ПРАЖСКОЕ МЕМОРИАЛЬНОЕ АЭРОШОУ – 93

Валерий Д. Романенко, корр. "АХ"/ Прага-Киев

Есть такое выражение – "именины сердца". Лаконичнее и выразительнее не скажешь о впечатлениях авиационных фанатов, проведших уикенд в окружении "мустангов", "киттихауков", "уайлдкетов", и прочих "динозавров" мировой авиации, знакомых нам лишь по книгам, фотографиям и фильмам. Уникальную возможность на три дня окунуться в атмосферу боевого аэродрома времен второй мировой войны предоставил тысячам любителей авиации аэроклуб города Руднице в Чехии.

Автор у истребителя Curtiss P-40M Kiltyhawk

Истребитель Super-marine Spitfire LF Mk.IXe в послевоенной окраске 312 Чехословацкого дивизиона RAF

Палубный штурмовик-торпедоносец Grumman ТВМ-3 Avenger. Окраска самолета соответствует периоду войны в Корее

Истребитель North American P-51D Mustang 8-й воздушной армии США, Великобритания, 1943-1945 гг.


Идея мемориального аэрошоу возникла в 1991 г., когда в еще единую Чехо-Словакию стали возвращаться ветераны, воевавшие на западном фронте, в основном в английских королевских ВВС (RAF). Честно сражавшиеся с "люфтваффе" с тревожного 39-го по победный 45-й, они пришлись не ко двору в коммунистической Чехословакии и после 1948 г. вынуждены были выбирать между тюрьмой и эмиграцией. Поэтому девиз первого Мемориального аэрошоу, состоявшегося в июне 1991 г., – "Благодарность Чешскому государству и тем, кто за него воевал", а основные участники -реальные самолеты, на которых чешские пилоты в молодости воевали с фашизмом.

Второе Мемориальное аэрошоу проходило с 23 по 27 июня 1993 г. и было подчеркнуто историческим. Решено было не делать "солянку сборную" из ультралайтов, дельтапланов, воздушных шаров и МиГ-29 с "Харриерами", а показать только "ветеранов". Уже не было необходимости доказывать, что воевали не только на востоке, а девизом праздника стал "Примирение под Ржипом". Местом проведения опять было выбрано Руднице, а Ржип – это очень красивая, поросшая зеленью гора в нескольких километрах от аэродрома, с которой когда-то по древней чешской легенде сошли три брата – Чех, Лях и Рус, чтобы основать три народа.

А теперь о самом интересном, к чему автор, воспитанный на отечественных "бревноутах", склепанных из кровельного железа, или в лучшем случае на "оболочках" когда-то полноценных боевых самолетов, был напрочь морально не готов. Оказывается, экспонаты, раритеты-ветераны, прибывают на праздник… своим ходом, по. воздуху! Да за тысячи километров, да еще пилотаж крутят перед посадкой, и бои воздушные ведут, правда, только с пиротехническими эффектами.

Слетаться старички стали с 24 июня, за день-два до официального показа широкой публике, так что времени осмотреть, потрогать, сфотографировать, полазить и иногда даже полетать на них для членов Авиационного исторического общества (LHS) было предостаточно. LHS объединяет настоящих фанатов от истории авиации, людей самых разнообразных профессий, и по нашим меркам неформально "в квадрате": ни уставов, ни списков, ни взносов, хотя есть свой печатный орган. В "мирное" время заседает по четвергам после работы в пивном ресторанчике на окраине Праги, в "особые периоды" собираются под знаменами очередного аэрошоу в любом конце страны, бескорыстно и вполне профессионально выполняя серьезную часть оргработ.

Однако вернемся на ВВП. Первым ожидали "Спитфайр", но его обогнал "Магистр" – воздушная школьная парта большинства военных и довоенных пилотов RAF. Сделав два круга почета, ярко-желтый самолетик смешно запрыгал по неровностям травяной полосы, покачивая крылышками. Следующие дни англичане Тони Смит и Брайен Браун демонстрировали на 50-летнем ветеране лихой пилотаж.

"Спитфайр" LF.IXe прилетел через полчаса. Окрашенный как самолет 312-го чехословатского истребительно дивизиона RAF, с чехо-словатскими же опознавательными знаками он, безусловно, стал "гвоздем программы".

Третьим еще через полчаса прибыл мощный палубник "Эвенджер" из частной коллекции Дидье Шабля (Франция). Зарулив на стоянку, пилот нажал кнопку в кабине, и широкие крылья грациозно и плавно, на глазах у изумленной публики… по-птичьи развернулись и прижались к фюзеляжу, отчего самолет как-то сразу стал похож на большую черную ворону, севшую на ветку, и опешившая публика еще несколько минут ожидала, не почешет ли он нос стойкой шасси.

Экспонаты знаменитой "Даксфордской коллекции" из Англии прибыли на следующий день: элегантную белую "Каталину" PBY-5A пилотировал сам шеф "Общества Каталин" Поль Уоррен Вильсон, а наибольшую в Европе "Даксфордскую коллекцию истребителей" представляли Р-40М "Киттихаук" в "пустынной" окраске 112 дивизиона RAF, действовавшего в Северной Африке, и FM-2 "Уайлдкет" в темно-синем камуфляже эскадрильи CVE-67 авиации Корпуса морской пехоты США (авианосец "Соломоне"). Кстати, в эту коллекцию созданную на базе бывшего военного Центра развития методов воздушного боя, убыл и единственный найденный в СССР целый Р-40В. Как говорится, без лишнего шума, прямо из ангара Центральногс аэроклуба в Тушино. Следом оттуда же – и BF-109F. Вот такие мемориальные дела.

P-51D "Мустанг" Роберта Ламплуа из "Aerial Museum", Hope Велд Великобритания, пожалуй, единственный знакомый нам аппарат: Е этой же оливково-зеленой окраске и с этими же знаками 8-С воздушной армии и надписью "Miss L" он играл одну из ролей в знаменитой кинокартине "Мемфис Белл".

Последним почти в темноте сел B-25N "Митчелл" (серийный N44-29507, регистрационный RAF HD346) с экипажем симпатичны> голландцев под командованием Эдвина Босхоффа, летчика испытателя фирмы "Фоккер" и руководителя команды "Военно-воздушные силы герцога Брабантского" из Эйндховена. Представители шуточных ВВС крепко запомнились зрителям нетривиальным рекламным трюком: два раза отбомбившись петардами в стороне, третий раз открыли створки при подходе к трибунам! После легкого шока и желания залечь и окопаться публика в открытого бомболюке без труда читала рекламный щит фирмы BOLS Отложилось в подкорке? Это вам не "смешные цены"…

Советская авиация была представлена По-2 (правда, польской лицензионной постройки) из венгерского Музея транспорта и Як-11 капитана Г. Шамберта из авиакомпании Air Inter (Франция).

А всего на яркий красочный праздник слетелось более 8С самолетов, вертолетов и планеров. Демонстрационные полеть продолжались два дня – субботу и воскресенье, и собрали несколько десятков тысяч человек. Посетил шоу и Президент Чехии ВацлаЕ Гавел. В программе, кроме полетов ветеранов, умелой имитации воздушных боев истребителей и бомбардировщиков, были: высшие пилотаж, воздушная акробатика, демонстрация новых конструкций фирмы AERO (L-39MS и L-139 "Альбатрос"), катание на вертолетах Наземная часть программы включала осмотр авиатехники, встречи с ветеранами, пресс-конференции. Почти постоянно работало телевидение, и сюжеты с аэрошоу шли в эфир по нескольку раз в день.

Особого внимания заслуживает работа сотрудников пресс-центре под руководством главного редактора хорошо знакомого scetv моделистам журнала "Летецтви+Космонаутика" г-на Иозефа Фрибы создавших практически идеальные условия для работы корреспондентов. Так, к примеру, известный публицист Павел Тыц \> редактор Петр Кольман к утру следующего дня готовили и издaвaли исчерпывающий информационный выпуск о событиях дн$ предыдущего с указанием элементов программы, номеров самолетов имен членов экипажей, точного времени, плана аэродрома и т.д.

И в заключение – о хозяевах и создателях этого замечательного праздника. Весь огромный объем работы, связанный с подготовкой и проведением аэрошоу – поиск спонсоров (государство на подобные мероприятия денег не дает, хотя охотно в них участвует), создание инфраструктуры, издание билетов, буклетов, реклама, топливо транспорт, размещение и пр., провел небольшой (стартовый СОСТЭЕ 5 человек) оргкомитет под руководством президента г-на В Дворжака. А с вопросами приглашения иностранных пилотов с и> уникальными самолетами блестяще справился г-н 3. Гурт, автор ряда книг по истории авиации, хорошо известный читателям СНГ.

Пожелаем же чешским коллегам, чтобы к названию следующим мемориальных аэрошоу прибавился эпитет "традиционное", а нашим читателям – увидеть нечто подобное хотя бы раз…

Средний бомбардировщик North American В-25 Mitchell

Учебно-тренировочный самолет Miles Magister ВВС Великобритании

Палубный истребитель Grumman FM-2 Wildcat. Окраска конца II мировой войны,авианосец USS Solomons

Многоцелевой самолет-амфибия Concolidated Carolina








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх