнодорожной магистрали Архангельск-Москва. Сюда доставляли в ящиках самолеты из архангельского и мурманского портов, здесь они проходили приемку (т.е. проверку состояния и комплектации), тут их собирали, облетывали и отсюда направляли на фронт.

В 1942 г. в бригаде собрали и облетали 190 самолетов Р-40С и Р-40Е, из которых 177 отправили на фронт. За тот же период в 14-м ЗАП на Р-40 переучили только 46-й ИАП (32 пилота с общим налетом 858 часов), а в 22-м ЗАП – три полка: 28-й гвардейский, 10-й и 436-й ИАП (20, 32 и 32 пилота с общим налетом 240, 437 и 920 часов соответственно). В бригаде также подготовили новые для советской авиации части – перегоночные истребительные авиаполки (ПИАП). Пять таких полков (с 1-го по 5-й) предназначались для работы на секретной трассе, названной Президентом США Рузвельтом АЛСИБ (Аляска-Сибирь), которая проходила от американского Фэрбенкса на Аляске через Берингов пролив и пол-Сибири до советского Красноярска. По этому маршруту протяженностью 6306 км перегоняли истребители Р-40, Р-39 и Р-63 В каждом ПИАП одна эскадрилья специализировалась на «Киттихауках», v для них в 14-м ЗАП был обучен 61 пилот.

Именно «Киттихауки» и открыли движение по этой трассе. Первая группа из семи Р-40К-1 стартовала из Фэрбенкса 7 октября 1942 г. и 16 ноября приземлилась в Красноярске. Во время перелета два самолета были потеряны – «Киттихаук» № 42-4693 и лидировавший группу «Бостон». В Красноярске американские истребители (№№ 42-46174, -46191, -46193, -46201, -46265, -46267) попали в 45-й ЗАП и затем были перегнаны под Сталинград.

К сожалению, Р-40К оказались непригодны для полетов в суровых сибирских условиях: замерзала маслосистема и «раздувались» радиаторы. Поэтому от перегонки их по АЛСИБу пришлось отказаться – последние пять Р-40К-10 поступили на трассу в марте 1943 г. Всего советская приемочная комиссия в Фэрбенксе приняла 49 Р-40К, из них в строевые полки попали до конца 1943 г. лишь 38 машин: 5 было разбито в авариях и катастрофах (свыше 10%!), 15 длительное время ремонтировались в Киренске и на др. промежуточных аэродромах (из них 6 – вплоть до конца 1944 г.)

К лету 1943 г. обучение на Р-40 в 6-й ЗАБ было завершено. К тому времени в 14-м ЗАП подготовили еще один полк – 191-й ИАП, 32 летчика которого налетали к 28 февраля 122 часа. В 22-м ЗАП прошли переучивание еще две авиачасти – 238-й и 191-й ИАП (повторно к 15.03.43 г.), а также 34 отдельных экипажа (очевидно, для новых ПИАП). Было собрано и облетано еще 94 самолета Р-40Е и Р-40К, из которых в 1943 г. отправили на фронт 80, а в 1944 г.- 6.

6-я ЗАБ была одной из лучших и отлично оснащенных баз подготовки в советских ВВС. Там учили на совесть – не только взлету-посадке, но и стрельбе по воздушным и наземным целям, одиночному и групповому пилотажу, тактике. Поэтому большинство из подготовленных в бригаде частей добились успехов на фронте и стали гвардейскими. Так, 436-й, 46-й и 10-й ИАП за бои на Северо-Западном фронте (именно на Р-40!) были преобразованы в марте 1943 г. в 67-й, 68-й и 69-й гвардейские ИАП и перевооружены на «Аэрокобры».

В связи с сокращением к 1943 г. поступления Р-40 через северные порты и прекращением их перелетов по АЛСИБу, центр переучивания на «Киттихауки» переместился на юг. где начались поставки через территорию Ирана. Южная трасса ленд-лиза начала действовать с июня 1942 г., но «Киттихауки» стали поступать по ней лишь с ноября. Истребители в ящиках выгружали в порту Абадан, перевозили на специально построенный фирмой «Дуглас» авиасборочный завод, собирали и облетывали. Затем специально сформированный 6-й ПИАП перегонял их в СССР с одной промежуточной посадкой в Тегеране. Несмотря на достаточно сложный маршрут (расстояние 1450 км, полет через два горных перевала), потерь Р-40 при перелетах в 1943 г. не было На территории СССР все самолеты поступали в 25-й ЗАП, расположенный в азербайджанском г. Аджи-Кабул. Осваиват=«Киттихаук» здесь начали с 19 ноября 1942 г., когда в полк прибыли три первых Р-40Е-1 (№№ 41-36426, -36440 и -36441). С 23 ноября уже началось обучение 45-го ИАП, который готовили сразу на два шпа истребителей: «Аэрокобру» и «Киттихаук». Инструкторы и обучаемые осваивали технику практически одновременно, но весьма обстоятельно: в 45-м ИАП общий налет 32 пилотов составил 671 час (1682 посадки), было проведено 155 учебных воздушных боев, 112 стрельб по наземным и 98 – по воздушным целям, 134 маршрутных и 113 «слепых» полетов.

С 16 февраля полк приступил к боевой работе с аэродрома Краснодар, располагая десятью P-39D-2, одиннадцатью Р-39К-1 и девятью Р-40Е-1 (№№ от 41-36941 до -36944, от 41-36947 до -36950 и № 41-36666). Он прекрасно проявил себя в знаменитой битзе над Кубанью За два месяца на боевой счет авиачасти записали 118 немецких самолетов при относительно небольших потерях (7 «Аэрокобр» сбиты в боях, 8 повреждены; 1 Р-40Е сбит и 1 разбит в аварии). Это был лучший результат на данном театре боевых действий! Уже Ю мая полк перевооружили на новые модели «Аэрокобр» – P-39L, М и N, а 18 июня преобразовали в 100-й ГИАП. Необходимо отметить, что малые потери «Киттихауков» объяснялись их весьма ограниченным применением, а как показал опыт боев, они уже были не в состоянии сражаться с В1 109G, которые к тому же пилотировали асы JG 3 и JG 52. Все отзывы о Р-40Е звучали пессимистично: недостаточные скорость и маневренность, большой полетный вес, слабый мотор. Вывод был однозначен – самолет пригоден только для авиации ПВО. Вначале летчики еще пытались выжать из самолета все возможное и подолгу во время боя использовали форсажный режим Получалось это почти интуитивно – если советские двигатели на максимальном газу ревели, как звери, то «Аллисон» лишь немного изменял тональность, и все казалось нормальным. Расплата последовала незамедлительно – моторы стали быстро изнашиваться, и мощность их падала. Через месяц инженер полка докладывал, что максимальная скорость «Кииихауков» не превышала 350-400 км/ч. При первой же возможности от них избавились – 27 апреля 4 исправных самолета вместе с пилотами передали в 16-й ГИАП. Этот полк воевал на «Аэрокобрах», поэтому летчиков Р-40Е постепенно переучили на них. «Киттихауки» активно использовали лишь в апреле и мае, а в августе их передали в ПВО, и больше истребители этого типа в ВВС на южном участке фронта не применялись.


«Киттихауки» на одном из промежуточных аэродромов АЛСИБа


Начальник советской военной миссии в американском г. Фэрбенксе п-к Магин готовится к облету Р-40К


25-й ЗАП подготовил в 1943 г. на «Киттихауки» 268-й ИАП (32 пилота), 10 летчиков для 45-го ИАП и еще 6 пилотов для других частей. После того, как 15 ноября 268-й полк убыл, 25-й ЗАП прекратил обучение пилотов на Р-40, однако еще два месяца занимался подготовкой и распределением самих самолетов. При этом проводились: подробный технический осмотр и облет машин; в случае необходимости – их ремонт (некоторые самолеты были не новыми); демонтаж части радиооборудования, частоты которого не совпадали с принятыми в СССР; пристрелка вооружения, а иногда и нанесение красных звезд поверх бель,IX американских (обычно это делали в Абадане). Наиболее типовым выявленным дефектом оказалась коррозия оружия, которая обычно появлялась на пулеметах уже воевавших истребителей после перевозки их по морю. В общей сложности в 1943 г. в 25-м ЗАП подготовили и отправили в боевые полки (в основном, ПВО и ВВС ВМФ) 225 самолетов типа Р-40Е, К, L, М.

Осенью 1943 г. «Киттихауками» стал заниматься расположенный а Кировабаде 11-й ЗАП. Сюда с августа стали поступать Р-40М-10, с ноября – P-40N-1, а с октября 1944 г. – P-40N-30, наиболее совершенная модель «Киттихауков» из поставлявшихся 8 СССР.

Поступление самолетов Р-40 в СССР прекратилось в декабре 1944 г. К тому времени было поставлено 2425 машин. Боевые потери (без учета ПВО и авиации ВМФ) составили 224 «Киттихаука».

В качестве официального мнения о «Киттихауке» в советских ВВС можно привести цитату из «Отчета о боевой работе 4-й воздушной армии за апрель 1943 года»: «…Истребитель «Киттихаук» по летно- тактическим данным уступает «Аэрокобре» и Me- 109F, G. Ведет успешный бой с Ме-109 на горизонтальном маневре, но уступает ему на вертикальном. Может успешно выполнять роль перехватчика бомбардировщиков и разведчиков. У летчиков сложилось мнение, что «Киттихаук» может быть хорошим самолетом при выполнении задач: прикрытие своих войск, сопровождение бомбардировщиков и ведение разведки».

Кроме прямого назначения как истребитель, отдельные Р-40 использовались в советских ВВС и в других ролях. Например, в качестве артиллерийских корректировщиков применялись 3 самолета (№№ 835, 1115 и 1121) в 6-й отдельной корректировочной авиаэскадрилье и 4 – в 12-й. А на 1-й авиаремонтной базе Ленинградского фронта в двухместные фотораз- ведчики была переоборудована небольшая партия Р-40К. При этом все вооружение было снято, и на его место установлены дополнительные бензобаки. Известны и попытки усиления вооружения «Киттихауков» при использовании их в качестве штурмовиков – в 1942 г. на них часто устанавливали реактивные снаряды (по два РС-82 под каждое крыло). По мере убывания Р-40 из ВВС расширялось их применение в ПВО. Авиация ПВО приказами от 24 ноября 1941 г. и 22 января 1942 г. была выведена из подчинения ВВС и стала самостоятельной. По мере увеличения самолетного парка отдельные эскадрильи объединяли в полки, полки – в истребительные авиадивизии и авиакорпуса ПВО, а в начале 1943 г. была сформирована даже 1 -я истребительная армия ПВО. Если на 5 декабря 1941 г. в ПВО насчитывалось 1059 самолетов, то к 1 июня 1943 г. – 3043!


Сборка Р-40 на заводе в иранском г. Абадане. 1943 г.


Двухместный фоторазведчик, переоборудованный из Р-40К на 1-й авиаремонтной базе Ленинградского фронта


Один из P-40N авиации ПВО


Первые 20 «Томагауков» появились в 6-м АК ПВО (под Москвой) еще в октябре 1941 г. Затем весной 1942 г. их получили 104-я ИАД ПВО, прикрывавшая Архангельск, и 148-я ИАД ПВО (Вологда) – 22 и 20 самолетов соответственно а в 6-м АК ПВО и 7-м АК ПВО (Ленинград) появились первые Р-40Е – 12 и 21 самолет соответственно.

Применение «Томагауков» и «Киттихауков» в ПВО постоянно расширялось. В апреле 1942 г. 768-й ИАП (122-я ИАД ПВО) приступил к патрулированию над Мурманском, в ноябре 481-й ИАП – над Баку, 102-я ИАД ПВО – над Сталинградом, а общее количество Р-40Е составило 70 самолетов, «Томагауков» – 33.

К 1 июля 1943 г в ПВО насчитывалось 70 «Томагауков» и 181 «Киттихаук». А еще через полгода «Киттихауки» уже присутствовали во всех без исключения корпусах ПВО. Их количество удвоилось и достигло 357 самолетов, максимальное их число было зафиксировано на 1 июня 1944 г. – 745 машин. Затем по ряду причин (в основном, из-за разочарования в эгом типе) количество Р-40 стало уменьшаться, и к концу войны в ПВО осталось 409 единиц.

Летчики ПВО также оценили Р-40 неоднозначно. Поначалу нравились комфорт заокеанских истребителей, надежная радиосвязь. мощное вооружение, большая дальность, позволявшая длительно барра- жировать над охраняемыми объектами. Но в процессе эксплуатации выявились и досадные недостатки. В первую очередь – малые потолок и скороподъемность. Затем – полное отсутствие оборудования для ночных перехватов: ни специальных приборов для наведения по данным наземной РЛС, ни даже осветительных устройств, т.к. посадочная фара была убираемой, и выпускать ее можно было лишь на минимальных скоростях.

Среди примеров наиболее успешного применения Р-40 в ПВО необходимо отметить использование под Киевом в 1944 г. «Киттихауков» из 9-го АК в качестве осветителей. Под крыло самолета подвешивали 6 осветительных авиабомб САБ-100, которые сбрасывали с превышением в 2000-3000 м над строем атакующих бомбардировщиков, подсвечивая их для перехватчиков. Эта тактика позволила несколько снизить активность Не 111 и Не 177. Были и другие удачи. Так, именно летчики «Киттихауков» обнаружили и подбили над приволжскими степями немецкий четырехмоторный FW 200, на котором летела в Японию специальная комиссия для расследования деятельности легендарного разведчика Рихарда Зорге. Экипажу поврежденной машины удалось совершить вынужденную посадку, и несколько находившихся на борту «Кондора» высокопоставленных сотрудников гестапо и МИД попали в плен. Всего за годы войны летчики ПВО сбили на «Киттихауках» 255 немецких самолетов, что составляет 6.5% от общего числа их побед.


Командир 2-го гвардейского САП подп-к Б.Ф. Сафонов. Весна 1942 г.


Летчики 2-го гвардейского САП к-ны В.П. Покровский и П.И. Орлов в перерыве между боевыми вылетами. На заднем плане – Р-40Е. Лето 1942 г.


Однако с истребителями этого типа был связан и ряд крупных неудач советской ПВО. Так, в 1943 г. они не смогли перехватить над Москвой немецкие высотные разведчики Ju 88R, а весной-осенью 1944 г. Не 111 из Fliegerkorps IV практически безнаказанно бомбили по ночам советские железнодорожные узлы в Украине и Белоруссии. Но самое большое поражение, имевшее громкий международный резонанс и сильно ударившее по престижу СССР, произошло 22 июня 1944 г., когда 180 Не 111 из KG 53 и KG 55 совершили ночной налет на базу стратегической авиации США в районе Полтавы, уничтожив 44 «Летающие крепости» и повредив еще 25. Вылетевшие 6 «Киттихауков» и 6 Як-9 из прикрывавшей эту авиабазу 310-й ИАД ПВО темной безлунной ночью не обнаружили ни одного бомбардировщика, и те улетели безнаказанно. После этого случая начался закат карьеры «Киттихауков» в советской ПВО. Их стали вытеснять более подходящие типы истребителей: Spitfire IX, P-39Q, P-47D-25, а также Як-9 и Ла-7, хотя последние модели Р-40М-10 и P-40N-30 служили до 1947-49 гг.


Авиация ВМФ была третьим «потребителем» Р-40. Туда поступали только «Киттихауки», хотя первые Р-40Е ошибочно называли «Томагауками». Их карьеру в ВВС МВФ можно условно разбить на три периода: «эйфория» – апрель-май 1942 г., «охлаждение» – июнь 1942 – июль 1943 гг. и «ренессанс» – с осени 1943 г.

Вначале повышенный интерес к Р-40 был связан с новыми для авиации ВМФ задачами – воздушным прикрытием союзных конвоев. Здесь главным стала дальность – чем дальше в море истребители встречали конвои, тем меньше им доставалось от немецких бомбардировщиков и торпедоносцев – как правило, в оперативной зоне истребителей морские транспорты потерь не несли. А дальность в 1100 км как раз и была козырем Р-40.

Лучшим в авиации Северного флота (СФ) считался 2-й гвардейский смешанный авиаполк (САП). Его командир известный советский морской ас подполковник Б Ф. Сафонов[2*] – был не только первым Героем Советского Союза на СФ но и одним из четырех летчиков, награжденных за боевые успехи (в том числе и на «Харрикейне») высокой английской наградой – Distinguished Flying Cross. Естественно, что «Киттихауки» направили именно в этот полк.

Первые два Р-40Е поступили в апреле 1942 г. (№ 775, номер второго неизвестен), в мае – еще 12 (№№ 956, 958, 984, 990, 1000-1007[3*]), и последние 10 (1093, 1098,1102, 1110-1116) – в июне, всего 24 самолета. Боевое применение началось почти сразу, хотя вначале, как обычно, возникали проблемы с мотором. Сафонов первым на СФ одержал воздушную победу на «Киттихауке» – 17 мая сбил Ju 88, что подтверждают материалы Bundesarchiv- Militararchiv Koblenz. Но уже 30 мая Б.Ф. Сафонов не вернулся из боевого вылета [4*] на прикрытие конвоя PQ-16. Обстоятельств его гибели в пылу боя не заметили, и наиболее вероятной причиной посчитали отказ мотора… Вместе с выявившимися в процессе эксплуатации невысокими летными качествами это подорвало доверие летчиков к «Киттихаукам», и к осени их перевели на второстепенные задания, а в августе полк перевооружили на «Аэрокобры» Mk.l Р-40Е более-менее активно довоевали здесь до конца 1942 г., а затем просто числились в полку, простаивая на земле без моторов. Так, на 1 мая 1943 г. во 2-м ГИАП[5*] было еще 9 Р-40Е, из них только один – с мотором…


2* За год Б.Ф. Сафонов вырос в звании от ст. п-та до подп-ка, и в должности – от командира эскадрильи до командира полка (с 20 марта 1942 г.).

3* Один из них американская делегация, прибывшая с конвоем РО-15, передала Б.Ф. Сафонову, а еще один, командующему ВВС СФ генерал-майору А. А. Кузнецову

4* На момент гибели имел 20 сбитых лично и 6 – в группе (по летной книжке), за что 14.06.42 г. посмертно присвоено звание дважды ГСС. Современные архивные исследования (Ю Рыбин) подтвердили лишь 8 сбитых самолетов.

5* 2-й гвардейский САП был преобразован во 2-й ГИАП 14 октября 1942 г.


Группа черноморских Р-40К над освобожденным Крымом


Боевые потери Р-40 были невелики: 2 в мае 1942 г., еще 3 до конца года и 4 до июля 1943 г., всего 9 самолетов, небоевые – 3 машины. Успехи летчиков «Киттихауков» оказались несравнимыми с достижениями коллег, летавших на «Аэрокобрах», но все же неплохими: с 29 июня до 15 декабря 1942 г. им засчитали 15 сбитых (9 Bf 109 и 6 Ju 88). Наилучших результатов добился старшина Бокий, который с 1 июня 1942 г. по 1 января 1943 г. одержал 5 побед.

Затем практически до весны 1943 г. «Киттихауки» в советскую морскую авиацию не поступали, несмотря на предыдущие грандиозные планы – в сентябре 1941 г. командование ВВС ВМФ подготовило заявку на 500 Р-40 и 100 Р-38! Новые поставки «Киттихауков» на СФ начались в середине сентября 1943 г. Вначале одиннадцать Р-40Е «подкинули» в 255-й ИАП в дополнение к имевшимся 20 «Аэрокоб рам». Но затем решили направлять их лишь в части, вооруженные совсем уж устаревшей техникой. Так, к середине октября в 78-м ИАП, который с 1941 г. воевал на «Харрикейнах», оказались все Р-40Е из 2-го ГИАП и 255-го ИАП. Для поднятия боевого духа 3 ноября сюда прислали 13 новеньких Р-40М-10 и 1 Р-40К-15, и с конца года полк начал боевую работу. До момента завершения боевых действий в Заполярье (1 ноября 1944 г.) летчики полка показали высокие результаты не только в воздушных боях, но и как мастера бомбо-штурмовых ударов. Действуя на Р-40М-10 (старые Р-40Е, судя по всему, сразу были списаны по износу), они сбили 44 немецких самолета: 1 Ju 88, 1 BV 138, 1 В1 110, 4 FW 190 и 37 Bf 109. При ударах по порту Киркенес в октябре 1944 г. они брали бомбовую нагрузку больше, чем Ил-2: под фюзеляж подвешивали ФАБ-500 (или комбинацию – ФАБ-250 под фюзеляж плюс 2 ФАБ-100 под крыло). Они же первыми на СФ применили топмачтовое бомбометание, и гагько за один день 11 октября 1944 г. группа к-на В.П. Стрельникова потопила 2 баржи и 6 катеров!

С декабря 1943 г. Р-40 начал получать 27-й ИАП, ранее летавший на «Харрикейнах» и И-153, а с октября 1944 г. – 53-й и 54-й авиаполки Беломорской флотилии, которые продолжали наряду с «Киттихауками» эксплуатировать «Харрикейны», И-15, И-153, МБР-2 и «Каталины». Для ведения разведки с сентября 1943 г. фи Р-40М-10 (№№ 43-5974, -5968 и -5952) использовались в 1 18-м ОРАП А в июне 1944 г. флотские авиамастерские переоборудовали один «Киттихаук» в двухместный легкий бомбардировщик.

На Черноморском флоте (ЧФ) «Киттихауки» стали появляться в апреле 1943 г. Поскольку ВВС ЧФ считались как бы второстепенными, то пополнение авиаполков осуществлялось здесь в последнюю очередь, и парк самолетов был разнотипным, устаревшим и изношенным. Например, к весне 1943 г. в двух полках – 7-м и 62-м ИАП – находилось от 3 до 11 истребителей 7 типов: МиГ-3, Як-1, Як-7, ГаГГ-3, И-16, И-153, И-15. Именно в эти части, а также в 30-й РАП, с апреля 1943 г. стали распределять поступавшие по южной трассе новейшие модели «Киттихауков» – Р-40К-10 и Р-40М-10. 65-й ИАП, перевоооужение которого началось в сентябре 1943 г., в ноябре уже пополнялся P-40N-1, а с декабря и P-40N-5. Черноморские «Киттихауки» неплохо проявили себя в боях, но в основном как штурмовики и истребители ПВО. Наиболее известные операции, в которых они принимали участие, – налеты на румынский порт Констанца, срыв эвакуации немцев из Крыма s 1944 г., охрана Ялтинской конференции глав союзных держав в феврале 1945 г.

Численность «Киттихауков» на ЧФ постоянно увеличивалась- с 19 в мае 1943 г. до 42 на 1 декабря. Боевые потери в 1943 г. были минимальными – 3 самолета. Максимальное количество Р-40 на ЧФ оказалось на 1 января 1945 г. – 103 шгуки, а до Юмая 1945 г. оно уменьшилось до 89.

В боях, против Японии Р-40 участия не принимали – в ВВС Тихоокеанского флота поступили лишь 2 тренировочных «Киттихаука», переброшенные с СФ в июне 1945 г.

В целом ВВС ВМФ СССР получили в 1941 -45 гг. 360 самолетов Р-40 всех моделей, а потеряли в боях 66 (18%) – минимальный процент потерь среди истребителей всех типов!

В заключение можно отметить один факт в СССР на «Кипихауках» воевали 3 дважды Героя Советского Союза из 27: Б.Ф. Сафонов, П.А. Покрышев (22 сбитых лично плюс 7 в группе) и М.В. Кузнецов (22+6), причем два последних – более года. Многие летчики стали на них асами и Героями Советского Союза, г целый ряд полков именно на Р-40 завоевал гвардейское звание. В целом, машина неплохо повоевала, хотя обладала характерными недостатками, что значительно сузило область ее эффективного применения.


P-40N из 2-го ГИАП ВВС СФ. Вторая половина 1943 г.


Tomahawk Mk.IIb л-та А.С. Хлобыстова из 20-го ГИАП ВВС РККА. Мурманск, апрель 1943 г. Отметки побед располагались на левом борту фюзеляжа


Tomahawk Mk.IIb из 126-го ИАП. Подмосковье, зима 1941 г.


Р-40Е из 7-го ИАП ВВС ЧФ. Лето 1943 г.


Р-40К л-та Г.Ф. Кузнецова из 436-го ИАП ВВС РККА. Зима 1943 г.


Р-40М мл. л-та В.А. Ревина из 191-го ИАП ВВС РККА. 27 декабря 1943 г. самолет совершил вынужденную посадку на финской стороне Карельского фронта


В следующем номере нашего журнала, в рубрике «Аэросалон», будет помещена статья о легком боевом самолете L- 159ALCA.











Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх