«Шайтан-арба» под огнем

Потери и повреждения Ми-24 в Афганистане

Продолжение. Начало в «АиВ», № 5'2006

А вот рассказ противника о засаде, в которую попали советские вертолетчики 25 сентября 1986 г. под Джелалабадом. Вспоминает пакистанский бригадный генерал Мохаммад Юсуф, отвечавший до августа 1987 г. за подготовку расчетов «Стингеров» в отрядах афганской оппозиции. «Долгое ожидание подходящей цели было вознаграждено в три часа пополудни. Все вглядывались в небо, чтобы увидеть великолепное зрелище – не меньше восьми вертолетов, относящихся к самым ненавистным врагам – вертолетам огневой поддержки Ми-24, приближались к взлетно-посадочной полосе для приземления. У группы Гаффара было три «Стингера», операторы которых поднимали уже заряженные пусковые установки на плечи и вставали в позицию для стрельбы… Огневые расчеты находились на расстоянии окрика друг от друга, расположенные треугольником в кустах, так как никто не знал, с какого направления может появиться цель. Мы организовали расчеты таким образом, чтобы три человека стреляли, а двое других держали ракетные тубусы для быстрой перезарядки… Когда ведущий вертолет был всего в 200 метрах над землей, Гаффар скомандовал: «Огонь!», и крики моджахедов «Аллах акбар» поднялись ввысь вместе с ракетами. Одна из трех ракет не сработала и упала, не разорвавшись, всего в нескольких метрах от стрелка. Две другие врезались в свои цели. Оба вертолета камнем упали на взлетно-посадочную полосу, вдребезги разлетаясь от удара. Произошла дикая потасовка между огневыми расчетами во время перезарядки ракет, так как каждый из команды хотел выстрелить снова. Еще две ракеты ушли в воздух, одна поразила цель так же успешно, как и две предыдущие, а вторая прошла совсем рядом, так как вертолет уже сел. Я полагаю, что один или два других вертолета тоже были повреждены из-за того, что их пилотам пришлось резко сажать машины… Пять ракет, три пораженные цели – моджахеды торжествовали… После прекращения огня люди Гаффара быстро собрали пустые тубусы и разрушили неразорвавшуюся ракету, разбив ее камнями… Их возвращение на базу прошло без происшествий, хотя спустя приблизительно час после их отхода они слышали гул реактивного самолета вдалеке и звук разрывающихся бомб.

В тот день незамедлительной реакции на сбитые вертолеты в Джелалабаде не последовало, русские были просто ошеломлены. Затем аэродром был закрыт на месяц…». Находившийся при отряде оператор с видеокамерой смог запечатлеть дымы от горевших вертолетов. Кассету с отснятым материалом передали Президенту США Р. Рейгану… Как видим, свидетельства сторон в чем-то схожи, а в чем-то расходятся между собой.

После этого случая началось насыщение «Стингерами» отрядов афганской оппозиции. И все же, хотя количество этих ПЗРК в их формированиях росло, оно было не таким уж большим. Так, в начале 1987 г. моджахеды располагали сорока семью комплексами, а через год – девяносто шестью. Советские отчеты того периода часто сообщали о применении противником «Стингеров», но следует учитывать, что в целом ряде случаев за них принимали «Стрелы».

Увы, потери продолжали расти. 29 ноября 1986 г. не вернулись на базу еще 2 вертолета. Пара Ми-24 (экипажи ст. л-та В. Ксензова и л-та И, Козловича), завершая выполнение очередной боевой задачи в районе г. Суруби, отстала от основной группы и была на высоте 1500 м обстреляна двумя «Стингерами», поразившими машину ведущего. Летчик и оператор л-т А. Неунылов покинули вертолет с парашютами, однако попали под вращающийся несущий винт и получили смертельные ранения. Экипаж Козловича поначалу пытался прикрыть своих товарищей и выполнил несколько заходов по врагу. Однако по нему были выпущены еще 3 «Стингера», серьезно повредившие «вертушку». Машина загорелась. Летчику удалось совершить вынужденную посадку, и разбушевавшийся огонь уничтожил вертолет уже на земле. Экипаж уцелел и отстреливался от наседавшего противника, пока не подоспела подмога.

14 января 1987 г. два вылетевшие из Асадабада Ми-24 335-го ОБВП прикрывали пару «восьмерок» с ранеными солдатами. Группа направлялась в Джелалабад. В 30 км от аэродрома назначения ее ждала засада. «Стингер» поразил машину к-на А. Селиванина, которому второй раз пришлось выдержать такое испытание. В результате взрыва ракеты погиб борттехник л-т А. Яковлев и вспыхнули топливные баки. Пламя быстро добралось и в кабину Селиванина, опалив ему руки и лицо. По вертолету открыли огонь зенитные пулеметы и пушечные установки, нанесшие «вертушке» новые повреждения. Командир приказал экипажу покинуть машину и попытался аварийно отстрелить входную дверь. Однако ее пришлось сбрасывать вручную, т.к. пиропатроны не сработали. Селиванину и летчику-оператору все же удалось спастись на парашютах. На земле им довелось отстреливаться из автоматов, но, к счастью, спасательная группа прибыла быстро и вывезла их. Вскоре после этого вылета вышел приказ, которым с целью уменьшения потерь запрещалось брать в полеты на Ми-24 борттехников.


Вертолеты 50-го ОСАП на стоянке в Гардезе, 1986 г.


Повреждения Ми-24 от осколков ракет ПЗРК




Следующее ЧП произошло 4 апреля. В тот день экипаж к-на А. Шипачева из 335-го ОБВП самостоятельно и в составе звена уже выполнил 8 вылетов. Под вечер пришло известие о гибели «двад- цатьчетверки» ст. л-та П. Винника (об этом случае – несколько позже). К месту катастрофы командование отправило две БМД с десантниками, пару Ми-8 и пару Ми-24, в т.ч. машину Шипачева. На место прибыли без происшествий. Транспортники произвели посадку рядом с остатками «вертушки» Винника, а Ми-24 отошли в сторону на 3-5 км, приступив к барражированию и нанесению ударов по указанным разведчиками огневым точкам противника. Не прошло и 15 минут, как по машине Шипачева был произведен пуск «Стингера», который поразил левый борт вертолета. Сразу же отказал ряд систем. Летчик смог выбрать на плоскогорье место для вынужденной посадки и благополучно произвел ее. Как вспоминал сам Шипачев, наземный осмотр показал, что ЭВУ «разорвано в клочья, у лопаток последних ступеней компрессора двигателя вырваны огромные куски…, левый борт изрешечен осколками ракеты, …тяги несущего винта в некоторых местах прожжены осколками насквозь, перебиты семь топливо- и маслопроводов, а также частично повреждена электропроводка». Этот случай стал первым, когда после поражения «Стингером» экипаж смог посадить машину. Через пару дней Ми-24 удалось привести в летное состояние, притом под обстрелом противника, и летчик перегнал его в Джелалабад. После более тщательного ремонта вертолет совершил еще немало боевых вылетов.

16 апреля 1987 г. при прямом попадании «Стингера» взрывом снесло бронекапот двигателя на Ми-24В ст. л-та А. Хабарина. Затем противник выпустил по вертолету еще 3 ракеты. Две прошли мимо, а третья разворотила двигатель, что вызвало пожар. Быстро отключив поврежденный ТВЗ-117 и задействовав систему пожаротушения, экипаж совершил успешную вынужденную посадку. После скоротечного ремонта вертолет удалось перегнать на базу.

20 апреля вновь «повезло» к-ну А. Селиванину. Его машину обстреляли девятью ракетами. Первый «Стингер» снес ЭВУ, второй разрушил и сорвал бронекапот левого двигателя, который продолжал работать, пока в него не угодила «Стрела-2М». Несмотря на 3 попадания, летчик сумел дотянуть до базы и посадить вертолет.

18 мая Ми-24 из 50-го отдельного смешанного авиаполка (ОСАП), основным местом базирования которого был Кабул, прикрывали высадку вертолетного десанта у крепости Алихейль. Ракета поразила Ми-24 к-на С.В. Молчанова, который упал в двух километрах к юго-западу от древней твердыни. Командир экипажа и оператор л-т С. Ешин погибли.

Помимо ПЗРК советского и американского происхождения, в Афганистане применялись британские комплексы «Блоупайп» и «Джейвелин», которые правительство Маргарет Тэтчер поставляло противникам кабульских властей. Созданный компанией Short Brothers «Блоупайп» (Blowpipe – паяльная трубка) был принят на вооружение в 1972 г. и предназначался для поражения целей на дальностях 600-3000 м, высотах от 50 до 1800 м, как вдогон, так и на встречных курсах. Он состоял из пусковой трубы, ЗУР, радиокомандного блока наведения и весил 21 кг. Ракета оснащалась неконтактным и контактным взрывателями, отличалась очень мощной осколочно-фугасной БЧ массой 2,7 кг и развивала скорость около 1.5 М. После пуска ЗУР выводилась на линию визирования цели с помощью автоматической системы с ИК-ус- тройством. Далее оператор, наблюдавший ракету и цель в монокулярный прицел, старался с помощью специального тумблера блока наведения удержать двигавшуюся по радиолучу ракету на боевом курсе. Комплекс впервые использовался в ходе англо-аргентинского конфликта на Фолклендах, притом применялся обеими сторонами. С его помощью удалось поразить 1 британский и 6 аргентинских ЛА. Однако сразу выявились основные недостатки «Блоупайпа»: большая масса, необходимость слежения за целью вплоть до попадания, затруднительность, а то и невозможность применения в горах, поскольку, если летательный аппарат скрывался за возвышенностью, то оператор не мог продолжать наведение ракеты. Эти недостатки стали причиной того, что, несмотря на поставку моджахедам более трехсот «Блоупайпов», «борцы за веру» не очень-то жаловали эту систему и предпочитали использовать более практичные «Стрелы» либо «Стингеры». По имеющимся данным, расчеты «Блоупайпов» сбили всего два Ми-24 и еще три повредили.



Британские солдаты демонстрируют применение ПЗРК «Блоупайп» (вверху) и «Джейвелин»


Вероятнее всего, именно британская ракета поразила 23 августа 1984 г. Ми-24Д, на борту которого погибли ст. л-т И.Г. Смекалов и л-т А. Липовой. Поддерживавший десантников вертолет был сбит во время первой же атаки огневых точек противника. Командир попытался посадить машину на шоссе, но она потеряла управление и разбилась.

7 ноября 1985 г. с помощью «Блоупайпа» моджахеды уничтожили Ми-24Д, выполнявший разведполет. Экипаж покинул неуправляемую машину на парашютах, но при приземлении на склон горы погиб оператор л-т Е. Гаврилков.

В октябре 1986 г. ракета попала в расположенный в кормовой части вертолета аккумулятор, который принял на себя значительную часть энергии удара и взрыва БЧ. Тем не менее, существенные повреждения получил один топливный бак, и хлынувший из него керосин вспыхнул за пределами машины. Созерцавшие огненный фейерверк душманы решили, что вертолет сбит. Но летчик развернул свою «вертушку» и нанес удар по позиции ПЗРК. Был убит оператор «Блоупайпа», а сам комплекс стал трофеем советских войск. Вертолет благополучно приземлился и был отправлен на ремонт в Союз.

Достоверные даты еще двух эпизодов установить не удалось. В одном случае ракета попала в двигатель Ми-24В почти под прямым углом. Взрыв сорвал ЭВУ и вывел из строя «движок», но экипаж смог успешно завершить полет, В другой раз «Блоупайп» также поразил двигатель «вертушки», в которую затем угодила еще и «Стрела». Экипаж совершил жесткую вынужденную посадку и быстро покинул искалеченный вертолет. Машина была ремонтопригодной, но эвакуировать ее не представлялось возможным и пришлось уничтожить, дабы не досталась противнику.

ПЗРК «Джейвелин» (Javelin – дротик) являлся дальнейшим развитием «Блоупайпа», от которого выгодно отличался новым двигателем ракеты, более мощной БЧ и, главное – усовершенствованной системой наведения, хотя она осталась радиокомандной. Теперь от стрелка требовалось лишь удерживать цель в поле монокулярного прицела, а ракета автоматически наводилась по линии визирования. Комплекс позволял вести стрельбу по летательным аппаратам, следовавшим на удалении 300-5000 м и высотах 0-1980 м. Скорость полета его ЗУР – 1,6 М. В Афганистан попало не более 30 «Дротиков», с помощью которых удалось сбить три Ми-24 и еще несколько повредить.

Авторам удалось установить лишь одну точную дату успешного применения в Афганистане «Джейвелина». 24 марта 1987 г. ракета попала в аккумуляторный отсек Ми-24П, который продолжал полет. Тогда душманы произвели пуск еще пяти ЗУР разных типов, но только одному «Стингеру» удалось попасть в цель. Несмотря на это, поврежденный вертолет благополучно вернулся на базу. В мае 1988 г. ракета нанесла смертельный удар Ми-24П, разрушив его главный редуктор, но экипаж успел спастись на парашютах. В другом случае в результате попадания «Джейвелин» в низко летевшую «двадцатьчетверку» вышли из строя оба двигателя. Попытка экипажа совершить вынужденную посадку на большой скорости закончилась катастрофой. Еще один Ми-24 был поврежден «Джейвелином» и затем добит «Стрелой», после чего рухнул в горах. Известен так же случай, когда после попадания британской ракеты в корму вертолета экипаж сумел посадить его, но вернуть в строй эту машину не удалось.

Авторы выражают благодарность Я. Виктору, Д. Волкову, Е. Воронину, А. Заблотскому, В. Зинченко, С. Кожуховскому, В. Лисову, И. Сеидову и И. Фролову за оказанное содействие при работе над статьей.

Окончание следует


Николай Терец/ Запорожье








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх