ДАССО/ДОРНЬЕ «АЛЬФА ДЖЕТ»


Легкий штурмовик


«Альфа Джет» французских ВВС совершает посадку. Тормозные щитки в выпущенном положении


Один из самых распространенных в мире учебно-боевых самолетов второго поколения, «Альфа Джет» стал примером для подражания авиастроителей многих стран мира. Он создавался совместными усилиями Франции («Дассо-Бреге» - головной разработчик) и ФРГ («Дорнье») при участии бельгийских фирм «Фэйри» и «SABCA». «Альфа Джет» - первый учебно-тренировочный (учебно-боевой) самолет второго поколения. В отличие от своих предшественников, он с самого начала разрабатывался как для тренировки летчиков, так и для решения ударных задач. В ВВС Франции «Альфа Джет» предназначался, в первую очередь, для замены устаревших учебно-тренировочных самолетов Локхид Т-33 и СМ.170 «Мажистер» (при этом нанесение ударов по наземным целям относилось к второстепенным задачам). В Люфтваффе ему отводилась роль легкого штурмовика, призванного заменить истребители-бомбардировщики Фиат G.91.

Первый полет опытного самолета в варианте УБС состоялся в октябре 1973 года, а ударный «Альфа Джет» впервые поднялся в воздух в январе 1974 года. Серийный выпуск самолетов для ВВС Франции начат в 1977 году, а для ВВС ФРГ - в 1978 году.

ВВС США также рассматривали возможность приобретения лицензии на постройку самолета «Альфа Джет». Предполагалось, что его производство будет осуществлятся фирмой Локхид. Потребности США оценивались в 350 УТС. Однако, более приоритетные программы переоснащения ВВС боевыми самолетами не позволили в то время изыскать средства на обновление парка учебно-тренировочной авиации американских ВВС.

Всего построено 504 самолета «Альфа Джет» всех модификаций. Они состоят на вооружении ВВС Франции, Германии, Греции, Бельгии, Марокко, Египта (осуществлялась постройка по французской лицензии), Нигерии, Кот Д'вуар, Катара, ОАЕ, Того и Португалии. Стоимость одного самолета (по курсу 1975 года) составляла 4,5 млн долл. в варианте штурмовика и 1,7 млн долл. - в варианте учебно-боевого самолета.

Ударный вариант самолета «Альфа Джет» предназначен для непосредственной авиационной поддержки наземных войск, изоляции поля боя, ведения разведки. Самолет обладает высокой маневренностью и большой (для своей «весовой категории») боевой нагрузкой - 2500 кг.

В начале 1980-х годов «Альфа Джет» испытывался и в качестве «истребителя вертолетов». В качестве «дичи» к испытаниям привлекался армейский вертолет Во.105, на который штурмовик наводился по командам с наземного пункта управления. Однако, результаты оказались неудовлетворительными: вертолету, как правило, удавалось уклониться от атаки одиночного самолета. Несколько лучше оказались результаты использования одновременно двух самолетов: один из них барражировал на высоте и корректировал действия другого. Однако соотношение «два охотника на одну утку» оказалось неприемлемым по экономическим соображениям (впрочем, еще большим провалом окончились попытки применить в качестве противовертолетного средства истребители F-104G).


В групповом полете самолеты «Альфа Джет» ВВС Германии


«Альфа Джет» из состава ВВС Германии


Конструкция. Выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и двумя двигателями в гондолах по бокам центральной части фюзеляжа. Фюзеляж с боковыми воздухозаборниками выполнен в соответствии с правилом площадей.

Кабина экипажа - двухместная, с тандемным расположением экипажа. Заднее сиденье расположено с некоторым превышением над передним, что обеспечивает второму члену экипажа обзор, позволяющий самостоятельно осуществлять посадку. Имеется два отдельных фонаря, открывающихся назад. Самолеты ВВС Франции оснащены катапультными креслами Мартин-Бейкер Мк.4 (возможно покидание самолета на скорости не менее 166 км/ч), германские самолеты - креслами Стенсел SIIIS (обеспечивают катапультирование на стоянке).


В кабине самолета «Альфа Джет»


Схема самолета ДАССО/ДОРНЬЕ «Альфа Джет»


На верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа расположено два воздушных тормоза (площадь - 0,74 м2 ), выполненные из углепластика.

Крыло имеет угол стреловидности по 1/4 линии хорд 28°. Отрицательный угол поперечного V равен 6°. В корневой части имеются небольшие наплывы по передней и задней кромкам, которые увеличивают хорду в корневом сечении на 13%. Примерно на середине размаха крыла на передней кромке имеется уступ. Применена геометрическая крутка сечений (от 0 у корня до 1,8° на конце).

Механизация крыла включает двухщелевые закрылки общей площадью 2,86 м2 с углом отклонения 35°. Их узлы навески вынесены за нижнюю поверхность крыла. Для уменьшения лобового сопротивления они размещены на одной линии с крыльевыми пилонами, которые расположены на 65% размаха крыла.

Элероны расположены в концевой части крыла, они занимают 35% размаха крыла.

Цельноповоротное горизонтальное оперение имеет стреловидность по передней кромке 30°, положительный угол поперечного V равен 12°. Стреловидность вертикального оперения по передней кромке - 45°.

Шасси - трехопорное, с носовым колесом. Все стойки одноколесные, имеют гидравлический привод. Передняя стойка управляемая. Она убирается поворотом вперед и смещена вправо на 200 мм от оси самолета. Основные стойки убираются под каналы воздухозаборников. Все пневматики - низкого давления (4 кгс/см 2 при нормальной взлетной массе). Обеспечивается возможность эксплуатации с грунтовых аэродромов.

Штурмовик «Альфа Джет» (для ВВС ФРГ) снабжен аварийным задерживающим гаком.

Силовая установка. Два ТРДД SNECMA «Ларзак» (2 х 1440 кгс).

Общесамолетные системы.

Гидравлическая система состоит из двух независимых подсистем с рабочим давлением 210 кгс/см2 . Насосы одной из подсистем имеют электрический привод, насосы другой приводятся от двигателей самолета. Система обеспечивает привод поверхностей управления, закрылков, шасси, воздушных тормозов и управление носовым колесом.

Воздушная система обеспечивает герметизацию кабины, питание высотных костюмов экипажа, а также наддув топливных баков. Система кондиционирования использует воздух, отбираемый от двигателей. При полете на большой высоте в кабине поддерживается избыточное давление 0,3 атм. Кислородная система питается от газификатора с жидким кислородом емкостью 10 л. При катапультировании летчики снабжаются кислородом из двух баллонов, расположенных под сиденьями.

Оборудование и системы самолета питаются от двух стартеров-генераторов мощностью по 9 кВт с приводом от двигателя. Они вырабатывают постоянный ток напряжением 28 В. В электросистему входят два статических преобразователя для получения переменного тока напряжением 115 В (частота 400 Гц) и никелево-кадмиевая аккумуляторная батарея емкостью 36 А ч.

Целевое оборудование. Снабжен стандартным комплектом бортового оборудования, обеспечивающим самолетовождение и боевое применение при хороших погодных условиях. Имеется оптический прицел с индикацией на лобовом стекле, КВ и УКВ приемопередатчики, запросчик-ответчик системы радиоопознавания, приемник системы ближней навигации VOR/ILS и СПу. По требованию заказчика самолет может быть доукомплектован системой TACAN, навигационным вычислителем, радиовысотомером и аварийным самописцем.

Вооружение. На подфюзеляжном узле подвески может размещаться контейнер с 30-мм пушкой DEFA 553 (скорострельность 1300 выстр./мин., боекомплект 150 снарядов), 27-мм пушкой Маузер (150 снарядов) или двумя 12,7-мм пулеметами (250 патронов на ствол). На четырех подкрыльевых узлах могут размещаться фугасные свободнопадающие бомбы массой до 400 кг, зажигательные бомбы (314 или 375 кг), контейнеры MATRA IPF-1 с НАР калибром 70 мм, напалмовые баки или буксируемые мишени, а также два ПТБ по 310 л.

Летно-технические характеристики самолета ДАССО/ДОРНЬЕ «АЛЬФА ДЖЕТ»

РАЗМЕРЫ:

размах крыла, м 9,11

длина самолета, м 12,29

высота самолета, м 4,19

МАССЫ, кг. нормальная взлетная:

в варианте УБС 5930

в варианте ударного самолета 7500

максимальная взлетная 8000

топлива во внутренних баках 1630

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: максимальная скорость:

у земли, км/ч 1000

на большой высоте, км/ч 920

максимальная скороподъемность, м/с 57

практический потолок, км 14 200

практическая дальность полета:

у земли, км 500

на большой высоте, км 1600

перегоночная дальность, км 2900

длина разбега, м 420

длина пробега, м 500

максимальная эксплуатационная перегрузка, д 8,0









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх